Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ БЕЗЫНЕРЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ЛИНИИ "HEYVUS" НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ВЛИЯНИЕ БЕЗЫНЕРЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ЛИНИИ "HEYVUS" НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / БЕЗЫНЕРЦИОННЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфуллин Ильназ Ирекович, Тумаров Константин Борисович, Зайнуллин Шамиль Ринатович, Гильмутдинов Ирек Фларидович

Развитие физических качеств у молодежи в период снижения двигательной активности является актуальной задачей, которая частично решается на занятиях по физической культуре. Дисциплина «Физическая культура» является базовой во всех высших учебных заведениях. Данная дисциплина включает в себя теоретический курс (лекционный и семинарский) и практический. В зависимости от учебного плана, количество занятий может варьироваться от одного до трех раз в неделю. Физическая культура является одним из основных направлений развития физических качеств, в том числе и развития скоростно-силовых способностей. И в связи с этим, актуальным является разработка новых методик, которые способствуют развитию скоростно-силовых качеств студентов. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ и преподавателями высших учебных заведений по физической культуре в целях повышения двигательной активности студентов, а так же развитию их скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайфуллин Ильназ Ирекович, Тумаров Константин Борисович, Зайнуллин Шамиль Ринатович, Гильмутдинов Ирек Фларидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INERTIA-FREE SIMULATORS OF THE “HEYVUS” LINE ON THE DEVELOPMENT OF SPEED-STRENGTH QUALITIES OF THE UNIVERSITY STUDENTS

The development of physical qualities of the young people during the period of reduced motor activity is an urgent task, which is partially solved in physical education classes. The discipline "Physical culture" is basic in all higher educational institutions. This discipline includes a theoretical course (lectures and seminars) and practical. The number of classes can vary from one to three times a week. Physical culture is one of the main directions of development of physical qualities, including the development of speed-strength abilities. Therefore, the development of new methods that contribute to the development of speed-strength qualities of students is relevant. The practical significance lies in the fact that the results of the study can be used by teachers of general education schools and teachers of higher educational institutions in physical culture in order to increase the physical activity of students, as well as the development of their speed-strength qualities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ БЕЗЫНЕРЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ЛИНИИ "HEYVUS" НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

4. Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пузырь Юрий Павлович - Москва, 2016. - 19 с.

5. Повышение средствами и методами физической культуры уровня здоровья и физической работоспособности студенток, отнесенных к специальной медицинской группе / О.В. Резень-кова, И.Е. Шаталова, Н.Н. Троценко, Е.Е. Алиев // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1 (69) - С. 48-50.

6. Резенькова, О.В. Фитнес: программа и учебно-методическое пособие / О.В. Резенькова, О.В. Данильченко, И.Е. Шаталова. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009. - 148 с.

REFERENCES

1. Vagner, R.E., Borisova, M.V. and Musohranov A.Yu. (2020), "Modern health and fitness technologies and their application in physical education of students of higher educational institutions", Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, № 5, pp. 41-45.

2. Ilinich, V.I. (2008), Student Physical Education and Life, Gardariki, Moscow.

3. Mudrievskaya, E.V. (2008), Gymnastics with elements of hatha yoga in physical education of female students with low levels ofphysical fitness, dissertation, , Surgut.

4. Puzyr, YU.P. (2016), Management of physical education in educational institutions based on the monitoring of physical condition, dissertation, Moscow.

5. Rezenkova, О.У, Danilchenko O.V and Shatalova I.E. (2009), Fitness: program and teaching aids, Stavropol.

6. Rezenkova, О.У, Shatalova I.E., Trotsenko N.N. and Aliev E.E. (2017) "Increasing the level of health and physical performance of female students in the special medical group by means and methods of physical culture", Adaptive Physical Education, No.1 (69), pp. 48-50.

Контактная информация: Rezenkova-Olga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2022

УДК 796.022+796.015.5

ВЛИЯНИЕ БЕЗЫНЕРЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ЛИНИИ «HEYVUS» НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Ильназ Ирекович Сайфуллин, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Константин Борисович Тумаров, кандидат педагогических наук, доцент, Шамиль Ринатович Зайнуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны; Ирек Фларидович Гильмутди-нов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны

Аннотация

Развитие физических качеств у молодежи в период снижения двигательной активности является актуальной задачей, которая частично решается на занятиях по физической культуре. Дисциплина «Физическая культура» является базовой во всех высших учебных заведениях. Данная дисциплина включает в себя теоретический курс (лекционный и семинарский) и практический. В зависимости от учебного плана, количество занятий может варьироваться от одного до трех раз в неделю. Физическая культура является одним из основных направлений развития физических качеств, в том числе и развития скоростно-силовых способностей. И в связи с этим, актуальным является разработка новых методик, которые способствуют развитию скоростно-силовых качеств студентов. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ и преподавателями высших учебных заведений по физической культуре в целях повышения двигательной активности студентов, а так же развитию их скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: двигательная активность, студенты, безынерционные тренажеры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p356-359

