УДК 159.9
ОА- Королева СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРЕМЛЕНИЕ К КАРЬЕРНОМУ РОСТУ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния социально-психологических факторов, межличностных отношений на стремление к карьерному росту сотрудников в организации. Особое внимание уделяется выявлению психологических факторов, влияющих на карьерный рост сотрудника в организации, с учетом изучения особенности сотрудника и его карьерных целей и мотивов. На основе проведенных исследований выявлены основные характеристики важности межличностных отношений в организации.
Ключевые слова: межличностные отношения, трудовой коллектив, психологический климат, трудовая деятельность, профессиональная деятельность, карьера, карьерный рост, роль межличностных отношений в развитии карьеры.
°xana Korokva SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING
THE PURSUIT OF CAREER DEVELOPMENT IN ORGANIZATIONS
Abstract. The article investigates the influence of socio-psychological factors, interpersonal relationships to the pursuit of career employees in the organization. Particular attention is given to identifying the psychological factors affecting the career employee in the organization, taking into account the features of the study and its employee career goals and motivations. Based on these studies identified the main characteristics of the importance of interpersonal relationships in the organization.
Keywords: interpersonal relations, the labor collective, psychological climate, labor, professional activities, career, career development, the role of interpersonal relationships in career development.
Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить; прежде всего, удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных, у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту, в своем коллективе он в первую очередь находит признание своих достижений, также развивается как профессиональная единица и проходит определенные ступени по карьерной лестнице. В то же время наряду с желанием быть в коллективе люди хотят отличаться от других, оставаться индивидуальностями. Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению, в коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую и профессиональную активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к лидерству, к конкуренции [1].
Процесс формирования межличностных отношений в организации необходимо рассматривать через призму понятия «трудовой коллектив» организации или малой группы, так как именно в небольших трудовых коллективах крупных организаций и происходит постепенный процесс формирования межличностных отношений [2]. Зарождение межличностных отношений происходит в момент начала становления самого коллектива, когда в него приходят пока еще ничем не связанные люди. Постепенно начинают устанавливаться взаимосвязи, основанные в первую очередь на осуществлении совместной деятельности и общении по выполнению профессиональных задач и требований, которые предъявляются руководством к конкретному коллективу. В дальнейшем происходит закрепление отношений на уровне потребностей и ценностей, которые есть у каждого индивида, включенного в данный коллектив [5].
© Королева О.А., 2014
Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия
Карьера представляет собой последовательность позиций, занимаемых в определенный период времени, карьеру также можно определить как последовательность взаимосвязанных занятий, ролей, видов деятельности и опыта, с которыми сталкивается человек [3]. Цели карьеры с возрастом могут меняться по мере того, как меняется сам человек и его профессиональная деятельность: с ростом квалификации, продвижением по службе, изменением или пересмотром ценностей [4].
Изучение социально-экономической ситуации и новых в связи с этим требований к профессиональной деятельности показывает, что на карьеру и ее рост у каждого работника стали серьезно влиять трансформации во взаимоотношениях между людьми в обществе в целом и в различных коллективах (организациях) в частности. Теперь работа над развитием своей карьеры в трудовом коллективе (организации) зависит не только от профессиональных навыков и качеств сотрудника, но и не в последнюю очередь от того, как он выстраивает межличностные отношения со своими коллегами и руководством. Межличностные отношения способны оказывать влияние и пронизывать все сферы общественной жизни человека, но на карьерный рост они могут влиять в зависимости от организации, от стиля руководства в организации, от перспектив развития, которые предоставляет организация, от направленности личности, основных жизненных приоритетов каждого конкретного сотрудника и т.д. [5].
Сущность процесса карьерного роста сотрудников в организации заключается в своеобразном изучении факторов, важных для каждой конкретной личности: его интересов, ориентации и направленности; в цели достичь карьерного повышения, самовыражения, самоутверждения; во взаимоотношениях с коллективом, в котором приходится работать, к профессиональной карьере в целом и к конкретной деятельности руководителя.
Особенностями проявления значимости и влияния межличностных отношений на стремление к карьерному росту в организации для сотрудника является актуализация потребности в профессиональном самовыражении, личностных мотивов и целей, которые сотрудник ставит перед собой, ведущие ориентации, благоприятная социально-психологическая атмосфера в организации и коллективе, непосредственно в котором сотрудник работает [6].
