ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ № 1, 2021 УДК: 616.71- 615.21-053.2 DOI: 10.37279/2413-0478-2021-27-1-40-45
Каладзе Н. Н.1, Нуволи А. В.2, Голубова Т. Ф.2
ВЛИЯНИЕ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИИ НА НОРМАЛИЗАЦИЮ МОНОАМИНЕРГИЧЕСКОЙ И ГОРМОНАЛЬНОЙ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА
'ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, Симферополь, Россия 2ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации",
Евпатория, Россия
Kaladze N. N.1, Nuvoli A. V2, Golubova Т. F2
THE EFFECT OF THE DOLPHIN ASSISTANT THERAPY ON THE MONOAMINERGIC AND HORMONAL SYSTEMS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
1 V. I. Vemadsky Crimean Federal University, Medical academy named after S. I. Georgievsky, Simferopol 2Scientific Research Institute of Childrens Balneology, Physiotherapy and Medical Rehabilitation, Russian Federation, Yevpato ria, Russia
РЕЗЮМЕ
Разработка эффективных методов реабилитации, влияющих на патогенетические механизмы детей с расстройствами аутистиче-ского спектра является актуальной. Целью исследования явилась оценка влияния дельфинотерапии на моноаминергическую и гормональную системы детей с расстройствами аутистического спектра. Обследовано 47 детей с РАС - (F84) в возрасте от 3 до 14 лет. I группа - 23 ребенка, получивших общее санаторно-курортное лечение (СКЛ); II группа - 24 ребенка, которые на фоне СКЛ получили курс дельфинотерапии (ДТ). Контрольную группу (КГ) составили 23 здоровых ребенка. Обследование включало осмотр специалистами, оценку в сыворотке крови серотонина, норадреналина и кортизола до и после проведенных комплексов лечения. Выявлено достоверное снижение серотонина и норадреналина, повышение кортизола у детей с РАС. После проведенного лечения отмечено достоверное повышение показателей норадреналина и снижение кортизола при средней степени РАС в I группе и повышение серотонина, норадреналина и снижение кортизола при всех степенях тяжести РАС во II группе. Установлена тесная взаимосвязь моноаминов и кортизола у детей с РАС и участие их в патогенетических механизмах заболевания. Включение в курс СКЛ дельфинотерапии способствует разрыву порочного круга и нормализацию взаимоотношений моноаминов и корти-зола у детей с РАС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети, серотонин, норадреналин, кортизол, санаторно-курортное лечение, дельфино-терапия.
SUMMARY
The development of effective methods of rehabilitation in children with autism are is relevant. The aim is to study was to evaluate the effect of dolphin assistant therapy (DAT) on the monoaminergic and hormonal systems in children with autism spectrum disorders (ASD). 47 children with ASD - (F84) aged 3 to 14 years were examined. I group - 23 children who received the health research therapy (HRT); II group - 24 children who received a course of DAT. The control group (CG) consisted of 23 healthy children. The estimated content serotonin, norepinephrine and cortisol in the blood serum before and after treatment complexes. There was a significant decrease in serotonin and norepinephrine, and an increase in cortisol in children with ASD. After the treatment, there was a significant increase in norepinephrine levels and a decrease in cortisol with an average degree of ASD in group I and an increase in serotonin, norepinephrine and a decrease in cortisol with all degrees of ASD severity in group II. A close relationship between monoamines and cortisol in children with ASD and their participation in the pathogenetic mechanisms of the disease was established. The inclusion of DAT in the course of HRT helps to break the vicious circle and normalize the relationship of monoamines and cortisol in children with ASD.
Key words: autism spectrum disorders, children, serotonin, norepinephrine, cortisol, health research therapy, dolphin assistant therapy.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу нарушений психического развития, частота встречаемости которых непрерывно растет и в последние годы составляет 1 % среди детской популяции. Рост его во многом обусловлен расширением диагностических критериев, уровне осведомленности специалистов и населения о данной проблеме, однако, нельзя исключать и реальное увеличение аутистических расстройств [1, 2]. Данное заболевание является хроничеким и во многих случаях резистентным к терапии, что требует расширение круга специалистов, поиск генетических, биохимических особенностей, новых подходов к лечению и коррекции этого расстройства [3-5].
