Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / НАЧИНАЮЩИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / СТИПЕНДИИ / ГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Наталья Сергеевна, Путило Наталья Васильевна, Аксу Эльвина

Современные вызовы научно-технологического развития и необходимость обеспечения национальной безопасности актуализируют вопросы сохранения российской научной традиции, подготовки молодых научных кадров и создания условий для сокращения научной миграции. Российское государство предпринимает немало усилий для преодоления негативной ситуации в науке, сложившейся в начале 2000-х гг., характеризовавшейся как снижением количества и качества научных исследований, так и оттоком талантливых ученых за рубеж для продолжения научной карьеры. Между тем до настоящего времени на законодательном уровне не закреплено понятие «молодой ученый», отсутствуют гарантии деятельности молодых ученых, а меры по их поддержке имеют бессистемный характер. Проблема дефицита научных кадров свойственна не только России. В «постковидных» условиях многие государства ощутили резкую нехватку молодых исследователей, которые предпочли в нестабильный экономический период пандемии финансово более благонадежные сферы бизнеса и производства. Особенно наглядно это проявляется в сфере фундаментальных наук, где остро стоит проблема диверсификации академических кадров. Решению этой проблемы способствует продвижение различных форм стимулирования научной деятельности и мер социальной поддержки исследователей. В статье анализируются терминологические особенности развития законодательства о науке в части модификации понятий «молодой ученый», «молодой исследователь», «начинающий ученый»; исследуются предусмотренные российским и зарубежным законодательством меры поддержки молодых ученых и начинающих исследователей. Особое место занимает анализ законодательства Турции - это государство не так давно стало уделять пристальное внимание развитию науки, однако меры по поддержке ученых в этой стране многообразны, а некоторые из них уникальны. Цель исследования - изучить российский и зарубежный опыт правового регулирования вопросов поддержки молодых ученых и исследователей; выявить сходства и различия юридической регламентации статуса молодых ученых. Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, метод специально-юридического исследования и др. Вывод: совершенствование статуса молодых ученых и начинающих исследователей остается актуальной задачей развития законодательства о науке. При этом зарубежный опыт демонстрирует множество разнообразных механизмов и средств, с помощью которых можно обеспечить стимулирование молодежи к занятию научной деятельностью, хотя основополагающими являются финансовые инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL STATUS OF YOUNG SCIENTISTS AND NOVICE RESEARCHERS: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Modern challenges of scientific and technological development and the need to ensure national security actualize the issues of preserving the Russian scientific tradition, training young scientific personnel and creating conditions for reducing scientific migration. The Russian state is making a lot of efforts to overcome the negative situation in science that developed in the early 2000s, characterized by both a decrease in the quantity and quality of scientific research, and the outflow of talented scientists abroad to continue their scientific careers. Meanwhile, the concept of “young scientist” has not yet been enshrined at the legislative level, there are no guarantees for the activities of young scientists, and measures to support them are unsystematic. The problem of shortage of scientific personnel is not unique to the Russian state. In the “post-COVID” conditions, many states have experienced a sharp shortage of young researchers who preferred financially more reliable areas of business and production during the unstable economic period of the COVID-19 pandemic. This is especially evident in the field of fundamental sciences, where the diversification of academic staff is an acute problem. The solution of this problem is facilitated by the promotion of various forms of stimulation of scientific activity and measures of social support for researchers. The article analyzes the terminological features of the development of legislation on science in terms of modifying the concepts of “young scientist”, “young researcher”, “novice scientist”; the measures provided for by Russian and foreign legislation to support young scientists and novice researchers are studied. Particular attention is paid to the experience of the Republic of Turkey - this state has recently begun to pay close attention to the development of science, but the measures to support scientists in this country are diverse, and in some cases - unique. The purpose of the research is to study the Russian and foreign experience of legal regulation of support for young scientists and researchers; to identify similarities and differences in the legal regulation of the status of young scientists. Research methods: comparative-legal method, formal-logical, system-structural, formal-legal, method of special-legal research, etc. Conclusion: improving the status of young scientists and novice researchers remains an urgent task of developing legislation on science. At the same time, foreign experience demonstrates a wide variety of mechanisms and means by which it is possible to provide incentives for young people to engage in scientific activity, although financial instruments are fundamental.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

ТРУДОВОЕ ПРАВО.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 34:323.329:378.3 DOI: 10.12737/jflcl.2022.081

О правовом положении молодых ученых и начинающих исследователей: российский и зарубежный опыт

Наталья Сергеевна Волкова1, Наталья Васильевна Путило2, Эльвина Аксу3

1 2Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

'volkova@izak.ru

2social2@izak.ru, https://orcid.org/0000-0001-7148-5875

3Американский университет Гирне, Гирне, Турция, elvina@vevin.pro

Аннотация. Современные вызовы научно-технологического развития и необходимость обеспечения национальной безопасности актуализируют вопросы сохранения российской научной традиции, подготовки молодых научных кадров и создания условий для сокращения научной миграции. Российское государство предпринимает немало усилий для преодоления негативной ситуации в науке, сложившейся в начале 2000-х гг., характеризовавшейся как снижением количества и качества научных исследований, так и оттоком талантливых ученых за рубеж для продолжения научной карьеры. Между тем до настоящего времени на законодательном уровне не закреплено понятие «молодой ученый», отсутствуют гарантии деятельности молодых ученых, а меры по их поддержке имеют бессистемный характер. Проблема дефицита научных кадров свойственна не только России. В «постковидных» условиях многие государства ощутили резкую нехватку молодых исследователей, которые предпочли в нестабильный экономический период пандемии финансово более благонадежные сферы бизнеса и производства. Особенно наглядно это проявляется в сфере фундаментальных наук, где остро стоит проблема диверсификации академических кадров. Решению этой проблемы способствует продвижение различных форм стимулирования научной деятельности и мер социальной поддержки исследователей.

