для хранения и доступа к информации всеми структурными подразделениями («облачные технологии»). Наряду с этим, улучшилось качество осуществления секционной деятельности и спортивных мероприятий за счет онлайн регистрации на соревнования и посещаемости секций в открытых Google таблицах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барковский, Е.С. Оценка дистанционного обучения студентов экономического университета в период март-апрель 2020 / Е.С. Барковский, В.В. Вуколов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 14-17.
2. Барковский, Е.С. Развитие студенческого спортивного клуба на примере российского экономического университета имени Г.В. Плеханова / Е.С. Барковский, В.В. Вуколов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 17-19.
3. Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике / Л.И. Лубышева. - Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. - 200 с.
4. Манжелей, И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта: Монография / И.В. Манжелей, В.Н. Потапов. - Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. -192 с.
REFERENCES
1. Barkovsky, E.S. and Vukolov V.V. (2020), "Evaluation of distance learning of students of the University of Economics in the period March-April 2020", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), рр. 14-17.
2. Barkovsky, E.S. and Vukolov V.V. (2020), "Development of a student sports club on the example of the Plekhanov Russian University of Economics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), рp. 17-19.
3. Lubysheva, L.I. (2017), Sportization in the system of physical education: from scientific ideas to innovative practice, Theory and practice of physical culture and sport, Moscow.
4. Manzhelei, I.V. and Potapov, VN. (2010), Subjects and environment of physical education and sport: monograph, Theory and practice of physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 29.07.2020
УДК 796.011.3
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО МЕТОДУ К.П. БУТЕЙКО НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В
ВУЗЕ
Рита Маратовна Ямилева, кандидат биологических наук, доцент, Александр Юрьевич
Костарев, доктор педагогических наук, профессор, Роман Сергеевич Кулешов, преподаватель, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа; Азат Мусавирович Галимов, старший преподаватель, Башкирский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа; Владимир Викторович Бутов, преподаватель, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
Аннотация
Введение. В статье представлен опыт работы со студентами, обучающихся по программе высшего образования и поиск путей улучшения физических качеств и физической подготовленности. Цель настоящего исследования - определение эффективности влияния дыхательной гимнастики по методу К.П. Бутейко на уровень показателей физического развития и физической подготовленности юношей 18-19 лет, обучающихся по программе высшего образования. В исследовании
приняли участие 40 студентов (n=40), которые были поделены на контрольную (n=20) и экспериментальную (n=20) группы. Контрольная группа занималась физической культурой три академических часа в неделю, в рамках образовательной программы высшего образования. Экспериментальная группа дополнительно два раза в неделю после учебного занятия использовала дыхательную гимнастику по методу К.П. Бутейко. Основная задача метода состоит в уменьшении потребности в кислороде и хорошем насыщении организма углекислым газом. Для диагностики физической подготовленности применялись пять тестов: сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 60 сек (кол-во раз), прыжки через скакалку за 60 сек. (кол-во раз), прыжок в длину с места (см), бег 100 м., бег 1000 м. Для оценки физического состояния использовалась проба Руфье, определяющая уровень работоспособности сердца при физической нагрузке. По окончании педагогического эксперимента в контрольной группе полученные данные недостоверны. В экспериментальной группе нами были зафиксированы достоверные изменения всех показателей.
Ключевые слова: студент, высшее образование, физическая подготовленность, дыхательная гимнастика, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p455-459
INCREASING THE FUNCTIONAL READINESS OF STUDENTS THROUGH THE USE OF BREATHING EXERCISES ACCORDING TO THE METHOD OF K.P. BUTEYKO IN PHYSICAL CULTURE CLASSES AT THE UNIVERSITY Rita Maratovna Yamileva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexander Yurievich Kostarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Roman Sergeevich Kule-shov, the teacher, Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla, Ufa, Azat Musaviro-
vich Galimov, the senior teacher, Bashkir State Oil Technical University, Ufa, Vladimir Viktorovich Butov, the teacher, Rostov Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation, Rostov-on-Don
Abstract
Introduction. Experience with students, studying according to the program of the higher education and search of ways of improvement of physical qualities and physical fitness is presented in the article. The purpose of the present research - determination of efficiency of influence of respiratory gymnastics by K.P. Buteyko method on the level of indicators of physical development and physical fitness of young men of 18-19 years, studying according to the program of the higher education. 40 students (n=40), who were divided into control (n=20) and experimental (n=20) of group, participated in the research. The control group was engaged in physical education three class periods a week, within the educational program of the higher education. The experimental group, in addition to two times a week after the educational occupation used respiratory gymnastics by K.P. Buteyko method. The main objective of the method consists in reduction of need for oxygen and good saturation of the organism carbon dioxide. Five tests were applied to diagnostics of physical fitness: bending and extension of hands in the emphasis lying for 60 sec. (quantity of times), jumps through the jump rope for 60 sec. (quantity of times), long jump from the place (cm), run of 100 m, run of 1000 m. For assessment of the physical state Rufier test, determining the level of op-erability of heart at physical activity, was used. Upon termination of a pedagogical experiment in control group the obtained data are not authentic. In experimental group we recorded reliable changes of all indicators.
