ческой активности, а также в формировании гармоничной личности молодежи. Выявив проблемные нормативы при сдаче комплекса ГТО IV ступени, мы пришли к выводу, что для решения их успешного развития в рамках рабочей программы по физической культуре и спорту методом круговой тренировки эффективно влияют на физическую подготовленность студентов. Так из двух занятий в неделю одно занятие проводилось в рамках рабочей программы по физической культуре и спорту, а второе методом круговой тренировки в сочетании с нормативными упражнениями комплекса ГТО, это позволило увеличить гибкость, силовые качества, выносливость и повысить процент сдачи студентами комплекс ГТО IV ступени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорычев, А. О. Анализ показателей, определяющих готовность студентов к выполнению норм комплекса ГТО / А.О. Егорычев, С.П. Мещеряков, М.А. Кузьмин // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 4. - С. 61-65.
2. Прокопенко, Л. А. Тестирование физической подготовленности студентов вуза на основе нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Л.А. Прокопенко // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 9. - С. 130-134.
REFERENCES
1. Egorychev, A.O., Meshcheryakov S.P. and Kuzmin M.A. (2016), "Analysis of indicators that determine the willingness of students to fulfill the standards of the TRP complex", Physical Culture and Health, No. 4, pp. 61-65.
2. Prokopenko, L.A. (2017), "Testing the physical preparedness of university students based on the standards of the sports complex "Ready for work and defense"", Modern high technology, No. 9, pp. 130-134.
Контактная информация: alevtinajm@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.04.2020
УДК 796.015.6
ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СИЛЫ И СКОРОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ
Шамиль Ринатович Зайнуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Борисович Тумаров, кандидат педагогических наук, доцент, Алия Римовна Давлятчи-на, старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского федерального
университета, г. Набережные Челны
Аннотация
Введение - Физическая культура входит обязательной дисциплиной во все вузы России в течение всего периода обучения. С развитием информационных технологий возникла проблема низкой двигательной активности студентов. Актуальным направлением является разработка новых методик и средств, способствующих более быстрому развитию скоростно-силовых качеств студентов. Цель исследования - Теоретически обосновать и экспериментально показать целесообразность использования в учебном процессе студентов упражнений на основе безынерционных скоростно-силовых тренажеров как эффективного средства развития скоростно-силовых качеств. Методика и организация исследования - Для проведения эксперимента были сформированы две группы - контрольная группа (КГ), занимающаяся физической культурой 2 раза в неделю с использованием тренажеров с нагружателем в виде груза и экспериментальная группа (ЭГ), занимающаяся физической культурой тоже 2 раза в неделю, но с применением безынерционных скоростно-силовых тренажеров. В каждой группе было по 17 человек - по 10 девочек и 7 мальчиков. Эксперимент проходил в рамках 2018 - 2019 учебного года.
Выводы - Полученные результаты эксперимента достоверно показывают, что при сравнении двух существующих методик формирования скоростно-силовых качеств у студентов более эффек-
тивной на 0,46 баллов является методика с использованием безынерционных скоростно-силовых тренажеров.
Ключевые слова: тренажер, скоростно-силовая подготовка, физическая нагрузка, педагогический эксперимент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p172-176
INFLUENCE OF NON-INERTIA SPEED AND WEIGHT MACHINES ON THE
DEVELOPMENT OF STUDENTS' SPEED AND STRENGTH QUALITIES Shamil Rinatovich Zainullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Borisovich Tumarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aliya Rimov-na Davlyatchina, the senior teacher, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University
Abstract
Introduction- Physical education is a mandatory discipline in all Russian universities during the entire period of study. With the development of information technologies there was a problem of low physical activity of the students. The topical direction is the development of new methods and tools that contribute to the faster development of the students' speed and strength qualities. The purpose of the given article is to prove theoretically and to show by experiments the expediency of using exercises based on non-inertia speed and weight machines in the educational process of the students as an effective means of developing of the speed and strength qualities. Research method and study management - two groups were formed to conduct the experiment: the control group (CG) engaged in physical training 2 times a week using weighted fitness machines and the experimental group (EG) engaged in physical training also 2 times a week but using non-inertia speed and weight machines. Each group consisted of 17 people - 10 girls and 7 boys. The experiment took place during the 2018 - 2019 school year. The conclusion- the results of the experiment reliably show that when comparing two existing methods of forming students' speed and strength qualities the method of using non-inertia speed and weight machines is 0.46 points is more effective.
Keywords: simulator, speed-strength training, physical activity, pedagogical experiment.
ВВЕДЕНИЕ
В рамках Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования [1, 2, 3, 4, 5]. Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования и является составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения. Актуальным направлением является разработка новых методик и средств способствующие более быстрому развитию скоростно-силовых качеств студентов.
