Научная статья на тему 'Педагогический менеджмент при формировании имиджа современного вуза'

Педагогический менеджмент при формировании имиджа современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FORMATION / INFORMATION POLITICS / PUBLIC OPINION / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Сергей Николаевич

Рассматривается связь имиджа с развитием конкурентоспособности образовательного учреждения, дается авторская трактовка понятия «имидж», проводится мысль о формировании имиджа как целенаправленного, организованного и планомерного педагогического процесса с использованием педагогического менеджмента; описываются условия, принципы, обеспечивающие создание эффективного имиджа вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical management for forming image of modern higher education institution

There is considered the relation of image with the development of competitiveness of educational institution. There is given the author's interpretation of the concept «image». And the idea of image formation as purposeful, organized and systematic pedagogical process with the use of pedagogical management the conditions and the principles providing creation of effective higher education institution image is described in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогический менеджмент при формировании имиджа современного вуза»

ному собранию от 26.04.2007 / Парламентская газета. — 2007. — 27 апреля. - № 60.

5. Бердяев, Н. А. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Смысл творчества: философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. — М. : Искусство. Мега, 1994. — 356 с.

6. Мень, А Культура и духовные возможности / А Мень. — М. : Искусство, 1992. — 144 с.

7. Ильин, И. А Основы христианской культуры / И. А. Ильин. — М. : Искусство, 1992. — С. 35—47.

8. Лихачёв, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачёв // Педагогика. — 2007. — № 9. — С. 58 — 66.

9. Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. — Казань, 2000. — № 10. — С. 11 — 16.

10. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ори-ентаций / Д. А. Леонтьев. — М. : Дом, 1992. — 52 с.

11. Шадриков, В. Д. Духовность и творчество / В. Д. Шад-риков // Основные концепции творчества одаренных детей. — М. : Молодая гвардия, 1997. — С. 361 — 370.

12. Шендрик, А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. — М. : ЮНИТИ — ДАНА, Единство, 2002. — 519 с.

13. Буева, Л. П. Духовная культура личности в современном образовании / Л. П. Буева // Современные проблемы культурологического образования. — М., 1993. — С. 56 — 59.

14. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Ве-бер // Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — 805 с.

15. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. — СПб [б.и.], 2000. — 245 с.

16. Научно-исследовательская работа студентов : учеб. пособие / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск [б.и.], 2005. — 372 с.

17. Мосолов, В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности) : курс лекций / В. А. Мосолов. — СПб. : ЛГУ, 1996. — 211 с.

18. Морозов, Е. А.. Социально-педагогическая практика (с элементами психолого-социально-педагогической диагностики) : метод. рек. по организации социально-педагогической практики студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «050711.65 — социальная педагогика» / Е. А Морозов, М. А Виль-цан. — 2-е изд., испр. и доп. — Тобольск : ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. — 96 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. ТЕЛЬПИС Александра Юрьевна, преподаватель кафедры истории, философии, культурологии и теории и методик обучения Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева.

Адрес для переписки: Gena41 @mail. ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2012 г. © Г. Д. Бабушкин, А Ю. Тельпис

УДК 37.8.014 С. Н. ПАВЛОВ

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА_

Рассматривается связь имиджа с развитием конкурентоспособности образовательного учреждения, дается авторская трактовка понятия «имидж», проводится мысль о формировании имиджа как целенаправленного, организованного и планомерного педагогического процесса с использованием педагогического менеджмента; описываются условия, принципы, обеспечивающие создание эффективного имиджа вуза. Ключевые слова: формирование, информационная политика, общественное мнение, педагогический менеджмент, эффективность.

Интенсивное формирование глобального рынка образовательных услуг в течение последних десятилетий вызвало усиление конкуренции как на уровне отдельных образовательных систем, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. В этой связи перед ними встают задачи развития своей конкурентоспособности, эффективным инструментом которой является позитивный имидж. Известно, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо, к чему-либо. Именно за положительным отношением обязательно последует доверие, высокие оценки и уверенный выбор.

Введение рейтинга вузов страны с целью определения уровня их образовательного потенциала вывело на первый план выявление объективных критериев определения уровня образовательной деятельности и состояния имиджа вуза. Следовательно, задача создания позитивного имиджа является актуальной, актуальность обусловлена еще и тем, что имидж организации является одним из основополагающих факторов, определяющих возможности выхода российских образовательных учреждений на мировые рынки, значение которого в связи с вступлением РФ в ВТО будет только возрастать.

