Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры у будущих учителей'

Формирование духовно-нравственной культуры у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SPIRITUAL CULTURE / MORAL CULTURE / EDUCATION / DIAGNOSTICS / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Тельпис Александра Юрьевна

В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования духовно-нравственной культуры в современном обществе, приводятся результаты проведенных исследований по определению уровня духовной зрелости студентов и выявлению их ценностных предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Тельпис Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral culture of the future teachers

In this article is proved the importance of the problem of formation of spiritual and moral culture in modern society. The results of the research to determine the level of spiritual maturity of students and identify their value preferences are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры у будущих учителей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

обучения той или иной актуальной на рынке труда специальности.

Предложенная батарея методик по комплексному изучению личности обучающегося, представленных в «Карте...», не претендует на исчерпывающий ответ на все волнующие педагогов, психологов и родителей вопросы о трудностях старшего школьного и юношеского возрастов. Однако сведение их в единую форму документации позволит специалистам выходить на родителей с рекомендациями, отражающими психофизиологические данные их детей. Самим выпускникам средней школы совместно с психологом и родителями позволит наметить профессиональные планы, чтобы обрести успех в профессии.

Библиографический список

1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — М., 1993. — 198 с.

2. Скрипник, Т. В. Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведе-

ния в среде молодежи : моногр. / Т. В. Скрипник. — Омск, 2005. - 288 с.

3. Скрипник, Т. В. Антиципирующие свойства личности в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Т. В. Скрипник. — Омск, 2007. — 279 с.

4. Невский, И. А. Методика изучения причин отклонений в развитии личности и поведении учащихся / И. А. Невский. — М. : Просвещение, 1994. — 123 с.

5. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1987. — 207 с.

6. Русалов, В. М. Сравнение компьютерного и бланкового вариантов опросника структуры темперамента / В. М. Руса-лов // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 6. — С. 80 — 84.

СКРИПНИК Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы.

Адрес для переписки: tv-skripnik@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2012 г.

© Т. В. Скрипник

УДК 1771 Г. Д. БАБУШКИН

А. Ю. ТЕЛЬПИС

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева

ФОРМИРОВАНИЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ_______________________

В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования духовно-нравственной культуры в современном обществе, приводятся результаты проведенных исследований по определению уровня духовной зрелости студентов и выявлению их ценностных предпочтений.

Ключевые слова: духовная культура, нравственная культура, воспитание, диагностика, ценностные ориентации.

Актуальность. В последнее время очень часто говорится о духовности, духовно-нравственном развитии и воспитании личности, общества. Примером тому могут служить принятые федеральные и ведомственные нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», указывающая на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» (далее — Программа, являющаяся продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 —2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» и др.) [1, 2]; проводи-

мые конференции, семинары, «круглые столы» разных уровней (всероссийского, регионального, местного), посвященные проблемам формирования духовно-нравственной культуры обучающихся [3], выступления министра образования РФ, Президента РФ, в Посланиях Президента РФ [4], в которых звучит призыв взглянуть по-новому на эту проблему.

Проблема духовно-нравственного развития личности активно обсуждалась в работах философов [5, 6, 7 и др.], педагогов [8, 9 и др.], психологов [10, 11 и др.]. Значительных результатов в исследовании духовной культуры достигла культурология [12, 13 и др.]. Духовная культура стала объектом внимания социологов[14, 15 и др.].

Анализ имеющейся литературы по проблеме формирования духовно-нравственной культуры личности, как научной категории, свидетельствует о том, что в настоящее время накоплен довольно богатый

Результаты теста «Духовные знания», %

Факультет ФФК СПФ ФМФ ФФ ИФ ФСиТ

Уровни

низкий 75 6,6 12 9,3 10 22,2

средний 25 66,7 80 66,76 70 66,7

высокий 0 26,7 8 24 20 11,1

Таблица 2

Результаты теста «Духовные убеждения», %

Факультет ФФК СПФ ФМФ ФФ ИФ ФСиТ

Уровни

низкий 65 13,3 16 33,3 5 22,2

средний 30 66,7 72 33,4 82,5 55,6

высокий 5 20 12 33,3 12,5 22,2

теоретический и эмпирический материал. Тем не менее мы не можем считать рассматриваемую проблему изученной в достаточной степени, поскольку работ, реализующих междисциплинарный подход к исследованию проблемы формирования духовно-нравственной культуры у студентов, практически нет.

