Научная статья на тему 'ПОЗИЦИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ В 2022 ГОДУ'

ПОЗИЦИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ В 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Эбзеева Юлия Николаевна, Смирнова Юлия Борисовна

На протяжении длительного времени многие государства стремятся обеспечить вхождение своих университетов в глобальные рейтинги, которые отражают не только значимость университетов, но и «международный престиж страны» [11]. Причиной популяризации глобальных рейтингов в нашей стране стала глобализация российской системы высшего образования. Рейтинги дают представление о вузах не только абитуриентам, студентам и академическому сообществу, но и потенциальным работодателям - о качестве подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности и т.д. Значимым параметром глобальных рейтингов выступает и «информационная открытость» университетов [11]. Кроме того, университеты борются не только за абитуриентов, но и за дополнительное финансирование, поскольку образование и наука стали элементом экономического обмена [5]. Статья посвящена позициям учреждений высшего образования Российской Федерации в мировых рейтингах в 2022 году. Актуальность исследования обусловлена тенденциями реализации научных исследований в вузах и политической ситуацией. Система рейтингования основана на объективной оценке экспертами из разных стран значимых достижений вузов. Поскольку в настоящее время реализация научных исследований в отечественных вузах все чаще сталкивается с трудностями, можно утверждать, что глобальные рейтинги стали противоречивым инструментом оценки конкурентоспособности российских вузов. Авторы описывают динамику позиций российских университетов в мировых рейтингах в 2022 году, состояние национальных рейтингов и трудности реализации научных исследований на основе статистического и сопоставительного подходов. Результаты работы вносят определенный вклад в теорию управления и могут способствовать успешному продвижению российских научных достижений и университетов в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Эбзеева Юлия Николаевна, Смирнова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONS OF THE RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE WORLD UNIVERSITY RANKINGS IN 2022

Many states have been striving to ensure their universities’ presence in the global rankings which reflect not only the significance of universities but also the ‘international prestige of the country’ [11]. The reason for the popularization of global rankings in Russia was the globalization of the Russian system of higher education. Rankings present universities not only to applicants, students and the academic community, but also to potential employers - by informing about the quality of education, research activities, etc. Another significant parameter of global rankings is the ‘information openness’ of universities [11]. In addition, universities are fighting not only for applicants but also for additional funding, since education and science have become an element of the economic exchange [5]. The article considers the positions of the Russian higher education institutions in the world rankings in 2022. The relevance of the study is determined by the current trends in the university scientific research and by the political situation. The ranking system is based on the objective assessment by experts from different countries of the significant achievements of universities. Since the scientific research in Russian universities faces difficulties, the authors argue that global rankings have become a controversial means for assessing the competitiveness of Russian universities. The authors describe the dynamics of the positions of Russian universities in world rankings in 2022, the state of national rankings and the difficulties of scientific research based on the statistical and comparative approaches. The results of the study make a certain contribution to the theory of management and can contribute to the successful promotion of Russian scientific achievements and universities in the world community.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ В 2022 ГОДУ»

#

RUDN Journal of Sociology. ISSN 2313-2272 (print), ISSN 2408-8897 (online) ТёстникРУДн"сёрйяГсОЦИОЛОгП^

2022 Vol. 22 No. 4 909-918

http://journals.rudn.ru/sociology

DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-909-918

Позиции российских вузов в мировых рейтингах в 2022 году*

Ю.Н. Эбзеева, Ю.Б. Смирнова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия (e-mail: ebzeeva_yun@pfur.ru; yuryeva-yub@rudn.ru)

