Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии
Impact of distance education on student's health in the period of pandemic
Нуруллаева А.И.
Студент 1 курса
Самарский государственный экономический университет
РФ, г. Самара e-mail: aida. nurullaeva@mail. ru
Nurullaeva A.
1st year student Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: [email protected]
Научный руководитель Чеджемов Г.А.
Старший преподаватель Самарский государственный экономический университет
РФ, г. Самара e-mail: [email protected]
Scientific adviser
Chedzhemov G.A.
Senior lecturer Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена проблеме здоровья обучающихся высших учебных заведений в связи переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии. В материале рассматриваются последствия резких изменений в учебной сфере, и как это сказывается на состоянии студентов. Приведены также возможные решения данных проблем или же последовательность действий, которые могут смягчить сложившуюся ситуацию. Стоит отметить, что в статье, в том числе, рассмотрены желательные меры со стороны руководств университетов, которые могут облегчить процесс обучения.
Annotation.
The article is devoted to the problem of student's health of higher educational institutions in connection with the transition to distance education due to the pandemic. The article examines the consequences of abrupt changes in the educational sphere, and how this affects the state of students. There are also possible solutions to these problems or a sequence of actions that can mitigate the situation. It is worth noting that the article also considers desirable measures on the part of University management that can facilitate the learning process.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, влияние дистанционного обучения, пандемия, здоровье студентов.
Key words: distance education, impact of distance education, pandemic, student's health.
Дистанционное обучение - это взаимодействие преподавателей и студентов между собой на расстоянии, которому присуще полноценное предоставление знаний с помощью различных методов. Эти методы могут включать средства интернет-связи или же другие, которые предполагают интерактивность. Также иными словами дистанционное обучение представляет собой самостоятельную форму обучения, где студенту приходится усваивать информацию самому.
Многие учащиеся изначально были рады перейти на данную форму обучения, поскольку в таком случае проводится большее количество времени дома, но на самом деле все не так радужно, как может показаться. Безусловно, здесь есть свои преимущества. Например, экономия времени, проявляющаяся в отсутствии сборов к
университету и самой поездки в целом, также применение интернет-ресурсов, которые могут позволить лучше и доскональнее изучить информацию, и многие другие. Нужно отметить, что они почти все направлены на улучшение качества обучения и усвоение информации, но их чрезмерное проявление может отрицательно сказаться на самочувствии студентов.
В связи с пандемией, влияние такой формы обучения стало еще более негативным, чем при отсутствии вируса. Проявляется это в том, что теперь на улицу выйти гораздо реже удается из-за нехватки времени. Преподаватели же стали задавать значительно больше заданий для усвоения материала; учитывая тот факт, что у учащихся и так достаточное количество дисциплин, то каждый студент стал затрачивать гораздо больше времени на выполнение самостоятельной работы. До отсутствия пандемии объем заданий в меру позволял уделить время и собственному досугу, рекреации.
Еще одним проявлением такого влияния является стресс. Причем стресс не только, в целом, от ситуации с вирусом, но и от изменения формы обучения в частности. Учащиеся вузов привыкают к преподавателям, к их манере подачи информации и к атмосфере, которую они создают для них. Теперь же, из-за сложившейся ситуации, студентам не доставляет удовольствия на протяжении 5-6 часов подряд смотреть на экраны компьютеров и телефонов на занятиях. Это может быть связано с мышлением студентов, которое привыкло к тому, что преподаватель объясняет непонятные моменты в «реале», а сейчас нужно во всем разбираться самостоятельно, и это не всегда удается. Помимо всего, зачастую «слабый» интернет является источником стресса, когда студент по независящим от него обстоятельствам не может присутствовать на занятиях и его отмечают как отсутствующего, что может повлечь за собой дальнейшие отработки. Такое чувство напряжения возникает по многим причинам, но с этим обязательно нужно справляться. В первую очередь нужно максимально адаптироваться к изменившимся условиям. Более того, важно понять, дистанционное обучение в связи с пандемией - временные меры и необходимо пережить его без негативных для себя последствий.
