ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ1
САВЧУК УЛЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Студент, Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ), Минск,
Беларусь
РЫЖКОВСКАЯ ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА
Младший ассистент психологических наук, Белорусский государственный экономический
университет (БГЭУ), Минск, Беларусь
МИСЮК МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Доцент медицинских наук, Белорусский государственный экономический университет
(БГЭУ), Минск, Беларусь
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы детско-родительских отношений и их влияние на выбор роли в межличностных отношениях у ребенка. Проведено исследование по изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и выбор роли в межличностных отношениях. Приведены рекомендации.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, межличностные отношения, эмпатия, социализация, личность.
Актуальность темы исследования определяется тем, что на данный момент проблема эмоционального благополучия личности в психологии остается малоизученной. Многие ее аспекты являются недостаточно обоснованными и требуют наиболее глубокого проникновения в сущность данного явления.
Сфера общения - самый мощный источник, который определяет психическое развитие и становление человека как личности. В то же время общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Следовательно, эмоциональные отношения, как составляющая межличностного взаимодействия, органично входят и в структуру общения, представляя его эмоциональный компонент.
Родительство - это непрерывный процесс, который требует постоянной адаптации к меняющимся потребностям ребенка на различных этапах его взросления. От младенчества до юношества, у каждого возрастного периода есть свои особые вызовы и задачи, с которыми родителям необходимо справляться. Например, на младенческом этапе основная задача -установление прочной эмоциональной привязанности, в дошкольном возрасте - развитие самостоятельности и социальных навыков, в подростковом - поддержка в период становления личности. Осознание этих задач и гибкое реагирование на них - ключ к успешному родительству.
Спиваковская А.С. под «детско-родительским отношением» понимает реальную направленность, позволяющую описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми [1, с. 25].
А.Я.Варга и В.В.Столин придерживаются аналогичного определения детско-родительских отношений по их мнению - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков [2, с.56].
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
По мнению Карабанова О.А. детско-родительских отношений - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители -ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [3, с.102].
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Так, например, «принятие и любовь» порождают чувство безопасности, способствуют нормальному развитию личности и социализации, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности, эмоциональному недоразвитию, затруднению установления межличностных отношений. Таким образом, отмечая немалую значимость и роль данной проблемы, возникла необходимость в проведении исследования для выявления факторов детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на выбор роли в межличностных отношениях.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышено устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок.
По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи. Наиболее типичны четыре роли: «любимчик», «беби», «козел отпущения», «примиритель».
В. Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб»; «ребенок как оружие» в борьбе с супругом» ребенок - «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью); «ребенок-любовник» (одинокая мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах любви) [4, с. 113].
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд в 1970-х г.г. типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, или демократический и попустительский.
Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения исключают душевную близость с детьми.
Демократический стиль - («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.
Попустительский стиль («либеральный», «снисходительный», «гипоопека») - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Позднее были выделены и другие стили семейного воспитания, такие как:
1. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
2. Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Целью эмпирического исследования является изучить влияние детско-родительских отношений на выбор роли в структуре межличностных отношений.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап - подготовительный; связан методологическим и теоретическим изучением проблемы исследования отношений подростка с родителями на основе отечественной и зарубежной литературы.
Второй этап - организация и проведение эмпирического исследования, направленного на изучение детско-родительских отношений и выбора роли в межличностных отношениях.
Третий этап - анализ и оформление результатов исследования, разработка рекомендаций для респондентов.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка П. В. Трояновская
2. Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель)
3. Теоретический анализ литературы по теме исследования.
В соответствии с целью исследования, была сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь между сложившимися отношениями подростка с родителями и выбора роли в межличностных отношениях.
Таблица 1.1 - Корреляционная матрица2 1
Мать Ребенок Родитель Взрослый
Принятие 0,050605 0,170858 0,281183
Эмпатия -0,042046 0,068270 0,403901
Эмоциональная дистанция 0,096024 0,288739 0,292351
Сотрудничество 0,025577 0,096005 0,227487
Принятие решений 0,092645 0,068772 0,180732
Конфликтность -0,212233 -0,012899 -0,107445
Поощрение автономности -0,038709 0,185945 0,246771
Требовательность 0,138765 0,068966 0,127143
Мониторинг 0,085421 0,150409 0,198828
Контроль 0,459543 0,139632 0,299276
Авторитарность 0,182382 0,141473 -0,008570
Поощрения -0,009920 -0,126949 0,137965
Наказания 0,000000 0,091340 0,052487
Непоследовательность -0,031777 -0,187355 -0,009942
Неуверенность 0,256496 -0,196779 -0,076263
Удовлетворенность потребностей -0,120820 0,073142 0,428440
Неадекватность образа ребенка -0,110789 0,105090 -0,204244
Враждебность к супругу 0,116781 -0,078447 0,038642
Доброжелательность к супругу -0,300740 0,373472 0,505174
Удовлетворенность отношениями 0,021647 0,042561 0,247137
аблица 2.2 - Корреляционная матрица3 2
Отец Ребенок Родитель Взрослый
Принятие 0,013446 0,168329 0,317978
Эмпатия -0,066744 0,125097 0,326201
Эмоциональная дистанция -0,110122 0,341922 0,330027
Сотрудничество -0,023450 0,228710 0,454672
Принятие решений 0,263585 0,042005 0,139885
Конфликтность -0,441493 0,053218 -0,089734
Поощрение автономности -0,074783 0,161407 0,376764
Требовательность 0,099768 0,024092 -0,003124
Мониторинг -0,014147 0,591078 0,550598
Контроль 0,080720 0,159659 -0,019085
Авторитарность -0,030778 -0,020151 -0,191433
Поощрения 0,020453 0,055373 0,133843
Наказания 0,023350 -0,253134 -0,212612
Непоследовательность -0,246469 0,124710 -0,161349
Неуверенность -0,124903 0,386897 0,277618
Удовлетворение потребностей -0,160666 0,182329 0,305748
Неадекватность образа ребенка -0,149043 -0,004063 0,047259
Враждебность к супругу -0,225751 -0,082558 -0,176667
Доброжелательность к супругу -0,205298 0,397163 0,436766
Удовлетворенность отношениями 0,126161 0,155530 0,266696
Ильная положительная связь была выявлена между уровнем эмпатии со стороны матери и ролью Взрослого, которая формируется у подростка. Мы можем предположить, что высокая проявленность эмпатии со стороны матери развивает в ребенке-подростке роль Взрослого.
