УДК 796.89 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10404
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПО АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ЮНОШЕЙ 20-23 ЛЕТ
Е.О. Рыбакова, М.А. Возисова
Разработаны индивидуальные тренировочные программы по атлетической гимнастике на основе исходного уровня физической подготовленности и компонентного состава тела юношей. Представлена динамика показателей силовой подготовленности, мышечного и жирового компонентов испытуемых во время эксперимента, подтверждающая эффективность эксперимента.
Ключевые слова: атлетическая гимнастика, программы, компонентный состав тела, физическая подготовленность.
Актуальность исследования обусловлена проблемой снижения уровня здоровья и физических возможностей студенческой молодежи России, о чем свидетельствуют многочисленные научные данные последних лет [7]. Вместе с тем, наблюдается с одной стороны, большой интерес студентов к фитнесу, силовым видам спорта, желание находиться в отличной физической форме и развивать физическую подготовленность и, с другой стороны, отсутствие приемов позиционирования престижности атлетической гимнастики, ее способности формировать спортивный стиль жизни и корректировать телосложение [6, 11].
Проблема исследования заключается в том, что с точки зрения индивидуализации тренировочных программ необходимы дополнительные сведения о занимающихся, такие, как уровень подготовленности, а именно: реакция организма на физическую нагрузку аэробной и анаэробной направленности, группа здоровья, результаты физической подготовленности, компонентный состав тела [1, 3]. При наличии данных сведений тренер способен более корректно составить тренировочные программы [2, 4].
Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чайковский государственный институт физической культуры» (г. Чайковский, Пермский край). В эксперименте приняли участие студенты в возрасте 20-23 лет, которые были распределены на три группы физической подготовленности и занимались по программам, соответствующим их уровню кондиции (по 10 чел. в каждой группе). Для исследования компонентного состава тела испытуемых был использован анализатор состава тела «InBody 720», который позволяет определить соотношение жировой и мышечной масс [2, 8, 11]. Физическая подготовленность оценивалась общепринятыми контрольными упражнениями, такими, как сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук на брусьях, жим штанги лежа на горизонтальной скамье и
становая тяга [5, 10]. Основная идея исследования заключалась в разработке индивидуальных тренировочных программ на основе физической подготовленности и компонентного состава тела юношей 20-23 лет. С этой целью были составлены группы по определенным критериям [9]:
первая группа - 1-й уровень (высокий) - основная медицинская группа, параметры частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в норме в состоянии покоя и после физической нагрузки (в том числе на кардиотренажерах), опыт занятий 1-3 года, выполнение базовых упражнений в жиме, становой тяге и приседании со штангой на отличном техническом уровне, результаты физической подготовленности на высоком уровне, жировой и мышечный компоненты тела в норме, нормостенический тип телосложения;
вторая группа - 2-й уровень (средний) - первая или вторая медицинская группа, показатели ЧСС и АД имеют незначительные отклонения как в покое, так и после физической нагрузки, гиперстенический, астенический тип телосложения, стаж занятий не менее 6 месяцев, хороший уровень техники выполнения базовых упражнений, средний уровень физической подготовленности, незначительное увеличение жирового компонента тела;
третья группа - 3-й уровень (низкий) - вторая или подготовительная медицинская группа, показатели ЧСС и АД незначительно отличаются от параметров нормы, гипертоническая реакция на физическую нагрузку аэробной направленности до 140 уд/мин, низкие значения тестов по физической подготовленности, отсутствие стажа занятий, ожирение первой степени, хронические заболевания.
Разработанные индивидуальные тренировочные программы отличаются по весу отягощения и количеству подходов, применению средств кроссфита, использованию средств общей физической подготовленности, постановке целей занятия, решению оздоровительных и спортивных задач. Так, испытуемые первой группы, имеющие высокий уровень физической подготовленности, в основной части занятия занимались с весом отягощения 70-95 % от максимального, увеличение веса происходит по принципу «прямой пирамиды», элементы кроссфита применялись 2-3 раза в неделю, ставились индивидуальные спортивные задачи по силовым результатам, коррекция программ через 1-1,5 месяца.
