Научная статья на тему 'Координирующая роль психолога в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних'

Координирующая роль психолога в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрипник Т. В.

В статье приводится апробированная модель взаимодействия специалистов: педагогов, кураторов, врачей и психолога с родителями учащихся. Предлагаются психологические средства коррекции отклоняющегося поведения на когнитивном, поведенческом и саморегулятивном уровнях. Для студентов вуза заполнение Профессионально-психологического портрета является также мерой профилактики правонарушающего поведения и совершенствования профессионально важных качеств выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The coordinative role of the psychologist in the deviant behavior of youth

The article deals with the approbation of the model of concerns specialists: a psychologist, teachers, tutors, doctors with the students parents, The means of the psychological correction of the deviant behaviour are proposed on different levels: cognitive, behaviour, self-regulation. The students of the higher educational establishment make The professional-psychological portrait being also a measure of the deviant behaviour and important рrofessional (qualities) features improvement.

Текст научной работы на тему «Координирующая роль психолога в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних»

УДК 159.9: 316.6 Т. В. СКРИПНИК

Омский гуманитарный институт

КООРДИНИРУЮЩАЯ РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПРЕВЕНЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье приводится апробированная модель взаимодействия специалистов: педагогов, кураторов, врачей и психолога с родителями учащихся. Предлагаются психологические средства коррекции отклоняющегося поведения на когнитивном, поведенческом и саморегулятивном уровнях. Для студентов вуза заполнение «Профессионально-психологического портрета» является также мерой профилактики правонарушающего поведения и совершенствования профессионально важных качеств выпускника.

В условиях учебного заведения практическому психологу приходится обеспечивать психологическое сопровождение учащихся (студентов), имеющих отклонения в поведении. Молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет в 2005 г. составили 49,7% от всех лиц, совершивших преступления. За период с 2002 г. по 2007 г. возросло число несовершеннолетних, осужденных по отдельным видам преступлений: за хулиганство и умышленные телесные повреждения в 1,5 — 2 раза; за преступления, связанные с наркотиками в 5,1 раза. В настоящее время показатели не уменьшаются.

Повышенный фактор риска формирования девиантного (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сексуальные перверсии и др.), аддиктив-ного (злоупотребление дурманящими средствами) и делинквентного (преступного) поведения — в лоне неблагополучных (а порой и внешне благополучных) семей. Из собственной практики мы предлагаем проводить углубленное их исследование в социально-демографическом, экономическом и психологическом плане с тем, чтобы учитывать психологическое состояние учащихся в семьях, которое может провоцировать психологические защиты, агрессию, приводить к нервным срывам и даже суицидальным попыткам.

Взаимодействие специалистов по превенции отклоняющегося поведения с родителями обучающихся выступает на первый план. Значимой становится роль практического психолога в координации их действий в рамках впервые нами внедренной модели в условиях учебного заведения (рис.1). Апробирование модели в течение 7 лет в сузе и 5 лет в вузе, что подтверждается актами внедрения, имело результатом снижение процента отклоняющегося поведения среди учащихся и студентов, не было постановки на учет в отделе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, а также попадания в медвытрезвители города или рецидивов других видов правонарушающего поведения.

Нами в теоретическом плане проведена дифференциация возможных форм и видов отклоняющегося поведения, освещенных в литературе у таких авторов, как С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, Т.Н. Курбатова, А.В. Мудрик в социально-педагогическом аспекте; у Н.В.Дмитриевой, Н.С. Курек, К.С. Лебединской, А.Е.Личко, Л.С. Славиной в медико-социальном аспек-

те. Вопросы психолого-педагогического разрешения этой проблемы в условиях учебного заведения мы находим у В.В. Ковалева, М.М. Рыбаковой, А.К. Марковой, И.А. Невского, М.А. Сомова и других авторов, что позволило нам в практической деятельности конкретизировать обязанности по взаимодействию специалистов, имеющих отношение к коррекции поведения в подростково-юношеском возрасте — психологов, врачей, социальных педагогов, кураторов, инспекторов ОППН, юристов и других.

