Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА МОЛОДОГО УЧЕНОГО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА МОЛОДОГО УЧЕНОГО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАТУС / МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / ГАРАНТИИ / ПОДДЕРЖКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякина Зинаида Ивановна, Васильев Кирсан Евгеньевич

В статье рассмотрены вопросы действующего и предлагаемого правового регулирования статуса молодого ученого в российском законодательстве с анализом понятийного аппарата и вопросов поддержки их научной деятельности. Основное внимание уделено обсуждению законопроекта о внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Приведены обстоятельства, которые подтверждают необходимость в организационно-правовой регламентации статуса молодых ученых как самостоятельного субъекта, на которого возложены определенные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE STATUS OF A YOUNG SCIENTIST IN THE LEGAL REGULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues of the current and prospective legal regulation of the status of a young scientist in Russian legislation, taking into account the urgent problems of stimulating and supporting their scientific activities. The main attention is paid to the discussion of the draft law on amendments to the Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» in terms of the topic under study. Circumstances are given that confirm the need for organizational and legal regulation of young scientists as an independent subject, who are entrusted with certain requirements.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА МОЛОДОГО УЧЕНОГО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_317 УДК 001:340.143

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА МОЛОДОГО УЧЕНОГО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ACTUAL ISSUES OF THE STATUS OF A YOUNG SCIENTIST IN LEGAL REGULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

КОРЯКИНА Зинаида Ивановна,

кандидат юридических наук, доцент юридического факультета

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58.

E-mail: z_koryakina@mail.ru;

ВАСИЛЬЕВ Кирсан Евгеньевич,

студент юридического факультета (магистратура)

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: vke2406@gmail.com;

Koryakina Zinaida Ivanovna,

Ph.D. legal in Science, Associate Professor of the Faculty of Law, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova. 58 Belinsky str., Yakutsk, Russia, 677000. E-mail: z_koryakina@mail.ru;

Vasiliev Kirsan Evgenievich,

student of the faculty of Law (master's degree)

of FSAEI HE «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov». 58 Belinsky str., Yakutsk, Russia, 677000. E-mail: vke2406@gmail.com

Краткая аннотация. В статье рассмотрены вопросы действующего и предлагаемого правового регулирования статуса молодого ученого в российском законодательстве с анализом понятийного аппарата и вопросов поддержки их научной деятельности. Основное внимание уделено обсуждению законопроекта о внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Приведены обстоятельства, которые подтверждают необходимость в организационно-правовой регламентации статуса молодых ученых как самостоятельного субъекта, на которого возложены определенные требования.

Abstract. The article deals with the issues of the current and prospective legal regulation of the status of a young scientist in Russian legislation, taking into account the urgent problems of stimulating and supporting their scientific activities. The main attention is paid to the discussion of the draft law on amendments to the Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» in terms of the topic under study. Circumstances are given that confirm the need for organizational and legal regulation of young scientists as an independent subject, who are entrusted with certain requirements.

Ключевые слова. Наука, научно-техническая деятельность, правовое регулирование, статус, молодой ученый, гарантии, поддержка, законодательство.

Keywords. Science, scientific and technical activity, legal regulation, status, young scientist, guarantees, support, legislation.

Для цитирования: Корякина З.И., Васильев К.Е. Актуальные вопросы статуса молодого ученого в правовом регулировании Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 317-320. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_317.

For citation: Koryakina Z.I., Vasiliev K.E. Actual issues of the status of a young scientist in legal regulation of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 317-320. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_317.

Статья поступила в редакцию: 18.06.2023

Необходимость в правовом регулировании статуса молодого ученого вызвана, прежде всего, назревшими политическими обстоятельствами, поскольку в условиях санкций необходимо развивать не только отечественную науку, но и воспитывать свои научные кадры, способные привнести новые идеи и развивать технологии. В этой связи статус молодого ученого должен предстать в обособленном правовом регулировании и быть отделен от общих понятий. Безусловно, специфика статуса молодого ученого должна заключаться не только в особых привилегиях, но и критериях оценки его эффективности [1].

