m
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371.64.69
ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНЧЕСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД КАРАНТИНА НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ацдатпа
Студенттерд1 COVID-19 вирусыньщ аньщта-луына байланысты кашыктыктан окытуга шугыл копиру жагдайында жогары оку орындарга шенпмд! тез табу га тура келдг Жалпы алганда, Хальщаральщ акпараттык технологиялар универ-ситетшщ платформалары ЖОО студенттерш онлайн окытуга копиру, жаппай кашыктыктан окы-ту, онлайн-трансляциялауга кошу бойынша, елдщ белгш 6ip аймактарындагы интернет проблема-ларын коспаганда, елеул1 уйымдастырушылык кедергшерд1 кормейдг Макал ада халыкаралык акпараттык технологиялар университет студент-тершщ интернет-сауалнамасыньщ нэтижелер1 келт1ршед^оган эр турл1 мамандьщтар мен окыту курстарыньщ 1324 студент! катыскан. Хальщаральщ акпараттык технологиялар университет студенттершщ Microsoft Teams платформасыньщ комеНмен жузеге асырылатын кашыктыктан окытуга катынасы талданады. Елшпде калыптаскан жагдай кашьщтьщтан окытудьщ жана технология-ларын дамыту ушш туртк1 болуы мумкш.
Аннотация
В условиях экстренного перехода к дистанционному обучению студентов в связи с обнаружением вируса COVID-19 решение вузам пришлось находить быстро. В целом платформы Международного университета информационных технологий не видят серьезных организационных препятствий по переводу на онлайн обучение студентов вуза, массовому дистанционному обучению, переходу на онлайн-трансляции лекций, за исключением проблем с Интернетом в определенных регионах страны. В статье приводятся результа-
Кемельбеков Б.Ж.,
д.т.н., профессор,
Омаров А. Т.,
сенгюр лектор,
Онгенбаева Ж.Ж.,
магистр, сенгюр лектор,
Ибраева Ж. Б.,
магистр, сенгюр лектор,
Камал Р.,
магистр, лектор,
К^ойшыбай С.,
магистр, тьютор, МУИТ, г.Алматы
Неггзгi евздер: кашыктыктан оцыту, карантгш, ¡{азакапан Ре-спублгтасы, Microsoft Teams.
Ключевые слова: дистанционное обучение, карантгш, Республика Казахстан, Microsoft Teams.
Keywords: distance learning, quarantine, Republic of Kazakhstan, Microsoft Teams.
в; s x
<c
m
о
СП
t w О
О О
w =г о
CL
С
ш
X X
о S
=г
<с
m
о
X х s
ш _
^^ Педагогическая наука и практика ^^
ты интернет-анкетирования студентов Международного университета информационных технологий, в котором приняли участие 1324 студента разных специальностей и курсов обучения. Анализируется отношение студентов Международного университета информационных технологий к дистанционному обучению, которое реализуется с помощью платформы Microsoft Teams. Вполне возможно, сложившаяся ситуация в стране даст толчок для развития новых технологий дистанционного обучения.
Annotation
Under conditions of emergency transition to students distance education because of the COVID-19 virus, universities had to find a solution quickly. In general, the platforms of International University of Information Technologies do not have serious organizational obstacles to deliver university students online teaching and learning mass distance training, online lectures, except some problems with the Internet in certain regions of the country. The article contains the results of the Internet questionnaire of 1324 students of different specialties and courses from International University of Information Technology. The attitude of the students from International University of Information Technology towards distance learning on the platform Microsoft Teams is analyzed. It is quite possible that the current situation in the country will give impetus to development of new technologies of distance learning.
Введение.