Несмотря на ведущую роль генетических факторов в возникновении РАС, большинство детских психиатров определяют патогенез аутизма на основании дизнейроонтогенетической теории и рассматривают его, как диссоциированный, искаженный, задержанный тип дизонтогенеза [1-6].
Одну из ведущих позиций в развитии аутизма оказывают гены нейротрансмиттерных систем головного мозга, нарушения в которых приводят к разнообразным изменениям поведения. Важную роль в функционировании и созревании центральной нервной системы играют нейрохимические системы (глутаматергическая, ГАМК-эргическая, серотонинергическая, дофаминергическая и др.). Особенно важен для понимания функционирова-
ния мозга в норме и при патологии факт взаимодействия этих систем на рецепторном уровне в процессе развития центральной нервной системы
[4].
Катехоламины (дофамин, норадреналин и адреналин) играют важную нейромедиаторную и нейро-модуляторную роль в работе нервной системы. Но-радреналиновая система контролирует процессы образного мышления, внимания, запоминания, интеллектуальной и эмоциональной деятельности [7], а изменение уровня активности генов семейства рецепторов дофамина влечет нарушения в до-фаминергической и норадренергической системах при аутизме [8]. Серотонин является нейромодуля-тором взаимодействия нейронов, который участвует в процессах сна и бодрствования, социальном поведении, обучении, памяти. В исследованиях установлена связь РАС с мутациями в генах серото-нина (SLC29A4) [9-11], которые могут изменять его уровень.
Одной из гипотез патогенеза депрессивных и тревожных состояний является моноаминергиче-ская, которая связана с дефицитом серотонина и норадреналина в структурах головного мозга [12, 13]. Другой, не менее значимой является гормональная теория, связывающая депрессивные состояния с нарушением гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что в конечном итоге приводит к нарастанию уровня кортизола в крови [14]. Работами Московского НИИ Психиатрии показана тесная взаимосвязь между моноаминами и глюко-кортикоидами и отмечена их роль в патогенетиче-скиех механизмах депрессии и тревоги [15]. При данных состояниях, как и при РАС, имеет место дефицит серотонинергической и норадренергиче-ской систем, что оказывает действие на нарушение гомеостаза кортизола. При дефиците норадрена-лина происходит повышение уровня кортизола, а при дефиците серотонина - нарушение регуляции в секреции кортизола, что ведет к дисфункции циркадных ритмов его секреции. Таким образом, в течение всего суточного цикла уровень кортизола остается повышенным, тем самым, сохраняя состояние хронического стресса. В свою очередь, стресс и связанная с ним гиперпродукция кортико-стероидов приводит к снижению синтеза биогенных аминов в головном мозге, что в конечном итоге, приводит к возникновению порочного круга
[15, 16].
Учитывая общность многих клинических симптомов при депрессии, тревоге и РАС, возможно предположить, что механизм взаимосвязи серото-нина, норадреналина и кортизола может занимать значительное место в патогенезе аутистических расстройств.
Санаторно-курортное лечение, являясь важным этапом в реабилитации детей-инвалидов может оказывать саногенетическое и патогенетическое действия при РАС [17]. Для этого необходим командный подход, где требуются согласованные действия специалистов из области медицины, психологии, педагогики с обязательным участием членов «микросоциума» [18].
Распространенным методом в реабилитации детей-инвалидов является анималотерапия, при которой используются животные и их образы для оказания психотерапевтического эффекта [19].
В последние годы широко применяемым методом является дельфинотерапия, которая представляет реабилитационный комплекс, направленный на социально-психологическую и физическую адаптацию, абилитацию и реабилитацию детей с особенностями развития для интеграции в современный социум. Дельфинотерапия интегрирует психолого-коррекционные (психология общения, психологическая коррекция, психотерапия) и физиотерапевтические (талассотерапия, гидрокинезотерапия, ультразвуковое и аккустическое) воздействия [20].
Подобные исследования являются актуальными для определения патогенетических механизмов РАС, для разработки научно обоснованных методов ранней медицинской и психологической коррекции, а также, для научно обоснованного доказательства эффективности дельфинотерапии.
Целью исследования явилась оценка влияния дельфинотерапии на моноаминергическую и гормональную системы у детей с расстройствами аути-стического спектра.
Материалы и методы
Обследованы 47 детей, больных РАС (F 84), поступивших на санаторно-курортное лечение (СКЛ) в «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е. П. Глинки» МО РФ, г. Евпатория в возрасте от 3 до 14 лет, которые составили общую группу (ОГ) обследования. Критерии включения в исследование: дети с установленным диагнозом F 84 и имеющими инвалидность по данному заболеванию. Критерии исключения - коморбидная патология: эпилепсия (G 40) с ремиссией менее 3 лет, а также острые вирусные и бактериальные заболевания.
Комплексное обследование детей включало осмотр педиатром, неврологом, психиатром, клиническим психологом. Оценка тяжести заболевания проводилась с помощью шкалы CARS. Сумме баллов от 30-37 (мягкая или умеренная степень аутизма) соответствовало 25 (53,2 %) детей и 37-60 баллов (тяжелый аутизм) - 22 (46,8 %) пациента. Контрольную группу (КГ) составили 23 ребенка I и II групп здоровья, которые оздоравливались на Евпаторийском курорте.
Биохимические исследования включали определение в сыворотке крови содержания: серотонина с использованием набора реагентов для иммуноферментного (ИФА) определения серотонина в сыворотке крови «ELISA», IBL International, Germany; норадреналина методом ИФА в плазме крови «TriCat-ELISA», IBL International, Germany; кор-тизола методом ИФА в сыворотке крови «Кортизол-ИФА», ООО «Хема», Россия.
Обследование детей проводилось до начала и после курса СКЛ. Общее СКЛ включало: сезонную климатотерапию, массаж классический ручной № 10, лечебную гимнастику индивидуально № 15, занятия с логопедом, дефектологом 3-4 раза в неделю. ОГ детей с РАС была разделена на 2 группы. I группа - 23 ребенка, получивших общее СКЛ; II группа - 24 ребенка, которые на фоне общего СКЛ получили курс дельфинотерапии (ДТ). ДТ проводилась на базе Евпаторийского дельфинария «Нептун» в заливе Донузлав. В проведении занятий участвовали черноморские дельфины вида афалина (Tursiops truncatus), которые были специально обучены по программе (выполнение специальных предъявлений, необходимых для занятий с больными людьми). Сеансы ДТ проводились ежедневно, длительностью 20 минут, в количестве 8 процедур. Занятия проводились с участием ребенка, специалиста (врач или психолог), дельфина и тренера дельфина, а также, при необходимости, одного из родителей.
Статистический анализ данных проводили с использованием пакета программ STATISTICA v.6.0 (StatSoft Inc., USA). Описание количественных признаков выполнено с помощью средней арифметической и стандартного отклонения. Сравнительный анализ количественных переменных произведен при помощи t-критерия Стьюдетнта для независимых выборок. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.
Результаты
Исходные показатели серотонина, норадреналина и кортизола у детей с РАС представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели серотонина, норадреналина и кортизола в сыворотке крови у детей с расстройствами аутистического спектра, М±п
Показатель КГ (п=23) ОГ (п=47) Умеренная степень (п=25) Тяжелая степень (п=22)
Серотонин, нг/мл 421,7±24,6 302,5±18,2 р<0,01 368,4±33,5 р<0,05 263,2±26,7 р<0,01 Р!<0,01
Норадреналин, нг/мл 184,5±12,3 97,5±9,7 р<0,01 128,4±8,5 р<0,05 71,3±9,1 р<0,001 Р!<0,01
Кортизол, нмоль/мл 375,4±22,1 489,6±29,3 р<0,01 462,6±28,5 р<0,05 499,7±29,1 р<0,001 Р!<0,05
Примечания: р - достоверность различий показателей в сравнении с КГ; р! - достоверность различий между группами с тяжелой и средней степенью тяжести.
Так, в ОГ отмечалось достоверное снижение уровня серотонина и норадреналина и повышение кортизола ф<0,01) в сравнении с КГ. Отдельно, в группах с тяжелой и средней степенью тяжести заболевания отмечено значимое ф<0,05) снижение серотонина и норадреналина, повышение кортизола ф<0,05) при умеренно выраженном аутизме относительно показателей здоровых детей, а также значимое снижение серотонина ф<0,01), норадреналина ф<0,001) и повышение ф<0,001) кортизола при тяжелой форме РАС. Значения серотонина и норадреналина в группах с тяжелой формой РАС были значимо ниже ф<0,01), а кортизола значимо выше ф<0,05) в сравнении с группой с умеренно выраженными симптомами заболевания.
Оценка взаимосвязи моноаминов и кортизола выявила значимые сильные отрицательные корреляционные связи между серотонином и уровнем кор-тизола (гк=-0,85, р=0,035), а также норадреналином и кортизолом (^=-0,86, р=0,002).
После проведенных комплексов лечения выявлена следующая динамика изучаемых показателей, представленных на рисунках 1-3.
После проведенного общего СКЛ в I группе уровень серотонина при средней и тяжелой степенях тяжести имел тенденцию к повышению, не имея достоверной динамики показателей. Во II группе лечения с включением в курс дельфинотерапии данный нейромодулятор достоверно увеличился как при средней степени РАС ф<0,01), так и при тяжелой степени ф<0,05) (Рис. 1).
Уровень норадреналина после проведенного общего СКЛ в I группе при средней степени тяжести достоверно увеличился ф<0,05), а при тяжелой степени имел только тенденцию к повыше-
нию. Во II группе лечения данный нейромодуля-тор достоверно увеличился при средней степени ф<0,01) и при тяжелой степени ф<0,05) РАС (Рис. 2).
Значения кортизола в I группе достоверно снизи- Во II группе лечения гормон стресса достоверно лись ф<0,05) при средней степени тяжести, имея снизился при средней степени ф<0,01) и при тяже-тенденцию к снижению при тяжелой степени РАС. лой степени (р<0,05) заболевания (Рис. 3).
Кортизол. нмоль/мл
**
500 400 300 200 100
в
г- ■
• 1
1
• 1
кг
I группа
II группа
■ КГ ■ а до леч □ а после леч □ б долеч □ 6 после леч
Рисунок 3. Динамика, кортизола в сыворотке крови у детей с расстройствами аушсшческого спектра
Примечание, а - подгруппа с умеренной степенью тяжести РАС: подгруппа 6 - с тяжелой степенью РАС; * - р<0:05: ** - р<0:01 - достоверность различий между группами до и после лечения.
Таким образом, общее СКЛ повышало уровень норадреналина и снижало содержание исходно повышенного кортизола при средней степени тяжести РАС и не оказывало существенного влияния при тяжелой степени. Показатели серотонина при данном комплексе лечения имели слабую положительную динамику. Применение в СКЛ курса ДТ существенно стимулировало синтез и выброс серото-нина и норадреналина, снижало уровень кортизола при всех степенях тяжести.
Обсуждение результатов
Полученные данные исследования свидетельствуют о снижении уровня серотонина, норадрена-лина, повышении кортизола у детей с РАС. Отмечалась выраженная зависимость изменения показателей от степени тяжести заболевания, которая выражалась в большей значимости снижения моноаминов и повышения уровня кортизола при тяжелой степени РАС. Такие изменения способствовали усилению возбуждения нервной системы, интенсивности
эмоциональных реакций, таких как гнев, агрессия, враждебность, снижали процессы внимания, памяти, нарушали адаптационные реакции организма.
Многими учеными высказывается мнение, согласно которому психические нарушения контролируются не абсолютными уровнями серотонина и норадреналина, а их балансом в содержании и их активности. Таким образом, патогенез заболевания может быть связан с дисфункцией в регуляции обмена этих моноаминов. Учитывая данные, что се-ротонинергическая и норадренергическая системы находятся в реципрокных взаимоотношениях, при которых активация одной из систем приводит к торможению другой, можно предположить, что эмоциональная и психическая активность во многом определяется балансом активности серотонинерги-ческой и норадренергической систем.
Так, повышение содержания кортизола активирует фермент триптофан-пирролазу, переключающий обмен триптофана (предшественника серотонина) на другие пути обмена (кинурениновый), что вызывает снижение биосинтеза серотонина. Также, усиление секреции кортизола повышает активность фермента тирозин-трансаминазы, который снижает содержание тирозина, идущего на биосинтез норадреналина [14, 15]. Таким образом, возможно, эти нарушения при РАС ведут к возникновению порочного круга. Дефицит моноаминов (серотонина и норадрена-лина) ведет к усилению секреции кортизола, а повышенный уровень этого гормона приводит к нарушению биосинтеза серотонина и норадреналина.
После проведенного лечения выявлено, что общее СКЛ повышает уровень серотонина и снижает содержание кортизола у детей с аутизмом при умеренно выраженной тяжести заболевания и не оказывает существенного влияния при тяжелых формах РАС.
Включение в курс СКЛ дельфинотерапии позволило значительно расширить контингент детей, имеющих положительные изменения в содержании
моноаминов и гормона кортизола. Так, увеличилось содержание серотонина и норадреналина, снизился уровень кортизола при различной (средней и тяжелой) степени тяжести РАС. Применение в реабилитационном курсе дельфинотерапии способствовало разрыву порочного круга, нормализации взаимоотношений между моноаминами и кортизолом.
Таким образом, можно говорить о том, что дель-финотерапия оказывает патогенетическое и саноге-нетичесое действия на организм детей с РАС. Данный метод обладает метаболичесими, стресс-лими-тирующим эффектами. Необходимо дальнейшее изучение влияния дельфинотерапии (в контексте с изменениями других нейротрансмиттеров, нейро-трофинов, стресс-лимитирующих, стресс-реализу-ющих факторов) на когнитивные, нейропротектив-ные свойства нервной системы.
Выводы
У детей с расстройствами аутистического спектра имеется снижение уровня моноаминов (серотонина и норадреналиа) и повышение кортизола, с более выраженными нарушениями у детей с тяжелой формой заболевания.
Установлено, что моноамины и кортизол тесно взаимосвязаны друг с другом и с высокой долей вероятности вовлечены в патогенетические механизмы расстройств аутистического спектра.
Отмечено, что санаторно-курортное лечение благоприятно влияет на показатели уровней норадре-налина и кортизола у детей с аутизмом с умеренно выраженной симптоматикой.
Включение в санаторно-курортное лечение курса дельфинотерапии повышает уровень серотонина и норадреналина и снижает содержание кортизола у детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих различные степени тяжести заболевания, способствуя нормализации взаимоотношений моноаминов и кортизола.
Литературa/References
Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиология аутизма: со- 6. временный взгляд на проблему. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014. - Т.24. -'№3 - С.96-101. [FilippovaN. V.. Baryl'nik Yu. В. Epidemiologiya autizma: sovremennyy vzglyad na 7. problemu. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya. 2014;24(3):96-101. (in Russ.)]
Elsabbagh M., Divan G., Yun-Joo Koh Y.J. et al. Global prevalence
of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 8. 2012;5(3):79-160.
Безгодова А. А., Злоказова М. В. Этиопатогенез расстройств аутистического спектра: современные аспекты проблемы. В сборнике: Материалы, посвященные юбилею профессора 9. Я. Ю. Иллека. // Вятский медицинский вестник. - 2015. - Т.2. -С.25-28. [Bezgodova A. A., Zlokazova M. V. Etiopatogenez ras-stroystv autisticheskogo spektra: sovremennye aspekty problemy. V sbomike: Materialy, posvyashchennye yubileyu professora 10. Ya. Yu. Illeka. Vyatskiy meditsinskiy vestnik. 2015;2:25-28. (in Russ.)]
Филиппова H. В., Барыльник Ю. Б. Нейрохимические аспекты 11. этиопатогенеза расстройств аутистического спектра. // Сибирский медицинский журнал. - 2013. - №8 - С. 11-15. [Filippova N. V., Baryl'nik Yu. B. Neyrokhimicheskie aspekty etiopatogeneza rasstroystv autisticheskogo spektra. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal. 2013;(8):11-15. (in Russ.)]
Расстройства аутистического спектра у детей. Научно-прак- 12. тическое руководство / Под ред. Н. В. Симашковой. - М.: Авторская академия; 2013. \Rasstroj stva autisticheskogo spektra и detej. 13. Nauchno-prakticheskoe rukovodstvo / Ed by N. V. Simashkovа. Moscow: Avtorskaya akademiya; 2013. (in Russ.)]
Li K., Xu E. The role and the mechanism of gamma-aminobutyric acid during central nervous system development. Neurosci. Bull. 2008;24(3):195-200.
Liu X., Piao F., Li Y. Protective effect of taurine on the decreased biogenic amine neurotransmitter levels in the brain of mice exposed to arsenic. Advanc. Experim. Med. Biol. 2013; 776: 277-287. DOI: 10.1007/978-1 -4614-6093-0_26.
Perry R., Campbell M., Adams P. et al. Longterm effcacy of haloperi-dol in autistic children: continuous versus discontinuous drug administration. J. Am. Acad. Child Adoles. Psychiatry. 1989;28(1):87-92. DOI: 10.1097/00004583-198901000-00016.
