Научная статья на тему 'Подходы повышения мотивации студентов к элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика»'

Подходы повышения мотивации студентов к элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ / ОНЛАЙН-КУРС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / ATHLETIC GYMNASTICS / APPROACHES TO INCREASE MOTIVATION / ONLINE COURSE / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юдашкина Елена Евгеньевна, Шутова Татьяна Николаевна, Зайцев Валерий Анатольевич, Буянова Татьяна Владимировна

Разработаны подходы, повышающие мотивацию студентов к элективной физической культуре «Атлетическая гимнастика». Предложен онлайн-курс, основанный на дифференцированном подходе с учетом уровня физической подготовленности студентов, подбором комплексов упражнений, теоретической информацией, указанием затрат калорий. Представлены результаты соревновательной деятельности и динамика показателей общей физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юдашкина Елена Евгеньевна, Шутова Татьяна Николаевна, Зайцев Валерий Анатольевич, Буянова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO INCREASING MOTIVATION STUDENTS FOR THE ELECTIVE DISCIPLINE «ATHLETIC GYMNASTICS»

The approaches that increase students' motivation for elective physical educationAthletic Gymnastics” have been developed. An online course is proposed, based on a differentiated approach, taking into account the level of students' physical fitness, the selection of exercise complexes, theoretical information, and calorie costs. The results of competitive activity and the dynamics of indicators of general physical fitness of students are presented.

Текст научной работы на тему «Подходы повышения мотивации студентов к элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика»»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10406

ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АТЛЕТИЧЕСКАЯ

ГИМНАСТИКА»

Е.Е. Юдашкина, Т.Н. Шутова, В.А. Зайцев, Т.В. Буянова

Разработаны подходы, повышающие мотивацию студентов к элективной физической культуре «Атлетическая гимнастика». Предложен онлайн-курс, основанный на дифференцированном подходе с учетом уровня физической подготовленности студентов, подбором комплексов упражнений, теоретической информацией, указанием затрат калорий. Представлены результаты соревновательной деятельности и динамика показателей общей физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, атлетическая гимнастика, подходы повышения мотивации, онлайн-курс, физическая подготовленность.

В настоящее время мировое научное сообщество стало больше уделять внимания реформированию программ по физической культуре, обеспечивая их высокий образовательный и оздоровительный уровни. Занятия физической культурой в вузе призваны не только обеспечить минимальный уровень двигательной активности студентов с оздоровительной направленностью, но и совершенствовать уровень физических качеств, как силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость [2, 6, 9]. Также важнейшим предназначением занятий физической культурой является формирование двигательных и прикладных навыков, способствующих лучшей адаптации студентов к нагрузкам в выбранной профессии [4, 6].

С одной стороны, в настоящее время наблюдается повышенный интерес студенческой молодежи к фитнесу, силовым видам спорта, желание находиться в отличной физической форме и развивать физическую подготовленность, снижать жировой компонент тела, с другой стороны, недостаточно содержания занятий в тренажерном зале с указанием энергозатрат, занятий для студентов со специальными медицинскими группами, видео уроков и занятий с элементами анимации, GIF упражнений [1]. Также на элективных дисциплинах по физической культуре используются устаревшие формы проведения занятий, однооб -разные упражнения, при этом недостаточно индивидуализированных подходов. В решении указанных проблем атлетическая гимнастика основывается на личностно-ориентированном подходе физического воспитания, а также на деятельностном и компетентностном подходах.

Организация исследования. Исследование проведено в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова в период 2018/19 учебного года со студентами 1-2-го курсов на элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика» по физической культуре. Процесс формирования мотивации усилен диагностикой физического состояния и анализом полученных результатов. Личностно-ориентированный и дея-

тельностный подходы заключались в предоставлении комплексов упражнений с указанием энергозатрат и укрепляемых мышечных зон, отдельно для юношей и девушек. Также деятельностному подходу способствовал онлайн-курс по фитнесу и атлетической гимнастике, где студенты могли более подробно изучить теоретическую часть [3], посмотреть технику выполнения упражнений, рекомендации по питанию, а также пойти контрольный теоретический курс (https ://stepik.org/course/51176/syllabus).