В статье анализируются терминологические особенности развития законодательства о науке в части модификации понятий «молодой ученый», «молодой исследователь», «начинающий ученый»; исследуются предусмотренные российским и зарубежным законодательством меры поддержки молодых ученых и начинающих исследователей. Особое место занимает анализ законодательства Турции — это государство не так давно стало уделять пристальное внимание развитию науки, однако меры по поддержке ученых в этой стране многообразны, а некоторые из них уникальны.

Цель исследования — изучить российский и зарубежный опыт правового регулирования вопросов поддержки молодых ученых и исследователей; выявить сходства и различия юридической регламентации статуса молодых ученых.

Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, метод специально-юридического исследования и др.

Вывод: совершенствование статуса молодых ученых и начинающих исследователей остается актуальной задачей развития законодательства о науке. При этом зарубежный опыт демонстрирует множество разнообразных механизмов и средств, с помощью которых можно обеспечить стимулирование молодежи к занятию научной деятельностью, хотя основополагающими являются финансовые инструменты.

Ключевые слова: научные исследования, молодой ученый, начинающий исследователь, правовой статус, поддержка молодых ученых, стипендии, гранты

Для цитирования. Волкова Н. С., Путило Н. В., Аксу Э. О правовом положении молодых ученых и начинающих исследователей: российский и зарубежный опыт // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 6. С. 118—127. DOI: 10.12737/jflcl.2022.081

On the Legal Status of Young Scientists and Novice Researchers: Russian and Foreign Experience

Natalia S. Volkova1, Natalia V. Putilo2, Elvina Aksu3

1 institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Volkova@izak.ru

2social2@izak.ru, https://orcid.org/0000-0001-7148-5875

3Girne American University, Girne, Turkey, elvina@vevin.pro

Abstract. Modern challenges of scientific and technological development and the need to ensure national security actualize the issues of preserving the Russian scientific tradition, training young scientific personnel and creating conditions for reducing scientific migration. The Russian state is making a lot of efforts to overcome the negative situation in science that developed in the early 2000s, characterized by both a decrease in the quantity and quality of scientific research, and the outflow of talented scientists abroad to continue their scientific careers. Meanwhile, the concept of "young scientist" has not yet been enshrined at the legislative level, there are no guarantees for the activities of young scientists, and measures to support them are unsystematic. The problem of shortage of scientific personnel is not unique to the Russian state. In the "post-COVID" conditions, many states have experienced a sharp shortage of young researchers who preferred financially more reliable areas of business and production during the unstable economic period of the COVID-19 pandemic. This is especially evident in the field of fundamental sciences, where the diversification of academic staff is an acute problem. The solution of this problem is facilitated by the promotion of various forms of stimulation of scientific activity and measures of social support for researchers.

The article analyzes the terminological features of the development of legislation on science in terms of modifying the concepts of "young scientist", "young researcher", "novice scientist"; the measures provided for by Russian and foreign legislation to support young scientists and novice researchers are studied. Particular attention is paid to the experience of the Republic of Turkey — this state has recently begun to pay close attention to the development of science, but the measures to support scientists in this country are diverse, and in some cases — unique.

The purpose of the research is to study the Russian and foreign experience of legal regulation of support for young scientists and researchers; to identify similarities and differences in the legal regulation of the status of young scientists.

Research methods: comparative-legal method, formal-logical, system-structural, formal-legal, method of special-legal research, etc.

Conclusion: improving the status of young scientists and novice researchers remains an urgent task of developing legislation on science. At the same time, foreign experience demonstrates a wide variety of mechanisms and means by which it is possible to provide incentives for young people to engage in scientific activity, although financial instruments are fundamental.

Keywords: scientific research, young scientist, novice researcher, legal status, support for young scientists, scholarships, grants

For citation. Volkova N. S., Putilo N. V., Aksu E. On the Legal Status of Young Scientists and Novice Researchers: Russian and Foreign Experience. Journal ofForeign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 6, pp. 118—127. DOI: 10.12737/jflcl.2022.081

Введение. Определение науки в качестве государственного приоритета (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г.) актуализирует вопрос о повышении привлекательности научной сферы для молодежи. Долгое время наука, научные изыскания не фигурировали в числе наиболее престижных занятий, что во многом объяснялось доминированием политических интересов в социуме и поиском оптимальных экономических моделей для дальнейшего государственного строительства. Развитие науки и технологий на некоторое время было исключено из приоритетов государственной политики, что повлекло сокращение расходов на научные исследования, содержание научной инфраструктуры, а также привело к минимизации различных форм поддержки научной деятельности и непосредственно ученых. Прямым следствием этого стал отток из науки высококвалифицированных научных кадров, смена ими сферы деятельности, а также уменьшение притока молодых исследователей. Однако новые вызовы технологического развития и политическая турбулентность в мире предопределяют увеличение значимости науки и ее достижений для укрепления российской государственности, обеспечения национальной безопасности и экономического равновесия, а также роста благосостояния населения.

Повышение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей рассматривается как стратегическая задача раз-

вития Российской Федерации на период до 2024 г.1 Кроме того, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации2 в качестве одного из основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития предусматривает адресную поддержку молодых ученых и специалистов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности. Однако до настоящего времени в российском законодательстве не сложился единообразный подход к определению термина «молодой ученый», а понятие «начинающий исследователь», распространенное в зарубежных пра-вопорядках, в отечественных актах, регулирующих отношения в сфере науки, не используется. Это свидетельствует об актуальности исследования данных вопросов в свете перспектив дальнейшего развития законодательства о науке.

