Педагогика
УДК 159.9.07
доктор психологических наук, профессор Князева Татьяна Николаевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Иванцова Алена Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Аннотация. В статье анализируется опыт и результаты эмпирического исследования восприятия детьми и родителями характера внутрисемейных отношений, рассматриваются полные и неполные семьи. Предполагалось, что существует специфика восприятия внутрисемейных детско-родительских отношений в разных типах семей. Для исследования использовались как вербальные, так и проективные методы. Результаты сравнительного исследования показали, что существуют различия в восприятии семейных отношений в детской и взрослой выборке. Наиболее существенные различия касаются восприятия детско-родительских отношений детьми из неполных семей, которые свидетельствуют о наличии многих детских переживаний по поводу отношений между ребенком и родителем. В полных семьях негативные характеристики восприятия внутрисемейных отношений выражены в меньшей степени. Восприятие детско-родительских отношений родителями более позитивно.
Ключевые слова: полная семья, неполная семья, детско-родительские отношения, восприятие семейных отношений.
Annotation. The article analyzes the experience and results of an empirical study of the perception of the nature of intra-family relations by children and parents, and considers complete and incomplete families. It was assumed that there is a specific perception of interfamily child-parent relations in different types of families. For the study, both verbal and projective methods were used. The results of the comparative study showed that there are differences in the perception of family relationships in the children's and adult samples. The most significant differences relate to the perception of child-parent relations by children from single-parent families, which indicate the existence of many childhood experiences about the relationship between the child and the parent. In complete families, negative characteristics of the perception of family relationships are less pronounced. Perception of parent-child relations by parents is more positive.
Keywords: full family, incomplete family, child-parent relations, the perception of family relations.
Введение. Культура и общество любого исторического периода диктуют свое понимание семьи. Критерии полноценности семьи в различные эпохи трактовались по-разному. Сегодня к категории «нормальной» семьи относят такую, которая способна обеспечить требуемый минимум благосостояния и социальной защиты детей, а так же создающую необходимые условия для их социализации.
Специалисты, изучающие неполные семьи, указывают на определенную статистическую связь между воспитанием в неполной семье и неудачными последствиями при построении собственной семейной жизни супругов, имеющих детский опыт воспитания в неполной семье. Вероятность распада брака в таких семьях, по их мнению, больше по сравнению с опытом, вынесенным из семьи полной [6]. Во многом это определяется отсутствием главного примера для формирования образа семьи - примера брачных отношений. Поэтому у детей (как у будущих взрослых) отсутствует, возможность формирования культуры чувств и отношений, характерных для взаимоотношений супругов.
Мальчики, воспитанные в неполной семье, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как резком, жестоком, агрессивном. У девочек же, выросших без отца, хуже формируется представление о супружеском идеале, им сложнее адекватно понимать мужа и сыновей, поэтому и причин для конфликтов и разводов заведомо больше [5].
Проблема изучения специфики развития ребенка в полных и неполных семьях не нова, как в отечественной, так и в зарубежной психологии [1], [3], [5], [7], [8], [9]. Однако, нельзя не отметить, что современная действительность накладывает на эту проблему иной отпечаток: в западной культуре семейные ценности все чаще подвергаются сомнению, понятие «семьи» приобретает размытый или не традиционный смысл, меняются установки на воспитание детей.
Социологи указывают на увеличение числа семей с одним родителем, связывая это с деформацией сферы брачно-семейных отношений. Отмечается изменение моральных норм в области отношения полов, распространение добрачных связей, изменение традиционного понимания ролей мужчины и женщины, утрата семьей своей производительной функции, завышенные требования к брачному партнеру, рост числа вредных привычек и т.д.
Анализируя причины, искажающие семейные функции или структуру семьи, ученые выделяют три основных причины дисгармонии: отсутствие партнерства между родителями с явным доминированием одного из них; деструктуризация семьи и отсутствие взаимопонимания, солидарности и привязанности между ее членами; наконец, распад семьи при доминировании и жесткой регламентации семейной жизни от одного из супругов, что ведет к автономизации ее членов.
Среди источников появления неполных семей, лидирующую позицию занимают разводы. Причинами распада семей, по данным исследований, являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена и создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что ранние браки оказываются менее жизнестойкими. Причин этому много: социальная незрелость супругов, легкомысленное отношение к институту семьи, большое число вынужденных браков вследствие беременности [6], [8].
Однако, следует подчеркнуть тот факт, что неполная семья не обязательно становится неблагополучной. Проблемы различного характера не редки и в полных семьях, хоть и с меньшей вероятностью. Любая семья, в том числе и неполная, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей, и опыт множества благополучных семей это только доказывает.
В социальных общностях, таких как семья, отношения выстраиваются в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители-ребенок»).
