Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

ПОВЫШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канунникова Анна Михайловна, Мога Ирина Сергеевна

В данной статье проведен анализ основных детерминант, определяющих глобальную конкурентоспособность, российского высшего образования: оценка университетов международными рейтинговыми агентствами, уровень цифровизации отрасли высшего образования и науки, а также экспорт образования. В сложившейся внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации понимание процессов и места российского высшего образования на мировом рынке образовательных услуг безусловно должно быть пересмотрено. В первом разделе авторами проанализирована оценка российских университетов наиболее авторитетными международными рейтинговыми агентствами, а также описана методология расчета основных индикаторов по каждому из них. В условиях глобализации вузы стараются продвинуться на более высокие позиции в международных рейтингах, т. к. это отражает престижность как самого университета, так и национального рынка образовательных услуг. В качестве второй детерминанты авторами представлен уровень цифровизации высшего образования. В данном разделе определена актуальность цифровой трансформации высшего образования России, проанализирован интерес иностранных студентов к мировому рынку онлайн обучения, также отражены приоритетные государственные программы в данной сфере. В качестве основной программы авторами выделена «Стратегия цифровой трансформации отрасли высшего образования и науки», разработанная Министерством науки и высшего образования летом 2021 года, цель которой - достижение «цифровой зрелости» данной сферы. В данном исследовании авторами составлено краткое описание каждого проекта, через которые будет реализовываться данная стратегия. Третьим фактором, обуславливающим глобальную конкурентоспособность, является -экспорт образования. В данном разделе авторами проанализированы государственные программы, связанные с повышением экспортного потенциала российского рынка образовательных услуг. Представлены последние статистические данные о количестве иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, а также авторами предложен план мероприятий, способствующий повышению экспорта высшего образования в России. Данные направления развития российской системы высшего образования являются приоритетными среди государственных программ, в связи с этим разработаны стратегии с подробным планом мероприятий, способствующих достижению поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

This article analvzes the main determinants that determine the global competitiveness of Russian higher education: the assessment of universities bv international rating agencies, the level of digitalization of the higher education and science industrv, as well as the export of education. In the current foreign economic and foreign policv situation, the understanding of the processes and the place of Russian higher education in the world market of educational services should certainty be revised. In the first section, the authors analvzed the assessment of Russian universities bv the most authoritative international rating agencies, and also described the methodologv for calculating the main indicators for each of them. In the context of globalization, universities are trving to move to higher positions in international rankings, because this reflects the prestige of both the universitv itself and the national market of educational services. As the second determinant, the authors present the level of digitalization of higher education. This section defines the relevance of the digital transformation of higher education in Russia, anatyzes the interest of foreign students in the global online learning market, and also reflects priority state programs in this area. As the main program, the authors singled out the "Strategv of digital transformation of the higher education and science industrv", developed bv the Ministrv of Science and Higher Education in the summer of 2021, the purpose of which is to achieve the "digital maturity" of this sphere. In this studv, the authors have compiled a brief description of each proiect through which this strategv will be implemented. The third factor contributing to global competitiveness is the export of education. In this section, the authors analvzed government programs related to increasing the export potential of the Russian educational services market. The latest statistical data on the number of foreign citizens studving at Russian universities are presented, and the authors propose an action plan that contributes to increasing the export of higher education in Russia. These areas of development of the Russian higher education svstem are priorities among state programs, in this regard, strategies have been developed with a detailed plan of measures that contribute to achieving the goals set.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №2, Том 14 / 2022, No 2, Vol 14 https://esi.today/issue-2-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/20ECVN222.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Канунникова, А. М. Повышение международной конкурентоспособности высшего образования России / А. М. Канунникова, И. С. Мога // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 2. — URL: https ://esi.today/PDF/20ECVN222.pdf

For citation:

Kanunnikova A.M., Moga I.S. Increasing the international competitiveness of higher education in Russia. The Eurasian Scientific Journal, 14(2): 20ECVN222. Available at: https://esi.today/PDF/20ECVN222.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Канунникова Анна Михайловна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Ассистент кафедры «Мировой экономики и международных экономических отношений»

E-mail: anny_filatova@inbox.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=502696

Мога Ирина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Доцент кафедры «Мировой экономики и международных экономических отношений»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: alonemoga@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=680219

Повышение международной конкурентоспособности высшего образования России

Аннотация. В данной статье проведен анализ основных детерминант, определяющих глобальную конкурентоспособность, российского высшего образования: оценка университетов международными рейтинговыми агентствами, уровень цифровизации отрасли высшего образования и науки, а также экспорт образования. В сложившейся внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации понимание процессов и места российского высшего образования на мировом рынке образовательных услуг безусловно должно быть пересмотрено.

