Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 761
влияние дистанционных образовательных технологий на формирование навыка «базовая сердечно-легочная реанимация»
Джалолхонова М. Т., Попова С. А.
Научный руководитель: ассистент Лисица Иван Александрович Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информации: Попова Софья Андреевна — студентка 1 курса, факультет «Лечебное дело». E-mail: [email protected]
ключевые слова: выживаемость знаний, базовая сердечно-легочная реанимация (СЛР)
Актуальность исследования: Пандемия новой коронавирусной инфекции C0VID-19 внесла значительные коррективы в учебный процесс [1]. Влияние применения дистанционных образовательных технологий на качество образования, в том числе формирования практических навыков оказания экстренной медицинской помощи в настоящее время требует дополнительного изучения [2, 3].
цель исследования: Оценка выживаемости знаний по формированию навыка «базовая сердечно-легочная реанимация» у студентов 1 курса при применении дистанционных образовательных технологий.
Материалы и методы: В социологическое исследование включено 185 анкет студентов 1 курса, проходивших обучение дисциплине «Учебная практика по формированию первичных профессиональных умений и навыков», включающей тему «Проведение базовой СЛР». В анкету включено 18 вопросов по знанию алгоритма выполнения СЛР у детей и взрослых. Среди анкетируемых 30 юношей (16,21%) и 155 девушек (83,78%).
Результаты: Более 70% правильных ответов дали 65 человек (35,14%), среди которых только у одного студента отмечены все правильные ответы. До половины правильных ответов у 44 человек (23,78%), 50 — 70% правильных ответов — у 76 студентов (41,08%). На вопрос о показаниях к проведению СЛР верные ответы получены в 74 анкетах (40,0); о показаниях к прекращению — в 109 (58,92%), о времени обратимости клинической смерти у взрослых при нормотермии — в 91 (49,19%), о проверяемых признаках остановки кровообращения — в 38 анкетах (20,54%). Необходимость проверки безопасности при старте СЛР указали 168 опрошенных (90,81%), правильный алгоритм выполнения — 158 (85,4%) респондентов. Правильное соотношение частоты компрессий грудной клетки (КГК) к частоте вдохов у взрослых отметили 174 студента (94,05%), у детей — 146 студентов (78,92%). Положение пострадавшего во время проведения базовой СЛР верно назвали в 171 анкете (92,43%). Правильную частоту КГК указали 141 (76,22%) опрошенных, глубину — 135 (72,97%), количество циклов между повторной оценкой стояния пациента — 147 (79,46%), при этом интервалы оценки состояния правильно указали 46 человек (24,86%). О необходимости сжатия сердца между грудиной и позвоночником ответили 102 человека (54,13%). Об отсутствии необходимости введения лекарственных средств во время проведения базовой СЛР ответили 114 респондентов (61,62%). Критерии эффективности СЛР указали 97 (52,4%) анкетируемых. Особенности проведения СЛР у детей верно назвали 96 студентов (51,89%). Правильное положение, придаваемое пациенту в бессознательном состоянии, указали 134 человека (72,43%).
Выводы: 1. Теоретические представления и правильные ответы на отдельные вопросы из алгоритма проведения базовой СЛР, полученные в дистанционном формате, не могут указывать на формирование единого представления об алгоритме оказания экстренной медицинской помощи при развитии остановки кровообращения. 2. Проведение дистанционного обучения в период пандемии определяет необходимость дополнительных факультативных занятий по формированию практических компетенций проведения СЛР на старших курсах. Литература
1. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., и соавт. Возможности дистанционного обучения практическим навыкам в условиях пандемии COVID19. М.: Медицинское образование и профессиональное развитие. Том 12, №1 2021. С.33-44.
forcipe
том 4 спецвыпуск 2021
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»
2. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии СОУГО-19: проблемы и пути решения. М.: Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 2 (38). С. 8-24.
3. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В. и соавт. Перспективы дистанционного обучения при формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе. М.: Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 3 (25). С. 101-102.
forcipe
vol. 4 supplement 2021
ISSN 2658-4174