ВЛИЯНИЕ БАСКЕТБОЛА 3X3 НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
УДК/UDC 37.037.1
Поступила в редакцию 20.02.2023 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Фокин2 Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Пугачев1 Кандидат психологических наук Ф.Ф. Костов2 Доктор педагогических наук, профессор П.В. Станкевич2 'Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов 2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
INFLUENCE OF 3X3 BASKETBALL ON THE DEVELOPMENT OF MOTOR AND COGNITIVE ABILITIES OF STUDENT YOUTH
PhD, Associate Professor A.M. Fokin2 PhD, Associate Professor I.Yu. Pugachev1 PhD F.F. Kostov2
Dr. Hab., Professor P.V. Stankevich2
'Derzhavin Tambov State University, Tambov
2The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - определение эффективного развития двигательных и когнитивных способностей студенческой молодежи средствами баскетбола 3x3.
Методика и организация исследования. В эксперименте было задействовано 16 обучающихся факультета физической культуры и спорта в ТГУ им. Г. Р. Державина, перманентно занимающихся баскетболом 3x3. В работе применялись следующие методы: «сжатия информации»; педагогическое наблюдение; тестирование; математико-биометрический анализ. Исследовалась степень дееспособности моторных проявлений (выносливости, быстроты и координации) и умственного потенциала (тест прогрессирующей матрицы Равена).
Результат исследования и выводы. Применение инструментария статистической биометрии программы SPSS, в частности метода «просеивания», основанного на линейной математико-биологической взаимосвязи переменных множественной и частной корреляции, позволило определить паритетный объем процентного вклада баскетбола 3x3 и избранных вариаций спорта в общем контенте репродукции моторного и интеллектуального потенциала обучающихся. Верифицировано эффективное воздействие средств баскетбола 3x3 на достоверное преимущественное развитие анаэробно-аэробных двигательных способностей у сложившейся выборки студентов Тамбовского региона, а также когнитивно-интеллектуальных возможностей по матрице нарастающей сложности Равена.
Ключевые слова: баскетбол 3x3, студенческая молодежь, двигательные и когнитивные способности, спортивно-массовые мероприятия, математико-биометрический анализ.
Abstract
Objective of the study was to determine the effective development of motor and cognitive abilities of student youth by means of 3x3 basketball. Methods and structure of the study. The experiment involved 16 students of the Faculty of Physical Culture and Sports at Derzhavin Tambov State University, permanently involved in 3x3 basketball. The following methods were used in the work: "information compression"; pedagogical supervision; testing; mathemati-cal-biometric analysis. We studied the degree of capacity of motor manifestations (endurance, speed and coordination) and mental potential (Raven's progressing matrix test).
Results and conclusions. The use of statistical biometrics tools of the SPSS program, in particular the "sifting" method based on a linear mathematical and biological relationship of multiple and partial correlation variables, made it possible to determine the parity volume of the percentage contribution of basketball 3x3 and selected sports variations in the general content of the reproduction of the motor and intellectual potential of students. The effective impact of 3x3 basketball means on the reliable predominant development of anaerobic-aerobic motor abilities in the existing sample of students from the Tambov region, as well as cognitive and intellectual capabilities according to the Raven's increasing complexity matrix, has been verified.
Keywords: 3x3 basketball, student youth, motor and cognitive abilities, mass sports events, mathematical and biometric analysis.
Введение. Недостаточная мотивация к физической активности студенческой молодежи является в наши дни одним из краеугольных вопросов двигательной подготовленности юношей и девушек, oт разрешения кoтoрoго в существенной мере складывается иx последующая социальная и профессиональная деятельность [2, 8]. Эффективным решением этой
проблемы в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина стало активное внедрение в образовательный процесс элективных форм занятий физической культурой и спортом. Широкое разнообразие технико-тактических действий, высокая эмоциональность и нестандартные игровые условия наделяют баскетбол 3x3 уникальными свойствами
для всестороннего физического и психического развития, адаптации к здоровьесберегающему фактору, культуре жизни и резистентности функциональных систем обучающихся [1, 6]. Уникальность игры заключается в ее доступности и возможности использования не только в урочных, но и во внеурочных формах занятий.
В информационно-аналитических и научных порталах представлено большое количество материалов и информационного контента по обоснованию положительного влияния баскетбола 3x3 на повышение уровня физической подготовленности школьников, характеристике тактико-технической стороны кластера коллективов женских и мужских сборных и методик улучшения их реактивной маневренности, тенденций прогресса баскетбола 3x3 и его существенные расхождения от игры 5x5. Но при этом анализ научной литературы показал недостаточную разработку вопросов положительного влияния этого вида спорта на развитие моторных и познавательных способностей студенческой молодежи [1, 3].
