Научная статья на тему 'СТАТУС МОЛОДОГО УЧЁНОГО: МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРИОРИТЕТОМ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ'

СТАТУС МОЛОДОГО УЧЁНОГО: МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРИОРИТЕТОМ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ / СТАТУС / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ГРУППООБРАЗУЮЩИЕ КРИТЕРИИ / НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванченко Ольга Сергеевна

В статье рассматривается сложившийся парадокс неопределённости статуса молодых учёных в контексте провозглашённой государственной стратегической значимости данной социально-профессиональной группы. С опорой на институциональный и ресурсный подходы охарактеризованы специфические особенности статуса молодых учёных и его группообразующие критерии. На основании системного анализа как действующих нормативно-правовых актов, так и законопроектов, предлагающих упорядочить и закрепить понятие «молодой учёный», в правовом поле выявлена ограниченность предлагаемых определений понятия «молодой учёный» и его статусных позиций. Обозначены последствия неопределённости статуса молодых учёных. Предлагается авторская концептуализация социально-профессионального и правового статуса молодых учёных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF A YOUNG SCIENTIST: BETWEEN STATE PRIORITY AND UNCERTAINTY

The article examines the current paradox of the uncertainty of the status of young scientists in the context of the proclaimed state strategic importance of this socio-professional group. Based on the institutional and resource approach, the specific features of the status of young scientists and its group-forming criteria are characterized. Based on a systematic analysis of both existing regulatory legal acts and draft laws proposing to streamline and consolidate the concept of a young scientist in the legal field, the limitations of the proposed definitions of the concept of “young scientist” and its status positions have been revealed. The consequences of the uncertainty of the status of young scientists are indicated. The author's conceptualization of the socio-professional and legal status of young scientists is proposed.

Текст научной работы на тему «СТАТУС МОЛОДОГО УЧЁНОГО: МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРИОРИТЕТОМ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ»

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА НАУКИ

СТАТУС МОЛОДОГО УЧЁНОГО: МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРИОРИТЕТОМ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ

Для цитирования: Иванченко О. С. Статус молодого учёного: между государственным приоритетом и неопределённостью // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 1. С.74-85. РО! 10.19181/вт^р.2023.5.1.5. БРМ 1ТААХМ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сложившийся парадокс неопределённости статуса молодых учёных в контексте провозглашённой государственной стратегической значимости данной социально-профессиональной группы. С опорой на институциональный и ресурсный подходы охарактеризованы специфические особенности статуса молодых учёных и его группообразующие критерии. На основании системного анализа как действующих нормативно-правовых актов, так и законопроектов, предлагающих упорядочить и закрепить понятие «молодой учёный», в правовом поле выявлена ограниченность предлагаемых определений понятия «молодой учёный» и его статусных позиций. Обозначены последствия неопределённости статуса молодых учёных. Предлагается авторская концептуализация социально-профессионального и правового статуса молодых учёных.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

молодые учёные, статус, правовой статус, группообразующие критерии, неопределённость

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации

Иванченко Ольга Сергеевна1

1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия

(НШ-239.2022.2) «Академическое лидерство в пространстве развития транспрофессиональной идентичности и формирования рынка новой экономики в условиях дигитализации и регионализации высшего образования».

МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ПОВЕСТКЕ

Сфера науки в государственных доктринальных документах1 определяется стратегическим приоритетом и средством достижения научно-технологического и экономического лидерства, где одна из ключевых ролей отводится молодым учёным. Стратегическая важность науки и молодёжи в ней была закреплена Указом Президента РФ об объявлении Десятилетия науки2, основной задачей которого является привлечение талантливой молодёжи и построения карьеры в сфере исследований и разработок.

В нашей стране сформирована система управления наукой, которая включает государственные органы управления, научные учреждения, а также фонды поддержки научных исследований, использующие широкую линейку инструментов поддержки научной деятельности. Однако при всей стратегической важности и приоритетности молодёжи в науке её правовой статус в государственной системе управления и действующем законодательстве не определён. Одна из ключевых проблем заключается в отсутствии единых критериев выделении категории «молодой учёный» в правовом поле.

