Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ BACILLUS SPHAERICUS НА ОРГАНИЗМ ТЕПЛОКРОВНЫХ ЖИВОТНЫХ'

ВЛИЯНИЕ BACILLUS SPHAERICUS НА ОРГАНИЗМ ТЕПЛОКРОВНЫХ ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ BACILLUS SPHAERICUS НА ОРГАНИЗМ ТЕПЛОКРОВНЫХ ЖИВОТНЫХ»

dependence of its sorption effect on the chemical form, determined in Ferriferrocyanides when their degree of production process and the degree of dispersion o; the pre- dispersion is 0.02-0.03 mm. Antidote qualities of the preparation is demonstrated. Maximum efficiency has been parations can be preserved for 15 years.

УДК 615.285.7.012.61.076.»

В. И. Игнатьев, Э. Г. Карпов, В. Ш. Меликсетян

ВЛИЯНИЕ BACILLUS SPHAERICUS НА ОРГАНИЗМ ТЕПЛОКРОВНЫХ ЖИВОТНЫХ 1

ВНИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии, Тюмень

В системе мер борьбы с кровососущими насекомыми — переносчиками болезней человека и животных в последние годы все шире применяются экологически безопасные инсектициды, производство которых осуществляется на основе энтомопатогенных спорообразующих бактерий Bacillus thuringiensis var. israelensis (В. t. i.) и Вас. sphaericus (В. sph.). Указанные препараты используют для уничтожения личинок кровососущих комаров, при этом препараты на основе В. sph. имеют некоторые преимущества, так как обладают более продолжительным сроком остаточного действия, не снижают активность в загрязненных водоемах, содержащих повышенные количества органических веществ [ 1 ].

Бактерии В. sph. широко распространены в природе, они участвуют в различных биологических процессах, однако способность продуцировать специфический энтомоцидный токсин, активный против личинок кровососущих комаров, свойственна только определенным штаммам бактерий этого вида [2, 3]. В числе микроорганизмов, патогенных для человека и теплокровных животных, В. sph. не числится, но имеются отдельные сообщения о выделении культуры этого вида при патологических процессах из органов ослабленных больных. Однако эти культуры при испытании на лабораторных животных оказывались непатогенными [4]. Тем не менее культуры штаммов В. sph., предлагаемых для использования в производстве кулицидных препаратов, нуждаются в предварительной проверке на безопасность для теплокровных животных.

Целью настоящей работы явилось изучение возможного воздействия на организм теплокровных животных высокоактивного кулицид-ного штамма В. sph. ИНМИА-2626 из коллекции культур Института микробиологии АН Армянской ССР.

Для введения животным в опытах применяли суспензии вегетативных клеток и спор 'культуры на физиологическом растворе с содержанием в 1 мл 2 и 3 млрд клеток соответственно и

1 Вопрос о безвредности изучавшегося штампа бакте-

рий для человека и нормирование этого штамма в окру-

жающей среде требуют дальнейших исследований. — Ред.

образец сухого препарата (спорово-токсинный комплекс) с концентрацией 75 млрд спор на 1 г. Контрольным животным вводили 0,85 % раствор хлорида натрия.

Суспензии культуры вводили в конъюнкти-вальный мешок кроликам в дозе 0,3 мл одно-и десятикратно в течение 20 сут. Подкожные введения суспензий в дозе 3 мл и внутрибрю-шинные в дозе 1 мл осуществляли белым крысам (по 6 животных в группе) одно- и пятикратно с интервалом 3 сут. Подопытных и контрольных животных забивали через 5, 10 и 25 сут после последнего введения суспензий культуры, делали посевы на питательные среды из места инъекции и внутренних паренхиматозных органов, отбирали материал для патоморфоло-гических исследований.

Сухой препарат вводили белым мышам аэро-генно путем распыления в ингаляционной камере в концентрации 25 мг/м3 в остром опыте однократно при экспозиции 4 ч, в хроническом — ежедневно в течение 30 сут при экспозиции 1 ч. Алиментарное введение препарата осуществляли в остром опыте белым мышам в дозах от 500 до 3000 мг на 1 кг массы животного, в хроническом — белым крысам ежедневно в дозе 300 мг на животное в течение 30 сут. Для накожного нанесения кроликам препарат в дозе 20 мг/кг в форме пасты применяли в остром опыте однократно и в хроническом — десятикратно в течение 30 сут. Подопытных и контрольных животных забивали через 5, 15 и 30 сут после прекращения введения препарата, проводили бактериологическое и гистологическое исследование органов и тканей.

Возможное влияние препарата на постнаталь-ное развитие потомства изучали на самках белых крыс, которым с первого дня беременности в течение 25—26 дней ежедневно с кормом давали препарат в дозе 300 мг на животное. Самок содержали в отдельных клетках, учитывали сроки рождаемости, число крысят в помете, их массу на 2, 30, 60 и 90-е сутки развития в сравнении с контрольными показателями.

