Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ'

ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / АДАПТАЦИЯ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никулин Юрий Иванович

В настоящее время учебный процесс физического воспитания не на должном уровне решает задачи по сохранению здоровья студенческой молодежи. Поэтому актуальным остается поиск средств физической культуры, повышающих эффективность данного процесса. Среди таких средств можно рассматривать атлетическую гимнастику с тем, чтобы улучшить функциональное состояние и здоровье студентов. Целью данного исследования является разработка и практическое обоснование методики на основе атлетической гимнастики, положительно влияющей на приспособления сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам. Исследование проводилось в Новосибирском технологическом институте в 2019 - 2020 учебном году, в эксперименте принимали участие 64 студента, половина из которых занималась по традиционной методике физического воспитания, а вторая по программе атлетической гимнастики. Посредством степ - теста PWC170, проб Штанге, Генчи и Руфье определялась степень адаптации сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам. Полученные результаты применения экспериментальной методики говорят об ее эффективности в повышении адаптации сердечно-сосудистой системы студентов к физическим нагрузкам. В результате чего сделаны выводы, сто использование атлетической гимнастики на учебных занятиях при определенном сочетании режимов, интенсивности и объемов их выполнения, способствует повышению адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам и функциональных резервов организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никулин Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ATHLETIC GYMNASTICS ON THE ADAPTATION OF THE CARDIO SYSTEM OF STUDENTS TO PHYSICAL EXERTION

At present, the educational process of physical education does not properly solve the problems of preserving the health of student youth. Therefore, the search for physical culture tools that increase the effectiveness of this process remains relevant. Among these tools can be considered athletic gymnastics in order to improve the functional condition and health of students. The aim of this study is to develop and practical justification of the technique based on athletic gymnastics, which positively affects the adaptation of the cardiovascular system to physical activity. The study was conducted at the Novosibirsk Institute of Technology in the 2019-2020 academic year, 64 students took part in the experiment, half of whom were engaged in the traditional method of physical education, and the second in the program of athletic gym nastics. Through the step test PWC170, samples of The Stange, Genchi and Ruffier determined the degree of adaptation of the cardiovascular system to physical activity. As a result, the conclusion is made, one hundred use of athletic gymnastics in training sessions with a certain combination of regimes, intensity and volume of their performance, contributes to the increased adaptation of the cardiovascular system to the physical loads and functional reserves of the body.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ»

10. Koneva, E.S., Bobkova, A.V., Shapovalenko, T.V., Lyadov. K.V. and Kotenko, K.V. (2018), "The effectiveness of the inclusion of complex rehabilitation programs into the treatment of chemically induced peripheral polyneuropathy", Physiotherapist, No. 2, pp. 64-49.

Контактная информация: nhmarina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Юрий Иванович Никулин, старший преподаватель, Новосибирский технологический институт филиал Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Аннотация

В настоящее время учебный процесс физического воспитания не на должном уровне решает задачи по сохранению здоровья студенческой молодежи. Поэтому актуальным остается поиск средств физической культуры, повышающих эффективность данного процесса. Среди таких средств можно рассматривать атлетическую гимнастику с тем, чтобы улучшить функциональное состояние и здоровье студентов. Целью данного исследования является разработка и практическое обоснование методики на основе атлетической гимнастики, положительно влияющей на приспособления сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам. Исследование проводилось в Новосибирском технологическом институте в 2019 - 2020 учебном году, в эксперименте принимали участие 64 студента, половина из которых занималась по традиционной методике физического воспитания, а вторая по программе атлетической гимнастики. Посредством степ - теста PWC170, проб Штанге, Генчи и Руфье определялась степень адаптации сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам. Полученные результаты применения экспериментальной методики говорят об ее эффективности в повышении адаптации сердечно-сосудистой системы студентов к физическим нагрузкам. В результате чего сделаны выводы, сто использование атлетической гимнастики на учебных занятиях при определенном сочетании режимов, интенсивности и объемов их выполнения, способствует повышению адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам и функциональных резервов организма.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, адаптация, сердечно-сосудистая система, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p271-274

EFFECT OF ATHLETIC GYMNASTICS ON THE ADAPTATION OF THE CARDIO

SYSTEM OF STUDENTS TO PHYSICAL EXERTION Yuri Ivanovich Nikulin, the senior teacher, Novosibirsk Technical Institute branch of Russian State University named A.N. Kosygin (Technologies. Design. Art)

Abstract

At present, the educational process of physical education does not properly solve the problems of preserving the health of student youth. Therefore, the search for physical culture tools that increase the effectiveness of this process remains relevant. Among these tools can be considered athletic gymnastics in order to improve the functional condition and health of students. The aim of this study is to develop and practical justification of the technique based on athletic gymnastics, which positively affects the adaptation of the cardiovascular system to physical activity. The study was conducted at the Novosibirsk Institute of Technology in the 2019-2020 academic year, 64 students took part in the experiment, half of whom were engaged in the traditional method of physical education, and the second in the program of athletic gym-

nastics. Through the step test PWC170, samples of The Stange, Genchi and Ruffier determined the degree of adaptation of the cardiovascular system to physical activity. As a result, the conclusion is made, one hundred use of athletic gymnastics in training sessions with a certain combination of regimes, intensity and volume of their performance, contributes to the increased adaptation of the cardiovascular system to the physical loads and functional reserves of the body.