К вопросу об определении понятия «молодой ученый». Для обозначения лиц, занимающихся научной деятельностью, в настоящее время используется ряд терминов: «научные работники», «научно-педагогические работники», «ученые», «профессорско-преподавательский состав», «ведущие ученые» и «молодые ученые», «исследователи». При этом оперирование термином «ученый» характер-

1 См. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2 Утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642.

но для уровня указов Президента РФ3. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в качестве особых правовых категорий рассматриваются ученые степени и ученые звания, ученые советы, но нет ни одного упоминания об ученых — физических лицах.

В актах профильных министерств термин «ученые» используется активнее4, чем в актах вышестоящего уровня, при этом ведомственное нормотворчество сегодня отличается множественностью произвольно введенных терминов и сокращений, не используемых в актах вышестоящего уровня, появлением новых конструкций (например, «молодые российские ученые — кандидаты наук и доктора наук»5, «молодые исследователи»6) или «реанимированием» старых, притом что такие конструкции отсутствуют в актах более высокой юридической силы. В научной литературе7 в качестве тенденции последних лет обозначено постепенное вытеснение отечественных терминологических традиций обозначениями, принятыми в международной и зарубежной практике: с учетом Методики расчета показателя и в соответствии с международным стандар -том статистического измерения научных исследований и разработок (Руководство Фраскати8) вместо

3 См., например, указы Президента РФ от 9 февраля 2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки мо -лодых российских ученых — кандидатов и докторов наук», от 18 июня 2015 г. № 312 «Об утверждении Положения о премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых», от 16 сентября 1993 г. № 1372 «О мерах по материальной поддержке ученых России».

4 См. приказ Минобрнауки России от 2 апреля 2019 г. № 27н «Об установлении должностных окладов российским ученым и специалистам, направляемым за границу в рамках научно-технического сотрудничества с Европейской организацией ядерных исследований и другими зарубежными научными центрами, участвующими в программах исследования фундаментальных свойств материи».

5 Например, приказ Минобрнауки России от 30 марта 2020 г. № 503 «Об определении Порядка проведения экспертизы заявок на участие в конкурсе на получение грантов Президента Российской Федерации в форме субсидий в области науки из федерального бюджета для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».

6 План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым исследователям, утв. Правительством РФ 2 декабря 2021 г. № 13061п-П8.

7 См.: Васильев А. А., Путило Н. В. Правовой статус ученого как фактор научно-технологического развития России // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 2. С. 60—61.

8 Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development,

термина «ученый» все чаще используется термин «исследователь» в составе обозначения группы лиц, включающей: 1) работников, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющих создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем; 2) лиц, осуществляющих управление указанными видами деятельности9.

Термин «молодые ученые» как обозначение возрастной группы лиц, занимающихся научной деятельностью, используется в актах Президента РФ и Правительства РФ10, ведомственных актах11 наряду с такими обозначениями, как «ведущие ученые»12, «выдающиеся ученые» и «ученые мирового класса»13, «видные ученые»14, «результативные ученые»15.

The Measurement of Scientific, Technological and Innovation

Activities, OECD Publishing. Paris, 2015.

9 См. приказ Росстата от 28 июня 2019 г. № 363 «Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Наука"».

10 См., например, постановления Правительства РФ от 5 августа 2010 г. № 601 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых», от 15 декабря 2004 г. № 793 «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых».

11 См. приказ Минстроя России от 29 ноября 2018 г. № 766/пр «Об утверждении формы государственного жилищного сертификата, выдача которого осуществляется молодым ученым в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и требований к его заполнению, а также отдельных форм документов, применяемых при реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых указанной государственной программы»; приказ Минобрнауки России от 3 декабря 2018 г. № 69н «О некоторых вопросах предоставления молодым ученым организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, социальных выплат на приобретение жилых помещений».

12 См. Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 «О раз -работке концепции правовой реформы в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 538 «О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня» и др.

13 См. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 14 марта 2014 г. № 187 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» и др.

14 См. Указ Президента РФ от 26 апреля 2016 г. № 200 «О премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства Российской нации».

15 См. распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных на-

При этом отсутствует четкость в определении главных (классифицирующих) признаков, позволяющих отграничить эту группу субъектов научной деятельности от иных подобных групп, т. е. происходит смешение молодых ученых и иных субъектов, в результате которого размывается концепция конструкции «молодой ученый».

Классифицирующими признаками для категории «молодой ученый», сложившимися в настоящее время, являются возраст и отношение к научной степени. Возраст молодых ученых определяется в основном в 35 лет16. При этом, как правило, речь идет о кандидатах наук. Все более распространенным в последнее время является признание в качестве молодых ученых лиц в возрасте до 40 лет, но при условии наличия у них докторской степени17. Имеются примеры установления нижней границы возраста молодых ученых в 30 лет для лиц, не имеющих ученой степени18, либо 39 лет19.

Такая неоднозначность, несомненно, свидетельствует о проблемах в правовом регулировании, отсутствии четкого понимания явления. Используемая прямая зависимость между возрастом молодого ученого и наличием ученой степени также не представляется бесспорной.

В ряде государств — участников СНГ определение возраста молодого ученого происходит не в рамках законодательства о науке, а в рамках законодательства о молодежи, что не позволяет размывать возрастные границы (отмеченные 30, 35, 39, 40 лет). Так,

учных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021—2030 годы)».

16 См. Указ Президента РФ от 13 февраля 2012 г. № 181 «Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики».

17 См. Указ Президента РФ от 9 февраля 2009 г. № 146 «О ме -рах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук».

