Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ «СТАРТА» И СПУСТЯ ТРИ МЕСЯЦА. ЕСТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ «СТАРТА» И СПУСТЯ ТРИ МЕСЯЦА. ЕСТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СТУДЕНТЫ / CORONAVIRUS / DISTANCE LEARNING / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / COVID-19 PANDEMIC / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатенко Дарина Николаевна

Данная статья посвящена повторному исследованию уровня обучения в дистанционном формате в университетах, введённого в связи с пандемией COVID-19, посредством проведения социологического опроса среди студентов нескольких высших учебных заведений города Москвы. В ходе исследования автор анализирует основные изменения и различия между этапом «старта» дистанционного обучения и спустя три месяца после введения подобного формата обучения в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатенко Дарина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION AT THE "START" STAGE AND THREE MONTHS LATER. ARE THERE ANY CHANGES?

This article is devoted to the re-examination of the level of distance learning in universities, introduced in connection with the COVID-19 pandemic, through a sociological survey among students of several higher education institutions in Moscow. In the course of the research the author analyzes the main changes and differences between the stage of "starting" distance learning and three months after the introduction of such a format of education in universities.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ «СТАРТА» И СПУСТЯ ТРИ МЕСЯЦА. ЕСТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?»

Дистанционное образование на этапе «старта» и спустя три месяца. Есть ли изменения? Distance education at the "start" stage and three months later. Are there any changes?

Горбатенко Дарина Николаевна

Студентка 1 курса, Факультет экономики и права, РЭУ им. Г.В Плеханова, Россия, Москва e-mail: darina. gorbatenko 01 @gmail. com

Gorbatenko Darina Nikolaevna.

1st year student, Faculty of Economics and Law, Plekhanov Russian University of Economics,

Russia, Moscow. e-mail: darina.gorbatenko01 @gmail.com

Аннотация.

Данная статья посвящена повторному исследованию уровня обучения в дистанционном формате в университетах, введённого в связи с пандемией COVID-19, посредством проведения социологического опроса среди студентов нескольких высших учебных заведений города Москвы. В ходе исследования автор анализирует основные изменения и различия между этапом «старта» дистанционного обучения и спустя три месяца после введения подобного формата обучения в университетах.

Annottion.

This article is devoted to the re-examination of the level of distance learning in universities, introduced in connection with the COVID-19 pandemic, through a sociological survey among students of several higher education institutions in Moscow. In the course of the research the author analyzes the main changes and differences between the stage of "starting" distance learning and three months after the introduction of such a format of education in universities.

Ключевые слова: коронавирус, дистанционная форма обучения, высшие учебные заведения, пандемия COVID-19, студенты.

Key words: coronavirus, distance learning, higher education institutions, COVID-19 pandemic, students.

Как было отмечено выше, основная цель данного исследования получить информационный фидбек о состоянии студентов, оказавшихся в ситуации самоизоляции и ведущих своё обучение по дистанционным методикам. Очевидно, что для полноты картины необходимо изучить и состояние педагогического персонала, который также вынужден работать по новым технологиям. Этому вопросу планируется посвятить отдельное исследование, которое явится логическим продолжением данной работы.

Итак, в конце марта 2020 года большинство высших учебных заведений Москвы, включая РЭУ им. Г.В. Плеханова, были переведены на дистанционный формат обучения [1]. Через две недели после перехода автором было проведено научное исследование, которое позволило сделать оценку уровня организации дистанционного режима обучения в РЭУ им. Г.В. Плеханова на этапе форсированного перехода к нему [2].

По прошествии квартала был проведен повторный опрос. Его главная цель - определить, изменилось о ли отношение студентов к практике дистанционного обучения. И если изменилось, то по каким параметрам, и в какой степени.

Начальный этап данного исследования заключается в проведении онлайн-опроса, в котором приняли участие 753 студента РЭУ им. Г.В. Плеханова (рис. 1).

