Научная статья на тему 'Возможности метода биологической обратной связи в комплексной коррекции заикания у детей младшего школьного возраста в условиях санатория'

Возможности метода биологической обратной связи в комплексной коррекции заикания у детей младшего школьного возраста в условиях санатория Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
571
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ЗАИКАНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толстошеева О.А.

В статье раскрываются особенности речи детей с заиканием. Описано применение метода биологической обратной связи в коррекции данной речевой патологии. Представлены основные направления комплексной помощи детям с заиканием в условиях санатория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толстошеева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности метода биологической обратной связи в комплексной коррекции заикания у детей младшего школьного возраста в условиях санатория»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

Своевременную коррекционно-логопедическую помощь дети получают в ГАУЗ РБ «Санаторий для детей Нур г. Стерлитамак». Занятия проводятся совместно с родителями.

Логопедическая работа включает следующие направления:

1. Развитие зрительного и слухового восприятия, формирование устойчивого внимания и памяти. В процессе занятий происходит формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами: животными, птицами, музыкальными инструментами, предметами окружающей действительности. Ребенок учится наблюдать за называемыми предметами, а также выполнять действия по подражанию. Проводится тренировка зрительной, слуховой, тактильной памяти в специально оборудованном кабинете по системе Монтессори.

2. Развитие импрессивной речи. На первых занятиях вопросы логопеда содержат подсказывающие слова: «покажи, где мячик», «возьми кубик» и т.д. Развитие импрессивной речи проводится с помощью игр и игровых упражнений. Используется активизация жестовых средств общения, обучение детей основным жестам. Проводится ознакомление детей с названиями предметов окружающей среды, названиями основных действий и слов.

3. Развитие экспрессивной речи. Важным моментом является создание условий для подражательной активности ребенка и эмоциональный контакт с ним. Используются логоритмические упражнения, песенки с многократным повторением одних и тех же звукоподражательных слов. Обращается особое внимание на уровень понимания ребенком представленного материала. Занятия направлены на активизацию речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения, поэтапное обучение детей построению простого предложения.

4. Развитие общей и мелкой и мимико-артикуляционной моторики. Приемы для развития общей моторики проводятся с использованием мячей, скакалок, гимнастических палок, обручей, мешочков с песком. Используется копирование движений животных и птиц. При развитии мелкой моторики проводится массаж кисти рук, использование пальчиковой гимнастики, нанизывание бусин, собирание пирамидки, перебирание крупы, разрывание листа по линиям. Особое внимание уделяется развитию мимико-артикуляционной моторики. Ее использование создает нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, которые необходимы для полноценного звукоизвлечения.

5. Работа с родителями. Для родителей разработан цикл бесед по вопросам причин возникновения, и особенностей проявления задержки речевого развития, а также в доступной рекомендательной форме раскрыты приемы и методы коррекционной работы с детьми.

Проведение ранней диагностики и оказание своевременной коррекционно-логопедической помощи детям с задержкой речевого развития предупреждает появление вторичных дефектов.

Список использованной литературы:

1. Большакова С.Е., Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с. - (Логопед в ДОУ).

2. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.

© Толкунова Л.М., 2016

УДК 376.37

О.А.Толстошеева, логопед ГАУЗ РБ «Санаторий для детей Нур г. Стерлитамак», г. Стерлитамак, РФ

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ

Аннотация

В статье раскрываются особенности речи детей с заиканием. Описано применение метода

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

биологической обратной связи в коррекции данной речевой патологии. Представлены основные направления комплексной помощи детям с заиканием в условиях санатория.

Ключевые слова

Биологическая обратная связь, заикание, коррекционно-логопедическая работа, детский санаторий.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Оно определяется как сложное нарушение речи, при котором наблюдается расстройство ее нормального ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков и слогов в момент произнесения [2, с. 45]. Одним из постоянных признаков данной речевой патологии является нарушение дыхания.

Первые проявления заикания у детей обычно наблюдаются в период интенсивного формирования речевой функции, в возрасте от 2 до 6 лет. Заикающиеся дети часто лишены возможности нормального речевого общения с окружающими, избегают социальных контактов, становятся замкнутыми.

Поступление в школу является одной из пиковых ситуаций проявления рецидивов заикания. Данный социально значимый этап жизни ребенка характеризуется волнением, чрезмерным напряжением в новой, более официальной обстановке.

