Научная статья на тему 'Основные направления реализации механизма государственной поддержки молодых ученых'

Основные направления реализации механизма государственной поддержки молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1772
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ростова Ольга Сергеевна

В данной статье объектом исследования выступают приоритетные направления реализации механизма государственной финансовой поддержки молодых ученых в Российской Федерации. Исходя из общего понимания механизма государственной поддержки, дается авторское определение механизма государственной финансовой поддержки молодых ученых-исследователей. Предметом исследования являются основные элементы реализации данного механизма в форме государственных и ведомственных премий, представляющих особый престижный стимул в сфере организации научных разработок молодыми учеными, адресной финансовой поддержки из средств государственного бюджета, грантового финансирования и конкурсов федеральных целевых программ. На основе проведенного анализа основных направлений реализации механизма государственной поддержки молодых ученых автором делается вывод о своевременности и необходимости применения подобных мер стимулирования молодых исследователей, благодаря чему отмечается преодоление тенденции неуклонного снижения численности занятых в секторе исследований и разработок молодых исследователей и увеличение доли молодых ученых в общей численности отечественных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ростова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR YOUNG SCIENTISTS

The paper studies the priorities for the development of the mechanism of state financial support for young scientists in the Russian Federation. Having discussed the conventional understanding of the mechanism of state support, the author presents an original definition of the mechanism of state financial support for young scientists and researchers. The paper deals with the main forms of the implementation of this mechanism through state and government awards, targeted financial support from the state budget and grant funding from federal target programs that raise the prestige of scientific research and provide incentives for young scientists. Having analysed the main directions of the implementation of the mechanism of state support for young scientists, the author concludes that such measures are timely and necessary in order to motivate young researchers, those measures help to stem the tendency of a steady decline in the number of young researchers employed in the research and development sector and to increase the proportion of young researches in the total number of Russian scientists.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации механизма государственной поддержки молодых ученых»

rostova21rtyandex.ru Ольга Сергеевна Ростова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права и экологической безопасности, начальник отдела научной работы и инноваций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.13 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В данной статье объектом исследования выступают приоритетные направления реализации механизма государственной финансовой поддержки молодых ученых в Российской Федерации. Исходя из общего понимания механизма государственной поддержки, дается авторское определение механизма государственной финансовой поддержки молодых ученых-исследователей. Предметом исследования являются основные элементы реализации данного механизма в форме государственных и ведомственных премий, представляющих особый престижный стимул в сфере организации научных разработок молодыми учеными, адресной финансовой поддержки из средств государственного бюджета, грантового финансирования и конкурсов федеральных целевых программ. На основе проведенного анализа основных направлений реализации механизма государственной поддержки молодых ученых автором делается вывод о своевременности и необходимости применения подобных мер стимулирования молодых исследователей, благодаря чему отмечается преодоление тенденции неуклонного снижения численности занятых в секторе исследований и разработок молодых исследователей и увеличение доли молодых ученых в общей численности отечественных исследователей.

Ключевые слова: государственная поддержка, механизм реализации, молодые ученые.

O.S. Rostova

KEY AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR YOUNG SCIENTISTS

The paper studies the priorities for the development of the mechanism of state financial support for young scientists in the Russian Federation. Having discussed the conventional understanding of the mechanism of state support, the author presents an original definition of the mechanism of state financial support for young scientists and researchers. The paper deals with the main forms of the implementation of this mechanism through state and government awards, targeted financial support from the state budget and grant funding from federal target programs that raise the prestige of scientific research and provide incentives for young scientists. Having analysed the main directions of the implementation of the mechanism of state support for young scientists, the author concludes that such measures are timely and necessary in order to motivate young researchers, those measures help to stem the tendency of a steady decline in the number of young researchers employed in the research and development sector and to increase the proportion of young researches in the total number of Russian scientists.

Keywords: state support, mechanism of implementation, young scientists.

Модернизационным фактором научно-технического прогресса и социально-экономического благополучия государства является формирование и развитие устойчивого сектора научных исследований. Сфера организации научных исследований, как и любая другая сфера управления, должна в полной мере удовлетворять потребностям современного российского государства, способствовать решению стоящих перед ним задач.

