Научная статья на тему 'Антиципирующие схемы поведения личности в практической деятельности психологов'

Антиципирующие схемы поведения личности в практической деятельности психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1213
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИЯ / ИНТЕРПОЛЯЦИЯ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / ПРОГНОЗ / ПРЕДВИДЕНИЕ / АNTICIPATION / ANTICIPATORY SCHEMES OF BEHAVIOR / FORECASTING / PLANNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрипник Татьяна Владимировна

В статье в качестве антиципирующих схем поведения личности практического психолога рассматриваются процессы экстраполяции-интерполяции, интуитивности, целенаправленности, самодисциплины для успешной реализации планов профилактической, консультативной, диагностической и психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anticipatory schemes of personality behavior in psychologist practice

This paper deals with the problems of achievement of high results at the work of educational institution psychologist. The following aspects in the work of psychologist are concerned: preventional, psychocorrectional, consultative, through anticipation (forecasting, planning, etc).

Текст научной работы на тему «Антиципирующие схемы поведения личности в практической деятельности психологов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159922 Т. В. СКРИПНИК

Омская гуманитарная академия

АНТИЦИПИРУЮЩИЕ СХЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ____________________________________

В статье в качестве антиципирующих схем поведения личности практического психолога рассматриваются процессы экстраполяции-интерполяции, интуитивности, целенаправленности, самодисциплины для успешной реализации планов профилактической, консультативной, диагностической и психокоррекционной работы.

Ключевые слова: антиципация, интерполяция, экстраполяция, прогноз, предвидение.

В современных условиях возрастает роль психологической службы во всех отраслях человеческой деятельности и вместе с тем становится актуальным повышение профессиональной пригодности молодого специалиста к новым условиям функционирования.

Многообразные задачи должностных обязанностей специалиста по психологическому сопровождению учащихся, сотрудников предъявляют высокие требования к личности самого психолога. Профессиональный блок личности психолога складывается из многих составляющих: знаний психодиагностических методов и методик, умений по выявлению с их помощью индивидуально-типологических особенностей личности и дифференцированному подходу к каждому обучающемуся, сотруднику, клиенту; навыков эффективного общения в любой ситуации, в том числе конфликтной и чрезвычайной; овладение умением составлять индивидуальные и групповые психокоррекционные программы и реализовывать их на практике в русле разнообразных подходов.

Как и у любого сотрудника, выполнение служебных обязанностей начинается с адаптационного периода, в котором выделяют три типа адаптации: профессиональную, межличностную и личностную.

Учитывая, что деятельность практического психолога всегда на виду у администрации, то напряженность труда у данного специалиста стабильно высока. Если объективные показатели адаптивности у практического психолога выше, чем у других сотрудников, то субъективная сторона адаптивности, включающая в себя «удовлетворенность трудом, профессиональный и личностный рост, осознание социальной значимости служебной деятельности» [Караваев А.Ф., 2002]. во многом зависит от личности самого психолога.

На наш взгляд, успешность данного процесса будет предопределена тем, насколько сотрудник умеет антиципировать (от лат.апИараИо — предвосхищение), предвидеть результаты своей деятельности. Такие личностные качества, выделенные нами в процессе научных исследований по антиципации, как способности к интерполяции — экстраполяции, пластичность мышления и поведения, творческая активность, флексибильность (по Залевскому Г., 2000), интуиция, организаторские способности и другие помогут молодому специалисту — психологу в этих личностных и профессиональных новообразованиях.

Адаптация человека в целом представляет собой сложные системы, состоящие из социально-психо-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

логических, предметно-психологических, внутри-личностных, организационных адаптем, складывающихся по различному типу взаимодействия. В том числе биопсихический и организменный уровни адаптации должны рассматриваться в общей системе регуляции. И.А. Жданов, рассматривая профессиональную адаптацию главным образом на социальном и социально-психологическом уровне, говорит: «Различая адаптацию как способность к деятельности и как устойчивость к воздействию вредных факторов, исходя при этом из системного подхода к решению профессионально-производственных вопросов, относящихся к молодежи, нельзя упускать из виду личностные факторы... Следовательно, для оценки процессов адаптации необходимо исходить из шкалы «цель-цена», где цель совпадает с общественной значимостью, а под ценой понимается сохранение, а точнее, укрепление здоровья, развития физических и духовных сил человека в процессе труда» [5]. .

Автор приводит схему зависимости эффективности профессиональной деятельности от процессов адаптации со ссылкой на введенное Г.Д.Волковым и

А.В.Филипповым (1974) понятие «адаптема». Мы согласны, что каждая адаптема символизирует довольно сложные процессы — поведенческие, информационные, энергетические, представляющие собой работу функциональных систем. Мы в своих исследованиях опираемся на многоуровневую организацию антиципирующих свойств и связываем успешную адаптацию личности с тренировкой акцептора результата действий в функциональной системе П.К.Анохина [2,9]. . Это согласовывается с мнением знаменитого российского ученого Б.Ф. Ломова, который пишет: «Разработка проблем антиципации требует дальнейшего изучения, в том числе ее нейрофизиологических механизмов. Хорошей основой для этого является теория функциональных систем П.К. Анохина» [6]. .