Зрение - один из пяти главных чувств человека, которое необходимо беречь. Посещая университет, студенты относительно безопасно используют своё зрение. В лекционном зале они смотрят на преподавателя, в свою тетрадь, на доску и в момент переключения зрения на другие объекты тем самым снимают напряжение с глаз. В нынешних условиях переглядывания с экрана монитора на тетрадь, с тетради на монитор и так до бесконечности, может вызвать ухудшение зрения. Для предотвращения подобного, необходимо сократить времяпрепровождение за экраном компьютера и также в обязательном порядке делать зарядку или же гимнастику для глаз.
Пандемия сильно сказалась на активности людей, значительно ограничило её. Обычно студент добирался до университета, посещал занятия, на большой перемене обедал, затем продолжал учиться. Это позволяло сбалансировать количество употребленных и израсходованных калорий. Но на данный момент постоянное нахождение дома ограничивает наши действия, что проявляется в отсутствии любой деятельности, помимо умственной. Данный вид деятельности не предполагает передвижение студента из одной точки в другую, именно поэтому наличие только умственной активности является недостаточным. Некоторые «заедают» свой стресс, но на самом деле недоедание чувствует не желудок, а мозг; происходит неосознанное переедание. Чаще всего это еда, которая не требует много времени на приготовление и будет насыщать быстро. Крайне важно отказаться от вредной пищи во время пребывания дома, поскольку она в первую очередь и «портит» организм, а также требует много времени на переваривание. Необходимо правильно питаться, чтобы было больше энергии для занятий. Рекомендуется заранее продумать все перекусы, чтобы во время учебной деятельности не отвлекаться на них.
Для решения проблемы недостаточной активности важно задуматься о компенсации студентом той энергии, которую он обычно тратит, посещая учебное заведение. В этом могут помочь домашние тренировки и простые упражнения для поддержания физической формы, которые нужно делать и утром, и вечером.
Немаловажно в свою очередь отметить, что частое пребывание дома может вызвать боязнь замкнутых пространств. Чтобы этого не произошло, важно выходить на свежий воздух на 15-20 минут, это поможет «освежиться» и с новыми силами продолжать учиться в самоизоляции.
По нашему мнению, дистанционное обучение оказывает влияние и на осанку обучающихся. Студенты очень часто сидят в неудобных позах, что вызывает сильный дискомфорт. Впоследствии развивается сколиоз, остеохондроз и другие заболевания. Также считается, что осанка напрямую связана с эмоциональным состоянием человека. Когда преподаватели задают много заданий, студент начинает беспокоиться, поскольку боится не успеть выполнить их в срок. Существует мнение, что согнутая спина говорит о давлении неосязаемого груза на человека. Решением данной проблемы будут также специальные упражнения на спину, утренняя зарядка.
Немаловажным последствием перехода на дистанционную форму обучения является недосып. Многие студенты жалуются на недостаток сна. Времени критически не хватает, поэтому обучающиеся сидят допоздна, чтобы доделать всю работу, заданную на самостоятельное выполнение. По мнению доктора Джйемса Р. Ольшлагера, суммарное количество часов сна в неделю на 6-8 часов меньше обычного может ухудшить умственную работоспособность и время реакции, а также вызвать депрессию, беспокойство и раздражительность. Спать - невероятно важно, поскольку сон позволяет мозгу организовывать, отсортировывать и хранить информацию, которую изучил в течение дня. Недостаток сна может повлиять на физическое и ментальное здоровье, поэтому важно быть организованным и следовать режиму сна. Для смягчения такой проблемы нужно обязательно заняться тайм-менеджментом, чтобы всегда все успевать. Сделать распорядок дня и придерживаться его, тогда увеличится продуктивность и появится возможность увеличить количество часов сна.
Исследуя тему «Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов в период пандемии», автором был проведен опрос: «Какие изменения произошли с вами после перехода на дистанционное обучение?».
Объектом исследования были непосредственно студенты высших учебных заведений.
Предметом исследования было самочувствие обучающихся в период дистанционного образования.
Метод исследования - анкетирование, социологический опрос.
Количество участвующих - 52 человек.
Участникам опроса были заданы следующие вопросы:
1. «На ваш взгляд, учебная нагрузка на студентов в период пандемии увеличилась?»
Больше половины опрошенных, 36 человек (69%), отметили, что нагрузка заметно увеличилась, 11 человек (21%) признались, что для них ничего не поменялось, и лишь пятеро (10%) сообщили, что работы стало меньше.