Keywords: athletic gymnastics, adaptation, cardiovascular system, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда стремительно развиваются технологии, значительно снижается двигательная активность студенческой молодежи, но здоровье все также остается фундаментом развития личности, а учебный процесс физического воспитания по-прежнему является значительным аспектом образования. Разнообразие средств и методов физического воспитания студентов, позволяет воздействовать на все функции организма и жизнедеятельность. В наши дни особой популярностью среди студенческой молодежи пользуются занятия атлетической гимнастикой. Это обусловлено тем, что занимающимся предлагается широкий выбор упражнений, с помощью которых возможно укрепить мышечный корсет, улучшить фигуру, сжечь жировую и набрать мышечную массу [2, 4]. Применение атлетической гимнастики в учебном процессе физического воспитания, позволяет увеличить объем двигательной активности студентов, значительно повысить физические и функциональные возможности, а также положительно влияют на развитие общей выносливости занимающихся [1, 5]. Проводимые исследования в этой сфере говорят, что люди, занимающие силовыми видами спорта обладают хорошими адаптационными возможностями сердечно-сосудистой системы [3]. Но все же влияние атлетической гимнастики на сердечно-сосудистую систему студентов остается недостаточно изученным. При регулярных занятиях физическими упражнениями динамического характера, сердечно-сосудистая система одна из первых реагирует на изменение функционального состояния организма студентов. Данная система является главной в обеспечения жизнедеятельности организма, и при интенсивных физических нагрузках ее функциональное состояние рассматривается как показатель функционального состояния всего организма [3]. При повышении уровня физической подготовленности, происходят адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы, независимо от направленности физических нагрузок [5]. Исследования в этой области свидетельствуют, что систематические занятия различными системами физических упражнений, значительно способствуют совершенствованию функциональных возможностей сердца занимающихся [1]. Целью данного исследования является разработка методики занятий с применением базовых упражнений, таких как приседания со штангой на плечах, тяга становая, жим лежа и экспериментальное обоснование ее влияния на адаптацию сердечно сосудистой системы студентов к физическим нагрузкам. Предполагалось, что включение в программу физического воспитания занятий атлетической гимнастикой, повысит результативность учебного процесса физического воспитания благодаря улучшению функционального стояния организма студентов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился в Новосибирском технологическом институте с сентября 2019г по апрель 2020г. В исследовании приняли участие 64 студента второго курса обучения, относящиеся к основной медицинской группе, из которых были сформированы 4 группы. Две экспериментальные группы по 16 человек, всего 22 девушки и 10 юношей и две контрольные численностью также по 16 человек в каждой, в которых было 24 девушки и 8 юношей, данные группы были сформированы на добровольной основе. Экспериментальные и контрольные группы занимались два раза в неделю в течение учебного года. В контрольных группах занятия проходили по традиционной методике

с использованием упражнений из легкой атлетики, спортивных игр и гимнастики. Экспериментальные группы занимались по программе атлетической гимнастики с применением упражнений со свободными весами, на тренажерах и с использованием массы собственного тела. На первом занятии студенты выполняли упражнения для мышц ног, грудных и двуглавой мышцы плеча, на втором занятии выполнялись упражнения для мышц спины, дельтовидных и трехглавой мышцы плеча. В конце каждого занятия включалось упражнение для мышц живота. Для девушек акцент делался на мышцы ног, спины, грудные, трицепс и мышцы пресса, упражнения для дельтовидных мышц и бицепса выполнялись только для поддержания тонуса. Юноши были ориентированы на полноценное развитие всех перечисленных мышц. Объем и интенсивность выполнения всех упражнений подбирался для каждого студента индивидуально, исходя из личной физической подготовленности и функционального состояния. Первыми в очередности выполнения были базовые упражнения со штангой, такие как, приседания, тяга становая и жим лежа, их студенты экспериментальных групп выполняли с интенсивностью 60-80% в пяти рабочих подходах. Количество повторений начиналось с восьми и с ростом интенсивности уменьшалось до четырех. Время отдыха между подходами составляло 1,5-2 минуты. Упражнения на тренажерах выполнялись во вторую очередь с интенсивностью 6070% от разового максимального подъема, по три подхода на 10-12 повторений. Упражне -ния с массой собственного тела, выполнялись до отказа в трех подходах, с отдыхом 1 минута между подходами. С целью изучения приспособления сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам и оценки функциональных резервов организма, в начале учебного года и по завершении эксперимента, студенты выполняли пробу PWC 170, рекомендованную Международной биологической программой Всемирной организации здравоохранения. Нагрузкой во время выполнения данной пробы служил степ-тест. Так же в тестирование были включены пробы Штанге, Генчи и Руфье. Математико-статистическая оценка результатов исследования включала определение средней арифметической, стандартного отклонения, оценки достоверности различий по ^критерию Стьюдента. Результаты считались статистически значимыми при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Структура и содержание процесса физического воспитания студентов посредством атлетической гимнастики доказали свою эффективность в повышении адаптации сердечно-сосудистой системы студентов к физическим нагрузкам. Сравнение полученных результатов позволяет заключить, что как в экспериментальных, так и в контрольных группах есть место положительному приросту исследуемых показателей (таблица 1). Таким образом, по завершении эксперимента представители экспериментальных групп имели достоверные различия по всем тестируемым показателям (р<0,05).