18 См. постановление Правительства РФ от 19 марта 2020 г. № 300 «О персональных стипендиях имени Ж. И. Алферова для молодых ученых в области физики и нанотехноло-гий и внесении изменений в Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации», Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2020 г. (форма № 1-Мониторинг)».

19 См. постановление Правительства РФ от 27 декабря

2019 г. № 1902 «Об утверждении Правил предоставления из

федерального бюджета грантов в форме субсидий на прове-

дение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития».

Закон Туркменистана от 29 августа 2013 г. № 423-^ «О государственной молодежной политике» понимает под молодежью (молодыми гражданами) граждан Туркменистана в возрасте от 14 до 30 лет, относящихся к одной из социально-демографических групп, выделяемых на основе совокупности их возрастных характеристик и особенностей социального положения в обществе и определяемых далее как целевые группы, исходя из характера мер и механизмов государственной поддержки молодежи: учащиеся, студенты, молодые специалисты, молодые предприниматели и молодые ученые. К последним Закон относит молодых граждан, профессионально занимающихся научной деятельностью.

Помимо возрастного критерия применительно к молодому ученому в российском законодательстве используется также критерий научной квалификации в виде наличия ученой степени. Так, в некоторых актах четко указано, что молодым ученым может считаться только лицо, имеющее ученую степень кандидата или доктора наук20. Вместе с тем исключение из числа молодых ученых лиц, не имеющих ученой степени, представляется нежелательным, поскольку: а) не мотивирует лиц, только приступивших к научным изысканиям; б) создает иллюзию, что заниматься наукой (быть ученым) могут только лица, имеющие ученую степень. В результате стимулируется не столько само занятие наукой, сколько формализация научной деятельности в виде присвоения ученой степени.

Терминологическое смешение молодых ученых и иных субъектов научной деятельности, в результате которого размывается концепция самой конструкции «молодой ученый», проявляется и в крайне неудачных формулировках правовых норм, где речь идет о молодых ученых и аспирантах21 или о молодых ученых, с одной стороны, и аспирантах и докторантах — с другой22. Использование в данной конструкции союза «и» свидетельствует о разграничении ученых и аспирантов, которые постулируются

20 См. постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"», от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке моло -дых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».

21 См. Указ Президента РФ от 13 февраля 2012 г. № 181 «Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики».

22 См. письмо ВАК Минобрнауки России от 24 мая 2021 г. № МН-12/1115 «О приеме зарубежными странами на стажировку в 2022—2023 учебном году российских молодых ученых, аспирантов, молодых преподавателей. Германия».

как самостоятельные равнопорядковые группы, причем аспиранты не являются учеными, как и ученые не являются аспирантами.

Таким образом, отмеченная еще в 2007 г. проблема, состоящая в том, что действующее законодательство не содержит практически никаких специфических норм, определяющих правовой статус молодежи в науке, пока еще присутствует и отягощена примерами некачественного регулирования соответствующих отношений23.

Вместе с тем государством предпринимаются меры по внесению ясности в этот крайне актуальный в условиях экономической турбулентности и нуждаемости страны в новых научно-технологических решениях вопрос. Минобрнауки России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной поддержки молодых ученых»24, которым предлагается дополнить указанный Федеральный закон новой ст. 42, определяющей статус молодого ученого. Последним в соответствии с законопроектом признается гражданин в возрасте до 35 лет (включительно), профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Согласно предлагаемым поправкам в Российской Федерации будет признаваться особый статус молодых ученых в обществе и будут созданы условия для осуществления ими деятельности. Законопроектом также предусматривается предоставление мер поддержки данной категории ученых, в том числе стипендий, премий, грантов, социальной выплаты на приобретение жилого помещения и др.

Безусловно, законодательная необходимость закрепить основы правового статуса молодого ученого и дать юридическую характеристику данной категории исследователей давно назрела. Однако формулируя ключевые для закрепления статуса молодого ученого нормы, следует не только исходить из сложившихся законодательных традиций, но и принимать во внимание тенденции развития социальной действительности25.

В частности, вопросы вызывает установление возрастных рамок в 35 лет для отнесения ученого к молодым. Такой подход, как представляется, не учитывает современные демографические тренды26, мед-

23 См.: Гутников О. В. Правовой статус молодых ученых и научных работников, вышедших на пенсию // Журнал российского права. 2007. № 7. С. 60.

24 URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/ AdvancedSearch#npa=115309.

25 См.: Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 5—15.

26 Согласно классификации возрастов Всемирной органи-

зации здравоохранения от 2016 г. молодым возрастом при-

знается возраст от 18 до 44 лет. URL: https://www.who.int/ru/.

ленный, но устойчивый рост продолжительности жизни и обусловленные этим увеличение возрастных рамок трудоспособности и повышение пенсионного возраста. Очевидно, что «отодвигаться» в сторону увеличения должны и возрастные параметры признания лица молодым ученым.

Кроме того, следует иметь в виду зарубежный опыт определения понятий «молодой ученый», «начинающий исследователь», где, как правило, базовым является не возрастной критерий, а иные подходы — начало исследовательской деятельности, самостоятельность проводимого исследования и др. Например, в англоязычных странах (США, Канада, Великобритания) устоялся термин «исследователь, начинающий карьеру» (early career researcher), при этом основанием отнесения к данной категории ученых является не возраст, а начало осуществления научных разработок. Так, в Канаде Координационным комитетом по научным исследованиям (The Canada Research Coordinating Committee), осуществляющим координацию научных исследований, проводимых в этой стране, было выработано единое понятие «исследователь, начинающий карьеру», которым признается ученый в течение пяти лет с даты своего назначения, связанного с исследованием, проводимым им самостоятельно.