В Российской Федерации на социально-правовой статус молодого ученого как на одну из серьёзных проблем обратили внимание, когда было констатировано, что за последние 30 лет профессия ученого перестала быть привлекательной для молодежи и существенно сократился объем социальных, материальных и иных мер поддержки ученых [2, с. 69]. Официально озвучены статистические сведения, подтверждающие отток не только молодых ученых [3], но и сокращение численности ученых в Российской Федерации в целом [4]. О недостатках социальной поддержки молодых ученых отмечается и в научной литературе [5, с. 241]. Исследований правового статуса молодого ученого в научных источниках по праву недостаточно, т.е. мы видим степень низкой научной разработанности.

На этом фоне Министерство науки и высшего образования РФ предприняла попытку определить категорию «молодые ученые» и вписать в законодательство нормы об их господдержке, выступив с инициативой ввести нормы в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [6]. Соответствующий законопроект опубликован 30 сентября 2022 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В настоящее время правовой статус молодого ученого в законодательстве не закреплен, а сами критерии отнесения к этой категории

лиц применяются бессистемно, в связи с отсутствием единого подхода каждый правоустанавливающий в научной деятельности субъект в разрабатываемых ими актах и правилах может по своему усмотрению устанавливать возрастные и иные критерии. В пояснительной записке к предлагаемому законопроекту указывается на разночтения при определении возраста молодого ученого, например, в практике фондов и иных источников поддержки научных исследований молодыми учеными признаются лица до 35 лет (президентские гранты) либо до 39 лет (конкурсы РФФИ, РНФ). При этом в некоторых случаях указывается на обязательное наличие ученой степени у молодого ученого. По справедливому мнению ученых, «исключение из числа молодых ученых лиц, не имеющих ученой степени, представляется нежелательным, поскольку: а) не мотивирует лиц, только приступивших к научным изысканиям; б) создает иллюзию, что заниматься наукой (быть ученым) могут только лица, имеющие ученую степень. В результате стимулируется не столько само занятие наукой, сколько формализация научной деятельности в виде присвоения ученой степени» [7, с. 121].

В этой связи исследуемая законодательная инициатива привела к активному обсуждению потенциала это проекта и прогнозированию улучшения ситуации с омоложением научных кадров в Российской Федерации. Поскольку этот вопрос в экспертных кругах носит дискуссионный характер и продолжается его изучение, посчитаем нужным отметить некоторые наиболее актуальные моменты из исследуемого проекта.

Одним из обсуждаемых вопросов является определение возрастной категории молодых ученых. Законопроект предлагает считать молодым ученым гражданина в возрасте до 35 лет включительно, профессионально занимающегося научной или научно-технической деятельностью. Видимо, этот возрастной критерий заимствован по аналогии из ФЗ-489 от 30.12.2020 г. «О молодежной политике в РФ», в котором закреплен статус молодежи.

Между тем в четвертом пункте данного проекта одновременно указывается на возможность при установлении отдельных мер поддержки молодых ученых органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами самостоятельно установить возрастной критерий для получателей мер поддержки до 40 лет включительно. Поэтому однозначного императивного ответа на определение возрастных критериев для получения статуса молодого ученого проект не дает, предполагается возможность выборочно устанавливать возраст от 35 до 40 лет включительно. Также проектом предлагается при установлении мер поддержки молодым ученым юридическим и физическим лицам самостоятельно определять не только возрастные, но и иные критерии, порядок и условия предоставления мер поддержки. В пояснительной записке не разъяснено, что следует понимать под «отдельными мерами поддержки» и почему при этом навязывается возраст до «40 лет включительно».

Между тем, с учетом пенсионной реформы от 2018 г. о повышении возрастного порога для выхода на пенсию, возможно увеличение возрастного критерия для молодого ученого до 40 лет включительно. И поскольку значительная часть научных планов и результатов, за которые полагается поощрение и поддержка, достигается ближе именно к этому возрасту. С учетом более усложненных требований к оценке научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечиваемых государственной системой научной аттестации по присвоению ученой степени доктора наук, молодому ученому следует отнести также лиц, в возрасте до 45 лет, имеющих ученую степень доктора наук.