В первом разделе авторами проанализирована оценка российских университетов наиболее авторитетными международными рейтинговыми агентствами, а также описана методология расчета основных индикаторов по каждому из них. В условиях глобализации вузы стараются продвинуться на более высокие позиции в международных рейтингах, т. к. это отражает престижность как самого университета, так и национального рынка образовательных услуг.

В качестве второй детерминанты авторами представлен уровень цифровизации высшего образования. В данном разделе определена актуальность цифровой трансформации высшего образования России, проанализирован интерес иностранных студентов к мировому рынку онлайн обучения, также отражены приоритетные государственные программы в данной сфере. В качестве основной программы авторами выделена «Стратегия цифровой трансформации отрасли высшего образования и науки», разработанная Министерством науки и высшего образования летом 2021 года, цель которой — достижение «цифровой зрелости» данной сферы. В данном исследовании авторами составлено краткое описание каждого проекта, через которые будет реализовываться данная стратегия.

Третьим фактором, обуславливающим глобальную конкурентоспособность, является -экспорт образования. В данном разделе авторами проанализированы государственные программы, связанные с повышением экспортного потенциала российского рынка образовательных услуг. Представлены последние статистические данные о количестве иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, а также авторами предложен план мероприятий, способствующий повышению экспорта высшего образования в России.

Данные направления развития российской системы высшего образования являются приоритетными среди государственных программ, в связи с этим разработаны стратегии с подробным планом мероприятий, способствующих достижению поставленных целей.

Ключевые слова: глобальная конкурентоспособность высшего образования; цифровая трансформация высшего образования; экспорт высшего образования; международные рейтинги университетов

Последние международные события и связанные с ними ограничительные меры, к сожалению, серьезно затронули образование — «заморожено» сотрудничество с многими зарубежными вузами, образовательными платформами и рейтинговыми компаниями. Ответом на сложившуюся ситуацию должен стать поиск новых векторов развития, основанный на уже имеющихся сильных сторонах российского образования и приращении новых. Повышение конкурентоспособности России на мировом рынке образования является приоритетным направлением среди государственных программ. Согласно Указу Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Россия должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и по объему научных исследований и разработок. В декабре 2018 году президиумом Совета при Президенте РФ утвержден паспорт национального проекта «Образование», который направлен на «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования»1. Еще одним значимым документом, отражавшим вектор работ для достижения вышеизложенных целей, является Паспорт подпрограммы 2 «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В данной подпрограмме были выделены следующие основные задачи: повышение качества и экспорта образовательных услуг, обеспечение доступности и развитие непрерывного образования2. Все эти задачи приобретают особую актуальность в свете сегодняшних событий, однако требуют анализа возможностей выхода на новые образовательные рынки и пересмотра приоритетов и направлений сотрудничества в образовательной сфере.

Позиционирование российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг

Уровень глобальной конкурентоспособности университета можно оценить с помощью мировых рейтингов [1]. Наиболее авторитетным в образовательной среде являются

1 Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»" от 21.07.2020 № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2020 г. — № 0001202007210012. с. 2.

2 Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" от 29.03.2019 № 377 // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2019. — 0001201904080012. с. 15-16.

Страница 2 из 11

Введение

20ECVN222

международные рейтинги Times Higher Education World University Rankings (далее — THE), Academic Ranking of World University (далее — ARWU), QS World University Rankings (далее — QS), которые оценивают как научную, так и образовательную деятельность вузов. Многие высшие учебные заведения (далее — вузы) включаются в гонку за попадание и продвижение в данных рейтингах, поскольку вхождение в них позиционирует престижность и известность университета на мировой арене [2; 3].

Согласно методологии компании THE оценка рейтинга вуза производится по 13 показателям, сгруппированным по 5 направлениям:

1. Учебная среда (30 %): соотношение преподавателей и студентов; соотношение преподавателей, имеющих ученую степень к преподавателям без ученой степени; соотношение преподавателей, имеющих ученую степень к студентам; институциональный доход.

