Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НА ИМИДЖ РОССИЙСКОГО ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НА ИМИДЖ РОССИЙСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодой ученый / исследователи / российские вузы / имидж / рейтинг / аспирант / кандидат наук / доктор наук / young scientist / researchers / Russian universities / image / rating / graduate student / candidate of sciences / doctor of sciences

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ширинов Фарид Арифович

Исследуется влияние деятельности молодых ученых на имидж российского вуза. За последние годы произошло повышение престижности научной карьеры. Многие студенты продолжают обучение в аспирантуре и докторантуре, осуществляя научно-исследовательскую деятельность в вузах, что в свою очередь оказывает влияние на их имидж. Поэтому целью исследования стало изучение вопроса о наличии, направленности и степени влияния деятельности молодых ученых на имидж российского вуза. В статье проведен краткий обзор научных и законодательно-правовых источников, посвященных данному вопросу, проанализированы статистические данные динамики и структуры численности молодых ученных России за период 2011–2022 гг., приведены данные актуальных рейтингов по количеству молодых ученых в российских вузах, по престижу отечественных вузов в масштабах России и мира. Данные рейтинги отражают сформированный имидж вуза не только по качеству образования и условиям для его получения, но и по уровню научно-исследовательской деятельности. На основании приведенных данных сделаны выводы о наличии достаточно высокой степени и положительном векторе влияния деятельности молодых ученых на имидж российского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE ACTIVITIES OF YOUNG SCIENTISTS ON THE IMAGE OF A RUSSIAN UNIVERSITY

This article is devoted to the study of an urgent problem: the influence of the activities of young scientists on the image of a Russian university. In recent years, there has been an increase in the prestige of a scientific career. Many students continue their studies in graduate school and doctoral studies, carrying out research activities at universities, which in turn affects their image. Therefore, the purpose of the study was to study the presence, direction and degree of influence of the activities of young scientists on the image of a Russian university. The article provides a brief overview of scientific and legislative sources on this issue, analyzes statistical data on the dynamics and structure of the number of young scientists in Russia for the period 2011–2022, and provides data on current rankings on the number of young scientists in Russian universities and on the prestige of domestic universities on the scale of Russia and the world. These ratings reflect the formed image of the university not only in terms of the quality of education and the conditions for receiving it, but also in terms of the level of research activities. Based on the data presented, conclusions were drawn about the presence of a high degree and a positive vector of influence of the activities of young scientists on the image of a Russian university.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НА ИМИДЖ РОССИЙСКОГО ВУЗА»

are the only way to combat the main engine of corruption - rumors. The article presents the results of sociological monitoring of the dynamics of changes in the attitude of the students of the city of Orel to corruption. The authors have revealed the decisive destructive role of rumors.

Keywords: sociology of corruption, corruption, monitoring, public opinion research, attitude to corruption, consequences of corruption, student youth, rumors.

Pavlova Irina Valerievna, candidate of sociological sciences, associate professor, pavlirinogu@,gmail.com, Russia, Orel, Oryol State University named after I.S. Turgenev,

Isaeva Ekaterina Yuryevna, candidate of sociological sciences, associate professor, sheva2977@mail.ru, Russia, Orel, Oryol State University named after I.S. Turgenev

УДК 316.4 001: 10.24412/2071-6141-2023-4-94-105

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НА ИМИДЖ РОССИЙСКОГО ВУЗА

Ф. А. Ширинов

Исследуется влияние деятельности молодых ученых на имидж российского вуза. За последние годы произошло повышение престижности научной карьеры. Многие студенты продолжают обучение в аспирантуре и докторантуре, осуществляя научно-исследовательскую деятельность в вузах, что в свою очередь оказывает влияние на их имидж. Поэтому целью исследования стало изучение вопроса о наличии, направленности и степени влияния деятельности молодых ученых на имидж российского вуза. В статье проведен краткий обзор научных и законодательно-правовых источников, посвященных данному вопросу, проанализированы статистические данные динамики и структуры численности молодых ученных России за период 2011-2022 гг., приведены данные актуальных рейтингов по количеству молодых ученых в российских вузах, по престижу отечественных вузов в масштабах России и мира. Данные рейтинги отражают сформированный имидж вуза не только по качеству образования и условиям для его получения, но и по уровню научно-исследовательской деятельности. На основании приведенных данных сделаны выводы о наличии достаточно высокой степени и положительном векторе влияния деятельности молодых ученых на имидж российского вуза.