«Наука и производимые ею новые знания являются центральным стержнем, на который "нанизываются" практически все аспекты современной экономики, которую называют экономикой знаний. В рыночных инновационных системах наука является важнейшим фактором экономического развития, а не только отраслью по производству знаний как общественного блага» [17, с. 42]. Национальный научный потенциал, его эффективное формирование и реализация являются основными составляющими повышения конкурентоспособности эко-

номики страны, что во многом определяет ее место в мировом сообществе и обусловливает необходимость организации эффективного государственного регулирования данной сферы.

Инновационное общество предполагает опережающее развитие приоритетных направлений науки и применение ее результатов в интересах человека. Результаты научных исследований как фундаментального, так и прикладного характера призваны играть важную роль в достижении цели формирования общества, ориентированного на человека, его потребности и интересы [19, с. 22 - 23]. Вопросы развития национального сектора научных исследований приобретают значимость одного из важнейших системных факторов обеспечения конкурентоспособности и экономического роста страны.

Основными стратегическими документами, определяющими вектор развития российского государства, в

том числе в сфере организации и управления научными исследованиями и разработками, поставлены задачи восстановления лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене, формирования сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок путем создания благоприятных условий притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, реализации научного потенциала молодых ученых, обеспечения возможности решения качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач [6; 12]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет наличие в России научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств как неотъемлемое условие обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений и увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг.

В данном контексте особую значимость приобретают разработки действенного механизма, предполагающего реализацию комплекса мер и последовательных действий, направленных на стимулирование и поощрение исследовательских идей и проектов молодых ученых, создание благоприятных условий для реализации инновационного потенциала молодежи.

Учеными справедливо отмечается стремительный рост в последнее десятилетие блока социального законодательства путем расширения сферы регулирования в сторону новых межотраслевых правовых комплексов, а именно в сферу науки, нано-, биотехнологий [21, с. 6 - 7], что обусловлено объективными факторами, отражающими глобальные вызовы и закономерности общественного развития. С помощью средств и методов правового регулирования государство берет на себя обязанность разработки эффективного использования имеющихся ресурсов, достижения оптимального соотношения затрат и качества проводимых исследований, устранения дисбаланса между спросом на результаты интеллектуальной деятельности на коммерческой стадии их потребления.

Именно поэтому особую значимость приобретает разработка эффективного механизма государственного регулирования сферы организации и проведения научных исследований и разработок, выработка действенных методов и инструментов финансово-экономической поддержки отечественного исследовательского сектора.

Механизм государственной поддержки молодых ученых представляет собой систему целей и средств, направленных на поиск, установление и воспроизводство позитивного потенциала интеллектуальных способностей и организационных возможностей поколения исследователей в возрасте до 40 лет1. Основываясь на

1 Верхняя возрастная граница для молодого ученого (35 лет - для кандидатов наук, 40 лет - для докторов наук), установленная Приказом Минобразования РФ от 18.12.2000 г. № 3705 «Об утверждении Положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации», сохраняется в других нормативных и конкурсных документах.

общем понимании данного механизма, конкретизируем его с точки зрения целей и средств. Это система решений, организационных мер и действий государственных органов, основанная на использовании потенциала молодых исследователей, при их адресном финансировании для достижения их самореализации в науке, актуализации и внедрения результатов научных и научно-технологических разработок в сферу производства, управления, товарно-денежного и финансового обращения, обеспечивающая рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок.

Сегодня механизм государственной финансовой поддержки представляет собой денежные премии, ведомственные и отраслевые стипендии и гранты, направленные на целевое финансирование научных изысканий как отдельных ученых, так и коллективов исследователей научных и образовательных организаций.

Одним из направлений реализации механизма государственной поддержки ученых, направленного на повышение статуса науки и поощрения проведения научных исследований, являются государственные и ведомственные премии за достижения в области науки.

Высшим признанием заслуг молодых отечественных ученых является премия Президента Российской Федерации, которая ежегодно присуждается гражданам Российской Федерации за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук, а также за результаты научной деятельности в сфере инновационного развития экономики и социальной сферы, укрепление обороноспособности страны [1]. Размер каждой премии составляет 2,5 млн рублей.

