Научная статья на тему 'Средства духовной музыки как фактор формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки'

Средства духовной музыки как фактор формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
392
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пырикова О. В.

В статье на основе комплексного педагогического эксперимента доказывается, что изучение основ духовной музыки чрезвычайно важно для развития профессиональной и нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки. Приводятся результаты констатирующего и контрольного экспериментов, подтверждающие эффективность занятий духовной музыкой для развития нравственно-эстетической культуры личности. Приводятся схемы и модели конкретных занятий на основе духовной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства духовной музыки как фактор формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки»

Они должны обеспечить возможность соприкосновения студентов с прогрессивными взглядами, культурой научного знания и научной деятельности, культурой профессиональной деятельности. Поэтому работа кафедр в этом направлении должны вестись постоянно.

The article defines the notion of Teaching materials. It characterizes its components and structure. The article reveals drawbacks in teaching materials arrangement, lays down educational standards of teaching materials construction methods, analyses teching materials structural components and their dialectical interrelation.

The key words: teaching materials, teaching materials components, national educational standard, curriculum, syllabus, accreditation.

Список литературы

1. Егорова Е.Б. Об учебно-методическом комплексе дисциплины // Преподаватель XXI века. 2007 №

2. Колесников А.В. Модель организации электронных ресурсов Белорусского института правоведения //Открытое образование. 2004 №4 С. 94-99

3. Минченков ЕЕ. Учебно-методический комплекс // Химия: методика преподавания в школе. 2001 №3. С.9-18

4. Палъчевский Б.В. Культурологические основания готовности к разработке учебно-методических комплексов //Педагогика. 2007 №2. С.23-30

5. Персланов В.В., Логвинова Е.И. Компьютерный учебно-мегодический комплекс «Информационные системы» для педагогического вуза // Педагогическая информатика. 2006 №3. С.44-47

6. Царева С.Е. Учебно-дидактический комплекс как необходимое условие эффективности и качества профессиональной подготовки студентов //Начальная школа. 2005 №7. С.3-6

Об авторе

А. А. Прядехо - докт. пед. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

А.А. Прядехо - докт. пед. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 378.147

О.В. Пырикова

СРЕДСТВА ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В статье на основе комплексного педагогического эксперимента доказывается, что изучение основ духовной музыки чрезвычайно важно для развития профессиональной и нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки. Приводятся результаты констатирующего и контрольного экспериментов, подтверждающие эффективность занятий духовной музыкой для развития нравственно-эстетической культуры личности. Приводятся схемы и модели конкретных занятий на основе духовной музыки. Ключевые слова: нравственно-эстетической культура, духовная музыка, учитель музыки, основы духовной музыкальной культуры, средства музыкальной выразительности.

К современному учителю общество предъявляет высокие требования и с точки зрения профессионализма, и с позиций нравственно-эстетической культуры личности. Эстетическая направленность деятельности учителя музыки предполагает высокий уровень знания музыки, исполнительский потенциал, владение игрой на инструменте и

т.д. Изучение духовной музыки логично дополняет эти предположения, так как духовная музыка, во-первых, является одним из древнейших видов искусства на Руси (историческая составляющая), во-вторых, частью творческого наследия профессиональных композиторов (теоретико-музыковедческая составляющая), в-третьих, атрибутом духовной жизни многих россиян (социально-личностная составляющая). Поэтому мы считаем, что изучение основ духовной музыки чрезвычайно важно для развития профессиональной и нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки. Однако возникает противоречие между необходимостью формирования нравственно-эстетической культуры личности будущего учителя музыки на основе духовной музыки и отсутствием в государственном образовательном стандарте содержания, актуализирующего изучение духовной музыки как составляющей рабочих программ. Противоречие порождает проблему: «Каким образом найти место духовной музыке в образовательном процессе на музыкально-педагогических факультетах и какими формами и методами организовать ее изучение и использование в нравственно-эстетическом воспитании будущих учителей музыки?»

Понимая актуальность данной проблемы, мы поставили задачу экспериментально проверить роль духовной музыки в нравственно-эстетическом воспитании будущих учителей музыки и способы ее эффективного использования.

