НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА НАУКИ
ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧЁНОГО КАК ФАКТОР НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
ЭО!: 10.19181/smtp.2021.3.2.3
Васильев Антон Александрович1 Путило Наталья Васильевна2
1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
2 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В статье поднимается проблема правового статуса учёного как специального субъекта правоотношений в сфере науки. Авторы отмечают отсутствие единства и последовательности российского права в использовании терминов для обозначения лиц, которые ведут исследовательскую деятельность. В подзаконных актах используются различные термины: ведущий учёный, молодой учёный, научно-педагогический работник, научный работник и т. д. Отсутствие единообразия ведёт к размыванию понятия учёного, исследователя. В работе обосновывается тезис о необходимости формального закрепления термина «учёный» на уровне основного закона о науке и инновациях. Решающим критерием для квалификации лица в качестве учёного в статье предлагается наличие признанных в установленном порядке результатов научной и (или) научно-технической деятельности. Такой подход позволяет включать в число учёных более широкий круг исследователей, которые могут и не иметь документов о научной квалификации. В статье приводятся классификации исследователей по различным основаниям. Особое внимание уделяется правам и обязанностям учёных, отмечается корреляция между ростом этических требований и значимости профессии учёного и уровнем социального и материального благополучия. Отмечается необходимость повышения статуса и престижа профессии учёного в Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
наука, учёный, исследователь, правовой статус, учёная степень, учёное звание, свобода научного творчества, научная этика
БЛАГОДАРНОСТИ:
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых докторов наук «Феномен научного права: российское и международное измерение», № МД-233.2021.2
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Васильев А. А., Путило Н. В. Правовой статус учёного как фактор научно-технологического развития России // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 2. С. 57-74.
йО!: 10.19181/Бт^р.2021.3.2.3
ВВЕДЕНИЕ
В научно-технологическом развитии ключевую роль играет учёный. От социального и правового статуса учёного зависит эффективность научных исследований, результативность научного труда для общества и государства. В статье рассматриваются понятие учёного в российском и международном праве, проблемы правового статуса учёного, вопросы ответственности и этики в профессии учёного.
ПОНЯТИЕ УЧЁНОГО В ПРАВОВЫХ ТЕКСТАХ: РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЗГЛЯД
Российское законодательство в отношении лиц, занимающихся научной деятельностью, использует несколько терминов: научные работники, научно-педагогические работники, учёные, профессорско-преподавательский состав, ведущие учёные и молодые учёные, исследователи.
Примечательно, что термин «учёный» используется чаще всего в указах Президента Российской Федерации1, а системообразующий акт законодательства о науке - Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» — в качестве особых правовых сущностей рассматривает учёные степени и учёные звания, учёные советы, но вообще не «видит» учёных — физических лиц. И это несмотря на то, что термин «учёные» активно использовался в 90-е годы в международных договорах Российской Федерации2 и в законах об их ратификации, присут-
1 Указ Президента РФ от 13.04.1996 № 549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе», Указ Президента РФ от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских учёных - кандидатов и докторов наук», Указ Президента РФ от 18.06.2015 № 312 «Об утверждении Положения о премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных», Указ Президента РФ от 16.09.1993 № 1372 «О мерах по материальной поддержке учёных России» и др.
2 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 05.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество», Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 24.06.1994 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» и др.
ствует сегодня в актах ЕАЭС3 и его предшественников4, распространён на уровне конвенций, пактов и деклараций ООН5.
Термин «молодые учёные» как обозначение возрастной группы лиц, занимающихся научной деятельностью, сегодня используется в актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации6, ведомственных актах7 наряду с такими «видами» учёных, как «ведущие учёные»8, «выдающиеся учёные» и «учёные мирового класса»9, «видные учёные»10, «результативные учёные» 11.
В актах профильных министерств термин «учёные» используется более активно12, нежели в актах вышестоящего уровня, но следует учитывать, что
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 81 «Об утверждении Правил надлежащей лабораторной практики Евразийского экономического союза в сфере обращения лекарственных средств» и др.
Решение Суда ЕврАзЭС от 21.06.2012 № 16 «О печатном издании Суда Евразийского экономического сообщества», Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки».
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (иыСШЭ) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982), Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесёнными в неё в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961).
Постановление Правительства РФ от 05.08.2010 № 601 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых учёных», Постановление Правительства РФ от 15.12.2004 № 793 «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых учёных» и др.