2. Научные исследования (30 %): репутация, объемы и доходы.

3. Индекс цитирования (30 %);

4. Международная перспектива (7,5 %): доля иностранных студентов и преподавателей, проведение научных исследований совместно с коллегами из-за рубежа.

5. Доход от сотрудничества вуза и промышленного предприятия (2,5 %)3.

Согласно исследованиям THE 2022 в России лидирующую позицию занимает Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (далее — МГУ) и находится на 158 месте в мировом рейтинге.

Элементами оценки вузов в рейтинге ARWU являются следующие показатели: качество образования (10 %), оценка профессорско-преподавательского состава (40 %), результаты исследований (40 %), академическая успеваемость (10 %). В данном рейтинге МГУ также лидирует среди российских вузов и занимает 97 место в мире4.

Позиция вуза по методологии рейтинга QS определяется на основе анализа следующих шести показателей:

1. Академическая репутация (качество образования и научных исследований по мнению экспертов сферы высшего образования со всего мира) — 40 %.

2. Индекс цитирования — 20 %.

3. Соотношение профессорско-преподавательского состава и обучающихся — 20 %.

4. Репутация университета среди работодателей — 10 %.

5. Доля преподавателей из-за рубежа — 5 %.

6. Доля иностранных обучающихся — 5 %.5

3 World University Rankings 2022: methodology // THE World University Rankings URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/world-university-rankings-2022-methodology (дата обращения: 31.01.2022).

4 Shanghai Ranking's Academic Ranking of World Universities Methodology 2021 // Shanghai Ranking URL: https://www.shanghairanking.com/methodology/arwu/2021 (дата обращения: 31.01.2022).

5 QS World University Rankings — Methodology // QS URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology (дата обращения: 01.02.2022).

В текущем учебном году, до начала военной операции на Украине, в данный рейтинг входило рекордное количество российских университетов — 48, что говорит внушительном «бэкграунде» российского образования. Для сравнения в рейтинг QS 2021 вошло 32 российских вуза, а QS 2020 — 25. По количеству университетов, представленных в рейтинге QS, Россию опережают только США (177), Великобритания (90) и Китай (58).

Из российских вузов в топ-100 лучших университетов мира, согласно QS 2022, входил только МГУ, который находился на 78 месте. 16 российских университетов занимали позиции в пределах 242 — 487 места.

В рамках национального проекта «Образование» планировалось, что к 2024 году Россия должна выйти на 10 место по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. По итогам 2020 года Россия заняла 12 место, хотя в рамках проекта было запланировано, что только в 2021 году Россия должна попасть на 13 место. Стоит отметить, что складывавшаяся на протяжении всех последних лет положительная динамика по продвижению ведущих российских университетов показывает, что, когда ситуация будет деэскалирована, российские университеты будут иметь устойчивую основу для возобновления международного сотрудничества, и что еще более актуально, для международного перепозиционирования.

Цифровая трансформация высшего образования и науки в России

Цифровизация высшего образования является неотъемлемым элементом, необходимым для повышения конкурентоспособности России на глобальном рынке образовательных услуг. Помимо высшего образования цифровизация оказывает стремительное воздействие на развитие всей международной торговли услугами [4], в отличие от тех трендов, которые сложились несколько десятилетий назад и долгое время были определяющими в международном обмене [5]. В связи с интенсивным развитием информационно — коммуникационных технологий российская система высшего образования должна обеспечивать уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на удовлетворение потребностей современного информационного общества [6]. В общем смысле процесс цифровой трансформации образования направлен на обеспечение непрерывности образования в течении всей жизни и овладением компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими [7].

Мощным толчком для процесса цифровизации образования в России стала пандемия СОУГО-19 [8]. Пандемия привела многих людей в онлайн-образование, из всех людей, которые когда-либо использовали электронные платформы для обучения 40 % сделали это впервые в связи с пандемией6. Наша система высшего образования, конечно, не была готова к такому резкому переходу образовательного процесса в онлайн формат. Согласно паспорту приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» только к 15 июня 2020 года должно было завершиться «создание технологической инфраструктуры онлайн-обучения, связанные с формированием "одного окна" доступа, в том числе через мобильные устройства, к цифровому образовательному контенту, включая онлайн-курсы, интерактивные игровые ресурсы и симуляторы, онлайн-ресурсы образовательных мероприятий»7. На момент начала пандемии, как многие студенты, так и многие преподаватели не были готовы к такому резкому

6Shah D. (2020) By The Numbers: MOOCs in 2020 [Электронный ресурс] // MOOC Report. https://www.classcentral.com/report/mooc-stats-2020 (дата обращения: 21.03.2022).