Для юношей второй группы (средний уровень) характерен вес отягощения 60-90 % от максимального в основной части занятия, элементы кроссфита 1 раз неделю, общая физическая подготовка (ОФП) составляет 20-30 % от общего объема тренировочных нагрузок, коррекция программ через 2 месяца, ставятся индивидуальные оздоровительные и спортивные задачи.
Для занимающихся третьей группы (низкий уровень) вес отягощения составляет 50-85 % от максимального в основной части занятия, контроль ЧСС и АД после физических нагрузок, постановка
оздоровительных задач, коррекция тренировочных программ через 2 месяца, средства ОФП не менее 30 % от общего объема, средства кроссфита в данной группе не рекомендуются.
В табл. 1 представлена динамика результатов силовых контрольных упражнений юношей высокого, среднего и низкого уровней физической подготовленности.
Таблица 1
Динамика результатов силовой подготовленности юношей
в эксперименте
Контрольные упражнения 1-я группа (высокий уровень) 2-я группа (средний уровень) 3-я группа (низкий уровень)
До После До После До После
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 35,2±4,8 55±5,7* 29,4±6,1 43,5±6,8* 20,1±4,2 26,6±3,4*
Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, кол-во раз 16,5±4,8 18,9±5,1 12,7±4,5 13,6±5,5 7,0±2,0 12,8±3,1*
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, кол-во раз 18±5,3 22,7±7,8 15,3±5,1 24,8±3,3* 10,5±5,3 14,4±6,3
Жим штанги лежа, кг 119,3±5,1 129,5±6,3* 90,2±11,1 96,1±9,9 52,4±13,0 59±9,4
Становая тяга, кг 156,2±12,4 165,6±11,5* 113,4±10,1 129,7±9,8* 79±6,1 83,5±8,2
Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р<0,05).
Анализ полученных результатов в первой группе (высокий уровень) показал, что в трех контрольных упражнениях (становая тяга, жим штанги лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа) из шести отмечается достоверный прирост результата (р<0,05).
В упражнении «Становая тяга» результат увеличился с 156,2 до 165,6 кг. Интерпретация выше представленных данных в первой группе позволили констатировать эффективность применяемых приемов интенсификации тренировочного процесса с помощью принципа «обратной пирамиды» (2-3 раза в неделю). Принцип «обратной пирамиды» рекомендуется соблюдать только после специальной подготовительной части занятия (15-20 мин), включающей разминочные подходы с весом отягощения 50 % от максимума, элементов кроссфита.
В жиме штанги наблюдалось увеличение результата от 119,3 до 129,5 кг. Для развития максимальных показателей в становой тяге нами
применялись следующие основные упражнения: наклоны со штангой 80 кг в 3 подхода по 12 повторений, тяга в наклоне с гантелями 30 кг в 3 подхода по 12 повторений, тяга в режиме низкой интенсивности - 100 кг в 5 подходов по 5 повторений, 120-125 кг по 2 подхода в 4 повторения, а также вспомогательные упражнения «гиперэкстензия» с отягощением 15 кг, специальные приседания на скамью, «дотяги», фиксация поднятого веса на 5-10 с и упражнения средней и высокой интенсивности с грифом 20-40 кг в режиме тренировки кроссфит, при значениях ЧСС 140-155 уд/мин.
В упражнении «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» динамика роста показателей от 32,5 до 55 раз (р<0,05). Результаты в остальных контрольных упражнениях (вис на перекладине на согнутых руках, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях) носит положительный характер (р>0,05).
Во второй группе (средний уровень) достоверный прирост результатов наблюдается в упражнениях «Становая тяга», «Вис на перекладине на согнутых руках», «Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях» и «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (р<0,05). В контрольном упражнение «Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине» наблюдалось увеличение результата от 12,7 до 13,6 раз (р>0,05), также носит положительный характер прирост результата в упражнении «Жим штанги лежа» - от 90,2 до 96,1 раза (р>0,05).
