Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АНТИМАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИИ НА РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА '

ВЛИЯНИЕ АНТИМАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИИ НА РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / антимаркетинг / слеминг / креминг / провайдинг / фальсифицированные товары / marketing / anti-marketing / slamming / creaming / providing / falsified goods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.И. Кравченко, М.С. Субботина

Рассмотрены современные проблемы маркетинга, влияющие на развитие организаций. Также изучены причины появления антимаркетинга, и способы борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ANTI-MARKETING ACTIVITIES ON THE MARKETING DEVELOPMENT

The main idea of the article is modern marketing problems that influencing the development of organizations. Also studied the causes of anti-marketing and ways to prevent it.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АНТИМАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИИ НА РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА »

УДК 339.138

ВЛИЯНИЕ АНТИМАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА

Е. И. Кравченко, М. С. Субботина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: juice.eee@mail.ru

Рассмотрены современные проблемы маркетинга, влияющие на развитие организаций. Также изучены причины появления антимаркетинга, и способы борьбы с ним.

Ключевые слова: маркетинг, антимаркетинг, слеминг, креминг, провайдинг, фальсифицированные товары.

INFLUENCE OF ANTI-MARKETING ACTIVITIES ON THE MARKETING

DEVELOPMENT

E. I. Kravchenko, M. S. Subbotina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: juice.eee@mail.ru

The main idea of the article is modern marketing problems that influencing the development of organizations. Also studied the causes of anti- marketing and ways to prevent it.

Keywords: marketing, antimarketing, slamming, creaming, providing, falsified goods.

В экономической среде маркетинг является инструментом, который вызывает интерес у потребителя, тем самым создавая спрос на товары и услуги. Главная задача маркетинга -обеспечить интерес потребителя к товару даже в условиях переполненного рынка. В современном мире маркетинг - это не только инструмент, помогающий увеличивать прибыль отдельным бизнесам, это средство для роста экономики в целом.

В рыночной экономике существует множество различных проблем. Одна из наиболее важных и актуальных - проблема обмана потребителя средствами фальсификации товаров и услуг, неправдивые сведения о качестве продукта и его пользе.[1] Именно с помощью антимаркетинга некоторые производители удовлетворяют свои интересы, дезинформируя потребителей. Принципиальным отличием антимаркетинга от маркетинга является стремление удовлетворить только собственные экономические потребности, получая прибыль за счёт интересов потребителей.

Рассмотрим три вида нарушений, относящиеся к антимаркетингу :

1. Слеминг (с английского означает «захлопывать, закрывать дверь») - перевод потребителя на телефонное обслуживание другой телефонной компании без его согласия.

2. Креминг (в переводе - «лгать») - это взимание с клиента дополнительной платы за навязанные, незаконные услуги.

3. Провайдинг (означает «обеспечение») - умышленное навязывание некачественных, фальсифицированных товаров и услуг, обычно по электронной почте или рекламе.

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»

Также в зависимости от фальсификации основных характеристик товаров и услуг различают следующие виды антимаркетинга: информационный, экономический и потребительский. Информационные антимаркетинг направлен на стимулирование сбыта товаров и услуг с помощью недостоверной информации. Имеет место быть фальсификация сведений на маркировке, в товарно-сопроводительных документах: ложные сведения об ассортиментной принадлежности, качестве, количестве и изготовителе. Другой формой данного вида антимаркетинга являются недобросовестные реклама, пропаганда и консультации персонала торговой организации. Они базируются на информационной фальсификации, которая выступает обязательным условием любой фальсификации (ассортиментной, количественной, качественной или стоимостной). Поэтому информационный антимаркетинг — обязательная часть двух других видов антимаркетинга [2].

Экономический антимаркетинг направлен на получение незаконной прибыли путем необоснованного изменения цен. Данный вид основан на несоответствии цен основополагающим характеристикам товаров и услуг, которые определяют их потребительную ценность. Кроме того, экономический антимаркетинг осуществляется путем взимания дополнительной платы за непоставленные товары или не оказанные услуги, а также при поставке товаров либо оказании услуг с нарушением сроков.

