Научная статья на тему 'ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ'

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная карьера / молодежь / STEM / цифровизация / научно-техническая сфера / scientific career / youth / STEM / digitalization / scientific and technical sphere.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенова Анастасия Алексеевна

В статье систематизирован перечень результатов вторичного анализа данных относительно роли высших учебных заведений в настоящее время, намерений и готовности молодежи стать учеными, их отношение к положению российской науки, оценки перспектив карьеры в научной сфере, миграционных настроений, роли экономической мотивации в планировании карьеры и др. Особый интерес представляет серия опросов за период 2003-2019 гг., проведенных Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с целью изучения степени привлекательности научной карьеры. Проанализированы возможные проектные рекомендации для привлечения талантливой молодежи в научную сферу и развития современного имиджа молодого ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Семенова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTRACTIVENESS OF A SCIENTIFIC CAREER IN YOUTH ASSESSMENTS

The article systematizes a list of the results of secondary data analysis regarding the role of higher education institutions at the present time, the intentions and readiness of young people to become scientists, their attitude to the situation of Russian science, assessment of career prospects in the scientific field, migration attitudes, the role of economic motivation in career planning, etc. The particular attention is paid to a series of surveys carried out at the period from 2003 to 2019 by the Institute for Statistical Research and Economics of Knowledge of the Higher School of Economics and aimed at studying of the degree of attractiveness of a scientific career. The author analyzes possible project recommendations for attracting talented young people to the scientific field and developing the modern image of a young scientist.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ»

УДК: 001.3

DOI: 10.24412/2414-9241-2021-7-143-154

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ

Анастасия Алексеевна Семенова

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального и социального управления Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; Санкт-Петербург, Россия e-mail:Semyonovaa@mail.ru

В статье систематизирован перечень результатов вторичного анализа данных относительно роли высших учебных заведений в настоящее время, намерений и готовности молодежи стать учеными, их отношение к положению российской науки, оценки перспектив карьеры в научной сфере, миграционных настроений, роли экономической мотивации в планировании карьеры и др. Особый интерес представляет серия опросов за период 20032019 гг., проведенных Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с целью изучения степени привлекательности научной карьеры.

Проанализированы возможные проектные рекомендации для привлечения талантливой молодежи в научную сферу и развития современного имиджа молодого ученого.

Ключевые слова: научная карьера, молодежь, STEM, цифровизация, научно-техническая сфера.

В едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года предлагается применение следующих практических инструментов для повышения результативности научной деятельности: создание центров трансфера технологий, реализации прорывных исследовательских технологий; подготовка «инженерной элиты» по

прорывным направлениям развития техники и технологий; защита интеллектуальной деятельности (URL: https://goo.su/R6y). В связи с заявленными целями необходимо обеспечить дальнейшее развитие кадрового потенциала сферы научных исследований через повышение привлекательности научной карьеры особенно для молодежи, а для этого необходима трансформация вузовской науки.

Развитие вузовской науки — ключевой приоритет современной научно-технологической политики и деятельность университетов в нашей стране это подтверждает, например, за период 2019 года исследования и разработки ведут 83,3% университетов. Университеты в современном понимании не только занимаются образованием и наукой, но и занимаются обеспечением новых технологий, институциональных решений для бизнеса, подготовке высококвалифицированных специалистов для секторов экономики. Высшие учебные заведения выполняют ключевую роль в достижении национальных целей в науке (URL: https://issek.hse.ru/news/469127520.html).

Далее обратимся к результатам исследований и представим ключевые выводы, полученные учеными относительно динамики численности молодых ученых, привлекательности научной карьеры.

Так, институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выявляет уровни привлекательности научной карьеры с 2003 года, демонстрируя тем самым долгосрочные тренды общественного восприятия науки. Были использованы репрезентативные опросы людей в возрасте от 18 до 65 лет в период с 2003 по 2019 гг.

