Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК'

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
410
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Умаров М.М., Соколов Д.А., Пастушенко Е.Е., Успенская И.М., Наумов М.В.

Введение. Актуальность проблемы состоит в том, что отсутствие двигательной активности у студентов привело к снижению уровня развития двигательных качеств и увеличило время восстановления после физической нагрузки. Цель исследования. Влияние комплекса дыхательных упражнений на процесс восстановления после физической нагрузки на занятиях физической культурой. Задачи исследования: выявить влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние студентов с помощью пробы Руфье. Метод исследования. Для проведения исследования был проведен метод комплексной дыхательной гимнастики, разработанный доктором медицинских наук, профессором Б.Д. Юдиным и А.С. Кулеминым. Организация исследования. Были сформированы четыре группы. Экспериментальная группа № 1, экспериментальная группа № 2, контрольная группа № 1, контрольная группа № 2. В каждой группе по 16 человек. Студенты контрольных выполняли программу занятий по предмету «Физическая культура». В программу экспериментальных групп разу после окончания работы, для восстановления нормального дыхания применялись два комплекса дыхательных упражнений: в движении и на месте. Вывод. В результате эксперимента у экспериментальных групп показатели восстановления функционального состояния студентов после физических нагрузок оказались выше на 17,3% от показателей контрольных групп. Что показывает целесообразность включения в занятия по физической культуре восстановительного комплекса дыхательных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Умаров М.М., Соколов Д.А., Пастушенко Е.Е., Успенская И.М., Наумов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SET OF BREATHING EXERCISES AS A MEANS OF RESTORING THE BODY OF STUDENTS AFTER PHYSICAL EXERTION

Introduction. The urgency of the problem lies in the fact that the lack of motor activity among students led to decrease in the level of development of motor qualities and it increased the recovery time after physical exertion. Purpose of research. The influence of the complex of breathing exercises on the recovery process after physical exertion in physical education classes. Research objectives: to identify the effect of breathing exercises on the functional state of students by using the Rufier test. The research method. To conduct the study, the method of complex respiratory gymnastics was carried out, developed by doctor of medical sciences, professor B.D. Yudin and A.S. Kulemin. Organization of research. Four groups were formed. Experimental group No. 1, experimental group No. 2, control group No. 1, control group No. 2. There are 16 people in each group. The students of the control group performed the program of classes of the subject "Physical culture". In the program of the experimental groups, once after the end of work, two sets of breathing exercises were used to restore normal breathing: in motion and on the spot. Conclusion. As a result of the experiment, the indicators of restoring the functional state of students after physical exertion were 17.3% higher in the experimental groups than in the control groups. This shows the expediency of including a restorative complex of breathing exercises in physical education classes.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК»

4. Физическое качество гибкость КГ1-1э и КГ1-2э практически осталось на том же уровне (рисунок 4).

18 16 14 12

2 10 О 8

6

4

2

0

и!

7 8 9 ■ Гибкость

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ■ Гибкость

Рисунок 4 - Гистограмма сдачи контрольных нормативов (физическое качество гибкость) студентами на первом и втором этапах обучения

ВЫВОДЫ

В результате исследования было выявлено, что после дистанционного обучения физические качества скорость и выносливость снизились на 11% по сравнению с практическими занятиями студентов. Физические качества сила и гибкость в основном остались на прежнем уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пастушенко Е.Е. Здоровый образ жизни в условиях самоизоляции / Е.Е. Пастушенко, И.М. Успенская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 274277.

REFERENCES

1. Pastushenko E.E. and Uspenskaya I.M. (2020), "Healthy lifestyle in conditions of self-isolation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 10 (188), pp. 274-277.

Контактная информация: volvenkina-ev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ

НАГРУЗОК

Мурад Мухамедович Умаров, кандидат технических наук, доцент, Дмитрий Александрович Соколов, заслуженный тренер России, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва; Евгений Евгеньевич Пастушенко, заслуженный тренер России, доцент, Ирина Михайловна Успенская, старший преподаватель, Максим Викторович Наумов, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Зоряна Александровна Россихина, инструктор-методист, Спортивная школа олимпийского резерва по пулевой

стрельбе, г. Москва

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы состоит в том, что отсутствие двигательной активности у студентов привело к снижению уровня развития двигательных качеств и увеличило время восстановления после физической нагрузки. Цель исследования. Влияние комплекса дыхательных упражнений на процесс восстановления после физической нагрузки на занятиях физической культурой.

