Научная статья на тему 'О программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов с заболеваниями органов дыхания, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу'

О программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов с заболеваниями органов дыхания, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ / PHYSICAL TRAINING / JUNIOR PUPILS / MEDICAL GROUPS / RESPIRATORY DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорина Елена Владимировна

В статье рассказывается о разработанной автором программе физического воспитания для детей младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания в условиях общеобразовательных учреждений любого типа. Приведены отличия от существующей ныне программы А.П. Матвеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокорина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upon the program of physical training for 1 4 year pupils with respirotory diseases considered by health condition indicators to be included in special medical group

The article considers the program of physical education for junior pupils with respiratory diseases in conditions of general education institutions of different types. The differences from the nowadays program of A.P. Matveev have been stated.

Текст научной работы на тему «О программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов с заболеваниями органов дыхания, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу»

5. Суворов, Е.В. В хоккей играли даже женщины // Владивосток. - 2000. - 3

марта.

6. Фомин, В.А. Вековой путь физической культуры и спорта в Бурятии / В.А. Фомин, С.В. Мантуров. - Улан-Удэ : Бурятский гос. университет, 2002. - 65 с.

Контактная информация: hubbiev@rambler.ru

О ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ В СПЕЦИАЛЬНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ГРУППУ

Елена Владимировна Кокорина, кандидат педагогических наук, докторант, Восточно-Сибирская государственная академия образования (ВСГАО)

Иркутск

Аннотация

В статье рассказывается о разработанной автором программе физического воспитания для детей младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания в условиях общеобразовательных учреждений любого типа. Приведены отличия от существующей ныне программы А.П. Матвеева.

Ключевые слова: физическая культура, младшие школьники, медицинские группы, заболевания органов.

UPON THE PROGRAM OF PHYSICAL TRAINING FOR 1 - 4 YEAR PUPILS WITH RESPIROTORY DISEASES CONSIDERED BY HEALTH CONDITION INDICATORS TO BE INCLUDED IN SPECIAL MEDICAL GROUP

Elena Vladimirovna Kokorina, the candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate, The East-Siberian state Academy of education Irkutsk

Annotation

The article considers the program of physical education for junior pupils with respiratory diseases in conditions of general education institutions of different types.

The differences from the nowadays program of A.P. Matveev have been stated.

Key words: physical training, junior pupils, medical groups, respiratory diseases.

Данная программа обусловлена образовательными потребностями школьного обучения [2, 3].

Существующие программы не отвечают требованиям физического развития и подготовленности детей с дыхательной патологией.

Содержание предлагаемой учебной программы соответствует Государственному стандарту, определяющему основы физического образования, и ориентируется на конкретные диагнозы для школьников с патологией дыхательной системы.

Она включает в себя следующие разделы:

- Пояснительную записку.

Программа нацелена на улучшение физического развития, расширение диапазона функциональных возможностей основных систем организма, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости к различным неблагоприятным факторам, осуществление полноценной деятельности детей.

Она позволяет решать задачи физического воспитания ослабленных школьников с заболеваниями органов дыхания, поэтому ее можно использовать только по назначению врачей.

- Основное содержание обучения.

Учебная программа включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:

- Базовые знания: основы знаний, двигательные умения и навыки (гимнасти-

ка, легкая атлетика, подвижные игры, плавание).

- Вариативная часть связана с дыхательной патологией школьников и направлена на устранение остаточных явлений заболеваний и их профилактику.

В рамках государственного стандарта общеобразовательных учреждений учитель имеет право:

- самостоятельно отбирать из каждого раздела наиболее приемлемые для конкретного случая приемы, включать дополнительный материал, не нарушая при этом логику изучения программы;

- изменять количество часов, отведенных на освоение определенных разделов, в соответствии с материальной базой учебного заведения;

- изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы.

Программа имеет отличие от существующей ныне программы А.П. Матвеева [5].

Оригинальность нашей программы заключается в том, что в ней присутствуют

не только рекомендуемые функциональные пробы и примерные комплексы упражнений для различных диагнозов, но также расписаны игры для детей с патологией дыхательной системы с учетом не только диагноза, но и возраста.