Актуальность выбранной проблематики подтверждают результаты проведенного нами исследования духовно-нравственной культуры у студентов 1—2 курсов «Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д. И. Менделеева» (ТГСПА).

В настоящее время существует проблема, заключающаяся в противоречии между включенностью студенческой молодежи в новое социальное пространство и отсутствием комплексной модели формирования ее духовно-нравственных качеств в новых социально-экономических условиях.

Цель исследования: определение представлений студенческой молодежи о духовной культуре, нравственности, ценностных ориентаций у студентов педагогического вуза — будущих учителей.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 1—2 курсов ТГСПА следующих факультетов: физической культуры (ФФК), социально-психологического (СПФ), физико-математического (ФМФ), филологического (ФФ), исторического (ИФ), социально-культурного сервиса и туризма (ФСиТ). Всего в исследовании приняли участие 116 студентов.

Уровень развития духовности студентов выявлялся при помощи методики духовности личности

А. Н. Двоеглазова [16]. Представляется, что духовность — это сложное личностное образование с иерархической структурой, состоящее из следующих компонентов: когнитивного (знание); мировоззренческого (убеждения); деятельностного (поведение). Опросник включает 30 вопросов, имеет 4 шкалы, соответствующие определенным уровням духовности личности. Первая (общая шкала) показывает обобщенный уровень трех компонентов духовности, куда входят знания, убеждения и поведение личности. Шкала «духовные знания» показывает уровень познания личности о духовной культуре народа, традициях. Шкала «духовные убеждения» свидетельствует о глубине духовного побуждения человека, об осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, имеющими для него личностный смысл. Шкала «духовное поведе-

ние» выявляет совокупность реальных поступков респондента в исполнении им духовных заповедей.

Результаты исследования. По шкале «духовные знания» (табл. 1) не обнаружено высоких показателей. На социально-психологическом факультете

26.6 % ответили, что имеют какие-то знания о духовной культуре народа, традициях. На втором месте находится филологический факультет — 24 % , на третьем месте исторический факультет — 20 %. На факультете физической культуры таковые студенты отсутствуют. На факультете физической культуры выявлено самое большое число студентов (75 %), имеющих низкий уровень духовных знаний. Основная часть студентов (кроме факультета физической культуры) имеет средний уровень духовных знаний.

По шкале «духовные убеждения» (табл. 2) лидируют студенты филологического факультета. Значительная их часть (33,3 %) стремятся действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. На остальных факультетах выявлены низкие показатели духовных убеждений. Самый низкий показатель выявлен также у студентов факультета физической культуры (5 %).

По шкале «духовное поведение» (табл. 3) первое место занимают студенты социально-психологического факультета (26,6 %), второе место — исторического факультета (25 %), третье место занимают студенты физико-математического факультета (20 %). Самые низкие показатели выявлены у студентов факультета физической культуры (5 %). У них самый большой показатель низкого уровня духовного поведения (60 %). Анализируя содержание табл. 1—4, можно считать, что уровень знаний о духовности и духовные убеждения определяют поведение студентов.

При выявлении общего показателя духовности студентов обнаружено, что основная часть студентов имеет средний уровень (табл. 4). Преобладающее число студентов с низким уровнем духовности выявлено на факультете физической культуры (64 %). Видимо, в процессе занятий физической культурой и спортом у бывших школьников, а ныне студентов делается акцент на физическом развитии, а не на личностном. Отмечается низкий процент студентов, имеющих высокий уровень духовности: на социально-психологическом факультете таковых всего

26.6 %, на историческом факультете — 17,5 %, на физико-математическом — 12 %. На остальных факультетах ещё меньше. На факультете физической