Экспертное сообщество и органы государственной власти уже не раз обращали внимание на то, что в нормативно-правовых актах, регламентирующих сферу науки, не закреплён ряд понятий, что может привести к их различной трактовке [1; 2], отсутствует концепт правового статуса научных работников [3], законодательством не определено понятие «молодой учёный», нет единых критериев и их определений [4]. Министр науки и высшего образования В. Н. Фальков выступил с инициативой унификации определения понятия «молодой учёный» на законодательном уровне3, в дорожной карте по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым исследователям, запланировано мероприятие по введению в действующее законодательство понятия «молодой учёный», включающего возрастные критерии, а также закрепление правового статуса « молодых учёных»4. Несмотря на отмеченную важность данного вопроса, молодые учёные продолжают быть в состоянии неопределённости.

1 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2 Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 года № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».

3 Письмо министра В. Н. Фалькова «О мерах поддержки молодых учёных», согласованное Президентом РФ В. В. Путиным от 23 февраля 2021 года.

4 Пункт 11 Плана мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым исследователям, утвержденная Заместителем Председателя Правительства РФ Д. Чернышенко от 2 декабря 2021 г. № 13061п-П8 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: [сайт]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/12/Plan%20meropriiatii_Dorozhnaia%20karta.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

СТАТУС МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ: КРИТЕРИИ ГРУППООБРАЗОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСНЫХ ПОЗИЦИЙ

Остро дискутируемыми в научном и правовом дискурсе являются критерии группообразования и отнесения к категории молодых учёных, которых часто рассматривают как социально-профессиональную группу в структуре научного сообщества, выделяемую на основе возрастных критериев, специфики труда, дифференциации по научной специальности, уровня профессиональной подготовки (аспиранты, учёные без или с учёной степенью)5.

Ключевыми критериями отнесения к категории «молодой учёный» являются:

1) физиологический возраст;

2) профессиональные достижения (наличие учёной степени).

Однако демографические и профессиональные параметры служат лишь социальным фильтром определения социально-профессиональной группы, предотвращающие слияние, поглощение или «размытие» другими позициями. Особое место отводится статусно-ролевым позициям, которые формируют композицию группы — как сочетание элементов, образующих гармоническое единство, обеспечивающее целостность образа её восприятия как социально-профессиональной группы. Композиция группы определяется через статусные позиции, прежде всего это социальный, профессиональный и правовой статус.

В социологии статус характеризует положение личности в обществе и определяется «статусным набором» (Р. Мертон), в который входят возраст, семейное положение, квалификация, занимаемая должность, материальное положение и т. д., а также «ресурсным набором» (П. Бурдье), открывающим перед индивидом круг возможностей в существующей властной системе и распределении материальных благ.

Статус молодёжи, занятой в сфере науки, можно охарактеризовать как с позиции специфики молодёжи как социально-демографической группы, так и с позиции специфики профессиональной (научной) деятельности, тогда уместно говорить уже о профессиональном статусе. Профессиональный статус указывает на место в социальном сплетении профессиональных отношений индивида или группы в определённой профессиональной общности, которая имеет статусную позицию и обладает социальной ролью в обществе [5, с. 72-77].

Социально-профессиональный статус научных сотрудников (прежде всего молодых учёных) зависим от реализуемой государственной политики в сфере науки. Взаимодействие социально-профессиональных групп и государства невозможно без определения правового статуса (положение субъекта права в обществе, закреплённое нормами права) и правосубъектности (законода-

5 В диалоге между государством и молодыми учёными относительно соискания различных видов финансовой поддержки исследований могут выдвигаться и требования по наличию определённого количества публикаций, участию в научных мероприятиях и т. д. Данные требования выступают критериями второго уровня, характеризующими профессиональную компетентность и квалификацию, и не являются группо-образующими.

тельно закреплённая способность лица к сознательному поведению в рамках правового статуса) [6, с. 127-130]. Неясность или неопределённость правового статуса порождает неустойчивость, уязвимость, слабую социально-правовую защищённость. В современном правовом демократическом государстве правовой статус является своего рода фундаментом для социально-профессионального статуса.

Характеризуя статус молодых учёных в современном российском обществе, можно выделить следующие особенности:

■ двойственный характер статусообразования, который проявляется, с одной стороны, характеристиками, присущими всей молодёжи (неопределённость статуса в обществе, маргинальность); с другой стороны, молодые учёные включены в профессиональное сообщество учёных, которые имеют общественное значение и занимают определённые профессионально-статусные позиции, достижение которых требует способностей к проведению научных исследований;

■ рассогласованность статусных элементов (уровень образования и уровень дохода), которая проявляется в усилении маргинальности, неудовлетворительности своего социального положения, материальной обеспеченности;

■ острая зависимость социально-профессионального положения от вектора развития государственной политики.

