Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Риккер Анастасия Сергеевна, Ткачева Елена Георгиевна

В статье рассмотрена проблема влияния дистанционного обучения на здоровье студентов, проведено исследование в форме опроса студентов и даны рекомендации по улучшению ситуации, связанной со здоровьем во время дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Риккер Анастасия Сергеевна, Ткачева Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON STUDENT'S HEALTH

The article considers the problem of the impact of distance learning on the health of students, conducts a study in the form of a survey of students and provides recommendations for improving the health situation during distance learning.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.819

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON STUDENT'S HEALTH

Риккер Анастасия Сергеевна

студент

факультет математики, информатики и физики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград Rikker Anastasia Sergeevna

student

faculty of mathematics, computer science and physics Volgograd State Social and Pedagogical University

Russia, Volgograd

Ткачева Елена Георгиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Tkacheva Elena Georgievna candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior lecturer

department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассмотрена проблема влияния дистанционного обучения на здоровье студентов, проведено исследование в форме опроса студентов и даны рекомендации по улучшению ситуации, связанной со здоровьем во время дистанционного обучения.

Abstract. The article considers the problem of the impact of distance learning on the health of students, conducts a study in the form of a survey of students and provides recommendations for improving the health situation during distance learning.

Ключевые слова: студенты, дистанционное обучение, состояние здоровья, активность.

Keywords: students, distance learning, health status, activity.

Сегодня в сложившейся в мире ситуации все российские школьники и студенты испытали на себе онлайн-обучение, прочувствовали все его плюсы и минусы. Дистанционное обучение - это такая форма образования, при которой сам процесс образования происходит при помощи телекоммуникационных средств и технологий, интернета и компьютеров. Основной формой работы при онлайн-обучении выступает самостоятельная работа. Обучаемый может сам определить для себя порядок действий, заниматься обучением в любом удобном месте и, в отдельных

случаях, в удобное время [3].

В свою очередь дистанционное обучение имеет и отрицательные стороны. Например, из-за большой нагрузки студенты подвержены стрессам. Учащиеся получают большое количество заданий и за их выполнением вынуждены проводить в два - три раза больше времени, чем при традиционном, очном формате обучения [1]. Это влечет за собой нарушение порядка дня, уменьшение количества сна, появление усталости, апатии. Постоянное времяпровождение за компьютером может вызвать ухудшение зрения и осанки. Так же пандемия достаточно сильно повлияла на активность студентов - сказалась увеличенная нагрузка [2].

Исследуя проблему влияния онлайн-обучения на здоровье студентов, был проведен опрос, в который были включены 4 вопроса. В опросе принимало участие 50 студентов. 1 вопрос «Увеличилась ли учебная нагрузка в связи с переходом на дистанционное обучение?», 2 вопрос «Испытываете ли Вы стресс из-за увеличенной нагрузки?», 3 вопрос «Повлиял ли дистанционный формат обучения на вашу активность?», 4 вопрос «Как повлиял переход на онлайн-обучение на ваше здоровье?». Результаты опроса представлены на графиках.

Результаты опроса студентов (вопросы 1-3)

I . I.. I.

Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3

■ Да ■ Нет ■ Не особо

Рис. 1. Результаты опроса студентов на вопросы 1-3

На диаграмме (рис. 1) видно, что абсолютное большинство опрошенных студентов заявили об изменении ситуации в связи с переходом на дистанционное обучение. На первый вопрос «Увеличилась ли учебная нагрузка в связи с переходом на дистанционное обучение?» 96% (47 человек) ответили, что учебная нагрузка увеличилась, 6% (3 человека) заявили, что нагрузка не особо увеличилась. По результатам ответов на второй вопрос «Испытываете ли Вы стресс из-за высокой нагрузки?» 78% (39 человек) испытывают стресс от увеличенной нагрузки, 8% (4 человека) испытывают его в малой форме и 14% (7 человек) не испытывают его вообще. Третий вопрос «Повлиял ли дистанционный формат обучения на вашу активность?» дал следующие результаты: 74% (37 человек) ответили «Да», 26% (13 человек) ответили «Нет». Результаты ответов на третий вопрос можно объяснить тем, что 37 человек до пандемии вели активный образ жизни (спорт, фитнес, посещение спортивных залов, туризм), а у 13 человек из опрошенных была средняя или низкая активность.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Результаты опроса студентов (вопрос 4)

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

0%

Вопрос 4

■ На рушился режим дня ■ Ухудшилось зрение ■ Ухудшилась осанка

■ Уменьшилось количество сна ■ Поя вилась апатия, усталость

Рис. 2. Результаты опроса студентов на вопрос 4

Интерпретируя результаты, можно сказать следующее: у половины опрошенных студентов нарушился распорядок дня, большая часть (78%) чувствует усталость и апатию, зрение ухудшилось у 36% студентов, осанка - у 34%, недостаток сна указали 48% опрошенных.

На основе результатов опроса были подготовлены советы для студентов, которые помогут им справиться с трудностями во время дистанционного обучения.

1. Не стоит отвлекаться на социальные сети во время онлайн-обучения, это может помешать восприятию и усвоению материала.

2. Не откладывай подготовку задания на последний день, подготовь материал заранее. Делая домашнее задание в последний момент, ты насобираешь большое количество заданий, которое тебе придется разбирать в короткие сроки.

3. Чтобы запоминать больше информации начни визуализировать. Можно использовать цветные маркеры, различные небольшие схемы или таблицы. Структурированная информация лучше усваивается.

4. Следи за режимом дня, количеством сна и питанием. Установи время, которое будешь тратить в день на учебу, не забывая про личное время, которое ты потратишь на хобби или отдых, определи время, в которое будешь ложиться спать.

Литература

1. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет [Электронный ресурс] // Бизнес-образование в России. URL: http://curator.ru/e-learning/publications/doplus.html (дата обращения 16.01.2021).

2. Нуруллаева А. И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время // Скиф. 2020. № 5-1 (45). С. 54-57.

3. Соколов Г. А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. 2014. № 1. С. 1-13.

References

1. Kanavo V. Dostoinstva i nedostatki distantsionnogo obucheniya cherez Inter-net [Advantages and disadvantages of distance learning via the Internet]. Available at: http://curator.ru/e-learning/publications/doplus.html (accessed 16.01.2021).

2. Nurullaeva A. I. Vliyanie distantsionnogo obucheniya na samochuvstvie studentov vo vremya [Influence of distance learning on students 'well-being during the study]. Skif, 2020, no. 5-1 (45), pp. 54-57.

3. Sokolov G. A. Osobennosti psikhoemotsional'nykh sostoyaniy studenta pri distan-tsionnoy forme obucheniya [Features of psychoemotional states of a student in distance learning]. Modern education - Sovremennoe obrazovanie, 2014, no. 1, pp. 1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.