Сотрудниками Камской академии физической культуры и спорта города Набережные Челны (Р.А. Акмалетдиновым, В.А. Демидовым, Е.В. Островским, и Ф.А. Шемура-товым) были разработаны безынерционные скоростно-силовые тренажеры, не имеющие инерционного эффекта из-за отсутствия груза на тренажере. Используя данные безынерционные тренажеры линии «heyvus» можно добиться эффекта срочного восстановления мышц, за счет миорелаксации мышц [6, 7, 8]. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально показать целесообразность использования в учебном процессе студентов упражнений на основе безынерционных скоростно-силовых тренажеров как эффективного средства развития скоростно-силовых качеств.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработанная методика тренировки с использованием безынерционных скорост-но-силовых тренажеров применялась на базе Камского института искусств и дизайна
(КИИД). Были сформированы две группы, контрольная группа (КГ) занимающаяся физической культурой 2 раза в неделю с использованием тренажеров с нагружателем в виде груза и экспериментальная группа (ЭГ) занимающаяся физической культурой тоже 2 раза в неделю, но с применением безынерционных скоростно-силовых тренажеров. В каждой группе было по 17 человек по 10 девушек и 7 юношей. Эксперимент проходил в рамка 2018-2019 учебного года.
Разработанная экспериментальная методика отличается от других методик тем, что в представленных тренажерах вместо обычного груза используется упругий нагружатель (пружина, резиновый жгут и др.). Данная конструкция тренажера позволяет развивать скоростно-силовое качества, важные во многих видах спорта. По мнению ряда ученых [7, 8, 9], основанному на результатах многочисленных пилотажных экспериментов, с помощью тренажеров линии «Иеууш» возможно параллельно развивать отмеченные качества, не ущемляя развитие других качеств (одно из решений проблемы сопряженного развития двигательных качеств). Кроме этого, тренажеры линии «Иеууш» обеспечивают безопасное растягивание связок суставов и сухожилий мышц, легко реализуют локализацию максимального мышечного напряжения в заранее заданной фазе двигательного действия. Главное же достоинство этих тренажеров - возможность упражняться в режиме миоре-лаксации, что обеспечивает включение физиологических механизмов восстановления в самом процессе выполнения упражнения.
Для оценки эффективности используемой методики способствующая развитию скоростно-силовых качеств студентов, были использованы следующие контрольные тесты:
- Бег 100 метров (с).
- Прыжок в длину с места (см).
- Подъем туловища из положения лежа за 10 с (кол-во раз).
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, за 10 с (кол-во раз).
Данные тесты оценивались по 5-ти бальной шкале (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели эффективности сдачи нормативов
Юноши Девушки
№ Норматив «3» «4» «5» «3» «4» «5»
балла балла баллов балла балла баллов
1. Бег 100 м,(с) 14,1-14,6 13,5-14,0 12,8-13,4 16,7-17,6 16,1-16,6 15,3-16,0
2. Прыжок в длину с места, (см) 2,15-2,29 2,30-2,44 2,45-2,60 1,55-1,69 1,70-1,79 1,80-2,00
3. Подъем туловища из положения лежа за 10 с (кол-во раз) 4-6 7-11 12-17 2-4 5-9 10-14
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 с (кол-во раз) 20-29 30-39 40 и более 5-9 10-19 20 и более
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Обработка данных тестирования уровня скоростно-силовой подготовленности у студентов в начале эксперимента не выявила статистически значимых различий величин средних для ЭГ и КГ - по всем тестам 1расч<1кр (0,05). Кроме того, удалось сохранить контингент испытуемых в обеих группах до конца эксперимента, что свидетельствует об одинаковой степени их мотивации к участию в эксперименте. В связи с эти заметим, что группы испытуемых были сформированы весьма удачно.
В начале эксперимента в сентябре 2018 года, средний показатель по всей группе студентов КГ составлял 3,64 балла, а ЭГ составлял 3,63 балла.
После эксперимента в июне 2019 года средний показатель по всей группе студентов КГ составил 4,12 балла, а у ЭГ составил 4,58 балла.
Проведя сравнительный анализ показателей тестирования испытуемых КГ и ЭГ по окончании педагогического эксперимента, заключаем, что имеют место достоверные различия величин средних при уровне значимости р<0,001: 4,12 балла у КГ и 4,58 балла у
До эксперимента После экспримента
КГ «ЭГ
Рисунок 1 - Изменение показателей сдачи норматива по развитию скоростно-силовых качеств в баллах
ВЫВОДЫ
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что у современных студентов с развитием информационных технологий наблюдается нехватка двигательной активности. Очень слабо развиты такие физические качества как сила, быстрота и выносливость. Разработанная нами методика развития скоростно-силовых качеств студентов, с использованием скоростно-силовых тренажеров позволит ускорить процесс развития данных физических качеств.
2. Полученные результаты в ходе эксперимента доказали, что выполнение релаксационных упражнений на основе безынерционных скоростно-силовых тренажеров обеспечивает сопряженное развитие двигательных качеств силы, быстроты и выносливости.