С 2003 г. и в течение последующих лет граждане нашей страны, принимавшие участие в опросе, не считали научную траекторию правильным профессиональным выбором. А за последние несколько лет данная ситуация изменилась, с 2016 по 2019 годы одобряющих выбор научной карьеры собственными детьми стали 62% респондентов (а ранее доля была равна лишь

32%). Кроме того, социологи фиксируют, что опрошенные отмечают рост доходов ученых. Однако подчеркивают, что привлекательность научной деятельности так и остается ниже популярных профессий врача или юриста (URL: https://openscience. news/posts/2587-privlekatelnost-kariery-v-nauke-rastet).

Можно предположить, что присутствует понимание связи между интересом к науке как к профессиональной деятельности и уровнем государственного финансирования данной сферы. В 2021 году на научные исследования и разработки гражданского назначения выделено 486,1 млрд руб., это меньше, чем планировалось из-за экономических последствий пандемии корона-вируса. При этом в 2022 году на 4,8% планируется снижение финансирования на гражданские исследования и разработки. На данный момент денежные средства, предусмотренные для развития гражданской науки, «зафиксированы» для 35 госпрограмм (например, научно-технологическое развитие РФ, охрана окружающий среды, развитие энергетики и др.) (URL:https:// www.rbc.ru/newspaper/2020/10/06/5f7b372b9a7947fe8e8d644f).

Больше всего финансирования выделено в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» — 45,9% от общей суммы. Госпрограмма «Космическая деятельность России» обеспечена 14,6%, «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» — 13,9%, соответственно данные программы занимают второе и третье места по объему финансирования (URL: https://issek.hse. ru/news/444777249.html).

Постепенное повышение заработной платы научным сотрудникам, создание национальных исследовательских университетов, «мегагранты», проект «5-100» и др. проекты тоже поддержали позитивные представления общественности относительно значимости и перспективности научной карьеры.

Общее финансирование научно-исследовательских проектов за период с 2014 по 2019 год увеличилось в 2,7 раза, в 1,3 раза увеличилось количество поддержанных

научно-исследовательских проектов. На 43% увеличилось количество грантополучателей-ученых в возрасте до 39 лет (с 117,1 до 157,8 тыс. чел.). На 15,3% отмечается увеличение числа молодых исследователей (получателей финансовой поддержки (URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/245834742).

Государственная политика, направленная на привлечение и удержание молодежи в научно-технической сфере, оказание дополнительных мер поддержки молодым кандидатам (докторам) наук, постепенно достигает своих целей и можно фиксировать тенденцию роста молодых ученых. Так, в 2017 году самая многочисленная возрастная группа исследователей (свыше 91,4 тыс. чел.) — это молодые люди в возрасте от 30 до 39 лет, а доля исследователей в возрасте до 29 лет увеличилась за год на 1,4%. А в 2020 году численность исследователей в возрасте до 39 лет выросла на 9,1% (153,4 тыс. чел.) (URL: https:// issek.hse.ru/news/530633282.html).

В 2020 году по данным, представленным пресс-службой «HeadHunter.ru», в сфере науки и образования было размещено 11 тысяч вакансий, в 2021 году отмечается рост на 10%. По статистике на одну научную вакансию претендуют пять человек. На январь 2021 года самыми востребованными специальностями признаны — гуманитарные науки и иностранные языки, инженерные науки, информатика и др. (URL: https:// news.myseldon.com/ru/news/index/245834742).

Безусловно, следует предпринимать шаги по повышению престижа профессии ученого не только благодаря финансированию, но и нематериальными стимулами — повышением качества деловой среды в науке и общественного доверия к ее результатам, привлекательности карьеры в этой сфере для молодежи (URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/245834742).

Далее остановимся на социальных ожиданиях молодежи от научной карьеры. По данным мониторинга, организованного НИУ ВШЭ в 2018 году 58% студентов дневных отделений образовательных организаций высшего образования нацелены на

работу исключительно в коммерческом секторе. 15% предполагают, что будут трудиться в органах государственной власти, 15%, ориентированы на бюджетный сектор и только 17% считают, что им интересна карьера в науке.

