Научная статья на тему 'Влияние антиципирующих свойств личности на адаптацию в социуме'

Влияние антиципирующих свойств личности на адаптацию в социуме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрипник Т. В.

В статье предлагается введение факультатива для выпускников вузов "Психологическая адаптация на рынке труда". Активные формы работы в виде тренинга и видеотренинга помогают студентам работать над совершенствованием своих профессионально важных и личностных качеств. Они обретают уверенность в себе, научаются преодолевать стрессовые состояния. В связи с умением антиципировать развитие событий, строить "модель потребного будущего" выпускники вузов быстрее адаптируются к будущей профессии. Это помогает им успешнее строить карьеру, не проявлять рискованного поведения в социуме и сохранять здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Personal Anticipation Characteristics on Adaptation in Society

The active approaches of work such as training and videotraining help students to improve their professionally important personal qualities. They get confident in themselves, learn to overcome stressful situations. Having learned to anticipate the course of events, create «the model of required future» final-year students adapt to the future career sooner. It helps them to make career successful without expressing risky behaviour in the society and keep healthy.

Текст научной работы на тему «Влияние антиципирующих свойств личности на адаптацию в социуме»

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

удк 31« « 316 4 т в СКРИПНИК

Омский государственный технический университет

ВЛИЯНИЕ АНТИЦИПИРУЮЩИХ

СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

НА АДАПТАЦИЮ В СОЦИУМЕ_

В статье предлагается введение факультатива для выпускников вузов "Психологическая адаптация на рынке труда". Активные формы работы в виде тренинга и видеотренинга помогают студентам работать над совершенствованием своих профессионально важных и личностных качеств. Они обретают уверенность в себе, научаются преодолевать стрессовые состояния. В связи с умением антиципировать развитие событий, строить "модель потребного будущего" выпускники вузов быстрее адаптируются к будущей профессии. Это помогает им успешнее строить карьеру, не проявлять рискованного поведения в социуме и сохранять здоровье.

Современное состояние российской экономики помимо положительных сдвигов за последние годы принесло и негативные последствия для личности отдельного индивида, например, в виде безработицы. Мы хотим обратить на это внимание не столько как на социальное явление, сколько как на явление, отражающееся на адаптационных механизмах личности, функциональном состоянии граждан нашего общества, помещенных в маловероятностную среду.

Российскими учеными В.А. Иванниковым и И М. Фейгенбергом в свое время были проведены исследования по верояч ностному прогнозированию и преднастройке к действиям в средах с различной степенью определенности прогноза как у здоровых, так и больных людей. «В зависимости от степени

определенности прогноза, — пишут авторы, — подготовка к возможным действиям является более или менее глубокой и направленной от стресса к ориентировочной реакции и локальному повышению возбудимости определенных систем» (9, с.57).

Физиологами и психологами выработано представление, что любая психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, обеспечиваемой целым комплексом совместно работающих мозговых центров (П.К.Анохин).

С точки зрения академика П.К. Анохина, функциональные системы — это динамические, саморегулирующиеся организации, деятельность составных элементов которых способствует получению жизненно важных для организма приспособительных результатов.

О

юза

В живом организме можно выделить следующие группы приспособительных результатов:

— результаты поведенческой активности, удовлетворяющие основные биологические потребности;

— результаты социальной деятельности человека, удовлетворяющие его социальные потребности, обусловленные его положением в определенной общественно-экономической формации;

— взаимодействие внешних обстановочных и специальных пусковых раздражителей и мотива-ционных возбуждений строится на основе доминантных взаимоотношений.

В каждом конкретном случае может доминировать либо сформированное на основе внутренних потребностей возбуждение, либо возбуждение, обусловленное воздействием на функциональную систему внешних раздражителей.

Формирование любой функциональной системы основано на принципе целеполагания, что обеспечивает взаимодействие и кооперацию ее элементов, когда в этот процесс вовлекаются все новые и новые элементы, порождая таким образом качества, не сводимые ни к одному из качеств, присущих отдельным элементам. Так, постоянная тренировка то и дело создающихся и распадающихся функциональных систем в погребностном цикле является основой формирования структур личности и антиципирующих свойств.

Известный психолог Ж.Пиаже писал: «Биологическое взаимодействие организма со средой как система, описываемая в понятиях обмена, адаптации, равновесия и способ жизни этой системы, выраженная через действие. Развитие состоит во все большем усложнении этой исходной структуры» (7, с.34).

Российские ученые, в частности Н.А.Бернштейн, рассматривали роль программирующего аппарата мозга. «Благодаря этому аппарату строится модель не только того, что происходит в данный момент, но и того, что должно произойти». Эту своеобразную деятельность мозга он называл «заглядыванием вперед», «моделью потребного будущего» — антиципацией.