В настоящее время во всем мире наблюдается молниеносное распространение коронавирусной инфекции COVID-19. Коронавирусы — это семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов вирусов, которые поражают человека и животных [1]. Новый вид коронавируса (2019-nCoV) появился в декабре 2019 года в КНР, в городе Ухань (провинция Хубей) и в дальнейшем получил широкое распро-^ странение по всему миру. В течение трех ® месяцев COVID-19 охватил более 150 стран, ^ а число заразившихся увеличивается с каж-$ дым днем. В связи с этим, 11 марта 2020 ^ года Генеральный директор Всемирной Ор-
2 ганизации Здравоохранения (ВОЗ) на пресс и брифинге по COVID-19 в Женеве объявил w 2019-nCoV пандемией [2]. Первый случай О заражения коронавирусом в Республике Ка-G захстан был зарегистрирован 13 марта 2020
3 года. В целях обеспечения безопасности над
д селения и ликвидации распространения ви-
§ руса COVID-19 на территории Республики
<С Казахстан Президентом страны Касым-Жо-
О мартом Токаевым был подписан указ «О
д введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» [3]. Также, в крупных
городах - Алматы и Нур-Султан, в связи с обнаружением вируса СОУШ-19 у граждан, а также в целях ликвидации очагов распространения вируса СОУШ-19, был объявлен карантин [4]. Учитывая сложившуюся ситуацию в стране, на основании приказа Министра образования и науки Республики Казахстан [5], все учебные заведения с 16 марта перешли на дистанционное обучение.
Методика.
Под дистанционной образовательной технологией (ДОТ) подразумевается организация учебного процесса на расстоянии, когда обучающийся и преподаватель отдалены друг от друга в пространстве. Взаимодействие между ними осуществляется с использованием инфокоммуникационных технологий. Основным требованием при организации ДОТ является постоянный доступ к сети Интернет, а также к одному из видов сетевого устройства (персональный компьютер, мобильный телефон, ноутбук или планшет). Обучение с применением ДОТ впервые было использовано в Великобритании в 1969 году [6] и с развитием современных информационных технологий не теряет свою актуальность по сегодняшний день. Многие ведущие зарубежные универ-
ситеты, школы и колледжи предлагают своим обучающимся дистанционное образование.
Изучение технологий и проблем дистанционного обучения ведется уже достаточно давно [7-14]. Методика, используемая в настоящее время в ВУЗах при дистанционном обучении, является синтезом классических технологий.
Рассматривая преимущества дистанционного обучения, бесспорно можно выделить несколько основных преимуществ:
• во-первых, широкая доступность и гибкость процесса обучения вне зависимости от географического положения обучающегося;
• во-вторых, снижение затрат за обучение, т. е. обучение по ДОТ стоит в разы дешевле, нежели по традиционной системе;
• в-третьих, повышение творческого потенциала обучающегося, возможность обучающегося самостоятельно подойти к решению задания, а также стимулирование его научного потенциала.
С целью изучения отношения студентов Международного университета информационных технологий (МУИТ) к дистанционному обучению была разработана и предложена анкета-опросник. В опросе приняли участие 1324 респондента-студента МУИТ. Опрос проводился в период с 19 по 24 марта 2020 года путем интернет-анкетирования. Ссылка на анкету была выслана студентам с 1 по 4 курс, различных направлений подготовки. Диаграмма распределения респондентов по курсам обучения показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Диаграмма распределения респондентов по курсам обучения
Обсуждение результатов.
На вопрос: «Какой формат обучения Вы считаете наиболее эффективным?», ответы распределились следующим образом (рисунок 2).
Ф Полностью удовлетворяет Ф Удовлетворяет Ф Не удовлетворяет Ф Затрудняюсь ответить в Из за многих заданий нет в Я считаю, что занятия в стенах унив. -вне привычно и дискомфортно , но я. Ф Удовлетворительно
Рисунок 2 - Ответы на вопрос: «Какого формат обучения Вы считаете наиболее эффективным? »
Из опрошенных студентов 63,7% проголосовали за очное обучение, 33,2% проголосовали за дистанционное обучение, 3,1% студентов предпочли смешанный формат обучения или затруднились ответить. Такое распределение свидетельствует о том, что студенты еще не привыкли к дистанционному обучению. Кроме этого, большинство студентов уже со школьной скамьи привыкли к очному обучению, и этот формат обучения больше им подходит и в вузе. Тем более, большинству студентов бывает не просто перестроиться с одного формата занятий на
другой, сохранив при этом те же расписание ^
К
и режим учебы. д
Более половины опрошенных студентов га
считают, что дистанционное обучение удов- ^
летворяет их требованиям (22,1% - полно- м
стью удовлетворяет, 50,8% - удовлетворяет), «
лишь 15,8% студентов не удовлетворены ^
дистанционным обучением и 10,2% опро- д-
шенных не определились с ответом. Как 2
видно из рисунка 3 большинство студентов и
удовлетворены дистанционным обучением. ^
Однако, для дальнейшего развития дистан- §
ционного обучения необходимо грамотно Ц^
развивать и совершенствовать методологи- ^
ческую и технологическую базу дистанци- §
онного образования [15]. й
9 1 курса О 2 курса О 3 курса # 4 курса
15,8%
\ 22, \
л
и и
W
=Г
0
CL С
ш л
1 X О S
=г
<с
m
о х
х s
Ф Полностью удовлетворяет 9 Удовлетворяет С Не удовлетворяет Ф Затрудняюсь ответить в Из за многих заданий нет Ф Я считаю, что занятия в стенах унив.. Ф Не привычно и дискомфортно ноя... ф Удовлетворительно
Рисунок 3 - Ответы на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас дистанционное обучение?))
