Научная статья на тему 'Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства'

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1952
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / СОЗДАНИЕ ДЕТЬМИ ВЯЗАНЫХ ИГРУШЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васютина Елена Юрьевна

В статье раскрывается возможность воспитания у детей уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство через декоративно-прикладное творчество, развитие у детей способности создавать гармонию и красоту в любой своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васютина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства»

Уроки по предметам

Е.Ю. Васютина

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Как средствами декоративно-прикладного искусства выработать у ребят художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений?

Аннотация. В статье раскрывается возможность воспитания у детей уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство через декоративно-прикладное творчество, развитие у детей способности создавать гармонию и красоту в любой своей деятельности.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание учащихся, декоративно-прикладное творчество детей, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, создание детьми вязаных игрушек.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.

Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка. Однако следует отметить, что зачастую эстетическому воспитанию детей придается лишь второстепенное значение. Как правило, прежде всего, стремятся развить у ребят высокую мыслительную активность, а духовное их развитие остается на втором плане. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б. М. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства успеть выработать у ребят художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений. В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами

окружающего мира... Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Чем старше становится ребенок, тем он более избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

В творческом воспитании в школе немаловажную роль играет дополнительное образование, позволяющее создать объединения детей по интересам, выявить и развить их индивидуальные творческие способности. Значительное место в системе дополнительного образования, на мой взгляд, играют объединения, знакомящие детей с декоративно-прикладным искусством.

Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделен-

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

71

Уроки по предметам

ных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.

Вязание крючком характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения. Ведь, несмотря на широкие возможности современных технологий, во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей, вязание крючком становится любимым занятием. Вязание является одним из самых древних видов прикладного искусства. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность - человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию ее создателя.

Трудно переоценить роль игрушки в декоративно-прикладном творчестве: народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду.

Игрушка всегда была спутником человека. Её любят все: и дети, и взрослые. Для детей она забава, взрослым она доставляет радость, перенося в мир детства. Любая игрушка, сделанная своими руками, является результатом не только труда, но и творчества. Это собственное произведение особенно дорого создателю, так как он дал ему жизнь. Радости творчества, поиски и находки испытывают ученики, вывязывая свои игрушки.

Игрушку использовали и Вальдорфской педагогике для создания равновесия между «созерцательными» и «активными» предметами, где родилась «вальдорфская кукла» - первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная вальдорфскими педагогами в первые годы возникновения вальдорфских садов и школ. Эти игрушки объединяет забота о физическом и духовном здоровье ребенка, понимание

необходимости учитывать естественное развитие ребенка. Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической культуры окружения ребенка, гармонично влияющих на его развитие. Традиционно вальдорфские куклы изготавливались только из натуральных материалов — хлопок, лен, шерсть.

Игрушка - одно из самых ранних и светлых воспоминаний детства. При нынешнем изобилии и многообразии кукол, мягких игрушек, а также трансформе-ров, спайдерменов наиболее тепло и трогательно выглядят игрушки, выполненные своими руками. Самодельные куклы и забавные игрушки вбирают в себя частичку души своего создателя. Именно поэтому куклы часто похожи на своих авторов, как дети на родителей.

Вязаные куклы и зверюшки - мечта любого ребенка. Игрушки выполненные руками детей станут не только любимой игрушкой, но и семейной реликвией. Связать слоненка, куколку или жирафа, разумеется, легче, чем, например, объемный свитер. Здесь потребуется минимум навыков, немного терпения, усидчивость, внимание, фантазия. Дети с удовольствием берутся за эту работу.

Объединение «Вязаная игрушка» работает в нашей школе в течение нескольких лет, и каждый год оно становится все более и более популярным среди девочек 10 - 13 лет (5-е - 7-е классы). Объединение проводится 2 раза в неделю по 2 часа, включая каникулярное время. Количество детей в группе - 10-15 человек. В группы приходят дети, как правило, не имеющие специальных умений и навыков, но постепенно, шаг за шагом, изучая узоры вязания, выполненные крючком, состоящие из различных сочетаний петель и столбиков, они учатся изготавливать все более сложные и яркие модели кукол. В процессе обучения дети проходят различные уровни развития декоративно-прикладного творчества: 1 уровень - репродуктивный; 2 уровень - самостоятельная работа с помощью педагога; 3 уровень - самостоятельная работа без помощи педагога; 4 уровень - творческий (самостоятельное моделирование и изготовление игрушек).

72

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

Уроки по предметам

В процессе работы объединения используются разнообразные методы обучения: объяснительноиллюстративный, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Большое внимание уделяется и правилам поведения на занятии и технику безопасности при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

лее сложные приемы и техники, они делают подарки для своих родителей, близких, друзей, вкладывая в эти игрушки свою душу, тепло любовь.

Самая сложная, кропотливая и, вместе с тем, интересная работа - это вязание куклы с нарядами, ее изготовление требует применения не только знаний и умений, накопленных на занятиях кружка, но и творческого подхода, «духовного богатства».

Вязание крючком способствует развитию и со-

Первые занятия начинаются с основных приемов вязания крючком, «воздушных петель» - при этом дети с педагогом из цепочки воздушных петель на бархатной бумаге выкладывают удивительных зверюшек, что является первой поделкой выполненной при помощи вязального крючка. Затем дети осваивают более сложные техники - способы вязания по кругу. При этом дети изготавливают круглые сумочки, учатся соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный», приемам сшивания.

Первая игрушка выполненная детьми это разноцветная черепашка или медузка с кружевными щупальцами. В этой работе дети знакомятся с заменой цвета в вязании. Постепенно осваивая все бо-

вершенствованию мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), что особенно важно при переходе на среднюю ступень обучения.