В целях развития научного потенциала и стимулирования творческой активности ученых начиная с 2005 г. молодым исследователям, внесшим значительный вклад в развитие отечественной науки, ежегодно присуждаются премии Правительства Российской Федерации [8]. В отличие от премии Президента РФ, данная премия вручается наряду с российскими гражданами и иностранным гражданам, и лицам без гражданства (в возрасте не старше 33 лет на дату выдвижения). Присуждение премии производится по решению Правительства РФ на основании предложений Межведомственного совета в области науки и техники.

Еще одним направлением реализации механизма государственной поддержки молодых ученых является адресная финансовая поддержка научных проектов, проводимых российскими учеными (научными группами, структурными подразделениями, научными школами, лабораториями, центрами и т.д.) из средств федерального бюджета, которая способствует интегрированному вовлечению потенциала молодых ученых в исследовательскую работу.

Тенденция привлечения молодых ученых в уже сформированные ведущие научно-исследовательские кластеры на протяжении ряда лет отчетливо просматривается в требованиях к выполнению научно-исследовательских работ в рамках государственного задания бюджетного финансирования Минобрнауки России (по базовой части).

Конкурсной документацией для коллектива исполнителей на соискание грантов, проводимых в рамках проектной части государственного задания Минобрнауки России образовательным организациям высшего образования на проведение научных исследований, предъявляется требование обязательного включения аспирантов и студентов в состав исполнителей (см.: URL: http://dusp.ru). Требования к обязательному привлечению молодых исследователей (до 35 лет) предъявляются к коллективу научной школы на соискание грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ. При этом не менее 50% средств, расходуемых на оплату труда, должно быть распределено молодым (до 35 лет) ученым и специалистам научной школы.

Различные формы грантового финансирования как отдельных ученых, так и коллективов ученых (школ, лабораторий, центров и т.д.) являются отдельным направлением реализации механизма государственной поддержки молодых исследователей. В соответсвии со ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» гранты представляют собой денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями [4].

Важнейшими функциями грантового финансирования справедливо считаются использование конкурентных и конкурсных принципов, обеспечение и поддержание разнообразия тематических и методических подходов к научным проблемам, умножение численности исследователей [15, с. 172]. Порядок получения грантов на проведение научных исследований определяется конкурсной документацией.

Советом по грантам Президента Российской Федерации ежегодно с 2003 г. поддерживается 400 проектов молодых кандидатов наук (из более чем 2,5 тысяч поданных заявок) и 60 проектов молодых докторов наук (из более чем 300 заявок) (см.: URL: https://grants.extech.ru/ grants/ res/winners.php). Поддержанные гранты предполагают двухлетнее финансирование в размере 600 тыс. руб. ежегодно по грантовым проектам для кандидатов наук и 1 млн руб. по проектам для докторов наук [2]. Необходимым условием при оформлении заявок на вышеуказанные конкурсы является обязательное включение в число соисполнителей по проекту (без учета руководителя) молодых ученых в возрасте до 35 лет, аспирантов и студентов.

С целью поддержки научных исследований, проводимых молодыми учеными по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, Минобрнау-ки России совместно с Советом по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации в 2014 г. объявило о проведении конкурса на получение стипендии Прези-

дента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики на 2015 -2017 гг. [3; 10].

В целях формирования единого подхода к реализации поставленных задач в последние годы отмечается значительное перераспределение государственных бюджетных ресурсов в пользу стимулирования научных исследований и разработок, проводимых молодыми учеными на конкурсной основе за счет средств различных научных фондов.

Сохраняется постепенное увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований и разработок молодых исследователей. Научные фонды, такие как Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), ежегодно объявляют специализированные конкурсы для молодых ученых, предполагающие проведение не только исследовательских проектов отдельными молодыми учеными, но и включение их в составы коллективов ведущих ученых2. Отдельные виды конкурсов предполагают финансирование проведения молодежных научных мероприятий - конференций, школ, семинаров и т.д. Проводятся отдельные конкурсы для аспирантов и докторантов как для физических лиц.