7 Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25октября 2016 г. № 9)) // Официальный сайт Правительства РФ. — 2016. с. 10.

переходу [9; 10]. Стало очевидным, что необходимо использовать принципиально новые формы и технологии обучения студентов, а также их привлечения [11].

По данным аналитической компании БШёуРоЛак интерес иностранных студентов к онлайн обучению увеличился в 2020-2021 учебном году. Согласно статистике опроса Международной Ассоциации Университетов в эпоху пандемии для иностранных обучающихся опрошенные университеты используют преимущественно программы дистанционного обучения: в Азии — 75 %, в Европе — 59 %, в Северной и Латинской Америке — 56 %, в Африке — 49 %8.

Таблица 1

Проекты Стратегии

№ п/п Наименование проекта Краткое описание

1 Датахаб Создание и внедрение сервиса «Датахаб», который автоматизирует систему сбора, очистки, обработки и предоставлению данных, с целью повышения эффективности принятия управленческих решений.

2 Архитектура цифровой трансформации Разработка методических рекомендаций с единым комплексным подходом к цифровой трансформации образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, а также разработка В1-системы, позволяющей осуществлять контроль данного процесса.

3 Цифровой университет Разработка и внедрение автоматической информационной системы «Маркетплейс сервисов» в образовательной среде, удовлетворяющей потребности абитуриентов, студентов, выпускников, преподавателей, административных и научных сотрудников образовательной организации, а также работодателей.

4 Единая сервисная платформа науки Создание и развитие единой автоматизированной экосистемы сервисов и услуг, позволяющей проводить совместные научные исследования и разработки с возможностью доступа к международным базам данных.

5 Маркетплейс программного обеспечения и оборудования Разработка и внедрение информационной системы «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», которая позволит проводить мониторинг оснащенности университетов современным оборудованием в условиях цифровизации.

6 Цифровое образование Разработка и реализация проекта по повышению уровня цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, административно-управленческого персонала и студентов с целью повышения качества высшего образования в России и модернизации инструментов образовательного процесса.

7 Сервис Хаб Разработка и внедрение единой сервисной системы «сервис Хаб» и интеграция с «Датахаб» с целью оптимизации работы в структурных подразделениях Минобрнауки России и вузах.

Составлено авторами по: Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования // Министерство науки и высшего образования. — 2021. URL: https://minobrnauki. gov. ru/upload/iblock/e 16/dv6edzmr0og5dm57dtm 0wyllr6uw tujw .pdf?ysclid=l0i 254gaqt (дата обращения: 26.01.2022)

На сегодняшний день Министерством науки и высшего образования РФ (далее — Минобрнауки России) разработана Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (далее — Стратегия), которая направлена на достижение «цифровой зрелости» данной сферы. В Стратегии выделены 5 ключевых направлений: «Цифровые

8 The impact of COVID-19 on higher education around the world: IAU Global Survey Report // International Association of Universities URL: https://www.iau-

aiu.net/IMG/pdf/iau covid19 and he survey report final may 2020.pdf (дата обращения: 03.02.2022). p. 29. Страница 5 из 11

сервисы», «Информационные системы», «Инфраструктура», «Управление данными», «Кадры»9.

Данная Стратегия будет реализовываться через 7 проектов, представленных в таблице 1.

Цифровизация образования является одним из ключевых направлений деятельности в последние несколько лет во всех странах мира. За счет стремительного роста информационных технологий образование из межличностного коммуникативного процесса превращается в технологический [12]. После начала спецоперации нашу страну фактически отстранили от технологий, разработанных в ведущих странах мира, что очевидно снизит темпы цифровизации российского образования, поэтому очень важно определить приоритетные направления финансирования в науке [13; 14].