Взаимоотношения - это взаимная позиция одной личности к другой, причем взаимная связь различной модальности в таких отношениях обязательна [4].
Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и отношением родителей. Эти отношения, в отличие от других видов межличностных отношений, отличаются высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. По мнению А.Я. Варга, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [2].
Считается, что в неполной семье одинокая мать демонстрирует более выраженную воспитательную установку по отношению к детям, чем в полной. Наиболее ярко это проявляется в семьях, переживших развод. Достаточно сложной в неполной семье является ситуация, когда оставшийся с ребенком родитель стремится продемонстрировать обществу, что он и один может воспитать достойного человека. Часто родитель при этом стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы, при этом игнорируя склонности самого ребенка, что только усугубляет детско-родительские конфликты.
Формулировка цели статьи. В связи с этим, актуальным оказывается вопрос о специфике восприятия детско-родительских отношений в полной и неполной семье глазами ребенка и родителя. Сегодня, в связи с новыми подходами к анализу функций и структуры семьи вопрос о том, как воспринимают свою семью дети в полных и неполных семьях становится все более правомерным. Дети, растущие в условиях новой реальности, тоже могут по-новому оценивать значимость полной и неполной семьи для своего развития.
Целью данной статьи является анализ экспериментальных данных о характере восприятия детско-родительских отношений детьми и их родителями в полных и неполных семьях.
Изложение основного материала статьи. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует специфика восприятия детско-родительских отношений детьми и родителями в полных и неполных семьях. Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений г. Нижнего Новгорода. В нем приняли участие 40 семей: 20 полных, 20 неполных (один родитель). Соответственно 20 детей младшего школьного возраста (8-9 лет) из полных и 20 - из неполных семей, и столько же их родителей.
Для проверки гипотезы использовались следующие методы: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР), автор И.М. Марковская; тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин; тест «Кинетический рисунок семьи».
Результаты исследования по методике ВРР для родителей детей из полных и неполных семей представлены на рис.1. Анализ результатов опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» показывает, что уровень требовательности родителей к детям в исследуемых семьях находится в пределах средних показателей, что означает понимание родителями возрастных особенностей детей и отсутствие завышенных требований.
По результатам второй шкалы можно судить о строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. В полных семьях этот уровень соответствует адекватным (средним) значениям, в неполных семьях уровень строгости снижен, это может быть связано с нежеланием одинокого родителя применять строгие требования к своему ребенку, с желанием «оградить» его от возможных трудностей.
Характеристики контроля в исследуемых семьях значительно различаются. В полных семьях он высокий, в неполных - уровень контроля близок к средним показателям. Скорее о чрезмерности контроля можно говорить именно в полных семьях. Видимо, это связано с двойным контролем - со стороны обоих родителей.
Рисунок 1. Результаты опросника ВРР для полных и неполных семей (по шкалам)
Характеристики эмоциональной близости между родителями и детьми, по мнению самих родителей, оказались выше в неполных семьях - почти 70% одиноких родителей указали на эмоциональную близость с ребенком, в полных семьях это отметили чуть больше половины родителей.
Однако, по характеристикам принятия ребенка родители из полной семьи показали значительно более высокие результаты. Это означает, что даже при отсутствии тесной эмоциональной близости с ребенком в полной семье ребенок принимается таким, какой есть. В неполных семьях именно показатель эмоциональной близости характеризует основу принятия родителем ребенка.
Наличие сотрудничества между родителями и детьми является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств, отражает партнерство в отношениях родителей и детей. В обоих типах исследуемых семей показатели ниже среднего, однако в неполных семьях только 26,6 % одиноких родителей отметили такое сотрудничество или готовность к нему.
При этом уровень тревожность за ребенка в обоих типах семей не выходит за пределы нормативных (средних) значений, и последовательность их действий в отношении детей также сохраняется. Эти данные косвенно подтверждаются низкими показателями конфронтации в обоих типах семей, с некоторым преобладаем ее в неполных семьях.
Общая степень удовлетворенности отношениями родителей с детьми также высокая в обоих типах семей, однако, крайне высокие показатели этой степени в неполных семьях в сравнении с другими характеристиками детско-родительских отношений может свидетельствовать о некой защитной реакции родителей под общим названием «у нас все хорошо».
Результаты исследования методики «Тест - опросник родительского отношения» (ОРО) ( А.Я.Варга, В.В.Столин) представлены рис. 2.
Рисунок 2. Результаты Теста - опросника родительского отношения
Проведенное исследование показало, что у родителей обеих групп выражено положительное отношение к ребенку. Однако, в группе неполных семей менее трети родителей продемонстрировали такой стиль отношений как принятие, (в группе полных семей - 36,8%). По остальным стилям отношений существенной разницы не обнаружено.
