ВЛИЯНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Касьянов С.В. Email: [email protected]
Касьянов Степан Вадимович - магистр экономических наук, кафедра экономики и управления, экономический факультет, Московский международный университет, г. Москва
Аннотация: как известно, основой экономического благосостояния в развитых странах является большое количество предприятий малого и среднего бизнеса. Для того чтобы экономика Казахстана заняла достойное место на мировой арене, необходимо развитие банковского кредитования, воспользовавшись которым Республика Казахстан сможет развивать предпринимательство. В настоящей статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблематики влияния банковской деятельности в Республике Казахстан на развитие малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: развитие банков, развитие предпринимательства, экономическое развитие, малый и средний бизнес, Республика Казахстан.
INFLUENCE OF BANKING ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS Kasyanov S.V.
Kasyanov Stepan Vadimovich - Master of Economics, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, FACULTY OF ECONOMICS, MOSCOW INTERNATIONAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: аs you know, the main economic welfare in developed countries are in a large number of small and medium-sized enterprises. In order for the economy of Kazakhstan to take its rightful place on the world stage, it is utmost importance to develop bank lending, which will be used by Kazakhstan in further development of entrepreneurship. In this article, the author attempted a scientific analysis and critical thinking of the problematic impact of banking in the Republic of Kazakhstan on the development of small and medium-sized businesses.
Keywords: development of banks, development of entrepreneurship, economic development, small and medium business, Republic of Kazakhstan.
В Казахстане, поставившем цель к 2050 г. добиться доли малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте не менее 50%, частная предприимчивость и независимое предпринимательство трактуются как ключевые факторы экономического прогресса.
В 2018 г. Казахстан занял 28-е место в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) Doing Business, поднявшись по сравнению с 2017 г. на 8 позиций. Международными экспертами отмечены существенные продвижения бизнеса страны в вопросах регистрации субъектов и собственности, защитных механизмах миноритарных инвесторов1.
Одним из неустойчивых звеньев по-прежнему остается система кредитования малого и среднего бизнеса, в том числе банковское долгосрочное финансирование, кредитование зарубежными инвесторами и организациями.
1 Заиров М. Трансформация банков Казахстана в кредитно-финансовые структуры // Саясат. 2016. № 8. С. 20-30.
Одним из важнейших направлений социально-экономической политики Казахстана на 2019 - 2023 годы признано дальнейшее расширение и активизация бизнес-среды.
Создание благоприятных предпосылок для малого и среднего бизнеса помимо изменения приоритетов в социальном развитии и поддержке предприятий, ориентированных на потребительские стандарты, будут способствовать восстановлению потребительского спроса.
Планируется это достичь путем совершенствования институциональной основы поддержки предпринимательства, внедрения механизма создания и финансирования Единого союза по защите прав потребителей, расширения микрокредитования, подготовки и переподготовки кадров, обеспечения занятости посредством предоставления льготных микрокредитов в рамках государственной поддержки предпринимательства по правительственным программам «Продуктивная занятость» и «Дорожная карта бизнеса - 2020»1.
В качестве оператора нефинансовой поддержки названных программ выступает Национальная палата предпринимателей «Атамекен», оператор финансовой поддержки - АО «Фонд развития предпринимательства Даму». Общий размер микрокредитования, признанного наиболее действенным механизмом подъема предпринимательства среди самозанятого и безработного населения, в 2018 г. доведен до 62 млрд. тенге, были задействованы порядка 14 тыс. человек. Для сравнения: в 2018 г. выдано 7227 микрокредитов на 32 млрд тенге. В 2020 г. средства, выделяемые на эти цели, значительно возрастут.
Микрокредитование, распространяемое на сельские районы и малые города, нацелено на максимальный размер кредита/микрокредита (административная подчиненность роли не играет), в малых городах - до 2,5 тыс. минимального расчетного показателя. Более высокий размер - до 5 тыс. минимального расчетного показателя, адресован развитию якорной кооперации. Кредиты/микрокредиты для предпринимателей, планирующих заниматься бизнесом в сельских районах и малых городах, предоставляются под 1% или 2% на 7 лет, под 6% на 5 лет.
Весьма востребованным остается финансирование стартапов. Чтобы ускорить вывод стартапов на стадию практической реализации, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» создана собственная система их микрофинансирования. Так, в 2018г. четыре региона воспользовались финансовой поддержкой в объеме 7 млрд. тенге с процентом невозврата всего 1,5%.
Для оптимизации системы корпоративного бюджетирования целесообразно реализовать политику изменений, связанных с тем, что большинство организаций, созданных на этапе зарождения рыночных отношений, в настоящее время превращаются в крупные объединения. Задача руководителей и менеджеров, ориентированных на развитие организации, - управление растущей структурой и формирование новых бюджетов. Одним из вариантов решения проблемы может быть сочетание бюджетирования и процессного управления, что предполагает2:
- улучшение координации взаимодействия между подразделениями;
- сокращение времени и стоимости выполнения процессов;
- уменьшение потери или искажения информации при ее передаче исполнителями;
- повышение мотивации центров финансовой ответственности за достижение результатов.
1 Адилхан Н.А. Формирование системы взаимоотношений с клиентами в банковском маркетинге // Вестник КазНУ. 2019. № 5. С. 47-50.
