ному собранию от 26.04.2007 / Парламентская газета. — 2007. — 27 апреля. - № 60.
5. Бердяев, Н. А. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Смысл творчества: философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. — М. : Искусство. Мега, 1994. — 356 с.
6. Мень, А Культура и духовные возможности / А Мень. — М. : Искусство, 1992. — 144 с.
7. Ильин, И. А Основы христианской культуры / И. А. Ильин. — М. : Искусство, 1992. — С. 35—47.
8. Лихачёв, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачёв // Педагогика. — 2007. — № 9. — С. 58 — 66.
9. Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. — Казань, 2000. — № 10. — С. 11 — 16.
10. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ори-ентаций / Д. А. Леонтьев. — М. : Дом, 1992. — 52 с.
11. Шадриков, В. Д. Духовность и творчество / В. Д. Шад-риков // Основные концепции творчества одаренных детей. — М. : Молодая гвардия, 1997. — С. 361 — 370.
12. Шендрик, А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. — М. : ЮНИТИ — ДАНА, Единство, 2002. — 519 с.
13. Буева, Л. П. Духовная культура личности в современном образовании / Л. П. Буева // Современные проблемы культурологического образования. — М., 1993. — С. 56 — 59.
14. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Ве-бер // Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — 805 с.
15. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. — СПб [б.и.], 2000. — 245 с.
16. Научно-исследовательская работа студентов : учеб. пособие / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск [б.и.], 2005. — 372 с.
17. Мосолов, В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности) : курс лекций / В. А. Мосолов. — СПб. : ЛГУ, 1996. — 211 с.
18. Морозов, Е. А.. Социально-педагогическая практика (с элементами психолого-социально-педагогической диагностики) : метод. рек. по организации социально-педагогической практики студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «050711.65 — социальная педагогика» / Е. А Морозов, М. А Виль-цан. — 2-е изд., испр. и доп. — Тобольск : ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. — 96 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. ТЕЛЬПИС Александра Юрьевна, преподаватель кафедры истории, философии, культурологии и теории и методик обучения Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева.
Адрес для переписки: Gena41 @mail. ru
Статья поступила в редакцию 21.11.2012 г. © Г. Д. Бабушкин, А Ю. Тельпис
УДК 37.8.014 С. Н. ПАВЛОВ
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА_
Рассматривается связь имиджа с развитием конкурентоспособности образовательного учреждения, дается авторская трактовка понятия «имидж», проводится мысль о формировании имиджа как целенаправленного, организованного и планомерного педагогического процесса с использованием педагогического менеджмента; описываются условия, принципы, обеспечивающие создание эффективного имиджа вуза. Ключевые слова: формирование, информационная политика, общественное мнение, педагогический менеджмент, эффективность.
Интенсивное формирование глобального рынка образовательных услуг в течение последних десятилетий вызвало усиление конкуренции как на уровне отдельных образовательных систем, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. В этой связи перед ними встают задачи развития своей конкурентоспособности, эффективным инструментом которой является позитивный имидж. Известно, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо, к чему-либо. Именно за положительным отношением обязательно последует доверие, высокие оценки и уверенный выбор.
Введение рейтинга вузов страны с целью определения уровня их образовательного потенциала вывело на первый план выявление объективных критериев определения уровня образовательной деятельности и состояния имиджа вуза. Следовательно, задача создания позитивного имиджа является актуальной, актуальность обусловлена еще и тем, что имидж организации является одним из основополагающих факторов, определяющих возможности выхода российских образовательных учреждений на мировые рынки, значение которого в связи с вступлением РФ в ВТО будет только возрастать.
Необходимо отметить, что на выбор вуза современным абитуриентом влияет: знание им результата деятельности вуза (качество подготовки специалистов, востребованность на рынке труда и пр.), т. е. то, что в имиджелогии обозначается термином «образ продукции», известность вуза, мнение о нем тех, кто учился, работал в нем, учится, работает (традиции, история, дизайн помещений и пр.), т. е. то, что в менеджменте обозначается термином «неформальные вербальные маркетинговые коммуникации». Наложение этих двух пластов, по мнению В. В. Волковой, и образует явление, названное «имиджем организации» [1].
Имидж организации — это совокупное общественное восприятие компании или фирмы (в том числе вуза) многими людьми. С нашей точки зрения, имидж — это впечатление, основанное на лидирующей оценке в сознании индивида какого-либо объекта, отвечающей критериям, превалирующим в общественном мнении [2].
