14. Шанин Ю.В. Герои античных стадионов / Ю.В. Шарнин. М.: Физкультура и спорт, 1974. 144 с. Шанин Ю.В. От элинлв до наших дней / Ю.В. Шанин. М.: Физкультура и спорт, 1975. 143.
15. Шёбель Гейнц. Олимпия и её игры / Гейнц Шёбель. Лейпциг. Б.г. 280 с.
РОЛЬ БАСКЕТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ШКОЛЬНИКОВ 1 2 Михеев Э.Р.\ Михеева Д.Ф.2 Email: [email protected]
1Михеев Эдуард Рафаильевич - учитель физической культуры; 2Михеева Диляра Фаридовна - учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 52, г. Казань
Аннотация: в статье анализируется роль баскетбола в физическом воспитании школьников. Отмечается важность физической нагрузки и физической активности в становлении крепкого физического здоровья, формировании различных двигательных способностей, а также укреплении общего эмоционального фона. Предложена система физических упражнений, основанных на таком виде спорта, как баскетбол. Также большое внимание в статье уделяется физической подготовке. Так как это постоянное повышение функциональных возможностей, которые обеспечивают рост специальной работоспособности занимающихся, а также достижение оптимальных спортивных результатов. Именно физическая подготовка способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости обучающихся.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, система физических упражнений.
THE ROLE OF THE BASKETBALL IN THE PHYSICAL EDUCATION
OF SCHOOLCHILDREN Mikheev E.R.1, Mikheev D.F. 2
Mikheev Eduard Rafailievich - Physical Education Teacher; 2Mikheeva Dilyara Faridovna - Physical Education Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 52, KAZAN
Abstract: the article analyzes the role of basketball in the physical education of schoolchildren. The importance ofphysical activity and physical activity in the formation of good physical health, the formation of various motor abilities, as well as strengthening the overall emotional background is noted. A system of physical exercises based on a sport such as basketball is proposed. Also, much attention is paid to physical fitness in the article. Since this is a constant increase in functional capabilities, which ensure the growth of special working capacity of students, as well as the achievement of optimal sports results. It is physical training that contributes to the development of speed, strength, dexterity, endurance of students.
Keywords: physical culture, physical education, system of physical exercises.
УДК 1174.372.8
Физическая культура является значительным фактором в обучении любого школьника, потому что их обучение связано с огромным влиянием на внимание, зрение, активное использование интеллектуальной деятельности и сравнительно небольшой подвижностью.
В таких ситуациях физические упражнения снижают утомляемость нервной системы и человека в целом, стимулируют работоспособность, и стимулируют закалку иммунитета.
Физические нагрузки стимулируют передачу нервных импульсов от мышц и суставов, активизируют центральную нервную систему и переводят ее в состояние повышенной активности. Следовательно, стимулируется работа организма, способствуя повышению способности к восприятию информации.
Также большая часть упражнений является профилактикой хронических заболеваний и предупреждению проблем с опорно-двигательной системой.
В современном обществе произошли существенные изменения, связанные с использованием компьютера, увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, требующих от человека быстро ориентироваться и переключаться от одних действий к другим, большого внимания, умения выполнять сложные и точные движения.
Для того, чтобы стать профессионалом и овладеть сложнейшей бытовой техникой детям со школьной скамьи необходимо развивать координационные способности для умения точно управлять двигательными действиями, зачастую в условиях дефицита времени, сохранения статической устойчивости и работоспособности. Наряду с этим, во многих современных профессиях требуется проявление таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, а также концентрация и распределение внимания, оперативная память и мышление, скорость приема и переработки информации, развитие волевых качеств. Не зря многие рассматривают спортивную игру, как модель современной жизни, пользующиеся такой большой популярностью у молодежи и взрослых [1].
Физическая активность играет важную роль в становлении крепкого физического здоровья, формировании различных двигательных способностей, а также способствует укреплению общего эмоционального фона, дает психологическую разрядку и просто приносит удовольствие. Школьникам всех классов, будь то первоклассник или выпускник, просто необходима физическая активность: постоянные умственные перегрузки, многочасовое сидение за книгами, кропотливая работа над контрольными и курсовыми работами, нехватка сна, — всё это приводит к эмоциональной неустойчивости, срывам и истерикам, нежеланию что-либо делать дальше. И здесь на помощь приходит физкультура и спорт. Большинство школьников предпочитают активные виды спорта такие как, футбол, волейбол, баскетбол, лыжи.
Баскетбол, именно тот вид спорта, который развивает у человека множество различных двигательных способностей.
В процессе игры в баскетбол, развиваются двигательные (физические) способности:
скоростные;
скоростно-силовые (рывки, прыжки с мячом и без мяча, броски и передачи и т. д.);
выносливость (длительное выполнение упражнений с мячом и без мяча с разной, часто с высокой скоростью).