На основании выделенных характеристик можно заключить, что социально-профессиональный и правовой статус относится к одной из основных проблем не только положения молодых учёных в обществе, но и научно-технологического развития государства.

ПАРАДОКС НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ СТАТУСА МОЛОДОГО УЧЁНОГО

Парадокс статуса молодых учёных заключается в том, что, несмотря на всю государственную стратегическую значимость, наличие множества программ развития и поддержки, статус молодых учёных не определён.

Основным нормативным актом, регламентирующим статус субъектов научно-технической деятельности, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Федеральный закон № 127), который содержит лишь определение научного работника (исследователя). Несмотря на отсутствие определения в системном рамочном законе, в России реализуется система мер и инструментов поддержки молодых учёных, причастность к которым определяется преимущественно возрастным критерием, диапазон которого подвижен и отличается в нормативных актах в зависимости от уровня и ведомственной принадлежности.

Проанализировав терминологию, используемую в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня, а также локальные акты ведомственной и организационной принадлежности, можно сделать ряд выводов.

■ Понятие «молодой учёный» не единственное, используются понятия «молодой исследователь», «молодой специалист», «молодой сотрудник», «молодой перспективный исследователь».

■ Нет единых критериев определения молодого учёного. Систематизировав требования к соискателям мер государственной поддержки, например, при определении стипендиатов Президента РФ6 и соискателей премии Правительства РФ7 возрастной ценз установлен до 35 лет независимо от учёной степени. При соискании грантов Президента возрастные критерии отбора дополняются условием наличия учёной степени: молодыми учёными считаются кандидаты наук до 35 лет и доктора наук до 40 лет8.

■ Для участников жилищных программ, имеющих учёную степень доктора наук, возраст повышен до 45 лет9.

■ В рамках программ государственного фонда РФФИ молодыми учёными считаются лица, чей возраст на конец года проведения конкурса (в некоторых программах на конец реализации проекта) для кандидатов наук не должен превышать 35 лет, докторов наук - 40 лет10.

■ Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, реализующий программу «УМНИК», устанавливает возраст участников от 18 до 30 лет. Аналогичный возраст участников устанавливает Фонд Г. Комиссарова в конкурсе «Молодые учёные 2.0»11.

■ Как следствие, на уровне регионального законодательства ясность критериев и интерпретации не прослеживается. Например, законодательство Вологодской области даёт следующее определение:

6 Указ Президента РФ от 13 февраля 2012 г. № 181 «Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых учёных и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики»; «Правила назначения и выплаты стипендии Президента Российской Федерации молодым учёным и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики», утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2012 года № 563.

7 Постановление Правительства РФ от 5 августа 2010 г. № 601 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых учёных».

8 Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. № 261 «О внесении изменений в Правила предоставления грантов в форме субсидий в области науки из федерального бюджета для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских учёных - кандидатов и докторов наук" (гранты Президента Российской Федерации), а также ведущих научных школ Российской Федерации».

9 «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Утверждены Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403; Приказ Минстроя России от 29 ноября 2018 г. № 766/ПР «Об утверждении формы государственного жилищного сертификата, выдача которого осуществляется молодым учёным в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и требований к его заполнению, а также отдельных форм документов, применяемых при реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых учёных указанной государственной программы».

10 Программа деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований», утверждена решением совета РФФИ от 3 декабря 2013 года.

11 Официальный сайт конкурса «Молодые учёные 2.0»: иЯ1_: https://komissarov-foundation.ru/molodye-исИепуе/ (дата обращения: 17.01.2023).

«Молодой учёный — лицо в возрасте до 35 лет включительно, являющееся студентом (курсантом), аспирантом, адъюнктом, ординатором, ассистентом-стажёром или кандидатом наук, осуществляющее научно-исследовательскую деятельность, научно-технические разработки на базе научных организаций и образовательных организаций высшего образования, проживающее на территории Вологодской об-ласти»12.