Наращивание экспортного потенциала отрасли высшего образования

В 2017 году был утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в рамках которого планировалось нарастить несырьевой экспорт РФ, привлекая большее количество иностранных студентов в российские вузы, а также повысить привлекательность и глобальную конкурентоспособность российского образования. Как уже описано выше, количество иностранных обучающихся является одним из немногих критериев, определяющих международный рейтинг университета.

Основными импортерами образовательных услуг на международном рынке являются азиатские страны: Китай, Республика Корея, Малайзия, Индия, Гонконг [15; 16].

В начале в данном проекте были поставлены следующие трудновыполнимые задачи:

1. Увеличить число иностранных студентов, обучающихся по очной форме, с 210 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. человек к 2025 году.

2. Увеличить число иностранных слушателей российских онлайн-курсов с 1,1 млн чел. В 2018 году до 3,5 млн человек к 2025 году.

3. Повысить объем средств, полученных от экспорта образования с 71,3 млрд руб. в 2018 году до 373 млрд руб. к 2025 году10.

В дальнейшем данные показатели и сроки реализации были изменены в майском указе президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Был разработан новый федеральный проект «Экспорт образования» задача которого заключалась в увеличении в двое по отношению к базисному показателю числа иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализации комплекса мер по трудоустройству в российских компаниях не менее 5 % лучших из них. Согласно утвержденной программе, число иностранных обучающихся к концу 2024 года должно составить 425 тыс. чел., а доходы от экспорта образовательных услуг должны вырасти до 3,6 млрд долларов США [17]. В рамках программы предусмотрено, что как минимум в 60 образовательных организациях высшего образования будут реализовываться по 5 и более образовательных программ, прошедших

9 Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования" // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2021 г. — № 0001202112250002. с. 6.

10 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2016 г. № 6)) // Официальный сайт Правительства РФ. — 2016. с. 2-4.

международную аккредитацию, так как это оказывает влияние на престиж университета на мировой арене [18]. Планировалось ежегодно привлекать не менее 15 тыс. иностранных абитуриентов, которые будут проходить обучение в летних и зимних школах11.

Направления, задачи и меры поддержки со стороны государства экспорта образования определены в разделе 12 «Образовательные услуги» «Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ 14.08.2019 № 1797-р).

По данным за 2021 год в России обучается 324 тыс. иностранных студентов, в 2020 году — 315 тыс., в 2019 — 298 тыс.12 Большая часть студентов приезжает из следующих десяти стран:

1. Казахстан (61 тыс.).

2. Узбекистан (48,7 тыс.).

3. Китай (32,6 тыс.).

4. Туркменистан (30,6 тыс.)

5. Таджикистан (23,1 тыс.).

6. Индия (16,7 тыс.).

7. Египет (12,4 тыс.).

8. Беларусь (10,2 тыс.).

9. Украина (9,1 тыс.).

10. Киргизия (8,6 тыс.).

Как мы видим, количество студентов, приезжающих из-за рубежа учиться в Россию, с каждым годом росло, еще и в условиях пандемии. Стоит обратит внимание, что из этих стран, только Украина, занимающая предпоследнее место в ТОП-10, входит в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, российских компаний и граждан недружественные действия13. В связи с сложившейся ситуацией иностранные студенты могут испытывать сложности с оплатой обучения из-за проблем с получением средств из-за рубежа, эта проблема решается, а в остальном никаких изменений в отношении иностранных студентов не произошло, поэтому с наибольшей вероятностью запланированный показатель по экспорту образования будет выполнен к концу 2024.

Для увеличения экспорта образовательных услуг России в системе международных экономических отношений необходимо:

1. Начать формировать образовательную систему на иностранном языке (открытие новых образовательных программ, реализуемых полностью как на английском, так и на других иностранных языках; увеличение числа курсов для российских

11 Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Официальный сайт Правительства РФ. — 2019. с. 2, 55-59.

12 Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч // Министерство науки и высшего образования URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/7ELEMENT ID=46158 (дата обращения: 27.01.2022).

13 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р «Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия» // URL: http ://static. government.ru/media/files/wi1 HD7 RqdPSxAmDlaisqG2zugWdz8Vc1.pdf (дата обращения: 25.03.2022).

студентов на иностранных языках; проектная работа интернациональных студенческих команд).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Увеличить число приглашенных иностранных преподавателей из дружественных стран в российские вузы;

3. Запустить стипендиально-грантовые программы для наиболее талантливых иностранных студентов;

4. Развивать программы трансграничного (дистанционного) образования.

