Научная статья на тему 'Некоторые демографические показатели Содружества независимых государств и перспективы создания условий для роста населения'

Некоторые демографические показатели Содружества независимых государств и перспективы создания условий для роста населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАН СНГ / ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / DEMOGRAPHIC POLICY OF THE CIS COUNTRIES / FACTORS TO REDUCE AND INCREASE THE BIRTH RATE / PROGRAMS TO SUPPORT DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулов Артем Александрович

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании отмечаются тенденции снижения народонаселения в странах СНГ и предлагаются подходы к решению проблем создания социально-экономических условий, способствующих увеличению народонаселения в России и странах СНГ. Показана необходимость разработки мер демографического и социально-экономического развития, связанных с повышением рождаемости, а также привлекательности регионов России и стран СНГ для работы высококвалифицированных трудовых мигрантов. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование базируется на статистических материалах стран СНГ, документах государственно-правового характера, охватывающих регулирование вопросов демографической политики. Используются пространственно-географические, среднестатистические методы анализа национально-государственных стандартов демографического анализа факторов народонаселения по территориям и факторов снижения рождаемости. Определяются общие и особенные стратегические цели решения демографических проблем стран СНГ. РЕЗУЛЬТАТЫ. Выводы таковы, что, во-первых, все сценарии демографического развития России и стран СНГ после 2025 года имеют больше позитивную общность оценок, выраженную перспективами усиления темпов, качества жизни и социального развития России и стран СНГ. Во-вторых, несмотря на некоторые пессимистические прогнозы, постепенно идет количественный и качественный рост осмысления ценностей, связанных с человеческим капиталом. В-третьих, факторы интенсификации внешней миграции все более влияют на выравнивание условий демографического развития разных регионов стран СНГ. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Особое значение имеют федеральные и региональные программы России и стран СНГ, направленные на создание благоприятных условий интеграции мигрантов в российское общество при их уважении к российским культурным и социально-гуманитарным ценностям и традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меркулов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some demographic indicators of the Commonwealth of Independent States and prospects for creating conditions for population growth

INTRODUCTION. This study notes population decline trends in the CIS countries and suggests approaches to solving the problems of creating socio-economic conditions conducive to population growth in Russia and the CIS countries. The necessity of developing measures of demographic and socio-economic development related to increasing the birth rate, as well as the attractiveness of the regions of Russia and the CIS countries for the work of highly skilled labor migrants, is shown. MATERIALS AND METHODS. The study is based on statistical materials of the CIS countries, state-legal documents covering the regulation of population policy issues. Spatial-geographical, statistical average methods of analysis of national-state standards of demographic analysis of population factors by territory and factors of fertility decline are used. The general and special strategic goals of solving the demographic problems of the CIS countries are determined. RESULTS. The conclusions are such that, firstly, all scenarios of the demographic development of Russia and the CIS countries after 2025 have a more positive community of assessments, expressed by the prospects for increasing the pace, quality of life and social development of Russia and the CIS countries. Secondly, despite some pessimistic forecasts, a quantitative and qualitative increase in the understanding of the values associated with human capital is gradually going on. Thirdly, the factors of intensification of external migration are increasingly affecting the alignment of the conditions of demographic development in different regions of the CIS countries. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Of particular importance are the federal and regional programs of Russia and the CIS countries, aimed at creating favorable conditions for the integration of migrants in Russian society, while respecting Russian cultural and socio-humanitarian values and traditions.

Текст научной работы на тему «Некоторые демографические показатели Содружества независимых государств и перспективы создания условий для роста населения»

Некоторые демографические показатели Содружества Независимых Государств и перспективы создания условий для роста населения

МЕРКУЛОВ АРТЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

старший преподаватель кафедры экономических теорий и военной экономики

Военного университета Министерства обороны РФ, кандидат географических наук

Контакты: г. Москва, ул. Волочаевская, 3/4, Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации Email: vu-nu@mil.ru

