Научная статья на тему 'Проблема качества и фальсификации продукции на рынках Дагестана'

Проблема качества и фальсификации продукции на рынках Дагестана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА / КАЧЕСТВ ТОВАРА / РЫНОК ДАГЕСТАНА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / НЕКАЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / FALSIFICATION / COUNTERFEIT PRODUCTION / REQUIREMENTS OF THE STANDARD / QUALITIES OF GOODS / MARKET OF DAGESTAN / CONSUMER MARKET / LOW-QUALITY PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаева А. У.

В Дагестане оборот фальсифицированной пищевой продукции растет каждый день, о чем свидетельствуют многочисленные сведения Роспотребнадзора, а также частных (надзорных) организаций, которые осуществляют независимый контроль. При подсчете количества встречающегося фальсификата по всем группам продукции на продовольственном рынке республики результаты пугают. Причина постоянно растущей фальсификации - это устаревшая система законодательной базы и отсутствие единой государственной системы контроля за производством и оборотом фальсифицированной продукции. Ушли в прошлое те времена, когда мы, приходя в магазин, безоговорочно верили той информации, которая была напечатана на ярлыках и этикетках различных продовольственных и промышленных товаров. Теперь даже в дорогом магазине нас порой мучает вопрос: «А не подделка ли это?». Этот вопрос мучает не только россиян. Явление фальсификации товарной продукции на рынках Дагестана приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF QUALITY AND ADULTERATION OF PRODUCTS IN THE MARKETS OF DAGESTAN

In Dagestan, the turnover of counterfeit food products is growing every day, as evidenced by numerous information of Rospotrebnadzor, as well as private (Supervisory) organizations that exercise independent control. When calculating the number of counterfeit products for all groups of products in the food market of the Republic, the results are frightening. The reason for the constantly growing falsification is an outdated system of legislation and the lack of a unified state system of control over the production and circulation of counterfeit products. Gone are the days when we came to the store, unconditionally believed the information that was printed on the labels and labels of various food and industrial products. Now, even in an expensive store we are sometimes tormented by the question: "Is not it a fake?". This question torments not only Russians. The phenomenon of falsification of commodity products in the markets of Dagestan has become particularly large in recent decades.

Текст научной работы на тему «Проблема качества и фальсификации продукции на рынках Дагестана»

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА И ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА

РЫНКАХ ДАГЕСТАНА

Атаева А. У.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,

г. Махачкала

Аннотация. В Дагестане оборот фальсифицированной пищевой продукции растет каждый день, о чем свидетельствуют многочисленные сведения Роспотребнадзора, а также частных (надзорных) организаций, которые осуществляют независимый контроль. При подсчете количества встречающегося фальсификата по всем группам продукции на продовольственном рынке республики результаты пугают. Причина постоянно растущей фальсификации - это устаревшая система законодательной базы и отсутствие единой государственной системы контроля за производством и оборотом фальсифицированной продукции. Ушли в прошлое те времена, когда мы, приходя в магазин, безоговорочно верили той информации, которая была напечатана на ярлыках и этикетках различных продовольственных и промышленных товаров. Теперь даже в дорогом магазине нас порой мучает вопрос: «А не подделка ли это?». Этот вопрос мучает не только россиян. Явление фальсификации товарной продукции на рынках Дагестана приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы.

Ключевые слова: фальсификация; контрафактная продукция; требования стандарта; качеств товара; рынок Дагестана; потребительский рынок; некачественная продукция.

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются достижениями перехода к рыночным отношениям. В то же время, особенностью современного потребительского рынка является большая доля недоброкачественной, опасной продукции, попадающей в обращение в обход

действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан. И зачастую обыденному потребителю трудно разобраться в этом товарном многообразии и сделать компетентный выбор товаров [1].