Низкую привлекательность научной карьеры связывают с рядом стереотипов относительно исследовательской работы в целом. Респонденты считают ученых альтруистами, помогающими решать трудные задачи (80%). 53% считают научную работу скучной, а 42% уверены, что ученые зарабатывают меньше, чем представители других профессий с учетом такого же режима рабочего времени (иКЬ:ЬНр8://188ек.Ь8е.ги/пе'8/225101537.Ь1т1).

Недостаточная привлекательность научной карьеры для молодежи в последние годы (с 2018 г.) постепенно сглаживается и намечается позитивная динамика. Так, в 2020 г. было принято 14 тыс. чел. после окончания вуза на работу в организации, которые занимаются исследованиями и разработками (ИР), из них 8,4 тыс. чел. приняты на должности исследователей. Подчеркнем, что наибольшая часть исследователей (свыше 60%) выполняют ИР в сфере технических наук. Самыми «малочисленными» областями являются гуманитарные и сельскохозяйственные науки.

Интересен тот факт, что наша страна является одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке. В 2020 г. численность персонала, занятого ИР составила 748,7 тыс. человеко-лет. По данному показателю нас опережает только Китай и Япония (иКЬ:Ь1:1р8://188ек.Ь8е.ги/пе'8/516705296.Ь1:т1).

Отметим также тот факт, что молодые исследователи обладают высоким уровнем научной квалификации: в среднем у каждого седьмого есть в наличии ученая степень. По статистике 2020 г. количество исследователей кандидатов и докторов наук в возрасте до 39 лет составляет 22,6 тыс. чел. (22,8% от общей численности исследователей, которым присуждена степень). В превалирующем количестве речь идет о кандидатах наук (97,5%). Интересно, что только 6,5% молодежи до 30 лет по данным 2020

года имеет ученую степень, а, например, в 2011 г. ученую степень была 6,5% (URL:https://issek.hse.ru/news/530633282.html).

Но, к сожалению, сохраняется негативная тенденция — воспроизводство научных кадров сдерживается низкой эффективностью системы их подготовки. Аспирантура уже не считается приоритетным инструментом подготовки высококвалифицированных кадров для науки. По данным статистики за 2019 г. только 10,5% выпускников аспирантуры защитили диссертацию (Бредихин, Власова, Гершман и др. 2021, 26).

Многообещающие перспективы научной карьеры для молодежи есть в сфере STEM. С учетом интенсивного развития цифровой экономики спрос на выпускников и состоявшихся профессионалов в области STEM постоянно растет и одновременно остается на неудовлетворительном уровне. С помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выявили значимость отдельных STEM-профессий и компетенций в мире (табл. 1) и в России (табл. 2) на основе более 80 тыс. публикаций в зарубежных и российских отраслевых медиа.

Таблица 1

Топ 15 STEM-профессий в мире по состоянию на 2021 год

№ Профессии Индекс значимости

1. Разработчик программного обеспечения 1,00

2. Аналитик данных 0,41

3. Физик 0,40

4. Химик, инженер-химик 0,37

5. Инженер-механик 0,29

6. Инженер по электротехнике 0,29

7. Эпидемиолог 0,22

8. Инженер-строитель 0,20

9. Математик 0,14

10. Инженер по биомедицинскому оборудованию 0,12

№ Профессии Индекс значимости

11. Статистик, специалист по актуарным расчетам 0,11

12. Специалист по вопросам охраны окружающей среды 0,11

13. Менеджер по инженерно-техническим вопросам 0,09

14. Специалист в области наук о материалах 0,09

15. Инженер в авиакосмической отрасли 0,08

Источник: иИЬ: Шр8:/Л88ек.Ь8е.ги/пе'8/499130554.Ы:т1

Практически половина позиций в мировом и российском перечнях совпадают, но есть и особенности, которые демонстрируют специфику рынка труда.