В профилактике отклоняющегося поведения и в работе с семьей особая роль отводится пропаганде психологических знаний, позволяющих рассмотреть закономерности интегрального изучения индивидуальности, сознательного регулирования взаимоотношений человека с окружающей средой и обществом, личностного развития в культурно-историческом процессе. Теория В.С.Мерлина с ее подчеркнутым интересом к проблемам саморазвития и самоорганизации индивидуальности (Мерлин В.С., 1986), исследования неадаптивных проявлений активности (Петровский В.А., 1992), нарастающее внимание к проблемам субъективности в отечественной психологии (Брушлинский В.А., 1994) стимулировали наши исследования в изучении индивидуальных особенностей и активности обучающейся молодежи в условиях общения и совместной деятельности.

Таким образом, необходимым условием социальной адаптированности и совершенствования личности несовершеннолетнего является осуществление комплексного подхода в психологическом сопровождении его личности для организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, как в учебных, факультативных, так и досуговых формах взаимодействия.

Содействие как основа социализации личности проявляется в интерпретации «социального» как «внешнего» фактора, «социального контроля» со стороны общества. Известный английский методолог и социальный психолог Р. Харре видит истоки понимания социализации во внешнем принуждении, основываясь на идее Л.С. Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общении. Взамен декартовой системы координат Р. Харре предлагает пространство психологии разви-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

тия личности со следующими осями: ось «индивидуальное — коллективное»; ось «личностное-социаль-ное» и ось «публичное-личное», где индивидуум не противостоит социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом «осуществления действования».

Это близко идее Л.С. Выготского, согласно которой развитие несовершеннолетнего в обществе, преобразование социального в индивидуальное в нем происходит в процессе его сотрудничества со взрослыми и сверстниками. «Именно это сотрудничество, содействие со стороны взрослых выступает как основа социализации личности» [2, с.27].

Приходя в профессиональную школу, учащийся, студент вступает в стадию, когда свой накопленный опыт желает «экстериоризировать» (Асмолов А.Г., 1990), привнести его в опыт своих сверстников и в то же время хочет интегрироваться в группе, где могут быть свои «правила». Тогда намечаются противоречия, которые могут стать причинами отклонений в поведении в условиях учебного заведения, не связанные с патологией развития.

Особенно важным является период профессионального самоопределения подрастающего поколения, приходящийся на момент множественных психофизиологических и социально-психологических новообразований старшего подросткового и юношеского возрастов (Фарбер Д.А., 1990; Жданов И.А., 1991). Именно поэтому возникает необходимость изучения латентных механизмов личностного и социального развития учащихся на основе тестирования индивидуальных особенностей в комплексе с психокоррекцией (см. схему).

Для реализации самопонимания в процессе учебы нами применялось поэтапное тестирование личностных качеств обучающихся по месяцам и годам с ведением «Тетрадей самосовершенствования», в вузе этой цели служит «Профессионально-психологический портрет» выпускника (см. приложение), где от курса к курсу заполняются данные.

«Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки — вот начало личности. Становление ее проходит в напряженной внутренней работе, когда человек как бы постоянно решает задачу «чему во мне быть», и, случается, отторгает от себя то, что обнаружилось...» — писал

А.Н.Леонтьев [4, с.56].

Формирование волевых компонент характера в рассматриваемом нами возрасте означает приобретение этой способности управлять своим умом, контролировать движение образов, привлекая мотивированное воображение (Иванников В.А., 1978; Щербаков Е.П., 1990), что соответствует тренировке акцептора результата действия в функциональной системе по П.К. Анохину (5, с.44). «С точки зрения теории функциональных систем биологические, а для человека в первую очередь социальные потребности являются ведущими факторами целенаправленного поведения. Именно они направляют индивидуум на поиск специфически удовлетворяющих эти потребности факторов внешнего мира и определяют постоянную оценку достигнутого жизненно важного результата» (Анохин П.К., 1989).

Наши исследования тенденций к отклоняющемуся поведению в условиях учебного заведения и разработка некоторых психологических средств по формированию основополагающих способностей предвидения последствий своих поступков в профилактике отклоняющегося поведения опираются на работы П.К. Анохина, В.А. Иванникова, И.М. Фейгенберга,

В.М. Русалова, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова и предполагают психокоррекцию поведения несовершеннолетних как в социальном, так и профессиональном плане (Вачков И.В., 1989; Хухлаева О.В., 2001).

Именно в процессе общения актуализируются все стороны личности при помощи различных психологических средств: чувственных образов, представлений (например, законопослушного поведения), понятий о совести, моральных принципах, гармонии в мире и т.д.