Для занимающихся третьей группы (низкий уровень) вес отягощения составлял 50-85 % от максимального в основной части занятия. По данным математической статистики в контрольном упражнении «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» прирост результата (от 20,1 до 26,6 раза), достоверен при уровне значимости р<0,05. Динамика среднего результата в упражнении «Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине» составила от 7 до 12,8 раза (р<0,05), в упражнении «Вис на перекладине на согнутых руках» - от 27 до 40,4 с, также достоверен. В остальных упражнениях (жим, становая тяга, сгибание и разгибание в упоре на брусьях) наблюдается положительная динамика результатов (р >0,05).
В табл. 2 представлены результаты исследования жирового и мышечного компонентов состава тела испытуемых.
Анализ результатов биоимпедансного исследования показал, что масса тела в первой группе испытуемых изменилась от 77 до 78,7 кг (р>0,05), во второй - от 78,3 до 76,1 кг (р<0,05), в третьей - от 79,4 до 77,54 кг (р>0,05). Положительная динамика результата наблюдалась во всех изучаемых группах в показателе «Масса жира». Так, в первой группе в начале результат составлял 14,3 %, в конце - 10,6 %, во второй - 18 и 16,1 %, в третьей - 21 и 19 % соответственно. Масса скелетных мышц в первой группе изменилась от 35,7 до 36,4 кг, во второй - от 36 до 37 кг (р<0,05), в третьей - от 35 до 36,9 кг. Динамика результатов в опытных группах носила положительный характер (р>0,05).
Таблица 2
Динамика мышечного и жирового компонентов испытуемых
Показатели 1-я группа 2-я группа 3-я группа
До После До После До После
Масса тела, кг 76,9±7,6 78,7±6,6 78,3±6,1 76,1±4,9 79,4±5,1 77,5±6,4
Масса скелетных мышц, кг 35,7±5,7 36,4±6,2 36,1±3,1 36,9±4,5 35,3±4,3 36,9±7,7
Жировая масса, кг 7,5±5,1 7,3±4,9 14,4±6,3 12,1±5,6 17,8±8,7 16,6±6,6
Масса жира, % 14,3±5,7 10,6±4,5 18±6,9 16,1±6,2 21,1±8,4 19±8,1
Заключение. Эффективность разработанных программ оценена по показателям физической подготовленности и изменения компонентного состава тела испытуемых. В первой группе достоверный прирост результатов зафиксирован в контрольных упражнениях (становая тяга, жим штанги лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа), во второй группе - в упражнениях: становая тяга, вис на перекладине на согнутых руках, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в третьей группе -в упражнениях: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание, вис на перекладине на согнутых руках. В эксперименте антропометрические показатели имели положительную динамику, во всех группах испытуемых наблюдалось значительное снижение жирового и повышение мышечного компонентов.
Список литературы
1. Белов Д.О. Атлетическая гимнастика как основное средство комплексного развития силовых способностей студентов // Наука и культура России. 2018. Т.1. С. 242-244.
2. Бондин В.И., Пономарева И.А. Проектирование комплексов физических упражнений для устранения абдоминального ожирения // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: материалы Всерос. науч. практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во РЮИ МВД РФ, 2017. С. 16-20.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 3-е изд. М.: Советский спорт, 2013. 216 с.
4. Воробьева В.В., Вольский В.В. Атлетическая гимнастика как вид занятий студентов вуза // Развитие и актуальные вопросы современной науки. 2018. № 5(12). С. 13-17.
5. Дворкин Л.С. Атлетическая гимнастика: учеб. пособие для академ. бакалавриата. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 148 с.
6. Люташин Ю.И., Борцова А.Н. Методика комплексного развития силовых способностей студентов 1-2-х курсов ВГСПУ средствами атлетической гимнастики // Грани познания. 2014. №3(30). С. 112-115.
7. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 193-197.
8. Руднев С.Г. Биоимпедансное исследование состава тела населения России. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2014. 493 с.
9. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н., Бодров И.М. Биоимпедансное исследование компонентного состава тела женщин разных возрастных групп // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 3. С. 72-75.
10. Физическая культура. Фитнес: учеб. пособие / Т.Н. Шутова [и др.]. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 132 с.