2. «Как сказался переход на дистанционное обучение на Вашем здоровье?»
Среди респондентов ровно половина (50%) тех, кто отметил отрицательное влияние на режим сна, пищевые привычки и на зрение, аргументируя тем, что долгое пребывание дома и нагрузка со стороны учебного заведения приводят к дефициту времени и переутомлению организма. 13 человек, (25%) высказались по поводу эмоционального перенапряжения, которое возникает из-за коротких сроков, выделенных на выполнение заданий. Остальные 13 человек (25%) заявили, что не сильно волнуются по поводу учебы и относятся нейтрально к любой работе по дисциплинам, поэтому они не почувствовали сильных изменений на самочувствии после перехода на дистанционное обучение.
3. «По Вашему мнению, по какой форме обучения легче учиться?»
Большой процент опрошенных (41 человек или 79%) проголосовали за традиционную очную форму обучения, утверждая, что именно в этой форме всего в меру. Остальные 11 человек (21%) предпочли дистанционное обучение, выделяя лишь долгое времяпрепровождение дома. 5
В ходе исследования, мы пришли к выводу, что большинство студентов испытывает сильный дискомфорт в связи с переходом на другую форму обучения.
Дистанционная форма обучения в России будет продолжать развиваться не только в связи с пандемией, но и из-за технологичности и удобства в применении в ходе учебы. Также оно способствует массовому распространению образования, поскольку вся нужная информация находится во всемирной паутине, и воспользоваться ею гораздо легче и проще, когда ты дома. Немаловажно отметить, что и многочисленные онлайн-курсы помогают обучающимся учиться более продуктивно и организованно по сравнению с традиционным очным или же дистанционным образованием. В каком-то плане они лучше, поскольку наставники дают задание, на выполнение которые дается строго ограниченный короткий промежуток времени, и после их выполнения можно отдыхать до следующих занятий. Такая организация позволит выделить время и для зарядки, для перекуса, чего сложно сказать про дистанционное обучение, когда времени и подышать совсем нет.
Хотелось бы отметить, что, безусловно, развитие эпидемии способствовало переходу на данную форму обучения, но это не значит, что университеты не должны заботиться о своих студентах. В первую очередь, они должны разработать и развить определенный инструмент, отличный от существующих учебных материалов у обучающихся, который может служить двоякой цели: во-первых, для разнообразия процесса учебы и чтобы не возникало чувство рутинности на занятиях, а также, чтобы можно было относительно безболезненно подготовиться к неизбежному отсутствию преподавателей. При резкой смене обстановки у студентов может возникнуть беспокойство, поскольку они предпочитают подачу информации от другого человека, а сейчас им придется справляться самим. Чтобы такого не было, важно заранее их подготовить к этому и сделать период дистанционного обучения более комфортным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данной форме обучения, как и в любой другой, есть свои преимущества, но и также значительные недостатки. Причем они очень сильно сказываются на состоянии здоровья студентов, но с помощью небольших усилий и желания можно минимизировать урон. Но стоит отметить, что во время пандемии в какой-то степени дистанционное обучение является выгодным решением, поскольку сейчас крайне не рекомендуется выходить на улицу и учеба может заполнить все время пребывания дома. Что бы ни происходило, главное помнить, что эти меры временные, и нам нужно максимально комфортно и без негативных последствий на наше здоровье пережить этот период. Тайм-менеджмент, организованность и желание, наверное, являются главными инструментами, которые помогут в этом.
Список используемой литературы:
1. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] - URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Дистанционное обучение
2. Student Health Guide: College Students [Электронный ресурс] - URL: https://www.drugwatch.com/health/students/
3. Канаво В. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет» [Электронный ресурс] - URL: http:// www.curator.ru/doplus.html
4. Supporting distance education students: The pilot study of a tutorial model and its impact on students' performance [Электронный ресурс] - URL: https://www.researchgate.net/publication/301647295 Supporting distance education students The pilot study of a tutorial model and its impact on students' performance
5. Нуруллаева А.И. Социальный опрос на тему «Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии» [Электронный ресурс] - Режим доступа -
https://docs.google.com/forms/d/1JreUqXXfPhFa8Kley8RfXMZOZ3FAXIRGkfHngLM0qeU/edit?pli=1