Аннотация. На протяжении длительного времени многие государства стремятся обеспечить вхождение своих университетов в глобальные рейтинги, которые отражают не только значимость университетов, но и «международный престиж страны» [11]. Причиной популяризации глобальных рейтингов в нашей стране стала глобализация российской системы высшего образования. Рейтинги дают представление о вузах не только абитуриентам, студентам и академическому сообществу, но и потенциальным работодателям — о качестве подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности и т.д. Значимым параметром глобальных рейтингов выступает и «информационная открытость» университетов [11]. Кроме того, университеты борются не только за абитуриентов, но и за дополнительное финансирование, поскольку образование и наука стали элементом экономического обмена [5]. Статья посвящена позициям учреждений высшего образования Российской Федерации в мировых рейтингах в 2022 году. Актуальность исследования обусловлена тенденциями реализации научных исследований в вузах и политической ситуацией. Система рейтингования основана на объективной оценке экспертами из разных стран значимых достижений вузов. Поскольку в настоящее время реализация научных исследований в отечественных вузах все чаще сталкивается с трудностями, можно утверждать, что глобальные рейтинги стали противоречивым инструментом оценки конкурентоспособности российских вузов. Авторы описывают динамику позиций российских университетов в мировых рейтингах в 2022 году, состояние национальных рейтингов и трудности реализации научных исследований на основе статистического и сопоставительного подходов. Результаты работы вносят определенный вклад в теорию управления и могут способствовать успешному продвижению российских научных достижений и университетов в мировом сообществе.

Ключевые слова: высшее образование; глобальные рейтинги; национальные рейтинги; научные исследования; российские университеты; глобализация системы высшего образования

Относительно недолгая история мировых рейтингов университетов показывает, что они играют значимую роль в образовательной политике. Однако в последнее время влияние рейтингов в сфере высшего образова-

* © Эбзеева Ю.Н., Смирнова Ю.Б., 2022

Статья поступила 30.05.2022 г. Статья принята к публикации 03.10.2022 г.

ния вызывает споры, преимущественно по вопросам методологии рейтингов. Исследователи выделяют несколько основных направлений дискуссий: «выбор показателей, включаемых в рейтинговую систему; проблемы, связанные с использованием основных для мировых рейтингов университетов видов показателей: библиометрических и peer review; проблемы агрегирования индикаторов в единый индекс» [6]. Безусловно, если речь идет о рей-тинговании университетов разных государств, то оценивание еще больше усложняется.

Сегодня реализация научных исследований в отечественных вузах все чаще сталкивается и с другими трудностями: «относительная изолированность от мирового научного сообщества; недостаточная мотивированность преподавателей университетов к увеличению объемов научной деятельности; необходимость в представлении результатов научных исследований на английском языке» [10]. Кроме того, в последнее время увеличилось количество случаев, когда российским авторам приходят отказы от редакторов авторитетных изданий, входящих в международные базы данных, в публикации научных работ. Сказать однозначно, что российская система высшего образования была к этому не готова, нельзя. В российских СМИ все чаще появляется информация, что правительство страны рассматривает возможность отменить обязательные требования наличия публикаций в журналах, входящих в международные базы данных WoS/Scopus, в рамках выполнения федеральных проектов, программ и государственных заданий.

Рейтинги представляют собой оценку совокупности параметров университетской среды с их дальнейшим суммированием и использованием определенных весовых коэффициентов, которые разнятся в зависимости от рейтинга. Все это в той или иной степени свидетельствует о некоей субъективности и специализации рейтингов. Более того, рейтинги не подвергались специальной проверке на чувствительность к небольшим изменениям весовых коэффициентов, хотя именно этот параметр «должен стать главным тестом их работоспособности» [1]. Однако это не отменяет того факта, что рейтинги прочно вплетены в университетскую жизнь и образовательную политику подавляющего большинства стран и стали значимым параметром системы образования.

Научные исследования выступают одним из ключевых параметров при составлении рейтингов университетов — как глобальных, так и национальных. Состояние научных исследований в России может быть охарактеризовано по следующим составляющим: вхождение университета в рейтинги; программа научного развития университета [8]; участие в программе государственной поддержки [2]. Реализация программ научного развития университетов началась с 2012 года: «Каждый университет России публикует программу научного развития, которая в своей содержа-

тельной части содержит информацию о проделанной в этом направлении работе, а также о перспективах научных мероприятий» [10]. Второй параметр — участие в программе государственной поддержки. С 2021 года началась реализация программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», целью которой является формирование в России более ста прогрессивных университетов — центров научно-технического и социально-экономического развития страны [17]. Было обозначено четыре главные задачи: увеличение доли российской науки на глобальном рынке; обеспечение привлекательности работы в России для ведущих и молодых ученых; кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, отраслей экономики, социальной сферы; использование научно-образовательных и инновационных возможностей университетов, чтобы уменьшить сроки внедрения новых продуктов в экономику страны. Программа «Приоритет-2030» нацелена на формирование группы университетов-лидеров, которые будут примером развития научных исследований, повысят научно-исследовательский потенциал страны и качество образовательных, научно-технических и социальных услуг университетов, что не может не найти отражение в рейтингах — как национальных, так и глобальных.