Во многом такой подход обусловлен гибкостью возрастных границ научных начинаний, продолжительностью обучения, возможностями смены сферы научной деятельности. Представляется, что с учетом закрепленной Конституцией РФ непрерывности образования (п. «е» ст. 71)27 перспективным видится закрепление альтернативных понятий «молодой ученый» и «начинающий исследователь», где в основу могут быть положены как возрастной критерий, так и критерий стажа исследовательской деятельности или иные критерии, детерминированные существом научной деятельности, тем более что на уровне подзаконного регулирования зафиксировано параллельное использование терминов «молодой ученый» и «молодой исследователь».

Меры поддержки молодых ученых: российский опыт. Исторически поддержка молодых ученых в нашей стране рассматривалась как эффективный стимулирующий инструмент — даже в переломные моменты истории государство старалось создавать условия для молодых научных кадров, хотя нередко такие меры поддержки имели бессистемный и непоследовательный характер.

Одним из первых государственных деятелей, обративших внимание на необходимость подготовки квалифицированных кадров для укрепления россий-

27 См.: Путило Н. В., Волкова Н. С. Правовое обеспечение развития системы непрерывного образования в Российской Федерации с учетом норм международного права и зарубежного опыта // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. С. 19—34.

ской государственности, был Петр I. В ряду принятых в его правление документов немало тех, которые были нацелены на привлечение ведущих инженеров из-за рубежа для создания в России собственного производства, обеспечивающего нужды армии и строительство флота, а также предусматривали направление молодых людей за рубеж для обучения наукам и ремеслам, не получившим развития в Российском государстве. Понимая важность мотивации молодых людей для освоения новых сфер, Петр I вводил материальные поощрения («довольное жалованье на пропитание»)28.

В первое десятилетие существования Советского государства было принято постановление СНК СССР от 31 декабря 1929 г. «О стипендиях при Комитете по химизации народного хозяйства Союза ССР для молодых ученых-химиков», которым с целью «повышения квалификации научных работников и создания высококвалифицированных ученых-химиков» предусматривалось 50 стипендий в размере от 175 руб. до 250 руб. в месяц — в зависимости от семейного положения стипендиата.

С 1 января 1994 г. Указом Президента РФ от 16 сентября 1993 г. № 1372 «О мерах по материальной поддержке ученых России» были учреждены пять тысяч ежемесячных государственных научных стипендий для выдающихся ученых России и одна тысяча ежемесячных государственных научных стипендий для талантливых молодых ученых, присуждаемых на срок до трех лет.

Традиционной формой денежных выплат, осуществляемых в отношении обучающихся, являются стипендии. Целевое предназначение таких мер — материальная поддержка получающих высшее образование лиц, мотивация их к продолжению учебы и дальнейшему освоению образовательных программ (ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Виды стипендиальных выплат разнообразны и большая часть из них имеет целью материально поддержать ту или иную категорию обучающихся, т. е., как правило, носит сугубо социальный контекст. Вместе с тем стипендии Президента РФ и Правительства РФ предполагают более комплексную цель — не только обеспечить дополнительным материальным поощрением довольно уязвимую категорию населения — студентов и аспирантов, не имеющих, как правило, устойчивого источника заработка, но и стимулировать, мотивировать их к продолжению обра-

28 См.: Именной указ, объявленный из Сената от 28 января 1724 г. «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицензионных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга» // Полное Собрание законов Российской Империи. Собрание первое. 1649—1825 гг. / под ред. М. М. Сперанского. СПб., 1830. Т. VII. Ст. 4443.

зовательной, а в последующем также исследовательской деятельности. Именно поэтому они обращены к узкому кругу учащихся — тем, кто проявил выдающиеся способности в учебной и научной деятельности.

Помимо стипендий молодым ученым законодательством предусматривается также грантовая поддержка. Указ Президента РФ от 27 марта 1996 г. № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» предусматривал 100 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) российских ученых — докторов наук. Указанные гранты выделялись на двухлетний срок общим размером 40 млн руб. в 2005 г. и 50 млн руб. в каждом последующем году.

С 2009 г. данные меры поддержки были заменены на 400 ежегодно выделяемых на конкурсной основе грантов Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых — кандидатов наук (на двухлетний период в размере 600 тыс. руб. ежегодно) и 60 ежегодно выделяемых на конкурсной основе грантов Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) российских ученых — докторов наук (на двухлетний период в размере 1 млн руб. ежегодно)29.

Обратим внимание, что такая грантовая поддержка в отличие от стипендий осуществляется не в отношении ученых, а в отношении исследований, проводимых этими учеными, т. е. государство таким образом адресно стимулирует научные изыскания молодых исследователей.

Своего рода эксклюзивной мерой поддержки молодых ученых является практикуемое в нашей стране жилищное обеспечение (предоставление жилья на льготных условиях ученым практикуется также в КНР). Эта мера не только преследует цель стимулировать научные и исследовательские начинания талантливой молодежи, но имеет и демографический подтекст. В рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» молодые ученые вправе претендовать на социальную выплату на приобретение жилых помещений. При этом важно соблюдение следующих условий: а) возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук); б) работа в научной организации или образовательной организации высшего образования научным работником и общий стаж работы в этом качестве не менее пяти лет; в) признание в установленном по-

29 См. Указ Президента РФ от 9 февраля 2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук».

рядке научной (образовательной) организацией нуждающимся в получении социальной выплаты30. Такое право предоставляется молодому ученому только один раз и удостоверяется именным жилищным сертификатом, который действует не более семи месяцев с даты его выдачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что опыт жилищного обеспечения молодых ученых служит стимулом для развития законодательства в области науки государств постсоветского пространства. Так, Закон Азербайджанской Республики от 14 июня 2016 г. № 271-VQ «О науке» предусматривает, что государство создает условия для обеспечения научных работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых ученых, квартирой или земельным участком и использования ими льготного ипотечного кредитования (ст. 33.9).