Ключевые слова: молодой ученый, исследователи, российские вузы, имидж, рейтинг, аспирант, кандидат наук, доктор наук.

Введение

В условиях беспрецедентных санкций в адрес России в результате геополитической дестабилизации значительно повысилась актуальность задач обеспечения национального научно-технологического суверенитета

России. В связи с этим для обеспечения кардинальных перемен в сфере научной деятельности и усиления ее поддержки был принят Указ Президента России от 25 ноября 2022 года № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий», согласно которому важнейшими задачами являются привлечение молодежи в сферу научных исследований и разработок, удержание молодых талантливых ученых-исследователей в системе отечественных научно-исследовательских институтов и иных организаций, недопущение оттока молодых ученых за границу [1].

Рост интереса к научной карьере во многом обусловлен изменением образа ученого и уровнем его заработка, большим количеством преференций со стороны государства в поддержку молодых ученых (гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, повышенные стипендии для аспирантов, премии Президента и Правительства Российской Федерации за вклад молодых ученых в развитие науки и др.[2]), развитием научно-исследовательской базы отечественных вузов, которая позволяет реализовывать научно-творческие амбиции молодых исследователей. Согласно проведенному исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2022 году, 51 % молодежи считает профессию ученого престижной [3], а согласно данным другого опроса, на который ссылался в своем выступлении на пленарном заседании Конгресса молодых ученых в Сочи в конце 2021 года заместитель председателя правительства Российской Федерации Д. К. Чернышен-ко, 62 % школьников (а это будущие абитуриенты) гордятся российской наукой [4].

Этим обуславливается то, что отечественные вузы оказываются в условиях повышения конкуренции между собой в «борьбе» не просто за абитуриентов, а за тех студентов, которые ставят целью осуществление научной карьеры, поэтому для них особенно важен вопрос повышения своего престижа, на набор критериев которого в научной литературе не имеется единого взгляда. К числу таких характеристик относят в первую очередь качество образования и условия для его получения, уровень востребованности выпускников работодателями и уровень научно -исследовательской деятельности [5]. Совокупность данных показателей входит в большинство рейтингов вузов по стране. Занимаемая позиция в таких отечественных и зарубежных рейтингах в значительной степени влияет на поддержку их имиджа.

Все сказанное выше обуславливает актуальность исследования изменения отношения к молодым ученым в стране и влияния их научно -исследовательской деятельности на имидж российских вузов. Цель настоящего исследования - проанализировать указанную проблему с точки зрения научного взгляда на нее, в рамках законодательства, регулирующего данный вопрос, с позиции анализа статистических данных о

молодых ученых по стране и в разрезе вузов во взаимосвязи с их рейтингом.

Методология

Стоит отметить, что официальное понятие «молодой ученый» в российском законодательстве было закреплено сравнительно недавно в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р. Согласно дефиниции к молодым ученым относятся: во-первых, работники образовательной или научной организации, имеющие ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет; во-вторых, аспиранты, исследователи или преподаватели вузов без ученой степени в возрасте до 30 лет [6]. Введение данного понятия обусловлено важностью омоложения возрастной структуры кадрового потенциала российской науки.

Исходя из этого определения, прирост молодых ученых обеспечивается системой высшего образования страны, соответственно, важным для развития России в непростых условиях адаптации ее социально-экономической сферы к новым реалиям при обеспечении научно -технологической независимости от зарубежных стран является повышение спроса на российское высшее образование. Как показывают результаты исследования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, данный спрос в 2022-2023 гг. не только не снижается, но продолжает расти, а одновременно с этим увеличивается спрос на обучение в аспирантуре и докторантуре [7].

При выборе абитуриентами учреждения для получения высшего образования и обеспечения развития научной карьеры большое значение стали иметь репутация и имидж вуза, которые тесно связаны между собой. Несмотря на то что образовательные услуги только с недавнего времени стали рассматриваться как объект маркетингового продвижения, забота вузов о своем имидже, его формировании и поддержании в положительной коннотации стали стабильным и активным видом деятельности. В связи с этим в научной литературе появилось непосредственное понятие «имидж вуза», которое стало формироваться еще в середине 1990-х годов. С 2000-х данное понятие стало входить в устойчивый обиход и научный интерес стали составлять методы и инструменты формирования эффективного имиджа вуза. Заслуживают внимания диссертационные исследования такого периода, проведенные Е.А. Измайловой [8], Н.А. Кадочниковым [9]. Например, определение, сформулированное С.Н. Павловым: имидж вуза - это искусственный образ, сформированный в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой и личной коммуникации, в котором сочетаются как реальные характеристики вуза, так и искусственные (созданные рекламой и прочими целенаправленными коммуникациями [10].