Как известно из аналитических материалов, наибольший уровень фальсификата приходится на мясную и молочную продукцию. Ниже представлены сведения по количеству фальсифицированной пищевой продукции в процентном соотношении:

1. мясная продукция — более 85%, в первую очередь это колбасные изделия, замороженные полуфабрикаты, копчености и консервы;

2. молочная продукция — более 65%, основная доля фальсификата приходится на сливочное масло, молоко цельное, сгущенное, мороженое, сыры и сметана;

3. алкогольные напитки - от 58%, фальсификаты приходятся на все группы напитков (пиво, вино, шампанское, водки, коньяки, а также элитные и фирменные крепкоалкогольные напитки);

4. рыбная продукция - от 55%, чаще всего фальсификации подвергаются консервы и замороженные полуфабрикаты;

5. жировая продукция - от 40%, основная доля фальсификата это оливковое и подсолнечное масло [2].

При мониторинге продукции часто обнаруживаются примеры завуалированной информационной фальсификации, например на упаковке маргарина «Коровка» (производитель ООО «Молочные продукты» (г. Нальчик) написано, что это не МАСЛО, причем слово масло выделено чрезвычайно броско. А частичка «не» вовсе и незаметна. В этом продукте нет ни грамма продукции, которую дает корова. Так зачем ее изображать на упаковке и называть «Коровка»? Не для того ли только, чтобы выдать маргарин за сливочное масло?

Итоги всероссийского исследования качества более 70% всего

рынка сливочного масла, проведенного Роскачеством совместно с Россельхознадзором и Роспотребнадзором, свидетельствуют, большая часть масла, продаваемого в отечественных магазинах, соответствует всем требованиям, а четверть — превышает действующие ГОСТы по качеству и претендует на государственный Знак качества. Однако без фальсификата не обошлось.

Специалисты подсчитали, что товары с нарушениями в категории «сливочное масло» в целом занимают 25,59% рынка. Товары, фальсифицированные немолочными жирами, занимают 13,56% рынка в натуральном выражении. 53 товара из 82 полностью соответствуют установленным требованиям. Из них 19 брендов признаны товарами повышенного качества, так как по своим показателям они превышают требования действующих ГОСТов и могут претендовать на получение государственного Знака качества [3].

Товарами повышенного качества по итогам первого всероссийского мониторинга качества молочной продукции стало масло под марками «Приволжский молочный завод» (Нижегородская обл), «Выбор хозяйки» (Самарская область), «Кунгурское» (Пермский край), «Нытвенское» (Пермский край), «Вемол» (Пермский край), «Вятушка» (Кировская область), «Стожок» (Р. Удмуртия), «Крестьянское» (Краснодарский край), «Чабан» (Р. Кабардино-Балкария), «МОЛОКО» (Калининградская область), «Кот де Франс» (Калининградская область), «Молочная сказка» (Алтайский край), «Каждый день» (Омская область), Fine life (Московская область), «Простоквашино» (Москва), «Вкуснотеево» (Воронежская область), «Козельское живое» (Калужская область), «Домик в деревне» (Владимирская область), «Томмолоко» (Томская область).

Лучшее масло произведено в Москве и Московской области, Нижегородской, Самарской, Кировской, Калининградской, Омской, Калужской,

Томской, Воронежской и Владимирской областях, Пермском, Краснодарском и Алтайском краях, республиках Удмуртия и Кабардино-Балкария.

Бактерии кишечной палочки были найдены в масле «Грин Агро» (Московская область), «Ирбитское» (Свердловская область), «Молочный комбинат «Ставропольский»» (Ставропольский край), «Омский знак качества» (Омская область), «Очень важная корова» (Татарстан), «Семёнишна» (Красноярский край) и «Сливочное утро» (Алтайский край)). Повышенное количество бактерий (КМАФАнМ) зафиксировано в продуктах «Грин Агро» (МО), «Молочный комбинат «Ставропольский»» (Ставропольский край), «Омский знак качества» (Омская область) и «Семёнишна» (Красноярский край). В масле «Белый медведь» (Ростовская область) найдены дрожжи и плесени.

Центральным пунктом исследования трех ведомств стала проверка на фальсификацию. По закону, сливочное масло готовится из коровьего молока, сливок или других продуктов переработки молока, то есть исключительно из молочных жиров. Если в продукте есть растительные жиры, он не имеет права называться сливочным маслом - только спредом.