Помимо сугубо материальной поддержки российское законодательство предусматривает широкий спектр организационных мероприятий, призванных мотивировать молодых лиц к осуществлению научной деятельности и научной карьеры. Так, одним из новаторских инструментов, апробированных в системе государственной службы, является наставничество31. Научное наставничество — это не только последовательная передача знаний, умений и профессиональных компетенций от научного руководителя (наставника) к ученику, но и поведенческий паттерн. Как отмечалось еще в советской научной литературе, «молодежь, идущая в науку, зачастую оказывается неподготовленной к успешной деятельности в ней не только по уровню знаний, но и психологически»32. И данная проблема остается свойственной и современной молодежи. Нередко столкновение с трудностями в виде жесткой научной критики или неудавшегося опыта минимизирует научное вдохновение. Очевидно, что система научного наставничества как управленческий инструмент наряду с традиционным для науки научным руководством в подготовке диссертационных исследований может стать действенным элементом поддержки начинающих исследователей и молодых ученых в их научной карьере.

Поддержка молодых ученых за рубежом: основные подходы. Законодательные системы многих зарубежных стран осуществляют системную поддерж-

30 См. приказ Минобрнауки России от 3 декабря 2018 г. № 69н «О некоторых вопросах предоставления молодым ученым организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, социальных выплат на приобретение жилых помещений».

31 См.: План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым исследователям, утвержденный Правительством РФ 2 декабря 2021 г. № 13061п-П8.

32 Микулинский С. Р. Некоторые проблемы организации научной деятельности и ее изучения // Организация научной деятельности. М., 1968. С. 137—150.

ку молодых ученых и начинающих исследователей, включая установление особого обозначения данной группы исследователей и особых мер стимулирования их научной деятельности. В целом арсенал мер, направленных на поддержку ученых, применяемых государствами, идентичен и заключается, как правило, в предоставлении финансового (в виде грантов, стипендиальной поддержки) стимулирования. Виды такого стимулирования ученых, в том числе начинающих исследователей, зависят от типа финансово-бюджетной системы государства. Вместе с тем встречаются и нетипичные меры стимулирования молодых ученых, нацеленные на всестороннюю поддержку исследователей, начинающих свой путь в науке.

Во многих государствах осуществляется гранто-вая поддержка молодых ученых, начинающих исследователей. В Великобритании начинающие исследователи, отвечающие установленным критериям (научный сотрудник в течение первых восьми лет после получения ученой степени доктор философии (PhD) либо в течение первых шести лет после занятия научной должности), имеют право претендовать на получение государственных грантов. Гранты покрывают расходы на исследования в размере от 50 тыс. до 250 тыс. ф. ст. на срок до пяти лет (в некоторых случаях до 1 млн ф. ст.). Такие гранты призваны помочь становлению научных коллабораций, поэтому условием предоставления гранта является коллективность — помимо главного исследователя работа, претендующая на финансирование за счет гранта, должна предполагать участие хотя бы одного со-исследователя.

В Австралии правительством реализуется Программа поощрения научных открытий начинающих исследователей (Discovery Early Career Researcher Research Award (DECRA)). К начинающим исследователям, имеющим право участвовать в программе, отнесены исследователи, имеющие ученую степень PhD, при этом применительно к каждой области исследований установлены ограничения в части времени, прошедшего с даты получения степени, как правило, не превышающие пятилетнего периода. Ежегодно присуждаются до 200 поощрений на трехлетний период в размере до 50 тыс. долл. США в виде проектных средств. Полная стоимость гранта составляет от 324 тыс. до 474 тыс. долл. США.

В Европейском союзе в 2007 г. был учрежден Европейский исследовательский совет (European Research Council), являющийся государственным органом, предназначенным для финансирования научно-технических исследований, проводимых в ЕС. Совет осуществляет поддержку исследовательской деятельности в самых разных научных областях, а также специальную поддержку и стимулирование молодых ученых посредством стартовых грантов. Претендовать на получение такого гранта может исследователь из любого государства ЕС в течение

двух — семи лет с момента получения ученой степени (PhD). Стартовые гранты могут составлять до 1,5 млн евро сроком на пять лет. К этой сумме может быть дополнительно выделен 1 млн евро для покрытия затрат: 1) на переезд исследователей; 2) на по -купку оборудования, необходимого для исследований; 3) на экспериментальные или полевые работы.

В настоящее время в Европейском союзе реализуется также специальная программа Horizon Europe 2021—2027 гг., которая предусматривает поддержку докторантов и выплату постдокторских стипендий. Поддержка докторантов осуществляется в рамках докторантских сетей (Doctoral Networks), представляющих собой консорциумы, объединяющие университеты, исследовательские институты, предприятия и иные экономические субъекты, реализующие докторские программы. Постдокторская стипендия предоставляется ученым, имеющим степень PhD и опыт исследовательской деятельности не более восьми лет. Выделяют два вида таких стипендий: европейские и глобальные. Первые выплачиваются в государствах — членах ЕС при условии переезда на их территорию, а вторые предоставляются для исследо -ваний в третьих странах при условии обязательного возвращения и продолжения исследований в организациях на территории государства — члена ЕС. Стипендия покрывает расходы на проживание, исследования, административные расходы, а также покрывает траты, связанные с отпусками, болезнями, включая выплату пособия по особым потребностям.

