Научная статья на тему 'Влияние диафрагмальнорелаксационного типа дыхания на здоровье учащихся средней общеобразовательной школы'

Влияние диафрагмальнорелаксационного типа дыхания на здоровье учащихся средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильев В. И.

Дыхание это комплекс процессов, осуществляемых автоматически, и в тоже время функцией дыхания можно управлять произвольно. Дыхание серьезно влияет на многие процессы, происходящие в организме, поэтому обучившись правильному дыханию, можно успешно укреплять и сохранять свое здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние диафрагмальнорелаксационного типа дыхания на здоровье учащихся средней общеобразовательной школы»

свидетельствовать об улучшении функционального состояния ЦНС. Эмоциональное состояние учащихся пятого класса в декабре по сравнению с началом учебного года также претерпело некоторые изменения (таблица 2). У мальчиков эти изменения очень незначительны, и все показатели эмоционального фона находятся в пределах средних величин (6,26,5 балла). Девочки по-прежнему оценивают свой эмоциональный статус выше, чем мальчики, и к декабрю все показатели по тесту САН у них несколько увеличились, но в течение недели остаются стабильными (7,2-7,4 балла). Показатель концентрации внимания и объем ПКСП у учащихся пятого класса к концу первого полугодия также увеличились по сравнению с началом учебного года. но так же, как и в начале учебного года, они снижаются от среды к пятнице, что особенно выражено у мальчиков. Подобные изменения психофизиологических показателей подтверждаются и характером индивидуальных сдвигов в выполнении корректурных проб. Утомление разной степени выраженности в большей степени испытывают мальчики (18,2%), чем девочки (14,1%).

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что адаптация пятиклассников к новому режиму обучения продолжается в течение всего первого полугодия. Об этом же свидетельствует и снижение их успеваемости по сравнению с 3 классом. В третьем классе среди них было 3 отличника, 16 детей успевали на «4» и «5». В пятом классе по итогам первого полугодия отличников нет, количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», снизилось до 10.

о трудностях адаптации говорит и увеличение заболеваемости детей. Среди пятиклассников резко возросло число заболеваний верхних дыхательных

путей, а количество пропущенных по болезни дней увеличилось по сравнению с третьим классом почти вдвое. Это указывает на неблагоприятные сдвиги в иммунной реактивности, что тоже является одним из признаков нарушения адаптации.

Таким образом, адаптация учащихся пятых классов к обучению в новых условиях происходит с большим трудом. На это следует обратить внимание учителям, классным руководителям, родителям. Необходимо разрабатывать и проводить мероприятия, оказывающие помощь детям в этих неблагоприятных условиях, создавать щадящий режим обучения.

список литературы

Безруких М.М. Проблемные дети. М.2000. 127 с. Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья //

Школа здоровья, 1998. т.5 № 3. С. 15-18 Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998. 232 с. Лусканова Н.Г., Коробейникова А.И., Диагностические проблемы школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальной школы и школьных психологов, М., 1993. 225 с. Люблинская А.А. Детская психология, М.: Просвещение, 1971. 121 с. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии, 1996 № 1. С. 24-26. Цукерман Г.А. Психология саморазвития, Рига: Развивающее обучение, 1995. 224 с. Цукерман Г.А. 10-12 летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. № 3. С. 63-69. Черниговский В.Н. Возрастная физиология, Л.: Наука, 1975. с. 301.

УДК 371.7

влияние диафрагмально-релаксационного типа дыхания на здоровье учащихся средней общеобразовательной школы

В.И. ВАСИЛЬЕВ

Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Дыхание - это комплекс процессов, осуществляемых автоматически, и в тоже время функцией дыхания можно управлять произвольно. Дыхание серьезно влияет на многие процессы, происходящие в организме, поэтому обучившись правильному дыханию, можно успешно укреплять и сохранять свое здоровье.

В процессе дыхательной гимнастики, проводимой в школе, у детей формируется устойчивый навык здорового управляемого дыхания, снимается стрессовое состояние, формируется мотивация здорового образа жизни, и как следствие, повышается уровень здоровья. Нет сомнения в актуальности введения уроков обучения правильному дыханию в школьную практику.

Для этого можно использовать разработанную А.А. Сметанкиным систему дыхательной гимнастики, заключающуюся в выработке навыка диафрагмально-

релаксационного дыхания с использованием комплекса приборов биологической обратной связи (БОС).

Система дыхательной гимнастики с использованием приборов БОС представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. на основе полученной информации пациент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навы-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Естественные науки • № 1 (5) 2006 г.

ки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции патологических расстройств.