Для формирования соревновательных компетенций нами два раза в год проводятся соревнования по общей физической подготовке с выявлением победителей на каждом факультете и курсе среди девушек и юношей. Компетентностный подход реализовывался за счет специальных упражне -ний для укрепления определенной мышечной группы и с рекомендациями для выполнения в домашних условиях, в секции «Атлетическая гимнастика». Контроль количества шагов в сутки, их регистрация на занятиях обеспечивали деятельностный подход, особенно заинтересовала студентов возможность проанализировать динамику шагов, сравнить свои средние значения с одногруппниками и таким образом отработать пропущенные занятия.

Для юношей и девушек с высоким уровнем физической подготовленности предложены элементы кроссфита, для студентов основной медицинской группы разработаны адаптированные варианты занятий по кроссфиту [8].

Для девушек специальной медицинской группы разработаны комплексы атлетической гимнастики, пилатеса [7], стретчинга, кардио-тренировки низкой интенсивности, гантельной гимнастики [5].

Результаты исследования. В табл. 1 и 2 представлены результаты физического состояния студентов, занимающихся на учебных занятиях атлетической гимнастикой.

Таблица 1

Физическое состояние юношей (сент. 2018 г. - дек. 2019 г.)

Показатели Х ±о (2018 г.) Х ±G (2019 г.)

Рост, см 180,9±6,3 182,1±7,2

Масса тела, кг 71,2±10,7 72,6±9,1

Обхват груди, см 97,1±11,2 100,1±10,7

Обхват плеча, см 31,6±4,4 34,9±3,7

Обхват бедра, см 51,5±4,7 50,3±5,1

Задержка на вдохе, с 60,3±20,7 73,8±18,5

Артериальное давление (мм рт.ст) 117/74±9,4 118/78±10,2

Частота сердечных сокращений, уд/мин 75,4±14,3 73,1±10,3

Число шагов в сутки, шаг/сут. 10241±2340 13780±2886*

Индекс Руфье, усл. ед. 12,3±1,5 9,8±1,8*

Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р<0,05), ^ - критерий Стьюдента.

Таблица 2

Физическое состояние девушек (сент. 2018 г. - дек. 2019 г.)

Показатели Х ±о (2018 г.) Х ±0 (2019 г.)

Рост, см 165,5+7,6 166,1±8,0

Масса тела, кг 71,6±9,7 65,2±7,1*

Обхват груди, см 87,9+6,6 86,3±5,9

Обхват плеча, см 68,9+6,9 66,5±7,2

Обхват бедра, см 95,3+8,02 91,8±5,7

Задержка на вдохе, с 48,7+17,0 60,2±22,0

Артериальное давление (мм рт.ст) 118/74+8,2 118/79±10,0

Частота сердечных сокращений, уд/мин 79,7+14,3 75,2±13,4

Число шагов в сутки, шаг/сут. 6502±1280 10304±3040*

Индекс Руфье,усл. ед. 13,4±1,8 10,2±1,4*

Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р<0,05), ^ - критерий Стьюдента.

Исследование показало, что юноши незначительно повысили антропометрические показатели в объеме груди, плеча и бедра, их масса тела практически осталась прежней. Показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления в норме как в начале исследования, так и по его завершении. Выявлены достоверные различия в количестве шагов в сутки, в индексе Руфье. Следует отметить, что в рамках только учебных занятий значительных изменений физического состояния юношей достичь не удалось.

Анализ физического состояния девушек показал (табл. 2), что практически во всех антропометрических показателях наблюдается незначительное снижение. Масса тела достоверно снизилась, этому способствовали рекомендованные планы питания, планы употребления воды, упражнения для выполнения в домашних условиях. Так же, как и у юношей, у девушек достоверно увеличилось число шагов в сутки от 6502 до 10304. Индекс Руфье имеет достоверную динамику, вместе с тем, это все равно низкий уровень реакции на физическую нагрузку (признаки сердечной недостаточности).