«Очевидно, — пишет Н.А.Бернштейн, — что жизненно полезное или значимое действие не может быть ни запрограммировано, ни осуществлено, если мозг не создал для этого направляющей предпосылки в виде модели потребного будущего. Часть этого и есть вероятностное прогнозирование по воспринимаемой текущей ситуации, т.е. экстраполяция (обобщение явления в целом по его части) на некоторый отрезок времени вперед» /2, с.380/. Он так же указывал, что моделью потребного будущего является цель, система же прошлых переживаний, прошлого опыта служит для организации ее действий.

Способность мозга фиксировать повторяющиеся последовательности внешних событий, развивающаяся на основе примитивных форм отражения (имеющихся и у младенцев) определяет ту изумительную способность человеческого мозга, которая выражается в предвидении будущего, в формулировке гипотез и вообще в различных прогностических оценках событий» /1, с.25/

Антиципация как предвидение результатов действия является универсальной функцией мозга, предупреждающей всякого рода ошибки, т.е. совершение действий, не соответствующих поставленной цели.

Б.М.Теплов изучал антиципацию в связи с формированием навыков. Антиципирующая деятельность всегда рассматривалась как сложный интег-

ративный процесс. Б.Ф.Ломов говорил: «В каждом конкретном случае в нем избирательно объединяется комплекс гностических, исполнительных, настроечных, «следящих» аппаратов, соматических и вегетативных компонентов» (6, с.32).

Врачи и психологи, развивая теорию стресса Г.Селье, установили влияние дистресса на человека, в том числе на биопсихическом и органиэменном уровнях при адаптации. При этом установлена зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, проявляющимися в преодолении стрессовых ситуаций. Имеется в виду адаптационный синдром, в котором Л.А. Китаев-Смык выделяет несколько субсиндромов: вегетативный, эмоционально-поведенческий, когнитивный и социально-психологический. Развитие последствий этих субсиндромов оборачивается для личности отклоняющимся поведением, злоупотреблением алкоголем, психотропными препаратами и т.д.

Безработица как массовое явление на протяжении нескольких лет является стрессогенным фактором для работоспособного населения России. У конкретной личности возникший конфликт между необходимостью разрешить жизненную ситуацию и невозможностью этого сделать, как и в длительно воздействующей ситуации неопределенности, развивается невроз — такое функциональное состояние нервной системы, когда резко возрастает чувствительность к любым внешним раздражителям. В этот критической период любое неловко брошенное слово, даже косой взгляд может привести к плаксивости (у женщин), взрывчатости и даже спровоцировать суицид, что, к сожалению, имело место среди мужского населения в перестроечный и постперестроечный периоды.

Причина кроется в невозможности внешнего проявления привычной активности и перенесение всей ее силы во внутреннее движение, что чревато вегетативными нарушениями — развивается гипертоническая или гипотоническая болезни в зависимости от физической предрасположенности организма, нарушение обмена веществ может привести к сахарному диабету. У людей стеснительных, обидчивых может развиться язвенная болезнь внутренних органов. У людей с завышенной самооценкой, недовольных своим статусом, возможны сердечно-сосудистые заболевания и т.д.

О. Зельц считал, что функция антиципации состоит в поддержании «тонуса» интеллектуальной активности. Иными словами — интеллектуальные операции актуализируются, а затем приводятся в движение антиципирующей схемой. Такой вывод О.Зельца о значимости антиципирующих схем поведения в дальнейшем был верифицирован в более полном и разностороннем анализе феноменов антиципации в генетической психологии Ж.Пиаже, А. Валлона, Т. Бауэра и других исследователей.

В нашей монографии (9) и докторской диссертации «Антиципирующие свойства личности в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних» предпринята попытка рассмотреть сформированность акцептора результата действий у студентов на 1-2 курсах и затем на выпускном курсе при соответствующем воздействии на всех пяти уровнях антиципации, выявленных Б.Ф.Ломовым и Е.А.Сурковым. В зависимости от типа задач, определяющих те или иные конкретные действия, и критериев, которыми человек пользуется при их решении, можно выделить пять уровней анти-

ципадии: субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений /вторичных образов/ иречемыслительный (или словесно-логический).

По мнению В.Г.Леонтьева, при приближении к цели меняются все психологические характеристики активности личности — цели, мотивация, условия деятельности (1986). Л.Ф.Алексеева считает, что личность выступает при этом как интегрирующий центр их регуляции, проявляет системное качество активности, которое выражается в способности... к перестройке и контролю за своей деятельностью (1996).