■ Анализ локальных актов образовательных учреждений по проведению конкурсов и программ поддержки показывает терминологическое разнообразие и подвижный возрастной диапазон. Например, МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках создания междисциплинарных научно-образовательных школ совместно с некоммерческим фондом развития науки и образования «Интеллект» выдвигают следующие требования к кандидату на соискание позиции молодого учёного: возраст не должен превышать 35 лет на момент проведения конкурса, наличие степени специалиста или магистра, документы, поданные для поступления в аспирантуру, или прохождение обучения в аспирантуре данного вуза. Требования к молодому учёному со степенью кандидата наук (позиция постдока) определяется теми же возрастными границами, но в случае перерыва в научной деятельности по причине рождения ребенка возраст соискателя может быть увеличен на 1 год за каждого ребенка13. Одновременно в Положении того же вуза о присуждении стипендии за значительные результаты в педагогической и научно-исследовательской деятельности соискателями могут быть уже «молодые сотрудники», чей возраст не превышает 33 года на конец текущего календарного года14.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что при всей значимости такой социально-профессиональной группы, как молодые учёные, декларируемой государственными стратегическим документами, это понятие находится в состоянии институционально-правовой неопределённости по причине бессистемности и незавершённости понятийно-методологического аппарата в правовом поле. Невозможно ориентироваться на научно-технологическое развитие и лидерство, не определив место, роль и статус ключевых действующих субъектов (молодых учёных) в правовой системе.

12 Закон Вологодской области от 13 мая 2021 года № 4892-ОЗ «О молодёжной политике на территории Вологодской области».

13 Положение о конкурсном отборе молодых учёных со степенью кандидата науки или PhD и молодых учёных без степени на предоставление в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова грантовой поддержки за счёт средств Некоммерческого фонда развития науки и образования «Интеллект» // МГУ им. М. В. Ломоносова: [сайт]. URL: https://www.msu.ru/upload/pdf/2021/int-konkurs.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

14 Положение о конкурсе на присуждение стипендии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова для молодых сотрудников, аспирантов и студентов, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности // МГУ им. М. В. Ломоносова: [сайт]. URL: https://www.msu.ru/upload/pdf/2020/polstip.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ СТАТУСА МОЛОДОГО УЧЁНОГО

Правовой статус является составной частью социального статуса и выражается в правах, свободах и обязанностях. Правовой статус определяет устойчивое положение внутри социальной системы и формирует принципы взаимоотношений между государством и личностью (группой).

В обыденном понимании статус в обществе воспринимается как престиж. При отсутствии формального правового статуса молодого учёного неудивительно, что престиж этой профессии невысок. В соответствии со статистическими данными в 2019 году удельный вес выпускников вузов, связавших свою профессию с наукой, составил 1,2%, а с учётом занимаемых ими исследовательских должностей — лишь 0,7% [7, с. 11].

Разные подходы к интерпретации и отсутствие единых критериев выделение молодых учёных приводят к необоснованному ограничению их в получении государственной поддержки, что снижает эффективность реализуемых государственных мер в достижении стратегических задач в сфере науки.

Вариативность правового определения статуса молодых учёных на региональном уровне и реализуемых мер поддержки может привести к кадровому дисбалансу в научной сфере. В поисках более устойчивого социального и материального положения молодые учёные стремятся в «благоприятные» регионы для улучшения своего социального самочувствия и реализации потенциала на более выгодных условиях. Такая ситуация имеет серьёзные последствия для территориально-пространственного развития страны, ведёт к сокращению человеческого капитала, тормозит социально-экономическое и социокультурное развитие, создаёт условия неравенства для профессионального развития и самоопределения.

ПОПЫТКИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ»

В период становления новой России и российской государственности категория молодых учёных находилась в фокусе внимания государственной научной политики и имела законодательное закрепление, основанное как на возрастном (молодые учёные и аспиранты до 35 лет,)15 так и на профессиональном критерии (кандидаты наук до 35 лет)16. Попытка системной концептуализации термина «молодые учёные» была предложена в Распоряжении Правительства от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодёжной политики до 2025 года», который закрепил следующее определение: молодой учёный — это работник образовательной или научной организации, имеющий учёную степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или учёную степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для

15 Указ Президента РФ от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации».

16 Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2000 г. № 3705 «Об утверждении Положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации».

участников программ решения жилищных проблем работников — до 45 лет), либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без учёной степени в возрасте до 30 лет»17. Однако основным нормативным актом, регулирующим взаимоотношения между всеми субъектами в научно-технической деятельности, является Федеральный закон № 127, правомерным было бы закрепить данное понятие именно в нём.