5. Развивать программы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования для иностранных слушателей.

6. Пересмотреть комплекс маркетинговых инструментов, шире использовать таргетированную и контекстную рекламу с целью информирования и привлечения потенциальной зарубежной аудитории, уделить внимание наполнению сайтов вузов.

7. Облегчить визовый режим для иностранных студентов, получающих учебные визы, и профессорско-преподавательского состава, а также условия пребывания.

8. Увеличить количество онлайн курсов на иностранных языках.

9. Привлекать иностранных абитуриентов в летние и зимние школы.

10. Увеличить число сетевых образовательных программ с зарубежными вузами.

11. Увеличить количество мест в студенческих городках для иностранных студентов.

12. Повысить уровень российских вузов в международных рейтингах.

13. Увеличить число образовательных программ с международной аккредитацией.

14. Увеличить число двухсторонних договоров, отменяющих легализацию дипломов о высшем образовании, между странами.

Кроме того, стоит отметить, что международная образовательная миграция может быть рассмотрена как основополагающий элемент внешней политики, направленный на укрепление экономического и политического влияния в мире [19].

Заключение

На сегодняшний день становится очевидным, что, опоздав к началу формирования глобального рынка образования в сложившейся ситуации Россия получила как дополнительные риски, так и новые возможности, так называемые «точки роста», для повышения конкурентоспособности российского образования на международных рынках. Как будет развиваться ситуация во многом зависит от того, как быстро, и с помощью каких инструментов будет меняться вектор академического сотрудничества, насколько успешно будет реализован потенциал сложившихся с дружественными и нейтральными государствами внешнеэкономических связей. Правильно обозначив приоритеты финансирования науки и создав из высшего образования России бренд, мы сможем обеспечить устойчивое научно-техническое развитие нашей страны и конкурентоспособность ведущих вузов. За счет притока наиболее талантливых студентов Россия сможет увеличить свои достижения, и соответственно статус, в научной сфере. Цифровизация образовательных программ позволит привлекать большее количество обучающихся со всего мира и повысить качество образовательных услуг. А увеличение экспорта высшего образования повысит доходы страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dachyar, M., Dewi, F. — Improving Ranking to Achieve Competitiveness by Management Information System // 3rd International Conference on Manufacturing, Optimization, Industrial and Material Engineering (MOIME). — 2015. — DOI: 10.1088/1757-899X/83/1/012023 URL:

https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/83/1/012023/pdf (дата обращения: 21.03.2022).

2. Воробьева Е.С. Продвижение российских вузов в мировые рейтинги конкурентоспособности: цель близка? / Воробьева Е.С., Краковецкая И.В. — DOI: 10.18334/ce.11.5.37857 // Креативная экономика. — 2017. — Т. 11, № 5. — С. 521-552.

3. Приходько Л.В. Глобальная конкурентоспособность высшего образования: мировые стратегии и лучшие практики. / Приходько Л.В., Каменева Е.А. — DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-6-12-18 // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2020. — Т. 10, № 6. — С. 12-18.

4. Смирнов Е.Н. Детерминанты развития международной торговли в условиях гиперглобализации и цифровизации // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 5. С. 26-40.

5. Мировая экономика и международный бизнес / по ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. — М.: Кнорус, 2009. — 681 с. ISBN: 978-5-390-00437-1.

6. Понизовкина И., Агибалова Е. — Цифровизация высшего образования: перспективы и риски // 35-я международная конференция-Business-Information-Management-Association Conference (IBIMA). — 2020. — С. 11849-11857.

7. Канунникова А.М. Современные тенденции развития электронного образования: мировой опыт и российская практика / Канунникова А.М., Мога И.С. // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика, Москва, 2019. С. 195201.

8. Максимова Е.В., Морозов В.В. Covid-19 и глобализация // Научно-аналитический журнал Инновации и инвестиции. 2020. № 5. С. 86-90.

9. Ларионов В.Г. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции. / Ларионов В.Г., Шереметьева Е.Н., Горшкова Л.А. — DOI: 10.24143/2073-5537-2021-2-61-69 // Вестник Астраханского государственного технического университета. серия: экономика. — 2021. — № 2. — С. 61 -69.

