УДК 159.9: 316.6 Т. В. СКРИПНИК
Омский гуманитарный институт
КООРДИНИРУЮЩАЯ РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПРЕВЕНЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье приводится апробированная модель взаимодействия специалистов: педагогов, кураторов, врачей и психолога с родителями учащихся. Предлагаются психологические средства коррекции отклоняющегося поведения на когнитивном, поведенческом и саморегулятивном уровнях. Для студентов вуза заполнение «Профессионально-психологического портрета» является также мерой профилактики правонарушающего поведения и совершенствования профессионально важных качеств выпускника.
В условиях учебного заведения практическому психологу приходится обеспечивать психологическое сопровождение учащихся (студентов), имеющих отклонения в поведении. Молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет в 2005 г. составили 49,7% от всех лиц, совершивших преступления. За период с 2002 г. по 2007 г. возросло число несовершеннолетних, осужденных по отдельным видам преступлений: за хулиганство и умышленные телесные повреждения в 1,5 — 2 раза; за преступления, связанные с наркотиками в 5,1 раза. В настоящее время показатели не уменьшаются.
Повышенный фактор риска формирования девиантного (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сексуальные перверсии и др.), аддиктив-ного (злоупотребление дурманящими средствами) и делинквентного (преступного) поведения — в лоне неблагополучных (а порой и внешне благополучных) семей. Из собственной практики мы предлагаем проводить углубленное их исследование в социально-демографическом, экономическом и психологическом плане с тем, чтобы учитывать психологическое состояние учащихся в семьях, которое может провоцировать психологические защиты, агрессию, приводить к нервным срывам и даже суицидальным попыткам.
Взаимодействие специалистов по превенции отклоняющегося поведения с родителями обучающихся выступает на первый план. Значимой становится роль практического психолога в координации их действий в рамках впервые нами внедренной модели в условиях учебного заведения (рис.1). Апробирование модели в течение 7 лет в сузе и 5 лет в вузе, что подтверждается актами внедрения, имело результатом снижение процента отклоняющегося поведения среди учащихся и студентов, не было постановки на учет в отделе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, а также попадания в медвытрезвители города или рецидивов других видов правонарушающего поведения.
Нами в теоретическом плане проведена дифференциация возможных форм и видов отклоняющегося поведения, освещенных в литературе у таких авторов, как С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, Т.Н. Курбатова, А.В. Мудрик в социально-педагогическом аспекте; у Н.В.Дмитриевой, Н.С. Курек, К.С. Лебединской, А.Е.Личко, Л.С. Славиной в медико-социальном аспек-
те. Вопросы психолого-педагогического разрешения этой проблемы в условиях учебного заведения мы находим у В.В. Ковалева, М.М. Рыбаковой, А.К. Марковой, И.А. Невского, М.А. Сомова и других авторов, что позволило нам в практической деятельности конкретизировать обязанности по взаимодействию специалистов, имеющих отношение к коррекции поведения в подростково-юношеском возрасте — психологов, врачей, социальных педагогов, кураторов, инспекторов ОППН, юристов и других.
В профилактике отклоняющегося поведения и в работе с семьей особая роль отводится пропаганде психологических знаний, позволяющих рассмотреть закономерности интегрального изучения индивидуальности, сознательного регулирования взаимоотношений человека с окружающей средой и обществом, личностного развития в культурно-историческом процессе. Теория В.С.Мерлина с ее подчеркнутым интересом к проблемам саморазвития и самоорганизации индивидуальности (Мерлин В.С., 1986), исследования неадаптивных проявлений активности (Петровский В.А., 1992), нарастающее внимание к проблемам субъективности в отечественной психологии (Брушлинский В.А., 1994) стимулировали наши исследования в изучении индивидуальных особенностей и активности обучающейся молодежи в условиях общения и совместной деятельности.
Таким образом, необходимым условием социальной адаптированности и совершенствования личности несовершеннолетнего является осуществление комплексного подхода в психологическом сопровождении его личности для организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, как в учебных, факультативных, так и досуговых формах взаимодействия.