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании отмечаются тенденции снижения народонаселения в странах СНГ и предлагаются подходы к решению проблем создания социально-экономических условий, способствующих увеличению народонаселения в России и странах СНГ. Показана необходимость разработки мер демографического и социально-экономического развития, связанных с повышением рождаемости, а также привлекательности регионов России и стран СНГ для работы высококвалифицированных трудовых мигрантов. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование базируется на статистических материалах стран СНГ, документах государственно-правового характера, охватывающих регулирование вопросов демографической политики. Используются пространственно-географические, среднестатистические методы анализа национально-государственных стандартов демографического анализа факторов народонаселения по территориям и факторов снижения рождаемости. Определяются общие и особенные стратегические цели решения демографических проблем стран СНГ.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Выводы таковы, что, во-первых, все сценарии демографического развития России и стран СНГ после 2025 года имеют больше позитивную общность оценок, выраженную перспективами усиления темпов, качества жизни и социального развития России и стран СНГ. Во-вторых, несмотря на некоторые пессимистические прогнозы, постепенно идет количественный и качественный рост осмысления ценностей, связанных с человеческим капиталом. В-третьих, факторы интенсификации внешней миграции все более влияют на выравнивание условий демографического развития разных регионов стран СНГ. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Особое значение имеют федеральные и региональные программы России и стран СНГ, направленные на создание благоприятных условий интеграции мигрантов в российское общество при их уважении к российским культурным и социально-гуманитарным ценностям и традициям.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: демографическая политика стран СНГ, факторы снижения и повышения рождаемости, программы поддержки демографического развития

Some demographic indicators of the Commonwealth of Independent States and prospects for creating conditions for population growth

MERKULOV ARTEM ALEKSANDROVICH

Senior Lecturer, Department of Economic theories and military economics

of the Military University of the Ministry of Defense

of the Russian Federation candidate of geographical sciences

Contacts: Moscow, st. Volochaevskaya 3/4, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation Email: vu-nu@mil.ru

ANNOTATION

INTRODUCTION. This study notes population decline trends in the CIS countries and suggests approaches to solving the problems of creating socio-economic conditions conducive to population growth in Russia and the CIS countries. The necessity of developing measures of demographic and socio-economic development related to increasing the birth rate, as well as the attractiveness of the regions of Russia and the CIS countries for the work of highly skilled labor migrants, is shown. MATERIALS AND METHODS. The study is based on statistical materials of the CIS countries, state-legal documents covering the regulation of population policy issues. Spatial-geographical, statistical average methods of analysis of national-state standards of demographic analysis of population factors by territory and factors of fertility decline are used. The general and special strategic goals of solving the demographic problems of the CIS countries are determined. RESULTS. The conclusions are such that, firstly, all scenarios of the demographic development of Russia and the CIS countries after 2025 have a more positive community of assessments, expressed by the prospects for increasing the pace, quality of life and social development of Russia and the CIS countries. Secondly, despite some pessimistic forecasts, a quantitative and qualitative increase in the understanding of the values associated with human capital is gradually going on. Thirdly, the factors of intensification of external migration are increasingly affecting the alignment of the conditions of demographic development in different regions of the CIS countries. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Of particular importance are the federal and regional programs of Russia and the CIS countries, aimed at creating favorable conditions for the integration of migrants in Russian society, while respecting Russian cultural and socio-humanitarian values and traditions.

KEYWORDS: demographic policy of the CIS countries, factors to reduce and increase the birth rate, programs to support demographic development.

Введение

За последние несколько десятков лет произошли глубокие перемены во всей системе международных отношений как на глобальном, так и на региональном уровне. Неурегулированные споры и вооруженные конфликты на территориальной, межнациональной и религиозной основе, агрессивный национа-

лизм, международный терроризм - это причины, по которым в ряде регионов мира существенно повысилась вероятность возникновения различного рода вооруженных конфликтов, способных при вовлечении в них внешних сил перерасти в широкомасштабные военные действия.

Содружество Независимых Государств, являясь неотъемлемой частью современного мира, также подвержено вызовам и опасностям, имеющим международный и прежде всего региональный характер. В этой связи первостепенной задачей является создание условий для устойчивого социально-экономического развития страны, в которой демографический фактор играет важнейшую роль.

Население как основное богатство любой страны и его социально-экономическая основа является сферой межгосударственной политики государств СНГ в целях развития. СНГ - межгосударственная региональная организация, объединяющая несколько независимых, суверенных государств, - в географическом смысле является достаточно крупным объединением. Поэтому демографическая политика этого региона сегодня становится важнейшим фактором обеспечения безопасности.