Такая попытка была инициирована одним из сенаторов России в августе текущего года, предложившего закрепить предложенное в Основах молодёжной политики определение «молодой учёный» в статье 104 Федерального закона № 127 и увеличить возраст молодых учёных, имеющих степень доктора наук, до 45 лет. Однако правовое управление усмотрело в предложенном определении расширение круга лиц, имеющих право на государственную поддержку, и определило необходимость получения заключения Правительства РФ на представленный законопроект18. В итоге законопроект был отклонён.

Вторая попытка была предпринята депутатами Государственной Думы РФ (законопроект от 30.09.2022), которые предложили следующее определение молодых учёных: «...устанавливаются меры государственной и муниципальной поддержки лиц в возрасте до 35 лет включительно, являющихся научными работниками научных организаций, научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования, а также научными работниками иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность (далее — молодой учёный)»19. Также парламентарии предлагают при установлении мер государственной поддержки из федерального, регионального или местного бюджета определение возрастного критерия, порядка и условий их представления осуществлять органами власти соответствующего уровня. Законопроект готовится к рассмотрению Государственной Думой в весеннюю сессию (февраль 2023 г.).

МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ, КТО ОН?

В контексте выдвинутых инициатив концептуализации понятия «молодой учёный» на основе возрастных критериев являются дискуссионными и ориентированными лишь на привлечение, причём привлечение краткосрочное, а не на закрепление молодёжи в науке. Установление возрастного ценза в 35 лет, с нашей точки зрения, является нецелесообразным, в качестве одного из аргументов можно использовать тот факт, что средний возраст аспиранта по состоянию на 2020 год составляет 28,5 лет [8, с. 67].

Законодательное определение статуса должно учитывать не только возраст, но и практический опыт и знания; в этой связи особое опасение вызывает отсутствие оценки научных компетенций, выражающееся в присвоении учёной степени. Научная квалификация является объективно необходимой

17 Приводится как в первоисточнике.

18 Законопроект № 182535-8 // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/182535-8 (дата обращения: 17.01.2023).

19 Законопроектом № 203207-8 // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/203207-8 (дата обращения: 17.01.2023).

для достижения профессионального статуса, вхождения в научное сообщество по результатам измерения и оценки научного творчества, вклада конкретного учёного в науку, преумножения научного знания и свидетельствующее о профессиональном уровне учёного.

Предложенное определение в законодательной инициативе демотивирует молодых учёных на соискание учёной степени, лишая возможности долгосрочного планирования своей научной карьеры. Нивелирование учёной степени в качестве критерия определения статуса недальновидно с позиции качества структуры научных кадров: из всей численности учёных в России лишь 28,7% имеют ученую степень (из них 21,5% имеют степень кандидата наук, 7,2% - степень доктора наук)20 [8, с. 58].

Ориентация на возрастной критерий группообразования неэффективна с той точки зрения, что стадии карьерного роста в науке пролонгированы во времени: по данным исследований, научное становление происходит в среднем в течении 10 лет, достижение научного признания — 15 лет, достижение статуса руководителя - 15 лет, достижение достойной оплаты труда - 15 лет. В совокупности ожидаемые карьерные достижения исследователей наступают к 40—42 годам. Причём технические и естественно-научные отрасли требуют более длительных временных затрат на выстраивание карьеры [9, с. 31—35].

Правовая концептуализация понятия «молодые учёные» требует особого подхода, учитывающего маргинальность статуса, свойственного всей молодёжи независимо от сферы труда (начало профессиональной деятельности, стартовый невысокий уровень оплаты труда, жилищные проблемы, создание семьи, рождении детей и т. д.). В этой связи целесообразно обратиться к опыту зарубежных стран, которые используют два подхода к определению молодых учёных: первый — возрастной критерий; второй — давность получения учёной степени. Такой подход используют некоторые страны Европейского Союза, которые отказались от возрастного критерия выделения молодых учёных и перешли на критерий — время после защиты диссертации — 7 лет21. Причём статус молодого учёного может быть приостановлен на несколько лет в связи с рождением детей. Такой подход позволит сократить тенденцию «протекания» [10, с. 53—74] молодёжи в научной сфере, определить чёткие критерии отнесения к группе молодых учёных и сбалансировать кадровую структуру.

