Проблемы стартового периода перехода к дистанционному обучению в условиях
пандемии COVID-19
Problems with the start of the transition to distance learning in the context of the COVID-19
pandemic
Горбатенко Дарина Николаевна
Студентка 1 курса, Факультет экономики и права, РЭУ им. Г.В Плеханова, Россия, Москва e-mail: darina.gorbatenko01@gmail.com
Gorbatenko Darina Nikolaevna.
1st year student, Faculty of Economics and Law, Plekhanov Russian University of Economics,
Russia, Moscow. e-mail: darina.gorbatenko01@gmail.com
Аннотация.
Данная статья посвящена исследованию и оценке уровня обучения в дистанционном формате в университетах, введенного в связи с пандемией COVID-19, посредством проведения социологического опроса среди студентов нескольких высших учебных заведений города Москвы. В ходе исследования автор анализирует основные недостатки и преимущества подобного формата обучения.
Annotation.
This article is devoted to research and evaluation of the level of distance learning in universities introduced in connection with the COVID-19 pandemic through a sociological survey among students of several higher education institutions in Moscow. In the course of the research the author analyses the main drawbacks and advantages of such a format of education.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, высшие учебные заведения, пандемия COVID-19, студенты.
Key words: distance learning format, universities, COVID-19 pandemic, students.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавируса COVID-19 пандемией [1]. В конце марта этого же года многие университеты г. Москвы перевели своих студентов на дистанционный режим обучения с целью уменьшения риска заболевания COVID-19 [2]. Такая организация обучения подразумевает под собой успешное продолжение учебного процесса, но без личных контактов с преподавателями и одногруппниками - дистанционно в электронном виде путем использования специальных платформ для преподнесения материала, а также с возможностью предоставления студенту индивидуального расписания.
Так как автор является студентом и находится на дистанционном обучении, то его также затрагивает поднятый вопрос организации и методов подачи информации по определенным дисциплинам.
Главная цель нашего исследования заключается в попытке понять, существуют ли проблемы в дистанционной системе подачи информации, и насколько сильно эти проблемы могут повлиять на усвоение студентами информации и, следовательно, приобретение ими знаний. Автора также интересовало общее психологическое и физическое состояние студентов.
Полагаем, что данные вопросы становятся все более актуальными в связи с тем, что число заразившихся COVID-19 увеличивается, а, потому, вероятность продления рассматриваемого режима обучения возрастает.
Первая и, пожалуй, самая важная часть исследования - это онлайн-опрос среди студентов разных вузов
Москвы. Всего было опрошено 454 студента РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГУ им. М.В. Ломоносова и МФТИ.
В ходе опроса студенты отвечали на 6 вопросов, непосредственно связанных, как считает автор, с организацией дистанционной формы обучения. Результаты опроса представлены на рисунках 1-6.
Вас устраивает организация дистанционного обучения в вашем учебном заведении?
19% 81%
Да Нет
Труднее ли стало организовывать свое время по сравнению с очной формой обучения?
29%
Нет
71% Да
Рисунок 1
Заметили ли вы улучшение своего психологического состояния?
Да
Немного лучше Нет
I Стало хуже
Рисунок 2
У вас уходит больше времени на выполнение заданий, чем в вузе?
18%
82%
Да
Нет, так же
Рисунок 3
Устали ли вы от электронного информационного потока?
26% Да 74% Нет
Рисунок 4
Стали ли вы чаще проводить время с семьёй, обучаясь в дистанционном формате? Или появилось время на новые влечения?
увл
41% Да
59%
Нет
Рисунок 5 Рисунок 6
Из результатов исследования следует, что на начальном этапе организации дистанционного обучения его уровень не устраивал 81% (рис. 1) опрошенных.
71% студентов считают неудобной организацию времени в период удаленного обучения (рис.2). А, как мы полагаем, именно правильно спланированный тайм-менеджмент влияет на результативность и на ее дальнейшее повышение или понижение.
Также стоит обратить внимание на то, что студенты затрачивали много больше времени на выполнение заданий, которые давали преподаватели на онлайн-семинарах со сроком сдачи или до конца занятия, либо до следующего семинара (рис.4).
Возникшие проблемы, скорее всего, были связаны с отсутствием достаточного опыта работы с дистанционным режимом обучения ранее и использованием большего, чем ранее, количества онлайн-платформ, а также с отсутствием унифицированного формата проведения занятий (каждый преподаватель присылает задание или проводит занятие по-разному), единого канала связи. И именно по этим причинам и преподаватели,
и студенты столкнулись с проблемой рационального времени для выполнения заданий. Можно предположить, при организации учебного процесса не принималось во внимание то, что время на подготовку к выполнению заданий онлайн, которое увеличивается, в среднем, на 15-20 минут по сравнению с оффлайн-режимом. Если при последнем варианте студенту требовалось 15 минут для написания и сдачи работы, то электронная подача, включающая написание работы, ее редактуру (согласно требованиям оформления), сохранению и отправление на корпоративную почту конкретного преподавателя, занимает, как минимум, 30 минут.
Что касается общего состояния студентов, пребывающих, на период опроса, на дистанционном обучении вторую неделю, то можно отметить несколько важных моментов. Подавляющее большинство студентов не могло отдохнуть от слишком большого потока информации и заданий в электронной форме (рис.3, рис. 5).
Следует отметить, что большинство опрошенных студентов являются иногородними и в период очного обучения проживают в общежитиях, приезжая к семье лишь на праздники или официальные университетские каникулы. Также до введения карантинным мер и разъездов студентов по своим городам половине студентов физически не хватало времени и сил на свои личные интересы. Все занятия проходят в режиме онлайн и дома, и не приходится дополнительно тратить время на то, чтобы добраться до университета и обратно. Поэтому автор решил выявить, появилось ли больше свободного времени на контакт с родными или на реализацию новых интересов.
Опрос зафиксировал, что, несмотря на переход на удаленное обучение, у 59% респондентов не появилось больше свободного времени для общения с близкими (рис.6). И только 41% студентов стали чаще проводить свое время с семьей или нашли новые хобби, что очень необходимо в такой непростой ситуации, как карантин или самоизоляция вследствие пандемии вируса COVID-19.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать некоторые оценки уровня организации дистанционного режима обучения на этапе форсированного перехода к нему. Можно утверждать, что в период массового «старта» к практике дистанционного обучения, большинство опрошенных было не удовлетворено качеством предоставляемого администрациями университетов удаленного образования, что, в свою очередь, сказывалось на их физическом и психологическом состояниях. Автор предполагает, что такая ситуация была характерна не только для высших учебных заведений, в которых было проведено исследование. А так как период дистанционного обучения может продлиться, то будет целесообразным обратить внимание на перечисленные проблемы при совершенствовании этой практики.
Так же, возможно, результаты нашего исследования заставляют задуматься о границах использования дистанционного обучения в обычных условиях.
В заключении отметим, что мы предполагаем продолжить изучение затронутой проблемы с целью выявления различий между этапом «старта» перехода к практике дистанционного обучения и последующим ее периодом.
Список используемой литературы:
1. ВОЗ объявила пандемию коронавируса в мире // IZ.RU URL: https://iz.ru/985826/2020-03-11/voz-obiavila-pandemiiu-koronavirusa-v-mire;
2. Вирус подействовал на образование // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/4291108.