Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
661
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ СМЕРТНОСТИ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламов Сергей Олегович, Пашенцева Алина Александровна

На сегодняшний день решение демографической проблемы является одной из важных задач в области государственной политики. Стратегия демографического развития России на предстоящие годы, в течение которых произойдет уменьшение численности населения страны, а также возможное в последующем радикальное изменение этнической структуры миграционного прироста и географии стран выхода мигрантов, должна учитывать эти реалии. В статье рассматривается влияние демографических факторов на национальную безопасность России, и формулируются базовые принципы и цели для нормального демографического развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC FACTORS ON THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN STATE

Today, the solution of the demographic problem is one of the most important tasks in the field of public policy. The strategy of demographic development of Russia for the coming years, during which will be a decrease in the country’s population, as well as a possible radical change in the ethnic structure of migration growth and the geography of the countries of exit migrants, should take into account modern realities. The article examines the influence of demographic factors on the national security of the Russia, and formulates the basic principles and goals for the normal demographic development of the state.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-74-77 © С.О. Харламов, А.А. Пашенцева, 2021

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Сергей Олегович Харламов,

начальник кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Алина Александровна Пашенцева, курсанта 583 учебного взвода

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. На сегодняшний день решение демографической проблемы является одной из важных задач в области государственной политики. Стратегия демографического развития России на предстоящие годы, в течение которых произойдет уменьшение численности населения страны, а также возможное в последующем радикальное изменение этнической структуры миграционного прироста и географии стран выхода мигрантов, должна учитывать эти реалии. В статье рассматривается влияние демографических факторов на национальную безопасность России, и формулируются базовые принципы и цели для нормального демографического развития государства.

Ключевые слова: демографический кризис, социальное обеспечение, демографическое положение, показатели смертности, миграция населения, показатели рождаемости, национальная безопасность.

THE INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC FACTORS ON THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN STATE

Sergey O. Harlamov,

Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Alina A. Pashentseva, Cadet of the 583rd platoon

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Today, the solution of the demographic problem is one of the most important tasks in the field of public policy. The strategy of demographic development of Russia for the coming years, during which will be a decrease in the country's population, as well as a possible radical change in the ethnic structure of migration growth and the geography of the countries of exit migrants, should take into account modern realities. The article examines the influence of demographic factors on the national security of the Russia, and formulates the basic principles and goals for the normal demographic development of the state.

Keywords: demographic crisis, social security, demographics, mortality, population migration, fertility rates, national security.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Харламов С.О., Пашенцева А.А. Влияние демографических факторов на национальную безопасность российского государства. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):74-7.

Демографический фактор - термин, который используется в научном обороте для определения взаимосвязи в общественном развитии государства и общества, его отдельных частей и элементов. Особенно параметры численности населения, воз-растно-половая структура населения, социальная мобильность населения, миграция населения (въезд и выезд граждан), структура расселения граждан

внутри страны, качественно-количественные характеристики населения.

Анализ демографических факторов дает представление о перспективах развития государства и общества. Регулирование демографических процессов является направлением политики государства, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. С целью осуществления

74

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2021

прогнозирования и планирования государственной политики в направлении стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351.

Пункт 1 указанной Концепции содержит общие положения. Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращения уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Миграция имеет достаточно высокое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Численность страны в настоящее время во многом зависит от миграционных процессов; въезда в страну потенциальных будущих граждан данного государства, их адаптации и расселения, приживаемости и трудоустройства. Особое значение имеет выработка разумной государственной политики, которая бы сочетала в себе взаимосвязь демографических, миграционных, социально-экономических и иных процессов. 13 июня 2012 года была утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, в которой указано, что Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и другими документами стратегического планирования, предусматривает разработку плана мероприятий реализации с контролем со стороны Правительства Российской Федерации и ежегодный доклад Президенту Российской Федерации.

Вышеизложенное доказывает, что демографическая политика тесно взаимосвязана с различными

направлениями государственной политики в сочетании с обеспечением в целом национальной безопасности Российской Федерации.

Нельзя, конечно, не осветить вопросы демографической политики. В последнее время они постоянно присутствуют в центре внимания ученых и практиков. Демографические вопросы находят свое отражение практически в каждом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В условиях демографического кризиса в России сложился консенсус общественного мнения в понимании того, что преодоление демографического кризиса становится ключевой для всей страны проблемой.

Из трех основных составляющих демографического положения страны (показателей смертности, миграции населения и рождаемости) особое внимание уделяется программе стимулирования рождаемости. Президентом Российской Федерации был предложен, а Правительством Российской Федерации реализован комплекс финансовых и административных мер поддержки молодых семей, женщин, материального стимулирования рождения детей. Однако ощутимых изменений в демографической ситуации за истекшие годы не произошло.

Стратегия демографического развития России на предстоящие годы, в течение которых произойдет уменьшение численности населения страны, а также возможное в последующем радикальное изменение этнической структуры миграционного прироста и географии стран выхода мигрантов, должна учитывать эти реалии. В соответствии с ними стратегической целью демографического развития Российской Федерации должно оставаться достижение стабильной численности населения и создание предпосылок его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов. Такая цель в различные периоды первой половины XXI может быть реализована по-разному, в зависимости от динамики рождаемости (влияние волны) и возможностей предпочтительного использования миграционного потенциала разных стран.

В заключение проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.

Проблемы демографического развития страны в последнее время стали позиционироваться как наиболее существенные для поступательного развития России. Демографические процессы, которые недавно были особо значимыми лишь для специалистов, в настоящее время выдвинулись в центр общественного внимания.