Все исследованное сливочное масло, согласно информации на упаковке, должно было быть произведено из «пастеризованных сливок». Однако, в 10 из 82 продуктах были найдены растительные жиры («Аппетитно Круглый год» (Московская область), «Буденновскмолпродукт» (Ставропольский край), «Волжаночка» (Волгоградская область), «Крестьянское из Башкирии» (Челябинская область), «Лав продукт» (Московская область), «Серышевский» (Амурская область), «Сулимовское» (Челябинское область), «Сулимовское «Башкирское»» (Челябинская область), «ТД Сметанин» (Московская область) и «То, что надо» (Московская область)).

Кроме того, эксперты провели исследование жирности продукта - в «Крестьянском» сливочном масле она не должна быть ниже 72,5%. Заниженная жирность выявлена в девяти торговых марках из 82: «Кубанский молочник»

(Краснодарский край), «Здоровье из Предгорья» (Краснодарский край), «Першинское» (Тюменская область), «Буденновскмолпродукт» (Ставропольский край), «Тюменьмолоко» (Тюменская область), «Янта» (Иркутская область), «Карлов двор» (Белгородская область), «Благовещенский молочный комбинат» (Амурская область), «Славмо» (Республика Карелия). Максимальное отклонение фактической жирности от заявленной составило 7%

[4].

Приобретая товар, необходимо обращать внимание не только на состав продукта, но и на очередность перечисления компонентов. Первым в списке стоит тот ингредиент, содержание которого в продукте наибольшее. Остальные компоненты идут в порядке убывания.

Загляните в свой холодильник почитайте состав продукта, например, у майонеза или кетчупа. Вы будете удивлены, но многие производители в качестве основного ингредиента используют воду (?!). И только потом следуют крахмал, стабилизатор, эмульгатор и т. д.

Поэтому, чтобы не платить в большей мере за воду, выбирайте все же тот кетчуп, где в составе продукта на первом месте значится томатная паста, и тот майонез, где на первом месте в составе продукта стоит растительное масло.

В рекламе майонеза «Мг. Riссо» очень много говорится о пользе перепелиных яиц, включенных в его состав. Но, покупая его, потребитель должен знать, что содержание перепелиных яиц в майонезе не превышает 0,5% от общей массы. Ведь в списке ингредиентов они стоят на 8 месте после растительного масла, воды, сахара, соли, сухого молока, стабилизатора, уксуса. Правомочно ли утверждение, что перепелиные яйца являются основой этого майонеза?

Поэтому проведение независимых экспертиз на потребительском рынке как мероприятий, направленных на комплексное исследование, идентификацию и оценку основополагающих характеристик товаров, продуктов и услуг, - это

насущная необходимость для потребителей нашего города. Ведь благодаря всесторонней объективной информации, подученной в результате проведения независимых экспертиз, потребители получают возможность выбирать товар или услугу более осознанно, что отражается на уровне их требовательности к товарам, продуктам и услугам, также на уровне ответственности производителей и продавцов.

Также фальсификации подвергаются многочисленные группы продукции: это и мед, чай, кофе, специи, безалкогольные напитки, особенно гранатовый сок (на долю этого продукта приходится 95% фальсификата), шоколад и многое другое. Фальсификация пищевых продуктов это не только изготовление и реализация поддельных продуктов, ингредиентный состав которых, не соответствует своему назначению и рецептуре, но и «глобальное мошенничество» пищевых производителей.

Незаконный ввоз, производство и оборот продукции, в том числе контрафактной причиняет вред здоровью и жизни человека, и тормозит экономическое развитие страны. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос разработки эффективных механизмов воздействия на эту проблему.