11. Шутова Т.Н., Рыбакова Е.О. Изучение состава тела женщин и мужчин разных возрастных периодов в управлении состоянием здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12(166). С. 299303.
Рыбакова Елена Олеговна, канд. пед. наук, доц., elenakovaainhox.ru, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры,
Возисова Мария Александровна, канд. пед. наук, доц., elenakovaainhox.ru, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры
INDIVIDUALIZA TION OF A THLETIC GYMNASTICS PROGRAMS FOR BOYS 20-23 YEARS OLD
E. O. Ryhakova, M.A. Vozisova
Individual training programs for athletic gymnastics were developed on the basis of the initial level ofphysical fitness and component composition of the hody of young men. The dynamics of indicators of strength preparedness, muscle and fat components of the subjects during the experiment, confirming the effectiveness of the experiment.
Key words: athletic gymnastics, programs, component composition of the hody, physical fitness.
Ryhakova Elena Olegovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, elenakova@,inhox. ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,
Vozisova Marya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate pro fessor, elenakova@,inhox. ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture
References
1. Belov D.O. Atleticheskaya gimnastika kak osnovnoe sredstvo kompleksnogo razvitiya silovyh sposobnostej studentov [Athletic gymnastics as the main tool for the comprehensive development of students' power abilities] // Nauka i kul'tura Rossii [Science and Culture of Russia]. 2018.V.1. P. 242-244.
2. Bondin V.I., Ponomareva I.A. Proektirovanie kompleksov fizicheskih uprazhnenij dlya ustraneniya abdominal'nogo ozhireniya [Design of complexes of physical exercises to eliminate abdominal obesity] // Physical education and sport: actual Issues of theory and practice: materials of All-Russian. scientific prakt. conf. Rostov on Don: Publishing House of the RSI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2017. P. 16-20.
3. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj silovoj podgotovki v sporte [Fundamentals of special strength training in sports]. 3rd ed. M.: Soviet Sport, 2013. 216 p.
4. Vorob'eva V.V., Vol'skij V.V. Atleticheskaya gimnastika kak vid zanyatij studentov vuza [Athletic gymnastics as a type of university students' studies] // Razvitie i aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [Development and current issues of modern science]. 2018. No 5(12). P. 13-17.
5. Dvorkin L.S. Atleticheskaya gimnastika [Athletic gymnastics]: textbook. allowance for academic. undergraduate studies. M.: Publishing house "Yurait", 2018. 148 p.
6. Lyutashin Yu.I., Borcova A.N. Metodika kompleksnogo razvitiya silovyh sposobnostej studentov 1-2-h kursov VGSPU sredstvami atleticheskoj gimnastiki [The methodology of the integrated development of power abilities of students of 1 -2 courses of VGSPU by means of athletic gymnastics] // Grani poznaniya [Faces of knowledge]. 2014. No 3(30). P. 112-115.
7. Meermanova I.B., Kojgel'dinova Sh.S., Ibraev S.A. Sostoyanie zdorov'ya studentov, obuchayushchihsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah [The health status of students in higher education] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2017. No. 2-2. P. 193-197.
8. Rudnev S.G. Bioimpedansnoe issledovanie sostava tela naseleniya Rossii [Bioimpedance study of body composition of the population of Russia]. M.: RIO TSNIIOIZ, 2014. 493 p.
9. Rybakova E.O., ShutovaT.N., Bodrov I.M. Bioimpedansnoe issledovanie komponentnogo sostava tela zhenshchin raznyh vozrastnyh grupp [Bioimpedance study of the component composition of the body of women of different age groups] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: education, training, training]. 2018. No. 3. P. 72-75.
10. Fizicheskaya kul'tura. Fitnes [Physical education. Fitness]: textbook. allowance / T.N. Shutova [et al.]. M .: REU them. G.V. Plekhanova, 2017. 132 p.
11. Shutova T.N., Rybakova, E.O. Izuchenie sostava tela zhenshchin i muzhchin raznyh vozrastnyh periodov v upravlenii sostoyaniem zdorov'ya [Studying the body composition of women and men of different age periods in health management] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2018. No 12(166). P. 299-303.