Государством в последние годы предпринимаются меры, направленные на изменение негативных демографических процессов. Так, анализ основных документов долгосрочного социально-экономического планирования позволяет прийти к выводу, что вопросы демографического развития и демографической безопасности находят определенное отражение в нормативной базе государственного управления. Рассмотрение современных нормативных документов, имеющих значимость для перспективного социально-экономического развития, показывает, что демографические аспекты во многих из них обозначены. Например, в 2007 году Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция демографической политики на период до 2025 года. Правительством Российской Федерации утвержден и реализуется план мероприятий по ее осуществлению на первом этапе в течение 20082010 годов. Вполне определенные позиции в части демографического развития имеет, в частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Концепция развития здравоохранения также имеет определенную демографическую ориентацию. В то же время Стратегия национальной безопасности Российской Федерации не определяет демографическую безопасность как специфический вид безопасности, а демографические аспекты в ней вообще отсутствуют.

Такая постановка вопросов демографического развития и демографической безопасности указывает на недостаточное внимание к решению демографических проблем в государственном управлении.

Данный вывод подтверждается и многочисленными исследованиями. Так, доклад о социальном и демографическом развитии России за 15 лет1,

1 См. подр.: Социальное и демографическое развитие России. Каирская программа действий: 15 лет спустя. М.: Изд-во «Права человека», 2010.

76 __Вестник экономич

подготовленный в 2010 году ведущими экспертами страны под эгидой Ц№РА (Фонд ООН в области народонаселения), показывает, что политика российского государства в демографической сфере является непоследовательной и не всегда компетентной. Начиная практически с момента распада СССР, авторы цитируемого доклада выделяют три этапа в социально-демографической политике. В первой половине 1990-х гг. в России начался демографический кризис, на фоне снижения рождаемости резко выросла смертность. Специальных мер по преодолению кризиса правительство не принимало, что объяснялось экономическим кризисом, появлением новых рыночных отношений и институтов, с которыми надо было еще понять, что делать. Трудности пытались компенсировать традиционным для индустриального общества группам: пенсионерам, инвалидам, безработным. На втором этапе - 1995-2005 гг. - социальные вопросы стали рассматриваться как фактор экономического развития, появилось новое трудовое законодательство, началась пенсионная реформа. Но в то же время ухудшилось качество демографической статистики, поддержка семей с детьми сокращалась, из-за изменения форм семейных отношений из поля зрения государства выпадала все большая доля семей. Третий этап - с 2005 г. - характеризуется усилением внимания верховной власти к демографии. Монетизация льгот, национальные проекты, «демографическое» Послание Президента 2006 г., впервые продекларировавшее мощную поддержку рождаемости, некоторая либерализация миграционного законодательства.

Однако, несмотря на определенные позитивные изменения в демографическом развитии вследствие предпринимаемых государственных мер, уровень рождаемости пока не обеспечивает простого воспроизводства населения, остается высоким уровень смертности, особенно от предотвратимых причин, продолжительность жизни в России существенно ниже, чем в развитых странах.

В настоящее время в демографическом развитии страны присутствуют такие устойчивые демографические угрозы, как общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых. Демографический фактор создает опасность для социаль-

жой безопасности - № 1 / 2021

но-экономического развития страны и ее оборонного потенциала. Уменьшение численности детей и молодежи предопределяет в дальнейшем потери трудового и репродуктивного потенциалов. В условиях перспективной экономической модернизации экономики ограничителем может стать уменьшение численности населения трудоспособных возрастов, дефицит рабочих кадров и общее сокращение трудовых ресурсов.

Для того, чтобы в нашей стране произошли серьезные позитивные сдвиги, прежде всего демографическая политика России должна строиться на следующих базовых принципах и целях:

1) реформирование системы здравоохранения, образования, науки, культуры (недопустимо финансирование данных областей по остаточному принципу);

2) создание государственной семейной политики, направленной на укрепление института семьи, формирование в обществе семейно-брачных отношений, престижности многодетности;

3) разработка новой социальной политики, направленной на действенную защиту семьи, детей, ветеранов, инвалидов.

В качестве неотложных мер целесообразно на данном этапе осуществить следующее:

1) разработка и принятие Федеральных законов: «О государственной демографической и семейной политике в Российской Федерации», «О государственной поддержке семьи, материнства и детства в Российской Федерации», «О государственной поддержке многодетных семей в Российской Федерации» (можно предусмотреть возможность вынесения указанных законов на всеобщее обсуждение);

2) разработка и совершенствование целевых программ, направленных на решение демографических проблем (например, «Дошкольное воспитание и образование», «Доступное жилье - семье»), полное финансирование за счет федерального бюджета;

3) создание Совета по демографической безопасности при Президенте Российской Федерации,

при полномочном представителе Президента в округах, при губернаторе в регионах;

4) создание комиссии по выходу из демографического кризиса, в функции которой будет входить оценка всех федеральных и региональных законов с точки зрения их влияния на демографию страны;

5) повышение роли регионов в решении демографической проблемы на основе разработки и реализации антикризисных программ;

6) создание в областных правительствах органа исполнительной государственной власти по вопросам социально-демографической и семейной политики;

7) организация в СМИ целенаправленной пропаганды в поддержку традиционных ценностей семьи и брака, морали и нравственности.

Выполнение выше обозначенных требований, целей и задач - залог нормального демографического развития страны.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 06.02.2020).

3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. 22.12.2020).

4. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (ред. 01.07.2014).

5. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости И.: ТЕИС, 2006.

6. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2009. № 1.

7. Балашов С.А. К вопросу о выборе правовой модели регулирования миграционных процессов в современной России // Миграционное право. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.