Таким образом, с эмоционально-аффективного (саморегулятивного) уровня переход идет на социально-психологический (поведенческий) и программно-целевой (когнитивный) в русле саморегуляции.. Адаптационные реакции организма на воздействия среды значительной интенсивности называют адаптационным синдромом, который имеет такие субсиндромы, как вегетативный, когнитивный и др. по Китаеву-Смыку Л.А. (1973).

В частности, для нас было очень важным изучение уровней саморегуляции в связи с уровнями адаптационного синдрома (или субсиндромами). Эти механизмы проявляются в психике в условиях неблагоприятных воздействий, в которые попадают учащиеся из неблагополучных семей, например [5, с.49].

Все это учитывается, задействуется и отслеживается в тренинговых занятиях. Упражнения разрабатываются по каждому уровню по мере выявления «западающих» функций.

Успешность адаптации решается тренировкой всех обозначенных уровней. Переход от уровня к уровню означает усложнение как когнитивного, так и регулятивного аспектов антиципирующих свойств личности. Детерминация этих понятий позволяет предвидеть (антиципировать) реакции человека, его поступки и конкретизировать намечаемые коррекционные мероприятия в связи с проявлениями указанных субсиндромов в превенции отклоняющегося поведения. Тренированность акцептора результата действия в функциональных системах мы считаем важнейшей составляющей в коррекции поведения личности несовершеннолетнего в нестандартных ситуациях, в формировании саморегуляционных механизмов личности и профессионально важных качеств выпускника учебного заведения.

Главное, на наш взгляд, в настоящее время обратить внимание общественности на то, что на всех этапах становления личности (в детском саду, в школе, а в дальнейшем в сузе и вузе) необходимо повысить координирующую роль психолога во взаимодействии с родителями и специалистами, которым поручено психофизиологическое и социальное здоровье подрастающего поколения.

Приложение

Примерный алгоритм составления профессионально-психологического портрета

1. Общие данные. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения. Будущая специальность (или место работы, должность).

2. Мотивация обучения в вузе. Причины поступления, удовлетворенность учебой, общественной деятельностью в вузе; желание приобрести смежную специальность (на факультете общественных профессий).

3. Внешние данные. Краткий словесный портрет: овал лица, цвет глаз, рост, вес, телосложение (худощавы, стройны, полны), одежда (опрятны — не опрятны, следите за модой — не следите), манеры (производите приятное впечатление — безразличие к внешнему

КУРАТОРЫ И ЦЕНТР ДОСУГА

Работа с «группой риска» по форме Б

Планы индивидуальной работы сучащимися «группы риска», том числе участие в центре досуга

Карты развития личностных качеств

Нравственное поведение (через самоуправление)

Социометрия и референтометрия

Адаптация в группе и производственных коллективах на практике Тематические мероприятия центра досуга

РОДИТЕЛИ учащихся «группы риска»

Клуб отцов «Круглые столы» Викторины правовых знаний

Родительские собрания

ПСИХОЛОГ

Принятие возрастных особенностей Рефлексия собственного поведения

А і 5 £ ^ Аудиторные

| 5 ф 1 \ занятия

Рш Р о І £ - V Я Факультатив

х Л 5 Психотренинг

0 5 ІГ (0 Индивидуальные

? консультации

£8 и 01 Телефон доверия

в

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: карточки с индивидуальными заданиями сборники тренировочных упражнений УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ: разноуровневые задания СОЦИОНИКА:

коллективные формы обучения

Устойчивость внимания Смысловая память

Ассоциативность мышления Гибкость ммышления

УЧАЩИЙСЯ

Тетради совершенствования

Русалова

Айзенка (Маталиной) Равена Беннета -Люшера Кеттелла

Индивидуальные беседы сучащимися и их родителями Отслеживание «дворовых компаний»

Участие в «круглых столах»

Жюри правовых викторин, дней юридических знаний Помощь в разобщении группировок по месту жительства

Профилактические беседы Видеолекторий о СПИДе, наркомании, алкоголизме Лечение

Ремиссия (наблюдение)

С учащимися

С родителями (первичная - диагностика употребления дурманящих средств)

. С преподавателями

Рис. 1. Модель психолого-педагогического обеспечения взаимодействия специалистов по превенции подростково-юношеской дезадаптации