Смысл предлагаемой выборочной регламентации возрастных критериев для поддержки молодых ученых свидетельствует не об императивном, а субъективном подходе при оказании таких мер, что нивелирует позицию акта вышестоящего уровня. Разночтения в правовом регулировании могут привести также к трудностям в правоприменении, прежде всего в связи с неравным подходом к определению признаков правового статуса молодого ученого. Если для поддержки молодых ученых оптимальным является вариант не исчерпывающего, а расширительного толкования и применения, то необходимо более точно определиться с классификацией дифференцированного порядка.

Следующий актуальный вопрос касается определения перечня лиц, относимых к категории «молодой ученый». В законопроекте предлагается к молодым ученым относить научных работников научных организаций, научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, а также научных работников иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Как видно, разработчики законопроекта не включили в этот список обучающуюся молодежь, то есть студентов (магистрантов) и аспирантов. Хотя, в некоторых источниках участие студентов и аспирантов в научной деятельности не отрицается [8, с. 354].

На наш взгляд, указанный перечень не учитывает всю специфику научно-исследовательской деятельности, в реализации которой на самом деле может принимать участие более широкий круг лиц.

Поэтому для более широкого охвата молодежи к научной и научно-технической деятельности с целью дифференцированного подхода к обеспечению государственной поддержки представляется возможной категоризация молодых ученых, например:

- молодые ученые первой категории: научные работники научных организаций, научно-педагогические работники образовательных организаций высшего образования, а также научные работники иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность;

- молодые ученые второй категории: специалисты научных организаций (инженерно-технические работники), педагогические работники образовательных организаций СПО и ДПО, а также работники иных организаций, осуществляющие научно-вспомогательную или инженерно-техническую деятельность (в статье 4 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» данные лица обозначены как «Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания»);

- молодые ученые третьей категории: аспиранты.

Также представляется нужным определиться с такой группой как «научно-педагогические работники образовательных организаций

высшего образования». Поскольку согласно пункту 1 статьи 50 «Научно-педагогические работники» 273-ФЗ «Об образовании РФ» «в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций». Поэтому остается открытым вопрос, относится ли профессорско-преподавательский состав, занятый в реализации образовательных программ СПО к научно-педагогическому работнику? Если нет, то возникает противоречие предложенного в законопроекте понятия «молодой ученый» с приведенной нормой ФЗ «Об образовании РФ». В локальной практике вузов, в частности, в «Положении об эффективном контракте с научно-педагогическими работниками Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» от 24.05.2021 г. пункт 5.2. перечисляет должности научно-педагогических работников университета, к которым отнесены: - педагогические работники: - преподаватель высшей категории, преподаватель 1 категории, преподаватель, мастер производственного обучения, методист, педагог-психолог, социальный педагог.

Таким образом, представляется важным уточниться с точным списком лиц, относящихся к молодым ученым, поскольку этот статус формирует не только вопросы поддержки их научной деятельности, но и особые трудовые правоотношения. Например, в некоторых исследовательских учреждениях науки локальными актами молодым ученым стимулирующие выплаты устанавливаются с повышенным коэффициентом [9].

Статус молодого ученого предполагает государственную поддержку: гранты, выплаты, социальные гарантии и так далее — и все это за счет государственного бюджета. Между тем, законопроект расширяет источники поддержки и стимулирования, указывая на такую возможность в отношении муниципальных бюджетов, а также средств физических и юридических лиц, в том числе путем добровольных пожертвований соответствующим бюджетным учреждениям, формирования и пополнения целевого капитала, создания фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

С учетом того, что поддержка молодых ученых и обеспечение гарантий входит в совместную деятельность Российской Федерации и ее субъектов, формы и объем социальной, финансовой поддержки молодых ученых в регионах могут отличаться. В законопроекте это обстоятельство также обозначено, поскольку субъектам оказания мер государственной поддержки молодых ученых предлагается право самостоятельно определять возрастные и иные критерии, порядок и условия их предоставления. В этой связи необходимо учесть, что если регионы РФ и Российская Федерация будут устанавливать разные критерии для поддержки и поощрений, в т.ч. возрастные, возникает риск некоторой дискриминации, т.е. неравного подхода к перечню лиц, критериям, видам и размерам поддержки в зависимости от места. Например, если федеральное законодательство не относит к категории молодых ученых педагогических работников среднего профессионального образования, а регион какой-нибудь относит. Или регион может признать молодым ученым специалиста научной организации (инженера, лаборанта) либо работника сферы научного обслуживания и т.д.