Имидж является результатом познания и обработки информации и ее оценки, он представляет коммуникативную единицу, посредством которой можно работать с массовым сознанием, систему представлений людей о каком-либо объекте, имеет объектно-субъектную природу, связан с общественным мнением. Характеризуется совокупностью воздействий на сознание человека, которые вызывают определенное впечатление, мнение, отношение, что свидетельствует в пользу возможности его формирования с помощью специальных средств.
Следовательно, процесс создания имиджа в педагогике высшей школы требует управленческих действий, что позволяет взять на вооружение педагогический менеджмент. Педагогический менеджмент в работах современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности. В нашем случае перед органами управления вузом стоит задача создания эффективного имиджа, в котором набор положительных характеристик о вузе в комплексе способствует достижению основных его целей, создает устойчивую ассоциативную связь между целостным образом и РЯ-объектом, формирует символический и пабли-цитный капиталы [3].
Педагогический менеджмент рассматривает формирование имиджа как целенаправленный, организованный и планомерный процесс реализации основных его компонентов, необходимых для получения позитивного отношения целевых аудиторий к вузу. Поэтому, по нашему мнению, правомерным будет определение формирования имиджа вуза как педагогического процесса. Исследователями отмечается, что сущность формирования эффективного имиджа как целенаправленного и организованного педагогического процесса заключается в выработке готовности руководящего, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов к работе над имиджем вуза. Такое понимание сущности формирования имиджа вуза обуславливает его психолого-педагогическую структуру и специфический характер структурных элементов, способ связей и взаимодействий между элементами, составляющими целостное психолого-педагогическое образование. Структура процесса формирования имиджа вуза предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, закономерностей, принципов, методов, условий и форм его реализации.
Все эти элементы процесса формирования имиджа вуза взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой целостный педагогический процесс. Ведущими элементами процесса являются субъекты (органы управления вузом, ректор, проректор, деканы, студенты), объекты (абитуриенты, родители, работодатели, органы местного самоуправления и пр.). Поскольку общее впечатление об организации формируется на основе информационной и оценочной составляющих имиджа, перед менеджментом вуза стоят задачи проведения целенаправленной информационной политики (базирующейся на стратегии и тактике), а также формирования компетентного общественного мнения. Цели в информационной политике — это идеальные результаты, для достижения которых осуществляется информационная деятельность и которые служат ее побудительными мотивами, во многом определяя содержание, успех или неудачу информационной политики. К основным целям информполитики можно отнести: обеспечение населения объективной информацией, повышение осведомленности о вузе, улучшение отношения к нему, привлечение внимания к новым специальностям, возможностям их получения, инновационным разработкам ученых, формирование намерения получить образование в этом вузе, противодействие конкурентам, предотвращение искажения информации, информационная поддержка интересов вуза в органах власти и управления.
Отметим, что правильно поставленная цель в информационной деятельности осуществляется успешно при грамотно выстроенной стратегии и тактике. Если стратегию понимать как определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели, а тактику — как способ движения по генеральному пути к цели (Р. Аидинян, Т. Шипунова и др.), то, исходя из этого, стратегия информационной политики вуза может, по нашему мнению, заключаться в завоевании информационного пространства муниципального образования, области, региона. Это как бы общая модель организационной работы, рассчитанная на длительный период, позволяющая достичь желаемого состояния, которая может развиваться с помощью тактики — детального плана действий. К тактическим задачам в таком случае можно отнести обеспечение стабильного потока новостей о различного рода деятельности вуза в СМИ.
Подчеркнем, что информационная и оценочная составляющие, характеризующие сущность понятия «имидж», позволяют информационную политику направить на формирование компетентного общественного мнения, дающего адекватную оценку о вузе, а в целом информполитику и общественное мнение использовать в качестве инструментов создания имиджа вуза. При этом компетентное общественное мнение нами будет рассматриваться как мнение, основанное не на обыденном, а на теоретическом сознании [4].