Задачи исследования: выявить влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние студентов с помощью пробы Руфье. Метод исследования. Для проведения исследования был проведен метод комплексной дыхательной гимнастики, разработанный доктором медицинских наук, профессором Б.Д. Юдиным и А.С. Кулеминым. Организация исследования. Были сформированы четыре группы. Экспериментальная группа № 1, экспериментальная группа № 2, контрольная группа № 1, контрольная группа № 2. В каждой группе по 16 человек. Студенты контрольных выполняли программу занятий по предмету «Физическая культура». В программу экспериментальных групп разу после окончания работы, для восстановления нормального дыхания применялись два комплекса дыхательных упражнений: в движении и на месте. Вывод. В результате эксперимента у экспериментальных групп показатели восстановления функционального состояния студентов после физических нагрузок оказались выше на 17,3% от показателей контрольных групп. Что показывает целесообразность включения в занятия по физической культуре восстановительного комплекса дыхательных упражнений.

Ключевые слова: физическая культура, восстановление, комплекс дыхательных упражнений, физическая нагрузка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p503-508

SET OF BREATHING EXERCISES AS A MEANS OF RESTORING THE BODY OF STUDENTS AFTER PHYSICAL EXERTION

Murad Mukhamedovich Umarov, the candidate of technical sciences, docent, Dmitry Ale-ksandrovich Sokolov, the Honored coach of Russia, senior teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow; Evgeniy Evgenievich Pastushenko, the Honored coach of Russia, docent, Irina Mikhaylovna Uspenskaya, the senior teacher, Maxim Viktorovich Naumov,

the senior teacher, Moscow State Regional University, Mytishchi; Zoryana Aleksandrovna Rossikhina, the instructor-methodologist, Sports School of the Olympic Reserve in bullet shooting, Moscow

Abstract

Introduction. The urgency of the problem lies in the fact that the lack of motor activity among students led to decrease in the level of development of motor qualities and it increased the recovery time after physical exertion. Purpose of research. The influence of the complex of breathing exercises on the recovery process after physical exertion in physical education classes. Research objectives: to identify the effect of breathing exercises on the functional state of students by using the Rufier test. The research method. To conduct the study, the method of complex respiratory gymnastics was carried out, developed by doctor of medical sciences, professor B.D. Yudin and A.S. Kulemin. Organization of research. Four groups were formed. Experimental group No. 1, experimental group No. 2, control group No. 1, control group No. 2. There are 16 people in each group. The students of the control group performed the program of classes of the subject "Physical culture". In the program of the experimental groups, once after the end of work, two sets of breathing exercises were used to restore normal breathing: in motion and on the spot. Conclusion. As a result of the experiment, the indicators of restoring the functional state of students after physical exertion were 17.3% higher in the experimental groups than in the control groups. This shows the expediency of including a restorative complex of breathing exercises in physical education classes.

Keywords: physical culture, recovery, set of breathing exercises, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с коронавирусом (COVID-19) с марта 2020 года по настоящее время в ВУЗах участились переходы на удаленную систему образования. Ряд исследований показали, что пандемия оказала существенное негативное влияние на физическую активность российских студентов [2]. Отсутствие двигательной активности у студентов привело к снижению уровня развития двигательных качеств и увеличило время восстановления после физической нагрузки. Благодаря анализу имеющихся источников известно, что с помощью дыхательных упражнений уменьшается время восстановления после физической нагрузки. Известно, что дыхательная гимнастика положительно влияет на кровоснабже-

ние, обменные процессы в легочной ткани и во всем организме. И благодаря анализу имеющихся источников известно, что профилактика гиподинамии и проведение занятий по физической культуре с сохранением основных физических качеств возможны на удаленном обучении [1].

Цель исследования: влияние комплекса дыхательных упражнений на процесс восстановления после физической нагрузки на занятиях физической культурой.

Задачи исследования: выявить влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние студентов с помощью пробы Руфье.