Таблица 1 - Показатели функционального состояния студентов, М±т

Пробы Пол КГ ЭГ

начало завершение начало завершение

PWC 170 юноши 13,21±1,52 14,13±1,71 13,08±0,62 16,52±2,49*#

девушки 10,87±0,83 11,75±1,28* 10,86±1,84 12,86±1,50*#

Руфье юноши 10,16±1,89 9,12±1,96 10,34±1,32 7,28±1,56*#

девушки 11,20±0,79 10,41±1,85 11,01±0,94 8,06±1,82*#

Штанге юноши 43,23±3,12 45,32±3,43 43,02±2,64 49,12±3,56*#

девушки 42,54±2,86 44,69±2,25* 41,48±3,24 48,22±3,41*#

Генчи юноши 36,32±3,23 37,14±3,21 36,12±3,17 41,32±2,36*#

девушки 34,56±2,56 36,09±2,65* 35,24±2,41 39,84±3,25*#

Примечание. * - Достоверные различия между средними величинами одной группы (р<0,05), # - достоверность различий между группами (р<0,05).

Выявлено достоверное улучшение показателя физической работоспособности по тесту PWC170 у студентов экспериментальных групп на 26,6% у юношей и 18,4% у де-

вушек, тогда как у студентов контрольной группы изменения за данный период были соответственно 6,8% у юношей и 8,1% у девушек. Наряду с этим важно отметить, что в пробах Штанге и Генчи в экспериментальных группах произошло достоверное улучшение показателей тестирования на 14,1% и 14,4% у юношей, а у девушек 16,2% и 13,1% соответственно, тогда как в контрольных группах изменения были значительно меньше. Так же юноши и девушки экспериментальных групп превзошли студентов из контрольных групп в индексе Руфье, выявлена достоверность межгрупповых различий результатов (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Таким образом, в проводимом педагогическом эксперименте доказана результативность методики процесса физического воспитания студентов на основе атлетической гимнастики. Использование упражнений из атлетической гимнастики на учебных занятиях при определенном сочетании режимов, интенсивности и объемов их выполнения, способствует повышению адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам и функциональных резервов организма. При этом актуальным остается дальнейшее изучение эффективности применения атлетической гимнастики в улучшении здоровья студентов и формировании положительного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахитов И.Х. Влияние систематических занятий фитнесом на частоту сердечных сокращений женщин / И. Д. Ситдикова, Л.Э. Аляшева // Теория и практика физической культуры. -2016. - №1- С. 22-24.

2. Дворкин Л.С. Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое состояние школьников 15-16 лет, проживающих на Крайнем Севере / Л.С. Дворкин, О.И. Дюшко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 91-95.

3. Замчий Т.П. Морфофункциональные аспекты адаптации к силовым видам спорта: монография / Т.П. Замчий. Ю.В. Корягина. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2012. - 156 с.

4. Организация занятий силовой направленности со студентами воронежского государственного технического университета / Н.И. Зиземская, М.А. Катаева, Я.В., Сираковская, О.В. Ильичёва, А.В. Ежова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 98-101.

5. Никулин Ю.И. Влияние атлетической гимнастики на общую выносливость студентов технологического института / Ю.И. Никулин // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 4 (72). - С. 49-51.

REFERENCES

1. Vakhitov, I.Kh., Sitdikova, I.D. and Alyasheva, L.E. (2016), "Woman's heart rate in case of regular fitness classes", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, рр. 22-24.

2. Dvorkin L.D. and Dyushko, O.I. (2019), "Influence of athletic gymnastics activities on physical state of schoolboys aged 15-16 years old living in the Far North", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), рр. 91-95.

3. Zamchy, T.P. and Koryagina, Yu.V. (2012), Morphological and functional aspects of adaptation to the power sports, SibGUFC, Omsk.

4. Zizemskaya, N.I., Kataeva, M.A., Sirakovskaya, J.V., Ilicheva, O.V. and Yezhova A.V. (2019), "Organization of lessons of force direction with the students of Voronezh State Technical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 98 - 101.

5. Nikulin, Yu.I. (2019), "Influence of athletic gymnastics on the overall endurance of students of the Institute of technology", Physical culture and health, No. 4 (72), рр. 49-51.

Контактная информация: yura.nikulin.1993@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.