INFLUENCE OF INERTIA-FREE SIMULATORS OF THE "HEYVUS" LINE ON THE DEVELOPMENT OF SPEED-STRENGTH QUALITIES OF THE UNIVERSITY

STUDENTS

Ilnaz Irekovich Saifullin, the senior lecturer, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Konstantin Borisovich Tumarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shamil Rinatovich Zainullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University; Irek Flaridovich Gilmutdinov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Naberezhnye

Chelny State Pedagogical University

Abstract

The development of physical qualities of the young people during the period of reduced motor activity is an urgent task, which is partially solved in physical education classes. The discipline "Physical culture" is basic in all higher educational institutions. This discipline includes a theoretical course (lectures and seminars) and practical. The number of classes can vary from one to three times a week. Physical culture is one of the main directions of development of physical qualities, including the development of speed-strength abilities. Therefore, the development of new methods that contribute to the development of speed-strength qualities of students is relevant. The practical significance lies in the fact that the results of the study can be used by teachers of general education schools and teachers of higher educational institutions in physical culture in order to increase the physical activity of students, as well as the development of their speed-strength qualities.

Keywords: physical qualities of students, inertia-free simulators.

Дисциплина «Физическая культура» является значимым элементом всестороннего развития личности и является базовым разделом гуманитарного компонента образования. Посредством использования различных средств и методов физическая культура способствует не только поддержанию и укреплению здоровья, но так же содействует развитию физических качеств. Это достигается путем объединения различных упражнений (с собственным весом и с отягощением). Поэтому актуальным направлением является разработка новых методик, развивающих скоростно-силовые способности студентов [1, 3].

В городе Набережные Челны Р.А. Акмалетдиновым Р.А., Демидовым В.А., Островским Е.В., и Шемуратовым В.А. были разработаны безынерционные скоростно-силовые тренажеры линии «heyvus», у которых отсутствует инерционный эффект из-за отсутствия груза на тренажере. Используя данные тренажеры можно достичь эффекта срочного восстановления мышц, за счет миорелаксации мышц [1, 2].

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное демонстрирование целесообразности внедрения в учебный процесс студентов безынерционных скоростно-силовых тренажеров для развития скоростно-силовых способностей.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработанная методика тренировки с использованием данной линейки тренажеров применялась на базе Набережночелнинского институт Казанского федерального университета, Были определены две группы, контрольная группа (КГ) занимающаяся физической культурой 2 раза в неделю с использованием тренажеров с грузом и экспериментальная группа (ЭГ) занимающаяся физической культурой тоже 2 раза в неделю, но с применением безынерционных скоростно-силовых тренажеров. В каждой группе было по 26 человек по 12 девушек и 14 юношей. Эксперимент проходил с сентября 2020 года по июнь 2021 года.

Разработанная экспериментальная методика отличается от других методик тем, что в представленных тренажерах в место обычного груза используется упругий нагружатель (пружина или резиновый жгут). Именно это позволяет совершенствовать скоростно-

силовые качества, которые играют не маловажную роль во многих видах спорта. Создатели линии тренажеров линии «Иеууш» Акмалетдинов Р.А. и Шемуратова Ф.А., считают, что возможно одновременно развивать отмеченные качества, не ущемляя развитие других [2, 4]. Это утверждение стало выводом на основе результатов экспериментов, с помощью данной линии тренажеров. Отличительной особенностью данной линии тренажеров является то, что тренажеры линии «Иеууш» безопасно растягивают связки суставов и сухожилия мышц, а так же легко реализуют локализацию максимального мышечного напряжения в заранее заданной фазе двигательного действия. Главное же достоинство этих тренажеров - возможность выполнять упражняться в режиме миорелаксации [3, 4].

Для оценки эффективности данной были использованы следующие контрольные

тесты:

- Бег 100 метров (с).

- Прыжок в длину с места (см)

- Подъем туловища из положения лежа за 10 с (кол-во раз).

- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, за 10 с (кол-во раз).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обработка данных тестирования уровня скоростно-силовой подготовленности у студентов в начале эксперимента не выявила статистически значимых различий величин средних для ЭГ и КГ - по всем тестам 1расч<:кр (0,05). Кроме того, удалось сохранить контингент испытуемых в обеих группах до конца эксперимента, что свидетельствует об одинаковой степени их мотивации к участию в эксперименте. В связи с эти заметим, что группы испытуемых были сформированы весьма удачно.