Приказ Минстроя России от 29.11.2018 № 766/пр «Об утверждении формы государственного жилищного сертификата, выдача которого осуществляется молодым учёным в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и требований к его заполнению, а также отдельных форм документов, применяемых при реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых учёных указанной государственной программы», Приказ Минобрнауки России от 03.12.2018 № 69н «О некоторых вопросах предоставления молодым учёным организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, социальных выплат на приобретение жилых помещений» и др.
Указ Президента РФ от 06.07.1995 № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 538 «О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня» и др.
Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 14.03.2014 № 187 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия образования"» и др.
Указ Президента РФ от 26.04.2016 № 200 «О премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации».
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)».
Приказ Минобрнауки России от 02.04.2019 № 27н «Об установлении должностных окладов российским учёным и специалистам, направляемым за границу в рамках научно-технического сотрудничества с Европейской организацией ядерных исследований и другими зарубежными научными центрами, участвующими в программах исследования фундаментальных свойств материи».
3
4
5
6
7
8
9
10
ведомственное нормотворчество сегодня отличается множественностью произвольно введённых терминов и сокращений, не используемых в актах вышестоящего уровня, появлением новых конструкций (например, «молодые российские учёные — кандидаты наук и доктора наук»13) или реанимацией старых при том, что такие конструкции отсутствуют в актах более высокой юридической силы.
«Видовое многообразие» учёных перечисленными обозначениями не исчерпывается — путём установления дополнительных характеристик появляются новые «подвиды» 14:
1) не просто «ведущие учёные», но а) «ведущие учёные, имеющие значимые научные или научно-технические результаты»15 или б) «ведущие учёные, занимающие лидирующие позиции в различных областях научных исследований и разработок по приоритетам научно-технологического развития»;
2) не просто «учёные», но «учёные, работающие в российских организациях и имеющие статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных»16 или «учёный-хранитель государственного первичного эталона единицы величины» 17.
Ещё одной тенденцией последних лет является постепенное «вытеснение» отечественных терминологических традиций обозначениями, принятыми в международной и зарубежной практике. Так, под влиянием Методики расчёта показателя и в соответствии с международным стандартом статистического измерения научных исследований и разработок (Руководство Фраскати [1]) вместе термина «учёный» всё чаще используется термин «исследователь».
13 Например, Приказ Минобрнауки России от 30.03.2020 № 503 «Об определении Порядка проведения экспертизы заявок на участие в конкурсе на получение грантов Президента Российской Федерации в форме субсидий в области науки из федерального бюджета для государственной поддержки молодых российских учёных - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
14 Постановление Правительства РФ от 17.01.2018 № 16 «Об утверждении Положения о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 08.07.2019 № 870 «О Совете по государственной поддержке создания и развития математических центров мирового уровня», Постановление Правительства РФ от 25.03.2020 № 329 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок научных и образовательных организаций в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства", в том числе с участием центров геномных исследований мирового уровня».
15 Подобные формулировки подразумевают отсутствие у какой-то части ведущих учёных значимых научных или научно-технологических результатов.
16 Приказ Минобрнауки России от 16.04.2019 № 234 «Об утверждении методик расчёта целевых и дополнительных показателей для мониторинга национального проекта "Наука" и федеральных проектов "Развитие научной и научно-производственной кооперации", "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации"».
17 Таковым в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 № 734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» предлагается считать сотрудника государственного научного метрологического института, ответственного за содержание, сличение и применение государственного первичного эталона единицы величины.
При этом под исследователями понимаются работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности (включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом, в том числе руководители научных организаций и подразделений, выполнявших научные исследования и разработки, имеющих высшее образование18). При этом в ряде актов исследователи воспринимаются не как учёные, а как некая иная
группа лиц19.
Такое разнообразие «видов» и «подвидов» (весьма спорное в большинстве случаев) и множественные попытки описания видов и групп учёных представляется нежелательным в условиях, когда отсутствует юридическая определённость в отношении главного, базового понятия - учёный.
Местом для закрепления такового, несомненно, должен стать акт системообразующего плана, возглавляющий законодательство Российской Федерации о науке. В этом качестве может выступать как действующий Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (при условии его модернизации и изложении в новой редакции), так и новый федеральный закон в сфере науки, определяющий правовые основы её функционирования.
КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ УЧЁНОГО
Каковы же главные юридические параметры лица, именуемого как «учёный»?