Необходимо отметить, что на выбор вуза современным абитуриентом влияет: знание им результата деятельности вуза (качество подготовки специалистов, востребованность на рынке труда и пр.), т. е. то, что в имиджелогии обозначается термином «образ продукции», известность вуза, мнение о нем тех, кто учился, работал в нем, учится, работает (традиции, история, дизайн помещений и пр.), т. е. то, что в менеджменте обозначается термином «неформальные вербальные маркетинговые коммуникации». Наложение этих двух пластов, по мнению В. В. Волковой, и образует явление, названное «имиджем организации» [1].

Имидж организации — это совокупное общественное восприятие компании или фирмы (в том числе вуза) многими людьми. С нашей точки зрения, имидж — это впечатление, основанное на лидирующей оценке в сознании индивида какого-либо объекта, отвечающей критериям, превалирующим в общественном мнении [2].

Имидж является результатом познания и обработки информации и ее оценки, он представляет коммуникативную единицу, посредством которой можно работать с массовым сознанием, систему представлений людей о каком-либо объекте, имеет объектно-субъектную природу, связан с общественным мнением. Характеризуется совокупностью воздействий на сознание человека, которые вызывают определенное впечатление, мнение, отношение, что свидетельствует в пользу возможности его формирования с помощью специальных средств.

Следовательно, процесс создания имиджа в педагогике высшей школы требует управленческих действий, что позволяет взять на вооружение педагогический менеджмент. Педагогический менеджмент в работах современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности. В нашем случае перед органами управления вузом стоит задача создания эффективного имиджа, в котором набор положительных характеристик о вузе в комплексе способствует достижению основных его целей, создает устойчивую ассоциативную связь между целостным образом и РЯ-объектом, формирует символический и пабли-цитный капиталы [3].

Педагогический менеджмент рассматривает формирование имиджа как целенаправленный, организованный и планомерный процесс реализации основных его компонентов, необходимых для получения позитивного отношения целевых аудиторий к вузу. Поэтому, по нашему мнению, правомерным будет определение формирования имиджа вуза как педагогического процесса. Исследователями отмечается, что сущность формирования эффективного имиджа как целенаправленного и организованного педагогического процесса заключается в выработке готовности руководящего, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов к работе над имиджем вуза. Такое понимание сущности формирования имиджа вуза обуславливает его психолого-педагогическую структуру и специфический характер структурных элементов, способ связей и взаимодействий между элементами, составляющими целостное психолого-педагогическое образование. Структура процесса формирования имиджа вуза предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, закономерностей, принципов, методов, условий и форм его реализации.

Все эти элементы процесса формирования имиджа вуза взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой целостный педагогический процесс. Ведущими элементами процесса являются субъекты (органы управления вузом, ректор, проректор, деканы, студенты), объекты (абитуриенты, родители, работодатели, органы местного самоуправления и пр.). Поскольку общее впечатление об организации формируется на основе информационной и оценочной составляющих имиджа, перед менеджментом вуза стоят задачи проведения целенаправленной информационной политики (базирующейся на стратегии и тактике), а также формирования компетентного общественного мнения. Цели в информационной политике — это идеальные результаты, для достижения которых осуществляется информационная деятельность и которые служат ее побудительными мотивами, во многом определяя содержание, успех или неудачу информационной политики. К основным целям информполитики можно отнести: обеспечение населения объективной информацией, повышение осведомленности о вузе, улучшение отношения к нему, привлечение внимания к новым специальностям, возможностям их получения, инновационным разработкам ученых, формирование намерения получить образование в этом вузе, противодействие конкурентам, предотвращение искажения информации, информационная поддержка интересов вуза в органах власти и управления.

Отметим, что правильно поставленная цель в информационной деятельности осуществляется успешно при грамотно выстроенной стратегии и тактике. Если стратегию понимать как определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели, а тактику — как способ движения по генеральному пути к цели (Р. Аидинян, Т. Шипунова и др.), то, исходя из этого, стратегия информационной политики вуза может, по нашему мнению, заключаться в завоевании информационного пространства муниципального образования, области, региона. Это как бы общая модель организационной работы, рассчитанная на длительный период, позволяющая достичь желаемого состояния, которая может развиваться с помощью тактики — детального плана действий. К тактическим задачам в таком случае можно отнести обеспечение стабильного потока новостей о различного рода деятельности вуза в СМИ.

Подчеркнем, что информационная и оценочная составляющие, характеризующие сущность понятия «имидж», позволяют информационную политику направить на формирование компетентного общественного мнения, дающего адекватную оценку о вузе, а в целом информполитику и общественное мнение использовать в качестве инструментов создания имиджа вуза. При этом компетентное общественное мнение нами будет рассматриваться как мнение, основанное не на обыденном, а на теоретическом сознании [4].