Динамика позиций российских вузов в мировых рейтингах в 2022 году

Еще десять лет назад мировые рейтинги были «плотно вплетены в жизнь университетов и в национальную политику многих стран, став заметным фактором рынка образовательных услуг» [1]. Уже в то время исследователи и руководители в сфере высшего образования отмечали важность и долгосрочность рейтингов [22]. Система рейтингования ведущих университетов рассматривалась как модель объективной оценки экспертами разных стран значимых достижений вузов. Эта система позволяет представить необходимую информацию по определенным критериям для ее последующего ранжирования и сравнения, что позволяет отследить конкурентность данных в сравнении с другими организациями. Конечно, рейтинги не всегда дают объективную оценку в силу разных подходов к методике измерения. Более того, подавляющее большинство рейтингов имеют ограничения в методической и информационной открытости, и используемая методика оказывает огромное влияние на конечный результат. Соответственно, наблюдаются различия рейтингов по следующим параметрам: «архив рейтинга (по годам); сам рейтинг (по вузам); описание методики» [1]. Тот факт, что результаты рейтингов могут быть доступны лишь по ограниченному числу университетов, а большая часть информации не доступна к просмотру и анализу, позволяет утверждать, что не всегда позиция в рейтинге отражает состояние

образования. Разные методологические подходы влияют на позицию в рейтинге, и, пример, «улучшение показателей университетов России в мировых рейтингах в основном определено ростом показателей научного признания» [10] (мнение академических экспертов и наукометрические данных).

Реализация научных исследований оценивается тремя ключевыми глобальными рейтингами: QS World University Rankings, THE World University Rankings и ARWU Academic Rankings of World Universities. В 2022 году был опубликован ежегодный рейтинг университетов QS World University Rankings 2023, составляемый британским агентством Quacquarelli Symonds [13]. Поскольку в феврале 2022 года авторы рейтинга заявили о прекращении привлечения к рейтингованию новых российских университетов, в рейтинге представлены те же 48 университетов нашей страны, что и в прошлом году: 17 смогли улучшить свои позиции, 16 — сохранить прошлогодние результаты. Рейтинг QS публикуется ежегодно и включает шесть параметров: академическая репутация, соотношение численности студентов и НПР (научно-педагогических работников), количество цитирования на одного НПР, репутационная составляющая среди работодателей, доля иностранных студентов и НПР.

8 июня 2022 года вышел ежегодный рейтинг QS, который охватил 1422 университета (в предыдущем выпуске было 1300). Список российских университетов возглавили поднявшийся на три строки МГУ им. М.В. Ломоносова — 75-я позиция, поднявшийся на 51 строку МГТУ им. Н.Э. Баумана — 230-я позиция — и опустившийся на 14 строк НГУ. Рейтинг возглавили Массачусетский технологический институт, Кембриджский и Стэнфордский университеты. В топ-10 представлено 5 американских университетов, 4 английских и 1 швейцарский.

В 2021 году наблюдалась положительная динамика вхождения российских вузов в мировые рейтинги. В World University Rankings THE в

2021 году вошло рекордное число российских вызов: лидером стал МГУ им. М.В. Ломоносова, заняв 174 место [14]; в рейтинге также появились МФТИ (201-250), Санкт-Петербургский политехнический университет, ВШЭ (301-350), МИФИ, Санкт-Петербургский горный университет (401-500). В

2022 году в рейтинг THE новые российские вузы не добавились, и только один университет продемонстрировал положительную динамику [15]: МГУ им. М.В. Ломоносова улучшил свои позиции, оказавшись на 158 месте (+16 позиций), а остальные вузы не изменили свои позиции.