Важным с точки зрения признания лица в качестве субъекта научной деятельности выступает такой признак, как осуществление таким лицом
и и
деятельности по созданию и применению научных знаний. С позиций трудового права можно говорить о двух таких субъектах: 1) научные работники и 2) педагогические работники20. Причём представители этих двух категорий работников с точки зрения своих функциональных обязанностей осуществляют как научную работу, так и имеют педагогическую нагрузку. Отличие состоит лишь в объёме соответствующей научной и педагогической нагрузки. Можно ли из категории научно-педагогических работников исключить педагогов общего, среднего профессионального и дополнительного образования? Положительный ответ возможен лишь при условии отсутствия науч-
Приказ Росстата от 28.06.2019 № 363 «Об утверждении методик расчёта показателей федеральных проектов национального проекта "Наука"».
Например, о «зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователях» идёт речь в Паспорте национального проекта «Наука» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
18
19
ных функций в соответствующих документах. Например, педагоги системы дополнительного образования в сфере повышения квалификации и переподготовки осуществляют не менее научную деятельность, нежели педагоги, участвующие в реализации программ бакалавриата и магистратуры.
На уровне ведомственных актов в должностные обязанности преподавателей вузов (от ассистента до профессора) включаются участие, ведение и руководство научно-исследовательской работы с учётом должности. При этом без учёных степеней кандидата и доктора наук по общему правилу невозможно претендовать на должности доцента, профессора и заведующего кафедрой21 . Более того, в последние годы растут требования в части науки для педагогических работников вузов, а с учётом ориентиров государственной научно-технической политики наука стала перемещаться в высшие учебные заведения. С учётом права научных организаций на осуществление образовательной деятельности по программам магистратуры, аспирантуры, ординатуры и дополнительного профессионального образования научные работники таких организаций могут иметь педагогическую нагрузку. С другой стороны, научные работники, занятые в высших учебных заведениях, имеют права и обязанности в сфере образования. Так, Н. С. Михайлова даёт следующее определение: «Преподаватель вуза — это научно-педагогический работник, осуществляющий в ходе своей целенаправленной деятельности передачу знаний по какому-либо предмету, обучение методике приобретения новых знаний в рамках реализации одной из профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования, и занимающийся научно-исследовательской деятельностью» [2, с. 6]. Соответственно, в рамках действующего российского законодательства грань между научными работниками и педагогическими работниками стирается.
В обязанности педагогических работников высших учебных заведений вменяется обязанность вести научную работу. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, в глобальном масштабе университеты наряду с образовательной деятельностью активно участвуют в исследованиях и выступают одними из основных научных центров. Во-вторых, подготовка специалистов в той или иной области в условиях общества знания требует от преподавательского состава владения актуальными научными знаниями для их трансляции студентам (занятие наукой для образования). В-третьих, эффективным признаётся такое образование, в рамках которого преподаватель как учёный вовлекает студентов в научное исследование, внедряет свои научные разработки в учебный процесс. В такой среде формируются исследовательские компетенции студентов, происходит воспроизводство научных школ и научно-педагогических кадров.
Таким образом, можно выделить несколько категорий работников в сфере образования и науки с точки зрения их правового статуса и преобладающей трудовой функции:
21 Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"».
■ педагогические работники, деятельность которых в сфере образования не связана с научной работой;
■ научно-педагогические работники образовательных организаций высшего образования, в деятельности которых сочетаются педагогическая и исследовательская компоненты;
■ научные работники научных организаций и образовательных организаций высшего образования, в работе которых преобладает научная работа как трудовая функция.
На наш взгляд, обе эти категории — научные и педагогические работники университетов — являются учёными и субъектами правоотношений в сфере науки, поскольку занимаются научной работой. Такое единое понятие «учёного» могло бы найти прописку в законодательстве о науке. Тем более, что категория «учёный» широко распространена в российском праве без уточнения её содержания: молодые учёные, ведущие учёные22. В проекте нового закона о науке 2018 г. предлагалось ввести термин «учёный», объединив научных работников, научно-педагогических работников образовательных организаций и «свободных исследователей»23. Ещё одним способом решения данной проблемы соотношения понятий педагогические работники и научные работники могло бы стать принятие профессионального стандарта в отношении данных категорий работников [3, с. 50—53].
В юридической литературе последних лет предложены новые подходы в отношении существования такой категории субъектов научных правоотношений, как самостоятельные, инициативные исследователи, научная деятельность которых осуществляется без заключения трудового договора или иных соглашений о проведении НИОКТР. В исследованиях по данному вопросу отмечается, что «вместо "творца науки" мы имеем научного работника, которым может быть лишь физическое лицо, находящееся в юридической связи с той или иной организацией» [4, с. 389], поэтому важно выделить новый, самостоятельный субъект правоотношений в сфере науки и инноваций — «учёный, ... — физическое лицо, занимающееся деятельностью, квалифицируемой федеральным законом как научная (научно-техническая) деятельность, которое может находиться в формальных отношениях с научной организацией либо инициативно, самостоятельно заниматься научным творчеством, при условии, что научное сообщество признаёт научный характер (значение) такого творчества» [5, с. 102].
