Научная статья на тему 'Влияние членов трудового коллектива на профессиональное развитие личности в организации'

Влияние членов трудового коллектива на профессиональное развитие личности в организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2196
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / КОЛЛЕКТИВ / COLLECTIVE / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / LABOR COLLECTIVE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / WORK ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / CAREER GROWTH / РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ КАРЬЕРЫ / THE ROLE OF INTERPERSONAL RELATIONS IN CAREER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Оксана Александровна

В статье анализируются влияние членов трудового коллектива на особенности профессионального развития личности в организации. Рассматриваются особенности развития и формирования трудового коллектива в организации, становление и укрепление межличностных отношений в коллективе и степень их влияния на карьерный рост каждого конкретного сотрудника в зависимости от их целей и мотивов. Анализируется психологический климат как комплексное эмоциональное и деловое состояние коллектива, который отражает общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами их совместной жизнедеятельности, описываются два основных компонента психологического климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние членов трудового коллектива на профессиональное развитие личности в организации»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ЧЛЕНОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ Королева О.А. Email: Koroleva17128@scientifictext.ru

Королева Оксана Александровна - кандидат психологических наук, кафедра рекламы и связи с общественностью, Автономная некоммерческая организация высшего образования Российский новый университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются влияние членов трудового коллектива на особенности профессионального развития личности в организации. Рассматриваются особенности развития и формирования трудового коллектива в организации, становление и укрепление межличностных отношений в коллективе и степень их влияния на карьерный рост каждого конкретного сотрудника в зависимости от их целей и мотивов. Анализируется психологический климат как комплексное эмоциональное и деловое состояние коллектива, который отражает общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами их совместной жизнедеятельности, описываются два основных компонента психологического климата.

Ключевые слова: межличностные отношения, коллектив, трудовой коллектив, психологический климат, трудовая деятельность, профессиональная деятельность, карьерный рост, роль межличностных отношений в развитии карьеры.

INFLUENCE OF MEMBERS AT LABOR COLLECTIVE PERSONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE ORGANIZATION Koroleva O.A.

Koroleva Oxana Aleksandrovna - PhD in Psychology, DEPARTMENT OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS, AUTONOMOUS NON-COMMERCIAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION RUSSIAN NEW UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the influence of the members of the work collective on the features of individual professional development in the organization. Features of development and formation of labor collective in the organization, formation and strengthening of interpersonal relations in collective and degree of their influence on career growth of each concrete employee depending on their purposes and motives are considered. The psychological climate is analyzed as a complex emotional and business state of the collective, which reflects the general psychological mood and the degree of workers satisfaction with various factors of their joint life, two main components of the psychological climate are described.

Keywords: interpersonal relations, collective, labor collective, psychological climate, work activity, professional activity, career growth, the role of interpersonal relations in career development.

УДК 159.9

Коллектив (от латинского «collectivus» -собирательный) представляет собой некую организованную форму объединения людей на основе общей социально значимой

деятельности. Практически нет человека, который за всю свою жизнь не входил бы в состав хотя бы одного коллектива, они формируются и существуют в разных сферах жизнедеятельности: производственно-экономической, социальной, учебной и т д. В коллективе каждый ее член проходит процесс социализации и адаптации к существующим реалиям, нормам, правилам, закрепленным в каждой отдельно взятой организации. [1,5]

Формирование и существование межличностных отношений можно выявить во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми они становятся в результате совместной трудовой деятельности. В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей зарождаются межличностные отношения, и именно на этом этапе происходить процесс анализа своего трудового коллектива, психологического климата в нем и анализ каждого из членов, входящих в состав трудового коллектива. Каждому члену трудового коллектива в силу своих строго очерченных профессиональных обязанностей помимо выполнения их необходимо выстраивать межличностные отношения с каждым из членов, так как именно благодаря взаимодействию и коммуникации происходить анализ и некая адаптация человека к существующим профессиональным условиям конкретной организации.

Коллектив, по мнению А.С. Макаренко, всегда должен жить напряженной устремлением к какой-то цели. Когда это напряжение спадает, отсутствуют новые перспективы, наступает самоуспокоение, у коллектива исчезает будущее. Но в современных условиях не всегда удается смоделировать правильный посыл у каждого конкретного работника добиваться единой глобальной конкретной цели предприятия. Для одной группы сотрудников трудовой коллектив будет восприниматься как некая ступень к достижению не просто целей организации, но и дальнейшее профессиональное развитие в данном конкретном коллективе и организации. Для второй группы сотрудников организация и трудовой коллектив будет восприниматься как некий временный трамплин, некая отправная точка на пути к достижению больших профессиональных вершин. Для каждой из этих групп огромное влияние на пути к достижению личных и профессиональных целей будет иметь конкретный трудовой коллектив, который будет включать в себя людей с различными социально -психологическими особенностями, со своими конкретными целями и устремлениями.

Опираясь на мнение М.И. Бобневой, некий опыт взаимодействия и общения с коллегами способствует приобретению устойчивых умений и навыков, также позволяет осваивать и применять разнообразные нормы и модели общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций.