Расчеты проводятся на основе самостоятельно сформированной репу-тационной базы данных Academic Reputation Survey и статистических данных из наукометрической базы данных Elsevir's Scopus. Вузы оцениваются по следующим группам показателей: преподавание (30 %); исследования (30 %); цитирования (30 %); международная деятельность (7,5 %); связь с

промышленностью (2,5 %). По отдельно взятым критериям, в частности, по критерию «среда обучения», у российских вузов высокие результаты: МГУ им. М.В. Ломоносова и МФТИ входят в сто лучших вузов по критерию «качество учебной среды», и МГУ еще входит в сто лучших вузов по критерию «исследования». К сожалению, в настоящее время профили российских вузов в списке рейтинга заблокированы — недоступны к просмотру, как и на сайте рейтинга QS.

Впервые глобальный рейтинг Academic Rankings of World Universities (ARWU) был опубликован в 2003 году. Его основной задачей было определение различий между мировыми университетами и университетами Китая. В Шанхайском рейтинге 2021 года можно наблюдать ухудшение позиций российских университетов, причем в 2021 году в него вошло только 9 российских университетов (в 2020 — 11). В отличие от других ключевых рейтингов в ARWU ключевым показателем выступают высокие научные достижения, но не учитывается трудоустройство выпускников, соотношение студентов и профессорско-преподавательского состава, количество зарубежных сотрудников. В критерии оценки входят качество образования, качество преподавательского состава, высокоцитируемые сотрудники, исследовательская продуктивность, количество научных статей и результативность на одного сотрудника. Рейтинг основан именно на исследовательской работе университетов, и по данному параметру занимает радикальную позицию [9]. Однако не следует забывать, что разные подразделения университета могут обеспечивать разное качество исследовательских работ, т.е. очевидна проблема усред-ненности [24]. Кроме того, учет только достижений в науке при составлении рейтинга не всегда объективно отражает качество университета в целом (не менее важны результаты учебы студентов) [23].

Единственным российским вузом, входящим в топ-100 ARWU, является МГУ им. М.В. Ломоносова, который делит 97 место с Carnegie Mellon University и University of Florida (США). В топ-300 входит только один вуз из России — Санкт-Петербургский государственный университет (301-400). В топ-500 представлен один российский вуз — Московский физико-технический институт (501-600) [12].

Таким образом, основу главных глобальных рейтингов университетов составляют показатели научной деятельности. Причем повышение их количественной составляющей считается более значимым, чем продвижение результатов научной деятельности [4].

Национальные рейтинги

Российской Федерации

Существует интересная взаимосвязь между международными и национальными рейтингами: большая часть университетов, входящих в топ-100 международных рейтингов (QS, THE, ARWU), находится в странах, где ве-

дется активная работа по составлению национальных рейтингов, т.е. правильная система сбора и предоставления данных помогает университетам продвинуться в международных рейтингах [1].

В России было принято решение о создании национального рейтинга, который составляет Министерство образования с 2005 года (2005-2007). В 2009 году появился первый отечественный рейтинг университетов, формируемый независимым агентством в сфере образования «РейтОР». С 2009 года публикуется Национальный рейтинг университетов (НРУ) «Интерфакса», но его авторы не рассматривали университеты творческого профиля и силовых структур, образовательные учреждения с преимущественно заочной формой обучения и малым количеством направлений, а также исследовательские организации с образовательными программами не ниже аспирантуры. В тройке лидеров представлены МГУ им. М.В. Ломоносова (1), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (2) и МФТИ (3).

По результатам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» был разработан рейтинг «Первая миссия». В нем участвуют все вузы вместе с филиалами, они оцениваются по следующим параметрам: оценка экспертов, личные достижения студентов, результаты образовательных программ. Данные для анализа аккумулируются из опросников и информации из открытых источников, что делает рейтинг более объективным [18]. В первую лигу рейтинга вошли три университета: КФУ (Республика Татарстан), ТюмГУ (Томская область) и РУДН (Москва).

Национальный рейтинг RAEX, как и предыдущий, показал существенные региональные диспропорции в сфере высшего образования. Как и в рейтинге НРУ, здесь не рассматриваются вузы творческой и спортивной направ-ленностей и силовых ведомств. Рейтинговый показатель складывается из трех параметров: «условия для получения качественного образования, уровень востребованности выпускников работодателями, уровень научно-исследовательской деятельности» [16].