В этом плане термин «учёный», как представляется, является более удачным, поскольку в реальном мире, свободном от юридических фикций, презумпций и конструкций, создателем научного труда выступает либо конкретный учёный, либо группа конкретных учёных вне зависимости от привязки к научной или абстрактной организации. Поэтому и для подведения
Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 (ред. от 19.03.2020) «О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
Проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» // СО РАН. URL: https://www.sbras.ru/files/news/docs/proekt_ nnovatsionnaya.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
22
итогов научной деятельности (оценки её результатов) не является принципиально важным, имеется ли юридическая связь учёного с организацией и какова отраслевая природа этой связи.
Иного и, на наш взгляд, узкого подхода придерживается законодатель относительно понятия научного работника. В ст. 4 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закреплено легальное определение научного работника. В соответствии с законом «научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью». Как следствие, научным работником может быть физическое лицо, характеризующееся следующими признаками:
■ наличие квалификации по системе государственной научной аттестации, т. е. учёной степени кандидата или доктора наук или учёных званий доцента и профессора;
■ профессиональный характер деятельности, предполагающий наличие трудовых отношений с соответствующей организацией и вознаграждение за научную работу;
■ ограничен круг видов деятельности: научная и (или) научно-техническая деятельность.
При таком подходе из категории учёных выпадает широкий круг лиц, которые ведут исследовательскую работу:
■ исследователи, которые, как ранее отмечалось, ведут самостоятельную научную деятельность без трудоустройства;
■ аспиранты;
■ студенты, которые занимаются научной работой и могут привлекаться к оплачиваемой работе [6, с. 198];
■ школьники, занимающиеся научными исследованиями и выступающие авторами научных и научно-технических результатов.
Наконец, сужен спектр той деятельности, которая является квалифицирующей для признания лица научным работником или учёным: научная и (или) научно-техническая деятельность. При этом важное значение в сфере науки имеет научно-экспертная деятельность, научно-просветительская деятельность и научно-педагогическая деятельность. Научно-педагогическая деятельность упоминается в Модельном законе о статусе учёного и научного работника СНГ, в то время как российское право не использует данный термин применительно к видам деятельности учёных. Научно-экспертная и научно-просветительская деятельность нашли отражение в проекте нового федерального закона о науке, но пока не имеют официального статуса.
Л. А. Гумеров предлагает заменить термин «субъекты научной и научно-технической деятельности» на термин «субъект научно-технологической деятельности» как на более адекватный стратегическим документам в сфере науки и технологий [7, с. 128]. Полагаем, что в таком случае расширяется круг собственно исследователей за счёт иных работников в сфере внедрения технологий.
АВТОРСКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «УЧЁНЫЙ»
Считаем целесообразным использовать термин учёный (исследователь) или субъект научной деятельности для того, чтобы охватить максимально широкий круг лиц и видов деятельности в сфере науки. Под учёным (исследователем) нами понимается физическое лицо, которое занимается научной, научно-технической, научно-педагогической, научно-экспертной и научно-просветительской деятельностью. При этом не имеет значения возраст, статус, связь с трудовыми отношениями. Определяющим, на наш взгляд, выступает сам факт деятельности в сфере науки и её творческий характер [8, с. 43-45; 9, с. 33-34]. В данном случае сложность состоит в подборе перечня нужных критериев, которые позволяли бы, с одной стороны, считать данную работу продуктом творчества конкретного автора, а с другой стороны - подтверждали именно научный характер данного творчества.
Критерием отнесения тех или иных лиц к учёным можно считать наличие признания результатов труда учёного научным сообществом. Ранее предлагалось это призвание сводить к двум формам: 1) публикация работы в рецензируемом издании или 2) получение патента на изобретения [10, с. 18]. Считаем, что особой, третьей формой может стать наличие учёной степени и (или) учёного звания, как это предлагается на уровне актов СНГ, где субъекты научной и научно-технической деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность.
Модельный акт СНГ24 - единственный документ, дающий определение понятию «учёного» как физического лица (гражданин страны, иностранец или лицо без гражданства), обладающего следующими признаками:
1) наличие учёной степени и (или) научного звания;
2) осуществление профессиональной научной или научно-технической деятельности с целью проведения научных исследований и опытно-экспериментальных разработок;
3) получение признанных научным сообществом научных и (или) научно-технических результатов в определённой области знаний, науки и техники.