П.К. Анохин вскрыл психическую сущность предвидения как своеобразное свойство живых организмов, которое он назвал «опережающим отражением действительности» и как универсальный закон органического мира. На основе этой формы отражения сформировался и специализировался сам мозг как орган психической деятельности» [2]. .

Цели, будущие результаты своего возможного необходимого поведения человек предвосхищает в системе социально выраженных понятий. В частности в работе практического психолога значимое место занимает планирование своей деятельности, выдвижение гипотез, их проверка и принятие решений при разработке психокоррекционных программ. Вспомним, что говорит Г.С. Абрамова о психодиагностических навыках практического психолога: «Эффективность работы психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки [1]. . Умение определять цели, предвидеть результаты своей работы, можно сказать, превалируют у практического психолога, формируют антиципирующие схемы его поведения, а вслед за ним и клиента.

Развитию иерархии системных функций, непрерывно формируемых в антиципирующей схеме разного уровня и качества, большое внимание уделяли П.К. Анохин, В.А. Иванников, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков и др.

Разные авторы дают определения антиципации как способности, как установки и как состояния, а также одни связывают реализацию этого явления с осознанием, другие с подсознательным уровнем психики, третьи относят ее только к неосознаваемым

психическим явлениям. Проблематика антиципации, таким образом, изучается в психологии с различных позиций и требует дополнительного рассмотрения.

Понятие антиципации в контексте психологического знания принято определять как «способность высших живых существ (человека и животных) предвидеть появление результатов действий, предметов, явлений еще до того, как они будут реально осуществлены или восприняты» или «...подготовительная мысленная установка, с помощью которой субъект готовится к восприятию стимула» [7].

С позиции анализа мышления сущности антиципации касались представители вюрцбургской школы О. Кюльпе, А. Майер. Они утверждали, что механизм мышления начинается с осознания цели. При разрешении проблемы у человека формируется представление цели. Как отмечает О.К. Тихомиров, уже сама по себе констатация этого факта представляет определенный интерес изучения механизмов целеполагания и целеосуществления.

Согласно взглядам Н. Аха, «детерминирующая тенденция» мышления как процесса должна связывать воедино образ цели и образ ожидаемого результата. О. Зельц считал, что функция антиципации состоит в поддержании «тонуса» интеллектуальной активности. Иными словами — интеллектуальные операции актуализируются, а затем приводятся в движение антиципирующей схемой. Такой вывод О. Зельца о значимости антиципирующих схем поведения личности в дальнейшем был верифицирован в более полном и разностороннем анализе феноменов антиципации в сфере генетической психологии Ж. Пиаже, А. Валлона, Т. Бауэра и других исследователей.

В. Вундт предложил рассматривать понятие антиципации как «психического синтеза», охватывающего пространственно-временные рамки замысла, плана действия и детерминирующей тенденции психического акта. С именем К. Халла связано понимание антиципации как ожидания, без которого решительно невозможно представить себе активную умственную деятельность.

Б.Ф. Ломов говорит, что «особый интерес представляет изучение процессов антиципации в условиях общения людей и выполнении ими совместной деятельности, так как все предыдущие материалы по антиципации получены по результатам индивидуальной деятельности. В условиях общения и совместной деятельности антиципирующие процессы почти не изучались» [6]. .

Наши исследования антиципирующих свойств личности, например, в превенции отклоняющегося поведения личности основаны на применении таких психодиагностических методик как «Методика эффективности вероятностного прогнозирования» Л.И.Переслени, методика предвосхищения (автор Науменко Е.А.), прогрессивные матрицы Равена и других. Антиципация как предвидение результатов действия является универсальной функцией мозга, предупреждающей всякого рода ошибки, то есть совершение действий, не соответствующих поставленной цели.

Мнения российских и зарубежных ученых дополняют друг друга. Значимы исследования успешности преднастройки к движениям В.А. Иванникова и И.М. Фейгенберга: «Хранимый памятью вероятностно организованный прошлый опыт дает субъекту возможность предвидеть вероятные изменения среды и готовиться к реакциям в соответствии со значением прогнозируемых изменений среды. Подготовка к предстоящим действиям заключается в мобилизации энергетических ресурсов, в повышении функционального состояния сенсорных и моторных систем, в изменении

направленности психических процессов (восприятия, памяти, мышления). Объективными показателями преднастройки могут служить изменения электрической активности мозга (ЭЭГ), изменение тонуса мышц, изменение сердечной деятельности, изменение уровня сахара в крови, электрического потенциала кожи (КГР) и т. д. Организм развивает реакцию «широкой мобилизации» в ситуации неопределенного прогноза...» [4].

