ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.2
Е.А.Баранова
Ст.воспитатель МБДОУ №72 «Кораблик», Московская обл., г.Мытищи , РФ 19е1епа-75@тай. т
МИНИ - МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО
ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ
Аннотация
Статья посвящена созданию и использованию мини-музеев народного декоративно-прикладного искусства в дошкольном образовательном учреждении, вопросам взаимодействия и сотрудничества с родителями в этом направлении. Экспозиции подлинных предметов народного искусства рассматриваются автором как условие в приобщения детей к самобытной национальной культуре России, сохранении исторических традиций.
Ключевые слова
Мини-музей, роль музеев, народная игрушка, культура, опыт работы.
Роль мини-музея в создании комфортной развивающей эстетической среды очень велика. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность и живую связь поколений. Немалый ресурс музейного потенциала содержит в себе большие возможности для обучения и воспитания детей в образовательном процессе.
Создание мини-музея на территории детского учреждения значительно облегчает посещение детьми всех возрастных групп его экспозиций. Также экспонаты можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности. А сама коллекция пополняется посетителями, то есть дошкольниками, сотрудниками ДОУ, родителями. Результатом работы становится мотивированное объединение педагогов, детей и их родителей в команду единомышленников, вместе идущих к общей цели - приобщение к народной культуре как сокровищнице высших духовных ценностей в процессе активной созидательной творческой деятельности.
Е.А. Флерина считает, что в условиях правильного руководства искусство и творческая деятельность ребенка являются средствами умственного воспитания, а также формирования нравственных чувств ребенка.
В стенах нашего детского сада, под чутким руководством заведующего М.А. Надорожной, формироние комфортной развивающей эстетической среды происходит путем создания мини-музеев народных игрушек. Коллекционирование подлинных предметов народного искусства стало своеобразной миссией нашего коллектива по приобщению детей к самобытной национальной культуре, сохранению исторических традиций. Мы разделяем точку зрения Е.А. Флериной: «В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение, - в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро» .
В данный момент подлинных экспонатов по разным видам промыслов насчитывается более ста. Особое внимание уделяется промыслам родного края: Федоскинская лаковая миниатюра, кукла Былина, Жостовские подносы, а также имеются хорошо известные промыслы России: Гжель, Климовская игрушка, Богородская игрушка, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка и другие.
Невозможно не отметить гордость нашего учреждения, что послужило началом музейной деятельности, мини- музей «Русская матрешка», в котором насчитывается порядка ста пятидесяти подлинных игрушек, а также порядка пятидесяти игрушек сделанных руками родителей и детей. С большим интересом и творческой активностью родители откликнулись на предложение о создании коллекции матрешек сделанной своими руками.
Народная игрушка, согретая теплом рук, дарит ребенку доброту, красоту и заботу. Рукотворная игрушка несет послание тясячелетий, незримо держит связующую нить поколений, хранит светлое ощущение высшей гармонии. Наша задача постигать и хранить народную мудрость веков и традиций посредством развития музейной деятельности .
В настоящий момент ведется активная работа с детьми и взрослыми в виде экскурсий, мастер-классов, консультаций. Запланирована работа по созданию виртуального музея. Мы проводим работу по разработке туристических образовательных маршрутов по местам исторического бытования народных промыслов, куда самостоятельно могут отправиться родители вместе с детьми.
Народное искусство - великая сила, которая связывает, прошлое, настоящее и будущее. Именно поэтому, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Список использованной литературы:
1. Лыкова И.А.Азбука народной культуры: образовательная программа духовно-нравственного воспитания и художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста.- М.:Ассоциация Народные художественные промыслы России; Издательский дом «Цветные мир», 2017.- 192 с.
2. Мацкевич Ж.В. Некоторые теоретические аспекты исследования проблемы развития детской одаренности // Психология творчества и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2018 г.: сборник статей / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - Москва: МПГУ, 2018. - С.144-148.
2. Флерина Е.А. Игра и игрушка: Пособие для воспитателя дет.сада: Сборник статей / Под ред. и с предис. В.Д. Менджерицской, послесл. Е.Г. Батуриной. - М.: Просвещение, 1973.
© Баранова Е.А., 2019
УДК 376.22
О. Н. Гилеско
учитель истории и обществознания МОУ « Веселолопанская СОШ Белгородского района, Белгородской обл.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация
По медицинским показаниям ребенок с ОВЗ получает образование на дому по индивидуальному учебному плану. Количество часов на освоение общеобразовательной программы сокращено. У подростков с ОВЗ слабо развиты навыки коммуникативного общения, очень скудная речь, они испытывают затруднения в выражении своих мыслей, нет навыков публичного выступления. Поэтому задача педагога найти такие формы работы, которые бы позволили работать продуктивно учащимся с ОВЗ тогда, когда они оказываются в коллективе.
Ключевые слова
учащиеся с ОВЗ, интерактивные методы: « Ажурная мозаика», « мозговой штурм».