В начале эксперимента в сентябре 2020 года, средний показатель по всей группе студентов КГ составлял 3,02 балла, а ЭГ составлял 3,04 балла.

После эксперимента в июне 2021 года средний показатель по всей группе студентов КГ составил 3,81 балла, а у ЭГ составил 4,15 балла.

Проведя сравнительный анализ показателей тестирования испытуемых КГ и ЭГ по окончании педагогического эксперимента, заключаем, что имеют место достоверные различия величин средних при уровне значимости р<0,001: 3,81 балла у КГ и 4,15 балла у ЭГ.

ВЫВОДЫ

1. Изучение научных работ за последние 20 лет показали, что у студентов с развитием информационных технологий наблюдается нехватка двигательной активности. Разработанная нами методика развития скоростно-силовых качеств студентов, с использованием скоростно-силовых тренажеров позволит ускорить процесс развития таких физических качеств как скорость и сила.

2. Результаты эксперимента показали, что использование безынерционных ско-ростно-силовых тренажеров способствует развитию двигательных качеств сила, быстрота и выносливость.

3. Результаты эксперимента, достоверно показывают, что используемая нами методика эффективнее существующей на 0,34 балла. Представленная методика будет являться хорошим дополнением к существующей методам формирования скоростно-силовых качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безынерционные скоростно-силовые тренажеры как средство профилактики и реабилитации опорно-двигательного аппарата человека / Р.А. Акмалетдинов, А.С. Кузнецов, Д.Ф. Шемура-тов, Ф.А. Шемуратов // «Проблемы опорно-двигательного аппарата у спортсменов» : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2018. - С. 4-6.

2. Многофункциональные тренажеры линии «Неууш»: практические аспекты использования / Р.А. Акмалетдинов, В.А. Демидов, Е.В. Островский, Ф.А. Шемуратов // «Потребность мо-

тивации интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни» : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2018. -Т.2. - С. 101-102.

3. Зайнуллин, Ш.Р. Эффективная методика развития у студентов физических качеств силы и скорости с использованием тренажеров / Ш.Р. Зайнуллин, К.Б. Тумаров, А.Р. Давлятчина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, - 2020. - № 4 (182) - С. 172-175.

4. Тумаров, К.Б. Характеристика спортивной культуры, личности и общества / К.Б. Тумаров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 447-454.

REFERENCES

1. Akmaletdinov, R.A., Kuznetsov, A.S., Shemuratov, DF. and Shemuratov, F. A. (2018), "Inertia-free speed-power simulators as a means of prevention and rehabilitation of the human musculoskeletal system", "Problems of the musculoskeletal system in athletes": collection of materials of the International Scientific and Practical Conference, Volgograd, pp. 4-6.

2. Akmaletdinov, R.A., Demidov, V.A., Ostrovsky, E.V. and Shemuratov, F. A. (2014), "Multifunctional simulators of the line "Heyvus": practical aspects of use, "The need to motivate the population's interest in physical culture and sports, the formation of a healthy lifestyle": materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kazan, p. 101-102.

3. Zainullin, Sh. R.., Tumarov, K. B and Davlyatshina A.R (2020), "The influence of non-inertia speed and weightmachines on the development of students' speed and strength qualities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), рp. 172-175.

4. Tumarov, K.B., Kudyasheva, A.N., Kudyashev, N.Kh. (2016), "Characteristics of sports culture, personality and society", Problems of modern teacher education, No. 52-7, pp. 447-454.

Контактная информация: akuna2005@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2021

УДК 378.147.88

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Оксана Николаевна Сараева, кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет», Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования, созданию образовательной среды «центрированной» на личности обучающегося, согласованной со взглядами известного американского психотерапевта Карла Роджерса. В статье авторы приводят подробное описание характеристик образовательной среды и ее компонентов, содержащей необходимые психолого-педагогические условия для проявления эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности обучающегося. Оценка эффективности авторской модели была проведена на основе методики выявления эмоционального отношения обучающихся к понятию «школа» (автор О.И. Кочеткова, В.А. Ясвин, модификация Ж.Б. Литвинова).

Ключевые слова: личностно-центрированный подход, Карл Роджерс, образовательная среда, компоненты образовательной среды.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p359-362

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF EMOTIONAL, SEMANTIC AND COMMUNICATIVE CAPABILITIES OF THE INDIVIDUAL

Oksana Nikolaevna Saraeva, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Baikal State University, Irkutsk; Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical scienses,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.