3. Полученные результаты эксперимента, достоверно показывают, что при сравнении двух существующих методик формирования скоростно-силовых качеств у студентов более эффективнее на 0,46 баллов является методика с использованием безынерционных скоростно-силовых тренажеров. Представленная методика будет являться хорошим дополнением к существующей методам формирования скоростно-силовых качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Ст. 28. Физическая культура и спорт в системе образования : Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 // Гарант : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/12157560/53070549816cbd8fD06da724de818c2e/ (дата обращения: 01.01.2020).
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ // Гарант : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/991822/ (дата обращения: 01.01.2020).
3. Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования : приказ Минобразования РФ от 1 декабря 1999 г. N 1025 // Гарант : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/1592552/ (дата обращения: 01.01.2020).
4. Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования : приказ Минобразования РФ от 2 марта 2000 г. N 686 // Гарант : [сайт]. -URL : https://base.garant.ru/1583221/ (дата обращения: 01.01.2020).
5. Многофункциональные тренажеры линии «heyvus»: практические аспекты использования / Р.А. Акмалетдинов, В.А. Демидов, Е.В. Островский, Ф.А. Шемуратов // Потребность мотивации интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2014. - Т. 2. -С. 101-102.
6. Безынерционные скоростно-силовые тренажеры как средство профилактики и реабилитации опорно-двигательного аппарата человека / Р. А. Акмалетдинов, А. С. Кузнецов, Д. Ф. Шемура-
тов, Ф.А. Шемуратов // Проблемы опорно-двигательного аппарата у спортсменов : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2018. - С. 4-6.
7. Белкин, З. "Мясные" болезни / Зиновий Белкин // Физкультура и спорт. - 2012. - № 2. -URL : http://fis1922.ru/arkhiv/2012-g/2.html (дата обращения: 01.01.2020).
8. Гитт, В. Главный секрет здорового позвоночника / Виталий Гитт // Физкультура и спорт. - 2011. - № 3. - URL : http://fis1922.ru/arkhiv/2011-g/3.html (дата обращения: 01.01.2020).
9. Зайнуллин, Ш.Р. Эффективная методика тренировки боксеров / Ш.Р. Зайнуллин. -Deutschland. Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 172 с.
REFERENCES
1. Federal law from 04.12.2007 N 329-FZ (ed. from 02.08.2019) "On physical culture and sport in the Russian Federation". Article 28. Physical culture and sport in the educational system, available at: https://base.garant.ru/12157560/53070549816cbd8f006da724de818c2e/.
2. Federal Law of April 29, 1999 N 80-ФЗ "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation", available at: https://base.garant.ru/991822/.
3. Order of the Ministry of education of Russia "On the organization of the process of physical education in educational institutions of primary, secondary and higher professional education" from 01.12.99 № 1025, available at: https://base.garant.ru/1592552/.
4. Order of the Ministry of education of the Russian Federation "on approval of state educational standards of higher professional education" dated 02.03.2000 No. 686, available at: https://base.garant.ru/1583221/.
5. Akmaletdinov, R.A., Demidov, V.A., Ostrovsky, E.V. and Shemuratov, F.A. (2014), "Multifunctional simulators of the line "heyvus": practical aspects of use", The need to motivate the population's interest in physical culture and sports, the formation of a healthy lifestyle, materials of the all-Russian scientific and practical conference, Kazan, Vol. 2, pp. 101-102.
6. Akmaletdinov, R.A., Kuznetsov, A.S., Shemuratov, D.F. and Shemuratov, F.A. (2018), "Non-Inertia speed-power simulators as a means of prevention and rehabilitation of the human musculoskeletal system", Problems of the musculoskeletal system in athletes: collection of materials of the International scientific and practical conference, Volgograd, pp. 4-6.
7. Belkin, Zinovy (2012), "Meat" diseases", FIS Journal, No. 2, available at: http://fis1922.ru/arkhiv/2012-g/2.html.
8. Gitt, Vitaly (2011) "the Main secret of a healthy spine", FIS Journal, No. 3, http://fis1922.ru/arkhiv/2011-g/3.html.
9. Zainullin, Sh.R. (2011), Effective method of training boxers, LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland. Saarbrucken.
Контактная информация: zshrin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.04.2020
УДК 796.011.3
К ВОПРОСУ О ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РОССИИ
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России, Новокузнецк; Геннадий Александрович Обыденников, доцент, Зинаида Ивановна Добрянская, старший преподаватель, Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета
Аннотация
Разнообразные средства физического воспитания призваны помогать в физическом развитии человека. Особенно это необходимо использовать в подготовке кадров, которые будут призваны служить Родине. В уголовно-исполнительной системе применяются самые разнообразные средства для физического воспитания как сотрудников, так и курсантов. В наставлении по физической подготовке присутствует плавание, однако занятия этим видом физической активности доступны не всем. В данной статье приводится опыт применения занятий плаванием в физическом воспитании