Находясь на севере материка Евразия и занимая 42% его территории, СНГ обладает огромными природными и демографическими ресурсами, где проживает более 100 наций и народностей, представляет собой серьезную геополитическую силу. Самые многочисленные - русские, украинцы, узбеки, белорусы, казахи, татары, азербайджанцы, армяне, грузины, молдаване, таджики, туркмены, киргизы, народности Дагестана, чуваши, немцы, башкиры, евреи, мордва.

Численность населения стран СНГ на начало 2018 года составляет примерно в 230 млн человек (в 1992 году - 277 млн). Значительное снижение данного показателя произошло в 2014 году ввиду выхода Украины из данной организации, численность которой составляет примерно 45 млн человек. В странах СНГ, занимающих 16% мировой суши, проживает около 4% мирового населения. Плотность населения стран Содружества дифференцируется в зави-

симости от площади страны, достигая максимальных значений в Армении и Молдове - 101 и 105 жителей, и минимальных Казахстане и России - 6 и 8 жителей на 1 км2. Средняя плотность населения СНГ составляет 12 жителей на 1 км2 при среднем значении в мире примерно 50 жителей.

В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в СНГ, имеют негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в некоторых странах. Среднегодовые темпы прироста населения практически нулевые: сокращение численности населения в европейской части компенсируется увеличением в Средней Азии и Азербайджане. Наблюдается интенсивная внешняя миграция населения, особенно между самими странами СНГ, в ходе которой происходит переток населения прежде всего в пользу России и Белоруссии, а в последнее время - также Казахстана. Ожидаемая продолжительность жизни в СНГ - немногим более 72 лет.

Эти тенденции снижения численности населения стран СНГ являются предметом стратегического регулирования и планирования государственными актами стран СНГ в целях противодействия их негативным последствиям. Так, по Закону Республики Казахстан от 06.01.2012 г. № 527 «О национальной безопасности Республики Казахстан» к числу главных национальных приоритетов относятся меры предотвращения ухудшения демографической ситуации и обеспечение устойчивости демографического роста1.

В Стратегии «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства» к 10 глобальным вызовам XXI в. относится глобальность демографического дисбаланса, угрожающая уничтожению человеческого по-

1 Закон от 06.01.2012 г. № 527 «О национальной безопасности Республики Казахстан». http://adilet.zan.kz/rus/docs/

Z1200000527

тенциала. Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечены многочисленные приоритеты, включая разные способы формирования в различных группах населения, особенно мо-

лодежи, инициатив укрепления здоровья, инициатив, связанных с помощью в приобретении жилья молодыми семьями, разработкой систем обеспечения жильем малоимущих граждан с детьми и др.

Перспективы демографического развития стран СНГ

Для демографического развития СНГ важны не только сами тенденции изменения рождаемости, но и вызываемые ими последствия. Постепенно происходит слом стереотипа демографического поведения, впервые возобладала ориентация на однодетную семью. Наряду с этим депопуляция охватывает не только центрально-европейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток и ряд автономий. Все это приводит к тому, что демографические проблемы породили и породят в скором будущем ряд социально-экономических проблем,связанных с потребностью в детских дошкольных учреждениях и образовательных школах, соотношением спроса и предложения на рынке труда, трудностями с мобилизационным контингентом и т.д. Важной демографической проблемой является изменение возрастного состава населения стран СНГ, что будет связано с вопросом старения населения.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», указывает, что на современную демографическую ситуацию в Российской

Федерации повлияли социально-экономические процессы, происходившие в XX веке как в России, так и в мире, когда в конце прошлого века в России ежегодно рождалось 2-2,5 млн детей, а умирало 1-1,5 млн человек.

Установленные государственные меры по сохранению и увеличению численности населения России реализуются в числе прочих мер улучшением материально-технических условий работы системы территориальных пунктов медицинского обслуживания в регионах и на местах по оказанию помощи больным с сердечно-сосудистым заболеванием по наилучшим стандартам1.

Общественной палатой Российской Федерации в 2019 году подготовлен доклад на тему «Демография 2024: Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации». В нем отмечается, что естественному приросту населения России в XXI веке способствовал в 2013-2015 годы комплекс мер, связанных с поддержкой рождения в семьях трех и более детей. Однако к 2016 году естественному приросту противостояла естественная убыль населения, приведшая в 2018 году к снижению рождаемости до уровня 2007 года2.