Рассматривая потенциал духовной музыки с позиции развития нравственно-эстетической культуры, можно отметить, что за время экспериментальной работы мы не выявили ни одного музыкального произведения духовной музыки, неполноценного в отношении соблюдения нравственных норм. Смысловая основа произведений, в течение многих веков проходившая тщательный анализ и осмысление, утверждает такие качества, как милосердие, любовь к людям, снисхождение, доброту, сдержанность, терпение, искренность, заботу, надежду, стремление к самосовершенствованию и др. Умение видеть и находить прекрасное в действительно ценном (поступке, явлении, произведении и пр.) и нравственное в прекрасном - наиболее полно, всесторонне, эмоционально раскрывалось в процессе изучения духовной музыки.

Суть нашего эксперимента состояла в углубленном знакомстве студентов - будущих учителей музыки социально-педагогического факультета Б ГУ с феноменом духовной музыки с целью формирования нравственно-эстетической культуры студентов.

Для реализации задач эксперимента был разработан спецкурс «Основы духовной музыкальной культуры» (1 семестр, 32 часа); организован академический хор, одной из программ которого является программа духовной музыки. За время существования (3 года) хор стал дипломантом Всероссийского конкурса им. Соловьева-Седого (г. Москва), лауреатом Межвузовского конкурса студенческих хоров (г. Санкт-Петербург), лауреатом областного конкурса «Живи и пой», участником Первого областного фестиваля духовной музыки «Россия, верую в тебя...». В качестве методического обеспечения спецкурса было разработано учебно-методическое пособие «Очерки по истории русской духовной музыки», в котором, помимо лекционного материала, присутствуют вопросы и задания по главам и разделам. Данное пособие используется в образовательном процессе общеобразовательных школ Брянской области по дисциплине «Основы православной культуры».

Таким образом, сущность эксперимента заключалась в синтезе ког нитивного, деятельностного, мотивационно-ценностного компонентов нравственно-эстетической культуры личности на основе изучения духовной музыки.

Духовная музыка имеет свою систему средств музыкальной выразительности, не всегда одинаковую для разных исторических эпох. Описывая в учебно-методическом пособии виды, жанры духовной музыки, мы также предлагаем анализ исполнительской специфики. Так, исполнение знаменного распева в корне отличается от исполнения практически всех других, более поздних образцов духовной музыки. Подробно изучая

систему средств музыкальной выразительности, мы предлагаем выявить особенности этой системы в каждом конкретном произведении и направлении в целом. Критериями качества усвоения материала являются:

- свободная ориентация в специфике, жанрах и видах духовных песнопений;

- владение знаниями о песнопениях Всенощного бдения и Литургии (строение, значение, перевод);

- представление о развитии русской духовной музыки с X по XX вв.;

- владение знаниями о системе средств музыкальной выразительности каждого из исторических направлений;

- усвоение специфики духовных сочинений в творчестве профессиональных композиторов.

Таблица 1

Модель занятия по изучению духовной музыки

Тема занятия Анализ произведения Исполнение фрагмента голосом Прослушивание аудиозаписи (просмотр)

Возникновение русской духовной музыки. 1. Синтез греческой и болгарской духовной культуры; 2. Особенности становления и современного использования системы осьмогласия. 1. П. Мироносиц-кий Псалом 14 2. Догматик 1-го гласа: смысл текста, выделение системы средств музыкальной выразительности. 1. П. Мироносицкий Псалом 14 (по партиям) 2. Музыкальный материал 6-го гласа (сольно, по группам). 3. Исполнение на занятиях хора: Светилен «Да почтется ...» знаменный распев. 1. Ф. Христианин Стихира. Знаменный распев. 2. С. Рахманинов. 1-я сюита для двух фортепиано, финал (фрагмент цитирования Пасхального тропаря). 3. Просмотр видеозаписи концерта Академического хора БГУ (программа духовной музыки)