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения исследования были созданы 4 группы: две экспериментальные группы № 1, № 2 (далее ЭГ1, ЭГ2) и две контрольные группы № 1, № 2 (далее КГ1, КГ2). Каждая группа в количестве 16 человек. Участники ЭГ1 и КГ1 - студенты Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (далее МГТУ им. Н.Э. Баумана) занимались в помещении в манеже. Участники ЭГ2 и КГ2 - студенты Московского государственного областного университета (далее МГОУ) занимались на открытых площадках. Для проведения исследования был изучен метод системы комплекса упражнений, основанная на йоге и цигун [3]. На его основании для проведения исследования были взяты такие средства физической культуры, как комплекс упражнений, составленный д.м.н., проф. Б.Д. Юдиным и А.С. Кулеминым [4]. Сразу после окончания работы, для восстановления нормального дыхания применялись два комплекса дыхательных упражнений: в движении (экспериментальные группы 1 и 2 двигались шагом в колонну) и на месте. Контрольные группы 1 и 2 проходили восстановление традиционными методами, принятыми в вышеуказанных ВУЗах (МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГОУ).

Далее была произведена оценка скорости адаптации студентов четырех групп на физическую нагрузку с помощью метода пробы Мартине. А также было определено время, необходимое на восстановительные процессы студентов.

Эксперимент проходил в первом полугодии 2021-2022 учебного года.

Экспериментальная часть. В ходе эксперимента были сформированы четыре группы: контрольная 1, 2 и экспериментальная 1, 2.

Срок эксперимента - 4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 г.).

Участники - студенты Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Московского государственного областного университета.

Место проведения занятий - манеж МГТУ им. Н.Э. Баумана (ЭГ1, КГ1), стадион «Сокол» г. Москва (ЭГ2, КГ2). Занятия проводились 2 раза в неделю.

Контрольные группы 1, 2 занимались физической культурой по программе, утвержденной в вышеуказанных ВУЗах.

В начале сентября 2021 года оценка функционального состояния организма студентов четырех групп была проведена с помощью пробы Руфье.

Таблица 1 - Функциональное состояние студентов ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 в начале исследования

№ ЭГ1 КГ1 ЭГ2 КГ2

Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3

1 25 37 28 21 34 23 20 30 19 23 33 27

2 13 25 18 23 37 25 19 31 19 20 37 31

3 26 40 30 21 36 25 21 26 22 27 48 33

4 24 32 21 13 46 21 22 33 23 27 37 26

5 26 38 28 22 40 29 18 29 23 26 45 34

6 17 31 20 19 35 20 21 37 25 22 35 28

7 25 36 25 21 37 20 18 25 19 21 35 27

8 26 37 29 16 31 17 24 40 28 19 33 22

9 21 37 20 24 46 24 19 29 25 19 35 23

10 16 31 17 21 41 21 22 45 30 26 33 21

№ ЭГ1 КГ1 ЭГ2 КГ2

Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3

11 24 46 24 22 29 21 20 36 22 24 40 28

12 21 41 21 19 31 21 20 41 29 17 25 20

13 20 32 19 20 36 18 19 44 25 17 27 16

14 22 29 21 17 31 20 18 31 22 22 40 28

15 19 31 21 25 36 25 17 40 19 21 36 33

16 20 36 18 19 31 21 21 39 22 17 27 24

На основании данных таблицы 1 был найден индекс Руфье по формуле (4*(Р1+Р2+Р3)-200)/10. А также вычислен средний показатель функционального состояния студентов (далее ФСС) экспериментальных групп (ЭГ1 и ЭГ2) и средний показатель контрольных групп (КГ1 и КГ2). Результаты приведены в таблице 2. Таблица 2 - Средний показатель функционального состояния студентов эксперименталь-

№ ФСС по индексу Руфье Средний показатель ФСС по индексу Руфье Средний показатель