Функциональную систему можно представить как определенную организацию активности различных элементов в целостном организме, взаимодействующем со средой. Это взаимодействие носит циклический характер: в интервале между «стимулом» и началом «реакции» выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения.

Затем происходит выбор цели и программы действия — начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия); достигнутые реальные результаты также сличаются с А.Р.Д. Начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой, что следует использовать при тренировке той или иной компоненты функциональной системы.

По П. К. Анохину, образ результата, как системообразующий фактор, позволяет приступить к изучению конкретных физиологических механизмов постановки цели и действия, удовлетворению социальных потребностей у человека. Акцептор результатов действия (отлат; «принимающий») — это психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах.

А.Р.Д. представляет собой «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его «опережающим отражением».

В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению. В случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действий. В случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение у людей с сильной нервной системой в результате неудовлетворения потребности. Люди со слабой нервной системой нередко впадают в фрустрационное состояние, когда возникшие препятствия кажутся непреодолимыми и переживаются как неудачи.

В условиях измененной афферентации (от лат. -приносящий) возникает специфическое «реагирование организма при резко измененных (непривычных) условиях существования, в том числе (сенсорная депривация - недостаток сенсорных стимулов) . Проявляется при воздействии невесомости или изоляции в ограниченное пространство /тюремную камеру, например/. Сопровождается выраженными нарушениями самосознания и ориентации в пространстве, у испытуемых наблюдаются аффективные состояния с характерным психомоторным возбуждением с ярко выраженными вегетативными и непроизвольными реакциями (учащение пульса,

потливость, аффективные поведенческие вспышки и др.).

Афферентный синтез в теории функциональных систем П.К. Анохина — синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Благодаря мотивации актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Афферентный синтез представляет собой процесс взаимодействия нейронов самой различной (центральной и периферической, афферентной и эфферентной) морфологической принадлежности в объеме всего мозга и организма. Хорошо отслеживается моти-вационная структура личности с установкой, эмоциями, волей в момент сличения с акцептором результата действия.

Установка рассматривается как готовность субъекта к целенаправленной деятельности при предвосхищении им ситуации успеха, обеспечивает устойчивость протекания деятельности в изменяющихся условиях (Д.Н. Узнадзе). Предвосхищаемая картина ожидаемых событий служит мысленной моделью того, что индивид стремится достигнуть. «Переход от уровня к уровню означает усложнение как когнитивного, так и регулятивного аспектов антиципации», — пишет Б.Ф.Ломов.

И наоборот, когда нет возможности мысленно представить перспективу событий, нет постоянно обновляющейся информации об окружающем мире, о собственном состоянии и готовности к действию нарушается адаптация человека к среде, профессии, социуму, что свойственно, например, наркоманам, или осужденным. Бытует и такое выражение, что для человека как существа целеустремленного самое страшное это — неопределенность ситуации.

Как мы уже отмечали, адаптацию, в том числе и к условиям неопределенности, сопровождают изменения, затрагивающие все уровни организма: от генетического (молекулярного) до психологической регуляции деятельности и поведения.

Именно в процессе общения эти уровни задействованы как реализация различных психических средств — чувственных образов, представлений, понятий. В случае экстремальных условий также успешность адаптации обеспечивается тренировкой функциональных состояний (фоновая активность), морального и психического состояния. Саморегуляция, являясь одним из уровней активности живых систем, выражает специфику реализующих ее психологических средств отражения и моделирования действительности, в том числе и рефлексии субъекта.

В старшем подростковом и юношеском возрасте в связи с психофизиологическими новообразованиями указанные выше субсиндромы ярко выражены, поэтому есть смысл посмотреть эти проявления на уровне функциональных систем в связи со сформированностью (или несформированностью) антиципирующих способностей в социальном и профессиональном плане (8, с.50).

Изучая отклоняющееся поведение в условиях учебных заведений, мы столкнулись с тем, что несформированность жизненных планов, неопределенность в трудоустройстве после окончания ссу-за или вуза приводит к повышенному рискованному поведению в среде молодежи. Снижается качество образования, периоды практики также носят все более формальный характер, что «расхолаживающе» действуетна выпускников.

Наши наработки в условиях вуза свидетельствуют, что в ряду дисциплин ГСЭД психологическую поддержку студентам и вооружение знаниями психологии необходимо проводить от курса к курсу в рамках таких предметов, как «Психология и педагогика» (1 курс), «Психология межличностных отношений» (2 курс), «Психология конфликта» (3 курс), «Психология менеджмента» (4 курс) и «Психологическая адаптация на рынке труда» (5 курс).