ияаун эиюэыисиуУэи и эиюэыисл/охиои

<.10 9еН «МНЮЭЯ ИІЧНЬАУН ИИЮИО"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

СХЕМА

Средства и уровни антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Средства Уровни Организацион- но-психологи- ческие Санкционирующие средства Средства самоконтроля Апробация вариантов поведения Средства самораскрытия

Когнитив- ный Анализ протоколов деловых игр, индивидуальные планы работы с группой риска: участие в органах самоуправления, Эстетическом центре Беседы сотрудников ОППН, прокуратуры; викторины правовых знаний, посещение колонии для несовершеннолетних Разноуровневые задания, опережающий самоконтроль и взаимоконтроль на факультативных и аудиторных занятиях Деловая игра; социально-психологический тренинг Развивающие тесты, задания; перекодирование информации (с визуального канала на аудиальный, с кинестетического на визуальный и т.д.) в рамках занятий

Поведен- ческий Видеозапись факультатива, тренинговых занятий, их просмотр, рефлексия собственного поведения Видеоматериалы по профилактике наркомании; рассмотрение дел на Совете профилактики, обсуждение в группе случаев отклоняющегося поведения Психотехнические задания, упражнения; снятие «мышечных зажимов» массажем, физическими упражнениями в зале, в бассейне Психодраматические роли в арт-постанов-ках, тренинг личностного роста Сенсорноперцептивный тренинг, невербальные средства общения

Саморегу- лятивный Интерпретация тестовой диагностики, индивидуальные программы совершенствования в «Тетрадях самосовершенствования» Рекомендация индивидуального режима дня и учебной подготовки, контроль родителей Антиципирующий контроль - выбор заданий на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» Обучение приемам аутотренинга ребефинга Анкетирование музыкальных привязанностей. Цветовой фон занятий с учетом предпочтений. Конкурсы авторской песни

виду и имиджу), голос (приятный баритон, бас, сопрано, тихий, звонкий, сиплый, гнусавый).

4. Жизненные сферы. Детство: какой ребенок по счету, взаимоотношения с братьями и сестрами, с родителями (живете с родителями, вне семьи). Школа: специализация (музыкальная, математическая, предметы с гуманитарным уклоном). Любимые предметы, нарушения школьной дисциплины. Успехи в учебной, спортивной и общественной деятельности. Служба в армии. Трудовая деятельность (характер труда и службы, влияние трудовой деятельности на Вашу личность).

5. Познавательная активность. Гибкость — ригидность мышления, устойчивость — неустойчивость внимания, свойства памяти: оперативной, долговременной, кратковременной. Желание совершенствовать свои психические функции. Данные по Равену, ОСТу В.М. Русалова (предметная пластичность) и другим методикам.

6. Способности: общие (беглость и плавность речи, уровень оперирования цифрами, понятиями, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений); специальные (музыкальные, художественные, организаторские — умение разбираться в людях и влиять на них — КОС).

7. Направленность личности (на себя, на дело, на других людей).

8. Исследование темперамента по нескольким методикам, в том числе по Жуковской, по ОСТу Руса-

лова. Отметить общительность — малообщительность, склонность к лидерству — отсутствие таковой (соц. эргичность, темп, соц. пл); эмоциональность — предметная и социальная Эм по Русалову (спокойствие — раздражительность, сдержанность — возбудимость, пессимистичность — оптимистичность).

9. Свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость или скромность и т.д.); к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность — безответственность); к вещам и деньгам (расточительность — скаредность, жадность — щедрость; склонны к азартным играм — не склонны, бережливы — безалаберны); к самому себе (самолюбие, самомнение, некритичность — критичность, амбивалентность, честолюбие, гордость и т.д.). Психотип по методике «Акцентуация характера».

10. Поведенческие проявления: преобладающее настроение (приподнятое, угнетенное, ровное); реакция на трудности (растерянность — собранность, энергичность — бездеятельность, безразличие); подавляете раздражение легко — с трудом; переживаете неудачи заметно — незаметно; помните обиды долго — недолго; расстраиваетесь по мелочам — не расстраиваетесь.

