ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
© Молчанова Е.В.*
Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
В статье представлен обзор основных подходов к пониманию дет-ско-родительских отношений, выделены психологические особенности детско-родительских отношений в неполных семьях, описаны возможные сценарии развития детско-родительских отношений в «материнской» неполной семье.
Для полноценного развития ребенка в семье должны быть благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Основными показателями таких отношений являются [1]:
1. родительская позиция - определяется характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством.
2. тип (стиль) семейного воспитания - характеризуется эмоциональным отношением, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворенности потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации. Стиль воспитания - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку [4]. Это не только определенная стратегия воспитания, а сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени [3].
3. образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Ребенок также как и родитель является активным участником детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения в каждой психологической школе описываются различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов (некоторые из них представлены в табл. 1).
* Ассистент кафедры Социальной и организационной психологии, администратор Центра дополнительного образования факультета Психологии
84 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Таблица 1
Автор Особенности родительских отношений
З. Фрейд Отношения между ребенком и родителем рассматриваются в качестве главного фактора детского развития. Мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер».
А. Адлер Основной детско-родительских являются равенство, сотрудничество и естественные результаты. С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. При этом должно быть равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, равенство, но не тождественность.
В. Шутц Для каждого ребенка характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоциальное поведение.
Э. Эриксон В отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.
Э. Фромм Рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Материнская любовь безусловна и не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена и управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.
К. Роджерс Утверждал, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.
Д. Боулби, М. Эйнсворт Привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, которое уводит ребенка от матери, и стремлением к защите и безопасности, которое возвращает его к ней; и чем надежнее привязанность, тем выше инициативность ребенка
Д. Баумринд Выделил и описал три основных стиля родительских отношений: авторитетный, авторитарный и попустительский. Критериями такого выделения являются характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина Работали над проблемой периодизации психического развития ребенка. С возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения со взрослыми и прочее. Поэтому с развитием ребенка должно изменяться и отношение родителей к нему. Те отношения, которые сложились в младенчестве, оказываются неприемлемыми для ребенка трех лет или дошкольника.
В.И. Слобод-чиков, Е.И. Исаев, А.В. Шувалов Полноценное развитие ребёнка невозможно без развития того особого пространства, складывающегося между родителем и ребенком (со-бытийной общности). При этом ребенок развивается одновременно по двум линиям: по линии социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей), т.е. по пути становления со-бытийности, и по линии индивидуализации (оформление уникального и неповторимого Я, приобретение индивидом все большей самостоятельности, относительной автономности), т.е. по пути становления самобытности.-
Продолжение табл. 1
Автор Особенности родительских отношений
Ю.Б. Гиппен-рейтер Рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики общения, отмечая значимость влияния стиля общения с ребенком на развитие его личности. Удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так и вредоносным.
Е.О. Смирнова Детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. В них прослеживается амбивалентность, которая выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. Особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.
Проанализировав позиции авторов, можно отметить исходную дихотомию, которая задает двойственность отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
В условиях российской действительности мы все чаще сталкиваемся с феноменом «неполная семья». Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся.
Одинокий родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и к новым моделям взаимодействия с собственным ребенком или детьми, потому что ему одному приходится совмещать функции обоих родителей. Одинокий родитель и его ребенок (дети) постепенно приходят к новым взаимоотношениям с окружающим миром и другими людьми. Во-первых, ему приходится взять на себя ответственность за поддержание взаимодействия ребенка с проживающим отдельно вторым родителем (если супруги в разводе), а также с членами его семьи. Это важно для того, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к «предавшему» его отцу (матери) и его родственникам, не появлялось чувство вины за распавшуюся родительскую семью. Во-вторых, особой заботой одиноких родителей является установление адекватных взаимоотношений с представителями противоположного пола, с тем,
чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ролью, а также формами поведения, принятыми в современном обществе [6].
Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к материнским семьям. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют определенную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кочубей Б.И. выделяет несколько соблазнов, подстерегающих одинокую мать, которые приводят к ошибочному поведению в отношениях с детьми [2]:
1. жизнь для ребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Для такой женщины не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга; все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие. Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок. Любая его неудача, любой проступок превращаются в трагедию: это угроза краха ее родительской карьеры.
2. борьба с образом мужа. Стараясь снять свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь, женщина нередко утрирует отрицательные черты бывшего супруга. Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать ребенку отрицательное представление об отце, крайне отрицательно относится к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запрещает.
3. наследственность, который чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать - сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности.
4. попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Поэтому с мамой - тяжелые будни, а с папой - веселый праздник. В подобных ситуациях у матери возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «перекупить» у него детскую любовь. Она обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец его любит.
В полной семье мать имеет функции эмоционального фона семьи, создает благоприятную семейную атмосферу, выполняет задачу понимания, доверительности, душевной близости. Отец - представитель функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. В свою очередь, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем [6]:
1. нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных.
2. менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек.
3. затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.
4. становится возможным формирование избыточной привязанность к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, выводя его в более широкий мир.
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спи-ваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли [5].
Список литературы:
1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психоло-гическое консультирование // Проблемы психического развития детей. -М., 1990.
2. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. - М., 1990.
3. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 5-16.
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Си-ляевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спи-ваковская. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Т. 2.
6. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРЕННЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАТЕРИ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
© Насенник В.В.*
Психиатрическая больница № 7, г. Нижний Тагил
В статье делается акцент на то, что семья, воспитывающая ребенка с
отклонениями в развитии коренным образом изменяет, жизненные
* Психолог «Телефона доверия», соискатель кафедры Общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина