Научная статья на тему 'Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся'

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3052
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЗАНЯТИЯ / DECORATIVE ARTS / FURTHER EDUCATION / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Тарасова Юлия Борисовна

Вопросу развития творческих способностей учащихся уделяется большое внимание педагогов не только на уроках, но и при дополнительном образовании. Статья посвящена проблеме развития творческих способностей школьников при обучении декоративно-прикладному творчеству в детской школе искусств № 16 города Воронежа. Рассмотрено понятие «Творчество», «Творческие способности», определены признаки творчества. В качестве примера развития творческих способностей детей в школе искусств представлен конспект занятия по учебному предмету «Лепка» на тему композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши для детей 7-8 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Тарасова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of arts and crafts on the development of creative abilities of students

Large attention of teachers is spared the question of developing creative flairs of students not only on lessons but also at additional education. The article is sanctified to the problem of developing creative flairs of schoolchildren at educating to the decoratively-applied work at child's school of arts № 16 cities of Voronezh. A concept "is considered Work", "Creative capabilities", the signs of work are certain. As an example developing creative flairs of children at school of arts the compendium of employment is presented on an educational object "Modelling" on a theme composition " Circus" in a technique "salt dough" with the use of gouache for children 7-8.

Текст научной работы на тему «Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Дата публикации: 1.09.2016 № 4 (22). С. 57-61. УДК 373.5:74

А. В. Брехова, Ю. Б.Тарасова

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся

Вопросу развития творческих способностей учащихся уделяется большое внимание педагогов не только на уроках, но и при дополнительном образовании. Статья посвящена проблеме развития творческих способностей школьников при обучении декоративно-прикладному творчеству в детской школе искусств № 16 города Воронежа.

Рассмотрено понятие «Творчество», «Творческие способности», определены признаки творчества.

В качестве примера развития творческих способностей детей в школе искусств представлен конспект занятия по учебному предмету «Лепка» на тему композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши для детей 7-8 лет.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование, творчество, творческие способности, занятия

Perspectives of Science & Education. 2016. 4 (22)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Accepted: 7 August 2016 Published: 1 September 2016 No. 4 (22). pp. 57-61.

A. V. Brehova, Y. B. Tarasova

The influence of arts and crafts on the development of creative abilities of students

Large attention of teachers is spared the question of developing creative flairs of students not only on lessons but also at additional education. The article is sanctified to the problem of developing creative flairs of schoolchildren at educating to the decoratively-applied work at child's school of arts № 16 cities of Voronezh.

A concept "is considered Work", "Creative capabilities", the signs of work are certain.

As an example developing creative flairs of children at school of arts the compendium of employment is presented on an educational object "Modelling" on a theme composition " Circus" in a technique "salt dough" with the use of gouache for children 7-8.

Keywords: decorative arts, further education, creativity, creative abilities, lesson

Отрадно, что народному творчеству отводится значимая роль в современной художественной культуре России. Каждый народ неповторим в видении прекрасного и самовыражении в предметах быта, одежды. Возрождаются ремесла, все больше элементов народного творчества используется в привычном нам обиходе. На формирование современного поколения значительное влияние может оказать эстетический идеал, передающийся из поколения в поколение, а так же воспитание чувства прекрасного, сложившегося в народе.

Есть несколько направлений развития народного творчества, но декоративно-прикладное искусство - главное. Многогранность этого направления открывает обширные возможности для развития творческих способностей. Посредством передачи собственного видения прекрасного, человек старается преобразить мир вокруг себя, сделать его гармоничным.

Цель нашей статьи показать влияние занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие творческих способностей при обучении в детской школе искусств №16 г. Воронежа.

Так с чего же начинается творчество? Со страстного желания передать эмоции и чувства через сделанное своими руками. Открывая в себе возможности творчества, творя и созидая, человек приподнимается над обыденностью и бытом. Стремление к вершинам творчества возвышает и преображает внутренний мир человека.

В научно-педагогической литературе дается много определений понятия «творчество». Например, психолог Л.С. Выготский справедливо отмечал, что «это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это новое вещью, а не известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1, С. 3]. Желание воплотить в жизнь индивидуальное представление о прекрасном формирует личность. Это выражается в страсти к познаниям творчества.

Из сказанного можно сформулировать определение: творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [2, С. 157].

Признаки, определяющие творчество:

-новаторство в какой-либо области творчества;

-оригинальность, неповторимый авторский почерк;

-творческое саморазвитие.

Для педагогов, работающих в дополнительном образовании, в частности на отделениях декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей у учащихся является основной задачей. Интерес к творчеству у детей можно заметить с ранних лет. Поэтому обучение

на отделении ДПИ начинается в дошкольном возрасте. В возрасте 6,5 лет ученики знакомятся с простыми приемами лепки из пластилина, затем овладевают навыками работы с такими материалами, как соленое тесто, глина, полимерная глина. Каждая работа индивидуальна. В ней можно увидеть переживания, образы, фантазии детского мира.

Учебный предмет «Лепка» входит в комплекс предметов, изучаемых на декоративно-прикладном отделении, и направлен на выявление и развитие творческого начала. При составлении учебной программы учитывались возрастные особенности детей: занятия построены по принципу «от простого к сложному».

В отличие от школьных уроков занятия в системе дополнительного образования детей имеют неоспоримое преимущество, т.к. имеется материально-техническая база и программа специализированного обучения.

В своей работе мы руководствуемся мудрой мыслью В. А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное». Нет смысла убеждать ребенка работать творчески, с выдумкой, не создавая условий для раскрытия природного дара. Это не только обучение основным приемам и навыкам, главное - увидеть и развить творческий потенциал растущего человека. Это основная задача образования, так как главной ценностью является сам ребенок, а не тот продукт, который от него можно получить.

В соответствии с Федерально-государственными требованиями (ФГТ) программой декоративно-прикладного отделения предусматриваются занятия по лепке, рисунку, живописи, прикладному творчеству, ИЗО, бисероплетению, гильошированию (художественному выжигу по ткани), истории искусств (беседы об искусстве). Все эти предметы изучаются в комплексе, они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Возможность работать в разных направлениях позволяет ребенку проявить свою индивидуальность.

Когда родители приводят маленького ребенка в школу искусств, он еще не понимает, зачем ему нужно это обучение и чтобы пробудить интерес не только к трудовой деятельности, но и к творчеству, педагогу самому нужно быть увлеченным человеком. На занятиях педагог должен создать такие комфортные условия, при которых дети любого уровня подготовки и развития могли творчески раскрыться.

Для знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством используем лучшие образцы в яркой и доступной форме, что помогает создать у детей образные художественные представления, развить эстетический вкус. А это, в свою очередь, способствует становлению гармонично развитой личности.

В процессе обучения педагог учит детей пони-

мать и ценить искусство, чувствовать красоту. В это время необходимо направить ребенка, дать ему «пищу для размышления». Именно искусство приходит на помощь, а создание красоты требует много работы, значительного напряжения умственных ресурсов. Богатый внутренний мир, потребность трудиться - дают больше возможностей для выбора жизненного пути.

Жизнь человека становится интереснее и ярче, когда он чувствует красоту природы, окружающего мира. Это вызывает интерес к жизни, расширяет возможности мышления, памяти, побуждает к любознательности. А это, в свою очередь, приводит к нестандартным, оригинальным решениям, созданиям шедевров.

Конечно же, не все дети станут выдающимися художниками, скульпторами, дизайнерами, но помочь выявить индивидуальные способности - задача педагога. Большую помощь в этом оказывает декоративно-прикладное искусство, которое открывает неограниченные возможности для всестороннего гармоничного развития личности.

В.А. Сухомлинский говорил: «Красота - это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание моря под горизонтом. Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце расцветет благородство» [3, С. 279].

В качестве примера развития творческих способностей детей рассмотрим конспект одного из занятий по учебному предмету «Лепка» на тему композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Занятия проводятся для детей 7-8 лет.

На занятиях учащиеся приобретут умения по лепке из различных материалов. Умения делятся на совершенные и первоначальные. Готовность детей к выполнению практических действий, которые выполнены при помощи усвоенных знаний - это первоначальные умения, а совершенные - это умения, выполненные при помощи сознания, что позволяет выполнять работу более сложного уровня.

Занятие по теме «соленое тесто» направлено на формирование первоначальных навыков, так как происходит знакомство с новым материалом, его свойствами.

Цель занятия: познакомить учащихся с таким материалом, как соленое тесто и изготовить коллективную композицию «Цирк».

Перед учителем ставятся следующие задачи:

- сформировать умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями композиции;

- научить грамотно сочетать цветовой ряд.

- способствовать формированию аккуратности и чувства меры, эстетического вкуса, чувства

самоконтроля, взаимопомощи.

- способствовать дальнейшему развитию моторики мелких мышц рук;

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

- Кабинет (мастерская) декоративно-прикладного отделения ДШИ №16.

2. Инструменты и принадлежности:

- соленое тесто;

- набор стеков;

- зубочистки;

- баночка с водой;

- лист плотного картона.

3. Дидактическое обеспечение:

- наглядное пособие (иллюстрации манежа, цирка, различных цирковых животных).

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: беседа; показ приемов лепки, демонстрация наглядных пособий; самостоятельная работа (лепка животных), игровой метод.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения:

- уметь извлекать нужную информацию из иллюстраций (УУД Познавательные.);

- соотносить свою позицию с позицией товарищей, уметь вести диалог в группе (УУД Коммуникативные.);

- формировать навыки взаимооценивания и самоконтроля (УУД Регулятивные.);

- уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим (УУД Личностные.).

развивать внимание, усидчивость, память, логическое мышление, мелкую моторику кисти руки (УУД Регулятивные.).

Ход занятия.

Для того, чтобы учащиеся лучше воспринимали материал, представляли образы животных и им было легче их вспомнить в начале занятия дети отгадывают загадки.

Затем учащиеся выбирают любого животного и делают его самостоятельно. Работа над манежем происходит коллективно. Выполняется на основе из картона.

Работа начинается с манежа. На картоне чертится две окружности из одной точки, но с разницей в радиусе около 3 см. Затем внутренний круг покрывается равномерным слоем соленого теста. Бортик создается путем постепенного наслоения. Когда нужная ширина и высота достигнуты, начинаем выравнивать края. Для того, чтобы тесто не прилипало к рукам, периодически смачиваем подушечки пальцев в воде. Когда наш манеж готов оставляем его сохнуть и приступаем к лепке животных.

На доске закреплены иллюстрации животных, которых выбрали дети (крокодил, слон на мяче, лев, тюлень, змея, лошадь).

Ученикам выдают по шарику теста, который они самостоятельно разделяют на части - голову,

туловище, лапы. Работа над животными начинается с лепки туловища. В процессе работы дети постоянно сравнивают свое изделие с иллюстрацией: соответствует ли форма, размер. Когда туловище готово, приступают к лепке головы. Лепят отдельно, «примеряя» ее к туловищу. Особое внимание необходимо обращать на то, соответствуют ли размеры головы и туловища, есть ли шея и т.д. После головы лепим лапы.

Когда основа готова приступаем к мелким деталям - уши, мордочки, прорисовка лапок. В работе с мелкими деталями используют стеки и зубочистки. С их помощью можно прорисовать мордочку, шерсть, подчеркнуть коготки животных.

Готовых животных прикрепляем на манеж и оставляем сохнуть.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном обществе большое внимание уделяется программам, направленным на развитие творческих способностей. Это объясняется динамичным развитием всех сфер жизнедеятельности человека, унификацией, и как следствие - потери индивидуальности человека, самобытности народа. Через творческое развитие человек реализует собственную индивидуальность, неповторимость, авторский почерк. А все мы вместе, сохраняя культуру народа, являемся самобытной нацией с богатой культурой и традициями.

Воспитывая ребенка в традициях культуры народа, мы даем ему возможность, обращаясь к эмоциональным состояниям и реакциям, сформировать свой творческий потенциал. Вовремя сказанные слова одобрения, поощрение поддерживают ребенка, помогая ему раскрыться индивидуально и творчески. Постоянное внимание, интерес к личности ребенка дает ему ощущение собственной неповторимости, выраженности, мотивирует к личностному росту.

В работе с детьми младшего школьного возраста есть одна особенность - соблюдение интересов учащихся в какой-либо области, к которой у ребенка есть влечение, интерес, а так же способности. В этом возрасте ребенок начинает понимать собственную уникальность, которую можно заметить в его эмоциональном отношении к обществу. Взрослые для него являются образцом для подражания, авторитетом. Положительным моментом поведения «как взрослый» является появление чувства ответственности за свои поступки и желание свободного общения.

В результате мы видим творческий и интеллектуальный рост ребенка.

Теплые дружеские отношения в группе учащихся, эмоциональная поддержка со стороны педагогов помогает ребенку комфортно и уверенно чувствовать себя. В задачи преподавателя входит создание такой атмосферы в коллективе. В благоприятных условиях любому ребенку легче освоить учебную программу, без препятствий эмоционального характера проявить свою творческую индивидуальность.

Декоративно-прикладное искусство - кладезь творческой деятельности. Сказки, былины, обряды, традиции, промыслы - яркие и доступные образы народного творчества находят применение в ДПИ.

Изучая историю искусств, дети видят многообразие узоров, орнаментов, форм, узнают тайны ремесел, постигают мастерство народных промыслов. Погружение в мир искусства вызывает желание создать произведение, отражающее собственное видение.

Для воплощения замысла ребенка необходимо не только научить технически выполнить изделие, но и научить понимать правила художественного обобщения, сопоставления формы, размеров, а так же научить импровизировать.

Невозможно достичь высоких результатов в эстетическом воспитании при обучении только в школе или в дополнительном образовании. Дополняя друг друга, образование и обучение тесно связаны с эстетическим трудовым воспитанием средствами декоративно-прикладного искусства, что повышает уровень учебно-воспитательного процесса.

Из глубины веков до наших дней дошли прекрасные образцы декоративно-прикладного творчества. Независимо от социального статуса наши предки очень рано обучали детей ремеслам, рукоделию. Это обусловлено не только необходимостью изготовления предметов обихода, но и важным условием для гармоничного развития личности. Приобщение к прекрасному обогащает душу ребенка, прививает любовь к родному краю. Благодаря этому до наших дней дошли национальное искусство, традиции. В наши дни, благодаря творчеству народных мастеров мы можем наслаждаться красотой окружающего мира и воспитывать детей в гармонии с природой, развивая художественный вкус.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - С. 245.

2. Олешков М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М.: Спутник+, 2006. - С. 247.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика 1990. - С. 288.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. Imagination and creativity at children's age/Hp Vygotsky. - SPb.: UNION, 1997. - Page 245.

2. Oleshkov M. Yu. Modern educational process: basic concepts and terms / M. Yu. Oleshkov, V. M. Uvarov. - M.: Satellite +, 2006. - Page 247.

3. Sukhomlinsky VA. How to bring up the real person: (Ethics of communistic education). Pedagogical heritage / Sost. O. V. Sukhomlinskaya. - M.: Pedagogics of 1990. — Pages 288.

Информация об авторах Брехова Алла Витальевна

(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет

Тарасова Юлия Борисовна

(Россия, Воронеж) Студентка 4 курса физико-математического факультета профиля "Технология" Воронежский государственный педагогический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors Brehova Alla Vitalievna

(Russia, Voronezh) Associate Professor PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

of Technology and Natural Sciences Voronezh State Pedagogical University

Tarasova Yulia Borisovna

(Russia, Voronezh) 4th year student of physics-mathematics faculty direction "Technology" Voronezh State Pedagogical University E-mail: yulia.t94@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.