В глазах абитуриентов, студентов, их родителей, для работающих в вузах преподавателей и научных сотрудников, для работодателей, принимающих на работу дипломированных выпускников, для государства и как гаранта финансовой и иной поддержки, и как непосредственного работодателя имидж вуза приобрел большое значение. Одновременно с этим за последние 5-7 лет произошло изменение критериев оценки деятельности вуза от сугубо образовательной в сторону научно -исследовательской, что обусловлено реализацией национального проекта «Наука и университеты» [11], в рамках которого для многих вузов стало возможным развитие своей научно-исследовательской базы в результате государственных преференций.

Однако это не единственный фактор. Спрос рождает предложение, поэтому, как указывают А.В. Мясникова и С. Е. Степанова, таким катализатором стал запрос общества в лице молодежи в отношении возможности реализации научной карьеры, ведения собственной исследовательской деятельности, получения грантов на собственные разработки, перспективу признания научных успехов [12]. Все это поменяло отношение к основным элементам имиджа вуза. Если раньше в научной литературе главным образом выделялись как, например, у Н.К. Моисеевой, набор функциональных знаний, степень практической ориентации образовательных программ, ассортимент образовательных программ, квалификация профессорско-преподавательского состава, технологичность образования, уровень оплаты, представления об уровне комфортности среды учебного заведения, образ персонала учебного заведения, внешняя атрибутика и др. [13], то за последние семь лет на одно из первых мест стали ставить, как указывает И.Ю. Аникин, активную научно-исследовательскую деятельность, которая повышает конкурентоспособность вуза [14].

Расширение научно-исследовательских возможностей вузов и тенденция внедрения и развития инноваций во все сферы жизнедеятельности общества создали благодатную почву для привлечения молодежи в науку. У молодых ученых появились перспективы не просто быть признанными в научном сообществе, но и создать такой научно -инновационный продукт, который обеспечит их доход. Вопросу изменения образа ученого в общем и молодого ученого в частности (начиная с советских времен, минуя 1990-е) посвящено достаточное количество научных работ: Е.В. Матвиенко [15], А.С. Воронова [16], А.Ф. Яковлевой и И.С. Палитай [17] и др. Проведенный обзор этих исследований показывает, что образ молодого ученого стал за последнее десятилетие более престижным и респектабельным. Во многом этому способствовала популяризация науки в СМИ, ведение молодыми учеными собственного научно-популярного контента в социальных сетях и на видеохостингах. Например, А.С. Воронов выделяет следующие мотивы, способствующие участию в популяризации науки: продвижение новых перспективных

направлений науки, профессиональное самосовершенствование, противостояние лженауке, стремление стать известным, обретение нужных связей, заработок, карьера, уважение и признание коллег [16].

Важно отметить, что в научных источниках на сегодняшний день проблема влияния деятельности молодых ученых на имидж российского вуза рассматривается в основном с точки зрения теоретических аспектов, эмпирически ориентированных исследований крайне мало. При этом представленная в них эмпирическая база датируется 2015-2019 гг. В связи с этим возникает очевидная потребность в проведении анализа с учетом данных 2020-2022 гг.

Результаты исследования

Наличие научно-исследовательской деятельности в вузе является одним из важных критериев его престижности, в свою очередь, развитие такой деятельности вузов, которая является одним из приоритетных направлений реализуемого национального проекта «Наука и университеты» [11], способствует увеличению числа молодых ученых.

Статистические данные о численности молодых ученых (в том числе по возрастным группам и ученым степеням) в России ежегодно размещаются на сайте Федеральной службы государственной статистики (раздел «Наука, инновации и технологии») [18]. Динамика общего количества молодых ученых в возрастной категории «до 39 лет (включительно)» представлена на рис. 1.