В результате клинических наблюдений за подопытными животными местнораздражающее действие изучаемых форм препарата на конъюнктиву глаза и кожу кроликов не установле-

но. При подкожном и особенно при многократном внутрибрюшинном введении суспензий в течение 2—3 ч наблюдалось слабое угнетение общего состояния животных. При аэрогенном заражении отмечали кратковременное беспокойство животных, обусловленное раздражающим действием частиц сухого препарата на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. У животных, получавших в острых и хронических опытах препарат с кормом, отклонений в клиническом состоянии не выявлено. Роды у контрольных и подопытных крыс, получавших препарат ежедневно в период беременности, наступали на 25—28-е сутки после покрытия. Масса крысят и их общее развитие в течение всего периода наблюдения существенно не отличались' от таковых у контрольных животных.

При микробиологическом исследовании исходную культуру выделяли у животных после однократного подкожного введения через 5 и 10 сут из места инъекции, печени и селезенки, в хроническом опыте — во все сроки исследования из места инъекции и селезенки. После однократной внутрибрюшинной инъекции исходная культура выделена лишь из внутрибрюшинной жидкости через 5 и 10 сут, в хроническом опыте — также из крови, печени и селезенки через 5 и 10 сут после последней инъекции, только из селезенки через 25 сут.

При патологоанатомическом исследовании убитых животных, подвергнутых воздействию испытанных форм препарата при различных методах их введения в организм, видимых изменений во внутренних паренхиматозных органах не установлено. Гистологическими исследованиями у животных после подкожного и внут-рибрюшинного введения суспензий культуры обнаружено умеренное полнокровие кровеносных капилляров паренхиматозных органов, незначительное расширение герминативных центров фолликулов селезенки с увеличением количества плазматических клеток, что свидетельст-

вует об иммунной реакции организма на антиген.

При аэрогенном введении препарата в ост- '

ром опыте через 5 сут отмечали расширение кровеносных капилляров, увеличение количества бокаловидных клеток в слизистой носа, тра- ^ хеи и бронхов, а через 10 сут указанные явления отсутствовали. В хроническом опыте ингаляция препарата вызывала в легких умеренное расширение венозных капилляров межальвеолярных перегородок и незначительное увеличение количества альвеолярных макрофагов. В других органах изменения отсутствовали. У животных, получавших в острых и хронических опытах препарат с кормом, каких-либо сдвигов в морфологическом и гистохимическом статусе не установлено.

Таким образом, результаты клинических на- f

блюдений, патоморфологических и бактериологических исследований органов и тканей лабораторных животных позволяют заключить, что 4 вегетативные клетки, споры и спорово-токсин-ный комплекс культуры штамма В. sph. ИНМИА-2626 при разных способах и кратности введения в организм не проявляют местно-раздражаюших, токсических и инфекционных свойств, не оказывают отрицательного влияния на течение беременности и постнатальное развитие потомства и, следовательно, безвредны для теплокровных животных.

Литература

1. Биологические методы борьбы с переносчиками болезней: Сер. техн. докл. ВОЗ № 679: Пер. с англ. — М.,

1985.

2. Меликсетян В. Ш., Чилингарян К■ О., Кулькова Т. А. и др.//Всесоюзная конференция, Велегож, 13—15 мая

1986. — Тезисы докладов и стендовых сообщений.— ^ Оболенск, 1986.— С. 189—190. *

3. Смирнова В. В., Резник С. Р., Василевская И. А. Спо-рообразующие аэробные бактерии — продуценты биологически активных веществ. — Киев, 1982.

4. Singer S. // Biotechnol. and Bioengineer. — 1980. —

Vol. 22, N 7.— P. 1335-1355. *

Поступила 07.12.87

УДК 614.73:612.014.4821(470)

'/'. М. Поникарова, Т. А. Бекяшева

ОБ УРОВНЯХ ВНУТРЕННЕГО ОБЛУЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ РСФСР а-ИЗЛУЧАТЕЛЯМИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР, Ленинград

Естественные радионуклиды уранового и то-риевого рядов относятся к остеотропным элементам, основная масса которых (от 70 до 90%) концентрируется в скелете [4, 11]. Органами-мишенями для а-частиц инкорпорированных костной тканью а-излучателей являются клетки эндоста и красный костный мозг. Доза облучения зависит от распределения радиону-

клида в кости и от его концентрации. Известно, что 238и, ^Иа и 210РЬ равномерно распределены по всему объему минеральной кости, а торий концентрируется в основном на костных поверхностях [11]. Опубликован ряд работ, связанных с определением концентраций естественных радионуклидов, особенно урана и изотопов тория, в организме человека [13—17]. Средняя кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.