Ключевой показатель рейтинга «Самые востребованные вузы России — МИА "Россия сегодня"» — уровень подготовки выпускников к рынку труда. Основные критерии оценки — «доля выпускников по очной форме обучения, получивших направление на трудоустройство, доля доходов от НИР, индекс цитирования научных трудов» [21].

В основе рейтинга «Международное признание» лежат показатели открытого доступа: «продвижения в глобальных рейтингах; результаты международной аккредитации, исходя из реестра DEQAR; результаты международных олимпиад и конкурсов; количество иностранных студентов» [19].

Рейтинг «Forbes» оценивает четыре параметра: востребованность у работодателей, исходя из опроса ста лучших работодателей России; нетворкинг (средний балл ЕГЭ и др.); качество образования (соотношение студентов и

преподавателей, зарплата профессорско-преподавательского состава, доля молодых сотрудников и т.д.); международное признание (вхождение в глобальные рейтинги — QS, THE, ARWU).

Существуют и другие национальные рейтинги: рейтинг по индексу Хирша, где учитывается индекс Хирша образовательной организации, рассчитанный по данным наукометрической базы elibrary.ru; рейтинг по данным Мониторинга эффективности, который был введен Министерством образования и науки в 2012 году; рейтинг «Оценка качества обучения», где сопоставляются данные на входе в процесс обучения, в процессе и выходе; рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации — учитывает открытые данные из документа об организациях, которые проводят аккредитацию образовательных программ Министерства образования и науки; рейтинг исследовательского центра «Superjob» оценивает средний уровень дохода выпускников университетов; рейтинг «Национальное признание» компании «Univer. EXPERT Академический критик» учитывает такие показатели, как «значимость основных дисциплин университета, уровень преподаваемых наук, работа преподавательского состава» [20].

Если международные рейтинги в целом ориентируются на научно-исследовательскую деятельность и международную репутацию университетов, то в основе национальных рейтингов лежит качество образовательных услуг и конкурентоспособность выпускников на рынке труда (умения и навыки применять свои знания на практике). Вхождение университета в мировой рейтинг вносит вклад в имидж сферы высшего образования страны и увеличивает долю образовательных услуг в структуре ее экспорта. Однако присутствие университетов в ключевых мировых рейтингах имеет не только положительный эффект: если позиция университета в рейтинге невысока или снижается, это может привести к уменьшению потока абитуриентов и иностранных сотрудников и, как следствие, к сокращению государственной поддержки (уменьшению финансирования) и слиянию университетов. Иными словами, необходимо разумно использовать рейтинги в качестве системы оценивания университета. А поскольку любая рейтинговая система, в том числе глобальные рейтинги, в той или иной степени подчинена предпочтениям ее авторов, российской системе образования следует создавать и развивать собственные рейтинги.

Библиографический список

1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Экономика образования. 2012. № 2.

2. Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. 2016. № 10.

3. Болотов В.А., МотоваГ.Н., Наводнов В. Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. № 3.

4. Галынский В.М., Жук А.В. Рейтинг учреждений Scimago для оценки национальной системы образования и отдельного университета // Высшее образование в России. 2021. № 6.

5. Ирхин Ю.В. Мировые рейтинги университетов как управленческий фактор систем высшего образования // Ars Administrandi. 2013. № 1.

6. Кинчаров А.В. Методология мировых рейтингов университетов: анализ и критика // Управление репутацией вуза. 2014. № 2.

7. Назарова И.Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8-9.

8. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Анализ особенностей реализации инновационных моделей развития в вузах // Московский экономический журнал. 2018. № 4.

9. Эбзеева Ю.Н., Гишкаева Л.Н. Перспективы продвижения российских вузов в международном академическом рейтинге ARWU // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 2.

10. Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Реализация научных исследований в российских университетах: вызовы и ответы современности // Вестник МГОУ Серия: Педагогика. 2021. № 4.

11. Юдина А.С., Павлова И.А. Международные рейтинги и конкурентоспособность университетов. // Вестник науки Сибири. 2017. № 1.

12. Официальный сайт ARWU: Rankings // URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/ arwu/2022.