Keywords: student, the higher education, physical fitness, respiratory gymnastics, physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система высшего образования направлена на развитие студента как личности во всех сферах его жизни [1]. Основными задачами является не только освоение компетенций дальнейшей профессиональной деятельности, но и формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни представляет собой систематические занятия физическими упражнениями, правильное питание, рациональное распределение времени режима труда и отдыха, и т.д. [3].
На занятиях по физическому воспитанию студенты, в рамках образовательной программы высшего образования, проводят два занятия в неделю по 1,5 часа на первом и втором году обучения, на третьем - одно. Несмотря на достаточную физическую активность, многие студенты не проводят восстановительные мероприятия после занятий по физическому воспитанию [4]. Тема восстановления в тренировочном процессе спортсменов различного уровня подготовки достаточно изучена, что нельзя сказать о студенчестве [2]. В связи с вышесказанным, было актуально предложить студентам нетрадиционные средства восстановления, которые не требует продолжительного времени, определенного места, финансовых вложений.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие две группы первого года обучения (студенты-юноши, относящиеся к основной медицинской группе) по 20 человек в каждой (n=40) различных направлений и профилей подготовки. Все студенты прошли медицинский осмотр и были признаны здоровыми. Возраст занимающихся 18-19 лет. В ходе эксперимента группы были поделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).
Эксперимент проводился на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в 2019-2020 учебном году. В контрольной группе занятия проводились согласно учебному плану и расписанию занятий по общей физической подготовке (2 занятия - 3 академических часа). В экспериментальной группе по окончании каждого занятия выполнялась дыхательная гимнастика по методу К.П. Бутейко, как средство восстановительных мероприятий после физических нагрузок. Дыхательная гимнастика заключалась в следующем: обследуемый должен сделать вдох - 2 секунды, после выдох (плавно) - 4 секунды и задержать дыхание на 4 секунды. Задача данной гимнастики состоит в уменьшении потребности в кислороде и хорошем насыщении организма углекислым газом. Продолжительность комплекса составляет 10 минут, каждую минуту отдых по 40 сек. Все задания выполнялись в спортивном зале, на гимнастическом коврике.
Для определения эффективности эксперимента использовалась функциональная проба Руфье, которая определяет уровень работоспособности сердца при физической нагрузке и тренированность организма в целом. Оценка полученного индекса осуществляется по следующим критериям:
- 3 и ниже - высокая работоспособность сердечной мышцы;
- 4-6 - хорошая работоспособность сердечной мышцы;
- 7-9 - средняя работоспособность сердечной мышцы;
- 10-14 - удовлетворительная работоспособность сердечной мышцы;
- 15 и выше - неудовлетворительная работоспособность сердечной мышцы.
Для диагностики показателей физической подготовленности использовался метод контрольных упражнений (тестов): сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 60 сек. (кол-во раз), прыжки через скакалку за 60 сек. (кол-во раз), прыжок в длину с места (см), бег 100 м., бег 1000 м.
Математико-статистическая обработка проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета Attestat с использованием общепринятых методов вариационной статистики. В ходе математической обработки вычислялись: процентные соотношения; средняя арифметическая величина результатов тестирования (M); среднее квадратичное отклонение (m); t-критерий Стьюдента. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогический эксперимент проводился для получения результатов физической подготовленности студентов в контрольной и экспериментальной группе (таблица 1).