ЭГ1 ЭГ2 ФСС ЭГ1, ЭГ2 КГ1 КГ2 ФСС КГ1, КГ2

1 16 7,6 11,2 13,2

2 2,4 7,6 14 15,2

3 18,4 7,6 12,8 23,2

4 10,8 11,2 12 16

5 16,8 8 16,4 22

6 7,2 13,2 9,6 14

7 14,4 4,8 11,2 13,2

8 16,8 16,8 11,3875 5,6 9,6 12,325

9 11,2 9,2 17,6 10,8

10 5,6 18,8 13,2 12

11 17,6 11,2 8,8 16,8

12 13,2 16 8,4 4,8

13 8,4 15,2 9,6 4

14 8,8 8,4 7,2 16

15 8,4 10,4 14,4 16

16 9,6 12,8 8,4 7,2

Данные таблицы 2 указывают, что функциональное состояние студентов экспериментальных и контрольных групп на момент начала эксперимента было примерно одинаковое. Разница ФСС ЭГ и ФСС КГ составляет 8%.

Далее в программу восстановительного комплекса экспериментальных групп 1, 2 вошли следующие средства физической культуры (таблица 3).

Таблица 3 - Восстановительный комплекс дыхательных упражнений, применяемый для эксперимента в ЭГ1 и ЭГ2 [4]_

№ Описание упражнения Кол-во повторений

Комплекс упражнений, выполняемых в движении

1 2-3 свободных вдоха-выдоха среднего объема 2-3

2 Полный вдох, обычный выдох, пауза до 5 секунд 1-2

3 Небольшой вдох, полный выдох. Выполняется напряжение брюшных мышц до конца выдоха, затем, не вдыхая, резким "толкающим" движением выполняются еще 2-3 напряжения живота, выдыхая остатки воздуха 1-2

4 Полный вдох, обычный выдох 1-2

Комплекс упражнений, выполняемых на месте

5 Встать прямо; сделать носом глубокий вдох; задержать воздух на 10-15 секунд; глубокий выдох через рот 3-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Встать прямо; ладони рук положить на бока (низ ребер); сделать глубокий вдох и без пауз медленно выдохнуть воздух, слегка надавливая ладонями на бока 3-7

7 Встать прямо; сделать глубокий вдох; задержать воздух на 10-15 секунд; руки вытянуты вперед на уровне плеч (кисти рук сжаты в кулаки); одним движением отвести руки назад влево, затем вперед, назад вправо, затем вперед; по окончанию сделать интенсивный глубокий выдох через рот 1-2

В декабре 2021 года функциональное состояние участников эксперимента: ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 было оценено повторно с помощью пробы Руфье (таблица 4).

Таблица 4 - Функциональное состояние студентов ЭГ1, ЭГ2, КГ1, КГ2 в конце эксперимента

№ ЭГ1 КГ1 ЭГ2 КГ2

Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3 Р1 Р2 Р3

1 23 37 27 21 32 23 18 29 20 19 33 27

2 13 25 18 23 34 25 19 30 21 20 37 28

3 22 38 24 21 35 24 20 29 23 25 44 31

4 19 32 21 13 46 21 23 32 26 25 37 26

5 22 38 26 22 38 28 18 29 20 26 45 34

6 17 31 20 19 35 20 21 37 25 22 35 28

7 25 36 25 21 37 20 18 28 21 21 35 27

8 23 28 24 16 31 17 23 38 26 19 33 22

9 20 37 20 24 43 25 19 32 24 19 35 23

10 16 30 17 21 41 21 20 44 26 26 33 21

11 22 41 24 22 29 21 24 32 22 24 40 28

12 21 35 21 19 35 21 20 29 23 17 25 20

13 20 32 19 20 36 18 19 35 24 17 27 16

14 19 29 21 17 31 20 18 31 22 22 40 28

15 18 31 20 25 40 28 17 35 20 21 36 33

16 17 32 18 19 30 20 21 30 23 17 27 24

Далее был произведен сравнительный анализ показателей экспериментальных групп и контрольных групп. На основании данных таблицы 4 был вычислен средний показатель функционального состояния студентов экспериментальных групп 1, 2 и контрольных групп 1, 2. Данные приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Средний показатель функционального состояния студентов экспериментальных и контрольных групп в конце эксперимента_

№ ФСС по индексу Руфье Средний показатель ФСС по индексу Руфье Средний показатель