В основу формирования общественного мнения при использовании педагогического менеджмента должно быть положено педагогическое моделирование данного процесса, которое охватывает моделирование субъекта деятельности, средств проблемно-содержательного обеспечения, ее процедуры, продукта и условий, т.е. создания модели. Модель в педагогическом исследовании отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса [5]. Модель формирования общественного
мнения о вузе нужна для того, чтобы: научиться управлять процессом формирования общественного мнения о вузе и определить наилучшие способы при заданных условиях, целях и критериях; прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на субъект общественного мнения с выходом на желаемый результат; основываясь на педагогических принципах, придавать технологичность педагогическому процессу формирования общественного мнения.
Разработанная нами модель состоит из трех блоков: целеполагание, организация, оценивание. Реализация ее предполагает решение ряда задач. К их числу мы относим: своевременное информирование населения о деятельности вуза, о реформах в сфере образования, целенаправленное и комплексное воздействие на сознание людей посредством комментариев, разъяснений или уточнений уже имеющихся индивидуальных мнений, использование в работе групповых форм информационного и воспитательного воздействия, оказание разъяснительного влияния на лидеров политических партий, общественных и религиозных организаций с целью достижения понимания тех или иных проблем в образовательной деятельности вуза на основе теоретического сознания. Модель предусматривает важность установления организационных отношений органов управления вузом и субъектами общественного мнения, использование таких форм, как пресс-конференции, брифинги, проведение «Дней вуза» на предприятиях, в школах, а также комплекс организационно-педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования общественного мнения о вузе, к которым мы относим: высокий уровень готовности руководителя вуза к продуктивному общению при организации публичных встреч; наличие в системе управления вузом организационной структуры, занимающейся формированием общественного мнения и эффективно использующейся властные основания; специфическое моделирование действительности при передаче информации населению в системе местного самоуправления; соответствие модели личностно-деловых качеств руководителя вуза первичной презентации имиджа в ходе реализации наказов коллектива, высказанных при избрании на должность ректора [6]. Все перечисленные компоненты, как показывает практика, обеспечивают эффективность функционирования модели.
Ю. А. Конаржевский с позиции педагогического менеджмента выделяет в числе управленческих принципов принцип сотрудничества, предусматривая перевод управления с монологической на диалогическую основу, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям, подводя к принципу принятия коллективного решения, что позволяет сделать вывод о необходимости использования органами управления вузом групповых форм работы — «команды» при формировании имиджа. В. А. Михеев определяет команду как социальную группу, выделяя роль лидера, которому доверяют члены команды. Команда — это сплоченная социальная общность, члены которой имеют высокий уровень профессиональной подготовки, разделяют цели, ценности, общие подходы к реализации совместной деятельности, обладают взаимодополняющими умениями, способны выполнять любые внутрикомандные роли, принимать на себя ответственность за конечные результаты деятельности, что позволяет достигать си-
нергетического эффекта при выполнении конкретной деятельности [2].
На основе этих компонентов, раскрывающих сущность команды, целесообразно выстраивать педагогический менеджмент, который должен побуждать управленцев к командной работе. При этом необходимо учитывать принципы, условия, способствующие успешному формированию имиджа. К основным из них относят: социально-психологические условия (выявление и учет типичных потребностей, представлений, ожиданий у потребителей образовательных услуг, которые могут быть реализованы, развиты в процессе формирования имиджа); педагогические условия (создание субъектно-субъект-ных отношений между целевыми аудиториями и органами управления вузом, мотивационная поддержка субъектов формирования имиджа, организация педагогического мониторинга с целью анализа и прогнозирования имиджа, деятельность по его поддержанию); управленческие принципы: принцип управленческого обеспечения — связан с реализацией ресурсного обеспечения управления, который позволяет функционировать процессам бесперебойно и максимально эффективно; принцип гласности, открытости, доверия, свободной дискуссии — предполагает нахождение оптимальных управленческих решений путем критического анализа имиджа вуза, включает информацию о состоянии его компонентов, дает возможность осуществлять целенаправленную коррекцию для повышения эффективности данных процессов; методические принципы: принцип адресности — определяет необходимость формирования имиджа с учетом адресности, относящейся к разным социальным группам — объектам формирования имиджа; принцип повторения — состоит в многократном повторении сообщения, способствующего запоминанию информации о вузе потребителем; принцип «двойного вызова» — основан на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием, чтобы побудить человека, нужно сделать ему «двойной вызов»; принцип целостности имиджа — обеспечивает не только непротиворечивость целей, но и его отдельных составляющих, которые могут противоречить и взаимоисключать друг друга. (Е. Н. Богданов, В. В. Волкова, В, Г. Зазыкин, Г. Г. Почепцов, Л, А. Ро-бинович, А. А. Стерехова и др.).