Для устранения неравного подхода, должны быть предусмотрены понятие «обязательные», «дополнительные», «отдельные» виды поддержки, поощрений и льгот для молодых ученых. При этом за счет федерального бюджета меры обязательной поддержки оказывались бы на одинаковых условиях. А за счет других источников дополнительные и отдельные меры поддержки могли бы быть установлены по иным критериям, нежели чем обязательным.

Законопроект также указывает, что в Российской Федерации поощряется поддержка молодых ученых, оказываемая юридическими и физическими лицами, в том числе путем добровольных пожертвований соответствующим бюджетным учреждениям, формирования и пополнения целевого капитала, создания фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. При установлении мер поддержки молодым ученым юридическим и физическим лицам предлагается самостоятельно определять возрастные и иные критерии, порядок и условия предоставления таких мер поддержки. О необходимости привлечения в спектр поддержки молодых ученых также и частного сектора отмечается и в научной литературе [10, с. 55].

Содержание данного предложения позволяет толковать об установлении как будто неограниченной (свободной) поддержки, оказываемой юридическими и особенно физическими лицами. Тогда как согласно гражданскому законодательству в рамках условий дееспособности не все физические лица могут участвовать в оказании такой поддержки. Также возникает риск участия юридических и физических лиц, действия которых строго ограничены законодательством об иностранных агентах (ФЗ-121 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», ФЗ-255 от 14.07.2022 (ред. от 28.12.2022) «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»).

На наш взгляд, следует изложить данное предложение в следующей редакции:

«В Российской Федерации поощряется поддержка молодых ученых, оказываемая юридическими и физическими лицами, для которых такое действие не запрещено или не ограничено федеральным законодательством, в том числе путем добровольных пожертвований соответствующим бюджетным учреждениям, формирования и пополнения целевого капитала, создания фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. При установлении мер поддержки молодым ученым юридические и физические лица самостоятельно определяют возрастные и иные критерии, порядок и условия предоставления таких мер поддержки».

В целом считаем, что, прежде всего, необходимо расширить основания для материального поощрения молодых ученых, вплоть до увеличения им оклада и стимулирующих выплат, предусмотренных трудовыми соглашениями. Также на федеральном уровне должна быть разработана концепция поддержки молодых ученых на долгосрочный период со сформированной дорожной картой.

В целях полноты организационного сопровождения молодых ученых на протяжении их научной карьеры до достижения предельного

возраста помимо научного руководителя (если готовится диссертация) за ним должен быть закреплен наставник. Институт научного наставничества или кураторства мог бы поддерживаться за счет стимулирующего фонда вуза, более того, считаем, что в случае реализации программ по аспирантуре в каждом вузе в обязательном порядке (возможно, как аккредитационный показатель) должна функционировать «Школа аспиранта» или «Школа молодого ученого».

Поиск и вовлечение молодых, перспективных кадров в научную деятельность вуза - функционал управленческой деятельности в сфере науки. Поэтому важно установить механизм, который бы учитывал как организационные, так и правовые основы регулирования и стимулирования научной деятельности молодых ученых.

Также следует учитывать, что для достижения целей и основных задач научно-технологического развития РФ в соответствии с принципами государственной политики в области научно-технического развития следовало бы установить предоставление мер поддержки при одновременном повышении ответственности молодых ученых за результативность своей деятельности и значимость полученных результатов. И норма об этом также должна быть предусмотрена в тексте предлагаемой новой редакции в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Библиография:

1. Чигишева О.П, Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. №4 (21). С. 429-433.

