Научная статья на тему 'Организация учебных занятий в специальных медицинских группах у младших школьников с патологией дыхательной ситсемы'

Организация учебных занятий в специальных медицинских группах у младших школьников с патологией дыхательной ситсемы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорина Е.В.

Автором дается четкий план действий для учителей, работающих в специальных медицинских группах с детьми, имеющими патологии дыхательной системы. Даны рекомендации по работе с детьми с заболеваниями органов дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокорина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебных занятий в специальных медицинских группах у младших школьников с патологией дыхательной ситсемы»

УДК 373:613.5

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИТСЕМЫ

Е.В. Кокорина - кандидат педагогических наук, докторант Восточно-Сибирская государственная академия образования

Иркутск

ORGANIZATION OF TRAINING SESSIONS IN SPECIAL MEDICAL GROUPS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH PATHOLOGY

RESPIRATORY FLUSHING

E.V. Kokorina - candidate of pedagogical sciences, doctoral The East-Siberian state Academy of education

Irkutsk

e-mail: kokorina2004@mail.ru

Ключевые слова: специальные медицинские группы, младшие школьники, заболевания органов дыхания.

Аннотация. Автором дается четкий план действий для учителей, работающих в специальных медицинских группах с детьми, имеющими патологии дыхательной системы. Даны рекомендации по работе с детьми с заболеваниями органов дыхания.

Key words: special medical groups, primary schoolchildren, respiratory diseases.

Summary. The author gives a clear action plan for teachers working in special medical groups with children with respiratory pathology. Recommendations for working with children with respiratory diseases.

ВВЕДЕНИЕ

Правительство РФ определило одним из приоритетных направлений модернизации российского образования заботу о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения [10].

Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. По его словам, одной из задач преподавателей должна стать минимизация рисков для здоровья. Реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - всё это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлён переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровых школьников [7].

Организация учебных занятий в специальных медицинских группах начинается с медицинского осмотра. Дети с патологиями в дыхательной системе проходят стандартный медицинский осмотр. Если данная патология подтверждается, приглашаются узкие специалисты - это аллерголог и пульмонолог. Врачом и медицинской сестрой школы

заполняются медицинские карточки учащихся, параллельно заполняют «Паспорт здоровья». В «Паспорте здоровья» указывается физическое развитие: рост, вес, частота сердечных сокращений, артериальное давление, динамометрия и др. Так как у нас дети имеют заболевания органов дыхания, дополнительно в «Паспорте здоровья» введены такие показатели: жизненная ёмкость легких, пикфлометрия, окружность грудной клетки (на вдохе, на выдохе) и экскурсия грудной клетки. При возможности, необходимо вводить раздел спирографии. Функциональные пробы: Штанге, Генчи, проба со счетом на выдохе. В конце «Паспорта здоровья» печатаются рекомендации врача. Рекомендации врача включают: диагноз школьника, показания и противопоказания к занятиям в специальной медицинской группе. Врач указывает в «Паспорте здоровья» свою фамилию, ставит роспись и печать.

Данные медицинского углубленного осмотра передаются директору, на основании этих данных печатается приказ «О комплектование медицинских групп школьников». Посещение занятий СМГ строго обязательно. Ответственность за посещаемость занятий возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Зачастую завучи по учебной работе, почему-то не знают, как расположить в расписании специальные медицинские группы и как выход есть решение - ставить последними уроками в первую и вторую смену или между сменами.

Изучение предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях является обязательным для всех учащихся. Учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, должны по нормативному документу (Министерства образования Российской Федерации № 13-51-263/13 от 31.10.2003) быть аттестованы по предмету физическая культура. На уроках они должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре, для школьников, занимающихся в специальных медицинских группах, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

По Приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Годовое количество часов на физкультуру в рамках начального общего образования увеличено с 270 до 405. Соответствующее время изъято из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

Установлено, что 3-й час физкультуры нужно использовать для увеличения двигательной активности и физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания. Ранее данный час рекомендовалось отводить из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях - из компонента образовательного учреждения.

Школьники должны укреплять свое здоровье посредством физических упражнений. Учащиеся получают знания, умения и навыки, занимаясь предметом «Оздоровительная физическая культура».

В начале и в конце учебного года, а так же в случае необходимости, медицинские работники посещают медицинскую группу для врачебного обследования. Самочувствие школьников рекомендовано контролировать через дневник самоконтроля.