Изготовление игрушек своими руками способствует формированию художественного вкуса детей, развивает умение чувствовать гармонию, красоту. Вместе с тем, развиваются и такие качества как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение планировать свою деятельность, принимать решения.

Создание сюжетных или образных игрушек способствует воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д.

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

73

Уроки по предметам

Занятия в объединении «Вязаная игрушка» помогают адаптации и социализации детей, дают возможность почувствовать ситуацию успеха всем детям, а для тех, кто не очень успешен в учебной деятельности, это особенно важно.

Результаты своего творчества дети представляют на конкурсах различного уровня (школьных, окружных, городских), участвуют в фестивалях декоративно-прикладного искусства.

В школе в течение всего года проходит выставка детских работ (со сменой экспозиции 1 раз в 2-3 месяца), где творчеством детей любуются и восхищаются родители, педагоги, ученики разных классов, представители общественности микрорайона.

Приложение

Программа объединения дополнительного образования «Вязаная игрушка»

Цель: нравственно - эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком.

Задачи:

Образовательные:

• научить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

• познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

• научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;

• научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Воспитательные:

• привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности; умение понимать и ценить искусство,

• воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономное отношение к используемым материалам;

• привить основы культуры труда.

Развивающие:

• развить образное мышление;

• развить внимание;

• развить моторные навыки;

• развить творческие способности;

• развить фантазию;

• выработать эстетический и художественный вкус.

Календарно-тематическое планирование

№ Тема Количество часов

1. «Крючок - простачок». Мифы и реальность о нитках и крючках. Воздушная петля. Техника безопасности при работе с вязальным крючком, ножницами, швейными иглами. 4

2. Цепочки из воздушных петель, картины из воздушных цепочек. Панно «Слоник под пальмой» или «Кошечка в цветах» и т.п. 6

3. Воздушная цепочка как подготовительный ряд будущего узора. Изготовление круглой сумочки. 6

4. Круглое полотно. Игрушка черепашка, медуза. 10

5. Вязание игрушки «Паучок Никодим» (вязание по кругу, повторение изученного материала). 12

6 Изготовление игрушки «Лиса Аписа» (изучение прибавления и убавления петель на примере данной игрушки). 12

7. Изготовление тигренка - полосатого (или другого животного, в зависимости от символа наступающего года). 12

8. Изготовление игрушки «Снеговик» (вяжется к Новому году). 8

9. Изготовление Букета цветов - вывязывание орнамента в качестве подарка маме, бабушке, сестренке к 8 марта. 6

10. Изготовление куклы Анечки (легкая в изготовлении: одежда вяжется одновременно с телом, части тела куклы отдельно не вывязываются). 20

11. Изготовление игрушки - пингвиненка, лисенка, зайчонка или любимого домашнего питомца детей и т.п. (по выбору учащихся) 12

12. Изготовление куклы Даши с нарядами (модель сложная, отдельно вывязываются части тела куклы, включая волосы и детали лица, а также элементы одежды) 40

13. Подведение итогов работы кружка. 4

14. Резерв 4

Всего 156 часов

74

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

Уроки по предметам

Литература

1. Больгерт Н., Крумбахер Р. Вязаные игрушки зверушки и фигурки амигурами / Н. Больгерт, Р Крумбахер. - М.:Арт-родник, 2008. - 40с.

2. Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики / Н.А. Денисова. -http://infanata.org/?newsid=1146116592

3. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. Пособие для учителя / И.Т. Еременко. - М.: Просвещение, 1984. - 143с.

4. Зарецкая И.И. Управление процессом социализации школьника - инновация в воспитании / И.И. Зарецкая // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1. - С.31-37.

5. Каршинова Л.В. Народная культура и познание мира / Л.В. Каршинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2. - С. 50-53

6. Ковпак Н.В., Черноморская О.А. Цветы, связанные крючком. Практическое руководство / Н.В. Ковпак, О.А. Черноморская. - М.: Культура и традиции, 2005. - 71с.

7. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Такие разные куклы /М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. - М.: Эксмо, 2004. - 80с.

8. Мак-Таг Фиона. Вязаные игрушки / Фиона Мак-Таг. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 112с.

9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

10. О’Рейли Сюзи. Уроки детского творчества. Вязание на спицах и крючком / Сюзи О'Рейли. - СПб.: Полигон, 1998. - 32 с.

11. Онищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками / В.В. Онищенко. - М.: Мир книги, 2007. - 224 с.

12. Программа основного общего образования по технологии. - М.: 2009. - 52с.

13. Рааб Симоне. Мягкие игрушки, вяжем забавных пушистых зверюшек / Симоне Рааб. - Тула: Издательский центр, 2009. - 80с.

14. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения / А.С. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1. - С. 103 - 112.

15. Спичли Г. Чудеса своими руками / Г. Спичли. - СПб.: Издательский дом Литература, 2004. - 192 с.

16. Столярова А.М. Вязаная игрушка / А.М. Столярова. -М.: Культура и традиции, 2000. - 118с.

17. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1973. - 212с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.И. Барменкова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Как достигнуть высокого уровня коммуникативной компетенции обучающихся и повысить мотивацию к изучению, используя систематическое и методически грамотно организованное использование аутентичных видеоматериалов в обучении английскому языку?

Аннотация. В данной статье описана система работы, направленная на формирование коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной на основе использования видеоматериалов. Практический опыт работы автора статьи подтверждает эффективность предлагаемой системы упражнений и методического потенциала видеофильмов в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: аутентичные видеоматериалы, коммуникативная компетенция, видеофильмы, система упражнений, методика.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы её достижения по-прежнему актуальны. Не случайно в Примерных программах по учебным предметам, созданных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных

государственных стандартов общего образования второго поколения» в качестве основной цели изучения иностранного языка выдвигается развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной.

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.