Adamsen D., Ramaekers V., Ho H. T. et al. Autism spectrum disorder associated with low serotonin in CSF and mutations in the SLC29A4 plasma membrane monoamine ransporter (PMAT) gene. Mol. Autism. 2014;5(1):43. DOI: 10.1186/2040-2392-5-43. Cohen D., Pichard N., Tordiman S. et al. Specific genetic disorder and autism Clinical contribution towards their identification. Journal if Autism and Development Disorder. 2005;35:103-116. Кулинский В. И., Колесниченко Л. С. Катехоламины: биохимия, фармакология, физиология, клиника: Лекция. // Вопросы медицинской химии. - 2002. - Т. 48. - №1 - С.45-67. [Kulinskij V. I., Kolesnichenko L. S. Katekholaminy: biokhimiya, farmakologiya, fiziologiya, klinika: Lektsiya. Voprosy meditsinskoj khimii. 2002;48(1):45-67. (in Russ.)]
Kasper S. Depression and anxiety - separate or continuum. World J. Biol. Psychiatry. 2001;2:162-163.
Ressler K. J., Nemeroff C. B. Role of serotonergic and noradrenergic systems in the pathophysiology of depression and anxiety disorders.
Depression and Anxiety. 2000;12:2-19.
14. Laakmann G. Psychopharmacoendocrinology and depression re- 18. search. - Berlin: pringer, 1991.
15. Узбеков M. Г. Нейрохимические аспекты взаимосвязи моноами-нергических и гормональной систем в патогенезе тревожной депрессии. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2005. - №2 -С.208-210. [Uzbekov M. G. Nejrokhimicheskie aspekty vzaimosvyazi monoaminergicheskikh i gormonal'noj sistem v patogeneze trevozhnoj depressii. Sotsial'naya г kliniclieskaya 19. psikhiatriya. 2005;(2):208-210. (in Russ.)] ' '
16. Мольская H. E. Лечение заболеваний нервной системы физическими факторами. - Евпатория: «Таврида»; 1998. [Mol'skayaN. Е. Lechenie zaboievaniy nervnoy sistemy fizicheskimi 20. faktorami. Evpatoriya: «Tavrida»; 1998. (in Russ.)]
17. Пономаренко Г. H. Физические методы лечения. - СПб.;1999. [Ponomarenko G. N. Fizicheskie metody lecheniya. Sankt Peters-burg;1999. (in Russ.)]
Клевитов С. И., Терентьева О. С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2014. - С.34-39. [Klevitov S. I., Terent'eva O. S. Sushhnost', spetsifika proyavleniya autizma i problemy sotsializatsii autistov v sovremennom obshhestve. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki. 2014:34-39. (in Russ.)] Княжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. - Ярославль: Академия развития; 2000. [Knyazheva N. L. Kot i pes speshat na pomoshh'. Animaloterapiya dlya detej. Yaroslavl': Akademiya razvitiya; 2000. (in Russ.)] Каладзе Н. Н., Нуволи А. В. Дельфинотерапия в реабилитации детей с психической и неврологической патологией // Курортные ведомости. - 2014. - Т. 5. - №>86 - С.32-35. [Kaladze N. N., Nuvoli А. V. Del'fi-noterapiya v reabilitatsii detej s psikhicheskoj i nevrologicheskoj patolo-giej. Kurortnye vedomosti. 2014:5(86):32-35. (in Russ.)]
Сведения об авторах:
Каладзе Николай Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии, физиотерапии и курортологии ФПМКВК и ДПО ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, 295051, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, бульвар Ленина, 5/7, e-mail: [email protected]
Нуволи Анна Вячеславовна - к.мед.н., старший научный сотрудник ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации", Республика Крым, г. Евпатория, РФ, е-mail: [email protected]
Голубова Татьяна Федоровна - доктор медицинских наук, профессор, директор ГБУЗ РК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации»; Республика Крым, г. Евпатория; РФ, е-mail: [email protected]; т. 36569 61435
Information about authors:
Kaladze N. N. - http://orcid.org/0000-0002-4234-8801 Nuvoli A.V. - http:// orcid.org/0000-0001-8694-9492 Golubova T.F. - http://orcid.org/0000-0002-2236-1988
Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта Conflict of interest. The authors of this article confirmed financial or any other support with should
интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить. be reported.
Поступила 28.11.2020 г. Received 28.11.2020