Некачественная продукция заполонила республику Дагестан. 80% товара на рынке - контрафакт. Только в одном Хасавюрте по этой причине возбуждено 86 уголовных дел. Предприниматели для продажи поставляют одежду и обувь кустарного производства из Белоруссии, Алании и Кабардино-Балкарии с лейблами известных брендов. В основном это обувь, одежда, часы и продукция сотовой связи. А также в продаже большое количество поддельной алкогольной и пищевой продукции. Только за этот год в Дагестане из торгового оборота изъято некачественного товара на 11 миллионов рублей [5].

В Дагестане чаще всего подделывают продукцию легкой промышленности - одежду, детскую обувь, меховые изделия. К таким выводам пришли сотрудники Роспотребнадзора республики. Только с начала этого года они

провели почти 300 проверок торговых точек. Большинство нарушений коснулись несоблюдения требований к маркировке товара. Другими словами, более трети всей продукции оказалось контрафактной.

На прилавках рынка Махачкалы можно найти любую вещь: джинсы от Версаче, футболку от Шанель, кроссовки Лакост и Адидас. Это те марки, которые пользуются у горожан особым спросом. Но все это - подделки.

Сейчас в Махачкале работает 4 вещевых рынка и больше 10 торговых центров. Обувь, одежду и даже косметику в основном везут из стран Юго-восточной Азии, Турции и Китая. Вероятность того, что и в магазинах тоже продается контрафакт, велика.

В подделках чаще всего производители используют синтетические материалы: вместо кожи - кожзаменитель, вместо металла - окрашенный пластик, а вместо кристаллов Сваровски - стразы из дешевого стекла, которые отлетают при первой же стирке. Но это не останавливает покупателей. Эксперты в области потребительского рынка объясняют это тем, что хорошей и качественной одежды даже в сетевых фирменных магазинах либо нет, либо по цене она доступна немногим.

Только за этот год Роспотребнадзор изъял на рынках Махачкалы более 300 партий контрафактной одежды и обуви, общая сумма штрафов составила почти миллион рублей. Специалисты проводят регулярные рейды по рынкам и магазинам и проверяют документы на товар. Каждый второй предприниматель торгует здесь подделкой.

Еще хуже обстоит дело с продуктами питания. Проблема, которая наносит нам колоссальный урон и может принести его еще больше - это массовая фальсификация пищевой продукции. По выборочным проверкам местных рынков, установлено устойчивая фальсификация четверти всей пищевой продукции. В стране фальсифицируются все виды продуктов, кроме яиц. Пищевое яйцо фальсифицируют только в Китае, у нас нет.

В Дагестане в результате отобранных проб выявлена фальсификация молочных продуктов. При изготовлении молочных продуктов применялись не молочные жиры, а растительные, что является нарушением требований стандартов. Широкое применение нашли и так называемые заменители молочного жира, представляющие смесь растительных жиров, подвергнутых модификации. Такие жиры были выявлены в молоке, сметане, твороге, кефире и сливочном масле. Чаще всего вместо цельного натурального молока представляют восстановленное молоко с добавлением растительных жиров, затем это молоко используют для изготовления кисломолочной продукции. Подмена одного молока другим очень часто бывает при продаже козьего молока (оно реализуется и по более высокой цене).

Наличие определенных элементов и жиров в составе молока без их указания на маркировке опасно для здоровья человека. Их присутствие может вызвать аллергические реакции с учетом индивидуальной непереносимости потребителя. Применение этих добавок не предохраняет молоко от скисания. И, что самое главное, часто приводит к пищевым отравлениям. Отбор проб молока у производителей и на торговых точках (супермаркетах, рынках) проводится Россельхознадзором по Дагестану ежемесячно. За этот период было проведено 1 472 исследования состава молока. По итогам надзорных мероприятий выявлено в 4 пробах несоответствие по микробиологическим показателям и в 10 пробах -по санитарно-химическим показателям.

Проверки проводились в отношении нескольких торговых сетей, по результатам которых были составлены протоколы и наложены штрафы. «Пресечению производства и оборота фальсифицированной молочной продукции при проведении контрольных мероприятий уделялось особое внимание. По результатам контрольно-надзорных мероприятий за 2018 год изъято из оборота 453 кг молочной продукции, не соответствующей требованиям действующего законодательства [6].