Новыми социально-экономическими мерами, ориентированными на поддержание обще-

1 Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=

2 Раздел Доклада Общественной палаты РФ 2019 года: «Устойчивый естественный прирост численности населения - Интегральная цель национального развития». https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_OPRF_ demografiya29052019.pdf

ственной идеи многодетных семей, предлагается реализовать национальный проект «Демография», разработав федеральный проект «Многодетная страна»1.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 г. о стратегических задачах развития России в соответствии с прогнозами Росстата и расчетами экспертов определены целевые ориентиры национальных проектов в сфере демографии2. Предполагается, что благодаря принимаемым мерам к 2024 году должно произойти повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет и рост общего суммарного коэффициента рождаемости (СКР) до 1,95-2,05 ребенка на женщину. Целевой показатель национального проекта

«Демография» должен быть достигнут раньше, т.е. к 2020-2021 годам. На территории РФ действует четыре основных национальных проекта «Демография», один из которых утвержден Минтрудом России 03.09.2018 г. как Программа на период с 2019 по 2024 года3.

В Докладе Общественной палаты делаются выводы по урегулированию проблем роста народонаселения России. Так, Общественной палатой отмечается, что для достижения СКР 1,95-2,05 к 2024 г. необходимо увеличение объемов инвестиционных вложений в организацию развития семейной политики до 2% ВВП. То есть для поддержания многодетных семей современных объемов бюджетного обеспечения демографических проектов крайне недостаточно.

Миграционная политика как фактор обеспечения демографического баланса в народонаселении отдельных регионов стран СНГ

В подавляющем большинстве стран постсоветского пространства будет увеличиваться доля людей старшего (пенсионного) возраста, а также сокращаться доля молодежи и населения трудоспособного возраста. Таким образом, возрастная структура населения стран СНГ за последние десятилетия меняется в сторону роста доли лиц старше 65 лет, что связано с увеличением во всех странах продолжительности жизни. Данная тенденция наблюдается во многих странах мира, особенно среди завершивших демографический переход. Особенно интенсивным данный процесс

будет в России, Молдове, Грузии и Армении. Увеличение доли пенсионеров в общей численности населения будет чревато ростом пенсионной нагрузки и увеличением затрат государств на пенсионные выплаты, здравоохранение и социальные расходы.

Согласно данным табл. 1 за период с 2010 по 2018 годы в демографическом развитии СНГ присутствует определенная стагнация. Сокращение общей численности населения наблюдается только в России и за последние два года в Молдове. Незначительное увеличение количества населения за исследуемый

1 Весомой мерой может стать отцовский семейный капитал при рождении третьего и последующих детей в семье, который по примеру материнского капитала создаст благоприятное демографическое окно.

2 Меры поддержки семей с детьми, направленные на повышение рождаемости, в основном представлены в двух первых федеральных проектах национального проекта «Демография»: «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Объемы инвестиций по данным двум федеральным проектам составляют 2852724,6 млн руб. или 91,8% всего объема инвестиций по национальному проекту «Демография» из общего объема финансирования (3 105 176,2 млн руб.), что представляется недостаточным. https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_OPRF_ demografiya29052019.pdf

3 Российский национальный проект «Демография». http://social-benefit.ru/chastnye-sluchai/nacionalnyj-proekt-demografiya-2019-2024/

Таблица 1

Численность постоянного населения, на конец года, млн человек

Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Азербайджан 9,1 9,2 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 9,9 10,0

Армения 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0

Беларусь 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5

Казахстан 16,4 16,7 16,9 17,2 17,4 17,7 17,9 18,2 18,4

Кыргызстан 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 6,0 6,1 6,3 6,4

Молдова 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,5 3,5

Россия 142,9 143,1 143,3 143,7 146,3 146,5 146,8 146,9 146,8

Таджикистан 7,6 7,8 8,0 8,2 8,4 8,6 8,7 8,9

Узбекистан 29,1 29,6 30,0 30,5 31,0 31,6 32,1 32,7 33,3

Всего по всем странам 226,7 228,1 229,4 231,0 234,7 236,2 237,5 238,9 230,9

период наблюдается в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. В Азербайджане, Беларуси и России положительное влияние на этот процесс также оказывает миграционный прирост, в Молдове - сокращение миграционного оттока. При анализе данных более ранних периодов необходимо отметить, что совокупное население стран СНГ до 1994 года росло, с 1995 начало сокращаться. В 2004 году оно было примерно таким же, как и в 1989 году, во время последней советской переписи. Но динамика населения в отдельных странах Содружества очень сильно различалась.