Дыхательная система взаимосвязана с сердечно-сосудистой. Чтобы функция дыхания наиболее полно выполняла свое главное предназначение -максимального газообмена, надо, чтобы сердечнососудистая система человека работала в гармонии с дыхательной системой. Для этого человеку необходимо, поддерживая диафрагмально-релаксационное дыхание, обеспечить на выдохе минимальную величину частоты сердечных сокращений, а вдох начинать, когда частота сердечных сокращений начинает повышаться.

Гармонизация работы двух важнейших систем организма позволит достигнуть максимальной величины дыхательной аритмии сердца (ДАС). Дыхательная аритмия сердца - разница между частотой пульса на вдохе и выдохе. Чем больше разница пульса на вдохе и на выдохе, тем лучше физиологическое состояние бронхов. Они лучше раскрываются на вдохе и максимально сужают свой просвет на выдохе.

У детей показатель дыхательной аритмии сердца может достигать 40-50 ударов в минуту. У взрослого человека дыхательная аритмия сердца равняется 2025 ударам в минуту. У пожилого человека зачастую дыхательная аритмия сердца не достигает и 1-3 ударов в минуту.

Измерить дыхательную аритмию сердца - дело очень сложное, но с развитием компьютерной техники был создан комплекс «Дыхание», который определяет величину ДАС и дает четкое представление об уровне здоровья. Но, конечно, главное предназначение прибора БОС - выработка дыхания, которое называется диафрагмально-релаксационным типом дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, или кардиореспираторной тренировкой по методу А.А. Сметанкина (Сметанкин, 2005)

В комплекс «Дыхание» входят компьютер, датчики и преобразователь биоэлектрических сигналов. Комплекс позволяет фиксировать и оценивать ДАС, частоту дыхания и задержку дыхания на вдохе.

Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используется прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС.

ПБС - небольшой, очень простой в управлении прибор. Он соединен с двумя датчиками частоты сердечных сокращений. С их помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхательной системы. С другой стороны, ПБС соединен с компьютером, поэтому информация о работе сердца поступает в компьютер. Глядя на монитор, тренируясь с помощью игровых сюжетов, школьники учатся правильно дышать с максимальной ДАС. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера (Конспек-

ты теоретических уроков, 2002, Биологическая обратная связь, 1999).

на первом занятии школьников учат тому, как именно необходимо дышать животом.

Учителем даются следующие инструкции:

• на вдохе брюшная стенка выпячивается, округляется, на выдохе - втягивается;

• вдох делается через нос, а выдох через чуть приоткрытые губы, с легким сопротивлением;

• выдох как можно длиннее;

• обязательное условие: дыхание должно проводиться без усилий (релаксационное, легкое, как песня).

После нескольких теоретических уроков здоровья ребята начинают обучение навыку правильного дыхания в компьютерном классе школы.

Урок состоит из периодов работы и периодов отдыха.

Тренировка происходит следующим образом. на середину экрана монитора в прямоугольное окно выводится цветовой столбик. Это зрительный сигнал обратной связи. Столбик пульса увеличивается при увеличении показателя пульса на вдохе, а затем уменьшается вплоть до полного исчезновения. Параллельно меняется тональность сигнала звуковой связи.

Установка для учащихся: дышать так, чтобы столбик пульса на экране компьютера на вдохе был как можно больше, а на выдохе как можно меньше, т.е. добиться того, чтобы ДАС была как можно больше.

В период отдыха сигналы обратной связи отключены.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в одной из средних общеобразовательных школ г. Заречного с участием педагогов-валеологов Агаповой Т.Н. и Лисовой Э.В. на базе школьного кабинета здоровья. В эксперименте участвовали по 40 учащихся 5-х и 10-х классов.

В процессе эксперимента оценивались следующие физиологические параметры: дыхательная аритмия сердца, частота дыхания, задержка дыхания на вдохе, температура пальцев рук и уровень здоровья.

Такие параметры, как дыхательная аритмия сердца, частота дыхания регистрируются самой программой. Уровень здоровья определяется по таблице «Паспорт здоровья и биологический возраст человека», разработанной А.А. Сметанкиным (Сметанкин, 2005).

Задержка дыхания на вдохе определяется при помощи секундомера.

Температура кожи пальцев рук определяется по карточке - индикатору.

Выявлена положительная динамика по всем показателям.

Дыхательная аритмия сердца достоверно увеличилась в периоды тренировки у учащихся 5-х классов с 17,0 ± 0,3 до 24,0 ± 0,1 уд/мин, у учащихся 10-х классов с 15,0 ± 0,3 до 23,0 ± 0,3 уд./мин; в периоды

отдыха у учащихся 5-х классов дыхательная аритмия сердца возрастает с 15,4 ± 0,4 до 21,0 ± 0,1 уд./мин, у учащихся 10-х классов с 11,5 ± 0,1 до 19,0 ± 0,3 уд./мин (р < 0,05). Положительная динамика дыхательной аритмии сердца свидетельствует об улучшении сократительной способности бронхов, т.е. бронхи лучше раскрываются на вдохе и максимально сужают свой просвет на выдохе, о совпадении циклов повышения и снижения частоты сердечных сокращений с дыхательными циклами, следствием чего является синхронизация в работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы, о повышении функциональных резервов организма и его способности к адаптации.