13. Официальный сайт QS University Rankings // URL: https://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-university-rankings/2022.

14. Официальный сайт THE World University Rankings // URL: https://www.timeshigheredu-cation.com/world-university-rankings/2021/world-ranking.

15. Официальный сайт THE World University Rankings // URL: https://www.timeshigheredu-cation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking.

16. Официальный сайт Социоцентра: Методология рейтинга лучших вузов России RAEX-100 // URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/fce/2021-Metodologiya-reytinga-luchshikh-vuzov-Rossii-RAEX.pdf?ysclid=lac5pdauxb554098621.

17. Официальный сайт Минобрнауки России: Программа «Приоритет-2030» // URL: https:// minobrnauki.gov.ru/action/priority2030.

18. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Рейтинг «Первая миссия» // URL: https://best-edu.ru/ratings/national/rejting-pervaya-missiya?yscl id=lac50edmoo423183885.

19. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Рейтинг «Международное признание» // URL: https://best-edu.ru/ratings/national/ rejting-mezhdunarodnoe-priznanie?ysclid=lac518i16i630803510.

20. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Рейтинг «Национальное признание» // URL: https://best-edu.ru/ratings/national/national_recogniti on?ysclid=lac52finyw341883322.

21. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Самые востребованные вузы России — МИА «Россия сегодня» // URL: https://best-edu.ru/ratings/ national/samye-vostrebovannye-vuzy-rossii?ysclid=lac53mx7oq51124485.

22. Altbach P.G. The globalization of college and university rankings // Change. 2012. Vol. 44. No. 1.

23. Van RaanA.F.J. Fatal attraction: Conceptual and methodological problems in the ranking of universities by bibliometric methods // Scientometrics. 2005. Vol. 62. No. 1.

24. Liu N.C., Cheng Y. Academic ranking of world universities // Higher Education in Europe. 2005. Vol. 30. No. 2.

DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-909-918

Positions of the Russian universities in the world university rankings in 2022*

Yu.N. Ebzeeva, Yu.B. Smirnova

RUDN University Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russia (e-mail: ebzeeva_yun@pfur.ru; yuryeva-yub@rudn.ru)

Abstract. Many states have been striving to ensure their universities' presence in the global rankings which reflect not only the significance of universities but also the 'international prestige of the country' [11]. The reason for the popularization of global rankings in Russia was the globalization of the Russian system of higher education. Rankings present universities not only to applicants, students and the academic community, but also to potential employers — by informing about the quality of education, research activities, etc. Another significant parameter of global rankings is the 'information openness' of universities [11]. In addition, universities are fighting not only for applicants but also for additional funding, since education and science have become an element of the economic exchange [5]. The article considers the positions of the Russian higher education institutions in the world rankings in 2022. The relevance of the study is determined by the current trends in the university scientific research and by the political situation. The ranking system is based on the objective assessment by experts from different countries of the significant achievements of universities. Since the scientific research in Russian universities faces difficulties, the authors argue that global rankings have become a controversial means for assessing the competitiveness of Russian universities. The authors describe the dynamics of the positions of Russian universities in world rankings in 2022, the state of national rankings and the difficulties of scientific research based on the statistical and comparative approaches. The results of the study make a certain contribution to the theory of management and can contribute to the successful promotion of Russian scientific achievements and universities in the world community.

Key words: higher education; global rankings; national rankings; scientific research; Russian universities; globalization of the higher education system

References

1. Balatskt E.V., Ekimova N.A. Mezhdunarodnye rejtingi universitetov: praktika sostavleniya i ispolzovaniya [Global university rankings: Making and usage]. Ekonomika Obrazovaniya. 2012; 2. (In Russ.).

2. Balashov A.I., Khusainova V. M. Proekt "5-100": pogonya za globalnoj konkurentosposobnostiyu ili instrument perezagruzki natsionalnoj sistemy vysshego obrazovaniya? [Project "5-100": A quest for global competitiveness or a means for rebooting the national system of higher education]. Ekonomika i Upravlenie. 2016; 10. (In Russ.).

3. Bolotov V.A., Motova G.N., Navodnov V.G. Globalny agregirovanny rejting vuzov: rossijsky sled [A global aggregated ranking of universities: A Russian footprint]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 3. (In Russ.).