Мы привыкли к желто-оранжевым мягким сухофруктам — их можно встретить и на прилавках супермаркетов, и в небольших экомагазинах. Однако покупатели не подозревают, что есть такую курагу как минимум неполезно для здоровья. Дело в том, что ее обрабатывают токсичным сернистым газом (диоксид серы, Е220), чтобы она хранилась годами, не черствея, чтобы не тускнел цвет, чтобы в кураге не заводились насекомые, не появлялась плесень. Сушат оранжевую курагу в печах под воздействием высоких температур, из-за чего она лишается полезных свойств.

А в дагестанских селах горцы сушат абрикосы под солнцем на плоских крышах домов — и ничем не обрабатывают. От этого они теряют «товарный вид»: становятся коричневыми, сморщенными и жесткими. Несмотря на непрезентабельность, именно эта курага — самая полезная: при естественном высушивании сохраняется большинство витаминов (А, С, РР, В1, В2, В5) и микроэлементов (калий, кальций, железо, фосфор, йод). Высокогорная дагестанская курага полезна при заболеваниях сердца, авитаминозе, малокровии.

Продукт может соответствовать качеству только в сезон. И хотя сейчас в магазинах и на рынках круглогодично можно найти что угодно, местные деликатесы нужно покупать в зависимости от времени года. Летом -гергебильские абрикосы, миатлинские персики, ботлихские медовые груши. Осенью - кизил, молодые грецкие орехи, еще молочный фундук, каштаны, мушмулу.

В Дагестане много частных пасек, пчелам в горах раздолье: природа не тронута цивилизацией — альпийские луга, разнотравье. Кстати, мед, в котором присутствует букет трав, полезнее моносортов (гречичного, липового и других), хотя зреет дольше. Кроме обычного прозрачного жидкого меда на рынке можно купить мед в сотах, есть и продукты пчеловодства: прополис, перга.

Существует много различных способов проверки меда на натуральность, неразбавленность, на отсутствие посторонних примесей. Во-первых, нужно

обратить внимание на внешний вид меда. Жидким он может быть только в первые месяцы после сбора. Затем он густеет, кристаллизуется. В банке не должно быть расслоений, осадка. Летом мед можно «намотать» на ложку: он закручивается вокруг нее, как карамель. Еще можно растворить немного меда в воде и капнуть туда йод: если раствор посинел, значит, в мед подмешан крахмал

[7].

Компании, которые производят нормальную продукцию, экономически оказываются в крайне невыгодном положении. Государство должно наводить здесь порядок, создавать условия для развития производителей сырья и перерабатывающей промышленности. Необходимо пресекать факты ввоза фальсифицированного товара в республику уже на административных границах и создать специальные оптовые базы, куда будет поступать только проверенный товар.

Кроме этого, учитывая описанные факторы внешней среды, многим компаниям сегодня становится необходимым пересматривать собственные стратегии, выбирать новые экономические инструменты, искать новые рынки, выводить новые продукты и услуги, модифицировать стратегии продвижения, чтобы не только отстраиваться от множественных конкурентов, своевременно реагировать на быстрое изменение рыночной ситуации, но и приводить к принципиальным изменениям собственные модели управления компанией на отдельно взятом рынке и/или рыночном сегменте [8].

Литература

1. Климошенко С. Фальсификация пищевой продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscontrol.com/community/article/fal-sifikatsiia-pishchievoi-produktsii.

2. Потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг: материалы VIII международной научно-практической конференции (г. Орел, 910 ноября 2015 г.) / Приокский государственный университет; под общ. ред. д-ра

техн. наук доц. О. В. Евдокимовой. - Орёл: Изд-во ОрёлГИЭТ, 2015. - 400 с.

3. Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по материалам 72-й науч.-практ. конф. студентов по итогам НИР за 2016 год / отв. за вып. А. Г. Кощаев. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 1050 с.

4. Николаева, М. А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров / М.А. Николаева, М.А. Положишникова. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 464 c.