Более того, в Модельном законе о статусе учёного и научного работника научный работник рассматривается как учёный, но ввиду того, что он прежде всего сотрудник, работающий в режиме постоянной занятости или совместительства на условиях, установленных трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией или квалификационными требованиями к научному сотруднику предъявляется меньше требований, чем к учёному25. Так, если учёный обязательно должен иметь степень или звание,
24 Модельный закон о статусе учёного и научного работника (принят Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 25.11.2008 № 31-14).
25 Данный вывод представляется дискуссионным ввиду того, что в Модельном законе правовой статус научного работника определён противоречиво: будучи учёным, научный работник должен соответствовать всем признакам учёного и иметь некоторые особенности. Либо же при формулировании понятия «научный работник» должно быть показано, какие признаки учёного к нему не применяются или применяются с оговорками.
а также получившие внешнее признание научные результаты, то научный сотрудник должен иметь лишь соответствующую квалификацию, подтверждённую результатами аттестации26.
Степень доктора или кандидата наук следует рассматривать не только как «признание "качества" научного сотрудника» [11], но и как признание научного характера деятельности данного лица.
Принадлежность к той или иной профессиональной группе, имеющей особые юридические характеристики, осуществляется путём определения либо особых признаков самих лиц, образующих ту или иную группу, либо выявления особых признаков (характеристик) деятельности, которой данные лица занимаются. Весьма часто происходит сочетание этих подходов, в результате чего принадлежность к группе определяется наличием определённых признаков как у лица, так и у его деятельности.
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЁНОГО
Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу преподавания и творчества, включая научное творчество и техническое творчество. Однако не всякий итог творчества является научным результатом. Научный результат, для того чтобы «быть включённым в корпус научного знания, должен пройти через горнило публичного обсуждения» [12, с. 11]. Административными эквивалентами публичного обсуждения могут быть рецензирование, экспертная оценка на предмет соответствия требованиям и т. п. Наличие учёной степени и учёного звания, а также зачисление на должности научных сотрудников являются своеобразными юридическими фактами, поскольку презюмируется, что соответствующие лица выпускают только научную продукцию, любой результат их деятельности в указанных качествах (научный сотрудник, доцент, кандидат наук) является научным результатом. И не всякий результат творчества может считаться научным результатом. Необходимость и сложность деятельности по отграничению научных результатов от иных конструкций не раз подтверждались учёными [13, 14], отражались в результатах деятельности специализированных структур (например, Комиссия по борьбе с лженаукой и Комиссия по противодействию фальсификации научных исследований27).
Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научно-исследовательских работников 1974 г. понимают под статусом «предоставляемое им место в обществе и проявляемую о них заботу, о чём свидетельствует, во-первых, уровень оценки как обязанностей, так и ответственности, присущих их работе, и их компетентности в связи с выполнением этих обязанностей, а, во-вторых, права,
26 Согласно ст. 13 Модельного закона СНГ к научным работникам относятся лица, которые имеют академическую степень магистра.
27 Комиссия РАН по борьбе с лженаукой // Российская академия наук. URL: http://www.ras.ru/ win/db/show_org.asp?P=.oi-2357.ln-ru (дата обращения: 13.04.2021); Комиссия по борьбе с лженаукой при Президиуме Российской академии наук. URL: http://klnran.ru (дата обращения: 13.04.2021).
условия работы, материальная помощь и моральная поддержка, которыми они пользуются при выполнении своих задач» [15].
Правовой статус научного работника (учёного) включает в себя следующие компоненты:
■ права и свободы, среди которых основным является свобода научных исследований;
■ обязанности;
■ гарантии прав, свобод и обязанностей.
■ ответственность.
К правам учёного с учётом международных документов и актов национального законодательства относятся:
■ свобода научного исследования;
■ право на доступ к научно-технической информации;
■ право на научное признание результатов научного труда;
■ право участвовать в научных мероприятиях;
■ право на объединение в различные профессиональные и общественные организации;
■ право на международное научно-техническое сотрудничество;
■ право на конкурсной основе получать государственное и иное финансирование научных исследований;
■ право на авторство результатов научного труда и охрану интеллектуальной собственности;
■ право на мотивированный отказ от проведения исследований, которые являются опасными для человека, общества и природной среды.