Полученные ответы на вопрос: «При каком методе обучения, на Ваш взгляд, лучше усваивается учебный материал?» показали, что 61,1% опрошенных студентов предпочитают очное обучение, 32,1% опрошенных студентов предпочитают обучаться дистанционно, а оставшиеся 6,8% опрошенных высказали разные мнения (рисунок 4). Это связано с тем, что большая часть студентов нуждается в обучении с преподавателем, многим студентам нравится атмосфера живой аудитории с друзьями-студентами, а также всегда видеть перед собой преподавателя, обладающего личностным авторитетом, хорошим знанием предмета и умением увлечь студентов в учебе.
При очном обучении
При дистан_.юнчог.г обу-ении
50/50
Одинаково Без разницы
^то зэз/сит гган/с если есть ло
Не знаю
Оба
Рисунок 4 - Ответы на вопрос: «При каком методе обучения на Ваш взгляд лучше усваивается учебный материал?»
В соответствии с ответами на вопрос: «Хотели ли бы Вы продолжить дистанционное обучение?», 45,8% опрошенных студентов изъявили желание продолжить дистанционное обучение, 28,1% студентов ответили отрицательно, а 26,1% не определились с ответом или дали иные ответы (рисунок 5).
• Да Ф Нет
Ф Затрудняюсь ответить Ф Для некоторых предметов да Ф Да, но если бы качество улучшилос
• Да
Ф Если того требует ситуация, то не п.. Ф Да,но нет
Рисунок 5 - Ответы на вопрос: «Хотели бы Вы продолжить дистангрюнное обучение?»
Это в основном связано с тем, что в условиях большого мегаполиса многие студенты очень много времени тратят на дорогу от дома до места учебы и обратно (рисунок 6). Многие студенты на это тратят около 2-х часов, а некоторые и больше, что не дает более эффективно планировать свое время.
Г\ 9,8% \ щ Ф Экономия времени за счет езды на.. Ф Мобильность и доступность ^ в Эффективная организация и плани.. Ф Возможность получить образование
1 ф Все пункты
Г ф Все выше перечисленное
66,5% А Ф Все перечисленное
Л Ф Все
Рисунок 6 - Ответы на вопрос: «Какие положительные стороны можете отметить в системе дистангрюнного обучения?))
Кроме того, дистанционное обучение обеспечивает доступ к учебным материалам и заданиям в режиме 24/7, предоставляя возможность гибкого графика обучения. К тому же многие студенты совмещают учебу с работой и заняты малоквалифицированным трудом (работают официантами, грузчиками, охранниками и т.д). В связи с этим, многим студентам тяжело совмещать учебу с работой при очном традиционном обучении.
В рамках дистанционного обучения основная масса преподавателей Международного университета информационных технологий из множества существующих современных платформ, которые предназначены для проведения дистанционного обучения, выбрали платформу Microsoft
Teams, т.к. доступ к ресурсу Office 365 осуществляется в рамках подписки учебного заведения на программные продукты фирмы Microsoft, используемые в учебном процессе. Необходимо было выяснить, удовлетворяет ли интернет-соединение требованиям Microsoft Teams. Выяснилось, что больше половины опрошенных студентов считают, что их интернет-соединение удовлетворяет требованиям Microsoft Teams (57,2%), 8,3% респондентов не удовлетворены интернет-соединением, а 34,3% указали, что удовлетворены частично (рис. 7).