По словам генерального директора созданного в 2013 г. Российского научного фонда (РНФ) Александра Хлунова, политика фонда - это политика поддержки молодежи, которой труднее пробиваться [22]. Конкурсная документация на проведение отдельных конкурсов фонда содержит прямое указание на необходимость включения в состав научного коллектива молодых ученых3. Ресурсное обеспечение Программы деятельности РНФ (далее - Программа) [24] на 2015 - 1017 годы заложено в размере 54,6 млрд руб. Одним из индикаторов и показателей результативности реализации Программы является ежегодное увеличение доли молодых исследователей (до 39 лет) в общей численности исполнителей проектов с 45% в 2015 г. до 55% в 2017 г.

2 См., напр.: Конкурс научных проектов, выполняемых молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации; Конкурс проектов организации российских и международных молодежных научных мероприятий; проекты проведения научных исследований, выполняемые коллективами (до 10 человек), состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя. URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru, http://www.rfh.ru.

3 См., напр.: Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с привлечением молодых исследователей» (до 35 лет); «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными группами» (до 39 лет); «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований вновь создаваемыми научной организацией и вузом совместными научными лабораториями» (до 39 лет). URL: http://rscf.ru/sites/ default.

Важным направлением реализации политики государства в научно-технической сфере на протяжении последних 10 лет остаются федеральные целевые программы. Число программ, реализуемых отдельными ведомствами или совместными усилиями различных ведомств, постоянно растет. Существует мнение, что акцент развития российской науки смещается в сторону вузовской науки [20, с. 23; 16, с. 104]. И это не случайно. Сегодня решение вопросов подготовки квалифицированных кадров, отвечающих изменяющимся социально-экономическим реалиям и управленческому контексту, связанному с реформированием профессионального образования, приобретает первостепенное значение [18]. Именно научный потенциал современного вуза в значительной мере определяет качество воспроизводства новых знаний при подготовке высококвалифицированного, конкурентоспособного, социально зрелого выпускника, ориентированного на требования работодателя.

Отдельные федеральные программы предполагают целевое финансирование научных и образовательных организаций. Программные документы определяют систему мер, обеспечивающих воспроизводство, развитие и повышение конкурентоспособности кадрового потенциала в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации за счет притока и закрепления молодых исследователей и задают ориентиры профессионального роста, повышения результативности и конкурентоспособности кадрового потенциала молодых ученых.

Так, например, федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» [11] ориентирована на обеспечение вклада отечественных исследований и разработок, проводимых в том числе и молодыми учеными, в достижение стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу путем достижения таких целевых индикаторов и показателей, как увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей (с 33% в 2014 г. до 35% в 2020 г. от общей численности исследователей); снижение среднего возраста исследователей (с 47 лет в 2014 г. до 43 лет в 2020 г.) и др.

Разработанная в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие науки и технологий» [13] в продолжение ранее реализованной государственной программы поддержки и развития научного кадрового потенциала [7] Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы ставит основной целью развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы и повышение его конкурентоспособности на мировом уровне [14].

Реализация обозначенной цели предполагает в качестве первоочередных задач поддержку преемственности поколений исследователей, а следовательно, создание необходимых условий для воспроизводства «молодой» науки. Целевыми индикаторами и показа-

телями, характеризующими решение задачи повышения результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности, являются: снижение среднего возраста исследователей - участников Программы (с 47,5 лет в 2014 г. до 43 лет в 2020 г.); увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы (с 33,1% в 2014 г. до 35% в 2020 г.); увеличение доли исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей - участников Программы в возрасте до 39 лет (с 14,1% в 2014 г. до 17,5% в 2020 г.); увеличение количества студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (с 2000 до 13 000 человек к 2020 г.).

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы устанавливает порядок предоставления государственной финансовой поддержки молодым ученым (кандидатам наук - не старше 35 лет, докторам - не старше 40 лет) в форме социальной выплаты на покупку жилого помещения, в том числе с привлечением средств жилищного кредита или займа [9]. Программа устанавливает определенные требования и ограничения к участникам, а именно предъявления к стажу работы в научной организации (не менее 5 лет), единоразовое право на получение данной выплаты, обязанность ученого не расторгать по своей инициативе трудовой договор с работодателем в течение 5 лет со дня получения социальной выплаты.