Цель исследования - определение эффективного развития двигательных и когнитивных способностей студенческой молодежи средствами баскетбола 3x3.
Методика и организация исследования. Объем исследований строился на сравнительных данных (2021-2022 гг.) студенческой молодежи, стабильно увлекающейся баскетболом 3x3, и учащимися, ценностно не воспринимающими этот спорт. Функциональная дееспособность моторных качеств, умственно-интеллектуального потенциала выявлялись как в «статике» (способом «среза»), так и в ходе натурального образовательного процесса. К испытаниям привлекалось 16 обучающихся факультета физической культуры и спорта, непрерывно увлекающихся баскетболом 3x3 (ОГ); для тождественности сопоставления задействовалась случайная выборка студентов из дискриминантной совокупности, не предпочитающих изучаемый вид спорта, - 16 юношей (КГ). Привлекаемые к экспериментам были представителями мужского пола возрастного ценза 18,26±0,96 года.
Использовались аутентичные узловые методы: «сжатия информации» [4]; логической ее обработки (анализ, синтез, сравнение); метод «среза»; наблюдение; теоретический анализ; тестирование; биометрический математико-статистический анализ.
Для тестирования и оценки умственно-интеллектуального потенциала обучающихся нами был предпочтен общедоступный тест возрастающей матрицы Равена.
Интегративным «мерилом» результативности подготовки молодежи в вузе, как генеральной базы сплава их психофизического, когнитивного и познавательно-интеллектуального потенциала, представлялись обобщенные кибернетические дефиниции рейтинговой программы Moodle (в баллах).
Результаты исследования и их обсуждение. Тестирование содержало пять контрольных средств: шестиминутный бег (м), бег на 30 м (с), тест «Бег к пронумерованным набивным мячам (БПНМ)» (с); тест «Маятник-бросок-цель (МБЦ)» (балл); тест нарастающей трудности Равена (усл. ед.). Сопоставляя выявленные данные, можно резюмировать, что исходный фон исследуемых показателей в полярных группах не имел особенных колебаний достоверного различия и отвечал величинам «среднестатистического обучающегося». Необходимо подчеркнуть тенденцию к понижению функций выносливости у студентов. Так, лица ОГ за 6 мин преодолели 1369,3±24,2 м дистанции; КГ - 1341,1±28,3 м ^=0,75; р<95%; разница - 2,05%). Вместе с тем, у ОГ в некой степени флуктуируются более эффективные значения и по другим трем кластерам моторного потенциала: бег на 30 м - 4,65±0,08 с, в КГ - 4,85±0,08 с -^=1,76; р<95%; разница - 4,3%); тест БПНМ - 24,2±1,8 с в КГ -25,4±1,9 с ^=0,45; р<95%; разница - 4,95%); тест МБЦ - 13,8±1,6
балла, в КГ - 14,2±1,8 балла (i=0,16; Р<95%; разница - 2,89%). Тем не менее, данные теста Равена в девятибалльной шкале трансформации на базе компонента среднего квадратического отклонения (а) подтверждали о некотором (на 1,53%) превосходстве умственно-познавательных способностей у индивидуумов КГ - 6,6±0,3 усл. ед. по сравнению с ОГ - 6,5±0,2 усл. ед. (i=0,16; р<95%).
По показателям фонового тестирования обеим группам испытуемых были даны индивидуально-дидактические советы по ликвидации недостатка функций выносливости [3]. Ординарной спецификой программы представлялось: чередование средних и длинных отрезков бега волнообразным путем увеличения интенсивности нагрузки в зонах действия умеренно-субмаксимальной мощности; лимитированно возможный пульс не превосходил 185 уд/мин, пульсовый порог в реабилитационной стадии не превышал 127 уд/мин; объем нагрузки регулировался способом строго регламентированных средств ступенчатого дескрипта, при слабом же уровне функциональных кондиций применялся интервальный метод для более насыщенного задействования O2 [7].
Формирующий педагогический эксперимент реализовывал-ся в натуральной среде учебно-тренировочного процесса вуза в ходе двух семестров обучения (нечетного и четного). Ключевой формой осуществления эмпирического исследования представлялся непрерывный дидактический контроль процедуры подготовки обучающихся ОГ по баскетболу 3x3.