Необходимо констатировать, что такая ситуация связана не только с экономическими проблемами, но и с тенденцией к созданию однодетных семей. Уже прошли те времена, когда в каждой семье было трое и более детей. Как показывают данные табл. 2, во всех странах Содружества уменьшились показатели рождаемости в расчете на 1000 населения. Наибольшее процентное снижение данного показателя в 2017 году по сравнению с

2010 годом наблюдается в Азербайджане и Молдове, 20 и 16, соответственно. В России, Армении и Кыргызстане снижение произошло на 8%, в Белоруссии и Казахстане - около 5%. Наряду с этим уменьшились показатели суммарной рождаемости, в большинстве стран их значение около 2,0, что не обеспечивает простого воспроизводства населения. Данные процессы приводят к изменению половозрастной структуры населения, а также к сокращению численности трудоспособного населения, что будет провоцировать негативные тенденции на рынке труда. Конечно, отчасти компенсировать сокращение численности трудовых ресурсов в обозначенных государствах можно будет за счет повышения производительности труда и перераспределения населения между регионами страны и отраслями экономики, но генеральной тенденцией развития рынков труда станет нехватка трудовых ресурсов.

Некоторые ученые считают, что сокращение численности населения России не является серьезной проблемой для страны, а ком-

Таблица 2

Показатели рождаемости в странах СНГ в расчете на 1000 населения

Годы

Страна -1-1-1-1—

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Азербайджан 18,5 19,4 19,0 18,6 18,1 17,4 16,5 14,8

Армения 13,8 13,3 14,0 13,8 14,3 13,9 13,5 12,6

Беларусь 11,4 11,4 11,5 12,2 12,5 12,5 12,4 10,8

Казахстан 22,5 22,5 22,7 22,7 23,1 22,7 22,5 21,6

Кыргызстан 26,8 27,1 27,6 27,2 27,7 27,4 26,0 24,8

Молдова 11,4 11,0 11,1 10,6 10,9 10,9 10,5 9,6

Россия 12,5 12,6 13,3 13,2 13,3 13,3 12,9 11,5

Таджикистан 31,9 29,1 27,8 25,9 27,8 28,1 26,6

Узбекистан 21,9 21,4 21,2 22,7 23,3 23,5 22,8 22,1

Всего по всем странам 14 14 15 15 15 15 15 15

пенсация дефицита трудовых ресурсов может происходить исключительно за счет внешней международной миграции. При анализе данных табл. 3 за исследуемый период четко прослеживается тенденция увеличения количества населения, прибывающих из стран

бывших союзных республик. Исключение составляют Узбекистан и Молдова - снижение миграционного притока за последние три года 14 % и 8%,соответственно.

Лидерами по миграционному притоку в Россию являются Казахстан, Таджикистан

Страна Годы

2010 2015 2016 2017

Азербайджан 14 500 23 326 24 109 25 602

Армения 19 890 45 670 43 929 46 898

Беларусь 4894 17 741 14 590 21 282

Казахстан 27 862 65 750 69 356 71 680

Кыргызстан 20 901 26 045 28 202 41 165

Молдова 11 814 34 026 32 418 31 369

Таджикистан 18 188 47 638 52 676 63 467

Узбекистан 24 100 74 242 60 977 64 073

Всего по всем странам 142 149 334 438 326 257 365536

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели миграционного притока в Россию из стран СНГ, количество человек [4]

и Узбекистан. Необходимо учитывать, что из стран Содружества в Россию мигрируют лица, которые зачастую не имеют даже среднего или среднего специального образования, что влечет за собой определенные негативные социально-экономические и геополитические проблемы для страны. Специалисты подчеркивают, что миграция отрицательно влияет на состояние здоровья не только самих мигрантов, но и населения территорий, их принимающих. Прежде всего это касается роста инфекционных заболеваний как результата прямого завоза инфекции, а также ухудшения санитарного состояния мест размещения мигрантов. Кроме медицинских, следует выделить также проблемы, связанные с возникновением опасных ситуаций, таких как ухудшение криминогенной

обстановки, межнациональные, межэтнические и межрелигиозные конфликты, социальное расслоение населения территории, языковые барьеры, особенности ментальности и традиций пришлого населения.