Нами проводилась работа по формированию антиципирующих свойств личности для преодоления препятствий в будущем трудоустройстве на работу по специальности у выпускников вуза. Был введен факультативный курс «Психологическая адаптация на рынке труда» (2001).

В тренинговых занятиях, в том числе и видеотренингах, велась подготовка к собеседованию с работодателями, презентация себя как специалиста высшего звена: легкообучаемого, мобильного, склонного к новациям. Разыгрывание ситуаций телефонных переговоров с фирмами, приглашений на собеседование на вакантные должности, найма на работу — моделировали будущие многовариантные ситуации устройства на работу, что снимало напряженность психофизиологического стресса, свойственного личности в данном решающем моменте, и нейтрализовало эффект неожиданности.

Заполняемый «Профессионально-психологический портрет» по 15 диагностическим методикам позволяет выпускнику рефлексировать по поводу своих личностных особенностей, профессионально важных качеств и более конкретно намечать профессиональные планы, уметь презентовать себя перед работодателем, а самое главное не поддаваться настроению в случае неудачи. Уметь проводить упражнения по саморегуляции фонового состояния и настраиваться на успех, составлять аффирмации (позитивные утверждения, используемые для самовнушения).

Б.Ф.Ломов пишет: «Разработка проблем антиципации требует дальнейшего изучения, в том числе ее нейрофизиологических механизмов. Хорошей основой для этого является теория функциональных систем П.К.Анохина» (6, с. 257).

Еще раз вернемся к исследованиям успешности преднастройки к движениям В.А.Иванникова и И.М.Фейгенберга: «Хранимый памятью вероятностно организованный прошлый опыт дает субъекту возможность предвидеть вероятные изменения среды и готовиться к реакциям в соответствии со значением прогнозируемых изменений среды... Подготовка к предстоящим действиям заключается в мобилизации энергетических ресурсов, в повышении функционального состояния сенсорных и моторных систем, в изменении направленности психических процессов (восприятия, памяти, мышления) . Объективными показателями преднастройки могут служить изменения электрической активности мозга (ЭЭГ), изменение тонуса мышц, изменение сердечной деятельности, изменение уровня сахара в крови, электрического потенциала кожи (КГР) и т.д.» (9, с.57). И далее «Организм развивает реакцию «широкой мобилизации» в ситуации неопределенного прогноза...Способность к вероятностному прогнозированию необходима для осуществления ориентировочной реакции... Условную и ориентировочную реакции можно рассматривать как крайние случаи на прогнозируемую ситуацию» (307, с.93).

Таким образом, понимая потребность как необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности, приходим к выводу, что они определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями — происходит так называемая «сквозная регуляция», связанная с взаимодействием этих уровней.

Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так, например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к снижению когнитивных потребностей и т.д.

Вызревая к определенному возрасту, и будучи сформированными в процессе воспитания, высшие потребности в конце концов становятся системообразующим фактором в поведенческих изменениях и в процессах принятия решений. Разрабатывая проблему принятия решений, профессор A.A. Крылов касается вопросов антиципации и антиципирующих свойств личности, показывая, что очень важным, интегральным механизмом использования резервов в экстремальных условиях деятельности является механизм самоконтроля. «При включении механизма самоконтроля как высшего регулятора наличных и потенциальных психофизиологических резервов, проявляется антиципирующее действие». И далее «антиципирующее влияние повышает надежность выполняемой деятельности, упрощает принципы управления системой, снижая степень включения психофизиологических ресурсов человека» (5, с. 51).

Исследования O.K. Тихомирова и Ю.Н. Кулют-кина подтверждают факт, что лица с высокоразвитыми механизмами интеллектуального уровня антиципации успешно действуют в экстремальной проблемной ситуации. Именно поэтому мы в своих исследованиях уделяем внимание антиципирующим свойствам личности не только для профессиональной, но и для социальной адаптации выпускников учебных заведений, прошедших наше психологическое сопровождение.

Библиографический список

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М: Наука, 1989.

2. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. -М.: Наука, 1990.

3. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности, — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.

4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

5. Крылов A.A. Человек в автоматизированных системах управления. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.

6. Ломов Б.Ф., Сурков H.H. Антиципация структуре деятельности./ Б.Ф. Ломов, E.H. Сурков. - М., 1980.

7. Пиаже Ж. Антиципирующая деятельность. — В кн.: Экспериментальная психология /Ред.П.Фресс, Ж.Пиаже.- М., вып.6.- 1978. - С.43-46.

8. Скрипник Т.В. Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведения в среде молодежи: Монография. - Омск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.