В основу формирования общественного мнения при использовании педагогического менеджмента должно быть положено педагогическое моделирование данного процесса, которое охватывает моделирование субъекта деятельности, средств проблемно-содержательного обеспечения, ее процедуры, продукта и условий, т.е. создания модели. Модель в педагогическом исследовании отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса [5]. Модель формирования общественного

мнения о вузе нужна для того, чтобы: научиться управлять процессом формирования общественного мнения о вузе и определить наилучшие способы при заданных условиях, целях и критериях; прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на субъект общественного мнения с выходом на желаемый результат; основываясь на педагогических принципах, придавать технологичность педагогическому процессу формирования общественного мнения.

Разработанная нами модель состоит из трех блоков: целеполагание, организация, оценивание. Реализация ее предполагает решение ряда задач. К их числу мы относим: своевременное информирование населения о деятельности вуза, о реформах в сфере образования, целенаправленное и комплексное воздействие на сознание людей посредством комментариев, разъяснений или уточнений уже имеющихся индивидуальных мнений, использование в работе групповых форм информационного и воспитательного воздействия, оказание разъяснительного влияния на лидеров политических партий, общественных и религиозных организаций с целью достижения понимания тех или иных проблем в образовательной деятельности вуза на основе теоретического сознания. Модель предусматривает важность установления организационных отношений органов управления вузом и субъектами общественного мнения, использование таких форм, как пресс-конференции, брифинги, проведение «Дней вуза» на предприятиях, в школах, а также комплекс организационно-педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования общественного мнения о вузе, к которым мы относим: высокий уровень готовности руководителя вуза к продуктивному общению при организации публичных встреч; наличие в системе управления вузом организационной структуры, занимающейся формированием общественного мнения и эффективно использующейся властные основания; специфическое моделирование действительности при передаче информации населению в системе местного самоуправления; соответствие модели личностно-деловых качеств руководителя вуза первичной презентации имиджа в ходе реализации наказов коллектива, высказанных при избрании на должность ректора [6]. Все перечисленные компоненты, как показывает практика, обеспечивают эффективность функционирования модели.

Ю. А. Конаржевский с позиции педагогического менеджмента выделяет в числе управленческих принципов принцип сотрудничества, предусматривая перевод управления с монологической на диалогическую основу, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям, подводя к принципу принятия коллективного решения, что позволяет сделать вывод о необходимости использования органами управления вузом групповых форм работы — «команды» при формировании имиджа. В. А. Михеев определяет команду как социальную группу, выделяя роль лидера, которому доверяют члены команды. Команда — это сплоченная социальная общность, члены которой имеют высокий уровень профессиональной подготовки, разделяют цели, ценности, общие подходы к реализации совместной деятельности, обладают взаимодополняющими умениями, способны выполнять любые внутрикомандные роли, принимать на себя ответственность за конечные результаты деятельности, что позволяет достигать си-

нергетического эффекта при выполнении конкретной деятельности [2].

На основе этих компонентов, раскрывающих сущность команды, целесообразно выстраивать педагогический менеджмент, который должен побуждать управленцев к командной работе. При этом необходимо учитывать принципы, условия, способствующие успешному формированию имиджа. К основным из них относят: социально-психологические условия (выявление и учет типичных потребностей, представлений, ожиданий у потребителей образовательных услуг, которые могут быть реализованы, развиты в процессе формирования имиджа); педагогические условия (создание субъектно-субъект-ных отношений между целевыми аудиториями и органами управления вузом, мотивационная поддержка субъектов формирования имиджа, организация педагогического мониторинга с целью анализа и прогнозирования имиджа, деятельность по его поддержанию); управленческие принципы: принцип управленческого обеспечения — связан с реализацией ресурсного обеспечения управления, который позволяет функционировать процессам бесперебойно и максимально эффективно; принцип гласности, открытости, доверия, свободной дискуссии — предполагает нахождение оптимальных управленческих решений путем критического анализа имиджа вуза, включает информацию о состоянии его компонентов, дает возможность осуществлять целенаправленную коррекцию для повышения эффективности данных процессов; методические принципы: принцип адресности — определяет необходимость формирования имиджа с учетом адресности, относящейся к разным социальным группам — объектам формирования имиджа; принцип повторения — состоит в многократном повторении сообщения, способствующего запоминанию информации о вузе потребителем; принцип «двойного вызова» — основан на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием, чтобы побудить человека, нужно сделать ему «двойной вызов»; принцип целостности имиджа — обеспечивает не только непротиворечивость целей, но и его отдельных составляющих, которые могут противоречить и взаимоисключать друг друга. (Е. Н. Богданов, В. В. Волкова, В, Г. Зазыкин, Г. Г. Почепцов, Л, А. Ро-бинович, А. А. Стерехова и др.).