400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

1' 347854 348221 348607 3! >8 31 им: я—

1! 1

Ю582 >4064 1! >4433 Г им и г 1 о ¿1

2011

2015

2013

2019

2020

2021

2022

□ Ученых всего ■ Ученых в возрасте до 39 лет (включительно)

Рис. 1. Динамика общего количества молодых ученых в возрастной категории «до 39 лет (включительно)», чел. [18], [19]

Согласно этим данным с 2011 года на конец 2022 года выросла численность молодых ученых в возрасте до 39 лет (включительно) почти на 13 % и составила около 160 тысяч человек при том, что общая численность ученых за данный период сократилась на 6 % и составила чуть более 360 тысяч человек.

Представленная динамика показывает омолаживание возрастной структуры российских научных кадров, что является позитивным изменением, так как молодые ученые представляют собой стратегический ресурс обновления научного потенциала страны.

Возрастной состав российских молодых ученых представлен на рис. 2.

120.0 100.0 80.0 60.0 40.0 20.0 0.0

2011 2015 2010 2019 2020 2021 2022

и Доля молодых ученых в возрасте до 29 лет (включительно) □ Доля молодых ученых в возрасте с 30 до 39 лет (включительно)

Рис. 2. Возрастной состав молодых ученых, % [18], [19]

Доля молодых ученых в возрасте до 29 лет в общей численности молодых ученых сократилась с 2011 года с 53,8 % до 38,9 % в 2022 году, а доля молодых ученных в возрасте 30-39 лет, наоборот, выросла с 46,2 % до 61,1 %. Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на повышение престижности научной профессиональной деятельности, о котором говорилось выше, молодежь до 30 лет прельщается ею в меньшей степени, чем лица с 30 до 40 лет.

Также статистика доли лиц, имеющих научную степень, в общей численности молодых ученых имеет отрицательную динамику, которая представлена на рис. 3.

50.0 45.0 40.0 35.0 30.0 25.0 20.0 15.0 10.0 5.0 0.0

42.9

43.9

44.2

44.3

43.9

43.9

37.5

ЛР.1

1 5.4- 1!>,1 14.5 14.1) 13.7

-

2011

2015

2018

2019

2020

2021

2022

□ Доля молодых ученых в оощей численности ученых ■ Доля лиц. имеющихнаучную степень, в численности молодых ученых

Рис. 3. Доля молодых ученых, имеющих научную степень, % [18], [19]

К числу лиц, имеющих ученую степень, относятся кандидаты и доктора наук. Их доля в общей численности молодых ученых сократилась за анализируемый период с 16,5 % до 13,7 %. Можно констатировать, что большая часть аспирантов, заканчивая свое обучение, не защищает диссертацию на соискание степени кандидата наук. При этом общая доля молодых ученых в числе всех ученых выросла значительно: с 37,5 % до 43,9 %. Это свидетельствует о том, что в целом происходит привлечение молодых исследователей в вузы. Одновременно это указывает на увеличение вклада вузов в повышение престижности научно-исследовательской деятельности для молодежи. Согласно национальному проекту «Наука и университеты» был запланирован прирост доли молодых ученых к 2024 году не менее чем до 50 % [11]. Однако очевидно, что 2023 год приближается к концу и, по нашему мнению, с учетом представленной динамики, рубеж в 45 % не будет преодолен. В первую очередь это обусловлено остающейся проблемой недостаточного финансирования высшего образования и научной деятельности, которая обострилась в условиях необходимости повышения бюджетных расходов на обеспечение национальной обороны и проведения СВО с 8 до 18 %, когда бюджетные расходы на науку и образование сократились с 8 % до 4 % [20].

Проанализировав достаточно подробно статистические данные о молодых ученых России, мы можем вернуться к ключевому вопросу настоящей статьи: влияние деятельности молодых ученых на имидж российского вуза. Для этого целесообразно проанализировать рейтинги вузов по количеству именно молодых ученых и рейтинги вузов по их престижу, который, во-первых, включает критерий научно-исследовательской деятельности вуза, а во-вторых, оказывает непосредственное влияние на формирование и поддержание его имиджа.

Согласно данным журнала «Российское образование», в десятку вузов по количеству именно молодых ученых входят следующие вузы (рейтинг представлен в табл. 1.)

Таблица 1

ТОП-10 российских вузов по количеству молодых ученых [21]

Место в рейтинге Наименование вуза

1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)

2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет

3 Российский университет дружбы народов (РУДН)

4 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ)

Окончание табл. 1

Место в рейтинге Наименование вуза

5 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

6 Московский физико-технический институт (МФТИ)

7 Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского

8 Кубанский государственный университет

9 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

10 Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Абсолютным лидером по доле молодых ученых является Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ). Их доля составляет около 25 % [22]. В общем на долю перечисленных вузов приходится более 50 % всех молодых ученых страны [21].