При наличии биокомпьютерных игр возможно применение методики А.А. Сметанкина (2003). По методике А.А. Сметанкина система дыхательной гимнастики, выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем приборов биологически обратной связи, принципиально меняет взгляд на место дыхательной гимнастики в нашей жизни [8].

Работа по методу биологической обратной связи решает следующие задачи:

1) профилактика и снижение заболеваемости; 2) тренировка дыхательной мускулатуры; 3) увеличение и стабилизация дыхательной аритмии сердца (далее - ДАС); 4) выработка умения максимально снижать величину частоты сердечных сокращений на вдохе

и достижение максимально стабильной индивидуальной ДАС; 5) активизация резервов кардиореспираторной системы.

Величина ДАС позволяет говорить об общих регуляторных взаимодействиях в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые, в конечном итоге, обусловливают гомеостаз внутренней среды организма. Чем больше ДАС, тем лучше сократительная способность бронхов. ДАС - это та количественная величина, которая, по мнению А.А. Сметанкина, определяет уровень здоровья.

Основными документами, используемыми в учебной работе, должны быть: учебная программа для младших школьников с заболеваниями органов дыхания [2; 4; 5; 6]; годовой план-график; план-конспект урока; дневник самоконтроля; журнал учета занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, отражающей общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, количество посещений занятий).

Для младших школьников с патологией дыхательной системой рекомендуем программу по физической культуре для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания [2; 4; 5; 6].

Программа имеет базовую и вариативную части в содержании программного материала уроков.

Данная программа рассчитана на учителей физической культуры, прошедших специальную подготовку, дающей право проведение занятий в специальных медицинских группах, а также медицинских работников, имеющих специализацию по лечебной физической культуре и прошедших практику в школе.

Наполняемость групп на занятиях школьников СМГ составляет минимум 10 человек, что не противоречит рекомендациям инструктивного письма Министерства просвещения СССР от 27.05.1982 г. за № 34-М.

Школьники СМГ освобождаются от выполнения учебных нормативов и участия в соревнованиях. Тестирование физической подготовленности проходит для того, чтобы отслеживать результаты развития школьников. Проводятся контрольные упражнения и тесты, например, прыжок в длину с места с двух ног; метание мячей; тест на гибкость -наклон вперед; бег 30 м; челночный бег 3х10 м с ведением и без ведения мяча. Игры, рекомендованные детям с заболеваниями органов дыхания, расписаны с учетом диагнозов и возраста школьников по книге В.Л. Старковской (1994) [9].

Учителю необходимо следить за появлением одного из признаков начинающегося утомления, т.е. изменение ритма дыхания или нарушение координации.

Результативность занятий оценивается по приросту показателей, они индивидуальны для каждого школьника.

Успеваемость по физической культуре учащихся 1 -4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, оценивается как «зачтено» или «не зачтено». Итоговая оценка ставится за четверть и год. Критерием для правильной дозировки нагрузки на занятиях СМГ является пульс и показатель жизненной ёмкости легких. У основной массы ребят после урока пульс и показатель жизненной ёмкости легких должны вернуться к исходным данным.

Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся 1 -4 классов и создать возможность для перевода в подготовительную или основную группу. Но следует иметь в виду, что в специальной группе будут заниматься и такие ученики, состояние здоровья которых длительное время не позволяет форсировать их физическую подготовленность. Поэтому таким ученикам целесообразно некоторое время предлагать более легкие упражнения.

В программу входят такие разделы, как легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры, элементы спортивных игр и плавание.

Для профилактики осложнений бронхита, частых острых респираторных заболеваниях, хронической пневмонии и перехода астматического бронхита в приступы

бронхиальной астмы неотъемлемым условием оздоровительной физической культуры является использование дыхательных упражнений специального назначения. В данной программе, по сравнению с учебной программой для основной группы, ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге и т. д. Дополнительно введен раздел дыхательных упражнений, способствующих тренировке дыхания, особенно удлиненному выдоху. Проводя занятия в специальной медицинской группе, необходимо помнить, что общеразвивающие упражнения чередуются с дыхательными упражнениями в пропорции 3/3. Дыхательные упражнения необходимо строго чередовать: грудное, диафрагмальное, смешанное дыхание в статических и динамических упражнениях. Этим разделом следует пользоваться систематически на протяжении всего курса обучения.