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (116) 2013

Результаты теста «Духовное поведение», %

Факультет ФФК СПФ ФМФ ФФ ИФ ФСиТ

Уровни

низкий 60 6,6 8 25 2,5 11,1

средний 35 66,7 72 58,4 72,5 77,8

высокий 5 26,7 20 16,6 25 11,1

Таблица 4

Результаты теста «Общий уровень духовности личности», %

Факультет ФФК СПФ ФМФ ФФ ИФ ФСиТ

Уровни

низкий 64 6,6 8 25 5 22,2

средний 35 66,7 80 66,7 77,5 66,7

высокий 1 26,6 12 8,3 17,5 11,1

культуры таковых всего 1 %. Интересен тот факт, что не всегда совпадают убеждения и реальные поступки у студентов, хотя знания и убеждения во многом схожи.

Для того чтобы понять, почему так происходит, обратимся к результатам диагностики уровня представлений студентов о духовности. Для выявления уровня развития представлений о духовной культуре человека студентам предлагалась анкета В. А. Мосолова [17]. Опросом были охвачены студенты факультетов: физической культуры, сервиса и туризма, биолого-химического, исторического, социальнопсихологического, филологического. В процессе опроса 30 % респондентов не проявили интереса к данной анкете, ограничившись формальными ответами, в основном это студенты факультета физической культуры. Часть студентов — 5 % из 30 % опрошенных отказались отвечать на вопросы, а остальные ответили только на первые два вопроса, проигнорировав остальные. Значительная часть студентов (70 %) представили развернутые, подробные ответы на вопросы анкеты. Встречались такие записи: «То, что Вы предложили нам эту анкету, — это уже большой шаг к развитию духовной культуры личности» (социально-психологический факультет), «Проблема формирования духовной культуры личности является одной из актуальных на данный момент» (социально-психологический факультет).

При анализе ответов на вопросы анкеты выяснилось, что под «духовностью» студенты понимают стремление человека к высшим ценностям, самосовершенствованию, чистоте помыслов, желание жить не только для себя, но и для других. В 50 % работ отмечается религиозная составляющая духовности: «Духовность — это внутреннее состояние человека» (факультет физической культуры); «Духовность — это душа человека» (биолого-хими-ческий факультет); «Духовность — это жизнь в гармонии с душой» (факультет физической культуры). На вопрос «Что такое духовная культура?» были такие ответы: «Это система знаний и мировоззренческих идей, присущих человечеству...» (факультет физической культуры), «Это религия» (факультет физической культуры), «Сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества» (филологический факультет). При ответе на вопрос «Что такое нравственность?» значительная часть студентов (63 %) не могла дать ответ, хотя встречаются и такие

мысли: «Порядочность в себе — прежде всего, а также по отношению к окружающим» (исторический факультет); «Нравственность — это правила поведения человека, этикет, социальный статус» (социальнопсихологический факультет); «Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести» (факультет сервиса и туризма).

Мнение о том, что проводимые реформы в России ведут к снижению уровня духовности и нравственности общества, высказывали 43 % опрошенных студентов: «Сегодня нужно выжить, остаться на плаву, и, естественно, практически никто о своем внутреннем мире не думает» (исторический факультет); «Современные люди стремятся к обогащению, удовлетворению своих низменных потребностей, вовсе не заботясь о душе, хотя исключения есть всегда» (филологический факультет); «Человеку культурному очень сложно жить в обществе, которое топчет этих людей, оно не принимает и даже отрицает таких людей» (социально-психологический факультет). В то же время 22 % студентов осознают, что стремление к духовным ценностям внутренне заложено в человеке, именно оно отличает человека от животных. На вопрос «Как связаны между собой понятия духовность, духовная культура и нравственность? » никто не смог дать ответа. Хотя встречались ответы: «Они взаимосвязаны» (исторический факультет, социально-психологический факультет, факультет сервиса и туризма, факультет физической культуры), но никто не мог дать объяснения, как они взаимосвязаны.