5. Хасис, Л. А. Розничный рынок продовольственных товаров: конкурентные стратегии и государственное регулирование / Л.А. Хасис. - М.: Синергия, 2017. - 197 c.

6. Чехонадских, И.И. Исследование маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций. Монография / И.И. Чехонадских. - М.: КноРус, 2016. - 112 c.

7. Писарева Е.В. Теоретический аспект использования маркетинга как стратегического инструмента управления рынком [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2017. -№ 1. - Режим доступа: http: http://www.a-factor.ru/archive/item/18-teoreticheskij-aspekt-ispolzovaniya-marketinga-kak-strategicheskogo-instrumenta-upravleniya-rynkom (доступ свободный). - Загл. с экрана.

8. Зеликова С.Е., Рахматуллина Г.И. Маркировка товаров как способ защиты потребительского рынка от некачественной продукции //Актуальные проблемы идентификации, классификации и экспертизы товаров в таможенных целях: сборник материалов научно-практической конференции кафедры товароведения и таможенной экспертизы факультета таможенного дела. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. - 104 с.

THE PROBLEM OF QUALITY AND ADULTERATION OF PRODUCTS IN THE MARKETS OF DAGESTAN

Ataeva A. U.

Dagestan state University University of national economy»,

Makhachkala

Annotation. In Dagestan, the turnover of counterfeit food products is growing every day, as evidenced by numerous information of Rospotrebnadzor, as well as private (Supervisory) organizations that exercise independent control. When calculating the number of counterfeit products for all groups of products in the food market of the Republic, the results are frightening. The reason for the constantly growing falsification is an outdated system of legislation and the lack of a unified state system of control over the production and circulation of counterfeit products. Gone are the days when we came to the store, unconditionally believed the information that was printed on the labels and labels of various food and industrial products. Now, even in an expensive store we are sometimes tormented by the question: "Is not it a fake?". This question torments not only Russians. The phenomenon of falsification of commodity products in the markets of Dagestan has become particularly large in recent decades.

Key words: falsification; counterfeit production; requirements of the standard; qualities of goods; market of Dagestan; consumer market; low-quality production.

References

1. Klimoshenko S. Falsification of food products [Electronic resource]. - Access mode: https://roscontrol.com/community/article/fal-sifikatsiia-pishchievoi-produktsii.

2. Consumer market: quality and safety of goods and services: materials of VIII international scientific-practical conference (St. Petersburg, 9-10 November 2015) / Oka state University; under the General editorship of Dr. sci. Sciences Assoc. O. V. Evdokimova. - Orel: Publishing house of Gilgit, 2015. - 400 p.

3. Scientific support of agro-industrial complex: collection of articles on materials of the 72nd scientific.- prakt. Conf. students according to the results of NIR for the year 2016 / ed. for vol. A. G. Kashchayev. - Krasnodar : Kubsau, 2017. - 1050 p.

4. Nikolaev, M. A. Identification and detection of falsification of food products. - Moscow: Forum, Infra-M, 2017. - 464 c.

5. Khasis L. A. Retail food market: competitive strategies and government regulation / L. A. Khasis. - M.: Synergy, 2017. - 197 c.

6. Chekhonadskikh, I. I. study of the labeling as a means of identification when performing customs operations. Monograph / I. I. Chekhov. - M.: KnoRus, 2016. - 112 c.

7. Pisareva E. V. Theoretical aspect of the use of marketing as a strategic tool of market management [Electronic resource] / / a-factor: research and development (Humanities). - 2017. - № 1. - Access mode: http: http://www.a-factor.ru/archive/item/18-teoreticheskij -aspekt-ispolzovaniya-marketinga-kak-strategicheskogo-instrumenta-upravleniya-rynkom (free access). The title. from the screen.

8. Zelikova S. E., Rakhmatullina G. I. Marking of goods as a way of protection of the consumer market from low-quality products / / Actual problems of identification, classification and examination of goods for customs purposes: collection of materials of scientific and practical conference of the Department of commodity science and customs examination of the faculty of customs. M.: RIO of the Russian customs Academy, 2016. - 104 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.