Свобода научного исследования носит многоаспектный характер и включает в себя:
■ свободу выбора направлений исследований;
■ право выбора методов научного поиска;
■ право на проведение исследований без вмешательства публичных органов власти и третьих лиц;
■ право на обоснованный риск при проведении исследований.
Свобода научных исследований не может носить абсолютного характера и должна быть сопряжена с ответственностью исследователя. Во-первых, исследование должно носить социально полезный характер. Во-вторых, при проведении исследований должны соблюдаться этические начала. В-третьих, научные работы не должны причинять вреда личности, обществу, государству, окружающей среде.
Как справедливо отмечает М. В. Шугуров, международные стандарты в сфере статуса научных работников смещаются в сторону придания положению исследователей этического содержания [16, с. 204]. В этом плане неслучайно, что часть международных актов в сфере науки ставят свободу научных исследований в зависимость от ответственности учёного и выполнения им целого ряда обязанностей.
К обязанностям учёного с учётом доктрины и законодательства следует отнести:
■ обязанность проводить исследования с соблюдением требований этики, в том числе профессиональной этики учёного;
■ обязанность проводить исследования, не создавая угрозы причинения вреда личности, обществу, государству и окружающей среде;
■ уважение прав на интеллектуальную собственность;
■ соблюдение требований законодательства об эффективности и законности использования бюджетных и иных средств;
■ доведение результатов научных исследований до общественности.
Интерес представляют правовые аспекты создания и функционирования научных коллективов — неформального объединения исследователей в целях совместного проведения научных и научно-технических программ. Такой коллектив учёных не приобретает статуса организации, юридического лица в качестве субъекта права. При этом фактическое объединение интеллектуальных и иных ресурсов приводит к формализации тех или иных аспектов совместной деятельности. Так, законодательство Российской Федерации отражает такие коллективы ученых:
■ научные школы;
■ временные научные коллективы (научные группы);
■ лаборатории.
Причём отмеченные научные коллективы в зависимости от наличия или отсутствия иностранных учёных могут быть поделены на:
■ национальные научные коллективы;
■ международные научные коллективы.
В Российской Федерации социальный и правовой статус учёного относится к одной из серьёзных проблем, поскольку за последние 30 лет профессия учёного перестала быть привлекательной для молодёжи, существенно сократился объём социальных, материальных и иных мер поддержки учёных. К сожалению, это не только проблема России и не только проблема экономики или организации науки. Как указывал академик В. С. Степин ещё на рубеже веков, проблема — в самом обществе: в потребительском обществе, где деньги можно заработать довольно легко, занимаясь любой деятельностью, занятие наукой невыгодно, люди, занимающиеся наукой, выпадают из сферы развлечений, наука требует колоссального самоограничения, но не приносит доходов, сопоставимых с доходами от более лёгких, малообременительных для людей видов деятельности, поэтому наука не считается ныне привлекательной [14].
В международных документах прямо прослеживается связь между статусом учёного и достижениями в научно-техническом прогрессе и социально-экономическом развитии государств. Но в условиях снижения социальной репутации профессии учёного невозможно решение задач научно-технологического прорыва в Российской Федерации.
В этом отношении в Российской Федерации требуют решения такие связанные со статусом учёного вопросы, как:
■ «утечка мозгов»;
■ привлечение, закрепление и профессиональное развитие молодых исследователей;
■ повышение престижа профессии учёного;
■ повышение правового и социального статуса учёного через механизмы материального, социального и морального стимулирования эффективного труда.
ВЫВОДЫ
Таким образом, успешное научно-технологическое развитие возможно при условии повышения правового и социального статуса учёного, а отправной точкой этих процессов должно стать законодательное внедрение термина «учёный» для обозначения той категории граждан, которая в эпоху знаний становится основной производительной силой общества.
Действующие официальные документы используют множество неопределённых и противоречивых терминов в отношении субъектов научно-технической деятельности: научные работники, научно-педагогические работники, молодые учёные, ведущие учёные и пр. Авторы полагают, что необходимо на уровне базового и основного закона в сфере науки закрепить единое понятие «учёный». При этом учёным можно считать физическое лицо, которое имеет научные результаты, получившие признание в научном сообществе в различных формах, включая наличие публикаций в научной печати и (или) патентов на изобретение.
В юридическом положении учёного важную роль играют свобода научного творчества, охрана прав на интеллектуальную собственность, доступ к научной информации и источникам финансирования исследований. При этом права учёного тесно переплетаются с обязанностями: недопустимость причинения вреда личности, обществу, государству, соблюдение правил профессиональной этики. Примечательно, что в зарубежном и международном праве растёт объём этических требований в отношении учёного, всё больше внимания акцентируется на прямой связи между высоким уровнем социального и материального благополучия учёного и общественно-значимым характером его деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Paris : OECD Publishing, 2015. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264239012-en.