Всего в двух ответах образцом духовно развитого, нравственного человека названы родители и в шести — учителя (факультет физической культуры, исторический факультет), что свидетельствует о кризисных явлениях и росте отчуждения между поколениями. Исторические личности называются в необычайно широком диапазоне (факультет сервиса и туризма, исторический факультет, филологический факультет). Чаще встречаются фамилии:

A. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой,

B. В. Путин (филологический факультет, исторический факультет, факультет сервиса и туризма). Возможно, эти ответы прозвучали как следствие недавнего знакомства с ними на занятиях. Не назван ни один из героев советской эпохи. Не упоминается никто и из заполнивших молодежные журналы и телепрограммы «кумиров», «звезд», «культовых фигур». Можно предположить, что студенты осознают

Собственный уровень духовной зрелости, %

Факультет ФФК СПФ ФМФ ФФ ИФ ФСиТ

Уровни

ничтожный 0 0 0 0 0

очень низкий 0 0 0 0 0

низкий 11 0 0 0 0 0

ниже среднего 55 30 12 0 10 22,2

средний 34 70 68 66,7 62,5 66,7

незаурядный 0 0 20 0 20 11,1

высокий 0 0 0 33,3 7,5 0

очень высокий 0 0 0 0 0 0

самый высокий 0 0 0 0 0 0

ущербность ценностей массовой культуры, их антидуховную направленность. Из литературных героев называются исключительно персонажи произведений, входящих в школьную программу, что свидетельствует о постепенном уходе чтения из круга студенческих увлечений. И не многие студенты имеют собственную домашнюю библиотеку (всего 5 %). Несмотря на обилие спортивных передач, ни кем из студентов не названы в этом контексте чемпионы мира и Олимпийских игр. 33 % опрошенных не смогли привести примеры.

В целом ответы студентов на вопросы анкеты производят противоречивые впечатления. Интересен тот факт, что 44 % опрошенных считают себя культурными, духовными, физически развитыми, нравственными людьми, хотя объяснить данные понятия не смогли. Респонденты не смогли перечислить компоненты духовной культуры.

По результатам теста «Собственный уровень духовной зрелости», разработанного австрийскими учеными (табл. 5), видно, что основная часть студентов имеет средний уровень. При этом большая часть студентов факультета физической культуры (58 %) имеет уровень ниже среднего и низкий уровень (11 %). Высокий уровень духовной зрелости выявлен у студентов философского факультета (33,3 %) и исторического (7,5 %), что можно объяснить содержанием учебных дисциплин, читаемых на этих факультетах.

Следующей задачей настоящего исследования было изучение ценностных ориентаций студентов педагогического вуза по методике М. Рокича [18]. Тест направлен на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

При обработке полученных результатов высчитывался средний балл по каждому факультету, и определялось ранговое место для каждой из ценностей, приведенных в перечне М. Рокича. Выявлено, что у половины студентов на первое место выходят ценности, определяющие свободу человека, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, материально обеспеченную жизнь, отсутствие материальных затруднений. У другой половины опрошенных студентов на первом месте стоит физическое и психическое здоровье, на втором — активная де-

ятельная жизнь, работа над собой, духовное и физическое совершенствование, счастливая семейная жизнь, интересная работа. Третье место занимают ценности, определяющие душевный и телесный комфорт: любовь, семья. Последние места заняли духовные ценности: красота природы и искусства, счастье других, творчество.

Анализ рейтинговой оценки ценностей-средств показывает, что на последнем месте находятся такие качества, как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, ответственность, чувство долга, умение держать свое слово, чуткость, заботливость, исполнительность. Это также свидетельствует о недостатках в развитии духовно-нравственной культуры личности студентов.

Заключение. У студентов педагогического вуза — будущих педагогов в недостаточной степени проявляется стремление изучать и творить себя, формировать своё духовное начало в гармонии с физическим развитием. У основной части студентов выявлен средний уровень духовности личности, что считается серьёзным недостатком их профессионального воспитания как будущих педагогов. Ценностные ориентации студентов направлены на самостоятельность, свободу, материальное обеспечение и в меньшей степени — на нравственно-духовное развитие личности. В связи с этим особую актуальность для теории и методики профессионального образования приобретает проблема поиска направлений, средств и методов решения данной проблемы на современном этапе подготовки учителей.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: №™^^акопг!.т!о / zakon-ob-obгazovanii (дата обращения: 21.09.2012).