Содействие как основа социализации личности проявляется в интерпретации «социального» как «внешнего» фактора, «социального контроля» со стороны общества. Известный английский методолог и социальный психолог Р. Харре видит истоки понимания социализации во внешнем принуждении, основываясь на идее Л.С. Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общении. Взамен декартовой системы координат Р. Харре предлагает пространство психологии разви-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
тия личности со следующими осями: ось «индивидуальное — коллективное»; ось «личностное-социаль-ное» и ось «публичное-личное», где индивидуум не противостоит социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом «осуществления действования».
Это близко идее Л.С. Выготского, согласно которой развитие несовершеннолетнего в обществе, преобразование социального в индивидуальное в нем происходит в процессе его сотрудничества со взрослыми и сверстниками. «Именно это сотрудничество, содействие со стороны взрослых выступает как основа социализации личности» [2, с.27].
Приходя в профессиональную школу, учащийся, студент вступает в стадию, когда свой накопленный опыт желает «экстериоризировать» (Асмолов А.Г., 1990), привнести его в опыт своих сверстников и в то же время хочет интегрироваться в группе, где могут быть свои «правила». Тогда намечаются противоречия, которые могут стать причинами отклонений в поведении в условиях учебного заведения, не связанные с патологией развития.
Особенно важным является период профессионального самоопределения подрастающего поколения, приходящийся на момент множественных психофизиологических и социально-психологических новообразований старшего подросткового и юношеского возрастов (Фарбер Д.А., 1990; Жданов И.А., 1991). Именно поэтому возникает необходимость изучения латентных механизмов личностного и социального развития учащихся на основе тестирования индивидуальных особенностей в комплексе с психокоррекцией (см. схему).
Для реализации самопонимания в процессе учебы нами применялось поэтапное тестирование личностных качеств обучающихся по месяцам и годам с ведением «Тетрадей самосовершенствования», в вузе этой цели служит «Профессионально-психологический портрет» выпускника (см. приложение), где от курса к курсу заполняются данные.
«Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки — вот начало личности. Становление ее проходит в напряженной внутренней работе, когда человек как бы постоянно решает задачу «чему во мне быть», и, случается, отторгает от себя то, что обнаружилось...» — писал
А.Н.Леонтьев [4, с.56].
Формирование волевых компонент характера в рассматриваемом нами возрасте означает приобретение этой способности управлять своим умом, контролировать движение образов, привлекая мотивированное воображение (Иванников В.А., 1978; Щербаков Е.П., 1990), что соответствует тренировке акцептора результата действия в функциональной системе по П.К. Анохину (5, с.44). «С точки зрения теории функциональных систем биологические, а для человека в первую очередь социальные потребности являются ведущими факторами целенаправленного поведения. Именно они направляют индивидуум на поиск специфически удовлетворяющих эти потребности факторов внешнего мира и определяют постоянную оценку достигнутого жизненно важного результата» (Анохин П.К., 1989).
Наши исследования тенденций к отклоняющемуся поведению в условиях учебного заведения и разработка некоторых психологических средств по формированию основополагающих способностей предвидения последствий своих поступков в профилактике отклоняющегося поведения опираются на работы П.К. Анохина, В.А. Иванникова, И.М. Фейгенберга,
В.М. Русалова, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова и предполагают психокоррекцию поведения несовершеннолетних как в социальном, так и профессиональном плане (Вачков И.В., 1989; Хухлаева О.В., 2001).
Именно в процессе общения актуализируются все стороны личности при помощи различных психологических средств: чувственных образов, представлений (например, законопослушного поведения), понятий о совести, моральных принципах, гармонии в мире и т.д.
Таким образом, с эмоционально-аффективного (саморегулятивного) уровня переход идет на социально-психологический (поведенческий) и программно-целевой (когнитивный) в русле саморегуляции.. Адаптационные реакции организма на воздействия среды значительной интенсивности называют адаптационным синдромом, который имеет такие субсиндромы, как вегетативный, когнитивный и др. по Китаеву-Смыку Л.А. (1973).