10. Уваров А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая, И.М. Заславский, И.А. Карлов, Т А. Мерцалова, П.А. Сергоманов, И.Д, Фрумин. — DOI: 10.17323/978-5-75981990-5 // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, 2019. — 344 с.

11. Краснова Г.А. Перспективы продвижения онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки. — DOI: 10.22363/2312-8631-2019-16-2-117-127 // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. № 2. — С. 117-127.

12. Schuhbauer, H. Proposal for a framework for digitalization in education // 11th Annual International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI). — 2018. — P. 2720-2726. URL: https://library.iated.org/view/SCHUHBAUER2018PRO (дата обращения: 21.03.2022).

13. Mulliqi, A. The role of education in explaining technology-intensive exports: a comparative analysis of transition and non-transition economies // Eastern journal of European studies. — 2021. — № 12. — P. 141-172. DOI: 10.47743/ejes-2021-0106 URL: https://ejes.uaic.ro/articles/EJES2021 1201 MUL.pdf (дата обращения: 21.03.2022).

14. Pena-Vinces, J., Audretsch, D. Tertiary education and science as drivers of high-technology exporting firms growth in developing countries // Journal of technology transfer. — 2021. — № 46. — P. 1734-1757. DOI: 10.1007/s-10961-020-09807-4 URL: https://rdcu.be/cJSln (дата обращения: 21.03.2022).

15. Миронова С.В., Тимченко Н.С. Экспорт высшего образования в России: обзор теоретических подходов и практических решений. — DOI: 10.25136/24097144.2020.11.33940 // Социодинамика. — 2020. — № 11. — С. 65-80.

16. Beghin, J., Park, B. The exports of higher education services from OECD countries to Asian countries: A gravity approach// World Economy. — 2021. DOI: 10.1111/twec.13192 URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=33940 (дата обращения: 21.03.2022).

17. Арефьев А.Л. Об экспорте российского образования (интервью журналу "Education export magazine"). — DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.21 // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. — 2020. — № 5. — С. 393415.

18. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции / DOI: 10.22394/2078-838X-2020-1 -26-40 // Образовательная политика. — 2020. № 1(81). — С. 26-42.

19. Бобыло А.М. Экспорт российского образования как инструмент «мягкой силы» России: опыт НИЯУ МИФИ // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. № 2-2. — С. 875-880.

Kanunnikova Anna Mikhailovna

State University of Management, Moscow, Russia E-mail: anny_filatova@inbox.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=502696

Moga Irina Sergeevna

State University of Management, Moscow, Russia E-mail: alonemoga@gmail.com RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=680219

Increasing the international competitiveness of higher education in Russia

Abstract. This article analyzes the main determinants that determine the global competitiveness of Russian higher education: the assessment of universities by international rating agencies, the level of digitalization of the higher education and science industry, as well as the export of education. In the current foreign economic and foreign policy situation, the understanding of the processes and the place of Russian higher education in the world market of educational services should certainly be revised.

In the first section, the authors analyzed the assessment of Russian universities by the most authoritative international rating agencies, and also described the methodology for calculating the main indicators for each of them. In the context of globalization, universities are trying to move to higher positions in international rankings, because this reflects the prestige of both the university itself and the national market of educational services.

As the second determinant, the authors present the level of digitalization of higher education. This section defines the relevance of the digital transformation of higher education in Russia, analyzes the interest of foreign students in the global online learning market, and also reflects priority state programs in this area. As the main program, the authors singled out the "Strategy of digital transformation of the higher education and science industry", developed by the Ministry of Science and Higher Education in the summer of 2021, the purpose of which is to achieve the "digital maturity" of this sphere. In this study, the authors have compiled a brief description of each project through which this strategy will be implemented.

The third factor contributing to global competitiveness is the export of education. In this section, the authors analyzed government programs related to increasing the export potential of the Russian educational services market. The latest statistical data on the number of foreign citizens studying at Russian universities are presented, and the authors propose an action plan that contributes to increasing the export of higher education in Russia.

These areas of development of the Russian higher education system are priorities among state programs, in this regard, strategies have been developed with a detailed plan of measures that contribute to achieving the goals set.

Keywords: global competitiveness of higher education; digital transformation of higher education; export of higher education; world university rankings

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.