Недостаток трудовых ресурсов все более серьезно ощущается различными отраслями отечественной экономики. Компенсировать его необходимо, прежде всего, за счет внутренних ресурсов, таких как переобучение безработных и их перераспределения между регионами за счет внутрироссийской миграции, а не привлечением неквалифицированной рабочей силы. Однако, учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в России на данном этапе развития, миграция из стран СНГ является в определенной степени благом для нашей страны.

Заключение

Вопросы текущих цивилизационных столкновений, роста ксенофобии террористической активности, экологических и демографических рисков, характеризующих мировое сообщество, вступившее в третье тысячелетие, на международном уровне, оказывают значительное влияние на действие межгосударственной региональной организации Содружество Независимых Государств.

Особенно вызывает некоторую тревогу демографическая ситуация, поскольку от уровня демографической безопасности зависит процесс воспроизводства населения в его экономическом, культурном,духовном,интеллектуальном и, собственно, количественном аспекте. Годы существования СНГ ознаменовались значительным падением темпов роста населения за последние пятнадцать лет.

Таким образом,сегодня Россия и страны СНГ должны решать множество социально-экономических и политических задач, среди которых важное место занимает демографическая проблема. Постепенно она решается, поскольку страны СНГ проводят все более масштабные демографические программы, учитывая региональные особенности развития и управления, связанные с концентрацией ресурсов для финансового обеспечения демографических программ посредством специальных фондов. Кроме средств из бюджетов разного уровня, ресурсная база фондов финансирования демографических программ формируется путем дополнительных налоговых доходов при установлении повышенных акцизов на табак, способствуя борьбе с курением.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) «б утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_71673/

2. Зеленков М.Ю. Основы теории национальной безопасности: учебник. М.: ЮНИТИ, 2016. 295 а

3. Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М.: Ленанд, 2016. 320 а

4. Население стран СНГ: современное состояние и перспективы / Н.Н. Праздникова, А.А. Еремин // Известия Алтайского государственного университета. 2005. № 3 (38). С. 072-078.

5. Российский статистический ежегодник 2018. М., Росстат, 2018. 694 с.

6. План мероприятий по реализации в 20162020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

7. Письмо Минтруда России от 31 августа 2015 г. № 12-6/10/В-6220 «Об анализе ситуации в области рождаемости и мерах, принимаемых субъектами Российской Федерации по сохранению позитивной динамики».

8. Рекомендации по оценке потенциальной результативности мер демографической политики в отношении рождаемости.

9. Примерный план мероприятий субъекта Российской Федерации по повышению рождаемости на период 2015-2018 годы.

10. Методические рекомендации по доработке Плана мероприятий по повышению рождаемости субъекта Российской Федерации на 20152018 годы.

Normative legal acts and literature

1. Decree of the President of the Russian Federation of 09.10.2007 N 1351 (as amended on 07/01/2014) «On approval of the Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period until 2025» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ? req = doc & base = LAW & n =

2. Zelenkov, M.Yu. Fundamentals of the theory of national security: Textbook. / M.Yu. Zelenkov. - M.: UNITY, 2016 . - 295 p.

3. Litvinov, V.A. Fundamentals of national security of Russia / V.A. Litvinov. - M.: Lenand, 2016. - 320 p.

4. The population of the CIS countries: current status and prospects. Prazdnikova N.N. Eremin A.A. News of Altai State University. 2005. No3 (38). S. 072-078.

5. Russian Statistical Yearbook 2018 M., Rosstat, 2018, 694 p.

6. The action plan for the implementation in 2016 -2020 of the Concept of demographic policy of the Russian Federation for the period until 2025

7. Letter of the Ministry of Labor of Russia No. 12-6 / 10 / B-6220 dated August 31, 2015 «On the analysis of the situation in the field of fertility and measures taken by the subjects of the Russian Federation to maintain positive dynamics»

8. Recommendations on assessing the potential impact of fertility policies

9. An approximate plan of measures of the subject of the Russian Federation to increase the birth rate for the period 2015-2018

10. Methodological recommendations for finalizing the Plan of measures to increase the birth rate of the subject of the Russian Federation for 2015-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.