4. Galynsky V.M., Zhuk A.V. Rejting uchrezhdenij Scimago dlya otsenki natsionalnoj sistemy obrazovaniya i otdelnogo universiteta [Scimago Institutions Rankings for the assessment of the national education system and individual universities]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 6. (In Russ.).

* © Yu.N. Ebzeeva, Yu.B. Smirnova, 2022, 2022

The article was submitted on 24.07.2022. The article was accepted on 03.10.2022.

5. Irkhin Yu.V. Mirovye rejtingi universitetov kak upravlenchesky factor sistem vysshego obrazovaniya [University rankings as a management factor in the higher education system]. Ars Administrandi. 2013; 1. (In Russ.).

6. Kincharov A.V. Metodologiya mirovyh rejtingov universitetov: analiz i kritika [Methodology of global university rankings: Analysis and critique]. Upravlenie Reputatsiej Vuza. 2014; 2. (In Russ.).

7. Nazarova I. B. Vyzovy dlya rossijskih universitetov i prepodavatelej [Challenges for Russian university and scholars]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2015; 8-9. (In Russ.).

8. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I. Analiz osobennostej realizatsii innovatsionnyh modelej razvitiya v vuzax [Analysis of the features of the innovative development models in universities]. Moskovsky Ekonomichesky Zhurnal. 2018; 4. (In Russ.).

9. Ebzeeva Yu.N., Gishkaeva L.N. Perspektivy prodvizheniya rossijskih vuzov v mezhdunarodnom akademicheskom rejtinge ARWU [Prospects for the promotion of Russian universities in the international academic ranking ARWU]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (2). (In Russ.).

10. Ebzeeva Yu.N., Dugalich N.M. Realizatsiya nauchnyh issledovanij v rossijskih universitetah: vyzovy i otvety sovremennosti [Scientific research in Russian universities: Challenges and responses of the contemporary world]. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. 2021; 4. (In Russ.).

11. Yudina A.S., Pavlova I.A. Mezhdunarodnye rejtingi i konkurentosposobnost universitetov [Global university rankings and university competitiveness]. Vestnik Nauki Sibiri. 2017; 1. (In Russ.).

12. ARWU Rankings. URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2022.

13. QS University Rankings. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2022.

14. THE World University Rankings 2021. URL: https://www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings/2021/world-ranking.

15. THE World University Rankings 2022. URL: https://www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings/2022/world-ranking.

16. Sotsiocenter: Methodology of the best universities rankings in Russia RAEX-100. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/fce/2021-Metodologiya-reytinga-luchshikh-vuzov-Rossii-RAEX.pdf?ysclid=lac5pdauxb554098621. (In Russ.).

17. Russian Ministry of Education and Science: Program "Priority 2030". URL: https:// minobrnauki.gov.ru/action/priority2030. (In Russ.).

18. Aggregator for the Independent Evaluation of Higher Education: First Mission Ranking. URL: https://best-edu.ru/ratings/national/rejting-pervaya-missiya?ysclid=lac50edm oo423183885. (In Russ.).

19. Aggregator for the Independent Evaluation of Higher Education: International Recognition. URL: https://best-edu.ru/ratings/national/rejting-mezhdunarodnoe-priznanie?ysclid=lac518i 16i630803510. (In Russ.).

20. Aggregator for the Independent Evaluation of Higher Education: National Recognition. URL:https://best-edu.ru/ratings/national/national_recognition?ysclid=lac52finyw341883322. (In Russ.).

21. Aggregator for the Independent Evaluation of Higher Education: The most demanded universities of Russia — MIA "Russia Today". URL: https://best-edu.ru/ratings/national/ samye-vostrebovannye-vuzy-rossii?ysclid=lac53mx7oq51124485. (In Russ.).

22. Altbach P.G. The globalization of college and university rankings. Change. 2012; 44 (1).

23. Van Raan A.F.J. Fatal attraction: Conceptual and methodological problems in the ranking of universities by bibliometric methods. Scientometrics. 2005; 62 (1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Liu N.C., Cheng Y. Academic ranking of world universities. Higher Education in Europe. 2005; 30 (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.