В частности, для нас было очень важным изучение уровней саморегуляции в связи с уровнями адаптационного синдрома (или субсиндромами). Эти механизмы проявляются в психике в условиях неблагоприятных воздействий, в которые попадают учащиеся из неблагополучных семей, например [5, с.49].
Все это учитывается, задействуется и отслеживается в тренинговых занятиях. Упражнения разрабатываются по каждому уровню по мере выявления «западающих» функций.
Успешность адаптации решается тренировкой всех обозначенных уровней. Переход от уровня к уровню означает усложнение как когнитивного, так и регулятивного аспектов антиципирующих свойств личности. Детерминация этих понятий позволяет предвидеть (антиципировать) реакции человека, его поступки и конкретизировать намечаемые коррекционные мероприятия в связи с проявлениями указанных субсиндромов в превенции отклоняющегося поведения. Тренированность акцептора результата действия в функциональных системах мы считаем важнейшей составляющей в коррекции поведения личности несовершеннолетнего в нестандартных ситуациях, в формировании саморегуляционных механизмов личности и профессионально важных качеств выпускника учебного заведения.
Главное, на наш взгляд, в настоящее время обратить внимание общественности на то, что на всех этапах становления личности (в детском саду, в школе, а в дальнейшем в сузе и вузе) необходимо повысить координирующую роль психолога во взаимодействии с родителями и специалистами, которым поручено психофизиологическое и социальное здоровье подрастающего поколения.
Приложение
Примерный алгоритм составления профессионально-психологического портрета
1. Общие данные. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения. Будущая специальность (или место работы, должность).
2. Мотивация обучения в вузе. Причины поступления, удовлетворенность учебой, общественной деятельностью в вузе; желание приобрести смежную специальность (на факультете общественных профессий).
3. Внешние данные. Краткий словесный портрет: овал лица, цвет глаз, рост, вес, телосложение (худощавы, стройны, полны), одежда (опрятны — не опрятны, следите за модой — не следите), манеры (производите приятное впечатление — безразличие к внешнему
КУРАТОРЫ И ЦЕНТР ДОСУГА
Работа с «группой риска» по форме Б
Планы индивидуальной работы сучащимися «группы риска», том числе участие в центре досуга
Карты развития личностных качеств
Нравственное поведение (через самоуправление)
Социометрия и референтометрия
Адаптация в группе и производственных коллективах на практике Тематические мероприятия центра досуга
РОДИТЕЛИ учащихся «группы риска»
Клуб отцов «Круглые столы» Викторины правовых знаний
Родительские собрания
ПСИХОЛОГ
Принятие возрастных особенностей Рефлексия собственного поведения
А і 5 £ ^ Аудиторные
| 5 ф 1 \ занятия
Рш Р о І £ - V Я Факультатив
х Л 5 Психотренинг
0 5 ІГ (0 Индивидуальные
? консультации
£8 и 01 Телефон доверия
в
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: карточки с индивидуальными заданиями сборники тренировочных упражнений УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ: разноуровневые задания СОЦИОНИКА:
коллективные формы обучения
Устойчивость внимания Смысловая память
Ассоциативность мышления Гибкость ммышления
УЧАЩИЙСЯ
Тетради совершенствования
Русалова
Айзенка (Маталиной) Равена Беннета -Люшера Кеттелла
Индивидуальные беседы сучащимися и их родителями Отслеживание «дворовых компаний»
Участие в «круглых столах»
Жюри правовых викторин, дней юридических знаний Помощь в разобщении группировок по месту жительства
Профилактические беседы Видеолекторий о СПИДе, наркомании, алкоголизме Лечение
Ремиссия (наблюдение)
С учащимися
С родителями (первичная - диагностика употребления дурманящих средств)
. С преподавателями
Рис. 1. Модель психолого-педагогического обеспечения взаимодействия специалистов по превенции подростково-юношеской дезадаптации
ияаун эиюэыисиуУэи и эиюэыисл/охиои
<.10 9еН «МНЮЭЯ ИІЧНЬАУН ИИЮИО"
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
СХЕМА
Средства и уровни антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Средства Уровни Организацион- но-психологи- ческие Санкционирующие средства Средства самоконтроля Апробация вариантов поведения Средства самораскрытия
