Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / EFFICIENCY / SELF-ISOLATION / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова М. Н., Могилатова А. А.

В данной статье мы искали ответ на вопрос, является ли дистанционное обучение достаточно эффективным в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки. Для этого нами было проведено исследование с участием группы студентов Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова М. Н., Могилатова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF DISTANCE LEARNING IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION

In this article, we looked for an answer to the question of whether distance learning is effective enough in the current epidemiological situation. To do this, we conducted a study with the participation of a group of students from the Volgograd region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

Оценка обучающимися результативности дистанционного обучения в условиях

самоизоляции

Students' assessment of the effectiveness of distance learning in conditions of self-isolation

Данилова М. Н.

Студентка 4 курса,

Волгоградский государственный медицинский университет,

Россия, Волгоград e-mail: mari.serebrova. 00@gmail.com

Danilova M. N.

4rdyear student, Volgograd state medical University, Russia, Volgograd e-mail: mari.serebrova. 00@gmail.com

Могилатова А. А.

Студентка 4 курса,

Волгоградский государственный медицинский университет,

Россия, Волгоград e-mail: alyon.mogilatova2018@yandex.ru

Mogilatova A. A.

4rdyear student, Volgograd state medical University, Russia, Volgograd e-mail: alyon.mogilatova2018@yandex.ru

Научный руководитель Чумаков В. И.

Кандидат педагогических наук Волгоградский государственный медицинский университет

e-mail: tchumakov. vi@gmail.com

Scientific adviser: Chumakov V.I.

Candidate of Pedagogical Sciences Volgograd state medical University, Russia, Volgograd e-mail: tchumakov. vi@gmail.com

Аннотация.

В данной статье мы искали ответ на вопрос, является ли дистанционное обучение достаточно эффективным в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки. Для этого нами было проведено исследование с участием группы студентов Волгоградской области.

Аnnotation.

In this article, we looked for an answer to the question of whether distance learning is effective enough in the current epidemiological situation. To do this, we conducted a study with the participation of a group of students from the Volgograd region.

Ключевые слова: дистанционное обучение, эффективность, самоизоляция, исследование. Keywords: distance learning, efficiency, self-isolation, research.

Дистанционная форма обучения неожиданно стала реальностью нашей жизни. Весь социум оказался в уникальной ситуации самоизоляции. Будем откровенны, лишь небольшое количество людей было готово к этому в полной мере. Мы можем сказать, что, скорее всего, это та доля населения, которая уже была знакома с данным форматом обмена и получения информации, то есть люди уже адаптированные. Коронавирусная инфекция - это

проблема не только медицинского характера, но и социального. Безусловно, эта пандемия, как и многие другие, внесет некоторые коррективы во все сферы человеческой деятельности. Вопрос о том, какой эффект мы получим в итоге для каждого из нас пока является загадкой, по той причине, что это требует тщательного изучения и исследования.

В период эпидемии многие заговорили о том, как онлайн-режим в условиях самоизоляции может сказаться на качестве образования. Важность изучения данной проблемы, на наш взгляд, является наиболее актуальной. Люди, работающие в сфере социально-психологического направления, обязаны помочь адаптироваться остальным в сложившейся обстановке. Каждый человек должен понимать, что исключать эпидемиологические меры мы не можем. Сейчас здоровье любого из нас превыше всего. Поэтому путем изучения эффективности обучения в дистанционных условиях мы сможем прогнозировать перспективы педагогического процесса в условиях самоизоляции.

Цель данной работы: изучить результативность дистанционного обучения в условиях самоизоляции с позиции обучающегося.

Задачи:

1) Провести исследование с помощью опроса студентов

2) Выявить, насколько эффективным является дистанционное обучение

3) Предложить рекомендации обучающимся в условиях дистанционного обучения

Объект - технологии обучения

Предмет - технологии дистанционного обучения

Материал и методы исследования. С целью изучения эффективности дистанционного обучения нами был проведён опрос на группе студентов Волгоградской области, состоящей из 102 человек в возрасте от 17 до 24 лет. На вопрос о том, нравится ли им дистанционный формат обучения, большинство ответило положительно (рис. 1).