Анализом результатов эксперимента определено несущественное прогрессирование (на 0,99%) выносливости в ОГ (t=0,42; р<95%) и его регресс (на 2,19%) в КГ (t=0,73; р<95%). В то же время различия в группах были достоверны по критерию Стьюдента (t=2,06; р>95%; разница 5,1%). Выявленный факт можно интерпретировать тем, что в последующем семестре учебным планом трансформировалась суммарная напряженность когнитивной нагрузки за счет включения проектной дидактической формы в образовательной среде вуза. На факультете физической культуры и спорта предстало 25 обязательных кластеров проектов. Но студенты ОГ не просто поддержали резистентность организма к анаэробно-аэробным нагрузкам, но и на несколько позиций репродуктировали функции выносливости с результативностью плотности «разброса» вариативности значений ретеста.
По другим исследуемым компонентам моторного потенциала не было зафиксировано существенных трансформаций динамики изменения, как в самих группах, так и между ними. К примеру, в беге на 30 м данные у ОГ и КГ прогрессировали на 0,05 с; соотношение (в абс. ед.) между группами равнялось 4,6±0,09 в ОГ и 4,8±0,08 в КГ (f=1,66; р<95%; разница - 4,34%).
При этом в ОГ достоверно вырос уровень дееспособности умственно-интеллектуального потенциала (на 11,3%) по методике Равена и составил 7,33±0,3 усл. ед. (t=2,3; р>95%), а в КГ - на 5,3% (6,95±0,3 усл. ед.; t=0,82; р<95%). Различия в ОГ и КГ «на выходе» были недостоверны (t=0,89; P<95%; разница 5,4%). Следует специально подчеркнуть, что изначальная величина ОГ на 1,53% «проигрывала» по абсолютной цифре от КГ. Но показатели рейтинга студентов в системе Мооdlе отразили достоверное превосходство ОГ над КГ: 145,87±4,35 баллов против 128,11±6,93 балла (t=2,17; р>95%; разница 13,86%); по критерию Фишера (F): F=1,75; p<0,05.
Значения удельного веса ряда видов спорта в интегратив-ном объеме развития моторного и умственно-познавательного потенциала обучающихся выявлялись нами технологией способа «просеивания» [5], посредством соотношения порогов частной (ЧКК) и множественной корреляции (R) между тестами упражнений по легкой атлетике; спортивных игр; гимнастики и единоборств по версии SPSS. Суть биометрической концепции заключалась в том, что если следом за нейтрализацией
индивидуального цифрового показателя предшествующий дескриптор Я существенно убавится, то исследуемый параметр предстает «максимально весомым». Определено, что удельный вес вклада гетерогенных видов спорта распределен в дифференцированной иерархии: спортивные и подвижные игры (Я=0,841); контактные единоборства (Я=0,759); легкая атлетика (Я=0,748); гимнастика и атлетическо-силовая подготовка (Я=0,737).
Выводы. На основе экспериментов проверена, конкретизирована и доказана гипотеза о результативности влияния тренировки баскетболом 3x3 на формирование моторного и умственно-интеллектуального потенциала обучающихся. В частности, отмечена достоверная тенденция развития базового качества - выносливости, которая согласно теории «переноса тренированности» занимает ключевую позицию в поступательном наращивании других физических способностей. Кроме того, достоверно прогрессировали познавательно-интеллектуальные параметры функциональной дееспособности на фоне существенной корреляции быстроты мышления в скоротечной игре 3x3 и рейтинговой шкалы обучающихся в государственном вузе. Педагогическим мейнстримом являлось выявленное положение о более высокой значимости в системе «моторный навык - умственное познание» не традиционной дисциплины «легкая атлетика», а группы дисциплин «спортивные и подвижные игры», что раскрывает новый андеграунд направления верификации данных.
Литература
1. Андрианова Р. И. Тенденции развития баскетбола 3х3 и его принципиальные отличия от баскетбола / Р. И. Андрианова, М. В. Леньши-на // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2021. - № 11. - С. 163-165.
2. Костов Ф. Ф. Коррекция физической работоспособности занимающихся физической культурой и спортом: монография / Ф. Ф. Костов, Г. Н. Пономарев, П. В. Родичкин. -Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. - 219 с.
3. Овчинников В. П. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности: баскетбол: учебное пособие для СПО / В. П. Овчинников, А. М. Фокин, Л. Н. Шелкова и др. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 180 с.
4. Пугачев И. Ю. Применение авторского принципа «сжатия информации» для эффективной реализации конкурентоспособности спортсменов высокого класса и спортивного резерва спортивной подготовки / И. Ю. Пугачев // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - № 1. -С.295-297.