Когнитив- ный Анализ протоколов деловых игр, индивидуальные планы работы с группой риска: участие в органах самоуправления, Эстетическом центре Беседы сотрудников ОППН, прокуратуры; викторины правовых знаний, посещение колонии для несовершеннолетних Разноуровневые задания, опережающий самоконтроль и взаимоконтроль на факультативных и аудиторных занятиях Деловая игра; социально-психологический тренинг Развивающие тесты, задания; перекодирование информации (с визуального канала на аудиальный, с кинестетического на визуальный и т.д.) в рамках занятий
Поведен- ческий Видеозапись факультатива, тренинговых занятий, их просмотр, рефлексия собственного поведения Видеоматериалы по профилактике наркомании; рассмотрение дел на Совете профилактики, обсуждение в группе случаев отклоняющегося поведения Психотехнические задания, упражнения; снятие «мышечных зажимов» массажем, физическими упражнениями в зале, в бассейне Психодраматические роли в арт-постанов-ках, тренинг личностного роста Сенсорноперцептивный тренинг, невербальные средства общения
Саморегу- лятивный Интерпретация тестовой диагностики, индивидуальные программы совершенствования в «Тетрадях самосовершенствования» Рекомендация индивидуального режима дня и учебной подготовки, контроль родителей Антиципирующий контроль - выбор заданий на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» Обучение приемам аутотренинга ребефинга Анкетирование музыкальных привязанностей. Цветовой фон занятий с учетом предпочтений. Конкурсы авторской песни
виду и имиджу), голос (приятный баритон, бас, сопрано, тихий, звонкий, сиплый, гнусавый).
4. Жизненные сферы. Детство: какой ребенок по счету, взаимоотношения с братьями и сестрами, с родителями (живете с родителями, вне семьи). Школа: специализация (музыкальная, математическая, предметы с гуманитарным уклоном). Любимые предметы, нарушения школьной дисциплины. Успехи в учебной, спортивной и общественной деятельности. Служба в армии. Трудовая деятельность (характер труда и службы, влияние трудовой деятельности на Вашу личность).
5. Познавательная активность. Гибкость — ригидность мышления, устойчивость — неустойчивость внимания, свойства памяти: оперативной, долговременной, кратковременной. Желание совершенствовать свои психические функции. Данные по Равену, ОСТу В.М. Русалова (предметная пластичность) и другим методикам.
6. Способности: общие (беглость и плавность речи, уровень оперирования цифрами, понятиями, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений); специальные (музыкальные, художественные, организаторские — умение разбираться в людях и влиять на них — КОС).
7. Направленность личности (на себя, на дело, на других людей).
8. Исследование темперамента по нескольким методикам, в том числе по Жуковской, по ОСТу Руса-
лова. Отметить общительность — малообщительность, склонность к лидерству — отсутствие таковой (соц. эргичность, темп, соц. пл); эмоциональность — предметная и социальная Эм по Русалову (спокойствие — раздражительность, сдержанность — возбудимость, пессимистичность — оптимистичность).
9. Свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость или скромность и т.д.); к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность — безответственность); к вещам и деньгам (расточительность — скаредность, жадность — щедрость; склонны к азартным играм — не склонны, бережливы — безалаберны); к самому себе (самолюбие, самомнение, некритичность — критичность, амбивалентность, честолюбие, гордость и т.д.). Психотип по методике «Акцентуация характера».
10. Поведенческие проявления: преобладающее настроение (приподнятое, угнетенное, ровное); реакция на трудности (растерянность — собранность, энергичность — бездеятельность, безразличие); подавляете раздражение легко — с трудом; переживаете неудачи заметно — незаметно; помните обиды долго — недолго; расстраиваетесь по мелочам — не расстраиваетесь.
11. Проявление воли, эмоций и чувств: дисциплинированность — недисциплинированность, решительность — нерешительность, смелость — не-
достаточная смелость; в сложной ситуации сохраняете спокойствие, рассудительность — не удается сохранить логичность и адекватность реагирования; самостоятельны — несамостоятельны, сдержаны — импульсивны (по Кэттеллу).