Автор разработала:

- паспорт здоровья;

- дневник самоконтроля для младших классов;

- протокол врачебного наблюдения за школьниками специальной медицинской группы;

- бланк для годового плана-графика специальной медицинской группы.

В данной программе, по сравнению с учебной программой для основной группы, ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Дополнительно введен раздел дыхательных упражнений, способствующих тренировке дыхания, особенно удлиненному выдоху. Проводя занятия в специальной медицинской группе, необходимо помнить, что развивающие упражнения чередуются с дыхательными, которые необходимо строго чередовать: грудное, диафрагмальное, смешанное дыхание в статических и динамических упражнениях. Этим разделом следует пользоваться систематически на протяжении всего курса обучения. При подборе развивающих упражнений нужно чередовать тренировку различных мышечных групп. Например, если предыдущее упражнение было для мышц верхнего плечевого пояса и рук, то последующее должно быть для мышц нижних конечностей [4].

Из всех разновидностей дыхательных методик мы выбрали физиологичное дыхание [4]. Выбор физиологичного дыхания не случаен, т.к. его рекомендуют ведущие врачи Главного управления здравоохранения Иркутской области в пособие для врачей ОГУ «Иркутского Областного центра профилактики» [1].

При формировании медицинских групп недостаточно общего медицинского осмотра, необходимы рекомендации узких специалистов или лечащих врачей по месту жительства школьников.

По этой программе можно заниматься детям не только с патологией дыхания, но и с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, эндокринными заболеваниями, отставанием в физическом развитии.

Результаты состояния здоровья школьников записываются в дневник самоконтроля ежедневно. Далее заполняют паспорт здоровья, куда входят результаты тестов на физическую подготовленность, контроля физического развития, функциональных проб. Он заполняется учителем физической культуры, работающим в СМГ, и школьным врачом. Диагноз школьника заносится в паспорт здоровья на основании заключения врачей. Два раза в четверть, а также по необходимости занятия посещает школьный врач, который ведет протокол медицинского контроля школьников СМГ. Диагностика здоровья (перевод из группы в группу) проводится на основе данных паспорта здоровья. Контроль усвоения основ знаний школьниками специальной медицинской

группы осуществляется следующим образом:

- на каждом занятии (оперативный);

- за месяц (текущий);

- за четверть (этапный);

- за учебный год (итоговый).

В результате освоения программного материала по оздоровительной физической культуре школьники должны знать:

- о влиянии физических упражнений на организм;

- о правилах проведения закаливания;

- о причинах получения травм во время занятий физическими упражнениями.

А также уметь:

- выполнять комплексы упражнений, направленные на тренировку дыхательного аппарата, формирование правильной осанки, кондиционные и координационные упражнения;

- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

- играть в подвижные игры, тренирующие дыхание;

- вести дневник самоконтроля;

- подсчитывать частоту сердечных сокращений;

- демонстрировать комплексы физических упражнений с учетом заболевания (комплексы упражнений в программе прилагаются).

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапитов, А. Е. Гипервентиляционный синдром и хроническая гипокапния : пособие для врачей / А. Е. Агапитов. - Иркутск : ASP rint, 2005. - 29 с.

2. Кокорина, Е. В. Программа по физической культуре в общеобразовательных учреждениях для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания // Физическое образование и спорт в Восточной Сибири : бюллетень. - 2005. - № 1. - С. 11-55.

3. Кокорина, Е. В. Программа по физической культуре в общеобразовательных учреждениях для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания / Е. В. Кокорина. -Иркутск : Репроцентр А 1, 2009. - 52 с.

4. Кокосов, А. Н. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких / А. Н. Кокосов, Э. В. Стрельцова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Л. : Медицина, 1987. - 144 с.

5. Матвеев, А. П. Физическая культура : программы для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений 1-11 кл. / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 76 с.

Контактная информация: kokorina2004@mail.ru

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНЫХ УСЛУГ

Сергей Ильич Лавриков, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Антон Валерьевич Тараканов, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье анализируются различные аспекты повышения доступности физкультурнооздоровительных и спортивных услуг. Показано, что снижение затрат на обеспечение спортивного сооружения различными видами ресурсов - ресурсосбережение - является, в конечном итоге, фактором повышения доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.