Наименьшие результаты получены по стилю отношений «Маленькой неудачник», это свидетельствует, что в нашей выборке в группе полных и неполных семей минимальный процент участников считают своего ребенка маленьким, личностно и социально несостоятельным.
Анализ рисунков детей «Моя семья» показал следующее: 79,3% детей из полных и 47,3% детей из неполных семей оценивают семейную ситуацию как благоприятную. Дети изображают себя и всех членов семьи, у персонажей веселые лица и цветовая гамма разнообразна. Члены семьи расположены близко друг к другу, держатся за руки.
В то же время 20,7 % детей в полных и 69,6% детей в неполных семьях воспринимают семейные отношения как напряженные: в рисунках встречается длинная линия, штриховка с нажимом, маленькие размеры фигур, выделение глаз, что говорит о наличии страхов, скованности, тревожности детей. Рисунок занимает лишь центральную часть листа, говоря о затруднительности каких - либо внешних контактов.
Симптомокомплекс тревожности в полных семьях был выявлен у 58,6% детей, в неполных - 84,3%. Рисунки дети начинали рисовать с воспроизведения кругов, облаков, деревьев, домов, оттягивая рисование членов семьи.
Симптомокомплекс конфликтной ситуации присутствует у 32,8 % детей в полных и 64,8% - в неполных семьях. На рисунках детей отсутствует тот или иной член семьи, присутствует увеличенное расстояние между ним и ребенком. Один из членов семьи, находясь в стороне от других членов семьи, рассматривается ребенком, как отдаляющийся (отдаленный), что свидетельствует о редком общении ребенка с ним.
Симптомокомплекс чувства неполноценности в полных семьях выявлен у 15,3 % детей, в неполных -66,6%. Рисуя, ребенок изображает себя в виде какого либо необычного образа (персонажа), что компенсирует чувство неуверенности. На этих рисунках преобладают фигуры маленького размера, возможно отсутствие самого ребенка или он изолирован от всех.
Симптомокомплекс враждебности проявляется у 15,3% детей в полных и у 47,3% в неполных семьях. В рисунках дети изображали себя в дали от остальных, позы фигур агрессивны, деформированы. Наблюдается зачеркивание, изображение фигур то на одной, то на другой стороне. Нарисованные руки раздвинуты в стороны, деформировано длинные пальцы - как признак агрессивности в семье.
Рисунок 3. Результаты методики «Кинетический рисунок семьи»
Выводы. По итогам экспериментального исследования можно констатировать следующее:
- Восприятие семейной ситуации родителями как в полной, так и в неполной семье более позитивно, чем восприятие семейных отношений детьми. Наиболее явные отличия в оценке детско-родительских выражено у детей и родителей из неполных семей.
- В неполных семьях у детей, присутствует чувство тревожности и неполноценности. Дети из такой семьи более остро воспринимают ситуацию отношений в семье, часто оценивая ее как враждебную, хотя со стороны родителя такой оценки не наблюдается.
- Дети из полной семьи чувствуют себя защищенными, отношения в семье более благоприятными, чувство неполноценности и восприятие семейных отношений как враждебных у них фиксируется скорее как исключение.
Таким образом, в полных и неполных семьях на нашей выборке мы отметили разницу в восприятии детско-родительских отношений у детей и родителей, наименее позитивно их воспринимают дети из неполных семей, наиболее позитивно - родители в обоих группах семей. Это может быть связано с приближением предподросткового периода развития, когда начинает нарастать острота и критичность в оценке близких взрослых.
Возможно, одним из путей психологической помощи семьям в данной ситуации может быть преодоление имеющегося диссонанса в отношениях с помощью организации различных видов сотрудничества внутри семьи.
Литература:
1. Арефьева А.Г. Социально-педагогические и психологические аспекты воспитания в неполных семьях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. - № 17. -С. 280 - 287.
2. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я.Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
3. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социология семьи. - №6. - 2001. - С. 25.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
5. Сухопарова А.А. Психологические особенности воспитания детей в неполной семье // Мир науки, культуры, образования. -2013. -№ 3. -С. 215 - 217.
6. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие. - Пермь: Меркурий. - 2011. - 283 с.
7. Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психоподобных расстройств в подростковом возрасте. 2-е изд. Ростов н/Д. - 2006.
8. Tatiana N. Knyazeva, Lidiya E. Semenova, Marina B. Batuta, Anna V. Chevachina, Elena V. Sidorina, Ekaterina A. Urusova. The gender specificity of the images of spouses in views of modern russian teenagers // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. 12(7b). Р. 1591-1595.
9. McLanahan, S., Garfinkel, I., Mincy, R., & Donahue, E. (2010). Introducing the issue. The future of children. Special issues: Fragile families, 2(20), 3-16.