И, наконец, потребительский антимаркетинг - это деятельность по продвижению товаров и услуг путем удовлетворения реальных внешних потребностей средствами, которые на самом деле не удовлетворяют эти потребности, а отвечают лишь интересам самой организации [3]. Формами проявления потребительского антимаркетинга являются:

- реализация фальсифицированных товаров и услуг по сниженным ценам;

- несоблюдение условий договора купли-продажи или поставки по ассортименту, количеству, качеству и цене;

- отказ от выполнения обоснованных претензий при реализации некачественных товаров;

- невыполнение обязательств по предоставлению послепродажных дополнительных услуг;

- навязывание потребителю ненужных ему товаров и услуг;

- стимулирование продаж товаров, удовлетворяющих не основные, а второстепенные потребности.[4]

Рассмотрим пример такого товара на рынке города Красноярска: гранатовый сок «Nar» продается на многих прилавках местных магазинов. Производитель указывает в составе только гранатовый сок прямого отжима, цена одной бутылки около 125 рублей. В рекламе своего продукта, производитель говорит о пользе гранатового сока, о высоком содержании в нём необходимых витаминов и об абсолютной натуральности своего продукта. Однако, гранатовый сок фирмы «Gran» имеет совершенно другой состав: гранатовый сок, вода питьевая, регулятор кислотности, лимонная кислота и сахар, но ценовая категория у них одинаковая, цена одной бутылки около 120 рублей. Стоит обратить внимание, что высококачественный натуральный продукт не может быть дешевым. Многие потребители, купив сок гранатовый сок «Nar» утверждают о ложной информации о составе на этикетке. Их мнение подтверждают отзывы специалистов. При прохождении экспертизы выяснилось, что гранатовый сок данной марки не является натуральным гранатовым соком, его объемной доли в составе напитка недостаточно [5]. Это означает, что производитель обманывает своего потребителя, путем предоставления неверной информации. Несмотря на это, сок «Nar» пользуется высоким спросом, это указывает на недостаточность информирования потребителей.

Антимаркетинг широко распространён в экономике России и многих других стран. Важно понимать к каким последствиям он приводит. Из-за фальсификации каких-либо товаров производитель ставит под угрозу безопасность людей.[6] Так, например,

нелицензированный алкоголь, сыры, натуральные соки или предметы мебели могут стать настоящей проблемой для потребителя. Использование некачественных бытовых приборов часто служит причиной проблем со здоровьем, или даже может привести к смертельному исходу.

Противостояние антимаркетинговым мероприятиям позволит не только снизить риски, связанные с безопасностью, но и позволит добиться качественного экономического роста. Прежде всего, необходимо чтобы в сфере реального маркетинга грамотность владельцев бизнесов была на высоком уровне. Также необходимо информировать потребителя о правильном выборе товаров, какие необходимые меры нужно соблюдать при выборе того или иного товара. Потребитель должен в полной мире обладать знаниями о надежных производителях и компаниях-поставщиках, чтобы быть уверенным в своей покупке, не связываясь с «сомнительными» распространителями товаров и услуг.

Библиографические ссылки

1. Алексунин В.А., Дубаневич Е.В., Скляр E.H. Маркетинговые коммуникации. Практикум. - М.: Дашков и К, 2018. 196 с.

2. Дронова О.Б./журнал Вестник Московского университета МВД №11/ Основные виды потребительских товаров, не соответствующие установленным требованиям, 2015. с.99

3. Николаева М.А., Григорьева Е.А./Сибирский торгово-экономический журнал №2(23)/Антимаркетинг в России и за рубежом 2016. с.63

4. Электронный журнал Коммерсантъ/ [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3184788 (дата обращения: 23.03.2020)

5. Электронный журнал Спрос/[Электронный ресурс] URL: http://spros-online.ru/testi/o-chem-povedala-voda

6. Щепилова Г.Г. Маркетинговое и правовое обеспечение рекламной деятельности: учебник для СПО / Г.Г. Щепилова, К.В. Щепилов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. 381 с.

© Кравченко Е. И., Субботина М. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.