А также, всевозможные сочетания двигательных способностей:
«взрывная сила»;
силовая и скоростная выносливость.
Система физических упражнений, основанных на баскетболе, также оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов в организме студента. Они улучшают восприятие, внимание, память, развивают воображение и мышление, что является основой для качественного восприятия и соблюдения правил, и условий как самих упражнений, так и игры, согласование действий как индивидуального игрока, так и всей команды в целом.
Баскетбол изначально был задуман в качестве игры для студентов, которым попросту надоело в зимнее время года заниматься исключительно гимнастикой, которая повсеместно была распространена в спортивных клубах, школах, ВУЗах США XIX века.
Баскетбол в нашем современном понимании характеризуется высоким уровнем двигательной активности и большими физическими нагрузками. Он сочетает в себе ходьбу, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча в окружении множества соперников. Баскетбол сегодня — это не только игра, вид спорта, но и особая система упражнений, позволяющая выработать определённый пласт физических навыков у человека.
Для школьников баскетбол является не только увлекательной атлетической игрой, включенной в образовательную программу, но и эффективным средством физического воспитания.
Баскетбол как особо подвижная игра с максимальным уровнем физической нагрузки решает задачи по укреплению здоровья, развитию ловкости и координации, быстроты реакции, а также закаливанию характера обучающих, воспитанию духа коллективизма и соперничества, ответственности [2].
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). Особенностью спортивной игры баскетбол является мгновенная смена ситуаций, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
Развитие двигательных способностей или навыков — это долгий, сложный и кропотливый процесс, позволяющий довести выполнение некоторых простых актов до автоматизма. Посредством игры в баскетбол школьники развивают такие навыки как ведение мяча, точная передача мяча товарищу по команде, обход соперника, попадание в кольцо с трёх зон (штрафной, двух-, трёхочковой), которые оцениваются разным количеством очков. Однако чтобы эти навыки были предельно точны и эффективны во время игры, необходимо иметь хотя бы базовый уровень физической подготовки.
Основная задача физической подготовки — это постоянное повышение функциональных возможностей, которые обеспечивают рост специальной работоспособности занимающихся, а также достижение оптимальных спортивных результатов. Именно физическая подготовка способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости.
Для всех желающих овладеть навыками игры в баскетбол разработаны общие и специальные методики физической подготовки.
Общая физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений, необходимых для развития физических качеств базового характера или разносторонней физической подготовленности и нацеленные на переход к предстоящей более сложной специальной физической подготовке.
Общая физическая подготовка включает в себя, прежде всего:
разностороннее физическое развитие занимающихся;
укрепление здоровья;
повышение функциональных возможностей;
приобретение спортивной работоспособности;
развитие основных физических качеств и т. д.
Специальная физическая подготовка — это подготовка, направленная на непосредственное овладение навыками игры (ведением мяча, передачей пассов, забрасыванием мяча в корзину и т.д.).
Более того физическая подготовка располагает спектром средств, необходимых для достижения оптимального результата. В частности, это:
силовые и скоростно-силовые упражнения общего и специального воздействия для развития силы мышц ног, рук и туловища;
упражнения общего и специального воздействия для развития выносливости (скоростной и скоростно-силовой);
упражнения общего и специального воздействия для развития быстроты и скорости передвижения (быстрота является ключевым элементом в баскетболе, а также является одним из важнейших качеств баскетболиста;
упражнения общего и специального воздействия для развития ловкости (ловкость — это совершенная координация, подконтрольность действий в соответствии с изменяющейся обстановкой игры;
упражнения общего и специального воздействия для развития гибкости (чем больше амплитуда движений отдельного игрока, тем эффективней игра всей команды).
Таким образом, невозможно развить двигательные способности без соответствующей физической подготовки, которая является сердцевиной физических навыков.
Для школьников физическая активность является не просто способом поддержать форму, но и средством эмоциональной разгрузки, и зарядом энергии.
Игра в баскетбол поистине является таким средством. Более того баскетбол развивает у обучающих целый комплекс полезных двигательных способностей, таких как быстрая передача мяча, обход соперника, попадание мячом в корзину и т. д. Также физические упражнения, основанные на данной игре способствуют поддержанию и улучшению физической формы школьников, положительно влияют на их здоровье.
Список литературы /References
1. Аракчеев Д.А. Развитие двигательных способностей у студентов посредством игры в баскетбол / Аракчеев Д.А., Зуева И.А. // «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»: матер XV студенческой междунар. заоч. науч.-практ. конф. (август, 2014 г). С. 55—61/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf/
2. Галкин А.Р. Баскетбол как средство развития двигательных способностей у студентов. Доклад / Галкин А.Р., Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В., // Студенческий научный форум 2015: VII междунар. студ. электрон. науч. конф., 15 февр. 31 марта 2015 г. Направл. «Педагогические науки» / Рос. акад. естествознания. М., 2015.