5. Пугачев И. Ю. Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки / И. Ю. Пугачев, М. А. Зимин, В. Б. Парамзин, С. В. Разновская // Современный ученый. - 2022. -№ 4. - С. 207-213.
6. Родичкин П. В. Применение методики соревновательной игровой направленности на занятиях по физической культуре у студентов
вузов / П. В. Родичкин, О. П. Степченкова, А. М. Фокин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. - С. 62-64.
7. Фокин А. М. Оценка двигательной активности студентов института физической культуры и спорта / А. М. Фокин, Л. Н. Шелкова, А. В. Цыганкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 209-213.
8. Фокин А. М. Мониторинг функционального состояния баскетболистов 15-17 лет в соревновательном периоде / А. М. Фокин, С. Л. Фетисова, С. В. Билан // Физическая культура в образовании: состояния и перспективы развития: Матер. межвузовской науч.-практ. конф. «Герценовские чтения» посвященной 70-летию факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 26 апреля 2016 года. - Санкт-Петербург: Р КОПИ, 2016. - С. 201205.
References
1. Andrianova R.I., Lenshina M.V. Tendentsii razvitiya basketbola 3x3 i yego printsipialnyye otlichiya ot basketbola [Tendencies in the development of 3x3 basketball and its fundamental differences from basketball]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizat-sii. 2021. No. 11. pp. 163-165.
2. Kostov F.F., Ponomarev G.N., Rodichkin P.V. Korrektsiya fizicheskoy rabotosposobnosti zanimayushchikhsya fizicheskoy kulturoy i sportom [Correction of physical performance of those involved in physical culture and sports]. St. Petersburg: SPbGETU "LETI" publ., 2022. 219 p.
3. Ovchinnikov V.P., Fokin A.M., Shelkova L.N. et al. Bazovyye i novyye vidy fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti: basketbol [Basic and new types of physical culture and sports activities: basketball]. Study guide. St. Petersburg: Lan publ., 2023. 180 p.
4. Pugachev I.Yu. Primeneniye avtorskogo printsipa «szhatiya informat-sii» dlya effektivnoy realizatsii konkurentosposobnosti sportsmenov vysokogo klassa i sportivnogo rezerva sportivnoy podgotovki [Application of the author's principle of "information compression" for the effective implementation of the competitiveness of high-class athletes and the sports reserve of sports training]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii. 2019. No. 1. pp. 295-297.
5. Pugachev I.Yu., Zimin M.A., Paramzin V.B., Raznovskaya S.V. Uprav-leniye sostoyaniyem sorevnovatelnoy gotovnosti vysokokvalifitsirovan-nykh basketbolistov v protsesse mnogoletney sportivnoy podgotovki [Management of the state of competitive readiness of highly qualified basketball players in the process of many years of sports training]. Sovremennyy uchenyy. 2022. No. 4. pp. 207-213.
6. Rodichkin P.V., Stepchenkova O.P., Fokin A.M. Primeneniye metodiki sorevnovatelnoy igrovoy napravlennosti na zanyatiyakh po fizicheskoy kulture u studentov vuzov [Application of the method of competitive game orientation in physical culture classes for university students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 11. pp. 62-64.
7. Fokin A.M., Shelkova L.N., Tsygankova A.V. Otsenka dvigatelnoy ak-tivnosti studentov instituta fizicheskoy kultury i sporta [Evaluation of motor activity of students of the Institute of Physical Culture and Sports]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No. 61-2. pp. 209-213.
8. Fokin A.M., Fetisova S.L., Bilan S.V. Monitoring funktsionalnogo sos-toyaniya basketbolistov 15-17 let v sorevnovatelnom periode [Monitoring of the functional state of basketball players aged 15-17 in the competitive period]. Fizicheskaya kultura v obrazovanii: sostoyaniya i perspektivy razvitiya [Physical culture in education: states and development prospects]. Proceedings interuniversity scientific-practical conference "Herzen Readings", St. Petersburg, April 26, 2016. St. Petersburg: R KOPI publ., 2016. pp. 201-205.
НОВЫЕ КНИГИ
ШИРИНЯН А.А. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ: ПРАКТИКУМ ПО ТОПОГРАФИИ И ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ / А.А. ШИРИНЯН. - (ПОЛНОЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ). - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2023. - 48 С. -
ISBN 978-5-507-44939-2.
Данное учебное пособие поможет в проведении теоретических занятий в секциях туризма, спортивного ориентирования, краеведения, топографии и картографии. Предназначено для студентов различных направлений подготовки (специальностей) высшего образования, в первую очередь, специалистов в области физической культуры и спорта по направлениям «Спортивный туризм» и «Спортивное ориентирование».