2. Васильев А.А., Путило Н.В. Правовой статус ученого как фактор научно-технологического развития России // Управление наукой: теория и практика. 2021. №2. С.59-74.

3. Президент РАН: В России сокращается число ученых / Официальный сайт Российской газеты. URL: rg.ru/2021/05/13/prezident-ran-v-rossii-sokrashchaetsia-chislo-uchenyh.html (дата обращения: 18.09.2022).

4. Цифры реально повергают в шок. Юрий Пронько о научной беде России /Средство массовой информации сетевое издание «Царьград/Tsargrad». URL: https://tsargrad.tv/articles/cifry-realno-povergajut-v-shok-jurij-pronko-o-nauchnoj-bede-rossii_347349 (дата обращения: 18.09.2022).

5. Зуев А.А., Осмоловская А.А., Внутских А.Ю. Формы поддержки молодых ученых в Российской Федерации // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. №1. С. 240-250.

6. Законопроект № 182535-8 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике» / Официальный сайт: СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/182535-8 (дата обращения: 18.09.2022).

7. Волкова, Н. С. О правовом положении молодых ученых и начинающих исследователей: российский и зарубежный опыт / Н. С. Волкова, Н. В. Пу-тило, Э. Аксу // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2022. - Т. 18, № 6. - С. 118-127. - DOI 10.12737/jflcl.2022.081. - EDN ADNXDB.

8. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Королева Н.Н. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России // Интеграция образования. 2020. №3 (100). С. 354-376.

9. Порядок расчета показателей эффективности деятельности научных сотрудников и инженеров-исследователей Института биологических проблем криолитозоны СО РАН (утвержден приказом директора 14.01.2022 г.).

10. Ростова О.С. Основные направления реализации механизма государственной поддержки молодых ученых // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2015. №1 (155). С.51 -55.

References:

1. Chigisheva O.P., Bondarenko A.V., Soltovets E.M. Functional indicators of productivity of research activity of young scientists // Baltic Humanitarian Journal. 2017. No.4 (21). pp. 429-433.

2. Vasiliev A.A., Putilo N.V. The legal status of a scientist as a factor of scientific and technological development of Russia // Management of science: theory and practice. 2021. No.2. pp.59-74.

3. President of the Russian Academy of Sciences: The number of scientists in Russia is decreasing / Official website of the Russian Newspaper. URL: rg.ru/2021/05/13/prezident-ran-v-rossii-sokrashchaetsia-chislo-uchenyh.html (accessed: 09/18/2022).

4. The numbers are really shocking. Yuri Pronko about the scientific trouble of Russia /Mass media online publication "Tsargrad/Tsargrad". URL: https://tsargrad.tv/articles/cifry-realno-povergajut-v-shok-jurij-pronko-o-nauchnoj-bede-rossii_347349 (date of address: 18.09.2022).

5. Zuev A.A., Osmolovskaya A.A., Intraskikh A.Yu. Forms of support for young scientists in the Russian Federation // Social and humanitarian sciences: theory and practice. 2018. No. 1. pp. 240-250.

6. Draft Law No. 182535-8 "On Amendments to Article 4 of the Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy" / Official website: SOZDG GAS "Lawmaking". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/182535-8 (date of address: 18.09.2022).

7. Volkova, N. S. On the legal status of young scientists and novice researchers: Russian and foreign experience / N. S. Volkova, N. V. Pu-tilo, E. Aksu // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. - 2022. - Vol. 18, No. 6. - pp. 118-127. - DOI 10.12737/jflcl.2022.081. - EDN ADNXDB.

8. Ilina I.E., Zharova E.N., Koroleva N.N. Support for young researchers: foreign practices and the possibility of their application in Russia // Integration of education. 2020. No.3 (100). pp. 354-376.

9. The procedure for calculating the performance indicators of researchers and research engineers of the Institute of Biological Problems of the Cryolithozone SB RAS (approved by order of the Director on 14.01.2022).

10. Rostova O.S. The main directions of the implementation of the mechanism of state support for young scientists // Industry: economics, management, technologies. 2015. No. 1 (155). pp.51 -55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.