Закономерным, на наш взгляд, также является и обращение руководства вуза при формировании имиджа к общественным связям, предполагающее установление и поддержание эффективных взаимоотношений и атмосферы взаимопонимания и доверия как внутри организации, так и между организацией и ее целевыми аудиториями, использование инструментов «паблик рилейшнз»; опору на общественный консультативный совет, создаваемый при ректоре из лидеров политических партий, общественных и религиозных организаций, который бы помогал формировать эффективный имидж в глазах общественности.

Таким образом, рассмотренная нами проблема формирования имиджа вуза базируется на интегра-тивном взаимодействии участников этого процесса, осуществляемом на основе использования педагогического менеджмента, что дает положительный результат.

Библиографический список

1. Волкова, В. В. Педагогическая концепция формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Волкова. — М., 2010. — 46 с.

2. Осипова, С. И. Характеристика личности, способной к командной работе / С. И. Осипова, В. С. Окунева // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 5. — 74 с.

3. Фимина, М. А. Имидж вуза как составляющая система образования / М. А. Фимина // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. заоч. научн. конф. — Чита : Молодой ученый, 2011. - С. 68-72.

4. Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. — М. : Политиздат, 1988. — 383 с.

5. Педагогика воспитания и развитие личности учащихся / И. М. Дуранов [и др.]. — Магнитогорск : МГПИ, 1996. — 315 с.

6. Павлов, С. Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза / С. Н. Павлов. — М. : Академия естествознания, 2011. — 213 с.

7. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. — М. : Тендем, ГНОМ-ПРЕСС, 1997. — 256 с.

ПАВЛОВ Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), начальник Управления информации и общественных связей.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.01.2013 г. © С. Н. Павлов

УДК 3776 Д. А. КЛЕНИН

В. А. САЛЬНИКОВ О. В. ТОПОРКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

Омский автотранспортный колледж

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы адаптации студентов технического колледжа к образовательной деятельности. Выявлены изменения познавательных интересов обучающихся и некоторая потеря интереса к уровню успеваемости. На протяжении первых двух курсов наблюдаются изменения коммуникативности обучающихся как в отношениях с преподавателями, так и с одногруппниками. Полученные данные могут быть реализованы при формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся.

Ключевые слова: адаптация, коммуникативность, уровень успеваемости, познавательные интересы, мотивация

Введение. Успешность учебной деятельности зависит от целого комплекса личностных и социально-психологических факторов. На протяжении нескольких десятилетий в педагогической практике считалось, что на успешность учебной деятельности влияют, прежде всего, способности и интеллект. Тем не менее имеющиеся на настоящий момент исследования подтверждают, что немаловажную роль в повышении эффективности учебной деятельности играет мотивация, а именно ее сила и структура. Согласно закону Йеркса — Додсона, результативность любой деятельности зависит от силы мотивации.

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования (Х. Хекхаузен 2001, 2003, Штернберг, 2000, А. Анастази, 2000, Т. О. Гордеева, 2006 и др.) показывают существенное влияние мотивации достижения на успеваемость. По мнению Т. О. Гордеевой [1], мотивация достижения является надежным прогностическим фактором успешности учебной деятельности в любом учебном заведении. Под мотивацией достижения Т. О. Гордеева [1] понимает мотивацию достиженческой деятельности — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектов окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Иными словами, такая

деятельность, которая мотивируется стремлением сделать что-либо как можно быстрее и качественнее.

Несколько иные представления на мотивацию достижения у известного немецкого психолога Х. Хекхаузена [2]. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «... попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести к успеху или неудаче.

Л. И. Божович [3] выделяет несколько категорий учебных мотивов, познавательные мотивы, к которым относятся необходимость в интеллектуальной активности, познавательные интересы обучающихся и потребность в овладении новыми знаниями и умениями. Вторая категория — социальные мотивы, которые проявляются в стремлении обучающегося занять место в системе общественных отношений, в потребности в общении и признании других людей.

Одновременно активно ведутся поиски условий для формирования потребности обучающихся в самостоятельном добывании информации, но, вместе с тем, стоит подчеркнуть, что объем знаний, получаемый студентами в учебном заведении, невозможно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.