12. Морально-нравственные и социальные ценности: ориентируетесь на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы или проявляете безразличие к ним; были ли случаи неуважения правопорядка, привлечения к юридической ответственности. Идейные ценности: широкий круг интересов или мировоззренческий кругозор сужен сиюминутными интересами. Отношение к религии: верите ли в Бога; терпимы к верующим — безразличны, нетерпимы.
13. Социальная адаптация. Личностные ценности: ориентированы на самосовершенствование, на помощь другим людям; принимаете помощь других людей в своем нравственном развитии. Взаимоотношения с сокурсниками, с окружающими, в семье. Восприятие социальной действительности: легко ориентируетесь в политических событиях — с трудом воспринимаете изменения в политической жизни страны, реально исходите из ситуации. Политическая и общественная активность: активны — неактивны, аполитичны, безразличны к общественной жизни; видный деятель какой-либо партии, организации. Сколько времени уделяете общественной деятельности.
14. Мотивация поведения: доминирующие потребности (физиологические, потребность в принадлежности к социальной группе, в самосохранении, в уважении своей личности, в самовыражении, в самореализации). Использование психологических защит в психотравмирующих ситуациях (проекция, рационализация, регрессия, перенесение). Тип выхода из конфликтной ситуации (по Томасу). Уровень субъективного контроля: высокий, низкий, средний. Поведение в состоянии опьянения: быстро пьянеете, теряете контроль, агрессивны, замыкаетесь в себе, становитесь чересчур общительны, клонит ко сну. Отношение к своему здоровью, занятия спортом. Проведение свободного времени (кино, театр, концерты).
15. Самооценка: адекватная — неадекватная, амбивалентная; уверенность в себе — неуверенность. Отношение к мнению окружающих о Ваших возможностях. Сформированность рефлексии: стараетесь учитывать пожелания друзей и изменяться в соответствии с пожеланиями близких людей, безразличны
к их мнению. Применяете знания о нравственных нормах в своем поведении. Имеете идеал в виде литературного или другого героя для подражания или референтного человека.
16. Профессионально важные качества для психолога и социального педагога. Появление у вас таких профессионально важных качеств, как эмпатия, умение общаться, слушать и слышать собеседника; уметь анализировать и делать верные выводы; быть эмоционально устойчивым, дисциплинированным и нести ответственность за свои слова и поступки. Уметь прогнозировать развитие событий, предвидеть последствия своих собственных поступков, а также окружающих людей. Уметь сохранять конфиденциальность бесед, откровений клиентов. Обладать способностью быть открытым, артистичным, толерантным к проявлению психологических защит личности; к негативным проявлениям характера клиентов проявлять терпимость. Воздействовать на клиента приятной улыбкой, культурой речи, профессиональными знаниями. Иметь физическое и психическое здоровье.
17. Рекомендации по совершенствованию профессионально-психологических качеств в связи с само-исследованием и желанием соответствовать модели специальности.
Библиографический список
1. Анохин П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. — М. : Наука, 1972. — 295 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. — М. : Изд-во МГУ, 1990. - 307 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. — С.27.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Избр. произведения. — М. : Педагогика, 1983. — 96 с.
5. Скрипник Т.В. Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведения в среде молодежи. — Омск, 2005. — 288 с.
СКРИПНИК Татьяна Владимировна, профессор кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент ВАК, докторант Иркутского госпедуни-верситета.
Дата поступления статьи в редакцию: 01.09.2008 г.
© Скрипник Т.В.
Книжная полка
Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Социальная педагогика» / Т. Н. Поддубная. — М. : Академия, 2008. — 318 с. : рис., табл. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 241-242. ISBN 978-5-7695-4193-3.
В учебном пособии рассмотрены история и современные тенденции развития социальной защиты детства в России и других странах мира, содержатся международные стандарты, нормативные правовые акты, проанализированы зарубежные и отечественные модели социальной защиты детей, деятельность общественных и неправительственных организаций в данной сфере.
Для студентов вузов, может быть полезно социальным педагогам, социальным работникам, преподавателям, аспирантам, практическим работникам органов социальной защиты, родителям.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