2. Михайлова Н. С. Трудовое право и творчество преподавателей вузов : дис. ... канд. юр. наук : 12.00.05 / Пермский гос. ун-т. Пермь, 2002. 181 с.
3. Васильева Ю. В. Проблема соотношения понятий «научный» и «педагогический» в правовой категории «научно-педагогический работник» в сфере высшей шко-
лы / Ю. В. Васильева, С. С. Худякова, М. А. Поткина // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 48-51.
4. Габов А. В. Проект федерального закона о науке - новый формат правового регулирования научной и инновационной деятельности / А. В. Габов, Н. В. Путило, О. В. Гутников // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. C. 385-399. DOI: https://doi.org/10.17072/1995-4190-2017-38-385-399.
5. Путило Н. В. Правовое регулирование научной деятельности в Российской Федерации: общие тенденции через призму частных проблем / Н. В. Путило, Ю. И. Шуплецова // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 1. С. 96-109. DOI: https://doi.Org/10.19181/smtp.2019.1.1.3.
6. Вяткина Г. О. Правовое регулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования // Вестник Брянского государственного университета. 2019. № 1. С. 195-201.
7. Гумеров Л. А. Проблемы правового регулирования статуса субъектов научно-технологической деятельности // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 4. С. 127-130.
8. Соколова Т. В. Научное творчество как вид трудовой функции научных работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 43-45.
9. Грачёв Д. А. Трудовой договор творческих работников исследовательских и технологических организаций : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2017. 156 с.
10. Круглый стол по обсуждению проекта Федерального закона «О научной и научно-технической деятельности» / Е. В. Семёнов, Л. В. Андриченко, С. А. Боринская [и др.] // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 1. C. 13-50.
11. Шепелев Г. В. Динамика численности кадров науки при переходе от СССР к Российской Федерации // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 4. С. 164-187. DOI: https://doi.Org/10.19181/smtp.2020.2.4.7.
12. Мамчур Е. А. Образы науки в современной культуре. М. : Канон+, 2008. 400 с.
13. Thornton S. Karl Popper. The Problem of Demarcation // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2006.
14. Стёпин В. С. Наука и лженаука // Науковедение. 2000. № 1. С. 72-81.
15. Рекомендация ЮНЕСКО о статусе научно-исследовательских работников // Международные нормативные акты ЮНЕСКО : Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. М. : Логос, 1993.
16. Шугуров М. В. Международно-правовые стандарты правового статуса научных работников // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6 (67). C. 201-210.
Статья поступила в редакцию 22.03.2021. Принята к печати 25.05.2021.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Васильев Антон Александрович [email protected]
Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия AuthorID РИНЦ: 619569 ORCID Id: 0000-0003-3122-531X Scopus Author Id: 57210645825 Web of Science ResearcherID: N-8386-2016
Путило Наталья Васильевна [email protected]
Кандидат юридических наук, зав. отделом социального законодательства, Институт
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской
Федерации, Москва, Россия
AuthorID РИНЦ: 416873
ORCID Id: 0000-0001-7148-5875
Scopus Author Id: 57215691038
THE LEGAL STATUS OF A SCIENTIST AS A FACTOR IN THE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
D0l:10.19181/smtp.2021.3.2.3
Anton A. Vasiliev1, Natalia V. Putilo2
1 Altai State University, Barnaul, Russian Federation
2 The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article raises the problem of the legal status of a scientist as a special subject of legal relations in the field of science. The authors note the lack of unity and consistency of Russian law in the use of terms to designate persons who conduct research activities. Various terms are used in bylaws: leading scientist, young scientist, scientific and pedagogical worker, scientific worker, etc. The lack of uniformity leads to the erosion of the concept of a scientist, a researcher. The paper substantiates the thesis of the need to formalize the term "scientist" at the level of the basic law on science and innovation. The decisive criterion for qualifying a person as a scientist in the article proposes the presence of the results of scientific and (or) scientific and technical activities recognized in the established manner. This approach allows a wider range of researchers to be included in the number of scientists, who may not have documents on scientific qualifications. The article presents the classification of researchers on various grounds. Particular attention is paid to the rights and duties of scientists, there is a correlation between the growth of ethical requirements and the importance of the profession of a scientist and the level of their social and material well-being. The need to improve the status and prestige of the profession of a scientist in the Russian Federation is noted.