Рисунок 1. Отношение респондентов к дистанционному обучению

Мы также посчитали важным узнать, считают ли опрошенные студенты города Волгоград необходимым дистанционный формат обучения в период пандемии СОУГО-19 (рис. 2). Подавляющее большинство также ответило положительно.

Рисунок 2. Оценка респондентами необходимости введения дистанционного формата обучения

Разумеется, для оценки эффективности онлайн-обучения необходимо знать, есть ли у обучающихся технические возможности для получения образования в дистанционном формате (рис. 3).

Рисунок 3. Обладание респондентами техническими средствами обучения

Также мы узнали, с помощью какого программного продукта студентам удобнее получать знания в условиях самоизоляции (рис.4). Лидируют приложение Zoom, портал университета и социальная сеть ВКонтакте.

Рисунок 4. Предпочтения респондентов по использованию различных программных продуктов

Согласно результатам нашего опроса, чаще всего студенты города Волгоград для осуществления дистанционного обучения используют следующие устройства (рис.5):

0 20 40 60 80

Рисунок 5. Распределение респондентов по использованию гаджетов при обучении

Однако, несмотря на то, что большинство респондентов ответило на вопрос о том, нравится ли им дистанционное обучение, положительно, мнения о его эффективности разделились. Лишь чуть больше половины опрошенных считают онлайн-обучение достаточно эффективным (рис. 6).

Вопросы студенческой науки

Выпуск №12 (52), декабрь 2020

Рисунок 6. Оценка респондентами эффективности дистанционного обучения

Касаемо адаптации студентов к переходу на дистанционное обучение мы можем сказать следующее. Большинство оценивает свою адаптированность довольно высоко (рис. 7). Достижения в обучении при этом многие считают средними.

Рисунок 7. Оценка респондентами результатов обучения посредством дистанционного обучения

Важно отметить, что почти у трети опрошенных снизился уровень мотивации при переходе на дистанционное обучение (рис. 8) Также почти у 40% студентов ухудшилось физическое состояние с введением режима самоизоляции (рис. 9).

к

^^53,3%

32,6% \

к

| Повысилась 1 Понизилась Осталась прежней

Рисунок 8. Оценка респондентами учебной мотивации после введения дистанционного обучения

Рисунок 9. Оценка респондентами нагрузки на зрение после введения дистанционного обучения

Согласно опросу, учебная нагрузка на студентов с переходом на онлайн-обучение увеличилась (рис.

10)

Рисунок 10. Оценка респондентами учебной нагрузки после введения дистанционного обучения

У половины респондентов ухудшилось эмоциональное состояние. Какие именно наблюдаются проблемы видно из следующей диаграммы (рис. 11):

0 10 20 30 40 50

Рисунок 11. Оценка респондентами психоэмоционального состояния в условиях дистанционного обучения

Уровень успеваемости у 68,5 % студентов остался прежним. У 14,1 % повысился, у 17,4 понизился. Мы также посчитали необходимым привести в данной статье данные о том, какой формат дистанционных занятий (лекционного типа - рис. 12 и семинарского типа - рис. 13) респонденты считают наиболее удобным.

10 20 30

Рисунок 12.

Выполнение задание в письменном виде

Устный ответ по видеоконференции

Выполнение докладов/ р ефе ратов/ п ре зента ц...

Предпочитаю очное обучение

Семинар больше относится к практике, луч...

0 10 20 30 40 50

Рисунок 13.

Выводы. Исходя из полученных результатов, мы можем утверждать, что большинству студентов города Волгоград нравится дистанционный формат обучения и они считают его необходимым в период пандемии COVID-19. Также у большинства обучающихся (91,3 %) есть технические возможности для получения образования в дистанционном формате. Но мы считаем необходимым решить проблемы остальных с отсутствием возможности вести онлайн-обучение.