В табл. 3 представлены результаты соревнований по доступным видам физической активности, соревнования проводились на учебных занятиях каждой группы, далее подсчитывались результаты по факультетам и курсам. Данный подход способствовал в том числе и формированию соревновательных компетенций студентов-экономистов.

Таблица 3

Результаты соревнований по общей физической подготовленности

Контрольное упражнение Юн. 1-й курс (П=40) Юн. 2-й курс (П=40) Юн. 3-й курс (П=40) Дев. 1-й курс (П=70) Дев. 2-й курс (П=70) Дев. 3-й курс (П=70)

Наклон вперед из положения сидя на полу, см 11,8±6,2 11,3±6,5 9.8±8,2 16,2±7,1 18,8±6,3 17,5±8,3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (юн.)/ в упоре на коленях (дев.), раз 43±11,8 44±16,3 43±15,9 31±7,9 34±9,7 35±11

Прыжки через скакалку за 1 мин, раз 129±39,2 115±46,2 119±39,4 132±31,7 123±32,8 122±28,9

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с, раз 48±9,9 46±9,8 49±9,6 39±7,8 42±7,7 45±8,0

В табл. 4 представлена динамика специальных упражнений атлетической гимнастики. Результаты показывают, что практически все студенты повысили технику выполнения базовых упражнений и результат в комплексном статическом упражнении «Планка». Упражнение «Планка» вызвало у студентов высокий интерес. Они отметили, что контрольные упражнения по физической культуре необходимо пересматривать и расширять в пользу техники выполнения упражнений, в пользу таких упражнений, как «Планка», «Боковая планка», прыжки на скакалке, непрерывный бег в течение 6 мин.

Таблица 4

Динамика физической подготовленности студентов в эксперименте

Контрольные упражнения Пол Х ±0 (2018 г.) Х ±0 (2019 г.)

«Планка», с Юн. 47,1±9,6 100,7±16,4*

Дев. 34,6±10,8 78,2±15,2*

Приседание со штангой 10 раз (юн.) / с бодибаром 7 кг (дев.), балл Юн. 6,9±0,9 8,8±1,2*

Дев. 5,4±0,9 8,1±0,7*

Жим штанги 10 раз (юн.) / жим бодибара 7 кг (дев.), балл Юн. 7,1±1,7 8,5±0,9

Дев. 7,6±1,4 9,0±0,8*

Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р<0,05), ^ - критерий Стьюдента.

Выводы. Применяемые компетентностный, личностно-ориентиро-ванный и деятельностный подходы на занятиях по атлетической гимнастике способствовали повышению мотивации к учебным занятиям, а также увеличению числа занимающихся в секции на 23 %. За время

эксперимента удалось достичь достоверных изменений в индексе Руфье и количестве шагов в сутки. Также достоверные различия выявлены в статическом упражнении «Планка» и технике выполнения базовых упражнений. С точки зрения предоставления теоретической информации по атлетической гимнастике удаленно высокий интерес вызвал онлайн-курс.

Девушки отметили, что для них важны подходы, позволяющие снизить массу тела, уменьшить жировой компонент тела, повысить тонус мышц. Юноши отметили, что для них занятия в тренажерном зале - это доступный способ повысить физическую подготовленность, скорректиро -вать телосложение, поддержать спортивную форму.

Список литературы

1. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов: учеб. пособие / Т.Н. Шутова [и др.]. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 108 с.

2. Барковский Е.С., Заппаров Р.И., Фисенко Ю.А. Социальная реклама как фактор формирования представлений о здоровом образе жизни у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 131-135.

3. Белецкий С.В., Внукова Е.Ю., Сысоева Е.Ю. Адаптация контро -лирующих программ по теории физической культуры в вузе к условиям дестабилизирующих воздействий // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 58.

4. Внедрение современных средств обучения по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальности Ээкономическая безопасность» / Ю.В. Подоруев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 3. С. 63-70.

5. Мамонова О.В., Носов С.М., Носова А.В. Физическое самовоспитание студентов с особыми образовательными потребностями и их отношение к физической культуре // Культура физическая и здоровье. 2018. № 4(68). С. 17-20.

6. Физическая культура. Фитнес: учеб. пособие / Т.Н. Шутова [и др.]. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 132 с.

7. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы на основе методики пилатес / Д.М. Гаджиев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып 1. С. 27-34.

8. Фисенко Ю.А., Барковский Е.С. Правила техники безопасности применения кроссфита на занятиях по физической культуре // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 10(164). С. 336-340.

9. Юдашкина Е.Е., Никазаченко А.Л., Лебедев К.А. Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2(85). С. 1062-1065.

Юдашкина Елена Евгеньевна, старший преподаватель, referee8888@mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-156@rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Зайцев Валерий Анатольевич, старший преподаватель, zaytsev. vaarea.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Буянова Татьяна Владимировна, старший преподаватель, buyanova tva mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

APPROACHES TO INCREASING MOTIVATION STUDENTS FOR THE ELECTIVE DISCIPLINE «ATHLETIC GYMNASTICS»

E.E. Ydashkina, T.N. Shutova, V.A. Zaitsev, T. V. Buyanova

The approaches that increase students' motivation for elective physical education "Athletic Gymnastics" have been developed. An online course is proposed, based on a differentiated approach, taking into account the level of students' physical fitness, the selection of exercise complexes, theoretical information, and calorie costs. The results of competitive activity and the dynamics of indicators of general physical fitness of students are presented.

Key words: students, physical education, athletic gymnastics, approaches to increase motivation, online course, physical fitness.

Ydashkina Elena Evgenievna, senior lecturer, referee8888@mail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Shutova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Zaitsev Valery Anatolevich, senior lecturer, zaytsev. va area. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Buyanova Tatyana Vladimirovna, senior lecturer, buyanova tvamail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

References

1. Atleticheskaya gimnastika v fizicheskom vospitanii studentov [Athletic gymnastics in the physical education of students]: textbook. allowance / T.N. Shutova [et al.]. M.: REU them. G.V. Plekhanova, 2016. 108 p.

2. Barkovskij E.S., Zapparov R.I., Fisenko Yu.A. Social'naya reklama kak faktor formirovaniya predstavlenij o zdorovom obraze zhizni u studentov vuza [Social advertising as a factor in the formation of ideas about a healthy lifestyle among university students] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2018. No. 4. P. 131— 135.

3. Beleckij S.V., Vnukova E.Yu., Sysoeva E.Yu. Adaptaciya kontroliruyushchih programm po teorii fizicheskoj kul'tury v vuze k usloviyam destabiliziruyushchih vozdejstvij [Adaptation of control programs on the theory of physical education at a university to the conditions of destabilizing influences] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2016. No. 5. P. 58.

4. Vnedrenie sovremennyh sredstv obucheniya po discipline «Fizicheskaya kul'tura» dlya studentov special'nosti Eekonomicheskaya bezopasnost'» [The introduction of modern teaching aids in the discipline "Physical Culture" for students majoring in Economic Security"] / Yu.V. Podoruev [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2017. Issue. 3. P. 63-70.

5. Mamonova O.V., Nosov S.M., Nosova A.V. Fizicheskoe samovospitanie studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami i ih otnoshenie k fizicheskoj kul'ture [Physical self-education of students with special educational needs and their attitude to physical culture] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2018. No 4(68). P. 17-20.

6. Fizicheskaya kul'tura. Fitnes [Physical education. Fitness]: textbook. allowance / T.N. Shutova [et al.]. M.: REU them. G.V. Plekhanova, 2017. 132 p.

7. Fizicheskoe vospitanie studentov special'noj medicinskoj gruppy na osnove metodiki pilates [Physical education of students of a special medical group based on the Pilates methodology] / D.M. Gadzhiev [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2018. Issue 1. P. 27-34.

8. Fisenko Yu.A., Barkovskij E.S. Pravila tekhniki bezopasnosti primeneniya krossfita na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture [Safety rules for using crossfit in physical education classes] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2018. No 10(164). P. 336-340.

9. udashkina E.E., Nikazachenko A.L., Lebedev K.A. Strategicheskoe planirovanie social'no-ekonomicheskih processov na osnove kognitivnogo podhoda [Strategic planning of socio-economic processes based on a cognitive approach] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 8-2(85). P. 1062-1065.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.