При взгляде на структуру бросается в глаза, что выборка по четвертому курсу и магистратуре не будет репрезентативной. Но в данном случае на общую валидность опроса это повлиять не может, так как студенты четвертого курса уже не посещают аудиторные занятия, находясь на преддипломной практике, а большинство

магистрантов далеко не всегда посещают очные занятия, имея большую нагрузку на работе.

В ходе опроса студенты отвечали на 16 вопросов, непосредственно связанных, как считает автор, с организацией дистанционной формы обучения на более позднем этапе его реализации. Результаты опроса представлены на рисунках 1-10.

■ 1 курс

2 курс

3 курс

- 4 курс и 1 курс (магистратуры)

Рисунок 1. Соотношение числа опрошенных по курсам, в %

Стала ли организация дистанционного образования лучше (по сравнению с ее начальным этапом)?

■Да

■ Нет

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 2. Соотношение довольных организацией дистанционного студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, в %

79% 19%

0% 50% 100%

■ Июнь 2020 ■ Март 2020

Рисунок 3

Процентное соотношение столкнувшихся с трудностями планирования своего времени в марте и июне 2020 соответсвенно

70% 32% 1

0% 50% 100%

■ Март 2020 ■ Июнь 2020

Рисунок 4

Спустя 3 месяца у Вас продолжает

уходить больше времени на выполнение заданий, чем в вузе?

28%

72%

Да

Нет

Рисунок 5

Хотели ли бы Вы в будущем обучаться в смешанном формате?

Да Нет

Затрудняюсь отв

Рисунок 6

Как Вам кажется, если бы непрофильные дисциплины ввели на дистанционный режим, то это было бы лучше или нет?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Рисунок 7

По сравнению с началом удаленного

обучения сейчас Вы чувствуете меньше нагрузки на психологическое состояние?

Да Нет

Рисунок 8

Появилось ли у Вас больше свободного времени для саморазвития или стали ли вы проводить больше времени с близкими?

Да Нет

Рисунок 9

138

66

207

104

337

408

380

0 т , 100

■ Telegram

LMS 1C

■ Webinar

200 с, 300 ■ Skype

- WhatsApp

Moodle

400 ,500

■ Discord

600

I Корпоративная почта ■ Zoom

Рисунок 10. Статистика предпочтения онлайн-платформ на дистанционном обучении у студентов РЭУ им. Г.В.

Плеханова

В марте уровень организации дистанционного обучения не устраивал 81% опрошенных. Но уже в июне качеством предлагаемого удаленного обучения довольны 79% респондентов (рис. 2). На изменение в лучшую сторону качества организации дистанционного обучения указали 78% респондентов (рис. 3).

Предыдущий опрос показал, что в марте более 70% опрошенных столкнулись с проблемой организации своего времени. В настоящий момент времени подобная проблема осталась у 32% респондентов, что более чем в 2 раза меньше исходного значения (рис. 4). Это позволяет сделать вывод о том, часть студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова стали лучше справляться с организацией своего времени.

Возможно такие результаты стали возможны благодаря своевременной реакции педагогов и администрации на первые результаты применения дистанционных практик.

Благодаря опросу стало известно отношение более 750 студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова к идее смешанного формата обучения в будущем. Более 53% респондентов хотели бы учиться в подобном формате обучения (частично очно, частично дистанционно) (рис. 6). Более того, 59% респондентов посчитали хорошей идеей перевести часть непрофильных дисциплин в полностью дистанционный формат (рис. 7).

В опрос также был включен открытый вопрос, касающийся мнения каждого студента о вероятности успешности перехода на смешанный формат образования. Фактически, несмотря на большой процент желающих учиться в смешанном формате обучения, многие студенты не совсем точно могут представить такой вариант обучения в следующем учебном году по ряду причин, которые, автор уверен, существуют не только в данном университете. Это связано как с физиологическим аспектом для каждого студента, так и с техническими недостатками системы университета, которая не способна к быстрому модифицированию, и с не

проработанными программами ведения дисциплин подобного обучения.