Рассмотрим, какие российские организации высшего образования из десятки вузов с наибольшей долей молодых ученых входят в десятку лучших по стране и занимают высокие места в мировом рейтинге. Для этого выборочно рейтинг вузов в России по уровню престижа согласно рейтинговому агентству ЯЛЕХ и рейтинг российских вузов по уровню престижа в мире согласно рейтинговому агентству QuacquareШ Symonds (Британия) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Соотношение рейтинга российских вузов по количеству молодых ученых и рейтинга по уровню престижа в России и в мире [21], [23], [24]

Наименование вуза (в порядке рейтинга по количеству молодых ученых) Рейтинг в России (Т0П-100) 2023 год Рейтинг в мире

2022 год 2023 год

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) 1 78 75

Белгородский государственный национальный исследовательский университет 39 ниже 1000-го места

Российский университет дружбы народов (РУДН) 19 317 295

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ) 9 395 398

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) 6 305 308

Московский физико-технический институт (МФТИ) 2 290 267

Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кубанский государственный университет - - -

Окончание табл. 2

Наименование вуза (в порядке рейтинга по количеству молодых ученых) Рейтинг в России (Т0П-100) 2023 год Рейтинг в мире

2022 год 2023 год

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева 44 ниже 600-го места

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) 3 242 270

Из десяти лучших российских организаций высшего образования пять входят в десятку российских вузов с наибольшей долей молодых ученых в стране: МГУ, МФТИ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, НИ ТПУ. В мировой рейтинг было включено только 48 российских вузов [24]. Все перечисленные вузы повысили свои рейтинговые позиции в 2023 году. Из десяти топовых российских организаций высшего образования в мировом рейтинге Quacquarelli Symonds шесть входят в десятку российских вузов с наибольшей долей молодых ученых в стране: МГУ, МФТИ, СПбГУ, РУДН, НИУ ВШЭ, НИ ТПУ. Эти данные показывают, что имеется значительная взаимосвязь между деятельностью молодых ученых российских вузов и престижем этих вузов как в масштабах России, так и в мировом масштабе.

Заключение

Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем сделать два главных вывода. Во-первых, количество и доля молодых ученых в России растет за счет повышения престижности профессии ученого, на что влияет государственная поддержка молодых ученых в виде различных преференций в процессе реализация государственных программ в сфере науки и образования, развитие научно-исследовательской деятельности для повышения своего престижа самими вузами, а также популяризация молодых ученых на телевидении и в сети Интернет. Во-вторых, наличие в вузе молодых ученых непосредственно оказывает влияние на его имидж: согласно рейтингам пять вузов из десяти с наибольшим количеством молодых ученых входит в десятку самых престижных вузов страны, а три из десяти занимают места в мировом рейтинге лучших вузов с повышением своих рейтинговых мест в текущем году. Соответственно, российским вузам для повышения своего имиджа необходимо развивать свою научно-исследовательскую деятельность, привлекать и удерживать молодых ученых.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 25.04.2022 N 231 (ред. от 20.07.2023) «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EX P&n=803130#Fn0aQnTGc5KTmWnF 1 (дата обращения: 17.08.2023).

2. Инструменты поддержки молодых ученых // Сайт Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию [Электронный ресурс]. URL: http://youngscience.gov.ru/grants and awards/about grants and a wards/ (дата обращения: 17.08.2023).

3. Ученый и инженер: высокие оценки престижа // Сайт Indicator.Ru [Электронный ресурс]. URL: https: //indicator. ru/humanitarian-science/uchenyi-i-inzhener-vysokie-ocenki-prestizha-14-07-2023.htm (дата обращения: 17.08.2023).

4. «Образ ученого стал более привлекательным для россиян»,-заявил Чернышенко // РИА Новости (от 10.12.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/01/06/ekonomist-aleksej-zubec-o-vazhnosti-nakopleniia-chelovecheskogo-kapitala-i-o-vse-eshche-nedostatochnom-prestizhe-vysshego-obrazovaniia-v-rossii.html (дата обращения: 17.08.2023).

5. Дегтярев В. А. Улучшение имиджа университета среди абитуриентов // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 35. С. 151-156.

6. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 № 2403-р) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/ (дата обращения: 17. 08.2023).

7. Экономист Алексей Зубец - о важности накопления человеческого капитала и о все еще недостаточном престиже высшего образования в России // «Российская газета» (от 06.01.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/01/06/ekonomist-aleksej-zubec-o-vazhnosti-nakopleniia-chelovecheskogo-kapitala-i-o-vse-eshche-nedostatochnom-prestizhe-vysshego-obrazovaniia-v-rossii.html (дата обращения: 17.08.2023).

8. Измайлова Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2005. 8 с.

9. Кадочников Н.А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2005. 25 с.

10. Павлов С.Н. Основные положения концепции формирования эффективного имиджа вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 4. С. 1216-1221.

11. Национальный проект «Наука и университеты» // Официальный сайт Министерство науки и высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/nac project/ (дата обращения: 17.08.2023).

12. Мясникова А.В., Степанова С.Е. Имидж вуза глазами студенческой молодежи // Современные тенденции развития менеджмента и маркетинга. сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 116-120.

13. Моисеева Н.К. Маркетинг // Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения. 1999. № 5. С. 77-79.

14. Аникин И.Ю. Глобализационные процессы научно-исследовательской деятельности вузов // Современное профессиональное образование. 2023. № 1. С. 3-7.

15. Матвиенко Е. В., Репинецкий С. А. Эволюция образа молодого учёного в России: направления и перспективы // Молодой ученый. 2017. № 40 (174). С. 60-63.

16. Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198-228.

17. Яковлева А.Ф., Палитай И.С. Человеческий капитал нового поколения молодых ученых России: этические и управленческие аспекты // Теоретическая и прикладная этика. Традиции и перспективы - 2021. Этика как наука и профессия. СПб: ООО «Сборка», 2021. С. 90-92.

18. Федеральная служба государственной статистики: Наука, инновации и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/sc ience (дата обращения: 17.08.2023).

19. ЕМИСС: Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61945 (дата обращения: 17.08.2023).

20. Краткая ежегодная информация об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ fed-bud/execute/ (дата обращения: 17.08.2023).

21. Топ-30 вузов России по количеству молодых ученых // Журнал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL: https: // ruobraz.ru/ ratings/top-30-vuzov-rossii-po-kolichestvu-molodykh-uchenykh/ (дата обращения: 17.08.2023).

22. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова: Общая статистика университета [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/science/2010/sci-study.html (дата обращения: 17.08.2023).

23. ТОП-100 вузов России 2023 по данным рейтингового агентства RAEX // Сайт «Поступи.Инфо» [Электронный ресурс]. URL: https://postupi. info/rating (дата обращения: 17.08.2023).

24. Большинство российских вузов улучшили или удержали позиции в рейтинге QS-2023 // Сайт «Профгид» [Электронный ресурс]. URL: https://www.profguide.io/news/rossijskie-vuzy-v-rejtinge-qs-2023.html (дата обращения: 17.08.2023).

Ширинов Фарид Арифович, ассистент, shirinov_fa@pfur.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

INFLUENCE OF THE ACTIVITIES OF YOUNG SCIENTISTS ON THE IMAGE

OF A RUSSIAN UNIVERSITY

F.A. Shirinov

This article is devoted to the study of an urgent problem: the influence of the activities of young scientists on the image of a Russian university. In recent years, there has been an increase in the prestige of a scientific career. Many students continue their studies in graduate school and doctoral studies, carrying out research activities at universities, which in turn affects their image. Therefore, the purpose of the study was to study the presence, direction and degree of influence of the activities of young scientists on the image of a Russian university. The article provides a brief overview of scientific and legislative sources on this issue, analyzes statistical data on the dynamics and structure of the number of young scientists in Russia for the period 2011-2022, and provides data on current rankings on the number of young scientists in Russian universities and on the prestige of domestic universities on the scale of Russia and the world. These ratings reflect the formed image of the university not only in terms of the quality of education and the conditions for receiving it, but also in terms of the level of research activities. Based on the data presented, conclusions were drawn about the presence of a high degree and a positive vector of influence of the activities of young scientists on the image of a Russian university.

Keywords: young scientist, researchers, Russian universities, image, rating, graduate student, candidate of sciences, doctor of sciences.

Shirinov Farid Arifovich, assistent, shirinov_fa@pfur.ru, Russia, Moscow, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.