Закономерным, на наш взгляд, также является и обращение руководства вуза при формировании имиджа к общественным связям, предполагающее установление и поддержание эффективных взаимоотношений и атмосферы взаимопонимания и доверия как внутри организации, так и между организацией и ее целевыми аудиториями, использование инструментов «паблик рилейшнз»; опору на общественный консультативный совет, создаваемый при ректоре из лидеров политических партий, общественных и религиозных организаций, который бы помогал формировать эффективный имидж в глазах общественности.
Таким образом, рассмотренная нами проблема формирования имиджа вуза базируется на интегра-тивном взаимодействии участников этого процесса, осуществляемом на основе использования педагогического менеджмента, что дает положительный результат.
Библиографический список
1. Волкова, В. В. Педагогическая концепция формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Волкова. — М., 2010. — 46 с.
2. Осипова, С. И. Характеристика личности, способной к командной работе / С. И. Осипова, В. С. Окунева // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 5. — 74 с.
3. Фимина, М. А. Имидж вуза как составляющая система образования / М. А. Фимина // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. заоч. научн. конф. — Чита : Молодой ученый, 2011. - С. 68-72.
4. Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. — М. : Политиздат, 1988. — 383 с.
5. Педагогика воспитания и развитие личности учащихся / И. М. Дуранов [и др.]. — Магнитогорск : МГПИ, 1996. — 315 с.
6. Павлов, С. Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза / С. Н. Павлов. — М. : Академия естествознания, 2011. — 213 с.
7. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. — М. : Тендем, ГНОМ-ПРЕСС, 1997. — 256 с.
ПАВЛОВ Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), начальник Управления информации и общественных связей.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.01.2013 г. © С. Н. Павлов
УДК 3776 Д. А. КЛЕНИН
В. А. САЛЬНИКОВ О. В. ТОПОРКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
Омский автотранспортный колледж
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы адаптации студентов технического колледжа к образовательной деятельности. Выявлены изменения познавательных интересов обучающихся и некоторая потеря интереса к уровню успеваемости. На протяжении первых двух курсов наблюдаются изменения коммуникативности обучающихся как в отношениях с преподавателями, так и с одногруппниками. Полученные данные могут быть реализованы при формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся.
Ключевые слова: адаптация, коммуникативность, уровень успеваемости, познавательные интересы, мотивация
Введение. Успешность учебной деятельности зависит от целого комплекса личностных и социально-психологических факторов. На протяжении нескольких десятилетий в педагогической практике считалось, что на успешность учебной деятельности влияют, прежде всего, способности и интеллект. Тем не менее имеющиеся на настоящий момент исследования подтверждают, что немаловажную роль в повышении эффективности учебной деятельности играет мотивация, а именно ее сила и структура. Согласно закону Йеркса — Додсона, результативность любой деятельности зависит от силы мотивации.
Многочисленные зарубежные и отечественные исследования (Х. Хекхаузен 2001, 2003, Штернберг, 2000, А. Анастази, 2000, Т. О. Гордеева, 2006 и др.) показывают существенное влияние мотивации достижения на успеваемость. По мнению Т. О. Гордеевой [1], мотивация достижения является надежным прогностическим фактором успешности учебной деятельности в любом учебном заведении. Под мотивацией достижения Т. О. Гордеева [1] понимает мотивацию достиженческой деятельности — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектов окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Иными словами, такая
деятельность, которая мотивируется стремлением сделать что-либо как можно быстрее и качественнее.
Несколько иные представления на мотивацию достижения у известного немецкого психолога Х. Хекхаузена [2]. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «... попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести к успеху или неудаче.
Л. И. Божович [3] выделяет несколько категорий учебных мотивов, познавательные мотивы, к которым относятся необходимость в интеллектуальной активности, познавательные интересы обучающихся и потребность в овладении новыми знаниями и умениями. Вторая категория — социальные мотивы, которые проявляются в стремлении обучающегося занять место в системе общественных отношений, в потребности в общении и признании других людей.
Одновременно активно ведутся поиски условий для формирования потребности обучающихся в самостоятельном добывании информации, но, вместе с тем, стоит подчеркнуть, что объем знаний, получаемый студентами в учебном заведении, невозможно