В Приложении имеется паспорт здоровья школьников. Паспорт составлен с учетом валеологических требований к специальной медицинской группе. По паспорту можно рассчитать экспресс-оценку соматического здоровья школьников по методу Г.Л. Апанасенко (1992) [1].

Для учителей специальных медицинских групп приложения программы содержат: дневник самоконтроля на каждое учебное занятие; протокол врачебного наблюдения за школьниками специальной медицинской группы; бланк календарного тематического планирования; игры, рекомендованные при заболеваниях органов дыхания, а также другие материалы.

Организация физического воспитания школьников специальной медицинской группы должна подкрепляться правильным режимом учебного дня, включая физкультурно-оздоровительные мероприятия (гимнастику до занятий, физкультурные минутки на уроках, систему домашних заданий).

Необходимо вести разъяснительную работу с учениками и родителями о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. Родительские собрания, беседы позволят добиться высокой посещаемости учащимися занятий физической культурой, и, следовательно, положительных сдвигов в состоянии здоровья каждого школьника.

Литература

1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - С. 118.

2. Гурулева, Т.Г. Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно-оздоровительных группах : метод. пособие / Т.Г. Гурулева, Е.В. Кокорина, Е.Г. Аунина. - Иркутск : Мегапринт, 2010. - 156 с.

3. Кокорина, Е.В. Программа по физической культуре в общеобразовательных учреждениях для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания // Физическое образование и спорт в Восточной Сибири : бюллетень. -Иркутск : ИТФК, 2005. - № 1. - С. 11-55.

4. Кокорина, Е.В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания : монография / Е.В. Кокорина. - Иркутск : ИТФК, 2008. - 113 с.

5. Кокорина, Е.В. Программа по физической культуре в общеобразовательных учреждениях для учащихся 1 -4 классов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания / Е.В. Кокорина. - Иркутск : Репроцентр А1, 2009. - 52 с.

6. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Д.А. Медведев // Вестник образования. - 2010. - № 4. - С. 4-12.

7. Сметанкин, А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях / А.А. Сметанкин. - СПб. : НИИХ СПбГУ, 2003. - 23 с.

8. Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В.Л. Старковская. - М. : Новая школа, 1994. - 288 с.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(22) 2012 _ISSN 2070 4798

9. Тимошина, И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / И.Н. Тимошина. - Ульяновск, 2007. - 368 с.

Literature

1. Apanasenko, G.L. Medical valueology / G.L. Apanasenko, L.A. Popova. - Rostov n/D : Phoenix, 2000. -

P. 118.

2. Guruleva, T.G. Technique training coordination abilities of children in sports-health groups : the method. manual / T.G. Guruleva, E.V. Kokorirn, E.G. Aunina. - Irkutsk : Megaprint, 2010. - 156 p.

3. Kototin^ E.V. The program for physical education in secondary schools for students in grades 1-4, referredto health in a special medical unit with respiratory diseases / E.V. Kotor^ // Physical Education and Sport in EastSiberia newsletter. - Irkutsk : ITFK, 2005. - № 1. - P. 11-55.

4. Kototin^ E.V. Correctional health-oriented process of physical education primary school children with respiratory diseases : monograph / E.V. Ko^iim. - Irkutsk : ITFK, 2008. - 113 p.

5. Kototin^ E.V. Program of physical training in secondary schools for students in grades 1-4, referred to health in a special medical unit with respiratory diseases / E.V. Ko^hm. - Irkutsk : Reprocenter A1, 2009. - 52 p.

6. Medvedev, D.A. National educational initiative "Our new school" / D,A. Medvedev // Vestnik Education. -2010. - № 4. - P. 4-12.

7. Smetankin, A.A. Health-breathing exercises with the use of biofeedback in the school-preschool / A.A. Smetankin. - St. Petersburg : NIIH State University, 2003. - 23 p.

8. Starkovskaya, V.L. 300 mobile games for the improvement of children from 1 year to 14 years / V.L. Starkovskaya. - M. : New School, 1994. - 288 p.

9. Timoshina, I.N. Mainstreaming of continuity of content and organization of an adaptive physical education of children, adolescents and youth in educational institutions : thesis. ... Dr. Ped. Sciences / I.N. Timoshina. -Ulyanovsk, 2007. - 368 p.

Статья поступила в редакцию 05.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.