Педагогика
УДК 159.9.07
доктор психологических наук, профессор Князева Татьяна Николаевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ОПЫТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМНЫМ РАЗВИЕМ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется опыт и результаты исследования автора по организации специализированной психолого-педагогической помощи младшим школьникам, имеющим проблемы в овладении учебной деятельностью. Рассматривается авторский психологический курс коррекционно-развивающих занятий для младших школьников, ориентированный на преодоление различных проблем, возникающих у школьников в ходе обучения. Анализируется структура, ведущие задачи, тематика и методы работы с ребенком в ходе развивающих занятий. Приводятся результаты сравнительного исследования по определению уровней психологической готовности у младших школьников, обучавшихся и не обучавшихся по данному курсу. Показано, что как для младших школьников с проблемным развитием, так и для их сверстников, развивающихся в норме, обучение по данному курсу способствует выраженному продвижению в развитии.
Ключевые слова: младшие школьники, проблемы обучения и развития, специальный психологический курс.
Annotation. The article analyzes the experience and results of the author's research on the organization of specialized psychological and pedagogical assistance to junior schoolchildren, who have problems in mastering educational activity. The author's psychological course of corrective-developing classes for junior schoolchildren is considered, aimed at overcoming various problems that arise in schoolchildren during training. The structure, leading tasks, subjects and methods of work with the child in the course of developing classes are analyzed. The results of a comparative study to determine the levels of psychological preparedness for younger schoolchildren who have studied and who have not studied at this course are presented. It is shown that both for junior schoolchildren with problem development and for their peers developing in the norm, training in this course promotes a pronounced progress in development.
Keywords: junior schoolchildren, problems of teaching and development, special psychological course.
Введение. Происходящая в настоящее время интенсификация школьного обучения вызывает много вопросов в плане учета психовозрастных и индивидуальных особенностей развития детей, особенно на начальном этапе обучения. В начальной школе в связи с погружением ребенка в новую ведущую деятельность - учебную - требуется максимальное внимание к диагностике и учету особенностей детей в плане потенциала их развития. Не секрет, что многие дети, начинающие обучение в условиях его интенсификации, происходящей уже в начальной школе, по разным причинам не адаптируются в этом процессе, результатом чего являются проблемы освоения школьной программы и отставание в развитии важнейших психических свойств и функций этого возрастного этапа.
Конечно, причины такого отставания связаны не только с процессом интенсивности самого обучения (увеличением объема деятельности, разнообразия его методов и форм, усложнением и увеличением объема и содержания), но и с потенциалом самого ребенка в плане овладения этим арсеналом. Это и есть главная проблема современного образовательного поля - недоучет детской индивидуальности для овладения всей предлагаемой массой образовательных услуг. Значение дифференцированной психологической помощи в этом плане крайне велико. Общепризнанной является необходимость такой помощи учащимся, у которых уже в начале обучения выявились проблемы успеваемости и развития.
В связи с этим необходимостью становится не просто психологическая помощь этим детям в плане продвижения в обучении, нужна специальная система психологических мер и средств коррекционно-развивающей направленности с целью оптимизации развития этих детей в условиях школьного обучения, формирования у них психологических механизмов готовности к дальнейшему обучению и механизмов профилактики возможных негативных осложнений при переходе в основную школу.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ и обсуждение психолого-педагогического опыта организации специализированной помощи таким детям посредством включения в образовательный процесс коррекционно-развивающего курса психологических занятий с детьми и формирования у них психологической готовности к переходу на вторую ступень общего образования (в основную школу), преодоления трудностей развития на первой ступени школьного обучения.
Исследование проводилось на протяжении ряда лет, начиная с 2006 года в различных школах г. Нижнего Новгорода, поэтому мы имеем возможность представить основные характеристики организации такой помощи детям в процессе их обучения и обобщенные результаты этой работы (по данным двух последних лет).
Изложение основного материала статьи. Анализ исследований, посвященных изучению этой проблемы на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, показал, что в психологических исследованиях крайне мало внимания уделяется проблемам готовности ребенка к переходу из начальной в основную школу, при том, что проблемы такого характера учителя и школьные психологи отмечают постоянно [1],[ [6],[7].
Потребности в помощи психолога у детей в начальной школе многообразны: это и развитие интеллектуально-психологических функций, и коррекция негативных социально-личностных проявлений, и адаптация к школе, и профилактика дезадаптации при переходе в основную школу и т.д. Анализируя задачи, стоящие перед психологом в начальной школе и реально выполняемую им деятельность, становится понятно, что многое из необходимого содержания психологу объективно не удается осуществить (по различным причинам).
Тем не менее, рассматривая эти задачи с точки зрения их целенаправленности, нетрудно заметить, что большинство из них может быть связано в единый коррекционно-развивающий комплекс, объединенный общей протяженной целью - формирования у младших школьников психологической готовности к переходу в основную школу и профилактики возможной дезадаптации. В этом случае в систему выстраиваются задачи