Таблица 2

Схема целостного анализа духовного сочинения в историческом развитии

Жанр Мело- Ритмическая Склад из- Дина- Темп Форма Образ-

диче- организация ложения мика ный

ский строй

рисунок

Зна- Посту- Крупные Унисон От- Мед- Стро- Сосредо-

менный пенное длительно- или сутст- лен- фичная точен-

распев движе- сти, распевы октавный вует ный ность, уг-

Х-ХУ ние слогов унисон лублен-

века ность

Много- Посту- Крупные, Двух-, От- Мед- Стро- Распе-

голосие пенное средние трехголо- сутст- лен- фичная тосгь, ви-

XVI- движе- длительно- сие, ли- вует ный тиева-

XVII ве- ние сти распевы неарносгь тость

ка слогов

Партес- Появ- Различные Гомо- Конт- Уме- Куплет- Близость

ное пе- ляются длительно- фонно- раст- рен- ная катам,

ние скачки сти гармони- ная ный гимнам

XVII век ческий

Партес- Разно- Многообра- Аккордо- Разно- Раз- Трех-, Ариозно-

ный образ- зие дли- вый, по- об- лич- четы- сгь, ук-

концерт ная ме- тельностей, лифони- разная, ные рех- рашения,

XVIII лодика, юбиляции ческий, вырази- темпы частная яркость

век скачки подголо-сочный тель-ная

Духов- Лине- Различные Подголо- Разно- Уме- Вариа- Много-

ная му- арное длительно- сочный, образ- рен- цион- плано-

зыка движе- сти; элементы ная, ный ная, вость об-

профес- ние, преимуще- имита- конт- скорый трехча- разов

сио- скачки ственно ции раст- стная

нальных не часты мелкие ная

компо-

зи-

торов

XIX в.

Духов- Богатая Все дли- Все виды Мно- Слож- Много- Филосо-

ная му- мело- тельности, изложе- гооб- ная образие фичность,

зыка дика, полиритмия ния разие кон- форм метафо-

авторов поли- оттен- траст- ричность,

2-ой мело- ков ная поиск

пол. XX дизм агогика индиви-

века дуального

При работе с данной схемой студенту предлагается на основе услышанного произведения правильно заполнить графы (мелодия, ритм, склад изложения, динамика, темп, вид записи, форма), тем самым обосновав характеристику конкретному жанру духовной музыки.

В ходе формирующего эксперимента мы применяли методы как общепедагогические, так и специальные. К первым относятся: наглядные, словесные и практические:

- демонстрация духовный сочинений (Знаменный распев, «Заступнице усердная» П. Чеснокова, «Благослови, душе моя, Господа» С. Рахманинова) и произведений философско-духовного, лирико-философского характера («Зорю бьют», «Музыка к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» Г. Свиридова, «Смолкли залпы запоздалые» Д. Шостаковича, кантата «Иоанн Дамаскин» С. Танеева и др.) ;

- наблюдения: за гармонией в человеческих отношениях, певческой культурой выдающихся певцов, наблюдение за красотой природы и пр.; в) демонстрация различных репродукций, портретов композиторов (А.Д. Кастальский, прот. П.И. Турчанинов, C.B. Рахманинов, П.Г. Чесноков и др.; портрет Ф. Шаляпина, автор - А. Серов, «Сикстинская Мадонна», автор - Рафаэль, репродукции икон и т.д.); словесные: а) объяснение нового материала с учетом общей интеллектуальной культуры студентов, а также толерантности во взаимоотношениях;

- рассказ о творчестве композитора духовной музыки, его деятельности, выявление основных черт стиля;

- работа с книгой в основном предлагалась студентам во время подготовки докладов по программе спецкурса;

- пропевание фрагмента сочинения, исполнение его на фортепиано, интонирование партии во время репетиции хора, участие в концерте;

Таблица 3

Модель хорового занятия на основе духовной музыки

Цель Содержание Методы Средства Формы

Разви- Знания: нотной Практические (про- Материальные: Индивиду-

тие грамоты, замысла, певание, повторе- ноты, инструмен- альные

нравст- средств муз. выра- ние); ты, магнитофон и (сольное

венно- зительности, жан- Наблюдения (за видеомагнито- пропева-

эстети- рах дух. музыки. гармонией в челове- фон, репродук- ние), микро-

ческой Умения: чисто и ческих отношениях, ции картин, групповые

культу- выразительно ин- певческой культурой портреты компо- (по

ры пу- тонировать, петь в выдающихся певцов, зиторов и т.д. партиям),

тем ис- коллективе и красотой природы), Идеальные: зна- макрогруп-

полне- сольно. демонстрация порт- ния, полученные повые (хор)

ния со- Навыки: прави- ретов, репродукций, ранее, а также но-

чине- льного дыхания, объяснение нравст- вый учебный ма-

ний ду- звукоизвлечения, венно-эстетической териал

ховной звуковедения сущности нового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

музыки произведения

Результат: в процессе исполнения дух. музыки уровень нравственно-эстетической культуры студентов значительно повышается

Специальные методы:

- целостный анализ произведений, в том числе самостоятельный, активизация ассоциативного мышления, выявление аллюзий.