Наблюдается достоверное снижение частоты дыхания у учащихся 5-х классов в периоды тренировки с 12,0 ± 0,1 до 10,0 ± 0,1 дыхательных циклов в минуту, в периоды отдыха с 11,6 ± 0,1 до 9,5 ± 0,2 дыхательных циклов в минуту; у учащихся 10-х классов частота дыхания снижается в периоды тренировки с 12,0 ± 0,1 до 10,0 ± 0,1 дыхательных циклов в минуту, в периоды отдыха с 11,0 ± 0,1 до 9,0 ± 0,2 дыхательных циклов в минуту (р < 0,05). Дыхание становится глубоким, ритмичным. Уменьшение частоты дыхания происходит за счет увеличения продолжительности дыхательного акта, которое достигается в результате целенаправленного, произвольного изменения режима дыхания. В процессе дыхательной тренировки моделируется особый режим - с удлинением выдоха. Соответственно перестраивается механизм дыхания, уменьшается частота дыхания, формируется более экономичный и эффективный режим вентиляции.

Задержка дыхания достоверно увеличивается у учащихся 5-х классов с 33,0 ± 0,2 до 41,0 ± 0,3 секунды при первом сеансе и с 40,0 ± 0,2 до 51,0 ± 0,2 секунды при проведении десятого сеанса; у учащихся 10-х классов с 36,0 ± 0,3 до 44,0 ± 0,2 секунд при первом сеансе и с 48,0 ± 0,3 до 56,0 ± 0,2 секунды при проведении десятого сеанса (р < 0,05). Задержка на спокойном вдохе для нетренированных «удовлетворительная» до тренинга сменяется на «хорошую» после тренинга.

Задержка дыхания на вдохе прекрасно стимулирует газообмен в организме и способствует насыщению его кислородом и свободными электронами. Увеличение задержки дыхания свидетельствует об активизации газообмена.

Периферическая температура кожи пальцев руки достоверное повышалась с 24,5 ± 0,3 до

27.4 ± 0,3 С° у учащихся 5-х классов и с 24,0 ± 0,4 до

27.5 ± 0,2 С° у учащихся 10-х классов (р < 0,05). Положительная динамика этого параметра свидетельствует об улучшении гемодинамики периферического кровообращения. Приобретённое умение расслаб-

ляться и снимать психоэмоциональное напряжение позволило 65% учащихся 5-х и 10-х классов перейти с температурного уровня «Стресс» и «Напряжение» на уровень «Норма».

Уровень здоровья достоверное повышался у учащихся 5-х классов с 41,0 ± 0,5 до 58,0 ± 0,3 баллов; у учащихся 10-х классов с 36,1 ± 0,4 до 56,3 ± 0,4 баллов (р < 0,05). Повышение уровня здоровья является следствием приобретенного навыка здорового диафрагмально-релаксационного дыхания, в результате которого происходит синхронизация в работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышение функциональных резервов организма и его способности к адаптации, приобретается умение расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение.

Таким образом, динамика физиологических параметров указывает на улучшение гемодинамики и газообмена, повышение функциональных резервов организма, а значит и уровня здоровья человека в целом.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

• использование навыков диафрагмально-ре-лаксационного дыхания по методу A.A. Сметанкина оказывает достоверно положительное влияние на следующие физиологические показатели: дыхательную аритмию сердца, частоту дыхания, задержку дыхания на вдохе, температуру кожи пальцев рук;

• происходит синхронизация в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

• повышается уровень здоровья и способность к адаптации за счет более полного использования функциональных возможностей организма;

• эффективность диафрагмально-релаксацион-ного дыхания примерно одинакова в обеих возрастных группах;

• создаются условия для формирования и закрепления мотиваций здорового образа жизни.

• Несомненно, можно и нужно рекомендовать методику выработки релаксационно-диафрагмаль-ного дыхания для внедрения в школьную практику. Конечно, это потребует определенных капиталовложений. Но цель - улучшение здоровья учащихся - полностью оправдывает средства.

список ЛИТЕРАТУРЫ

Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье». - СПб.: НОУ «Институт биологической обратной связи», 2002. 112 с. Метод биологической обратной связи: методологические основы // Биологическая обратная связь. 1999. № 1. С. 25-36.

Сметанкин A.A. Открытый урок здоровья. - СПб., 2005. с. 23-46, 86-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.