На экспертную дискуссию и обсуждение с учётом всей вышеупомянутой специфики предлагается следующее определение: молодой учёный — это работник образовательной или научной организации, не имеющий учёной степени, в возрасте до 35 лет; имеющий степень кандидата наук в течении 5 лет с момента присуждения; имеющий степень доктора наук в течении 7 лет с момента присуждения. В случае если научная деятельность прерывалась по причине рождения детей, то период увеличивается на 1 год за каждого ребёнка.

Таким образом, проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы: понятие «молодой учёный» нуждается в систематизации и унификации

20 Данные приведены в соответствии с общей численностью учёных, без выделения возрастных групп.

21 Ministry of Science: The definition of a young scientist to change in law 2.0 // Science in Poland: [сайт]. URL: https://scienceinpoland.pl/en/news/news%2C27973%2Cministry-science-definition-young-scientist-change-law-20.html (дата обращения 27.07.2022).

правоприменительной терминологии, понятийного, терминологического и методологического аппарата в отношении определения статуса молодых учёных прежде всего на федеральном уровне, что позволит обозначить чёткие профессионально-статусные позиции данной социально-профессиональной группы в правовом поле реализуемой государственной научной политики.

Предложенная законотворческая инициатива по выделению группы молодых учёных лишь по возрастному критерию ограничивает стратегию закрепления научных кадров, лишая их стимула к профессиональному росту (соисканию учёной степени) и долгосрочному планированию своей карьеры в науке.

Единое терминологическое поле и критерии группообразования молодых учёных в государственных программах развития и поддержки определят равные возможности для профессиональной самореализации и социально-экономической поддержки; повысят целесообразность расходования государственных ресурсов, направленных на воспроизводство научной кадровой структуры и усилят эффективность реализации государственной политики в области научно-технологического развития и достижения национальных целей и приоритетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изотова Г. С. Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих учёных» // Информио : [сайт]. URL: https://www.informio.ru/update/wuz/41202 (дата обращения 08.10.2022).

2. Васильев А. А. Правовой статус учёного как фактор научно-технологического развития России / А. А. Васильев, Н. В. Путило // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 2. С. 57-74. DOI 10.19181/smtp.2021.3.2.3. EDN HOEZQT.

3. Концепт правового статуса научных работников в России и зарубежных странах: теоретико-компаративное исследование : монография / Отв. ред. Ю. В. Степаненко, М. В. Захарова. М. : Проспект, 2022. 208 с. EDN OTEWHM.

4. Орлова С. Ю. Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации мер государственной поддержки молодых российских учёных в 20162017 годах и истекшем периоде 2018 года» // Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. 2019. № 4 (256). 214 с.

5. Цвык В. А. Социально-профессиональный статус личности и престиж профессии // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 2. C. 72-77. EDN PWDBRL.

6. Гумеров Л. А. Проблемы правового регулирования статуса субъектов научно-технологической деятельности // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 4. С. 127-130. EDN YSGWIH.

7. Инновационное развитие Российской Федерации в 2020 году. М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2021. 31 с.

8. Индикаторы науки: 2022 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, М. Н. Коцемир и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022.

9. Ключарев Г. А. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. М. : Институт социологии РАН, 2017. 488 с.

10. ДежинаИ. Г. «Выбор победителей» в современной научной политике в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 3. С. 53—74. ЕБЫ АиУУТА.

Статья поступила в редакцию 11.11.2022. Одобрена после рецензирования 09.01.2023. Принята к публикации 18.01.2023.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Иванченко Ольга Сергеевна ivanchenko_os@npi-tu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальные и гуманитарные науки ЮжноРоссийского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия AuthorlD РИНЦ: 698786 ORCID: 0000-0002-0173-1804 Scopus ID: 56684924600 Web of Science ResearcherlD: Y-8961-2019

DOI: 10.19181/smtp.2023.5.1.5

THE STATUS OF A YOUNG SCIENTIST: BETWEEN STATE PRIORITY AND UNCERTAINTY

Olga S. Ivanchenko1

1 Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia

For citation: Ivanchenko, O. S. (2023). The Status of a Young Scientist: Between State Priority and Uncertainty. Science Management: Theory and Practice. Vol. 5, no. 1. P. 74-85. DOI: 10.19181/ smtp.2023.5.1.5

Abstract. The article examines the current paradox of the uncertainty of the status of young scientists in the context of the proclaimed state strategic importance of this socio-professional group. Based on the institutional and resource approach, the specific features of the status of young scientists and its group-forming criteria are characterized. Based on a systematic analysis of both existing regulatory legal acts and draft laws proposing to streamline and consolidate the concept of a young scientist in the legal field, the limitations of the proposed definitions of the concept of "young scientist" and its status positions have been revealed. The consequences of the uncertainty of the status of young scientists are indicated. The author's conceptualization of the socio-professional and legal status of young scientists is proposed.