Таким образом, основные направления современного механизма государственной финансовой поддержки молодых ученых состоят из государственных и ведомственных премий, президентских премий, представляющих особый престижный стимул в сфере организации научных разработок молодыми учеными, адресной финансовой поддержки из средств государственного бюджета, грантового финансирования и конкурсов федеральных целевых программ. Благодаря реализуемому в последние годы комплексу мер по поддержке «молодой» науки можно констатировать преодоление тенденции неуклонного снижения численности занятых в секторе исследований и разработок молодых исследователей. Доля ученых в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности исследователей возросла с 31% в 2008 г. до 40% в 2013 г. (см.: Ш1_: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_ апсМппоуа^ог^аепсе).

Совокупность факторов, иницирующих и сопровождающих научные исследования, позволяет осуществить цели и задачи современной научно-исследовательской деятельности молодых ученых в интересах достижения благосостояния человека и государства.

Вместе с тем нельзя не согласиться, что достижение существенного экономического подъема, роста производительности труда и капитала невозможно без сфор-

мированных базовых экономических и социальных институтов, в связи с чем институциональное оформление научного сектора должно быть обеспечено базовыми институтами рыночной экономики [23, с. 80]. Невозможно решение проблем привлечения молодых ученых в научную сферу путем реализации одних только мер государственной поддержки. Необходимы консолидированные действия со стороны частного сектора экономики, бизнес-структур, предпринимательства по созданию условий реализации потенциала молодых ученых путем коммерциализации результатов исследований и разработок, их трансфера из научных центров в реальную экономику. Из этого следует, что решение задачи по превращению научного потенциала страны в один из ресурсов постоянного кадрового обеспечения инновационной экономики имеет приоритетное значение.

1. Указ Президента РФ от 30.07.2008 г. № 1144 (ред. от 01.07.2014 г.) «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых» // Собр. Законодательства РФ. 2014. 7 июля. № 27. Ст. 3754.

2. Указ Президента РФ от 09.02.2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук» // Собр. Законодательства РФ. 2009. 16 фев. № 7. Ст. 812.

3. Указ Президента РФ от 13.02.2012 г. № 181 «Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики» // Собр. Законодательства РФ. 2012. 20 фев. № 8. Ст. 987.

4. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г.) // Собр. Законодательства РФ. 2013. 4 нояб. № 44. Ст. 5630.

5. Федеральный закон «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.11.2013 г. № 291-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. 2013. 4 нояб. № 44. Ст. 5630.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Собр. Законодательства РФ. 2008. 24 нояб. № 47. Ст. 5489.

7. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. № 568 // Собр. Законодательства РФ. 2008. 4 авг. № 31. Ст. 3739.

8. Постановление Правительства РФ от 05.08.2010 г. № 601 (ред. от 20.08.2014 г.) «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых» // Собр. Законодательства РФ. 2014. 25 авг. № 34. Ст. 4688.

9. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (ред. от 18.10.2014 г.) «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2014).

10. Постановление Правительства РФ от 07.06.2012 г. № 563 «О назначении и выплате стипендии Президента Российской

Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики» (ред. 25.11.2013 г.) // Собр. Законодательства РФ. 2012. 11 июня. № 24. Ст. 3194.

11. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы»: утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 г. № 426 (ред. 21.07.2014 г.) // Собр. Законодательства РФ. 2013. 3 июня. № 22. Ст. 2810.

12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р // Собр. Законодательства РФ. 2012. 2 янв. № 1. Ст. 216.

13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий»: утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 г. № 2433-р // Собр. Законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7569 (утратила силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы» от 15.04.2014 г. № 301 // Собр. Законодательства РФ. 2014. 5 мая. № 18 (ч. I). Ст. 2150.

14. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы: утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2013 г. № 860-р.

15. Бабина К.И. Грант как один из способов финансирования научных учреждений: особенности, проблемы, перспективы // Вестник СГСЭУ. 2014. № 5 (54). С. 170 - 173.

16. Дородонова Н.В. К вопросу о модернизации системы подготовки и аттестации научных кадров в Российской Федерации // Право. Законодательство. Личность. 2013. № 1 (16). С. 102 - 106.

17. Миндели Л.Э., Черных С.И. Российская наука: реальности и перспективы // Инновации. 2012. № 12. С. 42 - 50.

18. Наумов С.Ю., Константинова Л.В., Яшин Н.С. Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51). С. 72 - 76.