Можно выделить следующие психологические факторы карьеры:
- личностные, связанные непосредственно с человеком: социальные установки относительно управленческой деятельности, межличностных отношений в коллективе, управленческой карьеры, отношений к вышестоящему руководству, с подчиненными, самооценки;
- средовые факторы: организационные карьерные нормы, организационные карьерные ценности, система стимулирования организационной карьеры сотрудника, модель руководства;
социально-психологический фактор: благоприятные отношения с руководством, их оценка сложившихся взаимоотношений в коллективе, факторы, эффективность управленческой команды, особенности взаимодействия в ней.
Таким образом, видно, что на карьерный рост сотрудника в организации влияют средовой, социально-психологический и личностный факторы, где помимо межличностных отношений, включенных в личностную группу факторов, оказывающих влияние на карьерный рост, присутствует ряд факторов, которые также непосредственно влияют на карьерный рост сотрудника в организации. На основе полученных теоретических данных можно заключить, что на карьерный рост сотрудника в организации влияет комплекс факторов, среди которых немаловажную роль играют межличностные отношения в организации (коллективе) [7].
Межличностные отношения в трудовых коллективах выступают фундаментом, катализатором и предпосылкой, оказывающими непосредственное благоприятное воздействие на карьерный рост ее сотрудников, который зависит от их желания и стремления на основе определенных принципов взаимодействия и общения с сослуживцами выстраивать свою карьеру, используя для этого присущие им индивидуально-личностные и социально-психологические качества и сложившиеся в коллективе благотворный психологический климат и благоприятную психологическую атмосферу. При продвиже-
нии по карьерной лестнице каждому сотруднику необходимо адекватно оценивать свою организацию (трудовой коллектив), отношение его членов к совместной работе и эффективность каждого из них в зависимости от проявления их индивидуально- и социально-психологических качеств. Только в сплоченном и продуктивном трудовом коллективе присутствует дух здоровой конкуренции и нацеленности на достижение положительных результатов, что, безусловно, положительно сказывается на личностном и профессиональном росте его членов.
Основными факторами, влияющими на карьерный рост в организации, являются: а) индивидуально- и социально-психологические качества ее сотрудников: психологическая оценка ими своей личности в совместной деятельности членов коллектива и показатели ее локуса контроля во взаимоотношениях с другими людьми, своеобразие самоидентификации и самокатегоризации во взаимодействии друг с другом, индивидуально- и социально-психологические особенности взаимодействия и общения с сослуживцами, психологическая значимость для них карьерного роста и важность карьеры в целом в конкретных условиях профессиональных отношений в организации, специфика восприятия и оценки вышестоящего руководства, доверия ему; б) своеобразие протекания социально-психологических явлений и процессов в организации (трудовом коллективе): специфика восприятия и оценки людьми друг друга в условиях совместной профессиональной деятельности; характер взаимодействия и общения с коллегами, с одной стороны, и с руководителями - с другой; особенности системы межличностных отношений в коллективе; социально-психологический климат и атмосфера в нем; психологические трудности, мешающие продуктивной совместной деятельности; в) организа-ционно-социально-средовые факторы: специфика сложившихся представлений о карьере, ее нормах и ценностях в организации (трудовом коллективе); организация стимулирования карьерного роста их сотрудников; эффективность действий управленческой команды и особенности взаимодействия в ней; восприятие и оценка возможностей перехода в другие отделы и филиалы организации в интересах карьерного роста; организационная культура трудового коллектива.
Особенности влияния межличностных отношений на карьеру сотрудников организации (трудового коллектива) состоят в том, что: а) межличностные отношения между их членами, с одной стороны, и руководителями - с другой, выступают фундаментом, на котором осуществляется совместная деятельность и строится личностно-профессиональный рост сотрудников (при этом актуализируются их потребности в профессиональном самовыражении и самосовершенствовании, усиливается роль личных и социальных мотивов в интересах достижения совместных целей, которые топ-менеджеры и сотрудники ставят перед собой, ведущих ориентаций во взаимодействии и общении друг с другом); б) за счет социально-психологических механизмов активизируются обусловленные групповыми потребностями и индивидуальными устремлениями сотрудников организации процессы их самопознания, самоопределения, позиционирования и самосовершенствования, ориентированные на завоевание высокого статуса и положения в коллективе, определение сферы и путей развития профессиональной карьеры, закрепление ценностных установок к карьерному росту.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М., 2007. - 363 с.
2. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности: избр. труды по психологии личности / В.М. Бехтерев. -М., 1999.
3. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб., 2010. - 285 с.
4. Журавлев А.Л. Социальная психология: учебное пособие / А.Л. Журавлев. - М., 2002.
5. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М., 2014. - 470 с.
6. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М., 1986. - 320с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 1997. - 277 с.