ЭГ1 ЭГ2 ФСС ЭГ1, ЭГ2 КГ1 КГ2 ФСС КГ1, КГ2

1 14,8 6,8 10,4 11,6

2 2,4 8 12,8 14

3 13,6 8,8 12 20

4 8,8 12,4 12 15,2

5 14,4 6,8 15,2 22

6 7,2 13,2 9,6 14

7 14,4 6,8 11,2 13,2

8 10 14,8 9,975 5,6 9,6 12,075

9 10,8 10 16,8 10,8

10 5,2 16 13,2 12

11 14,8 11,2 8,8 16,8

12 10,8 8,8 10 4,8

13 8,4 11,2 9,6 4

14 7,6 8,4 7,2 16

15 7,6 8,8 17,2 16

16 6,8 9,6 7,6 7,2

ВЫВОД

В результате эксперимента у экспериментальных групп обоих ВУЗов показатели восстановления ФСС после физических нагрузок оказались выше на 17,3% от показателей контрольных групп обоих ВУЗов. Что показывает целесообразность включения в занятия по физической культуре восстановительный комплекс дыхательных упражнений.

При сравнении показателей пробы Руфье ФСС в начале исследования и в конце исследования (таблица 2 и таблица 5) видно, что восстановление организма студентов после физических нагрузок улучшились во всех группах (в экспериментальных группах на 13%, в контрольных - на 2%), что говорит о важности значения практических занятий

физической культурой в ВУЗах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыхательная гимнастика как средство снятия стресса на дистанционном обучении / Н.Н. Карелина, Ж.Э., Лапынина, И.В. Киселева, Е.Е. Пастушенко, А.А. Сердцева, Г.Г. Щеглов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 111-116.

2. Влияние пандемии COVID-19 на физическую активность студенческой молодежи / А.Ю. Осипов, Т.Н Клепцова., Т.В. Лепилина, С.В. Воронцов, М.Ю. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №3 (193). - С. 313-316.

3. Дыхание и восточные единоборства / сост.: В.П. Тупицын // Джиу-джитсу : [сайт] / Кафедра физического воспитания ННГУ. - 2016. - URL: http://djiudjitsu.narod.ru/djdj_03.htm (дата обращения: 07.02.2022).

4. Юдин Б.Д., Роль дыхательной системы в восстановительных процессах организма Юдин Б. Д. Роль дыхательной системы в восстановительных процессах организма спортсмена / Б. Д. Юдин, А.С. Кулемин // КОВЕРТ : [сайт медико-техн. центра]. - URL: https://amsat-global.com/publikaczii/apk/rol-dyixatelnoj-sistemyi-v-vosstanovitelnyix-proczessax-organizma-sportsmena (дата обращения: 07.02.2022).

REFERENCES

1. Karelina N.N., Lapynina Zh.E., Kiseleva I.V., Pastushenko E.E., Serdtseva A.A. and Shcheg-lov G.G. (2021), "Respiratory gymnastics as a means of stress relief in distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 111-116.

2. Osipov A.Yu., Kleptsova T.N., Lepilina T.V., Vorontsov S.V. and Dankova M.Yu. (2021), "The impact of the COVID-19 pandemic on the physical activity of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 313-316.

3. Tupitsyn V.P. (2016), "Breathing and martial arts", Department of Physical Education of NNGU, available at: https://djiudjitsu.narod.ru/djdj_035.htm (accessed 07/02/2022).

4. Yudin B.D. and Kulemin A.S. (2010), "The role of the respiratory system in the recovery processes of the athlete's body", Collection of scientific and methodological works of the teaching staff, graduate students, applicants and students, "Actual problems of physical culture and sports", Moscow, available at: https://amsat-global.com/publikaczii/apk/rol-dyixatelnoj-sistemyi-v-vosstanovitelnyix-proczessax-organizma-sportsmena (accessed 07/02/2022).

Контактная информация: asc-pastushenko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 796.011.1

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Ксения Владимировна Халова, ассистент, Лариса Витальевна Демидова, кандидат медицинских наук, доцент, Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Овсянникова, доктор медицинских наук, доцент, Виталий Владимирович Арутюнов, студент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о распространённости физической активности среди студентов и ее влиянии на умственную деятельность. Научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современном обществе, создает дисбаланс между требуемой природой человека и реальной, резко сниженной двигательной активностью на фоне все возрастающего психоэмоционального напряжения и приводит к последствиям острой недостаточ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.