I Да
I Частично удовлетворяет I Нет
I Мой домашний интернет очень спаЗый
I Интернет в Казахстане просто ужасен I Иногда начинает зависать
Рисунок 7 - Ответы на вопрос: «Удовлетворяет ли ваше интернет-соединение требованиям Microsoft Teams?»
Проанализировав работу в системе Microsoft Teams контрольной группы, состоящей из студентов очной формы обучения университета, пришли к выводам, что данный программный продукт обладает рядом преимуществ:
• учебное заведение оплачивает только программные продукты Microsoft Office, работа в системе Microsoft Teams предоставляется для образовательных целей бесплатно в пределах лицензионного соглашения;
• программа интегрирует в себе все необходимые инструменты для осуществления дистанционного образовательного процесса;
• приложение доступно на мобильных платформах iOS и Android;
• учебно-методическое обеспечение курса, индивидуальные задания и варианты сохраняются и загружаются в систему в формате doc и docx;
• минимальные капиталовложения в ор-
ганизацию технического оснащения рабочего места педагога;
• гибкость и простота в администрировании учебного процесса [16-17].
Полученные результаты однозначно демонстрируют, что больше половины опрошенных студентов (63,3%) считают, что Microsoft Teams удовлетворяет их требованиям, 4,8% студентов не удовлетворены этой программой, а 31,9% указали, что удовлетворены частично (рисунок 8).
\ 31,9% ^
63,3%
i Г
• Да
Ф Частично удовлетворяет
4 Нет
Ф Есть много сервисов, например пересмотрите.как проходят вебинары
• Да
Ф Нет так как не все преподаватели используют MS Teams, хотя он более всего подходит
Рисунок 8 - Ответы на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас программа Microsoft Teams, которую Вы используете для работы в системе дистангрюнного обучения?»
Как видно из рисунка 9, большинство опрошенных студентов отнесли к отрицательным сторонам дистанционного обучения плохое качество Интернет соединения (41%), 28,8% опрошенных респондентов отмечают, что им не хватает живого общения, а остальные опрошенные респонденты считают, что у них есть соблазн заглянуть в социальные сети во время дистанционного обучения. При этом небольшая часть опрошенных студентов отметила, что не видит отрицательных сторон дистанционного обучения и полностью удовлетворена.
в; s х
<С m
о
Р">
t W О
Ф Плохое качество Интернет соедини.. Ф Отсутствие живой аудитории
Тяжело сосредоточиться на лекции .. Ф Постоянный соблазн заглянуть в со
• Нет
• Нет
Ф Никаких
Рисунок 9 - Диаграмма доли ответов щ
X
студентов на вопрос анкеты об отрица- ^
тельных сторонах в системе оистаициои-
1 [ого обучения
Данные по ответу на вопрос: «Насколько Вам важен зрительный контакт с преподавателем во время занятий?» показали, что для 63% студентов не важен зрительный контакт, но для 32,9% студентов отмечают важность зрительного контакта, а 4,1% высказали разные мнения (рисунок 10).
9 Очень важен Ф Не важен 4 50/50 Ф Важен Ф Средне Ф 50 на 50 Ф Частично важен Ф Немного важен
Рисунок 10 - Ответы на вопрос: «Насколько Вам важен зрительный контакт с преподавателем во время занятий?»
Так, например, в исследованиях Каскел-ли, Денехера и Прунелла было обнаружено, что для студентов присутствие преподавателя в аудитории необходимо не только для пояснения непонятных учебных тем, но и для поддержания мотивации к обучению и сотрудничеству с однокурсниками. Также, рассматривая исследования, проведенные в 1999 году Г. Астляйтнером и А. Синдлером, было выявлено, что студентам было недо-
3 статочно эмоциональных контактов с одно-К
Д курсниками и невозможно было обсудить
га эмоциональные проблемы [18,с.467-468].
Исходя из данного исследования можно сде-
м лать вывод о том, что основной проблемой
д в процессе дистанционного обучения явля-
У ется отсутствие «живого» общения между
Я" обучающимся и преподавателем, в отличие
2 от традиционного процесса обучения.
щ Выводы.