Таблица 2

Топ 15 БТБМ-профессий в России по состоянию на 2021 год

№ Профессии Индекс значимости

1. Физик 1,00

2. Математик 0,51

3. Химик, инженер-химик 0,28

4. Разработчик программного обеспечения 0,05

5. Агроном, инженер сельскохозяйственного производства 0,04

6. Аналитик данных 0,04

7. Геодезист-топограф 0,04

8. Инженер-технолог 0,03

9. Специалист по кибербезопасности 0,03

10. Биофизик 0,03

11. Инженер-механик 0,03

12. Биоинформатик 0,03

13. Инженер-строитель 0,02

14. Горный инженер 0,02

15. Инженер по электротехнике

Источник: иИЬ: Шр8:/Л88ек.Ь8е.ги/пе'8/499130554.Ы:т1

Мы видим, что БТЕМ-области представляют собой перспективные направления цифровизации науки как в рамках отечественных исследований, так и в глобальной повестке. Из-за последствий коронавируса последующая цифровизация науки будет только усиливаться, позволяя ученым поддерживать коммуникации в более гибких формах, например, использование «открытых» и «сетевых» лабораторий, цифровых репозиториев, виртуальных лабораторий и многое др.

Постепенно изменяется фокус внимания в научных исследованиях, акцент идет на биоинформатику, геномику, геоинформатику, нейроинформатику и др.

Помимо мер по популяризации и вовлечения молодежи в БТЕМ-индустрию государство прикладывает усилия для оказания поддержки широкого круга научных исследований для молодежи. Помимо молодежных грантов предоставляется возможность получения государственных наград, например, премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых. Осуществляется набор резервистов руководящих работников сферы науки и технологий, повышается, например, конкурс управленцев «Лидеры России», в котором с 2019 году введена специализация «Наука» (Шапиева 2020, 73-79).

С 2015 года учреждена Всероссийская премия «За верность науке», в 2021 году было объявлены победители по 15 номинациям. Основная цель премии — определение достижений в области научной коммуникации для повышения престижа деятельности российских ученых и инженеров (иКкЬИрэ:// ттоЬтаик1^о^га/рге88-сеп1ег/пе'8/?ЕЬЕМЕЫТ_ГО=43988).

К сожалению, много молодых исследователей ищут возможность покинуть Россию и уехать за границу для выстраивания своей научной карьеры. Речь идет о 60 — 75% исследователей, которые уезжают; в естественных и технических науках эта цифра может доходить до 80%. С целью прохождения научной стажировки и для работы из страны ежегодно выезжают за рубеж до 10 тыс., а 35-40 тыс. студентов уезжают для прохождения

учебы в магистратуре и аспирантуре. Остаются за рубежом 6075% аспирантов, которые идут по академическому треку в ведущих вузах, а в передовых областях естественных и технических наук речь идет о 80%.

Предполагается, что это происходит из-за размера стипендий для аспирантов и зарплат ученых, которые «не дотягивают» до глобального уровня. А доля иностранных аспирантов при этом растет (за последние 5 лет на 30%). Полагаем, что дополнительное финансирование и поддержка международной академической мобильности исследователей (с упрощением визового режима для ученых) на системной основе могли бы заморозить данную негативную тенденцию (URL: https://skillbox.ru/media/ education/vshe_nauchnaya_karera_ne_privlekaet_molodykh_libo_ oni_predpochitayut_stroit_eye_za_rubezhom/).

Таким образом, в современной России привлекательность научной карьеры для молодежи находится не на должном уровне из-за низких размеров стипендий аспирантов, неконкурентоспособной заработной платы ученых, что особенно опасно, когда мировой рынок нуждается в молодых талантливых кадрах. Предпринимаемые государством меры на настоящий момент в данной сфере не могут полноценно обеспечить эффективный механизм поддержки молодых ученых.