А.А. Крылов, разрабатывая проблему принятия решения, касается вопросов антиципации, показывая, что очень важным, интегральным механизмом использования резервов в экстремальных условиях деятельности является механизм самоконтроля.. Антиципирующие схемы поведения «повышают надежность выполняемой деятельности, упрощают принципы управления системой, снижая степень включения психофизиологических ресурсов человека» [Крылов А.А., 1990].

Антиципирующая деятельность рассматривалась как сложный интегративный процесс. Б.Ф. Ломов пишет: «В каждом конкретном случае в нем избирательно объединяется комплекс гностических, исполнительных, настроечных, «следящих» аппаратов, соматических и вегетативных компонентов» [6].

Об этом стоит помнить психологам в своей деятельности, когда, например, проводится тестирование кандидата на должность. Успешность тестирования во многом зависит от настроя клиента (соискателя) на общение с психологом, на предстоящую работу с ним. Необходимо уделить внимание периоду преднастройки к совместной деятельности, будь то профессиональный отбор или адаптация в коллективе, или выявление психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Здесь может помочь цветовой тест Люшера и музыкальное сопровождение тестирования. Мы в этой связи процесс индивидуальной психокоррекции рекомендуем начинать не с диагностического блока, как это рекомендует А.А.Осипова [8], а с установочного блока.

Н.А. Бернштейн уделял большое внимание проблеме антиципации, а именно рассматривал вопрос о роли программирующего аппарата мозга. «Благодаря этому аппарату строится модель не только того, что происходит в данный момент, но и того, что должно произойти». Эту своеобразную деятельность мозга он называл «заглядыванием вперед». «Очевидно, — пишет Н.А. Бернштейн, — что жизненно полезное или значимое действие не может быть ни запрограммировано, ни осуществлено, если мозг не создал для этого направляющей предпосылки в виде модели потребного будущего. Часть этого и есть вероятностное прогнозирование по воспринимаемой текущей ситуации» [3].

Тесно связана с антиципацией и концепция Н.А. Бернштейна о кольцевой регуляции движения и мысль о том, что идеомоторный акт (греч. idea — «образ, идея»; лат. motor — «приводящий в движение» и actus — «движение, действие») — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения происходит как бессознательно, так и осознаваемо. Выработка чувствительности к малозаметным для стороннего наблюдателя микродвижениям мышц клиента при идеомоторном акте позволяет угадывать по непроизвольным движениям человека его мысли и предугадывать их значение для себя и окружающих. На наш взгляд, одно из профессионально важных качеств в работе следователя, педагога, практического психолога.

Творческая компетентность практического психолога проявляется, как мы уже говорили, в умении планировать свою работу, правильно прогнозировать

конечные ее цели и результаты, в повседневной организации своего рабочего времени, выработке способностей к саморегуляции и самодисциплине.

Наши исследования подтверждают тот факт, что лица с высокоразвитыми механизмами интеллектуального уровня антиципации успешно действуют в проблемной и экстремальной ситуациях. Поэтому мы в своих научных наработках уделяем внимание антиципирующим свойствам личности в совместной деятельности психолога — студента, преподавателя — студента для повышения профессиональной отдачи психологов учебных заведений. В своей монографии «Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведения в среде молодежи» мы говорим о том, что в психологии профессионального мышления антиципация означает общее схематизированное представление об ответе на проблему до ее детального исследования.

Для реализации таких профессионально важных качеств, как целенаправленность, объективность психологу просто необходимы эмоциональная устойчивость в фрустрирующих ситуациях и ситуациях неопределенности, богатое воображение для «проигрывания» ситуаций в уме, интуиция и позитивное самоотношение, как правило, ярко проявляющиеся в тренинговых формах работы.

Таким образом, многоаспектная и успешная деятельность практического психолога, где бы он ни работал: в школе, в вузе, в управленческом аппарате, в органах УВД, пенитенциарной системе — представляет собой прогнозирование индивидуальных особенностей клиента в виде антиципирующих свойств личности, которые необходимо и в себе вырабатывать психологу— профессионалу (Скрипник Т.В., 2000).

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М., 1994.- С. 70.

2. Анохин, П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения / П.К. Анохин. — М. : Наука, 1972. — С. 12, 16.

3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. — М. : Наука, 1990. — С. 45.

4. Иванников, В.А., Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. — М., 1978. — С. 57,93.

5. Жданов, И.А. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности / И.А. Жданов. — М. : ВНМЦ, 1988. — С. 38, 98 — 99.

6. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М. : Наука, 1980. — С. 25.

7. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. — М., 2000. — С. 28.

8. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1990. — С. 32.

9. Скрипник, Т.В. Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведения в среде молодежи / Т.В. Скрипник. — Омск, 2005. — С. 44 — 48.

СКРИПНИК Татьяна Владимировна, профессор по кафедре психологии Омской гуманитарной академии, кандидат психологических наук, доцент ВАК, докторант Иркутского госпедуниверситета.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.11.2008 г.

© Скрипник Т.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.