Keywords: science, scientist, researcher, legal status, academic degree, academic title, freedom of scientific creativity, scientific ethics
Acknowledgements: The study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for young doctors of sciences "The phenomenon of scientific law: Russian and international dimension", No. MD-233.2021.2
For citation: Vasiliev A. A. and Putilo N. V. (2021). The Legal Status of a Scientist As a Factor in the Scientific and Technological Development of Russia. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, No. 2. Pp.: 57-74.
DOI: 10.19181/smtp.2021.3.2.3
REFERENCES
1. Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development (2015). The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Paris: OECD Publishing. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264239012-en.
2. Mikhailova, N. S. (2002). Labor law and creativity of university teachers. Ph. D. Thesis. Perm State University, Perm. (In Russ.).
3. Vasilyeva, Yu. V., Khudyakova, S. S. and Potkina, M. A. (2018). The Issue of the Correlation between the Notions of Research and Educational in the Legal Category of a Research and Educational Worker in Higher School. Labor law in Russia and abroad. No. 3. Pp. 48-51. (In Russ.).
4. Gabov, A. V., Putilo, N. V. and Gutnikov, O. V. (2017). The Draft Federal Law on Science - a New Format of Legal Regulation of Scientific and Innovation Activities. Vestnik Permskogo Universiteta. Juridicheskie Nauki = Perm University Herald. Juridical Sciences. Issue 38. Pp. 385-399. DOI: https://doi.org/10.17072/1995-4190-2017-38-385-399 (In Russ.).
5. Putilo, N. V. and Shupletsova, Y. I. (2019). Legal regulation of scientific activity in the Russian Federation: general trends through prism of private problems. Science Management: Theory and Practice. Vol. 1, No. 1. Pp. 96-109. DOI: https://doi. org/10.19181/smtp.2019.1.1.3. (In Russ.).
6. Vyatkina G.O. (2019). Legal regulation of research activities of students in educational higher education organizations. The Bryansk State University Herald. No. 1. Pp. 195-201. (In Russ.).
7. Gumerov, L.A. (2018). Legal regulation of the status of subjects of scientific and technological activities. The Review of Economy, the Law and Sociology. No. 4. Pp. 127-130. (In Russ.).
8. Sokolova, T. V. (2019). Scientific Creativity as a Type of the Labor Function of Researchers. Labor law in Russia and abroad. No. 2. Pp. 43-45. (In Russ.).
9. Grachev, D. A. (2017). Labor contract of creative workers of research and technological organizations. Ph. D. Thesis. Lomonosov Moscow State University, Moscow. (In Russ.).
10. Semenov, E. V., Andrichenko, L. V., Borinskaya, S. A. [et al.] Round table discussion on the project of the Federal Law on science and scientific activity (2010). Science Management: Theory and Practice. Vol. 1, No. 1. Pp. 13-50. (In Russ.).
11. Shepelev, G. V. (2020). Dynamics of scientific personnel in the transition from the USSR to the Russian Federation. Science Management: Theory and Practice. Vol. 2, No. 4. Pp. 164-187. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.4.7 (In Russ.).
12. Mamchur, E. A. (2008). Obrazy nauki v sovremennoi kul'ture [Images of science in modern culture]. Moscow: Kanon+ publ. 400 p. (In Russ.).
13. Thornton, S. (2006). Karl Popper. The Problem of Demarcation. Stanford Encyclopedia of Philosophy.
14. Stepin, V. S. (2000). Science and pseudoscience. Naukovedenie. No. 1. Pp. 72-81. (In Russ.).
15. UNESCO Recommendation on the Status of Scientific Researchers (1993). In: International Normative Acts of UNESCO: Conventions, agreements, protocols, recommendations, declarations. Moscow: Logos publ. (In Russ.).
16. Shugurov, M. V. (2016). International Legal Standards for Legal Status of Academic Staff. Actual problems of Russian law. No. 6 (67). Pp. 201-210. (In Russ.).
The article was submitted on 22.03.2021. Accepted on 25.05.2021.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Vasiliev Anton [email protected]
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State
and Law, Altai State University, Barnaul, Russian Federation
AuthorlD RSCI: 619569
ORCID Id: 0000-0003-3122-531X
Scopus Author Id: 57210645825
Web of Science ResearcherID: N-8386-2016
Putilo Natalia [email protected]
Candidate of Legal Sciences, Head of the Department of Social Legislation, The Institute of
Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow,
Russian Federation
AuthorID RSCI: 416873
ORCID Id: 0000-0001-7148-5875
Scopus Author Id: 57215691038