Повышение привлекательности научной карьеры возможно при улучшении условий труда молодых исследователей, устранения нефинансовых барьеров в науке, реализации мер по укреплению позитивного имиджа профессии ученого. Полагаем, что для привлечения и удержания перспективной молодежи в науке следует применять целевое бюджетное софинансирова-ние фонда оплаты их труда; обеспечить дополнительное софи-нансирование со стороны заинтересованного бизнеса; осуществлять поддержку международной академической мобильности активных молодых ученых, постдоков и аспирантов; упрощение административных барьеров в получении визового режима для ученых с целью обмена опытом; функционирование

национальной платформы для развития и международного продвижения ведущих российских научных журналов в глобальные системы научно-технической информации и международные индексы научного цитирования и др.

Список литературы

Вузовская наука в России и в мире. [Электронный ресурс]// URL: https:// issek.hse.ru/news/469127520.html (Дата обращения 14.11.2021).

ВШЭ: научная карьера не привлекает молодых либо они предпочитают строить ее за рубежом. [Электронный ресурс] // URL: https://skillbox.ru/ media/education/vshe_nauchnaya_karera_ne_privlekaet_molodykh_libo_oni_ predpochitayut_stroit_eye_za_rubezhom/(Дата обращения 18.11.2021).

Единый план по достижению национальных целей развития Российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [Электронный ресурс]// URL: https://goo.su/R6y (Дата обращения 14.11.2021).

Масштабы занятости в российской науке. [Электронный ресурс] // URL: https://issek.hse.ru/news/516705296.html (Дата обращения 18.11.2021).

Названы лауреаты VII Всероссийской премии «За верность науке». [Электронный ресурс] // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/?ELEMENT_ID=43988 (Дата обращения 18.11.2021).

Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции. [Электронный ресурс] // URL: https://issek.hse.ru/news/499130554.html (Дата обращения 18.11.2021).

Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений [Текст]: докл. к XXII Апр. междунар. научн. конф. По-проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. /С. В. Бредихин, В. В. Власова, М. А. Гершмани др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 63 с.

Привлекательность карьеры в науке растет // Проект «Открытая наука» (сервис для публикации официальных пресс-релизов научно-образовательных организаций об их работе). [Электронный ресурс] // URL: https:// openscience.news/posts/2587-privlekatelnost-kariery-v-nauke-rastet (Дата обращения 16.11.2021).

Привлекательность научной карьеры в России растет. [Электронный ресурс] // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/245834742 (Дата обращения 18.11.2021).

Привлекательность научной карьеры в России. [Электронный ресурс] //URL: https://issek.hse.ru/news/225101537.html(Дата обращения 18.11.2021).

Российская наука становится моложе. [Электронный ресурс] // URL: https://issek.hse.ru/news/530633282.html (Дата обращения 18.11.2021).

Финансирование российской науки в рамках государственных программ в 2021 году. [Электронный ресурс] // URL: https://issek.hse.ru/ news/444777249.html (Дата обращения 18.11.2021).

Шапиева А.В. Привлекательность научной карьеры в глазах молодого поколения //материалы VII Международной научно-практической конференции Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. — С.73-79.

Экономия пошла по науке. Государственные расходы на гражданские исследования и разработки в 2021 году урезаны на 32,8 млрд руб.// РБК. [Электронный ресурс] // URL: (Дата обращения 16.11.2021).

THE ATTRACTIVENESS OF A SCIENTIFIC CAREER IN YOUTH ASSESSMENTS

Anastasia A. Semenova,

Candidate of sociological Sciences, associate Professor

Associate Professor of the Department of State, Municipal and Social

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Management

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia e-mail: Semyonovaa@mail.ru

The article systematizes a list of the results of secondary data analysis regarding the role of higher education institutions at the present time, the intentions and readiness of young people to become scientists, their attitude to the situation of Russian science, assessment of career prospects in the scientific field, migration attitudes, the role of economic motivation in career planning, etc. The particular attention is paid to a series of surveys carried out at the period from 2003 to 2019 by the Institute for Statistical Research and Economics of Knowledge of the Higher School of Economics and aimed at studying of the degree of attractiveness of a scientific career. The author analyzes possible project recommendations for attracting talented young people to the scientific field and developing the modern image of a young scientist.

Keywords: scientific career, youth, STEM, digitalization, scientific and technical sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.