11. Проявление воли, эмоций и чувств: дисциплинированность — недисциплинированность, решительность — нерешительность, смелость — не-

достаточная смелость; в сложной ситуации сохраняете спокойствие, рассудительность — не удается сохранить логичность и адекватность реагирования; самостоятельны — несамостоятельны, сдержаны — импульсивны (по Кэттеллу).

12. Морально-нравственные и социальные ценности: ориентируетесь на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы или проявляете безразличие к ним; были ли случаи неуважения правопорядка, привлечения к юридической ответственности. Идейные ценности: широкий круг интересов или мировоззренческий кругозор сужен сиюминутными интересами. Отношение к религии: верите ли в Бога; терпимы к верующим — безразличны, нетерпимы.

13. Социальная адаптация. Личностные ценности: ориентированы на самосовершенствование, на помощь другим людям; принимаете помощь других людей в своем нравственном развитии. Взаимоотношения с сокурсниками, с окружающими, в семье. Восприятие социальной действительности: легко ориентируетесь в политических событиях — с трудом воспринимаете изменения в политической жизни страны, реально исходите из ситуации. Политическая и общественная активность: активны — неактивны, аполитичны, безразличны к общественной жизни; видный деятель какой-либо партии, организации. Сколько времени уделяете общественной деятельности.

14. Мотивация поведения: доминирующие потребности (физиологические, потребность в принадлежности к социальной группе, в самосохранении, в уважении своей личности, в самовыражении, в самореализации). Использование психологических защит в психотравмирующих ситуациях (проекция, рационализация, регрессия, перенесение). Тип выхода из конфликтной ситуации (по Томасу). Уровень субъективного контроля: высокий, низкий, средний. Поведение в состоянии опьянения: быстро пьянеете, теряете контроль, агрессивны, замыкаетесь в себе, становитесь чересчур общительны, клонит ко сну. Отношение к своему здоровью, занятия спортом. Проведение свободного времени (кино, театр, концерты).

15. Самооценка: адекватная — неадекватная, амбивалентная; уверенность в себе — неуверенность. Отношение к мнению окружающих о Ваших возможностях. Сформированность рефлексии: стараетесь учитывать пожелания друзей и изменяться в соответствии с пожеланиями близких людей, безразличны

к их мнению. Применяете знания о нравственных нормах в своем поведении. Имеете идеал в виде литературного или другого героя для подражания или референтного человека.

16. Профессионально важные качества для психолога и социального педагога. Появление у вас таких профессионально важных качеств, как эмпатия, умение общаться, слушать и слышать собеседника; уметь анализировать и делать верные выводы; быть эмоционально устойчивым, дисциплинированным и нести ответственность за свои слова и поступки. Уметь прогнозировать развитие событий, предвидеть последствия своих собственных поступков, а также окружающих людей. Уметь сохранять конфиденциальность бесед, откровений клиентов. Обладать способностью быть открытым, артистичным, толерантным к проявлению психологических защит личности; к негативным проявлениям характера клиентов проявлять терпимость. Воздействовать на клиента приятной улыбкой, культурой речи, профессиональными знаниями. Иметь физическое и психическое здоровье.

17. Рекомендации по совершенствованию профессионально-психологических качеств в связи с само-исследованием и желанием соответствовать модели специальности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анохин П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. — М. : Наука, 1972. — 295 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. — М. : Изд-во МГУ, 1990. - 307 с.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. — С.27.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Избр. произведения. — М. : Педагогика, 1983. — 96 с.

5. Скрипник Т.В. Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведения в среде молодежи. — Омск, 2005. — 288 с.

СКРИПНИК Татьяна Владимировна, профессор кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент ВАК, докторант Иркутского госпедуни-верситета.

Дата поступления статьи в редакцию: 01.09.2008 г.

© Скрипник Т.В.

Книжная полка

Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Социальная педагогика» / Т. Н. Поддубная. — М. : Академия, 2008. — 318 с. : рис., табл. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 241-242. ISBN 978-5-7695-4193-3.

В учебном пособии рассмотрены история и современные тенденции развития социальной защиты детства в России и других странах мира, содержатся международные стандарты, нормативные правовые акты, проанализированы зарубежные и отечественные модели социальной защиты детей, деятельность общественных и неправительственных организаций в данной сфере.

Для студентов вузов, может быть полезно социальным педагогам, социальным работникам, преподавателям, аспирантам, практическим работникам органов социальной защиты, родителям.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.