19. Рыбаков О.Ю. Стратегия права: в поисках гармонии личности и государства // Стратегии правового развития России / колл. авт.; под. ред. О.Ю. Рыбакова. 2-е изд., стер. М.: ЮСТИЦИЯ, 2015.

20. Рыбаков О.Ю. Научно-исследовательская работа вузов как один из важнейших показателей эффективности деятельности учебного заведения // Аккредитация в образовании. 2012. № 7 (59). С. 22 - 26.

21. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8 (212). С. 5 - 15.

22. Хлунов А.В. Онлайн-интервью // Газетами. 2014. 23 мая. URL: http://www.gazeta.ru/science/interview/nm/s6040141.shtml (дата обращения: 17.01.2015)

23. Шевашкевич Д.С. Государственное регулирование научно-технической политики в России // Наука и общество. 2013. № 2 (11). С. 80 - 83.

24. Программа деятельности Российского научного фонда на 2015 - 2017 годы. URL: http://рнф.рф/fonddocs (дата обращения: 30.01.2015).

Сергей Петрович Сазонов,

Заслуженный экономист Российской Федерации, Государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой экономики и финансов предприятий, Волгоградский государственный технический университет

[email protected] Павел Евгеньевич Пеньков,

аспирант кафедры экономики и управления, Волгоградский институт экономики, социологии и права

[email protected] Фамиль Назим оглы Мамедов,

аспирант кафедры экономики и финансы предприятий, УДК 330.322 Волгоградский государственный технический университет

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - ОСНОВНОЙ ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ КАПИТАЛОЕМКИХ ПРОЕКТОВ

В статье поднимается вопрос об интеграции отечественных компаний в мировое экономическое пространство в результате исчерпания источников обеспечения восстановительного роста, неизбежного столкновения с потребностью в реализации проектов, по своей сложности и масштабам равных тем, что осуществляются их конкурентами на мировых рынках, а в роли инструмента для реализации таких проектов выступает проектное финансирование (ПФ), которое становится потенциально все более востребованным и необходимым в нашей стране. Статья посвящена особенностям проектного финансирования в российских условиях. Рассматриваются основные черты проектного финансирования, выявленные при сопоставлении российского и зарубежного опыта, а также риски, сопровождающие проекты. Приводятся статистические данные. Представлена авторская классификация проектного финансирования по различным характеристикам.

Ключевые слова: проектное финансирование, инвестиции, инвестиционный климат, управление, организация, учредитель, платежеспособность, денежный поток, срок окупаемости, норма доходности, конкурентоспособность.

S.P. Sazonov, P.Ye. Penkov, F.N. Mamedov

PROJECT FINANCING AS THE MAIN WAY TO FUND CAPITAL-INTENSIVE PROJECTS

The paper discusses the integration of Russian companies into the global economy as a result of depleted sources for regenerative growth, the inevitable emergence of the need to implement projects that are equal in their complexity and scale to those of their competitors on the world markets. The implementation of such projects is possible through project financing (PF) which is potentially becoming more and more popular and necessary in Russia. The paper considers the features of project financing in the Russian context. The authors describe the main characteristics of the project financing that have been identified through comparison of Russian and foreign experience as well as the risks that accompany those projects, show statistical data, and present an original classification of project financing according to various criteria.

Keywords: project financing, investment, investment climate, management, organization, founder, solvency, cash flow, payback period, rate of return, competitiveness.

[email protected]

Как показывает мировой опыт, проектное финансирование является одним из наиболее практичных способов для реализации крупномасштабных и капиталоемких проектов. Отечественные компании по мере вхождения в мировое сообщество сталкиваются с проблемой поиска источников финансирования, тем самым они вынуждены прибегать к опыту зарубежных коллег, где проектное финансирование - довольно распространенное явление при дорогостоящих проектах.

По расчетам специалистов, уровень потребности в инвестициях в российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) составил к 2012 г. 352 млрд долл. [9]. Согласно экспертной оценке совокупный объем инвестиций, привлекаемый по методологии проектного финансирования в топливно-энергетический комплекс России, будет находиться в диапазоне 25 - 30 млрд долл. [5]. Реалии таковы, что данные расходы могут превысить планку в 50 млрд долл. с учетом отсутствия капитало-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.