С 2009 года в ГАУЗ РБ «Санаторий для детей Нур г. Стерлитамак» функционирует аппаратный метод лечения заикания - Биологическая обратная связь (БОС). Данная методика формирования совершенствования и коррекции речи разработана ЗАО «Биосвязь» в Санкт-Петербурге в 1998 году под руководством А.А.Сметанкина.

В период пребывания в санатории (21 день) все пациенты проходят комплексный курс лечения, включающий: медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, водолечение, курс лечебной физической культуры, лечебного массажа, иглорефлексотерапии (по показаниям), занятия в Сенсорной комнате и сеансы БОС-логотерапии.

БОС - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Данный метод научно обоснован и базируется на многочисленных экспериментах и обширной клинической практике. Его основой является диафрагмально-релаксационное дыхание (дыхание животом), которое, кроме функций газообмена, поддерживает гомеостаз - постоянство внутренней среды организма [1, с. 6].

Введем еще одно понятие физиологического параметра, как дыхательная аритмия сердца (ДАС), по методу А.А. Сметанкина. Была выявлена закономерность: динамика пульса имеет волнообразный характер, волны пульса совпадают с характером кривой дыхания. А это означает, что через функцию дыхания можно управлять пульсом. Таким образом, работая над дыханием, мы улучшаем состояние здоровья.

Цель методики - с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания сформировать у пациента навыки плавной, выразительной, интонационно окрашенной речи.

Пациент сидит в удобном кресле перед экраном компьютера и преобразователем биоэлектрических сигналов («Кардиосигнализатор»). Датчики пробора фиксируются на передней поверхности грудной клетки (уровень 2-8 межреберья). Сеанс включает в себя периоды работы и отдыха. Длительность сеанса 20 минут. На протяжении всего сеанса регистрируются физиологические параметры пациента: частота сердечных сокращений и дыхательные циклы. В период работы они предъявляются ребенку в виде визуального и слухового сигнала обратной связи. Получая объективную информацию о нарушенной функции, пациент учится воспроизводить такое состояние, которое нормализует эту функцию.

В период пребывания в санатории ребенок проходит 15 сеансов БОС-логотерапии, разделенные на 6 этапов.

1 этап - диагностический (1 сеанс). Определяются индивидуальные возможности пациента и составляется план коррекционной работы.

2 этап - обучение диафрагмально-релаксационному дыханию под контролем тренажера БОС (3 сеанса). Формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания, понижение уровня

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения; подготовка пациента к формированию новых речевых навыков.

3 этап - формирование удлиненного плавного выдоха и подготовка зрительного анализатора к чтению и письму (2 сеанса).

4 этап - работа над основными компонентами речи: чтение и произнесение мысленно, шепотом и вслух звуков, слогов, слов, словосочетаний появляющихся на экране монитора. Программа контролирует произнесение речевого материала на равномерном плавном удлиненном выдохе (3 сеанса).

На данном этапе происходит формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса, а также купирование речевых судорог при заикании.

5 этап - формирование навыков слитной плавной речи. Программа контролирует произнесение речевого материала на плавном удлиненном выдохе. Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров пациента (3 сеанса).

Используя навык диафрагмально-релаксационного дыхания и удлиненный плавный выдох, пациент читает и произносит мысленно, шепотом и вслух: фразы различной степени сложности, тексты песен, стихов, прозы. Речевой материал подбирается с учетом структуры дефекта и возраста пациента.

6 этап - закрепление навыка свободной речи (3 сеанса).

Пациент читает предложенные стихотворные и прозаические тексты, делает устное изложение по тематическим картинкам на экране монитора, свободно поддерживает разговор.

Физиологические параметры пациента находятся под контролем программы (их отслеживает специалист БОС), однако, сигналы обратной связи ему не предъявляются. Пациент говорит, опираясь лишь на собственные ощущения.

Метод биологической обратной связи оптимизирует реабилитационный процесс, повышает результативность и эффективность работы, способствует оздоровлению детей за короткое время пребывания в санатории.

Список использованной литературы:

1. Сметанкин А. А. Дыхание по Сметанкину. — СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. — 16 с.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2111 "Дефектология"] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. - М. : Просвещение, 1987. - 141 с. : ил.

© Толстошеева О.А., 2016

УДК37.026.8 (9)

А.С.Турдиева

К.м.н., доцент КРСУ им. Б.Ельцина г. Бишкек, Кыргызстан

РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПУТЕМ АКТУАЛИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 4 КУРСА НА КАФЕДРЕ

АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

Аннотация

Статья предназначена для педагогов клинических дисциплин

Ключевые слова

Методика преподавания, ассоциативные связи, клиническое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.