В зависимости от характера и особенностей трудового коллектива и его членов влияние его на личность может быть как позитивным, так и негативным. Сплоченный коллектив способен создать благоприятную профессионально-рабочую обстановку, положительно влияющую на каждого конкретного члена и на общую цель. Трудовой коллектив, в котором ярко выражены члены, стремящиеся в угоду своим интересам и целям поступиться профессионально-этическим принципам по отношению к своим коллегам могут стать причиной отсутствия благоприятного психологического климата трудового коллектива и не просто разлагающе влиять на каждого конкретного ее члена, но и вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь, каждый отдельный член коллектива также пытается воздействовать на него, делать его более комфортным для себя, результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон, сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.

Российские ученые определяют психологический климат как комплексное эмоциональное и деловое состояние коллектива, отражающее общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами их совместной жизнедеятельности. В психологическом климате выделяют два основных компонента:

социально-психологический и нравственно-профессиональный. Социально-психологический компонент определяется особенностями психологических связей и отношений между сотрудниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом, является результатом особого характера взаимодействия между ними -формального и неформального, официального и неофициального, индивидуального и социального. Кроме того, условно психологический климат можно разделить на социально-психологический и морально-психологический, и в достаточно упрощенном виде можно сказать, что первый определяется преимущественно межличностными отношениями в коллективе, создающими стойкие групповые настроения и профессиональные переживания, а второй - общей удовлетворенностью сотрудников условиями труда и самой деятельностью. [3]

Следует обратить особое внимание на то, что опыт взаимодействия и общения между людьми в коллективе (организации) в России способствует приобретению устойчивых умений и навыков межличностных отношений с представителями разных общественных, национальных и религиозных групп, представленных в нем, основанных на социальных, профессиональных, организационных и психологических нормах и правилах регуляции поведения и совместной деятельности. [6]

Яркая потребность в общении, установлении благоприятных в психологическом и профессиональном плане межличностных взаимодействий между людьми является базовой характеристикой их совместной трудовой деятельности. Опираясь на ранее проведённые исследования в области межличностных отношений, были выявлены качества личности, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу входят: самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся: догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером, третья группа включает двуличие и неискренность. Безусловно, все эти качества, могут служить действительно негативным катализатором в развитии неблагополучной атмосферы внутри трудового коллектива, так как сотрудникам и коллегам в течение всего рабочего времени необходимо найти некие компромиссы, которые в сложившейся трудной рабочей атмосфере не приведут не то, что к конфронтации, но и снижении эффективности выполнения профессиональных обязанностей.

Для некоторых групп индивидов негативная обстановка на рабочем месте приводит к неблагоприятным последствиям, в силу своей высокой восприимчивости и определённых социально-психологических особенностей, могут проявиться такие состояния как тревожность, депрессии, стрессы и прочее, объективно для данной группы выполнение своих профессиональных обязанностей и эффективность работы будет значительно занижена, что в свою очередь может повлечь смену коллектива, организации.

Иная группа индивидов в силу своих социально-психологических особенностей менее восприимчива к подобному рода проявлению негативных составляющих в коллективе, такой группе индивидов присуще следующие индивидуальные особенности как, слабая восприимчивость к проявлению негативных эмоциональных состояний со стороны коллег, они более стрессоустойчивы, им свойственна большая адаптивность к конкретным индивидам.

Идеальная ситуация с управленческой точки зрения - сохранение золотой середины и баланса, характеризующийся доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не подавляющими своих собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

Список литературы /References

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 363.

2. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности: избр. труды по психологии личности. В 2 т. Т. 1 / В.М. Бехтерев М.: Наука, 1999.

3. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. / О.В. Евтихов СПб.: Речь, 2010. С. 285.

4. Журавлев А.Л.Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А.Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 351.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров./ В.Г. Крысько 4-е изд., дополн.М.: 2014. С. 470.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. / К.К. Платонов. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 320.

7. Соснин В. А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова М.:ФОРУМ, 2005. С. 336.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко М.: Феникс, 1997. С. 277.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ Рассказова М.А. Email: Rasskazova17128@scientifictext.ru

Рассказова Мария Александровна - бакалавр филологии, руководитель центра, Центр дополнительного образования ООО «Юниум», г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена исследованию мотивации подростков 11-15 лет, обучающихся на дополнительных образовательных программах. В ходе исследования были выявлены мотивы, лежащие в основе учебной деятельности школьников, определены доминирующие и подкрепляющие мотивы, а также устойчивость и самостоятельность проявления мотивов. Результаты исследования показали, что познавательный мотив является ведущим у большинства подростков, однако не является устойчивым: интенсивность проявления мотива меняется на протяжении учебного года и в том числе зависит от оценки преподавателя. Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, дополнительное образование, развивающие курсы.

THE STUDY OF THE MOTIVATION OF ADOLESCENTS UNDERTAKING ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Rasskazova M.A.

Rasskazova Maria Aleksandrovna - B.A. in Philology, Study Center Manager, STUDY CENTER LLC «UNIUM», MOSCOW

Abstract: this article is devoted to the study of the motivation of adolescents aged from 11 to 15 years who undertake additional educational programs. In the course of the study, the motives behind the school activities of the schoolchildren were identified, the dominant and reinforcing motives were determined, as well as the stability and independence of the motives. The results of the research showed that the cognitive motive is the leading in the learning activity of most adolescents, but is not sustainable. The intensity of (the manifestation of) the motive changes throughout the school year and, in particular, depends on the evaluation of the teacher.

Keywords: motivation, learning activity, additional education, development courses.

УДК 159.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.