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 —2015 годы : гос. программа ; утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 № 795 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: archives.ru / ргодгат8/ра1гю1_2015 / яЫт / (дата обращения: 21.09.2012).

3. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов : материалы докл. Всерос. науч.-практ. конф. 16—18 ноября 2011г. / научные ред. : М. Я. Виленский, С. И. Филимонова. — Казань : КГУ, 2011. — С. 303— 306.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ : Послание Президента РФ Федераль-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

ному собранию от 26.04.2007 / Парламентская газета. — 2007. — 27 апреля. — № 60.

5. Бердяев, Н. А. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Смысл творчества: философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. — М. : Искусство. Мега, 1994. — 356 с.

6. Мень, А Культура и духовные возможности / А Мень. — М. : Искусство, 1992. — 144 с.

7. Ильин, И. А Основы христианской культуры / И. А. Ильин. — М. : Искусство, 1992. — С. 35 — 47.

8. Лихачёв, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачёв // Педагогика. — 2007. — № 9. - С. 58-66.

9. Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. - Казань, 2000. - № 10. - С. 11-16.

10. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - М. : Дом, 1992. - 52 с.

11. Шадриков, В. Д. Духовность и творчество / В. Д. Шад-риков // Основные концепции творчества одаренных детей. -М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 361-370.

12. Шендрик, А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2002. - 519 с.

13. Буева, Л. П. Духовная культура личности в современном образовании / Л. П. Буева // Современные проблемы культурологического образования. - М., 1993. - С. 56-59.

14. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. - М. : Прогресс, 1990. - 805 с.

15. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - СПб [б.и.], 2000. - 245 с.

16. Научно-исследовательская работа студентов : учеб. пособие / под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск [б.и.], 2005. - 372 с.

17. Мосолов, В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности) : курс лекций / В. А. Мосолов. - СПб. : ЛГУ, 1996. - 211 с.

18. Морозов, Е. А.. Социально-педагогическая практика (с элементами психолого-социально-педагогической диагностики) : метод. рек. по организации социально-педагогической практики студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «050711.65 - социальная педагогика» / Е. А Морозов, М. А Виль-цан. - 2-е изд., испр. и доп. - Тобольск : ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. - 96 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. ТЕЛЬПИС Александра Юрьевна, преподаватель кафедры истории, философии, культурологии и теории и методик обучения Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева.

Адрес для переписки: Gena41 @mail. ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2012 г.

© Г. Д. Бабушкин, А Ю. Тельпис

УДК 37.8.014 С. Н. ПАВЛОВ

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА________________________________

Рассматривается связь имиджа с развитием конкурентоспособности образовательного учреждения, дается авторская трактовка понятия «имидж», проводится мысль о формировании имиджа как целенаправленного, организованного и планомерного педагогического процесса с использованием педагогического менеджмента; описываются условия, принципы, обеспечивающие создание эффективного имиджа вуза. Ключевые слова: формирование, информационная политика, общественное мнение, педагогический менеджмент, эффективность.

Интенсивное формирование глобального рынка образовательных услуг в течение последних десятилетий вызвало усиление конкуренции как на уровне отдельных образовательных систем, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. В этой связи перед ними встают задачи развития своей конкурентоспособности, эффективным инструментом которой является позитивный имидж. Известно, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо, к чему-либо. Именно за положительным отношением обязательно последует доверие, высокие оценки и уверенный выбор.

Введение рейтинга вузов страны с целью определения уровня их образовательного потенциала вывело на первый план выявление объективных критериев определения уровня образовательной деятельности и состояния имиджа вуза. Следовательно, задача создания позитивного имиджа является актуальной, актуальность обусловлена еще и тем, что имидж организации является одним из основополагающих факторов, определяющих возможности выхода российских образовательных учреждений на мировые рынки, значение которого в связи с вступлением РФ в ВТО будет только возрастать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.