Keywords: young scientists, status, legal status, group-forming criteria, uncertainty

Acknowledgments. The research was performed within the grant of the President of the Russian Federation for state support for the leading scientific schools of the Russian Federation (NSh-239.2022.2) "Academic leadership in the space of development of transprofessional identity and formation of the new economy market in the conditions of digitalization and regionalization of higher education".

REFERENCES

1. Isotova, G. S. (2020). Otchet o rezul'tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriyat-iya «Opredelenie osnovnykh prichin, sderzhivayushchikh nauchnoe razvitie v Rossiiskoi Federatsii: otsenka nauchnoi infrastruktury, dostatochnost' motivatsionnykh mer, obe-spechenie privlekatel'nosti raboty vedushchikh uchenykh [Report on the results of the expert-analytical event "Identification of the main reasons hindering scientific development in the Russian Federation: assessment of scientific infrastructure, sufficiency of motivational measures, ensuring the attractiveness of the work of leading scientists"]. Informio. URL: https://www.informio.ru/update/wuz/41202 (accessed 08.10.2022). (In Russ.).

2. Vasiliev, A. A. and Putilo, N. V. (2021). The Legal Status of a Scientist As a Factor in the Scientific and Technological Development of Russia. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 2. P. 57-74. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.3. (In Russ.).

3. Kontsept pravovogo statusa nauchnykh rabotnikov v Rossii i zarubezhnykh strana-kh: teoretiko-komparativnoe issledovanie : monografiya [The concept of the legal status of researchers in Russia and foreign countries: theoretical and comparative research] (2022). Ed. by Yu. V. Stepanenko, M. V. Zaharova. Moscow: Prospect publ. 208 p.

4. Orlova, S. Yu. (2019). Otchet o rezul'tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Analiz realizatsii mer gosudarstvennoi podderzhki molodykh rossiiskikh uchenykh v 20162017 godakh i istekshem periode 2018 goda» [Report on the results of the expert-analytical event "Analysis of the implementation of state support measures for young Russian scientists in 2016-2017 and the expired period of 2018"]. Bulletin of the Accounting Chamber of the Russian Federation. No. 4 (256). 214 p. (In Russ.).

5. Tsvyk, V. A. (2010). Social-professional status of a person and profession prestige. Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economy. Politics. No. 2. P. 7277. (In Russ.).

6. Gumerov, L. A. (2018). Legal regulation of the status of subjects of scientific and technological activities. The Review of Economy, the Law and Sociology. No. 4. P. 127-130. (In Russ.).

7. Innovatsionnoe razvitie Rossiiskoi Federatsii v 2020 godu [Innovative development of the Russian Federation in 2020]. (2021). Moscow: SRI FRCEC. 31 p. (In Russ.)

8. Indikatory nauki: 2022: Statisticheskii sbornik [Science indicators: Statistical Yearbook]. (2022). Ed. by L. M. Gokhberg, K. A. Ditkovskii, M. N. Kotsemir [et al.]; NRU "Higher School of Economics". Moscow: HSE publ. (In Russ.)

9. Klyucharev, G. A., Popov, M. S., Savinkov, V. I. (2017). Obrazovanie, nauka i biznes: novye grani vzaimodeistviya [Education, science and business: new facets of interaction]. Moscow: Institute of Sociology RAS. 488 p. (In Russ.).

10. Dezhina, I. G. Picking winners in modern Russian science policy. (2021). Public Administration Issues. No. 3. P. 53-74. (In Russ.).

The article was submitted on 11.11.2022.

Approved after reviewing 09.01.2023. Accepted for publication 18.01.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Ivanchenko Olga ivanchenko_os@npi-tu.ru

PhD (Sociology), Associate Professor of the Department of the Social and Humanitarian Sciences,

Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia

AuthorlD RSCI: 698786

ORCID: 0000-0002-0173-1804

Scopus ID: 56684924600

Web of Science ResearcherID: Y-8961-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.