Так же сильная положительная связь была выявлена между уровнем контроля со стороны матери и развитие роли Ребенка, что позволяет нам сказать о том, что чем выше контроль со стороны матери к ребенку-подростку, тем превалирующее положение в развитии его личности занимает роль Ребёнка.
Не менее сильная связь выявлена между уровнем удовлетворения потребностей, со стороны матери, и развитием в личности ребенка роли Взрослого. Это позволяет сделать вывод, что чем больше мать закрывает потребности ребенка в различных аспектах его жизни, тем больше в личности ребенка-подростка формируется роль Взрослого.
И последняя, одна из самых доминирующих связей была обнаружена между уровнем доброжелательности к супругу со стороны матери (предположительно к отцу ребенка, и/или к человеку противоположного пола, который принимает участие в воспитании ребенка). Она заключается в следующем выводе: чем выше уровень доброжелательности к супругу со стороны матери, тем больше формируется у ребенка-подростка роль Взрослого. Так же данная связь может нам показывать то, что фигура матери и отца, а так же их взаимоотношения могут прямо влиять на отношение и восприятие противоположного пола ребенком.
Более слабые, но положительные связи коэффициентом 0,25 < можно просмотреть между уровнем принятия, уровнем эмоциональной дистанции и уровнем неуверенности по отношению к ребенку-подростку со стороны матери. Можем сделать предположительно следующие заключения: чем выше уровень принятия матерью ребенка-подростка (его как личности), тем больше у него формируется роль Взрослого. Чем выше уровень эмоциональной дистанции со стороны матери по отношению к ребенку-подростку, тем больше у него формируются роли Родителя и Взрослого. Так же, чем выше уровень неуверенности по отношению к ребенку-подростку со стороны матери, тем больше у него формируется роль Ребенка.
Отрицательная связь была выявлена между уровнем доброжелательности к супругу со стороны матери подростка и ролью Ребенка, что может означать, чем ниже уровень доброжелательности по отношению к супругу со стороны матери подростка, тем больше у ребенка-подростка формируется роль Ребенка.
Одни из самых превалирующих показателей корреляции, были показатели доброжелательности матери/отца по отношению к супругу. Хотелось бы отметить и продемонстрировать это на графике. Можно увидеть, что 60% (больше половины респондентов) отмечают важность взаимоотношений родителей (родителя и супруга принимающего участие в воспитании ребенка), поскольку их общее настроение и поведение, как факт, транслируются ребенку. В связи с чем, видя шаблоны взаимоотношений противоположных полов (близких ему людей), он принимает это, а если быть точнее интериоризирует в собственные моральные устои и убеждения.
16 14 12 10 8 6 4
2
Доброжелательность к супругу (мать)
Доброжелательность к супругу (отец)
123456789 10111213141516171819202122232425
0
Рисунок 1 - Соотношение показателей доброжелательности к супругу со стороны
матери и отца3 (бал.)
Таким образом, проведенное исследование изучения влияния детско-родительских отношений на выбор роли в структуре межличностных отношений позволяет сделать вывод, что существует влияние детско-родительских отношений на выбор роли в структуре межличностных отношений. Исследование проводилось среди лиц, возрастной категории 1720 лет, что позволяет нам сказать об их особой восприимчивости к к окружающим факторам, а так же об еще формирующейся личности и роли в структуре межличностных взаимоотношений. Особое внимание в данном исследовании занимают выявленные связи доброжелательности матери/отца по отношению к супругу, контроль со стороны матери, мониторинг со стороны отца и удовлетворение потребностей. Данным респондентам необходимо проявить особое внимание и проанализировать общую ситуацию в семье, выявить деструктивные образования, которые затрудняют их межличностные отношения, а так же обратить внимание на положительные образования, позволяющие легко социализироваться и адаптироваться в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб: Питер, 2006. - 176с.