2 Арыстанбаева С. Проблемы использования кредитно-инвестиционного потенциала банковской системы Казахстана // Саясат. 2015. № 8. С. 10-19.
Достижению эффективность корпоративного бюджетирования в ходе осуществления конкретных проектов содействуют следующие принципы:
- грамотное формулирование целей проекта;
- формирование, обучение и поддержка совместной команды;
- оценка существующей учетной политики организации с целью наиболее эффективной реализации на основе полностью автоматизированной системы учета;
- обоснованный с точки зрения произведенных расчетов план выполнения работ;
- анализ финансово-кредитных ресурсов, необходимых для реализации проекта, а также учет факторов, которые могут повлиять на итоговый результат.
Последствия внедрения корпоративного бюджетирования зависят от эффективности применяемых методов управления по центрам финансовой ответственности с помощью бюджетов и от обоснованности описания постановки задач с детализацией экономических процессов. Специфика видов экономической деятельности и проблемы, возникающие на отдельных этапах жизненного цикла предприятия, определяют особенности корпоративного бюджетирования в различных коммерческих организациях.
Если главной целью организации является создание быстро растущего производства, то планирование высоких темпов объемов продаж должно быть сопряжено с привлечением краткосрочных банковских кредитов и других финансово-кредитных ресурсов из внешних источников для восполнения и прироста оборотных средств. Вместе с тем, уплата процентов приводит к удорожанию себестоимости продукции и, как следствие, - к снижению рентабельности. Значит, должны быть предусмотрены механизмы привлечения более дешевых денег и усилен контроль за своевременным погашением кредиторской задолженности, что отразится на содержании бюджета движения денежных средств1.
В том случае, если в качестве финансовой цели организация выбирает повышение уровня рентабельности, то одним из способов достижения этой цели становится реструктуризация бизнеса, когда предстоит выбрать производство наиболее рентабельной продукции или оказание дорогостоящих услуг. Бюджетирование позволяет учесть все виды издержек и сформировать оптимальные цены на товары и услуги, что, в первую очередь, будет отражено в бюджете продаж.
В условиях, когда главной финансовой целью является рост капитализации, то есть стоимости корпорации, важнейшей задачей бюджетирования становится контроль за состоянием и структурой всех корпоративных активов. Соответственно, возникает необходимость сравнительного анализа эффективности использования материальных и нематериальных активов в различных сферах бизнеса на основании данных инвестиционных бюджетов2.
В зависимости от конкретики поставленных задач руководители организации и службы финансового менеджмента при внедрении системы бюджетирования должны выбрать требуемые виды бюджетов, организационные процедуры их составления, целевые ориентиры и показатели, позволяющие судить о достижимости поставленных целей.
Для повышения эффективности управления корпоративными финансами целесообразно создавать и внедрять в каждой компании комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования на базе локальной компьютерной сети. Такая система дает возможность получать оперативную информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходный и расходный разделы.
1 Айманова Л. Тенденции и параметры казахстанской банковской модели // Финансы Казахстана. 2015. № 2. С. 18-23.
2 Барулин, С.В. Финансы: учебник / С.В. Барулин. 2-е изд., стер. Москва: КНОРУС, 2017. 640 с.
Список литературы /References
1. Адилхан Н.А. Формирование системы взаимоотношений с клиентами в банковском маркетинге // Вестник КазНУ, 2019. № 5. С. 47-50.
2. Айманова Л.Тенденции и параметры казахстанской банковской модели // Финансы Казахстана, 2015. № 2. С. 18-23.
3. Арыстанбаева С. Проблемы использования кредитно-инвестиционного потенциала банковской системы Казахстана // Саясат, 2015. № 8. С. 10-19.
4. Барулин С.В. Финансы: учебник / С.В. Барулин. 2-е изд., стер. Москва: КНОРУС, 2017. 640 с.
5. Заиров М. Трансформация банков Казахстана в кредитно-финансовые структуры // Саясат, 2016. № 8. С. 20-30.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ Лисичникова Т.О. Email: [email protected]
Лисичникова Татьяна Олеговна - магистрант, кафедра экономики и бухгалтерского учета, факультет экономики и управления, Забайкальский государственный университет, г. Чита
Аннотация: в статье проводится оценка финансового состояния консолидированного бюджета Забайкальского края на основе расчета сводного стандартизированного показателя, который объединяет в себе количественную характеристику отдельных элементов консолидированного бюджета Забайкальского края. Методика расчета сводного стандартизированного показателя включает в себя пять основных шагов. Для выполнения расчетов была произведена группировка доходов и расходов консолидированного бюджета Забайкальского края по кодам бюджетной классификации Российской Федерации. Ключевые слова: консолидированный бюджет Забайкальского края, коды бюджетной классификации, сводный стандартизированный показатель, финансовое состояние.
ASSESSMENT OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE TRANSBAIKAL TERRITORY Lisichnikova T.O.
Lisichnikova Tatyana Olegovna - Master's Degree, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND ACCOUNTING, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY, CHITA
Abstract: the article assesses the financial condition of the consolidated budget of the Transbaikal Territory based on the calculation of a consolidated standardized indicator that combines the quantitative characteristics of individual elements of the consolidated budget of the Transbaikal Territory. The methodology for calculating the consolidated standardized indicator includes five main steps. To carry out the calculations, a consolidation of the