Касаемо мессенджеров, наиболее удобными для получения знания в условиях самоизоляции респонденты называют приложение Zoom, портал университета и социальную сеть ВКонтакте. Согласно результатам нашего опроса, чаще всего студентами для осуществления дистанционного обучения используются телефон и ноутбук.

Однако, несмотря на то, что большинство респондентов ответило на вопрос о том, нравится ли им дистанционное обучение, положительно, мнения о его эффективности разделились. Лишь чуть больше половины опрошенных считают онлайн-обучение достаточно эффективным. Большинство студентов оценивает свою адаптированность к переходу на дистанционное обучение довольно высоко. Достижения в обучении при этом многие считают средними. Уровень успеваемости у 68,5 % студентов остался прежним. У 14,1 % повысился, у 17,4 понизился.

Важно отметить, что почти у трети опрошенных снизился уровень мотивации при переходе на дистанционное обучение. Также почти у 40% студентов ухудшилось физическое состояние с введением режима самоизоляции, в том числе проблемы со зрением и моторно-двигательным аппаратом. У половины респондентов ухудшилось эмоциональное состояние. У них наблюдается раздражительность, снижение настроения, нарушения сна и аппетита.

Итак, хотя уровень успеваемости студентов не сильно изменился и многим нравится дистанционный формат обучения, остаются проблемы, касающиеся мотивации респондентов, а также их ухудшающегося физического и эмоционального здоровья. В целом, мы находим дистанционное обучение достаточно эффективной альтернативой очному формату, но, разумеется, проблемы, возникающие у студентов в условиях самоизоляции, необходимо решать.

Рекомендации. Мы считаем, что для респондентов, не имеющих возможность использовать дистанционные технологии, учебным заведением должно быть организовано обучение с использованием учебников и учебных пособий на бумажных носителях, текстовых заданий, а также консультирование по телефону.

В период карантинных мероприятий, когда дети вынуждены учиться удаленно и больше времени проводить дома в сидячем положении за компьютером, мы рекомендуется ограничить использование гаджетов для профилактики заболеваний органов зрения, нарушения осанки и сколиоза. Для этого лучше постараться

организовать повседневную жизнь таким образом, чтобы на игры на телефоне или планшете оставалось меньше времени, чем на настольные игры, чтение книг, рисование и художественное творчество. Просмотр телевизионных программ также следует ограничить. При организации досуга, учитывая проблему гиподинамии, рекомендуется предусмотреть в режиме дня занятия физкультурой. Достаточно делать небольшие перерывы по 10 минут между занятиями, во время которых проводить несколько упражнений на снятие напряжения с мышц или гимнастику для глаз.

Для сохранения эмоциональной стабильности мы рекомендуем не отслеживать постоянно сообщения в медиа; ограничивать время, посвященное коронавирусу (10—30 минут в определенное время дня); переключаться на другие дела и заботы. Оценивать свои тревожные мысли на предмет их полезности и продуктивности; разделять, что вы можете сделать конструктивно, а что является пустой тратой времени и сил. Вы можете контролировать некоторые важные вещи из разряда гигиены и образа жизни (мытье рук, питание, физические упражнения, сокращение выходов в общественные места, выполнение учебных заданий), и именно на это стоит направлять свое внимание. А глобальное беспокойство и просчеты возможных негативных сценариев являются «пустыми усилиями» и напрасной тратой сил с повышением уровня стресса.

Также важно сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Стараться поддерживать режим дня (сон, режим питания).

Список используемой литературы.

1. Артюхина, А. И., Чумаков, В. И., Петров, М. В., Жидовинов, А. В., Важова, О. М., & Ворфоломеева, В. М. Проектирование и реализация телекоммуникационных и веб-технологий в педагогическом процессе медицинского вуза. - Волгоград, 2017.

2. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2009. - №. 94.

3. Соколов Г. А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения //Современное образование. - 2014. - №. 1. - С. 1-13.

4. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. - 2005. - №. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.