В США основная финансовая поддержка научных исследований молодых ученых осуществляется Национальным научным фондом (National Science Foundation). Данный Фонд был создан в 1950 г. специальным законом (National Science Foundation Act of 1950). Согласно закону Фонд является независимым федеральным агентством, созданным «для содействия прогрессу науки; для продвижения национального здоровья, процветания и благосостояния; для обеспечения национальной обороны...». В 2021 г. бюджет Фонда составлял 8,5 млрд долл. Средства Фонда являются источником финансирования примерно 25% оплачиваемых из федерального бюджета фундаментальных исследований, проводимых колледжами и университетами США.

Одним из направлений стимулирования научной деятельности молодых ученых за рубежом является предоставление возможности начать карьеру в научной организации, для чего предусматривается выделение специальных должностей (квот), которые могут занять начинающие исследователи. Так, в Канаде для начинающих исследователей выделяются специальные места для занятия должностей доцентов и исследователей научных кафедр с дополнительными стипендиями в размере 20 тыс. долл. США при назначении на первый срок. Кроме того, таким исследователям возмещаются издержки, связанные с пре-

доставлением отпуска до 12 месяцев по уходу за ребенком для студентов и аспирантов33.

В Швеции постановление о высшем образовании 1993 г. (Hogskoleforordning 1993:100) предусматривает создание в высших учебных заведениях специальных рабочих мест для докторантов в целях завершения ими обучения в докторантуре. Такие докторанты могут получать финансирование в виде стипендии как обучающиеся либо в виде заработной платы как сотрудники соответствующего подразделения образовательной организации. При этом законодательство налагает на образовательную организацию обязанность открыто оповещать о наличии подобных трудовых вакансий. В 2017 г. этот нормативный документ был дополнен главой, предусматривающей создание специальных рабочих мест также для ассистентов кафедр, занимающихся не только научной, но и преподавательской деятельностью.

В Турецкой Республике наука стала приоритетом государства относительно недавно34. В настоящее время в стране отсутствует системообразующий закон о науке и научной деятельности, а множество значимых для развития науки решений оформляются указами Президента. Так, в 2018 г. был принят указ Президента о формировании сети учреждений, подведомственных министерствам, который помимо организационных положений содержит нормы о стимулировании исследовательской деятельности. В частности, этим указом было основано сообщество молодых ученых 'TUBA Gen? Academy Toplulugu" (дословно — сообщество молодых академиков), основной целью деятельности которого является поддержка исследований молодого поколения. Указом Президента Турецкой Республики от 13 ноября 2021 г. № 31658 были определены приоритетные сферы деятельности молодых ученых: технические науки, социально-гуманитарные науки, медицина.

С 2001 г. в Турецкой Республике реализуется программа поддержки выдающихся молодых ученых "Usttin Ba§arili Gen? Bilim insani Odtilleri programi (GEBIP)", на участие в которой могут претендовать лица, отвечающие следующим критериям: 1) возраст до 39 лет; 2) наличие ученой степени; 3) наличие публикаций в зарубежных журналах; 4) осуществление исследовательской деятельности на территории Турции. При этом для женщин — молодых ученых возрастное ограничение может быть отодвинуто на год за каждого рожденного ею ребенка.

Виды поддержки и стимулирующие денежные суммы в рамках программы определяются на конкурсной основе советом сообщества молодых ученых ТИВА. Программой предусматривается как осуще-

33 См.: URL: https://www.canada.ca/en/research-coordmating-committee/priorities/support-early-career-researchers.htmL

34 См.: АватковВ. А. Турецкая модель научной политики // Тренды и управление. 2018. № 2. С. 1—10.

ствление единовременных выплат, так и трехгодичная поддержка исследований. В 2021 г. было принято решение о предоставлении участникам программы GEBiP трехлетней поддержки в размере 30 тыс. турецких лир, выплачиваемых ежегодно. Докторантам — участникам программы, находящимся на стадии защиты диссертации, предоставляется дополнительная поддержка в размере 10 тыс. турецких лир.

В Турецкой Республике функционирует специальная организационная структура — Организация по научно-технологическим исследованиям TUBITAK (Ttirkiye Bilimsel ve Teknolojik Ara§tirma Kurumu). Президент этой организации назначается кабинетом министров, а заместители президента — премьер-министром, как правило, из академической среды. Эта организация оказывает существенное влияние на формирование государственной политики в области науки и технологий. Одним из направлений ее деятельности является реализация программ в сфере науки. В настоящее время этой организацией создана единая информационная база поддержки науки, где аккумулированы сведения обо всех государственных программах, стипендиях, грантах, олимпиадах, реализуемых на территории Турции, начиная с начальных классов школ. В числе таких программ — программа "Yurda Donti§ Ara§tirma Burs Programi", нацеленная на стимулирование возвращения в страну молодых ученых, уехавших за рубеж для осуществления научной деятельности, которым выплачивается специальная стипендия.

Помимо государственных программ в Турции распространена общественная поддержка молодых исследователей. В частности, общественная организация "Bilim Akademisi" (Академия наук) реализует программу премирования молодых ученых "Gen£ Bilim insanlari Odtil Programi — BAGEP". В рамках программы выделяются 27,5 тыс. турецких лир на двухлетнее исследование. Претендовать на участие может молодой ученый до 40 лет, имеющий ученую степень. Условием участия в программе является осуществление исследования на территории Турции и в турецкой организации, при этом сам исследователь не обязательно должен быть гражданином Турции.

Интересен и опыт организационной поддержки молодых ученых, предусмотренный новейшим законодательством Туркменистана. Так, в ст. 26 Закона Туркменистана от 5 июня 2021 г. «Об образовании» в ряду мер государственной поддержки молодых ученых помимо стипендий и грантов предусмотрены создание творческих мастерских, научных школ, временных творческих или научных коллективов под руководством выдающихся деятелей науки и культуры (аналог российской системы научного наставничества), а также передача историко-культурных и научно-технических объектов в пользование молодежным объединениям для их исследовательской деятельности при гарантии сохранности и функциональной связи с пер -воначальным назначением таких объектов.