Таблица 1 - Изменения функциональной подготовленности студентов
Показатели КГ (n=20) ЭГ (n=20) Р
Сентябрь Февраль Сентябрь Февраль
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 60 сек. (кол-во раз) 14,8±1,2 15,6±2,1 14,2±1,4 17,6±2,5 р<0,05
Прыжки через скакалку за 60 сек. (кол-во раз), 117,6±2,4 116,5±1,9 115,2±2,1 127,4±1,6 р<0,05
Прыжок в длину с места (см) 193,3±1,4 196,1±1,8 190,8±1,5 201,3±1,9 р<0,05
Бег 100 м (сек.) 15,38±1,3 16,02±2,1 15,47±1,6 14,16±1,9 р<0,05
Бег 1000 м. (мин.) 3,47±1,32 3,24±1,2 3,38±1,3 3,01±1,2 р<0,05
Индекс Руфье 5,7±0,8 5,8±0,6 5,5±0,8 3,9±0,4 р<0,05
В таблице 1 представлены результаты контрольных тестов, проводимых в процессе учебных занятий. Данное тестирование использовалось как метод контроля уровня динамики развития двигательной сферы студентов с целью оценки уровня функциональной подготовленности обследуемых.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что по окончании эксперимента произошли достоверные изменения по всем показателям в пяти тестах.
Так в показателях на скоростно-силовую направленность сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 60 сек. в экспериментальной группе улучшилось на 8,4% (кол-во раз), прыжки через скакалку за 60 сек. (кол-во раз) на 9,2%, прыжок в длину с места (см) на 9,6%. В контрольной группе не было зафиксировано достоверных различий. В показателе бег на 100 м оценивали быстроту движений. В контрольной группе данные не достоверно значимы 15,38±1,3 сек. и 16,02±2,1 сек. В экспериментальной группе под воздействием дыхательной гимнастики время улучшилось на 1,31 сек., до начала эксперимента 15,47±1,6 сек, после 14,16±1,9 (р <0,05). В тесте бег на 1000 м оценивалась общая выносливость студентов. Если сравнивать показатели в контрольной и экспериментальной группе, то можно констатировать положительную динамику, а именно, в ЭГ показатели улучшились на 37 сек.
Анализируя Индекс Руфье в экспериментальной группе после педагогического эксперимента, было получено, что показатели улучшились до нормы и являются достоверно значимыми.
ВЫВОДЫ
Анализ полученных данных подтверждает, что применяемая дыхательная гимнастика по методу К.П. Бутейко, как комплекс восстановительных мероприятий положительно влияет на динамику физической подготовленности у студентов после стандартного учебного занятия по физическому воспитанию.
Дыхательная гимнастика по методу К. П. Бутейко может быть рекомендована для использования в учебном процессе как эффективное средство в комплексе восстановительных средств и методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Динамика уровня физической подготовленности студентов, педагогических специальностей в зависимости от мотивации к занятиям физической культурой / А.В. Зюкин, Л.Н. Шелкова, П.Э. Леппик, С .А. Барченко // Научное мнение. - 2018. - № 4. - С. 54-59.
2. Перегудова, Н.В. Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета / Н.В. Перегудова // Между народный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - № 10. - С. 152-155.
3. Саруханян, Л.А. Спорт и физическое воспитание студентов / Л.А. Саруханян, Т.С. Давудов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-16. - С. 951954.
4. Севостьянова, Н.Н. Дыхательная гимнастика. Энциклопедия / Н.Н. Севостьянова. -Москва : АСТ, 2009. - 256 с.
REFERENCES
5. Zyukin A.V., Shelkova L.N., Leppik P.E. and Barchenko S.A. (2018), "Dynamics of level of physical fitness of students, pedagogical specialties depending on motivation to physical education classes", Scientific opinion, No. 4, pp. 54-59.
6. Peregudova N.V. (2015), "Respiratory gymnastics as means of the general endurance and immunity", International scientific journal "Innovatsionnaya Nauka", No. 10, pp. 152-155.
7. Sarukhanyan, L.A. and Davudov, T.S. (2015), "Sport and physical training of students", International magazine of experimental education, No. 11-16, pp. 951-954.
8. Sevostyanova N.N. (2009), Respiratory gymnastics. Encyclopedia, AST, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2020