§ В целом мы видим позитивное отношение
д- студентов к дистанционному обучению, од-
д нако есть и негативное отношение. На наш
§ взгляд, это связано с недостаточной ПОДГО-ЙС
§ товленностью студентов и преподавателей к дистанционному обучению и, все-таки, с
существующими проблемами с Интернетом (41% из опрошенных студентов пожаловались на плохое качество Интернет-соединения). Основной контингент студентов - это приезжие из разных регионов Республики Казахстан. К сожалению, во многих сельских регионах скорость Интернет-соединения не очень высокая, что влечет за собой плохую работу и, как следствие, негативное отношение студентов к дистанционному обучению.
В итоге, однозначно можно сказать:
• 45,8% студентов предпочитают продолжить дистанционное обучение;
• для 63% студентов (для большинства) не важен зрительный контакт с преподавателем;
• 32,9% студентов предпочитают «живую» аудиторию во время лекционных занятий (традиционная лекция);
• 61,1% студентов ответили, что учебный материал усваивается лучше при очном обучении.
На основании анализа вышеуказанных опросов можно предположить, что дистанционное образование ждет перспективное будущее, но при условии, что будущих абитуриентов будут обучать уже со школьной скамьи эффективному планированию своего времени и самообразованию, а также при отсутствии проблем с Интернетом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Информация из Википедии про Коро-навирусы. Интернет-ресурс, https://ru.wiki-pedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80 %00%ВЕ%00%ВО%00%ВО%00%В2%0 0%В8%Б 1 %80%Б 1 %83%Б 1 %81 %01 %8В (дата обращения: 20.04.2020)
2.Вступительное слово Генерального директора на пресс-брифинге по СОУШ-19 от 11 марта 2020 г. Интернет-ресурс. ЬАрэ:// www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-direc-1ог-§епега1-8-орешп§-гетагк8-аМ11е-теёАа-briefing-on-covid-19—11 -тагсЬ-2020 (дата обращения: 10.04.2020)
3.Указ № 285 Президента РК Токаева К.К. «О введении чрезвычайного положе-
ния в Республике Казахстан», Нур-Султан, Акорда, 15 марта 2020 года.
4.Постановление и.о. Главного государственного санитарного врача города Алматы от 18 марта 2020 года № 8 «О введении режима карантина на территории г. Алматы».
5.Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 марта 2020 года № 108 «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пандемии».
6.Мадеев Н. Е., Зилько В. Э. История развития дистанционного обучения // Молодой ученый. - 2017. - № 21. - С. 16-18. - URL https://moluch.ru/archive/155/43724/ (дата обращения: 27.03.2020).
7.Шаров B.C. Дистанционное обучение. Форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. С.236-240.
8.Тюрикова Е.М. Дистанционное обучение - новая форма информационно-педагогической среды // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. № 1 (33). 2013. С. 72-76.
9.Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся//Карель-ский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 5558.
Ю.Богданова A.B., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.
11 .Турдакунова A.C., Кайдиева Н.К. Проблемы подготовки будущих бакалавров в
заочной форме обучения с применением дистанционной технологии // Международный научный журнал «Инновационная наука», № 1. 2016. С. 216-219.
12.Цуруль О. Дистанционный курс «Методика обучения биологии» : опыт разработки и внедрения // Науков1 запискг Сер1я пе-дагопка. № 1. 2017. С. 167-177.
13.Богданова А.В., Кондаурова ИК. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.
14.Стефанова НА., Ахунова З.Р Взгляд работодателя на «on-line специалиста» или качество дистанционного обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.
15.Серегина Е. А. Технология дистанционного обучения как способ получения высшего образования в России. Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334. Перспективы Науки и Образования. 2018. 2(32).
16.Ревунов Р. В., Янченко Д. В. К вопросу обеспечения дистанционного образовательного процесса программными продуктами компании MICROSOFT. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. T. 7. №4(25).
17. Официальный сайт компании Microsoft // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://www.microsoft.com/ru-ru/ (дата обращения: 25.03.2020).
18.Кузняк Н. Б., Гаген Е. Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 466-469. - URL https:// moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 27.03.2020).
в; s х
<С m
о
СП
t W О
О О W
=г о
CL
С
ш
X X
о S
=г
<с
m
о х
х s