- комментирование текстов произведений, приведение различных примеров из жизни, литературы, факты творческих биографий;

- моделирование ситуаций на примере музыкального произведения;

-самостоятельный анализ произведения, исполнение сочинений с обязательным

контролем усвоения текста;

-сочинения студентов с акцентированием их внимания на выявление нравственно-эстетического аспекта сочинения.

Таким образом, нами использовался спектр методов для повышения эффективности процесса изучения духовной музыки, которая, в свою очередь, является средством для развития нравственно-эстетической культуры будущего учителя.

В результате экспериментальной работы стало более понятным отношение современной молодежи, будущих учителей музыки, к духовной музыке. В целом это отношение можно студенты выражали следующим образом: «не ожидал, что она может быть понятна и близка в XXI веке» (Сергей Н., студент 4 курса). Углубленное знакомство с духовной музыкой, ее прослушивание и исполнение музыкальных произведений в хоре, несомненно, повлияло на степень сформированное™ нравственно-эстетической культуры студентов.

Ниже мы приводим результаты формирующего эксперимента, имеющего своей целью показать, насколько изучение духовной музыки в комплексе дисциплин и внеаудиторных занятий эффективно как средство формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки.

С целью сравнения результатов представляем итоги опытно-экспериментальной работы с сопоставлением экспериментальной и контрольной групп. В качестве контрольной группы мы взяли группу студентов 4 курса дневной и заочной формы обучения СПФ БГУ, в программу обучения которых не входит изучение духовной музыки, что отражено в нижеследующей таблице 4.

Таблица 4

Сравнение уровней сформированности нравственно-эстетической культуры средствами духовной музыки у участников формирующего эксперимента и студентов контрольной группы в % отношении

Уровни Виды критериев Студенты СПФ БГУ (кафедра художественного образования, дневная форма обучения). В % Студенты СПФ БГУ (кафедра художественного образования, заочная форма обучения). В %

Экспериментальная группа Контрольная группа, % Экспериментальная группа Контрольная группа, %

Адаптивный Когнитивный 10 18 19 25

Деятельностный 19 30 8 20

Эмоционально-ценностный 8 19 11 26

Репродуктивный Когнитивный 66 68 64 68

Деятельностный 60 57 70 64

Эмоционально-ценностный 71 66 71 70

Креативный Когнитивный 24 14 17 7

Эмоционально-ценностный 21 16 18 10

Д еятел ьностный 21 13 22 16

Как видно из данных таблицы, у студентов контрольной группы, обучающихся по учебному плану, не включающему занятия по изучению духовной музыки, уровни развития нравственно-эстетической культуры несколько ниже. Показатели их ответов ниже, чем соответствующие показатели у студентов дневной и заочной формы обучения СПФ БГУ (кафедра художественного образования).

В таблице 2 приведены результаты опытно-экспериментальной работы по каждому из критериев определения уровней участников формирующего эксперимента (средний балл, в абсолютных числах и в % отношении.

Таблица 5

Результаты исследования по итогам формирующего эксперимента

Студенты СПФ БГУ (кафедра художественного образования, дневная форма обучения)

Студенты СПФ БГУ (кафедра художественного образования, заочная форма обучения)

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Абс./ч. в % Абс./ч в% Абс./ч в % Абс./ч. в %

Адаптивный 8 26,7 4 13,3 И 21,1 6 11,6

Репродуктивный 18 60 19 63,4 35 67,3 36 69,2

Креативный 4 13,3 7 23,3 6 11,6 10 19,2

Итого 30 100 30 100 52 100 52 100

Обобщенные результаты исследования представлены в нижеследующей таблице.

Распределение участников эксперимента по уровням сформированности нравственно-эстетической культуры средствами духовной музыки

Уровни Распределение по уровням в %

Экспериментальные группы «А» Контрольные группы «Б»

начало конец начало конец

экспе эимента эксперимента

Адаптивный 23,9 10,3 24,7 17,3

Репродуктивный 63,7 65,6 63,8 65,6

Креативный 12,4 24,1 11,5 17,3

По результатам формирующего эксперимента было выяснено, что уровень нравственно-эстетической культуры в процессе изучения духовной музыки повысился в среднем на 10,2 %.

Так, у студентов СПФ (кафедра художественного образования, дневная форма обучения) увеличился процент ответов по показателям креативного уровня (с 12,7% до 22,7%), а адаптивного - уменьшился (с 23,3% до 12,3%).

У студентов СПФ заочной формы обучения (кафедра художественного образования) разница в результате констатирующего и формирующего экспериментов составила в среднем 10%, особенно эти изменения коснулись показателей когнитивного и эмоционально-ценностного критериев.

В целом, характеризуя изменения показателей когнитивного критерия, можно отметить, что знания истории духовной музыки у участников формирующего эксперимента стали систематизированы, основные понятия эстетики и нравственности ими усвоены, профессиональные действия они соотносят с теоретическими положениями в области нравственно-эстетической культуры. Говоря об изменениях показателей дея-тельностного критерия, особенно его креативного уровня, можно констатировать следующее: владение профессиональными умениями и навыками (анализ партитуры духовного сочинения, выделение средств музыкальной выразительности, осмысление и перевод текста, выразительное исполнение) улучшилось. Помимо анализа музыкального произведения, у участников формирующего эксперимента стало более профессиональным вокальное исполнение произведений, что выражается в красивом звуке, полетности тембра, округлости звучания при четком произношении согласных, проникновении в замысел авторов, выразительном и артистичном исполнении и других характеристиках. Работа над вокальными данными участников хора велась на индивиду-

альных и мелкогрупповых (по партиям) занятиях. Особенно важно владение навыками правильного вокального пения для будущих учителей музыки, так как эти навыки составляют основу их профессиональной деятельности.

Одной из самых сложных задач при развитии эмоционально-ценностного компонента нравственно-эстетической культуры для нас стало развитие у будущих учителей музыки нравственно-эстетического отношения к жизни и профессиональной деятельности. Наиболее ярко проявление данного компонента выражается в деятельности учителя музыки, так как музыка сама по себе является частью эстетической культуры. Поэтому выбор духовной музыки как средства формирования нравственно-эстетической культуры кажется нам наиболее благоприятным. Прочувствовав, проникшись настроением и состоянием духовной музыки, человек, помимо эмоций, выносит с занятия или концерта мощный импульс, заряд умиротворения, любви, заботы, неотчужденности. Перенося затем эти эмоции на другого, т.е. развивая мотивационно-ценностную сферу межличностного общения, человек и формирует особый тип нравственно-эстетического отношения к другому, к жизни, к себе самому и своим поступкам.

Наше исследование подтвердило нашу гипотезу: действительно, формирование нравственно-эстетической культуры студента средствами духовной музыки будет более эффективным, если духовная музыка рассматривается как педагогическое средство формирования нравственно-эстетической культуры учителя музыки, обладающее значительным нравственно-эстетическим потенциалом, если образовательный процесс направлен на формирование нравственно-эстетической культуры учителя музыки средствами духовной музыки, обеспечено активное участие студентов в образовательном процессе вуза от целеполагания до подведения итогов и рефлексии с признанием студента субъектом развития собственной нравственно-эстетической культуры.

Through the complex pedagogical experiment it is proved that the study of spiritual music fundamentals is exceptionally important for developing professional, ethical and aesthetic culture of a future music teacher. The author reviews diagnostic and monitoring experiments which verify the effectiveness of spiritual music studies for developing a person's ethical and aesthetic culture. Schemes and patterns of the lessons on the basis of spiritual music are mentioned here as an instance.

The key words: ethical and aesthetic culture, spiritual music, music teacher, the foundations of spiritual music culture, musical expressive means.

Список литературы

1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 140 с.

2. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование. М.: Прометей, 2002. 345 с.

3. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Мат-лы Междун. конф. «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» / Под ред. Е.Д. Критской, JI.B. Школяр. М.: Флинта, 1999. 296 с.

4. Пырикова О.В. Очерки по истории русской духовной музыки. Брянск: СПР ВОГ, 2006. 20 с.

Об авторе

О.В. Пырикова - ст. преп., проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.