Опрос показал, что в настоящее время у более 61% студентов появилось больше времени и возможностей для общения с семьей и на реализацию своих внеучебных интересов (рис. 9). В предыдущий раз данное значение было 35%. Этот вопрос был включен в общий список вопросов, так как часть опрошенных студентов являются иногородними и в период очного обучения проживают в общежитиях, приезжая к семье лишь на праздники или официальные университетские каникулы. Все занятия проходят в режиме онлайн и дома, и не приходится дополнительно тратить время на то, чтобы добраться до университета и обратно. Поэтому автор решил выявить, появилось ли у студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова больше свободного времени для саморазвития или стали ли они проводить больше времени с близкими.

При этом, 72% респондентов тратят больше времени на выполнение заданий, чем в условиях очного формата обучения (рис. 5). Данная проблема может быть связана с нехваткой у преподавателей достаточного опыта работы с дистанционным режимом обучения, с отсутствием единой электронной платформой, обеспечивающей связь между преподавателем и студентами, а также с необходимостью выполнения учебного плана и последующим за ним заполнением балльно-рейтинговой ведомости для каждого студента. Часть респондентов считает, что объем заданий многих непрофильных предметов больше профильных дисциплин. Срок выполнения работы не соответствует масштабу и требуемой к нему концентрации, в следствие чего студенты присылают задания не в установленный срок и теряют баллы за них, а в большинстве случаев вынуждены выбирать между выполнением работы и семьей/сном/отдыхом. Большинству опрошенных не хватает времени на отдых. 60% респондентов испытывают больше нагрузки на свое психологическое состояние от слишком большого потока информации и заданий в электронной форме (рис. 8).

Одним из возможных решений автор видит в согласовании объемов заданий и преподаваемого материала с тем количеством, которое студенты выполняли очно. Кроме этого, можно пересмотреть программу каждой учебной дисциплины для более детального сопоставления важности изучаемых тем и количества часов для их самостоятельного изучения (в настоящее время количество часов и баллы не соответствуют реальности) или снизить нагрузку непрофилирующих дисциплин.

В ходе опроса студенты определили пять наиболее удобных электронных платформ для онлайн-обучения. Это, в первую очередь, «Zoom», далее: «Webinar», «Moodle», корпоративная почта (mail, google, yandex) и «WhatsApp» (рис. 10).

Таким образом, опрос позволил сделать вывод о, в целом, положительных сдвигах в отношении студентов Университета к практике дистанционного обучения. Но, в то же время, с учетом всех недостатков электронной системы и организации обучения, можно прийти к выводу о том, что рассматриваемый возможный смешанный вариант формата обучения для долгосрочной перспективы с учетом качества преподаваемого онлайн- образования системы университета в настоящее время кажется сомнительным и в некоторых психологических аспектах даже невозможным. Причем, недостаточный уровень стимулирования к обучению и организации программы проведения семинаров в психологическом плане существовал и на очном формате обучения до перехода на дистанционное обучение и до возникших проблем, связанных с отсутствием живого общения и очного присутствия на занятиях в аудиториях.

Для улучшения качества и уровня организации подобного обучения необходимо, во-первых, разработать более гармоничную структуру обучения, во-вторых, перераспределить объем заданий (подходящих для удаленного обучения) и изменить формат рубежного контроля (объем заданий на экзамене или зачете, перегрузка электронной платформы почти не позволяют студенту выполнить за 45 минут на оценку «отлично», что было подтверждено в конце третьего модуля).

Список используемой литературы:

1. ВОЗ объявила пандемию коронавируса в мире // IZ.RU URL: https://iz.ru/985826/2020-03-11/voz-obiavila-pandemiiu-koronavirusa-v-mire;

2. Горбатенко Д. Н. Проблемы стартового периода перехода к дистанционному обучению в условиях пандемии COVID-19 // "Скиф. Вопросы студенческой науки". 2020. №6 (46). С. 396-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.