Таким образом, зарубежный опыт демонстрирует множество разнообразных механизмов и средств, с помощью которых можно обеспечить стимулирование молодых граждан к занятию научной деятельностью. При этом ключевыми остаются финансовые инструменты — достаточность материальных и финансовых средств вкупе с востребованностью научных изысканий являются основополагающими стимулами для молодых ученых.

Заключение. Осознание актуализирующейся в свете новых политических и экономических вызовов проблемы научной эмиграции35 ставит перед государством важнейшие задачи сохранения научного потенциала, создания оптимальных условий для осуществления исследовательской деятельности и внедрения научных идей и разработок в практику. По данным Российской академии наук, с 2012 г. количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России, увеличилось в пять раз; только за период 2018—2021 гг. число ученых в стране сократилось на 30 тыс.36 Можно предположить, что с начала 2022 г. количество покинувших страну ученых существенно увеличилось. Именно поэтому создание условий для сохранения научных кадров и возвращения уехавших за рубеж ученых остается актуальной задачей государственной научной политики.

В этих целях Российским государством предпринимаются ряд мер финансового, организационного, правового и иного характера, призванных стимулировать приток в сферу науки новых кадров и сделать ее более привлекательной для молодежи. Одним из главных инструментов является адекватное и достаточное финансирование научных исследований37 — снижение бюджетных ассигнований на научные разработки, уменьшение частного инвестирования в научный сектор неизбежно влечет отток квалифицированных научных кадров и смену ими сферы деятельности. Наиболее чувствительны к снижению материальных стимулов молодые научные кадры, в связи с чем сохранение достойного уровня заработной платы38 и разнообразия стимулирующих выплат должны оставаться приоритетом государственной политики.

35 См.: ЧернышМ. Ф. О текущей ситуации и возможных ее последствиях // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4. № 2. С. 15—26.

36 См.: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4782133.

37 См.: Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Абрамова А. И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2015. С. 224—234.

38 См. об этом: Ломакина Л. А. Научный потенциал страны и некоторые проблемы правового регулирования труда научных работников // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 84—93; Янкевич С. В. Эффективный контракт с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования: правовые аспекты // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 112—122.

Список литературы

Аватков В. А. Турецкая модель научной политики // Тренды и управление. 2018. № 2.

Васильев А. А., Путило Н. В. Правовой статус ученого как фактор научно-технологического развития России // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 2.

Гутников О. В. Правовой статус молодых ученых и научных работников, вышедших на пенсию // Журнал российского права. 2007. № 7.

Ломакина Л. А. Научный потенциал страны и некоторые проблемы правового регулирования труда научных работников // Журнал российского права. 2020. № 8.

Микулинский С. Р. Некоторые проблемы организации научной деятельности и ее изучения // Организация научной деятельности. М., 1968.

Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Абрамова А. И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2015.

Путило Н. В., Волкова Н. С. Правовое обеспечение развития системы непрерывного образования в Российской Федерации с учетом норм международного права и зарубежного опыта // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15.

Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8.

Черныш М. Ф. О текущей ситуации и возможных ее последствиях // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4. № 2. Янкевич С. В. Эффективный контракт с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования: правовые аспекты // Журнал российского права. 2018. № 2.

References

Avatkov V. A. Turetskaya model' nauchnoy politiki. Trendy i upravlenie, 2018, no. 2, pp. 1—10.

Chemysh M. F. On current situation and its possible consequences. Science Management: Theory and Practice, 2022, vol. 4, no. 2, pp. 15—26. (In Russ.)

Gutnikov O. V. Legal status of young scientists and the science officers who have left on pension. Journal of Russian Law, 2007, no. 7, pp. 60—64. (In Russ.)

Khabrieva T. Y. Main Vectors and Problems of Development of Social Legislation. Journal of Russian Law, 2014, no. 8, pp. 5—15. (In Russ.) DOI: 10.12737/5271.

Lomakina L. A. Scientific Potential of the Country and Some Issues of Regulating the Work of Scientific Workers. Journal of Russian Law, 2020, no. 8, pp. 84—93. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.096.

Mikulinskiy S. R. Nekotorye problemy organizatsii nauchnoy deyatel'nosti i ee izucheniya. Organizatsiya nauchnoy deyatel 'nosti. Moscow, 1968. Pp. 137—150.

Naryshkin S. E., Khabrieva T. Y., Abramova A. I. et al. Scientific Concept of Development of the Russian Legislation. 7th ed. Ed. by T. Y. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2015. 544 p. (In Russ.)

Putilo N. V., Volkova N. S. Legal support for the development of the system of continuing education in the Russian Federation, taking into account the norms of international law and foreign experience. Ezhegodnikrossiyskogo obrazovatel 'nogo zakonodatel 'stva, 2020, vol. 15, pp. 19—34. (In Russ.)

Vasil'ev A. A., Putilo N. V. The legal status of a scientist as a factor in the scientific and technological development of Russia. Science Management: Theory and Practice, 2021, vol. 3, no. 2, pp. 57—74. (In Russ.)

Yankevich S. V. Effective Contract with Scientific and Pedagogical Workers of the Higher Educational Institutions: Legal Aspects. Journal of Russian Law, 2018, no. 2, pp. 112—122. (In Russ.) DOI: 10.12737/art_2018_2_11.

Информация об авторах

Н. С. Волкова, заместитель заведующего отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ

Н. В. Путило, заведующая отделом социального законодательства, и.о. заведующего отделом теории права и междисциплинарных исследований законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук

Э. Аксу, ассистент кафедры искусств Американского университета Гирне (Турция), бакалавр права

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.